координирующей загрузку технических средств, принимает решение о замене технических средств. Руководство работами по восстановлению нормального действия оборудования осуществляет начальник смены. Все случаи нарушения нормальной работы оборудования должны быть зафиксированы в рабочем журнале. На каждый случай брака и технической остановки составляется акт с объяснением причин нарушений и действий, предпринятых дежурным и ремонтным персоналом и режиссерской бригадой по устранению брака и определению виновных. Анализ организует руководитель смены (или старший по тракту). Анализ производится непосредственно после окончания работы, во время которой имели место брак или техническая остановка. В случае невозможности определения причины дефекта непосредственно после работы для выявления причины устанавливается дополнительный срок. 9.3.4. Режиссерская бригада при нарушении нормальной работы оборудования во время эфира обязана: - не использовать в работе неисправное оборудование, указанное старшим аппаратной; - осуществить перевод работы на оговоренный местной инструкцией оперативный резерв; - включить в программу заставку, если использование резервов не устранило нарушение; - продолжить работу после сообщения старшего по аппаратной о готовности технических средств к работе; - при невозможности продолжения передачи в эфир из данной аппаратной организовать переход на другие технические средства по согласованию с ответственным представителем службы, планирующей загрузку технических средств; - участвовать в разборе нарушений в телевизионном вещании и в составлении акта. 9.3.5. Во время записей и репетиций при нарушении нормальной работы оборудования главной задачей дежурного эксплуатационно-технического персонала и режиссерской бригады является принятие оперативных мер к устранению нарушения и продолжению записи с сохранением, по возможности, высокого качества выходной продукции. 9.3.6. Дежурный эксплуатационно-технический персонал обязан: - уведомить режиссерскую бригаду о наличии и характере неисправности и совместно с ней решить вопрос о продолжении работы с ограниченным количеством технических средств; - при попадании в запись фрагментов с низким качеством, обусловленным неисправностями технических средств, потребовать записи технического дубля (при записи специально подготовленных, несобытийных передач); - в случае отказа режиссерской бригады от записи технического дубля зафиксировать этот факт в эксплуатационной документации (журнал аппаратной, сопроводительный документ к видеокассете) с подтверждающей подписью режиссера; - в случае отказа режиссерской бригады от продолжения записи в режиме ограниченного объема технических средств сообщить старшему по тракту. Старший по тракту (начальник смены) совместно с представителями служб, координирующих загрузку технических средств, решает вопрос о возможности продолжения работ на других технических средствах. 9.3.7. Режиссерская бригада при нарушении нормальной работы оборудования во время записей и репетиций обязана: - при возникновении на изображении или в звуковом сопровождении ТВ программы явных дефектов, а также при получении уведомления от дежурного эксплуатационно-технического персонала о наличии неисправностей, которые могут привести к снижению качества выходной продукции, исключить из работы вышедшие из строя технические средства; - совместно со старшим по аппаратной решить вопрос о дальнейшем продолжении работы с использованием ограниченного объема технических средств; - по требованию персонала аппаратной сделать запись технического дубля; - при невозможности записи технического дубля, вызванной объективными причинами, сделать подтверждающую запись в эксплуатационной документации; - при невозможности продолжения записи с ограниченным количеством технических средств решить вопрос о продолжении работы на других технических средствах совместно с ответственным представителем службы, координирующей загрузку технических средств. 9.3.8. Время перехода на оперативное резервное оборудование (горячий резерв) не должно превышать 5-ти секунд. Нормативы перехода на неоперативные резервы (связанные со сменой блоков, перезарядкой видеомагнитофонов, магнитофонов и т.п.) устанавливаются специальными технологическими инструкциями. 9.3.9. Особенности действий персонала при нарушении нормальной работы в конкретных аппаратных могут определяться специальными инструкциями. 9.4. Обязанности внесменного персонала 9.4.1. К внесменному техническому персоналу относится не входящий в состав смен персонал эксплуатационных служб и специализированных подразделений, производящий ремонтно-регулировочные работы, профилактические осмотры, ремонты и измерения, работы по модернизации и развитию, внедрению рацпредложений и т.п. 9.4.2. Внесменный персонал может проводить работы в аппаратных только с разрешения старшего по аппаратной или по команде руководителя эксплуатационного подразделения. 9.4.3. Выполненная внесменным персоналом работа должна быть принята руководителем работ и старшим по аппаратной (начальником смены) с оформлением соответствующей записи в журнале аппаратной. 9.4.4. При незавершении работ в аппаратной в течение рабочего дня внесменным персоналом руководитель работ обязан доложить старшему по аппаратной (начальнику смены) о состоянии оборудования, на котором ведутся работы. 9.4.5. Внесменный персонал несет ответственность за качество выполненных работ. Дополнение к разделу 9 Приведенные в настоящем разделе обязанности сформулированы для крупных и средних телеорганизаций, технологическая структура которых состоит из ряда связанных технологическим взаимодействием студий, аппаратных и других технических средств. В таких телеорганизациях, как правило, достаточно большой штат, как инженерно-технических, так и программно-режиссерских работников. Различные телеорганизации могут иметь разную технологическую и штатную структуру, разный состав работников, выполняющих инженерно-технические и программно-режиссерские функции, поэтому подробные перечни обязанностей эксплуатационно-технических и программно-режиссерских работников должны определяться местными инструкциями. Это в особенности относится к небольшим телекомпаниям. При создании местных инструкций необходимо учитывать ряд общих основных положений: При нормальной работе оборудования 1. Основной задачей эксплуатационно-технического персонала является обеспечение бесперебойной работы основного и резервного оборудования, используемого при проведении разного вида работ, проводимых в процессе создания телевизионных программ. 2. Технический персонал обязан контролировать работу оборудования, обеспечивать соблюдение режимов и параметров его работы, определяемых ТУ (инструкциями по эксплуатации), обеспечивать выполнение требований ГОСТ и других нормативных документов на телевизионные и звуковые сигналы, выполнять оперативные требования программно-режиссерских работников на необходимые коммутации, перестановки, переключения. 3. Программно-режиссерский персонал обязан: - соблюдать технологические правила и инструкции при работе с оборудованием; - правильно производить необходимые в работе переключения и другие манипуляции на оборудовании. При нарушении нормальной работы оборудования 1. Главной задачей эксплуатационно-технического персонала является обеспечение продолжения работы, а затем - ликвидация нарушения. При этом эксплуатационно-технический персонал должен: - совместно с программно-режиссерским персоналом обеспечить переходы на резервное оборудование и каналы; - определить и сообщить программно-режиссерскому персоналу о вынужденных ограничениях технологических возможностей оборудования, при которых возможно продолжение работы в аварийных условиях; - совместно с программно-режиссерским персоналом принять решение о возможности или невозможности продолжения работы; - принять меры к определению причины и устранению неисправности. 2. Основной задачей программно-режиссерского персонала является продолжение работы путем использования резервного оборудования или, если это возможно, продолжение работы с некоторыми ограничениями технологических возможностей оборудования, вызванными неисправностью. Решение о невозможности продолжения работы принимает ответственный за работу программно-режиссерский сотрудник. 10. Хранение (архивирование) видеофонограмм и фонограмм 10.1. Виды архивов 10.1.1. По принадлежности архивы видеофонограмм подразделяются: - национальные (централизованные) архивы; - внутренние архивы телеорганизации. Национальные архивы: - Гостелерадиофонд - централизованный государственный архив, предназначенный для хранения видеофонограмм, содержащих материалы, имеющие общегосударственную историческую, культурную или научную ценность; - региональные государственные архивы; - архивы, создаваемые группой телеорганизаций на кооперативных началах. Внутренние архивы находятся в ведении телеорганизации и предназначены для хранения и использования собственных материалов как внутри, так и между организациями. Порядок сдачи материалов в Гостелерадиофонд определяет МПТР и Правительство РФ. Порядок сдачи материалов во внутренние архивы определяет руководство телеорганизации. Порядок сдачи материалов в другие архивы определяется их владельцами. 10.1.2. По срокам хранения материалов архивы делятся на: - архивы временного хранения - до нескольких месяцев; - архивы длительного хранения - до 5 и более лет. Каждая телеорганизация может иметь как архивы временного, так и длительного хранения. 10.1.3. По виду носителя информации архивы содержат видеофонограммы: - на киноленте; - на магнитной ленте (традиционные); - на диске (компьютеризированные). Примечания. 1. Рекомендации по организации оперативного компьютеризированного архива и хранению информации на дисках приведены в Приложении Р. 2. Требования к хранилищам и условиям хранения видеофонограмм на дисках находятся в стадии разработки. 10.2. Назначение архива 10.2.1. Формирование фонда кино-, видео- и звуковых материалов на различных видах носителей. 10.2.2. Обеспечение сохранности ценных фондовых материалов с переводом их на современные долговременные носители. 10.2.3. Предоставление комплекса услуг по обеспечению редакций компании видео- и звуковыми материалами собственного архива для производства программ. 10.2.4. Предоставление регламентированного доступа к видео - и/или звуковым материалам каждому творческому и программному работнику. 10.2.5. Предоставление сторонним организациям видео- и/или звуковых материалов на договорной основе. 10.3. Состав и функциональные возможности архива 10.3.1. Архив должен включать: - хранилища кино-, видео- и звуковых материалов с обеспечением соответствующих условий хранения; - технологическое оборудование для архивирования и реставрации, а также для перевода (консервации) кино-, видео- и звуковых материалов на цифровые носители. Примечание. Для перезаписи на цифровые носители ценных (художественных, исторических, коммерческих) материалов оборудование рекомендуется оснащать устройствами цифровой обработки сигналов для подавления шумов, царапин, побитостей, цветовой и звуковой коррекции; - программные средства и устройства для ввода сведений о материалах в базу данных; - базу для оперативного и автоматизированного поиска и доступа к информации обо всех кино-, видео- и звуковых материалах компании. 10.3.2. База данных должна содержать: - аннотацию; - сведения: о носителях; о местонахождении материалов; об исполнителях; авторских правах; - систему поиска по признакам и т.п. 10.3.3. В перспективе база данных должна содержать видео- и звуковую информацию в просмотровом варианте, гипертекстовые описания программ, обеспечивать доступ в российские и зарубежные сети и системы обмена видео- и звуковыми материалами. 10.4. Требования к хранилищам и условиям хранения видеофонограмм и фонограмм 10.4.1. Видеофонограммы и фонограммы на магнитной ленте 1. Помещения, предназначенные для долговременного хранения видеофонограмм и фонограмм, не должны иметь окон. Электрическое освещение желательно осуществлять лампами дневного света с плафонами, имеющими гладкую наружную поверхность. Кратковременное хранение может осуществляться в помещениях с естественным светом, но при этом в него не должны попадать прямые солнечные лучи. 2. Помещения хранилищ должны быть защищены от пыли. Помещения для длительного хранения должны быть оснащены системами фильтрации воздуха и создания избыточного давления. 3. Температура в хранилищах должна поддерживаться в пределах от 8 ЬC до 15 ЬC, но не ниже 8 ЬC, относительная влажность - не выше 30%. 4. Напряженность магнитных полей в хранилище не должна превышать 400 А/м (ГОСТ Р 51317.2.5, ГОСТ Р 51408). Примечание. Нежелательно наличие в хранилище и смежных помещениях источников переменного электромагнитного излучения: мощных электродвигателей, размагничивающих устройств, выпрямителей и прочих приборов, содержащих соленоиды. 5. В помещениях хранилищ запрещается хранить и принимать пищу, пить, курить, использовать электронагревательные приборы. 6. Видеокассета (рулон, кассета) должна сохраняться в вертикальном положении. Катушки должны быть закреплены на втулках (ступицах). При сохранении видеоносителя в пластиковом пакете его следует запечатывать в сухом состоянии. Для этого необходимо предварительно выдержать его в открытом виде в течение нескольких часов. Если специальное оборудование для запечатывания пакетов (например, вакуумная машина) отсутствует, предпочтительнее сохранять рулон или видеокассету вообще без пакета. 7. Каждая лента в архиве должна не реже одного раза в 3 года проверяться на механическое состояние (осколки ленты, загрязнение, повреждение прокладки контейнера и т.п.) и возможность воспроизведения, а также подвергаться перемотке вперед / назад на предмет определения качества намотки. 8. Запрещается хранение видеокассет на рабочих местах и в аппаратных сверх рабочего периода. 9. Обслуживание хранилищ и работа с носителями информации и архивными материалами должны осуществляться специально обученным персоналом. 10.4.2. Видеофонограммы на магнитных и оптических дисках и дискетах 1. В хранилищах должны поддерживаться нормальные климатические условия: - температура - плюс 25 ЬC +/- 10 ЬC; - относительная влажность - от 40% до 80%. 2. Для магнитных носителей напряженность магнитных полей в хранилище не должна превышать 400 А/м. Примечание. Особенно опасны быстропеременные магнитные поля (см. также примечание к пункту 4 подраздела 10.4.1). 3. Помещения хранилищ должны быть защищены от пыли. Помещения для длительного хранения должны быть оснащены системами фильтрации воздуха. Компьютерные диски и дискеты следует хранить не на открытом месте, а в шкафах, коробках и т.д., чтобы на них не садилась пыль. Оптические диски рекомендуется хранить в пластиковых или мягких бумажных конвертах, или на специальных стойках с мягкими прокладками. 4. Хранение может осуществляться в помещении с естественным светом, но при этом в него не должны попадать прямые солнечные лучи. 5. На дискетах всю важную информацию следует хранить в двух экземплярах (на двух дискетах, желательно находящихся в разных местах). Не менее двух раз в год следует проверять читаемость всех архивных или эталонных дискет. 6. Срок хранения носителя не должен превышать его срока службы, указанного производителем. 7. В помещениях хранилищ запрещается хранить и принимать пищу, пить, курить, использовать электронагревательные приборы. 8. Обслуживание хранилищ и работа с носителями информации и архивными материалами должны осуществляться специально обученным персоналом. 10.4.3. Киноматериалы 1. Хранилища и условия хранения киноматериалов должны соответствовать пунктам 1, 2, 4, 5, 8, 9 подраздела 10.4.1. 2. Температура в хранилищах должна поддерживаться плюс 10 ЬC с отклонением +5 ЬC, относительная влажность - не более 35%. 3. Рулон с кинопленкой должен сохраняться на бабышке. Рулон должен быть упакован в полиэтиленовой пакет и уложен в металлическую коробку (рулон не должен болтаться внутри коробки). Коробку следует хранить строго в горизонтальном положении. Категорически запрещается хранение коробки на ребре. Один раз в год коробка должна быть открыта для проветривания пленки не более чем на 30 минут. 4. Один раз в 2 - 3 года должна осуществляться медленная перемотка кинопленки на монтажном столе. При этом негатив перематывается на монтажном столе только с ручным приводом, позитив - на монтажном столе с мотором на медленной скорости. Примечание. Пленку во время перемотки рекомендуется протирать бархоткой, смоченной спиртом. 5. Во избежание осыпания магнитного слоя категорически запрещается совместное хранение кинопленки с лентой, покрытой ферроцианидным покрытием (магнитной лентой). 10.5. Сопровождающая документация при сдаче видеофонограмм и фонограмм на длительное хранение Видеофонограммы и фонограммы, предназначенные для длительного хранения, должны поступать с сопроводительной документацией, которая содержит: - название записанного материала; - аннотацию содержания; - дату и место записи; - кем сделана запись; - присвоенный номер; - основные характеристики носителя (тип, изготовитель, дата поступления от поставщика, метраж или объем, маршрут движения, акт технического состояния); - начало и конец записи в АВК. Примечание. На видеофонограмме должен быть записан непрерывный АВК. Детальные формы и содержание сопроводительной документации определяются руководством архива и телеорганизации. 11. Техническое обслуживание оборудования 11.1. Система технического обслуживания оборудования 11.1.1. Система технического обслуживания представляет собой комплекс регламентных и ремонтных работ по обеспечению работоспособного состояния оборудования с параметрами, предусмотренными нормативной документацией. Система включает следующие виды обслуживания: - текущее техническое обслуживание; - периодическое планово-профилактическое обслуживание; - текущий ремонт; - капитальный ремонт. 11.1.2. Для каждого вида аппаратных и видов оборудования разрабатываются инструкции (перечни) регламентных работ по техническому обслуживанию с указанием периодичности их проведения. Инструкции утверждаются руководством телеорганизации. Примечания. 1. Работы по разным видам технического обслуживания оборудования и сроки их проведения определяются ТУ, инструкциями по эксплуатации, техническим состоянием и периодом эксплуатации оборудования, а также накопленным опытом работы с оборудованием. 2. Особенности технического обслуживания некоторых видов оборудования (видеомагнитофонов, транскодеров, вычислительных средств) приведены в Приложении С. 11.1.3. Для проведения технического обслуживания в регламентах работы аппаратных должно быть предусмотрено соответствующее время. 11.1.4. Все работы по техническому обслуживанию оборудования оформляются записями в специальных журналах с подписью руководителя (исполнителя) работы и лица, принимающего работу. 11.1.5. Руководители работ по техническому обслуживанию несут ответственность за качество выполненных работ и безотказное действие оборудования, прошедшего технический осмотр и ремонт, в течение всего периода между осмотрами. 11.1.6. Руководители работ по техническому обслуживанию обеспечивают выполнение подчиненным им персоналом технических осмотров и ремонтов в полном соответствии с ПТБ, при строгом их соблюдении, и несут ответственность за создание безопасных условий при производстве работ. 11.2. Текущее техническое обслуживание 11.2.1. Текущее техническое обслуживание включает в себя проведение ежедневных регламентных работ, предусмотренных инструкциями. Регламентные работы проводятся дежурным эксплуатационно-техническим персоналом: - в начале рабочего дня; - при приемке-сдаче смен; - в течение рабочего дня. 11.2.2. При проведении текущего технического обслуживания каналов изображения обязательной проверке подлежат параметры, указанные в таблице 8.2 в 4-х точках трактов (рисунки А.1, А.2, А.3 Приложения А). Проверка должна производиться по всем технологическим цепочкам, используемым при подготовке и выдаче программ, в соответствии с утвержденными инструкциями. Указанные параметры должны выдерживаться независимо от применяемой в телеорганизации технологии и присвоенной категории качества. 11.2.3. При проведении текущего технического обслуживания каналов звукового сопровождения размах сигнала звукового сопровождения в точках контроля трактов на частоте 1000 Гц не должен превышать значений +/- 0,2 дБ. Внимание! 1. Уровень сигнала звукового сопровождения на выходе АЦ должен быть 0 дБ или условный 0 дБ (под условным понимают уровень +6 дБ; +9 дБ; +15 дБ). 2. В практике телевизионного вещания имеются случаи, когда при передаче рекламных вставок максимальный уровень звукового сигнала превышает номинальный на (1 - 2) дБ. Это недопустимо, так как при этом перегружаются модуляторы передатчиков и частотные детекторы телевизионных приемников, что приводит к появлению искажений звукового сигнала. 11.3. Периодическое планово-профилактическое обслуживание 11.3.1. Периодическое планово-профилактическое обслуживание оборудования включат в себя проведение периодических регламентных работ в соответствии с инструкциями и плановую замену изнашивающихся элементов. 11.3.2. Для проведения периодического обслуживания основных видов оборудования составляются годовые планы-графики работ, которые утверждаются руководством телеорганизации. В планах-графиках работ конкретизируются работы по обслуживанию как оборудования, так и входящих в него устройств, систем, узлов, конструктивных элементов. При планировании работ учитывается изношенность оборудования, специфические условия его работы, а также указания пункта 11.1.2. Изменение сроков проведения или отмена плановых работ по обслуживанию допускается только с разрешения руководства телеорганизации. 11.3.3. При проведении планово-профилактического обслуживания каналов изображения и звука обязательной проверке в I, II, III и IV контрольных точках трактов (рисунки А.1, А.2, А.3 Приложения А) подлежат параметры, указанные в таблице 8.1. Проверка должна производиться по всем технологическим цепочкам, используемым при подготовке и выдаче программ, в соответствии с утвержденными инструкциями. Указанные параметры должны выдерживаться в зависимости от применяемой технологии и в соответствии с присвоенной телеорганизации категории качества. 11.3.4. Периодическое обслуживание проводится как дежурным сменным персоналом аппаратных, так и внесменным персоналом (ремонтным, лабораторным). Распределение видов работ между сменным и внесменным персоналом утверждается руководством телеорганизации. 11.3.5. Периодичность профилактических осмотров, ремонтов, измерений и испытаний оборудования общего применения (электрооборудование, подъемно-опускные, механические крепежные устройства и т.п.) устанавливается в соответствии с действующими в стране правилами их технической эксплуатации, утвержденными соответствующими надзорными организациями. 11.3.6. Ответственным руководителем профилактических работ является старший по аппаратной, который отвечает за своевременное, качественное и в полном объеме проведение работ по измерениям, настройке и регулировке параметров на соответствие нормативным документам. За качество работ, проводимых ремонтным персоналом, несут ответственность представители ремонтных подразделений. 11.3.7. Распоряжения старшего по аппаратной, ответственного за профилактические работы, обязательны для всех участвующих в работах работников смен и ремонтных подразделений. 11.4. Текущий ремонт 11.4.1. В текущий ремонт входят работы, необходимость в которых возникает при технических отказах, неисправностях оборудования, отклонениях параметров от норм ТУ, выявляющихся в процессе эксплуатации оборудования, и осуществляемые заменой или восстановлением неисправных блоков, узлов. Задачей текущего ремонта является восстановление работоспособности оборудования, обеспечение соответствия его параметров нормативным документам. 11.4.2. Текущий ремонт может выполняться как дежурным эксплуатационным персоналом, так и специализированным ремонтным персоналом. Виды ремонтных работ, выполняемых сменным и ремонтным персоналом, устанавливаются распоряжением руководства телеорганизации. Отдельные виды ремонта могут выполняться сторонними организациями. 11.4.3. Персонал службы ремонта выполняет работы по нарядам. Порядок работы по нарядам определяется специальным положением, утвержденным руководством телеорганизации. 11.5. Капитальный ремонт 11.5.1. Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурсов оборудования. 11.5.2. План капитального ремонта оборудования разрабатывается на год и более длительные сроки техническими службами, согласовывается с заинтересованными организациями, подрядчиками и утверждается руководством ТЦ. Изменение или продление сроков ремонта оборудования допускается только с разрешения руководства ТЦ. 11.5.3. При планировании капитального ремонта учитывается техническое состояние оборудования, срок его эксплуатации, степень загруженности, время, прошедшее после последнего капремонта, рекомендации завода - изготовителя, наличие средств, подрядчиков, материалов, возможность остановки в определенный отрезок времени. Приложение А (справочно-рекомендуемое) ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ 1. Особенности современных технологий производства программ 1.1. Общие сведения по аналоговым технологиям записи-воспроизведения ТВ изображения и звукового сопровождения 1.1.1. В аналоговых технологиях производства телепрограмм используются аналоговые телевизионные и звуковые сигналы. ТВ сигналы могут записываться композитными или компонентными способами. При этом может использоваться оборудование разных форматов записи. Композитные ТВ сигналы могут быть закодированы по стандартам PAL или SECAM. Применение композитных сигналов позволяет ограничиться простой однопроводной схемой соединений. Практически все импортное аналоговое ТВ оборудование имеет композитные входы / выходы сигналов, что обусловило его широкое распространение в телеорганизациях. На рисунке А.1 приведен вариант построения АСК с использованием композитных сигналов PAL. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Камерный канал Коммутационно-микшерный Аппаратно-студийный | | канал блок (АСБ) | |-------- ----------- ---------------- ------------ -------- ------------ ----------- | || ТВ | |Блок | |Кодирующее |I |Коммутатор|-->|Микшер|->|Коммутатор|II|Усилитель| | ||камера|-->|камерного|--------------->|устройство |+->| |-->-------- |обхода |+>|линейный | | || | |канала | |PAL | | || | /\ | | | | | || | | | | | | || \/ | | | | | | |-------- ----------- ---------------- ->| || -------- | | ----------- | | ---------------- ->| |+->| ВМА |->| | | | | |Корректирующий| | || -------- | | | | | ->|усилитель |-->| |+----------->| | | | | | | | ------------| ------------ | | | | | | | | | | | -------------------------------- | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------+-----------------+---------------------------------------------- -----------| ------------| ------------|------------ ----------- ------------- Сигналы |Транскодер|--->|Коммутатор|- |Коммутатор|||Транскодер| |Оконечный| |ТВ | Выход АСК внешних--|SECAM |--->| | | |||PAL / | |усилитель| |соединитель| программ||/ PAL | | |-- ->| |>|SECAM |>| |->|нитель- |----|IV || | | | | | | ||| | | | |ная | |------------ | | | | ------------|------------ ----------- |линия | ---------------->| | | | | ------------- | | | | | Центральная аппаратная (АЦ) ------------ | --------------+-------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------ | -------------------------------------- -------+-------------------------------+-| ------------ ------------- | | \/ | ||| | Микрофон | |Микрофонный| | | ------------ --------| ------------III------------- ||| | |->|усилитель | | | ->|Коммутатор|>|Микшер|+>|Коммутатор|-+>|Усилитель |---|| | | | | | | ---------------- | | --------| |обхода | |линейный | || ------------ ------------- | | |Корректирующий| | | \/ /\ | | | | | || \/ | | |усилитель | | | --------| | | | | || ------------->------------ | -------->| |->| |>| ВМА || | | ------------- || |Магнитофон|->|Коммутатор| | | | | | --------| | | -------------- || ------------| ------------ | ---------------- | |----+----+>| | |Архив | || ------------| | ->| | | | ------------ |видеофильмов| || | Микшер |- ------------ | ------------ | | | | || ------------->|Коммутатор| |Аппаратно-программный | | -------------- || ------------ | обхода | | блок (АПБ) | ------------------------- /\ || |Усилитель |<------------- | --------------------------------- || | линейный | | Коммутационно-микшерный || ------------ АСБ | канал || + I ------------------------------------------------------------------------------------------ | ---------------------------------------------------------------+-------- | -------- + II | --->|Микшер|------------------ | АПБ \/ | -------- \/ | III IV ----------- ----- ------------ ------------ ----------- ------ ------ | Внешние |>|КРА|>|Коммутатор|------------------->|Коммутатор|-------------------->|Усилитель|->| АЦ |+>| СП |+->Выход |источники| | | | | | обхода | |линейный | | | | | ----------- ----- ------------ ------------ ----------- ------ ------ Рисунок А.1. Вариант построения аналогового АСК Камерная головка и камерный канал работают по трехпроводной схеме, далее сигнал преобразуется в полный телевизионный сигнал по системе PAL, который подается в АСБ. Коммутаторы дают возможность введения в программу внешних источников и обеспечивают режим обхода. Формирование программ осуществляется в АПБ с помощью микшера и видеомагнитофонов. В АПБ поступает смонтированный звук ТВ программы, который параллельно поступает на выход АСК. В зависимости от имеющегося оборудования и объема вещания могут быть совмещены функции АСБ и АПБ. Готовые программы подаются в АЦ или поступают в архив. (Возможны различные совмещения аппаратных.) 1.1.2. В настоящее время при применении аналоговой технологии, построенной с применением импортных аналоговых видеомагнитофонов и использующей композитные сигналы, невозможно выполнить ряд требований ГОСТ 7845, так как эти видеомагнитофоны не записывают сигналы с полосой частот 6 МГц (ГОСТ 7845 определяет требования к параметрам сигнала в стандарте SECAM, который принят для наземного вещания в РФ). При применении композитных сигналов во время подготовки программ могут возникнуть дифференциальные искажения и перекрестные помехи, что значительно снижает качество создаваемых программ. Для улучшения аналоговой технологии подготовки программ применяют компонентную запись ТВ сигнала (например, формат записи Betacam SP и др.) и компонентные интерфейсы для передачи сигналов внутри АСК. При компонентной записи исключается взаимное влияние яркостного и цветовых сигналов, что позволяет увеличить допустимое число перезаписей при монтаже фрагментов программ и повысить качество конечной продукции. 1.1.3. Аналоговое телевизионное оборудование выпускается с двумя типами компонентных интерфейсов, по которым передаются сигналы: - по двухкомпонентному - S-video; - по трехкомпонентному - сигнал яркости Y и цветоразностные сигналы R-Y и B-Y. Трехкомпонентный способ дает возможность получить более высокое качество изображения выходного сигнала. Основной недостаток аналоговой технологии - это суммирование искажений при прохождении ТВ сигнала по тракту, при перезаписи фрагментов программ во время монтажа и т.д. В результате исходные оригиналы после подготовки программы серьезно ухудшаются. 1.2. Особенности аналого-цифровых технологий записи и воспроизведения ТВ изображений и звукового сопровождения Аналого-цифровые технологии записи и воспроизведения ТВ изображений (каналов изображения) и звука (каналов звука) объединяют в единый технологический комплекс аналоговое и цифровое оборудование (это характерно для переходного этапа развития телевизионного производства с аналоговой на цифровую технологию). Применение цифрового оборудования позволяет улучшить качество изображения на отдельных этапах подготовки программ. Вариант построения канала изображения аналого-цифрового АСК показан на рисунке А.2. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Камерный канал Коммутационно-микшерный канал Аппаратно-студийный | | блок (АСБ) | |----------- -----------I ------------ ----------------- ------------ | ||ТВ камера| | Блок |+->|Цифровой |->| Цифровой |--------->|Цифровой | ----------- | ||цифровая |>|камерного| ->| | | микшер | |коммутатор|II|Усилитель| | || | | канала | ->|коммутатор| ----------------- |обхода |+>|цифрового| | || | |цифровой | ->| |- | /\ /\| /\ ->| | | потока | | |----------- ----------- | ------------| | | | | | | | | ----------- | |------------- ------- | --------- \/| | \/| | ------------ | | ||Видеокамера|>| x x | - + -- |------------------ |--------------| | | || цифровая | ------- | ||Цифровые | ||Персональный|| | | |------------- | | ||видеомагнитофоны| ||компьютер || | | | | || | || || | | | | | || | || || | | | | |------------------ |--------------| | | | | | --------------------+--------------- | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------ | | | - - - - - - - -- | | | | ---+--------------+-------+-------------------------------|--- | |--------------| ---------- Центральная | | | | | аппаратная (АЦ) | | ->------------|| ------------ |--------- -----------| ---------------- |Сигналы -------------------->|Цифровой |- ->|Цифровой | || Кодер | |Оконечный|| |ТВ | Выход АСК |внешних ------------ ----- |коммутатор| | ->|коммутатор|->|Digital|+>|усилитель||->|соединительная|---+- |программ->|Транскодер|>|АЦП|>| | ->| | ||/ SECAM|IV| || |тельная | V | | | ----- | |-| | | | |--------- | || |линия | | ------------ ------------| | ------------ | -----------| ---------------- ------------------------------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- | || | | Аппаратно-программный блок (АПБ) | | | ---------------+------------------------------------------- | | ---------------------------| ---------------+-------------->------------ | | | | |Цифровой | | ------------- |Цифровой | ----------- | | | | -- - - - - |микшер и |-+>|Система |>|коммутатор|III|Усилитель| | | | | | |блок | | |нелинейного| |обхода |+->|цифрового|-- | | ------------ |спецэффектов| | |монтажа | | | | потока | | | ---->|Цифровой |--+--------->| | | | | | | ----------- | | ->|коммутатор| | | | ------------- | | | | ->| | | -------------+<--------------->| | | | | |- \//\ /\\/ || ------------ | | ------------| | ------------------ -------------- || -------------- | | | |Цифровые | |Персональный| || ------- |Архив | | | | ->| | |компьютер | -+------| АЦП |<-|видеофильмов| | | | |видеомагнитофоны| |монтажный | | ------- | | | | | | | | | | | | | | | ------------------ -------------- | -------------- | | ---------------------------------------- | | Коммутационно-микшерный канал | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Рисунок А.2. Вариант построения канала изображения аналого-цифрового АСК Рисунок включает в себя как аналоговое, так и цифровое оборудование. Цифровыми могут быть видеокамеры и телекамеры, причем весь камерный канал может быть размещен в одной цифровой камере. Цифровыми могут быть микшеры и коммутаторы, а для создания спецэффектов может использоваться компьютер. Аналоговые монтажные аппаратные могут заменяться системами нелинейного монтажа, а накопление готовых программ может происходить в серверах. Рекомендации по оптимальному построению аналого-цифровых технологических цепочек изображения и звука: - переход с аналоговой технологии подготовки программ на цифровую следует начинать с замены аналоговых видеокамер на цифровые. Это, прежде всего, позволит обеспечить высокое качество оригиналов; - количество преобразований цифровых ТВ сигналов в аналоговые и обратно должно быть минимальным; - поскольку цифровые видеомагнитофоны позволяют многократно переписывать фрагменты программы практически без потери качества, в монтажных аппаратных их следует использовать в качестве рекордеров; - интерфейсы между аналоговым и цифровым оборудованием должны быть компонентными; - телеорганизациям с небольшим объемом вещания следует свести к минимуму число цифровых видеомагнитофонов в монтажных аппаратных, заменив их компьютерами с платами для нелинейного монтажа программ. Примечания. 1. Необходимо иметь в виду, что любые цифровые потоки изначально компонентные. При любом кодировании (4:2:2; 4:2:0 или 4:1:1) при формировании цифрового потока в нем размещаются компоненты ТВ сигнала. Их размещение не зависит от структуры исходного композитного сигнала, который должен быть до преобразования из аналога в цифру предварительно разделен на компоненты. 2. У телевизионных компаний, применяющих передовые цифровые технологии, могут возникнуть определенные трудности при ретрансляции телеканалов, сигнал которых приходит в стандарте SECAM. При введении в него собственной продукции ("врезка") потребуется разделение ТВ сигнала на компоненты и при этом будет происходить неизбежное снижение качества изображения. 3. Композитный сигнал PAL легко разделяется на компоненты, его можно преобразовать в цифровой поток с минимальными потерями в качестве. Композитный сигнал SECAM преобразуется в компоненты при сокращении полосы частот яркостного сигнала примерно вдвое. Его преобразование в цифровой поток связано с резким уменьшением четкости изображения. Поэтому телеорганизация, имеющая аналого-цифровые технологии, должна преобразовывать цифровой сигнал в сигнал SECAM на самом последнем этапе производства программ. 1.3. Цифровые технологии записи и воспроизведения ТВ изображений и звука 1.3.1. При цифровых технологиях производства телепрограмм обработка ТВ сигналов, их компрессия и декомпрессия, коммутация и мультиплексирование происходит в цифровой форме. Передача цифровых сигналов от одного вида оборудования к другому производится с помощью цифровых интерфейсов. Перед выдачей цифровых сигналов в эфир в соответствии с ГОСТ 7845 происходит их кодирование в сигналы стандарта SECAM. 1.3.2. Применение цифровых технологий позволяет получить максимально высокое качество создаваемых телевизионных программ, дает возможность автоматизировать выдачу программ в эфир, передавать по одному каналу несколько программ, а в дальнейшем решить вопросы, связанные с созданием интерактивного телевидения. 1.3.3. В телеорганизациях с цифровым оборудованием характеристики каналов изображения и звукового сопровождения, обеспечиваемые на различных стадиях формирования программ, практически одинаковы. Поэтому сохраняются одни и те же значения параметров, как отдельных единиц оборудования, так и выходных параметров тракта в целом. 1.3.4. На рисунке А.3 представлен вариант построения канала изображения цифрового АСК. СТУДИЯ АППАРАТНАЯ МОНТАЖА ЦЕНТРАЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ -------------------- ------------------- |Камера 1||Камера 2| SDI |Система | -------------------- ----->|нелинейного | SDI-------- ------------ | -------- | | |монтажа | ->|Сервер|<---|ПК | ->|Микшер|<- | | | | | |--->|программнй| -------- | ------------------- | | |----| | \/ /\ | SDI /\ \/ SDI | | |-- || | -------- |----------------- ----------------- | -------- | |------------ |Сервер| ||Цифровой | |Цифровой | | /\ | | SDI -------- ||видеомагнитофон| |видеомагнитофон| | | \/---------- | ||магнитофон 1 |<-->|магнитофон 2 | II| ---------------- | | || | || | | SDI------------ | | Микшер | + II | || | || | |--->|Коммутатор|+- |цифровой | | | SDI || | || | |--->| 2 |SECAM|--------------| | ------------- ---------- |----------------- || -----------------|-->| |-- |Звукогенератор| | |Видеокамера| | | /\ || ||->| | | |<...> | | | | ------- | + I | || |||>| |-| | | | |цифровая |->| x x |-+ - - - - - - + - - || ||||------------|| ---------------- \/ | | ------- | | || |||| || ------- ------------- | | RS-422 ||RS-422 ||||SDI || |Кодер| -------------| ------------ | || |||| || |SECAM| Сигнал |Транскодер |-->|Коммутатор|-- || SDI |||| || SECAM ------- внешних-+>|SECAM / |SDI| 1 |--------------------++-------------------||| || ------------------ программ| |Digital |-->| |--------------------++--------------------|| || \/ | ------------- | | || SECAM || SDI|| ------------SECAM ----------------->| | || || || |Коммутатор| IV ------------ || || |->| 3 |-----+-> /\ --------- RS-422 || | ------------ ВЫХОД | RS-422 |ПК |----------------| | / ---------------------|сетевой|----------------+------------+------ | | | |RS-422 --------- | | | | ------------- | АРХИВ |Видеоархив |<------------ | |-->|ПК | ------------| |архивный| |Сервер |<--| | | архива| ---------- ------------- Рисунок А.3. Вариант структурной схемы цифрового АСК (канал изображения) Принципиально, цифровая схема АСК должна обеспечивать значения параметров сигналов лучше нормируемых ГОСТ 19871. Цифровые тракты формирования телевизионного и звукового сигналов ПТС аналогичны трактам АСК. Сигнал с выхода тракта ПТС подается на РРЛ в цифровом виде. ЦАП установлен на передающем конце РРЛ. В зависимости от набора оборудования схема допускает совмещение АСБ и АПБ и других аппаратных. Транскодер SECAM установлен на выходе центральной аппаратной. На выходе АСК присутствует полный цветовой телевизионный канал SECAM. Соединительные линии - волоконно-оптические. Сигналы внешних линий подаются в центральную аппаратную через транскодер и АЦП. Датчиком сигнала изображения может служить цифровая видеокамера. В этом случае кассета с записью видеосигналов переносится в монтажную аппаратную и устанавливается на цифровой видеомагнитофон. Монтажная аппаратная может иметь систему нелинейного монтажа. Кодер SECAM установлен после коммутатора обхода. Источником сигнала звукового сопровождения могут являться цифровой микрофон, цифровой магнитофон или компакт-диск. Схема содержит цифровые коммутаторы, цифровой микшерный пульт, цифровой магнитофон и компьютер. Коммутация и распределение в центральной аппаратной происходит с аналоговыми звуковыми сигналами. Для этой цели на входе центральной аппаратной установлен ЦАП. Примечание. На схеме показана аппаратура динамической обработки цифрового потока и возможная динамическая обработка цифровых потоков (компрессия). 2. Технические средства видеосъемки телевизионных программ 2.1. Телевизионные студии Телевизионная студия входит в состав АСБ, предназначенного для съемки и формирования телевизионных программ непосредственно в телеорганизации. В общем случае АСБ включает в себя ТВ студию, телекинопроекционную, звукорежиссерскую и техническую аппаратные, в которых размещены источники ТВ сигналов, осветительное и звуковое оборудование, аппаратура контроля, управления и синхронизации. В ТВ студии располагаются телевизионные передающие камеры, контрольные видеомониторы, система постановочного освещения, микрофонное оборудование и игровые площадки с необходимыми декорациями. По назначению ТВ студии обычно принято подразделять на следующие группы: - для телевизионных передач крупных форм площадью от 450 до 1000 кв. м; - для телевизионных передач средних форм площадью от 150 до 450 кв. м; - для телевизионных передач малых форм, дикторские студии площадью от 36 до 150 кв. м. Состав оборудования и его количество зависят от назначения и габаритов студии. В телевизионной студии должна применяется система кондиционирования, обеспечивающая температуру в рабочей зоне не более 23 ЬC. 2.2. Виртуальные студии Виртуальные студии - телевизионные студии без декораций, в которых используются компьютерные технологии "виртуальной реальности", позволяющие поместить находящихся в студии людей и предметы в реально не существующий интерьер - виртуальные декорации, создаваемые с помощью компьютеров методами трехмерной графики. Виртуальные студии, помимо расширения творческих возможностей, позволяют исключить изготовление и монтаж декораций, переоборудование съемочных павильонов и позволяют создавать в маленьких студиях сложные программы. В виртуальных студиях используется цветовая рирпроекция (Chromakeying), при которой задник (стены и пол студии) замещается трехмерной компьютерной декорацией. К системе спецосвещения виртуальной студии и качеству задника предъявляются повышенные требования, так как метод цветовой рирпроекции требует определенного цветового тона задника и максимальной равномерности его освещенности. По способу формирования виртуального задника виртуальные студии подразделяются на две группы: - в 2D-системах предварительно созданное и записанное изображение задника реализуется специализированным видеопроцессором (DVE-устройством) или компьютером; - в 3D-системах виртуальные объекты задника создаются с помощью специализированных программ и рассчитываются в реальном времени с частотой 50 полей в секунду. Для просчета сложных объектов приходится вводить компрессию цифровых потоков с целью снижения необходимого объема вычислений. Благодаря возможностям создания более реалистических изображений в соответствии с законами пространственной перспективы 3D-комплексы получают наибольшее распространение. Виртуальные студии также различаются механизмами получения и обработки информации во время съемки. Используются два способа получения данных: - непосредственный анализ снимаемого изображения (оптическое распознавание); - информация от закрепленных на камере датчиков. При оптическом способе положение камеры определяется по голубой сетке, нанесенной на задник и невидимой для зрителя. При этом не требуется проведение трудоемкого процесса калибровки датчиков объективов, камеры можно свободно перемещать по студии, использовать ручные камеры и т.д., но так, чтобы присутствовал хотя бы один элемент сетки. Для того чтобы система могла отличить трансфокацию от перемещения камеры, приходится либо наклонять задник с нанесенной сеткой, либо использовать инфракрасные датчики для определения положения камер и артистов по глубине. Объект съемки при крупных планах не должен перекрывать сетку, скорость перемещения камеры не должна быть слишком быстрой, снимаемый камерой план не должен выходить за границы сетки. Во втором случае информация, снимаемая с закрепленных на камерах датчиков (механических, оптических, лазерных и др.), преобразуется в цифровую форму и по последовательному порту передается на специальную рабочую станцию, осуществляющую преобразование виртуального пространства. Системы с датчиками положения камеры теоретически отличаются большей стабильностью работы в режимах, критических для систем распознавания. Но для их установки необходима замена ранее установленного камерного оборудования. 2.3. Системы постановочного освещения Система постановочного освещения (СПО) телевизионных студий, независимо от размеров студий и характера передач, должна состоять из следующих элементов: - подвесной осветительной установки (ПОУ); - напольных осветительных приборов; - системы дистанционного управления освещением. Подвесные осветительные приборы, выполняя свою основную функцию - освещение съемочной площадки, актеров, дикторов, декораций и других элементов интерьера, должны оставаться невидимыми, то есть не попадать в поле зрения телевизионной камеры. Система постановочного освещения телестудии тесно связана с оборудованием художественно-декорационного оформления (фоновой дорогой и элементами декораций), для которого в студии используются специальные конструкции. Подвесная осветительная система, входящая в состав ПОУ, как правило, включает в себя: - световой потолок из труб, представляющий собой сетку с шагом (в зависимости от площади студии) от 0,5 м до 1,0 м, на которую подвешиваются осветительные приборы на струбцинах. Обычно этот вариант применяется в студиях с низкими потолками (до 3,5 м); - световые дороги, представляющие собой стальной или дюралевый профиль, иногда трубу, закрепленные под потолком вдоль или поперек студии, в зависимости от расположения рабочих площадок и конструкции потолка. На световые дороги устанавливаются каретки, к которым крепятся пантографы или телескопические подвесы с осветительными приборами. Каретки позволяют свободно перемещать осветительные приборы по световым дорогам. Этот вариант наиболее предпочтителен для студий высотой от 3,5 м до 5,5 м (при управлении положением кареток, пантографов и осветительных приборов вручную с помощью специального шеста) и высотой до 7,0 м (при применении пантографов с электроприводами); - осветительные штанговые подъемники, представляющие собой электролебедку, поднимающую на тросах штангу-трубу или специальный профиль. Длина штанги может варьироваться от 2,0 м до 5,0 м. На штангу можно установить до четырех осветительных приборов на струбцинах, каретках или каретках с пантографами. Этот вариант наиболее оптимален для студий с высотой потолков более 7,0 м. Пантограф - механическое устройство, изменение длины которого осуществляется за счет его растягивания или сжатия. С помощью пантографа осуществляется изменение высоты осветительного прибора. Пантографы выпускаются на различную длину рабочего хода и грузоподъемность и бывают с ручным управлением или с электроприводом. Телескопический подвес - раздвижная конструкция, изменение длины которой осуществляется за счет выдвижения или введения друг в друга трубных элементов. Трубные элементы могут быть квадратного или круглого сечения. Изменение длины телескопа осуществляется при помощи электрической (редко - ручной) лебедки, расположенной в его верхней части, и двухтросовой системы, проходящей внутри труб и закрепленной в нижней секции. Применение телескопических подвесов возможно в студиях высотой до 12,0 м - 15,0 м. Системы дистанционного управления освещением используются для регулирования светового потока осветительных приборов. В их состав входят пульт управления освещением и димерные (тиристорные) блоки. Пульт управления освещением, как правило, располагается непосредственно в студии, димерные блоки должны располагаться в специальном помещении - димерной. Тип пульта и количество димерных блоков определяется исходя из количества осветительных приборов - цепей регулирования и их мощности с учетом специфических требований к системе управления освещением (количеству световых картин, объему памяти, возможности перехода от одной световой программы к другой, наличия блока световых спецэффектов и т.д.). В телевизионных студиях площадью до 80 кв. м, предназначенных для проведения информационно-публицистических передач, допускается отсутствие системы дистанционного управления освещением. Групповое и индивидуальное включение и выключение осветительных приборов возможно с отдельного щитка, расположенного в студии. 2.4. Телевизионные камеры, видеокамеры В телевизионном производстве должны применяться вещательные теле- и видеокамеры (в небольших телекомпаниях могут использоваться несколько уступающие им по качественным показателям - профессиональные). По применению камеры подразделяются на две группы: - камеры, предназначенные для работы в телевизионных студиях и внестудийном телепроизводстве (студийные и внестудийные камеры); - камеры для телевизионной журналистики. Конструктивно студийные и внестудийные камеры, как правило, выполняются в виде отдельной камерной головки и вынесенной базовой станции. Такие камеры используются в телевизионных студиях и входят в состав крупных ПТС при организации крупных выездных передач (трансляция спортивных передач, концертов и т.д.). При использовании телевизионных камер на выезде и при трансляции спортивных передач они могут комплектоваться объективами повышенной кратности. В телевизионных студиях небольших телекомпаний, из которых ведутся в основном информационно-публицистические передачи, применяются портативные телевизионные камеры, представляющие собой объединение камерной головки видеокамеры со специальным камерным адаптером. Портативные телекамеры могут применяться совместно со студийно / внестудийными телевизионными камерами как дополнение к ним, для чего ведущими фирмами разработаны камерные системы, состоящие из телекамеры и портативной телекамеры, которые могут управляться с одной базовой станции. Для соединения камерной головки с базовой станцией, которая может находиться от нее на расстоянии до 300 м, до 1800 м и до 20 километров, применяются многожильные, триаксиальные и волоконно-оптические кабели соответственно. В телевизионной журналистике применяются видеокамеры разъемной или неразъемной конструкции. При разъемной конструкции видеокамеры ее камерная часть (камерная головка) в специальной (студийной) комплектации может быть преобразована в портативную телевизионную камеру. В современных ТВ камерах в качестве преобразователей свет-сигнал в основном используются матрицы приборов с зарядовой связью. В зависимости от числа применяемых матриц различают одно, двух и трехматричные ТВ камеры. В вещательном телевидении используются трехматричные ТВ камеры, пришедшие на смену трехтрубочным камерам. Различают матрицы с кадровым (FT), строчно-кадровым (FIT) и внутристрочным (IT) переносом зарядов. Матрицы первых двух типов применяются в вещательных ТВ камерах, матрицы третьего типа используются в профессиональных ТВ камерах. По качественным показателям ТВ камеры и видеокамеры подразделяются на четыре группы: - нулевая группа, к которой относятся перспективные камеры для ТВЧ; - первая группа, включающая в себя вещательные телевизионные камеры и видеокамеры на матрицах типа FIT или FT формата 2/3 дюйма (серий BVP и DVW фирмы Sony, НК фирмы Ikegami, AQ фирмы Panasonic, LDK фирмы Philips, SK фирмы Hitachi и т.п.); - вторая группа, состоящая из вещательных и профессиональных ТВ камер и видеокамер, параметры которых отвечают нормам данной группы качества по ОСТ 58-18; - третья группа, включающая в себя профессиональные ТВ камеры и видеокамеры, значения параметров которых по ОСТ 58-18 еще приемлемы для съемки местных телепрограмм, в частности новостей. 2.5. Видеомониторы Видеомониторы служат для контроля качества изображения на различных этапах формируемых телевизионных программ. Первый этап контроля качества изображения - телевизионная студия, последний - отдел технического контроля. Видеомониторы подразделяются на измерительные и просмотровые. Наилучшими параметрами обладают измерительные видеомониторы. По уровню параметров качества видеомониторы подразделяют на вещательные, профессиональные, бытовые. (Например, видеомониторы фирмы Sony серии BVM - вещательные, серии PVM - профессиональные.) Параметры видеомониторов, используемых как видеопросмотровые устройства, обычно заметно уступают измерительным мониторам, но должны позволять оценивать такие параметры изображения, как четкость, качество цветопередачи, геометрические искажения и т.д. При выборе измерительных мониторов следует руководствоваться следующим правилом - их параметры (например, разрешающая способность) должны быть лучше, чем параметры исследуемого телевизионного тракта. Основные параметры видеомониторов: - яркость изображения; - контрастность изображения; - разрешающая способность; - статический и динамический баланс белого; - диапазон регулировки яркости; - колориметрические параметры (координаты основных цветов); - неравномерность цветности по полю изображения; - нелинейные искажения; - геометрические искажения; - рассовмещение; - расхождение во времени основных цветов. Нормы на основные параметры видеомониторов и методы их измерений приведены в ГОСТ 9021, ГОСТ 18198, СТП 47-18, а также в нормативной документации на конкретное изделие. 3. Технические средства и технология электронного монтажа телевизионных программ 3.1. Общие сведения о способах электронного монтажа программ Электронный монтаж программ является одним из основных этапов подготовки телевизионных программ. Виды монтажа программ: - предварительный монтаж записанных фрагментов программ; - линейный монтаж программ; - нелинейный монтаж программ; - внутрикадровый монтаж программ. Предварительный монтаж фрагментов программ осуществляется на месте съемок с помощью портативных монтажных устройств (Laptop) или в специальных аппаратных, что позволяет значительно сократить стоимость создаваемых программ и время для их подготовки. Линейный монтаж осуществляется на видеомагнитофонах в масштабе реального времени и бывает двух видов: - в режиме "продолжение" (assemble), при котором один фрагмент записываемой программы непрерывно продолжается другим фрагментом; - в режиме "вставка" (insert), при котором первый фрагмент временно прерывается, вставляется второй, а затем снова продолжается первый. Нелинейный монтаж осуществляется с помощью цифровых устройств, в которых предварительно запоминаются фрагменты монтируемой программы, а затем производится монтаж. Он может осуществляться как в реальном, так и в нереальном времени, так как при нелинейном монтаже обычно не производится физическая перезапись фрагментов программы, а только изменяется последовательность их адресов. Внутрикадровый монтаж - монтаж, при котором изменяются фрагменты кадра (масштаб, геометрическое расположение и т.д.). Он осуществляется с помощью цифровых устройств, в память которых предварительно вводятся монтируемые кадры. Во время монтажа могут вводиться различные спецэффекты, титры, рекламные вставки и другая дополнительная информация в соответствии с творческой концепцией автора и режиссера. Для проведения монтажных работ при любых видах монтажа необходимо выполнить как минимум два условия. Во-первых, необходимо знать содержание монтируемых фрагментов программы. Во-вторых, с точностью до кадра знать начало и конец каждого фрагмента. Эти требования в большинстве случаев выполняются путем кодирования каждого кадра с помощью адресно-временного кода АВК (Time code, стандарт IEC 461). Согласно рекомендации каждому кадру присваивается номер, время его появления в телевизионном сигнале и вводится дополнительная информация потребителя (User bite). Согласно стандарту IEC 461 АВК при подготовке исходных материалов к монтажу либо записывается на продольную звуковую дорожку (LTC), либо вводится в интервал кадрового гасящего импульса (VITC). С помощью АВК можно точно разметить начало и конец фрагментов программы, а с помощью бит потребителя получить необходимую информацию о содержании программ. 3.2. Линейный монтаж Монтажные аппаратные комплектуются видеомагнитофонами, плеерами, монтажными рекордерами, монтажными контроллерами, видеомикшерами и аудиомикшерами и коммутаторами. Выбор оборудования определяется избранной технологией монтажа программ и качеством телевизионных программ, создаваемых телекомпанией. Ниже приводятся особенности использования оборудования в зависимости от вида линейного монтажа и применяемой технологии. Предварительный монтаж Предварительный линейный монтаж может проводиться как на аналоговом, так и на цифровом оборудовании. Если монтаж проводится на месте съемки, то обычно используют видеокамеру и портативный видеомагнитофон того же формата записи, какой используется в видеокамере. При этом портативный видеомагнитофон должен иметь встроенную систему монтажа (монтажный рекордер), а видеомагнитофон видеокамеры (записывающий плеер) - дистанционное управление (RS-232 или RS-422). Способ соединения плеера с рекордером во многом определяет качество смонтированного материала. Если используется аналоговая аппаратура формата S-VHS, а стык выполнен по композитному сигналу PAL, то качество даже 2-й копии получается низким. Предпочтительнее - компонентный стык (S-video), так как при этом число перезаписей можно увеличить до 3-х. Если используется аналоговая аппаратура формата Betacam SP, то наиболее высокие результаты получаются при использовании трехкомпонентного стыка (Y, Pr, Pb). В этом случае число перезаписей может достигать пяти и более. При использовании цифровых видеомагнитофонов стык должен выполняться с помощью цифровых интерфейсов (IEEE 1394, SDI). В этом случае число перезаписей не ограничено, а качество изображения и звука практически не зависит от того, какая копия будет в дальнейшем использоваться для подготовки программ. Предварительный монтаж значительно упрощается, если использовать портативные монтажные системы типа Laptop. Они представляют собой два ЛПМ, объединенных конструктивно в одном кейсе. Общий электронный блок, объединенная панель управления и два плазменных дисплея создают большие удобства для проведения линейного монтажа в полевых условиях. Портативные монтажные системы в основном выпускаются с цифровыми видеомагнитофонами, работающими на кассетах с лентой шириной 6,3 мм. Предварительный монтаж значительно упрощается при использовании технологии Clip Link. Смысл этой технологии заключается в том, что непосредственно в момент съемки видеокамерами (например, формата DVCAM) в памяти кассеты фиксируется информация, которая в дальнейшем используется для монтажа программ. Для этого кассета имеет специальный микрочип. В память вносятся упрощенные картинки начала каждого сюжета, номера сюжетов, АДВК начала и конца фрагмента. Во время съемки накопление индексных изображений происходит во внутренней памяти видеокамеры, а по окончании съемки эти изображения сохраняются на магнитной ленте в последних 7 кадрах кассеты. В одном кадре помещается 32 индексные картинки. В кассете с чипом на 16 Кбит сохраняется информация о 198 картинках. При установке видеокассеты в монтажную систему вся информация автоматически переносится в память монтажной системы и выводится на дисплей, что значительно упрощает поиск фрагментов для последующего монтажа. Линейный монтаж в стационарных аппаратных Для линейного монтажа применяются аналоговые и цифровые видеомагнитофоны практически всех существующих форматов записи. Требования к стыковке оборудования в монтажных аппаратных такие же, как указано выше. Наихудшие результаты дают композитные аналоговые стыки. Для аналоговой аппаратуры формата Betacam SP предпочтительнее компонентный стык (Y, Pr, Pb). Причем требования к стыкам сохраняются не только к видеомагнитофонам, но и к видеомикшерам, коммутаторам и др. телевизионному оборудованию, входящему в технологические цепочки. При линейном монтаже программ значительная часть времени уходит на вспомогательные операции, такие, как поиск начала монтируемого фрагмента, перемотка кассет после монтажа, репетиция, при которой уточняются монтажные точки, и т.д. Для выполнения этих операций в состав аппаратных вводятся видеомагнитофоны, которые позволяют выполнить часть работ во время основных режимов монтажа. Обычно в состав монтажной аппаратной для линейного монтажа программ включают два плеера, видео- и аудиомикшеры, монтажный рекордер и коммутатор. Наличие двух плееров позволяет реализовать режим A/B-roll. Если в состав аппаратной для линейного монтажа программ включается оборудование аналоговых и цифровых форматов записи, то, как правило, в качестве монтажного используется цифровой видеомагнитофон. Это связано с тем, что при монтаже на цифровом магнитофоне можно многократно переписывать те или иные фрагменты монтируемой программы практически без потери качества изображения или звука. Для передачи цифровых телевизионных и звуковых сигналов при линейном монтаже программы необходимо использовать во всем оборудовании монтажной аппаратной цифровые интерфейсы. Только в этом случае можно получить качество изображения и звука готовой программы на уровне IIц группы качества по ОСТ 58-23. Составление программы монтажа и основные приемы проведения линейного монтажа Состав и сложность программы монтажа, определяющей всю его технологию, зависит от ряда факторов: - содержание монтируемой программы (творческий замысел); - наличие в монтажной аппаратной соответствующего оборудования; - квалификация обслуживающего персонала. Простые монтажные аппаратные, содержащие плеер, рекордер, монтажный пульт или контроллер, позволяют выполнить сравнительно простой последовательный монтаж фрагментов программы. Для его выполнения составляется простой лист монтажных решений (ЛМР), содержащий список фрагментов с указанием кода их начала и конца. Последовательность фрагментов должна точно соответствовать последовательности будущего монтажа, а суммарная длительность соответствует длительности программы Тпр в реальном масштабе времени. Обычно эта операция выполняется в компьютере. При необходимости выполнения более сложного творческого проекта используются монтажные аппаратные с несколькими постами (рекордер, 2 - 3 плеера, монтажный пульт, оборудование для создания и ввода спецэффектов, титров и т.д.). Принцип составления программы линейного монтажа, т.е. составление ЛМР с применением АВК, сохраняется прежним. При сложном линейном монтаже с применением нескольких плееров и автоматизированной монтажной системой может использоваться предварительный монтаж "по копиям". Для этого с выбранных для монтажа мастер-кассет предварительно записываются технические кассеты со всеми необходимыми для данного проекта фрагментами программы. Так как линейный монтаж осуществляется путем последовательной перезаписи всех фрагментов, то составляется их перечень с обязательным указанием значений АВК для начала и конца фрагмента. Затем производится предварительный линейный монтаж "по копиям" (часто на вспомогательном оборудовании). В процессе монтажа уточняются точки монтажных склеек, более точно подбираются сюжеты и фрагменты звукового сопровождения. Затем производится монтаж. После просмотра смонтированной программы адреса монтажных склеек вносятся в ЛМР и компьютер. ЛМР позволяет рассчитать длительность монтажа программы в реальном масштабе времени. На ЛМР отображаются вводимые в процессе монтажа спецэффекты, стоп-кадры, режимы замедления или ускорения, расстановка титров, заставок, введение рекламы и т.д. При расчете времени линейного монтажа нужно учитывать, что перед каждой монтажной склейкой в течение 5 - 7 сек. происходят предустановки видеомагнитофона для обеспечения входа в синхронный режим плеера и рекордера. При расчете общей длительности монтажа программы Тобщ необходимо учитывать время следующих технологических операций: - перезапись фрагментов, составляющих программу; - поиск фрагментов, записанных на кассете; - перемотка смонтированных кассет; - просмотр точек склеек и отдельных фрагментов программы и т.д. В результате фактическое время Тобщ, затраченное на монтаж в аппаратной, значительно превышает длительность смонтированной программы Тпр. Для оценки сложности линейного монтажа используют понятие коэффициента монтажа Км, определяемого как: Км = Тобщ / Тпр. При сложных проектах Км может доходить до 50, даже в автоматизированных монтажных аппаратных с большим числом постов. Применение предварительного монтажа "по копиям" позволяет значительно сократить Км. Несколько сокращается основное время монтажа при использовании режима A/B-roll. Он позволяет за один проход рекордера последовательно смонтировать два фрагмента с двух плееров: во время монтажа на паре рекордер-плеер по команде с монтажного пульта запускается второй плеер, который автоматически входит в синхронизм с монтажной парой. По окончании записи первого фрагмента с плеера N 1 рекордер записывает второй фрагмент с плеера N 2. Значительное сокращение Тобщ можно также получить, используя предварительную подготовку фрагментов со спецэффектами, видеографикой и т.д. Для более точного расчета времени монтажа программы параметры таких фрагментов должны вноситься в ЛМР. 3.3. Нелинейный монтаж Все компьютерные системы нелинейного монтажа, которые выпускаются сегодня, по применению можно условно разделить на две группы: - для создания продуктов мультимедиа и домашнего видео; - для монтажа профессиональной кино- и видеопродукции. Хотя они различаются по быстродействию и возможностям работы с изображением и звуком, но в принципе и на сравнительно дешевых системах (например, Adobe Premiere) можно, при наличии соответствующей аппаратной базы, выпускать видеопрограммы, близкие к вещательному качеству. Однако это потребует много времени. Поэтому основным критерием при оценке нелинейной системы является возможность качественной реализации замысла режиссера за определенное время. Любую систему нелинейного монтажа формируют два основных компонента: аппаратура (компьютер и его дополнительные блоки) и программное обеспечение. Аппаратура определяет такие характеристики системы, как: - компьютерную платформу, на которой работает система; - способ управления внешними устройствами и интерфейсы для ввода и вывода видеосигнала и сигнала звукового сопровождения; - способ компрессии и параметры кадра по размеру и цвету; - число кадров / полей и стандарты видеосигналов, с которыми система работает (компонентные Y, Pr, Pb или композитные PAL); - работу со спецэффектами в реальном времени; - возможность работы в режимах чернового и чистового монтажа; - параметры и качество звукового сопровождения. Программное обеспечение определяет другие, не менее важные, свойства системы: - интуитивность интерфейса и, соответственно, скорость, и удобство работы в черновом и чистовом режимах монтажа; - монтажный инструментарий; - количество видеослоев; - экспорт / импорт графики; - разнообразие спецэффектов и их количество; - возможности обработки звука; - форматы монтажных листов (ЛМР), с которыми может работать монтажная система. Все эти перечисленные выше технические характеристики и функциональные возможности нужно учитывать при выборе оборудования для аппаратных нелинейного монтажа программ. Системы нелинейного монтажа программ Наиболее полные возможности для выполнения нелинейного монтажа дают системы нелинейного монтажа, специально созданные для этих целей. В них применяются быстродействующие компьютеры с двумя или тремя микропроцессорами, жесткие диски с большим объемом памяти и специальные программы, позволяющие выполнить самые сложные проекты. Современные системы нелинейного монтажа обычно имеют два или четыре независимых канала. Это позволяет параллельно выполнять на одной системе нелинейного монтажа несколько работ или проводить монтаж с микшированием или рирпроекцией, так как обычно каналы работают синхронно. В состав некоторых систем нелинейного монтажа включаются цифровые видеомагнитофоны для обеспечения ввода и вывода программ с помощью цифровых интерфейсов. Технические характеристики некоторых современных систем монтажа приведены в таблице В.2. Ввод видеопродукции в систему монтажа и ее оцифровка Ввод видеопродукции в систему монтажа для аналоговых форматов обычно осуществляется путем воспроизведения оригиналов на видеомагнитофоне и подачи видеосигналов либо в композитной форме (PAL), либо в компонентной форме (S-video или Y, Pr, Pb). (Последнее предпочтительней, так как обеспечивает более высокое качество изображения). Ввод звука производится в аналоговой форме. Ввод видеопродукции в систему монтажа для цифровых форматов обычно осуществляется путем воспроизведения оригиналов на видеомагнитофоне и подачи видеосигналов либо в компонентной форме (S-video или Y, Pr, Pb), либо по цифровым интерфейсам SDI, IEEE 1394 (последнее предпочтительней, так как обеспечивает более высокое качество изображения). Ввод звука осуществляется в цифровой форме либо по отдельному цифровому входу, либо по интерфейсу SDI. Ввод видеопродукции в систему монтажа для цифровых форматов может быть осуществлен не при номинальной, а при повышенной (4-кратной) скорости по цифровому интерфейсу SDTI, если видеомагнитофон и монтажная система имеют соответствующие опции. При этом качество изображения и звука не будет ухудшаться. В процессе ввода изображения и звука происходит их оцифровка. Называть процесс записи материала на диски компьютера "оцифровкой" начали во времена аналогового видео, однако при работе с цифровым видеомагнитофоном по цифровым входам преобразования сигналов не происходит. Оцифровка может производиться без предварительного просмотра и отбора материала, так называемая оцифровка "с лета", либо по предварительно составленному листу оцифровки. Оцифровка "с лета" может осуществляться с любого магнитофона, но записывать по листу оцифровки материал на диск можно только с видеомагнитофона, управляемого по временному коду. Работа по листу оцифровки позволяет значительно ускорить этот длительный процесс. Следует иметь в виду, что оцифрованные фрагменты при монтаже превращаются в виртуальные фрагменты, так как перезапись их не происходит, а только изменяются адреса. Смонтированная на жестком диске программа фактически тоже является виртуальной и только после перезаписи на кассету становится реальной программой, записанной на магнитной ленте. Поэтому правильная оцифровка при нелинейном монтаже очень важна. Составление программы монтажа и проведение монтажа видеоряда После оцифровки планы изображения и звука размещаются по специальным окнам. Называются они в различных системах монтажа по-разному: корзина, группа и т.п., но суть их одна - это виртуальные аналоги видеокассет. В таких окнах-кассетах монтажер имеет инструменты для тщательной систематизации материала, что позволяет сэкономить время при поиске нужного фрагмента. Особенно ощутима эта экономия при монтаже проектов с большим количеством исходных материалов. Для составления программы монтажа и его проведения на нелинейных системах используется удобный инструмент - временная шкала. На временной шкале монтируемая программа представлена в виде цепочки последовательно расположенных планов - это как бы развертка всей работы. Задача временной шкалы - быстро и понятно отображать все изменения в структуре программы и ее реакцию на изменения, производимые монтажными действиями. На временной шкале режиссер может увидеть получившийся результат сразу же после любого монтажного действия и сделать любое количество вариантов монтажа, выбрав затем лучший. При первичной сборке все необходимые фрагменты изображения и звука последовательно перемещаются из окна на временную шкалу. Все дальнейшие действия по изменению собранной ранее последовательности происходят на временной шкале. В идеале, с временной шкалы должен быть обеспечен прямой доступ к любому фрагменту изображения или звука, хранящемуся в любом окне. Связано это с тем, что чем меньше приходится обращаться к исходным материалам в окне, тем быстрее идет монтаж. На временной шкале происходит также расстановка спецэффектов, наложение титров и микширование звука. Вообще, чем больше монтажных операций можно выполнить непосредственно на временной шкале, тем быстрее будет монтироваться программа. Существует два основных типа монтажного построения временной шкалы: построение аналогично линейной монтажной аппаратной по принципу A/B-roll и построение по принципу монтажа кинофильмов. Последнее построение становится преобладающим. Современная телепрограмма, особенно музыкальные клипы или рекламные ролики, требует сложной обработки как видеоряда, так и звукоряда. Поэтому работа распределяется между несколькими станциями нелинейного монтажа, приспособленными под те или иные задачи. В этом случае черновой монтаж программы ведется с пониженным качеством изображения. Затем режиссер по созданному на черновой системе ЛМР быстро собирает "мастер" в линейной или нелинейной чистовой монтажной |