изменения исходного записанного материала при сведении (в отсутствие исполнителей); - большую творческую самостоятельность звукорежиссера в формировании тембров отдельных инструментов. 2.2. Многоканальная запись звуковой информации от отдельных источников может производиться как одновременно на всех дорожках сразу, так и последовательно по одной или группам дорожек. Технологический метод многоканальной записи включает три раздельных по времени процесса: - непосредственно первичная запись фонограммы с введением или без введения дополнительной обработки в отдельные каналы; - сведение многодорожечной записи в стереовариант. В этом режиме звукорежиссер использует введение различных видов обработки отдельных компонентов оркестра с целью придания им определенного звучания в соответствии со своими творческими замыслами; - монтаж из фонограмм, сформированных на втором этапе окончательного варианта фонограммы произведения. 2.3. Первичная многоканальная запись осуществляется по следующей технологии: 1. В каждом канале производится монофоническая первичная запись или в двух каналах - стереофоническая запись какой-либо из групп инструментов с последующим созданием общего стереофонического звучания фонограммы в процессе сведения каналов. 2. Первичная запись производится с минимальной необходимой обработкой. Отказ от обработки сигналов при первичной записи вызван тем, что во время сведения, при образовании суммарного стереосигнала, восприятие баланса между инструментами и их тембрами может отличаться от восприятия при раздельном прослушивании. 3. Исполнители (отдельные инструменты или объединенные в группы) при записи, по возможности, акустически изолируются друг от друга, вплоть до размещения при проведении параллельной записи в небольших изолированных кабинах. 4. В зависимости от творческого почерка звукорежиссера, технических и организационных возможностей используются как параллельный, так и последовательный виды записи. Как правило, при последовательной записи в начале осуществляется запись ритм-группы. Эта запись воспроизводится другим исполнителям на их головные телефоны или громкоговорители для синхронизации последующей записи остальных групп в соответствии с партитурой произведения. 5. Если при записи ритм-группы необходимо использовать большее количество микрофонов, то производится многодорожечная запись этой группы с последующим промежуточным сведением на две дорожки, после чего производится запись остальных исполнителей. 6. Операция промежуточного сведения применяется в тех случаях, когда число записываемых источников превышает число магнитных дорожек многоканального магнитофона. 7. Синхронность звучания на отдельных дорожках достигается тем, что воспроизведение синхронизирующего сигнала ритм-группы в студию и запись других исполнителей обеспечивается одной и той же многоканальной универсальной "головкой записи", каждый канал которой может переключаться и работать независимо один от другого как в режиме записи, так и воспроизведения. 8. Визуальный и акустический контроль суммарного сигнала при параллельной записи может быть осуществлен с помощью поля контроля или поля предмикширования, входящего составной частью в пульт звукорежиссера. 9. Поле предмикширования обеспечивает смешивание сигналов отдельных каналов и сведение их через панорамные регуляторы в одну стереопару, к которой может быть подключен стереофонический измеритель уровня и пара контрольных агрегатов. 10. Для проведения обработки каждый канал пульта предмикширования имеет регулятор уровня, панорамный регулятор и дозатор реверберации. 11. Поскольку основная обработка сигналов производится при сведении, звукорежиссеры в процессе записи контролируют уровень сигналов, подаваемых на вход многодорожечного магнитофона, по индивидуальным измерителям уровня, установленным в каждом канале пульта звукорежиссера. Этот контроль необходим для того, чтобы избежать перегрузки магнитной ленты и нелинейных искажений. 2.4. Сведение многоканальной звукозаписи осуществляется следующим образом: 1. Технологическая операция сведения является наиболее трудоемкой частью процесса создания фонограммы по методу многоканальной записи. Процесс сведения заключается в формировании стереофонической записи путем смешения сигналов, записанных в процессе первичной записи на многоканальном магнитофоне. При этом звукорежиссер может использовать все имеющиеся в его распоряжении технические возможности для проведения индивидуальной обработки сигнала в каждом канале, обеспечивая прозрачность звучания и определенную характерность тембров отдельных инструментов, инструментальных групп и солистов. 2. Сведение многодорожечных записей может осуществляться в аппаратных сложного монтажа, оборудованных многоканальными и стереофоническими магнитофонами с автолокаторами, микшерным пультом и набором устройств для создания спецэффектов. 3. Для сведения многодорожечной записи сигналы с выходов многоканального магнитофона подаются на микшерный пульт, каждая входная линейка которого имеет регулятор уровня, корректор частотной характеристики, регулятор уровня сигнала, подаваемого на ревербератор, панорамный регулятор и другие устройства введения спецэффектов. Сигналы с выходов индивидуальных трактов панорамируются (распределяются по стереофонической базе), балансируются между собой и, смешиваясь на двух стереофонических главных выходах пульта, подаются на вход двухканального стереофонического магнитофона на запись. 4. При сведении предусматривается возможность введения с помощью коммутатора различных спецэффектов путем подключения различных устройств обработки сигналов (лимитеров, компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов и т.д.). 5. Во время репетиции сведения звукорежиссер имеет возможность контроля сведения передачи в стереоварианте на выходе пульта. 6. Управление всеми режимами работы (воспроизведение, запись, синхронизация, репетиция) осуществляется с помощью отдельного пульта дистанционного управления многоканального магнитофона. Магнитофон также снабжен автоискателем или локатором, позволяющим хранить в памяти несколько монтажных точек, соответствующих определенным местам фонограмм. С помощью набора на пульте автолокатора магнитная лента автоматически останавливается на нужном для монтажа месте. Кроме того, автоискатель снабжен кнопкой автоповтора, позволяющей повторять воспроизведение с любого участка ленты в любое желаемое положение. 7. После проведения репетиции сведения звукорежиссер производит запись двух или нескольких вариантов сведения на стереомагнитофон. При наличии компьютера звукорежиссер при сведении имеет возможность записывать в память определенные варианты сведения и затем, путем их сравнения при воспроизведении, выбрать наилучший вариант без многократной записи. 2.5. Окончательный монтаж фонограммы после сведения производится из нескольких предварительно сведенных вариантов фонограммы. Монтаж необходим для удаления некачественно записанных фрагментов, замены отдельных музыкальных фраз, врезки наиболее удачных вариантов записи и т.п. Оригиналом многоканальной записи, которая сдается на хранение в фонотеку, считается сведенный и смонтированный материал. 3. Обработка звуковых сигналов художественных передач радиовещания 3.1. Звукорежиссеры и лица, выполняющие их функции, обязаны знать эксплуатационные характеристики технологического оборудования (микрофонов, микшерных пультов, магнитофонов, ревербераторов и других устройств обработки сигнала), а также его возможности для использования в решении поставленных перед ними творческих задач. 3.2. Лица, обслуживающие технологическое оборудование (инженеры, регулировщики радиоаппаратуры, операторы магнитной записи), в процессе подготовки и проведения вещательных передач и звукозаписей оперативно подчиняются звукорежиссеру. 3.3. Звукорежиссер перед передачей (звукозаписью) должен ознакомиться с партитурой произведения. На основании ознакомления с партитурой определяются порядок работы, очередность записи отдельных частей, намечаются звуковые планы, выбираются типы и количество микрофонов и составляется план с ориентировочным расположением исполнителей и микрофонов. 3.4. После подготовительной работы звукорежиссер проводит микрофонные репетиции, во время которых: - выбираются оптимальные характеристики микрофонов, уточняется их количество и определяется оптимальное расположение исполнителей и микрофонов; - устанавливаются соотношения уровней на выходах источников сигналов; - определяется степень использования специальных методов обработки звукового сигнала (частотная коррекция, искусственная реверберация, автоматическое сжатие динамического диапазона уровней и т.д.); - совместно с дирижером производится предварительная отработка исполнения и корректировка звуковой партитуры; - устанавливаются правильные музыкальные и акустические балансы, подбираются тембры звучания отдельных инструментов, обеспечивается хорошая прозрачность; - проверяется на слух качество звучания; - при стереофонической звукозаписи контролируется совместимость. 3.5. Регулирование динамики музыкальных и речевых художественных передач и звукозаписей производится вручную в соответствии с партитурой данного произведения. Рекомендуется под контролем звукорежиссера применять авторегуляторы уровня для регулирования динамики и получения необходимого музыкального баланса (соотношения между громкостью звучания различных оркестровых групп), а также для поддержания нормированных значений уровня. 4. Технологии современной звукозаписи и требования к оборудованию 4.1. В настоящее время чисто аналоговые или чисто цифровые технологии звукозаписи применяются ограниченно. В основном они аналого-цифровые, когда электронные средства усиления и регулировки (микшерные пульты и пр.) являются аналоговыми, а устройства записи-воспроизведения и монтажа - цифровыми. Объясняется это тем, что основная доля искажений и шумов в ТФП формируется в процессе аналоговой магнитной записи. Применение устройств, в которых хранение и обработка информации происходит в цифровой форме, позволило существенно улучшить общее качество радиовещательной продукции. Главной задачей при использовании аналоговых и цифровых устройств в одном тракте является грамотное обеспечение стыков без потери качества полезного аналогового сигнала. 4.2. При цифровой записи сигнала не должен превышаться уровень "0 дБ" на входе аналого-цифрового конвертора. Во избежание мгновенных превышений верхней границы квантования пиковыми уровнями программного сигнала при настройке цифрового устройства записи предусматривается резервный динамический диапазон, учитывающий разницу показаний квазипикового измерителя уровня и показаний пикового (безынерционного) измерителя, установленного на входе процессора или цифрового магнитофона. Для этого чувствительность входов процессора (цифрового магнитофона) устанавливается таким образом, чтобы при подаче с пульта синусоидального сигнала частотой 1000 Гц с уровнем 0 дБ (100%) по квазипиковому измерителю уровня показания на шкале пикового прибора были бы равны минус 10 дБ. 4.3. Контрольная часть фонограммы, записываемая в начале носителя записи, состоит из синусоидальных сигналов частотой 1000 Гц с уровнем минус 10 дБ по шкале пикового прибора процессора. Длительность записи контрольной части составляет: по левому каналу 5 сек., по обоим каналам - 10 сек. 4.4. Уровень воспроизведения на аналоговых выходах процессора (цифрового магнитофона) устанавливается по записанной контрольной части таким образом, чтобы при подключении к ним цепей контроля пульта показания квазипикового измерителя уровня соответствовали 0 дБ (100%). 5. Особенности цифровых технологий звукозаписи 5.1. Существует множество цифровых систем звукозаписи, ориентированных на конкретную задачу. Наиболее универсальными являются системы на базе персонального компьютера. Обычно такая система состоит из интерфейса ввода-вывода и программного обеспечения. Дополнительно конструкция может позволять устанавливать спецпроцессоры для разгрузки центрального процессора от операций со звуком. При наличии мощного компьютера и небольших требований к системе записи (до 24 дорожек) достаточно одного центрального процессора. Расширение возможностей такой станции обычно сводится к установке нового программного обеспечения с новыми алгоритмами. Также имеются автономные системы записи, выполненные в виде небольшого пульта с накопителем. Носителями записи в таких системах являются жесткий диск (компьютерного типа) или мини-диск. В основном это полупрофессиональные любительские системы. Профессиональные автономные системы записи на жесткий диск, как правило, имеют минимальный набор монтажных функций и скорее относятся к цифровым многоканальным магнитофонам с диском вместо кассеты. 5.2. Входные цепи цифровой студии, с одной стороны, должны отвечать требованиям, предъявляемым к студийной аппаратуре, таким, как согласование входных / выходных уровней и импедансов (сопротивлений), а с другой - к ним предъявляются более жесткие требования, так как отношение сигнал / шум в современных цифровых системах составляет более 100 дБ. Ранее под входными цепями подразумевались усилительные линейки микшерного пульта. Теперь принято использовать технологию непосредственной записи на жесткий диск. Единственным прибором, включенным между источником звука и аналого-цифровым конвертором, чаще всего является предусилитель / компрессор, который дает необходимое усиление при работе с микрофонными уровнями сигнала и обеспечивает мягкую компрессию или жесткое ограничение сигнала. Все большее распространение получают так называемые "голосовые процессоры", которые сочетают в себе предусилитель, компрессор, эквалайзер, деэссер и другие дополнительные эффекты. Такие приборы лучше всего применят там, где надо оперативно получить качественный звук и нет возможности для сведения и редакции фонограмм. Это прямые эфиры, репортажи и т.д. Полученная таким способом запись уже может являться конечным продуктом. В студийной практике не рекомендуется вносить частотные изменения в исходный сигнал, чтобы иметь возможность маневра при сведении. 5.3. Качество оцифрованного материала зависит от уровня сигнала, подвергаемого оцифровке. Чем выше уровень сигнала, чем ближе он к максимальному, тем выше уровень воспроизводимого сигнала по динамике и лучше соотношение сигнал / шум. С другой стороны, малейшая перегрузка аналого-цифрового конвертора приводит к очень серьезным искажениям, практически не поддающимся дальнейшему исправлению. Получение максимально энергетически насыщенной фонограммы, лишенной непредсказуемых "всплесков", - задача динамических приборов во входных цепях. Правильный контроль уровня цифруемого сигнала - одна из главных задач оцифровки. Большинство измерителей уровня в микшерных пультах зарубежного производства, со временем интеграции порядка 300 мс, для этой задачи не подходит. К сожалению, 0 дБ на таком измерителе может означать +14 дБ по пикам, что неприемлемо для цифровой аппаратуры. Считается, что человеческое ухо не в состоянии оценить "всплеск" по амплитуде длительностью менее 5 мс и соответственно заметить перегрузку такой длительности. Однако даже такие "незначительные" перегрузки часто недопустимы, поэтому для измерения уровня записи лучше всего подходит цифровой индикатор DBFS (дБ полной шкалы), он же Peak Meter (PPM). Ноль этого измерителя точно соответствует максимальному уровню, распознаваемому аналого-цифровым конвертором, малейшее превышение нуля означает перегрузку. Как правило, это измерители на цифровых интерфейсах компьютерных станций, цифровых пультах, в компьютерных программах редакции звука. Единственной особенностью является то, что на одних системах последнее, "красное", деление измерителя означает перегрузку, на других - максимальный уровень. 5.4. При цифровой форме записи сигнала с уровнем больше "0" дБ не может быть. Однако производители аппаратуры закладывают в конструкцию систем так называемый резервный динамический диапазон (headroom), когда ноль на квазипиковом индикаторе может оказаться "-5 дБ" или "-10 дБ" на аналого-цифровом конверторе. Классическим примером могут служить магнитофоны ADAT. На современных системах записи резервный динамический диапазон может составлять до "-18 дБ". Если не насыщать входной сигнал и писать с "запасом" по уровню, то, учитывая резервный динамический диапазон, можно потерять в динамическом диапазоне 25 - 30 дБ. То есть эффективными остаются, например, 10 бит из 16. Такую фонограмму можно смело называть 10-битной, независимо от качества аппаратуры, на которой она была получена. 5.5. Основными параметрами, определяющими качество цифровой записи, являются частота дискретизации (sample rate) и битность (bit dept), с которыми записывается сигнал. Частота дискретизации определяет верхний порог частотного диапазона. Верхняя граничная частота теоретически составляет 1/2 от частоты дискретизации. Стандартные частоты дискретизации: 44100 Гц для компакт-диска; 48000 Гц для DAT, ADAT; 32000 Гц для цифрового спутникового телевидения первого поколения. Практически, учитывая потери в цифровых фильтрах, верхний предел для частоты дискретизации 44100 Гц составляет 20 - 21 кГц, нижний предел ограничен 2 - 3 Гц для того, чтобы исключить постоянную составляющую. "Битность" в цифровом формате обеспечивает соотношение сигнал / шум, динамический диапазон и коэффициент нелинейных искажений. Стандартными разрешениями являются: 8 бит для мультимедиа, 16 бит для компакт-диска, 24 бита для студийной работы и дисков DVD. Теоретически 16 битами можно закодировать 96 дБ динамического диапазона, 24 битами - 144 дБ. Практически не существует аналого-цифровых конверторов, обеспечивающих диапазон более 110 дБ. Не надо путать с внутренним разрешением алгоритмов, используемых для обработки звука в компьютерах и цифровых пультах, которые могут хранить промежуточные данные своих вычислений с разрешением до 96 бит (576 дБ), что используется для снижения нелинейных искажений, вносимых при обработке, общее разрешение системы от этого не меняется. 5.6. Оцифрованный звук образует цифровой поток, зависящий от частоты дискретизации, битности и количества каналов. Например, компакт-диск дает 44100 Гц x 16 бит x 2 ~= 1411,2 кбит/сек. (176 кбайт/сек.). Таким образом, минута записанной информации займет более 10 Мбайт. Зачастую это неприемлемо (для передачи по линиям связи, например), а снижать частоту дискретизации или битность нельзя. Поэтому были разработаны алгоритмы сжатия (компрессии), основанные на том факте, что звуки маскируются друг другом и часть записанной информации для уха избыточна, при этом можно получить гораздо меньший цифровой поток с качеством почти как у оригинала. В основном такие системы применяются для передачи информации через линии связи и для воспроизведения в эфире, где потери самого эфира выше, чем потери качества, вызванные компрессией. Наиболее распространенными являются алгоритмы MPEG (MPEG-1 Layer 3, он же МР3 для мультимедиа и бытового использования и MPEG-2 для спутникового вещания). Типичный цифровой поток, дающий качество, близкое к фонограмме на компакт-диске, для МР3 составляет 128 кбит/сек. или 16 кбайт/сек., что в 10 раз меньше подсчитанного выше, т.е. степень сжатия 1:10. Очень распространенным является алгоритм ATRAC, используемый в мини-дисках, степень сжатия которого 1:5, а качество кодирования у новых версий практически не отличается от оригинала. 5.7. При соединении нескольких цифровых приборов необходимо обеспечить синхронное тактирование всех цифровых устройств, иначе при прохождении аудиосигнала через несинхронизированный прибор будут прослушиваться щелчки. Например, в магнитофонах DAT синхронизация наступает при подключении источника цифрового сигнала через интерфейс S/PDF или AES/EBU. Это весьма нестабильный источник синхронизации с большим дрожанием по фазе (jitter), но достаточный, чтобы корректно произвести запись. Для синхронизации студийных компонентов принято использовать прямую синхронизацию через Master Clock, который бывает двух основных видов: Word Clock - 64 Fs и Super Clock - 128 Fs или 256 Fs, где Fs - частота дискретизации. Если АЦП/ЦАП имеет линейную систему, то ему достаточно Word Clock, но большинство современных АЦП/ЦАП выполнено по Дельта-сигма технологии и требуют Super Clock. Важно соблюдать следующее правило: ведущим (master) может быть только один прибор, все остальные должны быть ведомыми (slave). В больших студиях в качестве ведущего используют специализированные тактовые генераторы. При коммутации надо учитывать, что не все приборы могут быть ведомыми в силу своей конструкции. 5.8. Как было сказано выше, подключение цифровым способом не всегда возможно, например, когда прибор чисто аналоговый или не имеет платы цифровых интерфейсов. Тогда очень важно иметь качественные АЦП/ЦАП, потому что при неоднократной переоцифровке звука происходит эффект его "замазывания". Аналогичный эффект получается при неоднократном пересчете частоты дискретизации в цифровом виде. Очень много приборов работает на фиксированной частоте (например, 48 кГц) и имеет преобразователи частоты дискретизации (Sample Rate Converters). Такая "универсальность" весьма сомнительна. Также необходимо обращать внимание на битность: при переходе от большего разрешения к меньшему без дополнительных мер значительно увеличивается коэффициент гармоник в результате отброса младшей части семпла (Truncate). Заметным это становится обычно при малых уровнях сигнала. 5.9. На сегодняшний день почти все операции по обработке звука можно выполнить непосредственно в персональном компьютере без использования внешних модулей. Разработкой таких программ занимаются различные сторонние фирмы, а не производитель самой системы записи, поэтому такие модули подключаются в виде дополнения (Plud-Ins) к основной системе. Практически все современные "плагины" имеют возможность работать в реальном масштабе времени, т.е. работа с ними не отличается от работы с внешними модулями, однако существует ряд алгоритмов, требующих значительное время для обработки, которое может превышать реальное в несколько раз. Как правило, эти алгоритмы качественного преобразования частоты дискретизации, сжатия / растяжения времени без изменения высоты тона, с изменением высоты тона и т.д. 5.10. Измерители уровня с большим временем интеграции (VU), дающие возможность оценить среднюю громкость фонограммы, непригодны для оценки цифровых пиковых уровней, а РРМ-индикатор для контроля уровня цифровой записи ничего не говорит об уровне громкости. Для правильного контроля уровня записи фонограммы необходимо применение комбинированного измерителя, содержащего в себе пиковый индикатор и RMS-индикатор с временем интеграции порядка 300 мс. При правильно компрессированной фонограмме разница в показаниях должна составлять примерно 12 дБ. 5.11. Некомпрессированные аудиоданные занимают достаточно много места, поэтому для радиовещания все больше применяют компрессию в МР3. Так, на один компакт-диск помещается почти 800 минут стереоданных с качеством фонограммы не хуже, чем на мини-диске. Очень часто сжатые данные хранят на жестком диске компьютера, и так как один современный жесткий диск позволяет разместить до 2000 часов звучания, то это фонотека хорошей радиостанции. Для студийной работы в 24-битном разрешении архивы в основном хранят в виде компьютерных файлов на компакт-дисках. Одна из причин - отсутствие накопителей с разрешением в 24 бита. Преимущество - можно хранить не только файлы со звуком, но и весь проект с плей-листом, настройками модулей обработки и т.д. Ниже в таблице приведены основные форматы записи на внешние устройства. Таблица Б.1 ПАРАМЕТРЫ ОСНОВНЫХ ФОРМАТОВ ЗАПИСИ НА ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ------------------------------------------------------------------ | Формат | Объем цифрового потока | Количество | Вид | | записи | | каналов |компрессии| |------------|--------------------------|-------------|----------| |DAT |16 бит / 44/48/32 кГц |2 канала |Нет | |------------|--------------------------|-------------|----------| |CD |16 бит / 44 кГц |2 канала |Нет | |------------|--------------------------|-------------|----------| |MD |16 бит / 44 кГц |2 канала |Компрессия| | | | |1:5 | |------------|--------------------------|-------------|----------| |MD-Data |16 бит / 44 кГц |4 канала |Компрессия| | | | |1:5 | |------------|--------------------------|-------------|----------| |MP3-CD |16 бит / 44 кГц |2 канала |Компрессия| | |(любой) | |1:1 - 1:20| |------------|--------------------------|-------------|----------| |DVD-audio |24 бит / 96 кГц |2 - 6 каналов|Компрессия| | | | |MPEG-2 | |------------|--------------------------|-------------|----------| |ADAT |16 бит / 44/48 кГц |8 каналов |Нет | |------------|--------------------------|-------------|----------| |ADAT-XT |16/20 бит / 44/48 кГц |8 каналов |Нет | |------------|--------------------------|-------------|----------| |DA - 88/98 |16 бит / 44/48 кГц |8 каналов |Нет | ------------------------------------------------------------------ 6. Организация и проведение внестудийных передач и записей 6.1. Проведение внестудийных передач и звукозаписей из стационарных (СТТП) и полустационарных (ПСТТП) транспунктов, а также с мест событий или объектов, не имеющих подготовленных помещений и соединительных линий, осуществляется согласно графику загрузки технических средств РК, составленному на основании заказов редакций и рабочего расписания передач. 6.2. При проведении внестудийных передач или звукозаписей с мест событий и объектов, не имеющих подготовленных помещений, необходимо провести предварительное обследование места передачи представителями технической службы и соответствующей редакции. Результатом обследования должно являться подтверждение о проведении трансляционной передачи или звукозаписи с согласованием всех вопросов, связанных с установкой и подключением необходимого для проведения передачи оборудования. По результатам обследования редакция подает наряд-заказ на проведение внестудийной передачи или звукозаписи. 6.3. При подготовке внестудийных передач или звукозаписей звукорежиссер и редактор, ответственный за передачу, должны заранее ознакомить технический персонал с программой трансляции или звукозаписи, ее особенностями и временем начала и окончания. Все технические и программно-редакционные работники должны являться на место проведения передачи или звукозаписи согласно составленному руководством графику. При включении в трансляционную передачу магнитных фонограмм микрофонный материал дикторской папки должен быть сверен с заявкой на воспроизведение. 6.4. Все технические средства, используемые на месте трансляции или звукозаписи, должны быть подготовлены, включены и опробованы заранее и до начала работы переданы программно-редакционным работникам. 6.5. При загрузке технических средств СТТП, ПСТТП, ПЗС и составлении рабочего расписания передач должен учитываться график проведения для них профилактических работ. 6.6. Для технического обеспечения проведения внестудийных передач и звукозаписей техническая служба РК (РТЦ) осуществляет: - заказ междугородных каналов связи и соединительных линий; - при работе из СТТП - прокладку микрофонных кабелей, расстановку и подключение микрофонов; - при работе с использованием ПЗС из ПСТТП - прокладку и подключение силового кабеля и микрофонных кабелей, подключение микрофонов. 6.7. При проведении технической пробы по каналам (соединительным линиям) перед трансляцией проверяется: - номинальное значение уровня сигнала на частоте 1000 Гц; - АЧХ на крайних частотах полосы пропускания; - оценка уровня шумов на слух и по измерительным приборам; - разность усиления каналов А и В; - синфазность усиления каналов А и В при стереопередаче; - правильность расположения каналов А и В стереопары; - номинальное значение уровня сигнала обратного канала; - прохождение сигналов вызова и разборчивость речи в двухпроводных каналах связи. 6.8. При проведении трансляционной передачи подготовка и проверка междугородных каналов осуществляется на участках: - источник программы - КРА РК (РТЦ); - источник выдачи программы (АЦ), место события - МТС (МВА); - МТС (МВА) - ГЦУМС; - ГЦУМС - ЭА РК. По окончании проверки технический персонал ГЦУМС предоставляет заказанные каналы техническому персоналу КРА РК. Если во время технической пробы выявляется некачественная работа междугородного канала, то персонал АЦ сообщает об этом в соответствующую службу министерства связи (МТС, МВА, ГЦУМС) для принятия необходимых мер. Обо всех технических неполадках в пункте организации трансляции персонал передающей аппаратной сообщает персоналу приемной аппаратной. С целью документирования трансляционные передачи и все служебные переговоры рекомендуется записывать в передающей аппаратной. Приложение В (рекомендуемое) ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ РК 1. В каждой РК должна быть следующая эксплуатационно-техническая документация: - правила взаимодействия программных и технических служб; - правила по технике безопасности; - инструкция по ГО и пожарной безопасности; - технический проект и акт приема РТЦ в эксплуатацию; - технические паспорта на комплекс оборудования и на сооружения РТЦ; - список телефонов руководства вышестоящих организаций, пожарной охраны, милиции и т.д.; - положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников РК; - журнал сдачи экзаменов по технике безопасности; - инструкция по планированию и производству программ; - журнал проведения инструктажей. 2. В каждом подразделении для использования дежурной сменой должна иметься следующая документация: - правила взаимодействия программных и технических служб; - правила по технике безопасности; - должностные инструкции; - полный комплект технической документации и схем обслуживаемого оборудования и дополнительных местных эксплуатационно-технологических инструкций; - журналы первичного эксплуатационно-технического учета по утвержденной форме; - расписание работы технических средств и график дежурств; - журналы оперативных распоряжений по эксплуатации; - список запасных блоков, узлов, деталей и т.п.; - список номеров телефонов организаций, с которыми связана эксплуатация предприятия, а также руководства подразделения; - технические паспорта на каждую аппаратную с указанием ее производственных возможностей; - список закрепленного оборудования; - графики измерений и профилактических работ; - инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности. 3. В РК используются следующие формы первичного эксплуатационного учета: - эксплуатационный журнал аппаратных и передвижных технических средств; - журнал приема-сдачи смены (при сменной работе персонала); - рабочий журнал (журнал неисправностей); - журнал профилактики и измерений; - сопроводительная карточка на фонограмму; - акт на техническое состояние фонограммы. 4. Описание журналов эксплуатационно-технического учета в аппаратных формирования программ Эксплуатационный журнал (журнал назначений) ведется руководителем аппаратной. В специальные графы журнала заносится: - дата и время включения и выключения оборудования; - фамилия выпускающего режиссера; - время начала и окончания эфира и других работ; - название и код передачи; - вид работы (эфир, запись, трансляция); - внешние источники и потребители формируемой программы; - технические средства (устройства записи и воспроизведения, устройства обработки, микрофоны и т.п.); - фамилия лица, от которого поступила заявка. В случае, если работа в аппаратной ведется по недельному расписанию, об этом делается соответствующая запись в журнале, с указанием вышеперечисленных пунктов. Рабочий журнал предназначен для ведения учета по проведению ремонтных работ в аппаратной. В него заносится: - информация о технических отказах и неисправностях блоков и устройств; - причины возникновения неисправностей; - способы устранения неисправностей; - список используемых для проведения ремонта деталей и материалов; - подписи лиц, ответственных за проведение ремонта и приемку оборудования. Журнал приема-сдачи смен ведется в тех аппаратных, где обслуживающий персонал работает в сменном режиме. В него заносится: - время приема-сдачи оборудования; - оценка его работоспособности; - замечания, выявленные в процессе приемки; - фамилии старших по сменам и их подписи. Журнал замечаний режиссерских бригад предоставляется ответственному выпускающему или звукорежиссеру после окончания эфира или другой работы для обязательной записи информации о наличии или отсутствии замечаний в работе оборудования и технического персонала РК. Приложение Г (справочное) АКУСТИКА АППАРАТНО-СТУДИЙНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ 1. Акустические свойства студий 1.1. Время стандартной реверберации, в течение которого плотность звуковой энергии в помещении после выключения источника звука снижается на 60 дБ, является основной акустической характеристикой студии. У каждой студии есть оптимальное время реверберации и оно для студий разного размера различно. Для речевых дикторских студий малого объема оптимальное время реверберации равно 0,35 сек., а для больших концертных студий оно может составлять 2 сек. В литературно-драматических студиях оптимальное время реверберации должно быть значительно меньше, чем в музыкальных, так как большое время реверберации уменьшает разборчивость текста. 1.2. Частотная характеристика времени реверберации, т.е. зависимость времени стандартной реверберации от частоты звукового сигнала, является второй важной акустической характеристикой студии. Студии должны иметь определенную частотную характеристику времени реверберации. При этом необходимо учитывать, что одни и те же материалы поглощают энергию колебаний различных звуковых частот не одинаково. В помещениях студий не рекомендуется иметь ковры, драпировки и мягкую мебель, которые сильнее поглощают энергию высоких частот звукового диапазона, чем низких, что приводит к искажению тембра звука. 1.3. Диффузность звукового поля или равномерность распределения энергии отраженных волн по всему объему помещения, при котором уровень звуковых волн, приходящих с разных направлений, одинаков, а фазы случайны, также определяет акустические свойства студии. 1.4. Для качественного звучания передач следует соблюдать нормы заполнения студии исполнителями. Современные требования следующие: - при исполнении музыкального произведения на каждого исполнителя должно приходиться по 35 - 50 куб. метров объема студии; - объем студии для оркестра из 50 исполнителей должен быть не меньше 2000 куб. метров; - при исполнении оперы, оратории, симфонического произведения коллективом из 150 - 200 исполнителей объем студии должен составлять 6000 - 10000 куб. метров и больше. В противном случае происходит ухудшение качества звучания. 2. Оборудование звуковых студий Технические средства, используемые при подготовке и проведении радиовещательной передачи и звукозаписи, располагаются в студии и технической аппаратной. В студии устанавливаются микрофоны и громкоговорители для режиссерских команд и прослушивания исполнителями записанной программы. 2.1. Микрофоны В радиовещании и профессиональной звукозаписи применяются в основном динамические и конденсаторные микрофоны, с кардиоидной и круговой диаграммой направленности. Большое влияние на звукопередачу оказывает правильность подбора на микрофонных репетициях акустического отношения, т.е. соотношения между отраженными и прямыми звуковыми сигналами, в точке установки микрофона в студии. Акустическое отношение зависит от расстояния микрофона от источника звука (исполнителя). Естественность звучания, тембр и впечатление о реверберации самого помещения для радиослушателя значительно больше зависят от акустического отношения, чем для слушателя, находящегося в студии. Если микрофон находится на близком расстоянии от исполнителя, то прямой звук преобладает (акустическое отношение А < 1), при этом реверберация на слух кажется значительно меньше, чем на самом деле, и даже в гулком помещении можно создать четкое звучание (так называемый ближний или крупный звуковой план). Если микрофон находится на значительном расстоянии от исполнителя, он может попасть в зону, где отраженные звуки преобладают над прямыми (А > 1). Тембр звучания изменится, оно будет более гулким, "размытым", субъективное ощущение реверберации увеличивается (дальний звуковой план). Этим приемом пользуются в сильно заглушенных помещениях для придания звучанию пространственности (воздушности). Таким образом, в одной и той же студии, выбирая место микрофона относительно исполнителя и изменяя акустическое отношение, можно менять субъективное ощущение реверберации ("эквивалентную реверберацию") и даже в монофонической передаче добиться эффекта объемности звучания. 2.2. Контрольные агрегаты Слуховой контроль в студиях обычно осуществляется с помощью специального громкоговорящего устройства. Контрольный агрегат содержит мощный усилитель и акустическую систему, состоящую из одного или нескольких громкоговорителей, установленных в специальном ящике. К контрольным агрегатам предъявляются жесткие требования, так как для неискаженной звукопередачи они должны иметь строго стандартизированные технические параметры с малыми допусками отклонения от нормы. Качество громкоговорителя определяется следующими параметрами: - номинальная мощность - та наибольшая мощность, при которой вносимые громкоговорителем искажения гармонического сигнала не превосходят допустимой техническими условиями величины (перегрузка громкоговорителя воспринимается на слух как дребезжание и хрипы); - чувствительность, определяющая эффективность работы громкоговорителя; - частотная характеристика - зависимость чувствительности от частоты звукового сигнала (чем шире интервал звуковых частот, который воспроизводится громкоговорителем, и чем ровнее его частотная характеристика, тем лучше громкоговоритель); - характеристика направленности громкоговорителя - определяет рабочее пространство, которое покрывает своим излучением громкоговоритель. Чтобы звуковая картина не изменялась при различных размещениях слушателей и контрольного агрегата, используют два и более высокочастотных излучателя, что позволяет перекрыть звуковым полем максимальное пространство. Контрольные агрегаты монтируются в специальных ящиках или деревянных тумбах, от конструкции, материала и внутренней акустической обработки которых зависит качество воспроизведения. При организации звукового контроля в аппаратных музыкальных студий и аппаратных сведения следует прежде всего выбрать принцип размещения звуковых контрольных агрегатов. Они могут быть либо встроены в стены, либо размещаться свободно на полу. В настоящее время первый подход является более распространенным. Данный выбор носит принципиальный характер, так как от этого зависит подход к акустическому решению помещений. При пространственном размещении контрольных агрегатов следует учитывать требования международных документов, в частности "Technical Document AESTD 1001.0.01-05 / Multichannel surround sound systems and operations". Там же приводятся требования к форме и акустическим характеристикам аппаратных и уровням звукового контроля. Малогабаритные контрольные агрегаты ближнего поля следует размещать на столешнице звукорежиссерского пульта по его краям либо на стойках, придвинутых к задней части столешницы. Даже в случае небольших аппаратных следует избегать размещения мониторов ближнего поля в непосредственной близости от передней части помещения у краев смотрового окна. 3. Некоторые рекомендации по проектированию новых и улучшению акустических свойств действующих аппаратно-студийных помещений 3.1. При проектировании нового помещения следует обратить внимание на его размещение внутри здания. Следует исключить нахождение вблизи от студии (аппаратной) источников интенсивного шума. Например, размещение над студией репетиционного зала или коридора с интенсивным движением людей приведет к тому, что структурный звук от шагов может отчетливо прослушиваться в помещении. Для его изоляции потребуются устройство плавающего пола над перекрытием студии и другие дорогостоящие строительные мероприятия, которых при рациональном размещении аппаратно-студийных помещений можно избежать. 3.2. При проектировании систем вентиляции (кондиционирования) следует обязательно предусматривать расчет создаваемых этими системами уровней шума. Методика таких расчетов регламентирована в СНиП 2-12 и других руководствах. 3.3. Особое внимание следует обратить на конструкцию студийных дверей. Во всех случаях следует применять двери с массивным сплошным полотном. Использование пустотелых (филенчатых) дверей не допускается. Двери по всему контуру должны быть снабжены герметизирующими прокладками, обеспечивающими плотное прижатие дверных полотен к их коробкам. В нижней части двери следует снабдить порогами. В тех случаях, когда устройство порогов недопустимо по пожарным требованиям, двери должны быть снабжены снизу резиновыми фартуками. Наилучший практически во всех случаях подход связан с организацией входа в помещение через тамбур. 3.4. При наличии смотровых окон необходимо предусматривать их повышенную звукоизоляцию. Следует ориентироваться на разработанные типовые узлы, эффективность которых многократно проверена на практике. Необходимо крайне внимательно подойти к герметизации всех пропусков кабельных каналов между студией и аппаратной. 3.5. Внутренняя акустическая обработка студий и аппаратных должна обеспечивать как нормативный оптимум времени реверберации, так и благоприятную структуру ранних звуковых отражений. Во всех случаях проектирование музыкальных студий и их аппаратных должно проводиться с привлечением специалистов акустиков, имеющих реальный опыт в области студийной акустики и владеющих современными методами разработки компьютерных акустических моделей. 3.6. При акустической обработке речевых студий и их аппаратных рекомендуется: - избегать строго прямоугольных в плане форм помещений. Квадратная форма небольших студий и аппаратных должна быть исключена. Если это возможно по планировке, то следует отдать предпочтение косоугольным формам плана; - не размещать звукопоглощающие плиты из одинакового материала по всей площади стен и потолка. В этом случае помещение оказывается переглушенным в области средних и высоких частот, а на низких частотах повышается время реверберации, что приводит к неестественному тембру звучания. Поэтому следует чередовать на стенах и потолке материалы с разной частотной характеристикой коэффициента звукопоглощения. Конкретный выбор этих материалов и соотношение их площадей следует определить на основании акустического расчета. Такой подход позволит обеспечить требуемый оптимум реверберации в пределах нормируемого частотного диапазона, а также улучшить равномерность звукового поля. Приложение Д (справочное) ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ При эксплуатации технических средств радиовещания и звукозаписи рекомендуется дополнительно пользоваться следующими нормативными документами: ГОСТ 8.326-89. ГСИ. Метрологическая аттестация средств измерений; ГОСТ 8.513-84. ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения; ГОСТ 12.2.006-87 (МЭК 65-85). Безопасность аппаратуры электронной сетевой и сходных с ней устройств, предназначенных для бытового и аналогичного применения. Общие требования и методы испытаний; ГОСТ 12.2.007.0-75. ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности; ГОСТ 26.010-80. Средства измерений и автоматизации. Сигналы частотные электрические непрерывные входные и выходные; ГОСТ 26.013-80. Средства измерений и автоматизации. Сигналы электрические с дискретным изменением параметров входные и выходные; ГОСТ 26.203-81. Комплексы измерительно-вычислительные. Признаки классификации. Общие требования; ГОСТ 5961-89. Громкоговорители абонентские. Общие технические условия; ГОСТ 6495-89. Микрофоны. Общие технические условия; ГОСТ 16123-88. Микрофоны. Методы электроакустических измерений; ГОСТ 20492-87. Кассета магнитофонная. Общие технические условия; ГОСТ 23413-79. Средства вторичного питания радиоэлектронной аппаратуры. Термины и определения; ГОСТ 24863-87. Магнитофоны бытовые. Общие технические условия; ГОСТ 27667-88. Система цифровая звуковая "Компакт - диск". Параметры; ГОСТ 28375-89 (МЭК 908-86). Проигрыватели компакт - дисков. Общие технические требования и методы измерений; ГОСТ 28376-89. Компакт - диск. Параметры и размеры; Р 50-54-4-87. Единая система технологической подготовки производства. Виды технического контроля; Р 50-65-88. Единая система технологической документации. Порядок оформления карты регистрации результатов испытаний; ГОСТ Р 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств; ГОСТ Р 40.005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств; ГОСТ Р 50377-92 (МЭК 950-86). Безопасность оборудования информационной технологии, включая электрическое конторское оборудование; ГОСТ Р 50712-94. Соединительные линии и аппаратные звукового вещания. Технические характеристики. Методы измерений; ГОСТ Р 50779.71-99 (ИСО 2859.1-89). Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества AQL; ГОСТ Р 51107-97. Системы стереофонического радиовещания. Основные параметры. Методы измерений; ОСТ 58-15-96. Безопасность аппаратуры электронной сетевой для профессионального телерадиовещания; ОСТ 58-16-96. Ленты измерительные магнитные для настройки студийных и репортерских аналоговых магнитофонов. Основные параметры, технические требования, методы испытаний; СТП 47-20-00. Измерительные компакт - диски. Основные параметры. Общие технические требования. Методы измерений; ТУ 6-17-1318-85. Лента магнитная типа А 4620; IEC 94-2. Calibration tapes. Приложение Е (справочное) БИБЛИОГРАФИЯ [1] ПР 50.2.006-94. ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений [2] ПР 50.2.014-96. ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений [3] ПР 50.2.018-95. ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ [4] ПР 50-732-93. ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц [5] РД 50-204-87. Методические указания. Надежность в технике. Сбор и обработка информации о надежности изделий в эксплуатации [6] РМ-01-93. Рекомендации по проектированию новых, реконструкции и расширению действующих аппаратно-студийных комплексов телевидения и радиовещания [7] СНиП 2.04.05-91. Санитарные нормы и правила. Отопление, вентиляция и кондиционирование [8] ППБ 01-93. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Москва, январь 2000 [9] Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Москва, 1997 [10] ПОТ РМ-016-2001. Межотраслевые правила по охране труда (ПБ) при эксплуатации электроустановок. Москва, 2001 [11] Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры: Части I, II. Курс лекций на 1 и 2 курсах звукорежиссерского факультета. - М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2000 Часть 3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Введение Основные положения об охране труда установлены в следующих документах: - Конституция Российской Федерации; - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда; - Трудовой кодекс Российской Федерации. Требования безопасности являются одной из основных частей охраны труда и реализуются при разработке оборудования, его изготовлении, вводе в действие и последующей эксплуатации. Организационно-технические меры, обеспечивающие безопасность, устанавливаются в соответствующих стандартах на производственное оборудование и в общегосударственных и отраслевых правилах и нормах техники безопасности. Настоящие "Правила эксплуатации технических средств телевидения и радиовещания. Часть 3. Общие требования безопасности" (ПТЭ ОТБ) учитывают специфику эксплуатируемого оборудования и технологического процесса и предназначены для использования в организациях производящих видео- и аудиопродукцию для телерадиовещания. 1. Область применения 1.1. Настоящие Правила эксплуатации технических средств телевидения и радиовещания распространяются: - на государственные и негосударственные телерадиокомпании; - на организации, производящие видео- и аудиопродукцию для телерадиовещания; определяют: - виды и характеристики опасностей оборудования; - конструктивно-технологические особенности оборудования, влияющие на безопасность его эксплуатации; - категории опасности оборудования и условий эксплуатации; устанавливают: - общие требования к параметрам безопасности оборудования; - классификацию оборудования по коду электроэнергетической опасности EPD; - регламентные работы в зависимости от кода электроэнергетической опасности; применяются: - при производстве телерадиопродукции; - при подготовке и проведении телерадиопрограмм; - при выполнении профилактических и ремонтных работ; - при контроле и измерениях параметров технических средств; а также при модернизации технической базы. 1.2. Настоящие ПТЭ ОТБ разработаны на базе отечественных и международных стандартов и нормативных документов. При этом приняты рекомендации Международной электротехнической комиссии (МЭК) по гармонизации стандартов и других нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности. 1.3. Настоящие ПТЭ ОТБ являются обязательными для всех телерадиокомпаний. 1.4. Настоящие ПТЭ ОТБ дополняются по мере введения новых стандартов и других нормативно-технических документов. 1.5. Правила эксплуатации технических средств телевидения и радиовещания состоят из трех частей: часть 1. Телевидение; часть 2. Радиовещание; часть 3. Общие требования безопасности. 2. Нормативные ссылки В ПТЭ использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-95. ЕСКД. Эксплуатационные документы; ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения; ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны; ГОСТ 13109-97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения; ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89). Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP); ГОСТ Р 50377-92 (МЭК 950-86). Безопасность оборудования информационной технологии, включая электрическое конторское оборудование; ГОСТ Р 50571.17-2000 (МЭК 60364-4-482-82). Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 48. Выбор мер защиты в зависимости от внешних условий. Раздел 482. Защита от пожара; ГОСТ Р 50571.22-2000 (МЭК 60364-7-707-84). Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации; ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования; ГОСТ Р 51293-99. Идентификация продукции. Общие положения; ГОСТ Р 51317.2.5-2000 (МЭК 61000-2-5-95). Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитная обстановка. Классификация электромагнитных помех в местах размещения технических средств; ГОСТ Р 51408-99. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам профессиональной аудио-, видео-, аудиовещательной аппаратуры и аппаратуры управления световыми приборами для зрелищных мероприятий. Требования и методы испытаний; ГОСТ Р МЭК 536-94. Классификация электротехнического и электронного оборудования по способу защиты от поражения электрическим током; ГОСТ Р МЭК 60065-2002. Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности; ГОСТ Р МЭК 60536-2-2001. Классификация электротехнического и электронного оборудования по способу защиты от поражения электрическим током. Часть 2. Руководство для пользователей по защите от поражения электрическим током; ГОСТ Р МЭК 60 598-1-99. Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний; ГОСТ Р МЭК 60 598-2-99. Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 17. Светильники для внутреннего и наружного освещения сцен, телевизионных, кино- и фотостудий; ГОСТ Р МЭК 61140-2000. Защита от поражения электрическим током. Общие положения по безопасности, обеспечиваемой электрооборудованием и электроустановками в их взаимосвязи; ГОСТ Р МЭК 61293-2000. Оборудование электротехническое. Маркировка с указанием параметров и характеристик источника питания. Требования безопасности. 3. Основные определения, термины и сокращения 3.1. Пользователь (потребитель) оборудования - юридическое или физическое лицо, использующее оборудование для своих производственных целей в соответствии с его функциональным назначением, установленным изготовителем. 3.2. Опасности оборудования - такие свойства (технические характеристики) материалов и физических процессов, используемых в оборудовании, которые могут привести: - к отрицательным последствиям для здоровья и жизни человека; - к материальному ущербу; - к ущербу для окружающей среды. 3.3. Особенности условий эксплуатации - такие физические параметры окружающей среды и характер эксплуатационного воздействия на оборудование, которые могут уменьшить или увеличить степень опасности оборудования. 3.4. Дополнительные требования безопасности - дополнительные организационно-технические требования в месте эксплуатации оборудования, обеспечивающие и (или) повышающие степень его безопасности. 3.5. Классификация оборудования - разделение оборудования на группы (подгруппы) по одному или нескольким конструктивно-техническим параметрам для нижеуказанных целей: - определение способов защиты от поражения электрическим током, принятых изготовителем в конкретном оборудовании (классы защиты); - определение электроэнергетической опасности оборудования по коду EPD; - определение допустимых условий безопасной эксплуатации конкретного оборудования; - формирование функционального комплекса без снижения его эксплуатационной безопасности; - предъявление (при необходимости) дополнительных требований безопасности; - определение содержания и периодичности регламентных работ. 3.6. Эксплуатационная совместимость оборудования по параметрам безопасности - часть общетехнической совместимости оборудования при его объединении в функциональный комплекс или систему комплексов, обеспечивающая сохранение степени безопасности оборудования по сравнению со случаем его самостоятельной эксплуатации. 3.7. Корпус оборудования - внешняя механическая часть оборудования, обеспечивающая устойчивое конструктивное единство для внутренних элементов и защиту при воздействиях из окружающей среды. 3.8. Код степени защиты IP (International Protection) - буквенно-цифровое обозначение, характеризующее защитные свойства корпуса (оболочки) оборудования от проникновения в него посторонних предметов, пыли и воды и от контакта с электроопасными частями (см. Приложение А). 3.9. Компонент оборудования - составная часть оборудования любой степени интеграции, конструктивно входящая в оборудование. Типы компонентов: конструктивная деталь, электрорадиоэлемент, сборочные узлы, монтажная плата, модуль, функциональный блок и т.п. 3.10. Доступная часть оборудования - внешняя часть корпуса с органами управления и внутренняя часть оборудования, которые доступны для прикосновения пальцем непосредственно или при удалении съемного компонента. 3.11. Источник (система) электроснабжения (электропитания) - любая техническая система, снабжающая оборудование электрической энергией: сеть электропитания здания, автономный генератор с двигателем внутреннего сгорания, ветровой генератор, аккумуляторная батарея и т.п. 3.12. Токоведущая часть оборудования - компоненты оборудования, предназначенные для приема и передачи электрической энергии и обеспечивающие его электропитание. 3.13. Токопроводящая часть оборудования - внешние и внутренние компоненты оборудования, которые обладают физической способностью проводить электрический ток, но используются как механическая часть оборудования. 3.14. Номинальные параметры электропитания - номинальные значения (включая их допуски) напряжения, тока, мощности, частоты, пульсации, устанавливаемые изготовителем оборудования для его нормальной работы. 3.15. Код электроэнергетической опасности EPD (Electric Power Danger) - буквенно-цифровое обозначение оборудования, характеризующее величины используемых и (или) вырабатываемых напряжений и потребляемой мощности оборудования (см. Приложение Б). 3.16. Неисправности оборудования - такие изменения конструктивно-технических параметров компонентов оборудования, которые приводят: - к отрицательным последствиям (нарушениям) в выполнении рабочих функций; - к снижению или нарушению параметров безопасности и (или) защитных функций. 3.17. Дежурный режим - такой режим оборудования, при котором оно постоянно находится во включенном состоянии, а начало функционирования осуществляется по командам внутреннего таймера (часов) или по сигналам дистанционного управления. 3.18. Дистанционное управление - управление оборудованием через пульт управления, связанный с оборудованием электрическим кабелем, или через различные виды излучений. 3.19. Опорная (монтажная поверхность) - часть конструкции мебели, помещения, монтажной стойки, на которые устанавливается, закрепляется или подвешивается оборудование. 3.20. Аварийный режим работы - такое состояние оборудования, включенного в сеть электропитания, при котором: - собственные (внутренние) средства защиты оборудования не обеспечили нейтрализацию (устранение) последствий первичных и возникающих вторичных неисправностей; - факторы электроэнергетической опасности начинают реально продуцировать эффекты опасности; - прекращение аварийного режима работы может быть осуществлено только действием защитных функций в устройствах электропитания производственных помещений и/или действием производственного персонала согласно соответствующим инструкциям. 3.21. Сокращения МЭК - Международная электротехническая комиссия МЭС - Международный электротехнический словарь ОТБ - общие требования безопасности ППБ - правила пожарной безопасности ПТБ - правила техники безопасности ПТЭ - правила технической эксплуатации ЭМС - электромагнитная совместимость IP - код степени защиты, обеспечиваемой оболочками (корпусами) (International Protection) EPD - код электроэнергетической опасности (Electric Power Danger) 4. Общие положения 4.1. Основной производственной задачей телерадиовещательной организации является обеспечение правильной и бесперебойной и безопасной работы технологического оборудования и персонала для производства и выпуска телерадиовещательной продукции с высоким техническим качеством. 4.2. Реализация данной задачи достигается соответствующей организацией производства: - соблюдение требований технологии производства телерадиопродукции; - квалифицированное обслуживание технологического оборудования; - своевременное проведение проверок параметров оборудования на соответствие ГОСТ, ОСТ и другим нормативным документам; - проведение регламентных работ и ремонт оборудования; - соблюдение правил техники безопасности (ПТБ) и правил пожарной безопасности (ППБ). 4.3. Все технические средства (оборудование), используемые для создания и выдачи вещательной продукции, включая отдельные единицы оборудования и технологические цепи, подлежат обязательной сертификации на соответствие действующим стандартам нормативно-техническим требованиям. Оборудование, не имеющее сертификата, не может быть принято в эксплуатацию. 4.4. В каждом техническом подразделении организации должны быть схемы и описания действующего технологического оборудования, электропитания, соединительных линий и их коммутации, а также разработаны системы резервирования и правила перехода на резервное оборудование. 4.5. Требования, предъявляемые к производственному персоналу: - лица, которые могут быть допущены к выполнению производственных работ, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру выполняемых работ; - порядок, виды обучения и проверки знаний по безопасности труда должны соответствовать ГОСТ 12.0.004; - лица, ответственные за безопасность эксплуатируемого оборудования и безопасность труда, должны проводить соответствующий инструктаж работников на конкретных рабочих местах с учетом особенностей оборудования. 4.6. Общетехническое оборудование производственных помещений должно соответствовать положениям следующих документов: - акустика и звукоизоляция - РМ-01 в части обеспечения оптимальных значений уровней звуковых помех, времени реверберации и других акустических параметров в студиях и аппаратных; - электроустановки - ПОТ Р М-016; - вентиляция и кондиционирование воздуха - ГОСТ 12.1.005, СНиП 2.04.05; - в процессе эксплуатации тепло, выделяемое оборудованием, не должно нагревать материал монтажной поверхности до температуры его воспламенения. При использовании негорючих материалов температура их нагрева не должна превышать 65 ЬC. 4.7. В целях обеспечения бесперебойной работы технических средств электропитание телецентра должно осуществляться по основному и резервному фидерам с автоматическим переключением на резервное питание. При этом основной и резервный фидеры должны быть подключены к различным независимым между собой источникам электропитания. 4.8. Основное технологическое оборудование со временем восстановления более 5 секунд и компьютерные станции должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием. 5. Классификация лиц, имеющих (или могущих иметь) контакт с производственным оборудованием Классификация лиц дана в соответствии с рекомендациями МЭК на основе Международного электротехнического словаря (МЭС), ГОСТ Р МЭК 61140, ГОСТ Р МЭК 60065. 5.1. Квалифицированное лицо (специалист) - человек, имеющий соответствующее образование и опыт работы, позволяющие ему избегать опасности и исключить риск, которые может создать электричество (МЭС 826-09-01). 5.2. Обученное лицо - человек, прошедший специализированное обучение для работы на конкретном оборудовании с соблюдением техники безопасности. 5.3. Проинструктированное лицо - человек, получивший соответствующие инструкции или работающий под наблюдением квалифицированного лица, что позволяет ему избежать опасности и исключить риск, который может создать электричество (МЭС 826-09-02). 5.4. Простое лицо - человек, не являющийся ни квалифицированным лицом ни проинструктированным лицом (МЭС 826-09-03). 5.5. Оператор - лицо, выполняющее производственную работу на оборудовании в соответствии с его функциональным назначением, руководством по эксплуатации и являющееся квалифицированным, обученным или проинструктированным лицом. 5.6. Обслуживающий персонал - лица, занятые обслуживанием производственного помещения и являющиеся проинструктированными лицами. 5.7. Посторонние лица - лица, оказавшиеся в роли приглашенных или случайных посетителей. Примечание. Контроль (проверка) правильности работы оборудования, параметров его безопасности, периодическое техобслуживание и ремонт производятся только квалифицированными лицами. 6. Характеристики опасности оборудования и условий эксплуатации Возникновение опасности может происходить как при однократном использовании оборудования, так и при длительном - в течение всего срока эксплуатации или быть результатом накопления вредных воздействий. Опасность оборудования может приводить к различным вредным эффектам (последствиям) для человека или окружающей среды: - удар или поражение электрическим током; - термический ожог; - возгорание и возникновение пожара; - выделение вредных химических веществ; - вредные виды излучений выше допустимых уровней; - механические травмы различного вида и степени тяжести. 6.1. Категории опасности оборудования Безопасное оборудование - оборудование, в котором возникновение вредных эффектов физически невозможно. Примерами указанного оборудования могут служить калькулятор или электронные часы с питанием от солнечных батарей и т.п. изделия. Практически безопасное оборудование - оборудование, сконструированное и изготовленное таким образом, что: - появление вредных эффектов, физически хотя и возможно, но очень маловероятно и компенсировано рядом дополнительных защитных мер (например: заземление, дополнительная изоляция, защитные экраны и т.п.); - уровень вредных излучений не превышает допустимые санитарные нормы. Примечание. Степень безопасности оборудования уменьшается при возникновении неисправностей. Такие события оцениваются в вероятностных категориях, основанных на опыте эксплуатации различного электротехнического оборудования. Условно безопасное оборудование - оборудование, которое выполняет свои функции с использованием опасных эффектов (процессов), и эта опасность указывается в специальной инструкции по эксплуатации вместе с необходимыми мерами защиты, соблюдаемыми оператором. Примерами указанного оборудования могут служить электропаяльник и термоустройство для упаковки кассет в полиэтиленовую оболочку. Опасное оборудование - оборудование, которое может принести вред вследствие возникновения неисправностей, обусловленных следующими причинами и/или обстоятельствами: - ошибка разработчика в выборе материалов и конструктивных параметров изделия; - технологические нарушения при производстве изделия; - скрытые дефекты в применяемых материалах при серийном производстве; - истечение срока службы оборудования вследствие старения и износа материалов конструкции; - недопустимые повреждения оборудования в процессе эксплуатации; - непреднамеренные ошибки оператора (пользователя) при эксплуатации оборудования; - появление внешних неблагоприятных факторов в условиях эксплуатации оборудования. Примечание. Выявление конкретного типа опасного оборудования и (или) его отдельных экземпляров осуществляется на следующих этапах: при производстве, при заводских и сертификационных испытаниях, в процессе монтажа и пусконаладочных работ и при эксплуатации. 6.2. Характеристики условий эксплуатации Примечание. Характеристики условий эксплуатации и соответствующие им определения даны в лингвистических категориях и обозначаются соответствующим буквенно-цифровым кодом. Опасные условия эксплуатации - код AD-1: - наличие влажности (пары, конденсирующаяся влага, влажность воздуха выше 75%); - наличие повышенных температур (длительно 35 ЬC, кратковременно 40 ЬC); - большая концентрация оборудования на единицу площади и/или объема помещения; - большое энергопотребление (и выделение тепла) на единицу объема помещения; - наличие возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с "землей" металлическим конструкциям рабочего помещения, с одной стороны, и доступным металлическим частям эксплуатируемого оборудования, с другой стороны; - наличие возможности одновременного прикосновения человека к двум (или нескольким) единицам эксплуатируемого оборудования; - наличие токопроводящей пыли (технологическая или другая пыль, появляющаяся внутри оборудования и ухудшающая условия изоляции и охлаждения); - наличие токопроводящих оснований (металлических, земляных, железобетонных, кирпичных). Особо опасные условия эксплуатации - код AD-2: - наличие сырости (дождь, снег, покрытые влагой полы, стены помещения и предметы внутри помещения); - наличие химически активной среды, действующей разрушающе на изоляцию; - эксплуатация оборудования в транспортных средствах; - наличие одновременно двух или более условий опасности. Безопасные условия эксплуатации - код AD-0 - отсутствие условий, создающих опасность эксплуатации по коду AD-1 и коду AD-2. 7. Особенности профессионального телевизионного и радиовещательного оборудования, влияющие на степень его безопасности 7.1. Конструктивно-функциональные особенности: - конструктивное исполнение оборудования с нормированными механическими параметрами для установки его в универсальные монтажные стойки; - применение базовых моделей оборудования, обеспечивающих производство ряда их модификаций с различными функциональными свойствами; - применение унифицированных блоков, узлов, деталей и материалов; - возможность использования оборудования только в составе функционального комплекса, полностью исключающая его самостоятельное применение. 7.2. Эксплуатационные особенности: - круглосуточный (непрерывный) режим работы оборудования; - функционирование оборудования происходит по заданной программе в автономном режиме при отсутствии контроля со стороны оператора; - значения ряда параметров безопасности становятся объективными и доступными для проверки только после выполнения монтажно-пусковых работ у пользователя оборудования и в реальных условиях эксплуатации. 8. Классификация профессионального оборудования по характеру применения и эксплуатации 8.1. Классификация по критерию функциональной полноты и самостоятельности применения Единичное оборудование - оборудование, которое выполняет свои функции без дополнительного оборудования. Отличительными свойствами такого оборудования являются: - наличие корпуса оборудования для защиты от внешних воздействий и обеспечения параметров безопасности; - наличие отдельного входа для соединения с сетью электропитания; - использование внутреннего источника электропитания. Примеры: телевизионный приемник, видеомонитор, видеомагнитофон, телекамера, зарядное устройство, адаптер сетевого напряжения и т.п. Единично-комплексное оборудование - оборудование, которое выполняет свои функции в комплексе с другими видами оборудования. При этом состав и конфигурация комплекса могут периодически меняться в зависимости от производственных целей. Отличительными свойствами такого оборудования являются: - свойства единичного оборудования; - расположение на рабочем месте (столе) по усмотрению оператора; - расположение оборудования в различных (соседних) помещениях и его соединение в комплекс сигнальными кабелями; - установка оборудования в типовые (универсальные) монтажные стойки (шкафы) без применения специальных инструментов и монтажных устройств. Комплексное оборудование - оборудование, которое состоит из нескольких конструктивно самостоятельных изделий, объединенных в общей конструкции универсального или специального типа. Отличительными свойствами такого оборудования являются: - невозможность самостоятельного применения и функционирования отдельного изделия; - наличие общего устройства для подключения электропитания ко всему комплексу; - полное соответствие оборудования требованиям безопасности обеспечивается только при установке отдельных изделий в общую конструкцию. Примеры: - система обработки сигналов, собранная в 19-дюймовой стойке; - микшерные пульты. Модульное оборудование - оборудование, которое характеризуется следующими совокупными свойствами: - конструкция реализована в виде модуля или моноплаты; - модуль выполняет одну или несколько функций по преобразованию сигналов; - модуль вставляется в универсальную кассетницу или сборочный блок; - кассетница, заполненная рядом модулей, образует функционально полную рабочую систему; - электропитание модулей осуществляется от общего для всей кассетницы (блока) элетропитания; - требования безопасности обеспечиваются только при функционировании модуля в кассетнице. Примечание. Кассетница с установленными в нее модулями может выполнять функцию единичного или единично-комплексного оборудования. 8.2. Классификация по критерию подвижности и месту эксплуатации Стационарное оборудование - оборудование, которое характеризуется следующими свойствами: - постоянное место эксплуатации с соответствующим механическим закреплением; - электропитание осуществляется постоянным соединением. Переносное оборудование - оборудование, которое характеризуется следующими свойствами: - масса оборудования не более 50 кг и оно перемещается из одного места эксплуатации в другое одним или несколькими лицами; - электропитание осуществляется через съемный или постоянно закрепленный гибкий кабель электропитания, соединяемый с розеткой на месте эксплуатации. Передвижное оборудование - оборудование, которое характеризуется следующими свойствами: - перемещение из одного места эксплуатации в другое осуществляется на колесах или роликах, являющихся составной частью конструкции оборудования; - электропитание осуществляется через съемный гибкий кабель электропитания. Ручное оборудование - оборудование, которое характеризуется следующими свойствами: - в процессе эксплуатации оборудование удерживается руками и перемещается вместе с оператором; - электропитание осуществляется от внутреннего источника электрической энергии или - электропитание осуществляется с использованием сигнального кабеля, соединяющего ручное оборудование с другим оборудованием. Транспортируемое оборудование - оборудование, которое характеризуется следующими свойствами: - местом эксплуатации является специализированное транспортное средство; - электропитание осуществляется от автономного генератора или доступной сети энергоснабжения общего назначения. 8.3. Классификация по режиму работы Непрерывно работающее оборудование - оборудование, которое характеризуется следующими свойствами: - круглосуточный режим работы в течение длительного времени до момента выхода из строя; - оборудование отключается только на время проведения технического обслуживания согласно требованиям эксплуатационной документации. Кратковременно работающее оборудование - оборудование, для которого продолжительность работы и отключения определяются требованиями эксплуатационной документации. 8.4. Классификация по допустимым условиям окружающей среды: - оборудование, предназначенное для эксплуатации в помещениях с кондиционерами и подобными устройствами, обеспечивающими заданные режимы температур и влажности; - оборудование, предназначенное для эксплуатации в отапливаемых помещениях; - оборудование, допускающее эксплуатацию в помещениях, защищенных только от прямых климатических воздействий и других факторов окружающей среды; - оборудование, допускающее эксплуатацию при прямом воздействии окружающей среды. Примечания. 1. Допустимый диапазон температур, влажности и атмосферного давления должен быть указан в эксплуатационной документации. В случае необходимости оборудование маркируется изготовителем кодом защиты IP. 2. Отдельные части комплексного оборудования могут иметь различные допустимые условия воздействия окружающей среды. 8.5. Классификация по способу защиты от поражения электрическим током Защита от поражения электрическим током осуществляется в оборудовании с использованием основной, дополнительной, усиленной изоляции и применением защитного заземления в соответствии с ГОСТ Р МЭК 536 и ГОСТ Р МЭК 60536 (см. Приложение В). 9. Электроэнергетическая опасность оборудования и его классификация по коду EPD 9.1. Электроэнергетическая опасность определяется как потенциальное свойство оборудования, могущее привести к следующим отрицательным последствиям: - поражение электрическим током человека; - возгорание и последующее распространение огня. 9.2. Возникновение указанных последствий происходит при неблагоприятном стечении различных причин и обстоятельств: - конструкторские ошибки в оборудовании при выборе мер изоляции; - скрытые дефекты в материалах и нарушения в технологии изготовления; - неисправности схем и устройств электрической и температурной защиты; - повреждения при транспортировке, монтаже и эксплуатации оборудования; - старение и износ изоляционных материалов; - нарушение правил эксплуатации и сроков регламентных работ. 9.3. Степень электроэнергетической опасности возрастает по мере увеличения используемых электрических напряжений и потребляемой мощности. 9.4. При возникновении в оборудовании аварийного режима работы электроэнергетическая опасность может приводить к наиболее тяжелым и масштабным последствиям. 9.5. Общность физических процессов, протекающих в оборудовании с использованием электрической энергии, позволяет оценивать уровень электроэнергетической опасности оборудования, независимо от выполняемых им рабочих функций, на основании кода EPD. Структура кода EPD образуется из пяти факторов опасности и имеет следующую символическую запись EPDXX-XXX, где: - первая буква X заменяется цифрой, характеризующей класс электроопасности в зависимости от величины напряжения сети питания; - вторая буква X заменяется цифрой, характеризующей класс электроопасности в зависимости от величины напряжений, вырабатываемых внутри оборудования; - третья, четвертая и пятая буквы X заменяются соответствующими цифрами, характеризующими энергетическую опасность. Примечание. Подробное описание кода EPD и порядок его определения даны в Приложении Б. 9.6. Совместное применение кода IP и кода EPD позволяет обоснованно определять и осуществлять следующие мероприятия по технике безопасности: - определение безопасных условий эксплуатации; - определение технических требований к рабочим помещениям и необходимость применения дополнительных мер безопасности; - определение основных и дополнительных правил соблюдения безопасности для производственного персонала; - определение характера и периодичности проверки основных параметров безопасности оборудования в период его эксплуатации. 10. Основные организационно-технические требования по обеспечению безопасности оборудования при его поставке, монтаже и пуске в эксплуатацию 10.1. Должна быть проведена идентификация оборудования с целью определения его происхождения и соответствия ему прилагаемых эксплуатационных документов, сертификатов и другой технической документации. Примечание. Эксплуатационная документация является неотъемлемой частью приобретаемого и устанавливаемого оборудования. Перечень видов эксплуатационной документации и требования к ее содержанию установлены в ГОСТ 2.601 (см. Приложение Г). В случае возникших сомнений в происхождении и в качестве приобретаемого оборудования его идентификация проводится в соответствии с ГОСТ Р 51293. 10.2. После монтажа и пробного пуска оборудования проверяются его основные параметры безопасности, указанные в эксплуатационной документации. Результаты проверки оформляются в протоколе приемо-сдаточных испытаний. 10.3. В зависимости от особенностей функционального использования оборудования (единичное или в составе комплекса), условий эксплуатации и других производственных факторов действующая эксплуатационная документация должна быть дополнена или уточнена требованиями, обеспечивающими правильную и безопасную эксплуатацию. 10.4. Определение и введение дополнительных требований (инструкций) к оборудованию осуществляют компетентные (квалифицированные) специалисты совместно с администрацией. 10.5. Правила безопасной эксплуатации транспортируемого оборудования должны быть установлены в соответствующей документации на передвижные телевизионные станции. 10.6. При приобретении импортного оборудования информация о параметрах и условиях его безопасной эксплуатации в Российской Федерации должна быть представлена на русском языке. Решение этого вопроса между изготовителем (продавцом) и потребителем определяется ГОСТ Р 51121. 11. Основные организационно-технические требования, обеспечивающие безопасность оборудования при его эксплуатации 11.1. Эксплуатационная безопасность оборудования зависит от следующих факторов: - климатические параметры окружающей среды и рабочего помещения; - технические характеристики рабочего помещения; - качество электрической энергии в сети электроснабжения; - собственные параметры безопасности оборудования; - соблюдение порядка и сроков проведения регламентных работ по контролю за параметрами безопасности эксплуатируемого оборудования; - соблюдение правил безопасности производственным персоналом. 11.2. Допустимые значения климатических параметров окружающей среды определены изготовителем оборудования и содержатся в эксплуатационной документации, а рабочего помещения - соответствующими санитарными нормами. Оптимальные климатические условия безопасной эксплуатации оборудования следующие: - температура окружающей среды, ЬC, 20 +/- 5; - относительная влажность воздуха, %, 50 +/- 10; - атмосферное давление, мм рт. ст., 630 - 800. 11.3. Технические характеристики рабочего помещения и расположение оборудования должны обеспечивать: - свободный доступ персонала к оборудованию; - специальную охранную зону (при необходимости); - беспрепятственную возможность эвакуации персонала при чрезвычайных обстоятельствах; - минимальное использование материалов, способных к возгоранию и распространению огня. Примечание. В тех случаях, когда параметры расположения оборудования заданы в эксплуатационной документации, они не должны противоречить вышеперечисленным требованиям. 11.4. Качество электрической энергии в сети электроснабжения производственных помещений (~ 380/220 В) должно соответствовать нормам согласно ГОСТ 13109. 11.5. Функции оборудования, связанные с безопасностью, должны быть обеспечены соответствующим уровнем помехоустойчивости при воздействии электромагнитных помех в местах размещения оборудования. В частности, не допускается "самопроизвольное" включение или отключение от сети электропитания. Соответствующие требования электромагнитной совместимости (ЭМС) установлены в ГОСТ Р 51317.2.5 и ГОСТ Р 51408. 11.6. Параметры безопасности конкретного типа оборудования задаются соответствующими стандартами, которые должны быть указаны в |