н) государственных нужд в части продовольствия. К ведению Комитета Совета Федерации по аграрно - продовольственной политике относятся также вопросы сотрудничества Российской Федерации со Всемирной торговой организацией в части сельскохозяйственного сырья и продовольствия. 26. К ведению Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов относятся вопросы законодательного обеспечения: а) государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) социального и экономического развития районов Севера; в) основ жизнеобеспечения и развития коренных малочисленных народов Севера, поддержки родовых общин, традиционного природопользования, промыслов; г) государственной поддержки развития экономики и жизнеобеспечения населения северных регионов, поставок продукции в районы с ограниченными сроками завоза грузов, функционирования Северного морского пути; д) бюджетной, налоговой и финансовой политики на Севере; е) использования природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; ж) лесного хозяйства, использования и охраны лесных ресурсов, охотничьего хозяйства, оленеводства; з) охраны окружающей среды, территорий традиционного природопользования; и) трудовых ресурсов и занятости населения Севера, обеспечения государственных гарантий и компенсаций, миграционной политики, переселения граждан из северных районов; к) развития образования и культуры коренных малочисленных народов; л) здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения в северных регионах; м) национальных отношений, национальных округов, местного самоуправления и межрегионального сотрудничества в районах Севера. 27. К ведению Комиссии Совета Федерации по информационной политике относятся вопросы законодательного обеспечения: а) государственной политики в сфере средств массовой информации, информационных технологий и информатизации; б) развития единого информационного пространства Российской Федерации; в) издательской и полиграфической деятельности; г) информационного обмена, развития компьютерных сетей общего пользования; д) распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, аудио- и видеопродукции; е) содействия информационному обеспечению деятельности Совета Федерации. 28. К ведению Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации относятся вопросы: а) осуществления парламентского контроля над соблюдением нормативных и индивидуальных правовых актов по обеспечению деятельности Совета Федерации; б) анализа и подготовки предложений по стандартам обеспечения деятельности Совета Федерации; в) анализа фактического обеспечения деятельности Совета Федерации; г) подготовки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов по вопросам обеспечения деятельности Совета Федерации; д) формирования проекта бюджета и сметы расходов по обеспечению деятельности Совета Федерации, контроля за их исполнением; е) предварительного рассмотрения структуры и штатного расписания Аппарата Совета Федерации; ж) законодательного регулирования организации государственной службы и правового положения государственных служащих в Совете Федерации. Статья 31. Порядок созыва заседаний комитета, комиссии Совета Федерации 1. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц в соответствии с графиком, утверждаемым комитетом, комиссией. 2. Исключена. 2. О заседании комитета, комиссии Совета Федерации председатель комитета, комиссии, как правило, не менее чем за 72 часа уведомляет членов комитета, комиссии, Председателя Совета Федерации, соответствующие комитеты, комиссии Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации, Правительство Российской Федерации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также субъекты права законодательной инициативы, законопроекты которых подлежат рассмотрению. Для извещения других членов Совета Федерации необходимая информация помещается на доске объявлений палаты. Статья 32. Порядок проведения заседания комитета, комиссии Совета Федерации 1. Комитеты и комиссии Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. 2. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет, комиссия Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, комиссии, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами. 3. В помещении, где проводится заседание комитета, комиссии Совета Федерации, помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации. 4. Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. 5. Заседание комитета, комиссии Совета Федерации проводит председатель, первый заместитель или заместитель председателя комитета, комиссии. Председательствующий обеспечивает порядок проведения заседания комитета, комиссии, предоставляет слово в соответствии с повесткой дня заседания и подписывает протокол заседания. 6. В открытых и закрытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса члены Совета Федерации, не входящие в состав этого комитета (комиссии). 7. В открытых и закрытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы), члены Правительства Российской Федерации, статс - секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На открытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 4 настоящего Регламента, вправе присутствовать помощники членов Совета Федерации по работе в Совете Федерации. 8. На открытые заседания комитета, комиссии Совета Федерации могут приглашаться представители средств массовой информации. 9. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и средств массовой информации участвуют в заседании комитета, комиссии Совета Федерации с согласия председателя комитета, комиссии. 10. В случае необходимости для участия в заседании комитета, комиссии палаты привлекаются работники соответствующих структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. 11. Решения комитета, комиссии Совета Федерации по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комитета, комиссии. По остальным вопросам решения комитета, комиссии Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, если иное не установлено настоящим Регламентом. Статья 33. Проведение комитетом, комиссией Совета Федерации парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий Комитет, комиссия Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом организует проведение парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий по вопросам своего ведения, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, средств массовой информации, эксперты, другие лица. Статья 33.1. Проведение комитетом, комиссией Совета Федерации выездных заседаний, парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий 1. Комитет, комиссия Совета Федерации может проводить в субъектах Российской Федерации выездные заседания, парламентские слушания, "круглые столы" и иные мероприятия (далее - выездные мероприятия). Место проведения выездного мероприятия определяется по согласованию с Советом палаты соответствующим комитетом (комиссией) Совета Федерации. 2. В течение года комитет, комиссия Совета Федерации вправе провести не более двух выездных мероприятий. Статья 34. Отчеты комитетов, комиссий Совета Федерации Комитеты, комиссии Совета Федерации представляют Совету Федерации отчеты о работе за год. Глава 5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕССИЙ И ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ Статья 35. Место проведения заседаний Совета Федерации Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседания может быть изменено. Статья 36. Государственные символы Российской Федерации в Зале заседаний Совета Федерации 1. В Зале заседаний Совета Федерации помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации. 2. При открытии и закрытии каждого заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн Российской Федерации. Статья 37. Размещение в Зале заседаний Совета Федерации членов Совета Федерации и других лиц, участвующих в заседании палаты 1. Каждому члену Совета Федерации отводится в Зале заседаний Совета Федерации постоянное место, оформленное табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта Российской Федерации, который он представляет, а также оборудованное необходимыми для работы электронными и техническими средствами. 2. Для Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации в Зале заседаний Совета Федерации отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты. 3. В Зале заседаний Совета Федерации отводятся места для Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, почетного Председателя Совета Федерации, Председателя Совета Федерации первого созыва, Руководителя Аппарата Совета Федерации. Статья 38. Открытые и закрытые заседания Совета Федерации 1. Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. 2. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. 3. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. 4. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут. 5. На открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Государственной Думы), депутаты Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 6. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. 7. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации. 8. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации. 9. На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи. 10. На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. 11. На закрытом заседании Совета Федерации вправе присутствовать работники Аппарата Совета Федерации в соответствии со списком, утверждаемым Председателем Совета Федерации. 12. Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Статья 39. Порядок участия в заседании Совета Федерации лиц, не являющихся членами Совета Федерации 1. Лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в заседании Совета Федерации, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в соответствии со статьей 52 настоящего Регламента. 2. Лицам, присутствующим на заседании Совета Федерации, по решению Совета Федерации может быть предоставлено слово для выступления. Статья 40. Протокол и стенограмма заседания Совета Федерации 1. На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Протокол заседания Совета Федерации подписывается председательствующим на заседании. 2. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. 4. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа. Статья 41. Сессии Совета Федерации. Сроки и время проведения заседаний Совета Федерации 1. Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю - с 25 января по 15 июля; на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря. 2. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации. 3. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. 4. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов. 5. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено. 6. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах Российской Федерации, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект Российской Федерации и обратно. Статья 42. Порядок подготовки проекта повестки дня очередного заседания Совета Федерации 1. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании палаты, с указанием очередности их рассмотрения, комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение каждого вопроса, докладчиков (содокладчиков) по каждому вопросу, а также иных сведений, устанавливаемых Советом палаты. В проекте повестки дня очередного заседания Совета Федерации может указываться фиксированное время для рассмотрения вопроса на заседании Совета Федерации. 2. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации. 3. В первую очередь в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования: а) об обсуждении посланий и обращений Президента Российской Федерации; б) относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, сроки рассмотрения которых, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, истекают до начала следующего заседания Совета Федерации; в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; г) об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации; д) о проектах законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренных Государственной Думой; е) об одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законах; ж) о принятых Государственной Думой федеральных законах; з) о повторном рассмотрении в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции; и) о результатах рассмотрения законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к) об ответах членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации ("правительственный час"). 4. Кроме вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи, обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы: а) относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, за исключением вопросов, указанных в пункте "б" части 1 настоящей статьи; б) о предложениях о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; в) о направлении обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, за исключением обращения, указанного в пункте "в" части 3 настоящей статьи; г) о законодательной инициативе Совета Федерации; д) о поручениях Счетной палате Российской Федерации; е) о приглашении членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации; ж) о внесении в настоящий Регламент изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи; з) об образовании комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, о создании временных комиссий Совета Федерации и об изменении их составов; и) подготовленные в соответствии с поручениями палаты; к) включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или завершено на предшествующем заседании; л) иные вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом. 5. В проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации могут быть включены вопросы организации внутренней деятельности палаты, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению по инициативе членов Совета Федерации и не относящиеся к указанным в частях 3 и 4 настоящей статьи. 6. Указанные в настоящей статье вопросы включаются в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации при представлении проекта акта, предлагаемого для принятия Советом Федерации в соответствии с настоящим Регламентом. 7. Предложения для включения в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации должны быть представлены Председателю Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета палаты, за исключением вопросов, для которых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами установлен иной срок внесения на рассмотрение Совета Федерации. 8. Сформированный Председателем Совета Федерации проект повестки дня очередного заседания палаты направляется членам Совета Федерации. После этого проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносится Председателем Совета Федерации на рассмотрение Совета палаты. 9. Председатель Совета Федерации вправе включить дополнительные вопросы в рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации. Статья 43. Внеочередное заседание Совета Федерации 1. Внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета, комиссии Совета Федерации должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. 2. Инициаторы предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должны представить в Совет Федерации следующие материалы: обоснование необходимости созыва внеочередного заседания палаты; проект повестки дня внеочередного заседания палаты; проекты актов Совета Федерации, указанных в статье 68 настоящего Регламента; пояснительные записки к проектам актов Совета Федерации; списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц. 3. Материалы, представленные инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации, направляются Председателем Совета Федерации для подготовки заключения в соответствующие комитеты, комиссии Совета Федерации. Комитеты, комиссии Совета Федерации обязаны дать заключения по представленным материалам не позднее чем за 24 часа до начала внеочередного заседания Совета Федерации. Отсутствие заключения соответствующего комитета (комиссии) Совета Федерации не является препятствием для проведения внеочередного заседания палаты. 4. Дата и порядок проведения внеочередного заседания палаты Председателем Совета Федерации согласовываются с Советом палаты. Статья 44. Регистрация членов Совета Федерации на заседании палаты. Правомочность заседания Совета Федерации 1. Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов Совета Федерации. 2. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Перед голосованием по решению Совета Федерации может быть проведена дополнительная регистрация. 3. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации. Статья 45. Предоставление членам Совета Федерации материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты 1. Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. 2. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросам, перечисленным в частях 3 и 4 статьи 42 настоящего Регламента, предоставляются членам Совета Федерации не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации. 3. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросу утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения, по решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации предоставляются членам Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации. 4. Проекты актов Совета Федерации по иным вопросам повестки дня заседания палаты предоставляются членам Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации. Статья 46. Вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации Установленные настоящей статьей вопросы подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в следующем порядке: а) послания и обращения Президента Российской Федерации; б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации; в) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации; г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 47. Председательствующий на заседании Совета Федерации 1. Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. 2. Председательствующий на заседании Совета Федерации: а) объявляет об открытии и о закрытии заседания; б) ведет заседание палаты; в) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента; г) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации, положениями настоящего Регламента либо в ином порядке, устанавливаемом решениями Совета Федерации; д) предоставляет слово по порядку ведения заседания; е) ставит на голосование проекты актов Совета Федерации, другие вопросы в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации; ж) оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование; з) организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования; и) отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки; к) обеспечивает порядок в Зале заседаний Совета Федерации, может удалить из Зала заседаний Совета Федерации приглашенных лиц, мешающих работе Совета Федерации; л) обеспечивает исполнение организационных решений Совета Федерации; м) подписывает протокол заседания; н) вправе предупредить члена Совета Федерации о нарушении положений настоящего Регламента, а при повторном нарушении может лишить его слова. 3. В ходе заседания Совета Федерации председательствующий не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим. 4. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему. 5. Председательствующий может взять слово вне очереди для поздравления членов Совета Федерации, вручения им почетных грамот Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вручения почетной символики Совета Федерации, осуществления иных торжественных действий. При этом вносить изменения в повестку дня заседания палаты не требуется. 6. При нарушении председательствующим положений частей 2 - 4 настоящей статьи, подтвержденном соответствующим решением палаты, Совет Федерации вправе передать функции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, приняв соответствующее решение большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Требование члена Совета Федерации о подтверждении палатой факта нарушения председательствующим положений частей 2 - 4 настоящей статьи ставится на голосование без обсуждения немедленно по поступлении. Статья 48. Язык заседания Совета Федерации Заседание Совета Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык. Статья 49. Представление председательствующим проекта повестки дня заседания Совета Федерации Председательствующий на заседании Совета Федерации представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания палаты и ставит его на голосование для принятия за основу. Статья 50. Внесение изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации 1. На заседании Совета Федерации в принятый за основу проект повестки дня могут вноситься изменения и дополнения. Изменения и дополнения могут быть внесены и в порядок рассмотрения вопросов повестки дня. 2. В первую очередь изменения и дополнения вносятся в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета Федерации (далее - перечень вопросов). После внесения изменений и дополнений в перечень вопросов председательствующий ставит на голосование вопрос о его утверждении. В утвержденный Советом Федерации перечень вопросов не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом. После утверждения перечня вопросов изменения и дополнения могут быть внесены в порядок (очередность) рассмотрения вопросов повестки дня заседания Совета Федерации. 3. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации в том случае, если инициатором предложения представлен проект акта Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня заседания Совета Федерации. 4. Совет Федерации по инициативе председательствующего вправе принять решение о прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации. 5. Из проекта повестки дня заседания Совета Федерации не могут быть исключены вопросы, подлежащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом обязательному рассмотрению в Совете Федерации, а также вопросы, связанные с рассмотрением принятых Государственной Думой федеральных законов. 6. Предложения комитета, комиссии Совета Федерации, члена Совета Федерации о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации ставятся председательствующим на голосование в порядке очередности их поступления. Если по одному и тому же вопросу проекта повестки дня заседания Совета Федерации внесено несколько предложений, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других предложениях. Перед голосованием инициатору предложения предоставляется возможность выступить с его обоснованием (время для выступления - три минуты). 7. Решения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Статья 51. Принятие повестки дня заседания Совета Федерации в целом 1. Проект повестки дня после принятия решений о внесении в него изменений и дополнений ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня заседания Совета Федерации в целом. 2. Решение о принятии повестки дня заседания Совета Федерации в целом принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации. 3. В принятую в целом повестку дня заседания Совета Федерации не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением вопросов, касающихся утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения и решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также вопросов о принятых Государственной Думой федеральных законах, подлежащих в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если четырнадцатидневный срок их рассмотрения истекает до начала следующего заседания Совета Федерации. Не допускается также внесение изменений и дополнений в утвержденный порядок рассмотрения вопросов повестки дня. 4. Обсуждение вопросов, не включенных в повестку дня заседания палаты, не допускается. 5. Вопросы, за исключением указанных в части 5 статьи 50 настоящего Регламента, снимаются с рассмотрения Советом Федерации по заявлению органа, лица (лиц), внесших эти вопросы на рассмотрение Совета Федерации. Статья 52. Основные виды и продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации 1. На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение. 2. Продолжительность доклада, содоклада, заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность устанавливается председательствующим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком, содокладчиком, кандидатом на выборную (назначаемую) должность, но не должна превышать: 15 минут - для доклада, 10 минут - для содоклада, 5 минут - для заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность. Для выступления в прениях предоставляется до пяти минут, для выступления по обсуждаемой кандидатуре, по порядку ведения заседания, для предложения, справки, информации, заявления, обращения - до трех минут, для выступления по мотивам голосования - до одной минуты. 3. По предложению председательствующего, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами, устанавливаются общее время обсуждения вопроса повестки дня, общее время для вопросов и ответов, а также может быть продлено время для выступления. 4. По истечении установленного времени микрофон выступающего отключается без предупреждения. Председательствующий вправе продлить время для выступления по просьбе выступающего, но не более чем на одну минуту. Статья 53. Порядок выступлений на заседании Совета Федерации 1. Доклад, содоклад (содоклады), заключительное слово докладчика и заключительное слово содокладчика (содокладчиков) осуществляются с трибуны, остальные выступления - с трибуны, рабочих мест или от микрофонов в зале. 2. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушившего это правило председательствующий лишает слова без предупреждения. 3. Выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения этих правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения. 4. Переуступка права на выступление в пользу другого лица допускается только с согласия Совета Федерации. 5. Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, членам Правительства Российской Федерации, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации. 6. Исключена. Статья 54. Порядок рассмотрения на заседании Совета Федерации вопросов повестки дня Вопросы повестки дня заседания Совета Федерации, за исключением тех, для которых настоящим Регламентом установлен иной порядок рассмотрения, рассматриваются Советом Федерации в следующем порядке: доклад; содоклад (содоклады); вопросы к докладчику и содокладчику (содокладчикам); выступления в прениях; заключительное слово докладчика; заключительное слово содокладчика (содокладчиков); выступления по мотивам голосования по принятию проекта акта Совета Федерации за основу; голосование по принятию проекта акта Совета Федерации за основу; обсуждение поправок к проекту акта Совета Федерации и голосование по ним в порядке, установленном статьей 69 настоящего Регламента; голосование по принятию акта Совета Федерации в целом. Статья 55. Прекращение прений 1. По предложению председательствующего на заседании Совета Федерации прения по рассматриваемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного настоящим Регламентом, либо по решению Совета Федерации. 2. После принятия решения о прекращении прений председательствующий на заседании Совета Федерации выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, и с согласия палаты предоставляет ему слово. 3. Члены Совета Федерации, не выступившие в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими тексты своих выступлений к стенограмме заседания. 4. Докладчики, содокладчики и кандидаты на выборные (назначаемые) должности имеют право на заключительное слово. Статья 56. Выступления по порядку ведения заседания Совета Федерации 1. Председательствующий обязан предоставить слово члену Совета Федерации, если тот заявляет о желании выступить по порядку ведения заседания. 2. Допускается не более двух выступлений членов Совета Федерации по порядку ведения заседания в течение 30 минут. Если в течение этого срока поступает третье заявление о выступлении по порядку ведения заседания, председательствующий вправе предоставить слово для выступления по истечении этих 30 минут либо поставить на голосование вопрос об открытии прений по порядку ведения заседания. Решение об открытии прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее 46. 3. Прения по порядку ведения заседания продолжаются не более 30 минут. На каждое выступление отводится не более трех минут. 4. По истечении 30 минут с момента открытия прений по порядку ведения заседания председательствующий может поставить на голосование вопрос о продолжении прений. Решение о продолжении прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее 46. 5. Следующее выступление по порядку ведения заседания допускается не ранее чем через 30 минут после прекращения предыдущих прений по порядку ведения заседания. 6. В случае нарушения положений настоящего Регламента на заседании Совета Федерации уполномоченный представитель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности обязан проинформировать об этом Совет Федерации и предложить председательствующему устранить допущенное нарушение. Статья 57. Поручения Совета Федерации 1. Совет Федерации в ходе заседания по предложению председательствующего, члена Совета Федерации может принять решение о подготовке для рассмотрения на заседании палаты вопроса о поручении Председателю Совета Федерации, первому заместителю Председателя Совета Федерации, заместителю Председателя Совета Федерации, комитету, комиссии Совета Федерации, Руководителю Аппарата Совета Федерации. 2. Вопрос о поручении предоставить дополнительную информацию, подготовить парламентский запрос или о других поручениях вносится на рассмотрение палаты при представлении текста поручения, подписанного инициатором. 3. Текст поручения оглашается на заседании Совета Федерации председательствующим или инициатором предложения. 4. При наличии возражений предложение о даче поручения ставится на голосование. Решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. 5. Поручение оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации. Статья 58. Время для оглашения предложений, заявлений, обращений, информирования и дачи справок В конце каждого заседания палаты выделяется не более 15 минут для оглашения предложений, заявлений, обращений, информирования, дачи справок. На каждое выступление выделяется не более трех минут. Статья 59. Распространение документов и материалов в Зале заседаний Совета Федерации Члены Совета Федерации вправе распространять в Зале заседаний Совета Федерации документы и материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня. Любые документы и материалы должны быть подписаны инициатором (инициаторами) их распространения и завизированы Председателем Совета Федерации либо по его поручению первым заместителем Председателя Совета Федерации или заместителем Председателя Совета Федерации. Глава 6. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ Статья 60. Способы голосования на заседании Совета Федерации 1. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. 2. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы, если палатой не принято иное решение. 3. Решение о способе голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее 46. 4. Для проведения голосования бюллетенями Совет Федерации создает из числа своих членов Счетную комиссию, которая является рабочим органом заседания Совета Федерации. Статья 61. Виды голосования на заседании Совета Федерации 1. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. 2. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вариантов вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вариантам вопросов. 3. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. Статья 62. Осуществление права на голосование 1. Член Совета Федерации лично осуществляет свое право на голосование. 2. При голосовании по одному вопросу член Совета Федерации имеет один голос. 3. Член Совета Федерации имеет право голосовать за принятие решения, против принятия решения либо воздержаться от принятия решения. Статья 63. Открытое голосование 1. Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помощью электронной системы, если палатой не принято иного решения. 2. На каждом заседании Совета Федерации перед началом использования электронной системы член Совета Федерации может получить лично или зарегистрировать свою персональную карточку. Персональные карточки, не прошедшие регистрацию на текущем заседании Совета Федерации, считаются недействующими, а их использование блокируется. 3. Перед началом открытого голосования председательствующий: сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование; уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование; напоминает, каким большинством голосов (от общего числа членов Совета Федерации; от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами; простым или квалифицированным большинством) должно быть принято решение. 4. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование. 5. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, принято решение или не принято. 6. Если при определении результатов голосования выявятся технические ошибки (связанные с работой электронной системы), подтвержденные Комиссией по контролю за использованием электронной системы, или процедурные ошибки, допущенные при голосовании, то по решению палаты, принимаемому большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, проводится повторное голосование. 7. При проведении открытого голосования с использованием электронной системы члену Совета Федерации по его письменному запросу предоставляется отчет о поименных результатах этого открытого голосования. Статья 64. Тайное голосование 1. Тайное голосование проводится в случаях, установленных настоящим Регламентом, по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также может быть проведено и по другим вопросам. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы или бюллетенями. 2. Перед началом и в течение каждого заседания Совета Федерации каждому члену Совета Федерации в соответствии со списком членов Совета Федерации по предъявлении им удостоверения члена Совета Федерации выдается одна карточка для тайного голосования, зарегистрированная в электронной системе. 3. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением Совета Федерации форме в количестве, соответствующем общему числу членов Совета Федерации, и содержат необходимую информацию. Невостребованные у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место тайного голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем Счетной комиссии. 4. Каждому члену Совета Федерации выдается один бюллетень для тайного голосования. 5. Бюллетени для тайного голосования выдаются членам Совета Федерации Счетной комиссией в соответствии со списком членов Совета Федерации по предъявлении ими удостоверений членов Совета Федерации. При получении бюллетеня член Совета Федерации расписывается в указанном списке против своей фамилии. 6. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией. 7. Счетная комиссия обязана создать условия для тайного волеизъявления членов Совета Федерации. 8. Недействительными считаются бюллетени неутвержденной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов Совета Федерации. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются. 9. По результатам тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. Результаты тайного голосования объявляются Счетной комиссией на заседании Совета Федерации. 10. Результаты тайного голосования оформляются постановлением Совета Федерации. Статья 65. Поименное голосование 1. Поименное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому не менее чем одной пятой от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее 18, с использованием электронной системы или именными бюллетенями. 2. Отчеты о результатах поименных голосований включаются в стенограмму заседания Совета Федерации и могут быть опубликованы в средствах массовой информации. 3. Если на заседании Совета Федерации приняты как решение о проведении поименного голосования, так и решение о проведении тайного голосования, проводится тайное голосование. Статья 66. Результаты голосования 1. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации и настоящим Регламентом. 2. В течение заседания Совета Федерации допускается однократное возвращение к рассмотренному вопросу. Возвращение к рассмотренному вопросу означает отмену ранее принятого решения по этому вопросу. Голосование о возвращении к рассмотренному вопросу проводится в порядке, в котором принималось отменяемое решение. Результаты первоначального голосования заносятся в протокол заседания и не оформляются постановлением Совета Федерации. 3. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. К процедурным относятся следующие вопросы: о перерыве в заседании Совета Федерации, переносе или закрытии заседания палаты; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о предоставлении слова приглашенным на заседание палаты; о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации; об общем времени обсуждения повестки дня заседания Совета Федерации; о переходе к вопросам повестки дня заседания Совета Федерации; о прекращении прений по обсуждаемому вопросу; о передаче вопроса на рассмотрение комитета, комиссии палаты; о проведении закрытого заседания палаты; о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса, рассмотрение которого не завершено; о приглашении на заседание палаты лиц, указанных в части 6 статьи 38 настоящего Регламента; об изменении способа проведения голосования; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации; о замене председательствующего; об оформлении выписки из протокола заседания палаты. 4. Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если ни один из присутствующих на заседании палаты членов Совета Федерации не возражает против его принятия. В случае, если хотя бы один из присутствующих на заседании членов Совета Федерации возражает против принятия предложенного решения, внесенное предложение ставится председательствующим на голосование в порядке, установленном настоящим Регламентом. 5. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол и включаются в стенограмму заседания Совета Федерации. 6. Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения. 7. Если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, недостаточно для проведения голосования, председательствующий вправе в пределах этого заседания назначить время для голосования по вопросу, обсуждение которого завершено. При проведении указанного голосования повторное обсуждение вопроса не проводится и слово для выступлений по мотивам голосования, для предложений, справок, заявлений, вопросов не предоставляется. Статья 67. Оформление решений Совета Федерации 1. Решения, принятые на заседаниях Совета Федерации, оформляются постановлениями Совета Федерации или выписками из протокола заседания. 2. Решения Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, оформляются постановлениями палаты. 3. Решения Совета Федерации по вопросам организации внутренней деятельности палаты могут оформляться постановлениями или выписками из протокола заседания. Решение об оформлении выписки из протокола заседания является решением по процедурному вопросу. Статья 68. Акты Совета Федерации 1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации. 2. По общеполитическим и социально - экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты. 3. В постановлении Совета Федерации, в котором содержатся предложения органам и должностным лицам, указанным в части 1 статьи 81 настоящего Регламента, указываются комитет, комиссия Совета Федерации, должностное лицо Совета Федерации, на которые возлагается контроль за исполнением постановления Совета Федерации, а также срок представления информации Совету палаты о ходе реализации этого постановления. 4. В постановлении Совета Федерации, в котором содержатся поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации, указывается срок исполнения этих поручений. Статья 69. Порядок принятия актов Совета Федерации 1. Совет Федерации может принять проект акта в целом, принять проект акта за основу, отклонить проект акта или отложить его обсуждение. 2. В принятый за основу проект акта Совета Федерации могут вноситься поправки. После принятия проекта акта за основу председательствующий выясняет, есть ли члены Совета Федерации, желающие внести поправки, после чего Совет Федерации принимает решение о сроке внесения поправок. Поправки вносятся в комитет (комиссию) Совета Федерации, ответственный за подготовку рассмотрения этого вопроса на заседании палаты. 3. Поправки к принятому за основу проекту акта Совета Федерации могут вноситься членом Совета Федерации, комитетом, комиссией Совета Федерации не позднее установленного Советом Федерации срока для внесения поправок в комитет (комиссию) Совета Федерации, ответственный за подготовку рассмотрения этого вопроса на заседании палаты. Поправки, подписанные автором, должны содержать текст проекта акта Совета Федерации, редакцию предлагаемых изменений (новую редакцию текста) и краткое обоснование необходимости принятия поправки. Поправки, внесенные несвоевременно, не подписанные автором и не содержащие редакцию предлагаемых изменений (новую редакцию текста), не рассматриваются. 4. По решению Совета Федерации допускается внесение поправок членами Совета Федерации в устной форме на текущем заседании Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. 5. Комитет (комиссия) Совета Федерации, ответственный за рассмотрение вопроса, сводит поступившие поправки в таблицу и разделяет их на рекомендуемые к принятию и отклонению с обоснованием решений по принятию и отклонению поправок. Таблица поправок представляется на заседание Совета Федерации. 6. Рассмотрение поправок начинается с доклада представителя комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение вопроса, который дает краткий обзор поступивших поправок и мотивирует принятые по ним решения комитета, комиссии. Инициатор проекта акта Совета Федерации вправе выступить с содокладом. 7. По окончании доклада (содоклада) задаются вопросы докладчику (содокладчику). Решением Совета Федерации, принимаемым большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами, устанавливается время для вопросов и ответов по поправкам. 8. По предложению комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение вопроса, поправки, рекомендуемые к принятию, могут голосоваться пакетом. Так же может быть проголосовано решение об отклонении поправок, рекомендуемых комитетом, комиссией к отклонению. Член Совета Федерации вправе потребовать отдельного голосования по любой поправке из пакета. 9. По каждой поправке, вынесенной на отдельное голосование, ее автор вправе выступить с кратким обоснованием (не более одной минуты). Представитель комитета (комиссии) палаты, ответственного за рассмотрение этого вопроса, выражает мнение комитета, комиссии по голосуемой поправке (не более одной минуты). 10. Поправка (пакет поправок) считается принятой, если за нее проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. 11. После рассмотрения всех поправок по предложению комитета (комиссии) палаты, ответственного за рассмотрение этого вопроса, и по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, принятие акта Совета Федерации в целом может быть перенесено на другое время, в том числе на следующее заседание палаты. 12. Комитет (комиссия) Совета Федерации, ответственный за рассмотрение этого вопроса, представляет текст проекта акта Совета Федерации с учетом всех принятых поправок и дает заключение об отсутствии его внутренних противоречий либо предлагает уточняющие поправки. Предложенные комитетом, комиссией уточняющие поправки принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если комитет (комиссия) Совета Федерации, ответственный за рассмотрение этого вопроса, не выполнил к установленному сроку требования абзаца первого настоящей части, проект акта Совета Федерации ставится на голосование для принятия в целом в том виде, в каком он был отложен. Статья 70. Экспертиза и визирование актов Совета Федерации 1. Проекты актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. 2. Акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются в комитете (комиссии) Совета Федерации, ответственном за рассмотрение этого акта, а также должностными лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки. Глава 7. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ Статья 71. Электронная система На заседании Совета Федерации может быть использована электронная система для: поименной регистрации членов Совета Федерации; записи членов Совета Федерации для выступлений, внесения предложений и поправок; подсчета голосов и определения результатов голосования; фиксации фамилий голосующих при проведении открытого, в том числе поименного, голосования; накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседания; формирования отчетов о результатах регистраций, голосований, записи на выступления, других документов; информационного обеспечения заседания. Статья 72. Использование электронной системы при различных способах голосования 1. При проведении открытого голосования с использованием электронной системы член Совета Федерации вправе получить отчет о поименных результатах открытого голосования. 2. При проведении поименного голосования с использованием электронной системы отчеты о поименных результатах голосования составляются и распечатываются по установленной форме и доводятся до сведения членов Совета Федерации. 3. При проведении тайного голосования с использованием электронной системы исключается возможность фиксации данных о поименном голосовании членов Совета Федерации. Статья 73. Комиссия по контролю за использованием электронной системы 1. Для решения вопросов, связанных с контролем за использованием электронной системы и работой обслуживающих ее работников Аппарата Совета Федерации на заседаниях палаты, Совет Федерации создает Комиссию по контролю за использованием электронной системы из числа членов Совета Федерации. 2. Комиссия по контролю за использованием электронной системы является рабочим органом заседания Совета Федерации. 3. Члены Комиссии по контролю за использованием электронной системы имеют право беспрепятственного доступа ко всей необходимой информации. 4. Решения Комиссии по контролю за использованием электронной системы по вопросам, отнесенным к ее ведению, обязательны для всех работников Аппарата Совета Федерации, обслуживающих электронную систему. Статья 74. Проверка правильности работы электронной системы при тайном голосовании 1. Комиссия по контролю за использованием электронной системы обязана до начала тайного голосования проверить правильность работы электронной системы и зарегистрированного в электронной системе комплекта карточек для тайного голосования в количестве, соответствующем общему числу членов Совета Федерации. 2. Правильность работы электронной системы в режиме тайного голосования оформляется протоколом. Статья 75. Рассмотрение заявлений членов Совета Федерации об ошибках в работе электронной системы 1. Комиссия по контролю за использованием электронной системы рассматривает заявления членов Совета Федерации об ошибках в результатах открытого, в том числе поименного, голосования, в записи на выступления и о других ошибках в работе электронной системы, проверяет их обоснованность и дает заключение. 2. Комиссия по контролю за использованием электронной системы может привлекать к своей работе соответствующих специалистов в качестве экспертов. Статья 76. Отчеты и другая информация электронной системы 1. Отчеты о результатах регистраций, голосований, о записи на выступления, сведения о внесении запросов, другая информация о ходе заседания предоставляются членам Совета Федерации и подлежат включению в стенограмму заседания палаты. Указанная информация хранится в памяти электронной системы, а отчеты - в архиве Совета Федерации. 2. Работники Аппарата Совета Федерации, обслуживающие электронную систему, обязаны выдать члену Совета Федерации по его письменному запросу отчеты о результатах регистраций, голосований, поименных результатах открытых голосований. 3. Разрешение на доступ иных, кроме членов Совета Федерации, лиц к отчетам электронной системы дают Председатель Совета Федерации либо по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации или заместители Председателя Совета Федерации. Глава 8. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ "ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА" НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ Статья 77. Подготовка "правительственного часа" на заседании Совета Федерации 1. Для ответов членов Правительства Российской Федерации на вопросы членов Совета Федерации в первый день очередного заседания Совета Федерации в 12 часов 30 минут может быть проведен "правительственный час", на котором заслушивается не более двух вопросов. 2. Совет Федерации также вправе пригласить на заседание палаты Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 3. Письменные предложения членов Совета Федерации, комитетов, комиссий Совета Федерации о приглашении на заседание палаты членов Правительства Российской Федерации и вопросы к ним направляются Председателю Совета Федерации. 4. Председатель Совета Федерации определяет комитет (комиссию) Совета Федерации, ответственный за подготовку и проведение "правительственного часа" на заседании Совета Федерации. Председатель Совета Федерации вправе поручить подготовку проведения "правительственного часа" на заседании Совета Федерации нескольким комитетам, комиссиям палаты, определив комитет (комиссию), ответственный за проведение "правительственного часа". 5. Комитет (комиссия) Совета Федерации, ответственный за подготовку и проведение "правительственного часа" на заседании Совета Федерации, готовит проект приглашения палаты, направляемого членам Правительства Российской Федерации. В проекте приглашения формулируются вопросы, указываются члены Правительства Российской Федерации, которые должны ответить на них, а также место, дата и время проведения "правительственного часа". 6. Вопрос о приглашении членов Правительства Российской Федерации на заседание Совета Федерации включается в проект повестки дня заседания палаты. 7. Решение о приглашении членов Правительства Российской Федерации на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации. 8. Приглашение на заседание палаты направляется членам Правительства Российской Федерации не позднее чем за пять дней до проведения заседания Совета Федерации, на которое приглашены члены Правительства Российской Федерации. 9. Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание Совета Федерации в согласованное время, то оно по согласованию с Председателем Совета Федерации может прибыть в иное время либо направить на заседание палаты своего заместителя. 10. На порядок приглашения должностных лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, и их ответов на вопросы членов Совета Федерации не распространяются положения частей 3 - 9 настоящей статьи и статьи 79 настоящего Регламента. Статья 78. Проведение "правительственного часа" на заседании Совета Федерации 1. Продолжительность выступления каждого члена Правительства Российской Федерации устанавливается по решению палаты, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. 2. Инициатору вопроса, на который отвечал член Правительства Российской Федерации, предоставляется возможность задать дополнительные вопросы или выступить по существу заданного вопроса (не более пяти минут). Дополнительные вопросы каждому из приглашенных членов Правительства Российской Федерации в пределах оставшегося времени члены Совета Федерации задают в порядке, установленном настоящим Регламентом. 3. Прения по ответам приглашенных членов Правительства Российской Федерации на устные вопросы членов Совета Федерации не открываются. Статья 79. Невозможность присутствия члена Правительства Российской Федерации на заседании Совета Федерации 1. В случае невозможности присутствия на заседании Совета Федерации член Правительства Российской Федерации информирует об этом Председателя Совета Федерации не менее чем за 24 часа до начала заседания палаты, указав причину отсутствия. При этом он вправе дать письменные ответы на заданные ему вопросы, которые доводятся до сведения членов Совета Федерации председательствующим на заседании палаты, или направить своего заместителя, который может прибыть на заседание Совета Федерации вместо него и ответить на поставленные вопросы. 2. Если члены Совета Федерации не удовлетворены письменным ответом члена Правительства Российской Федерации или ответом его заместителя, член Правительства Российской Федерации по решению палаты может быть повторно приглашен на другое заседание Совета Федерации. Статья 80. Решения Совета Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках "правительственного часа" 1. По вопросам, рассмотренным в рамках "правительственного часа", Совет Федерации может принять следующие решения: об обращении к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации; о рекомендации Правительству Российской Федерации; о поручении Счетной палате Российской Федерации; о поручении комитету, комиссии Совета Федерации; о принятии информации члена Правительства Российской Федерации к сведению. 2. Решения Совета Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках "правительственного часа", могут быть оформлены постановлением Совета Федерации, обращением Совета Федерации или выпиской из протокола заседания Совета Федерации. Проекты указанных документов готовятся комитетом (комиссией) Совета Федерации, ответственным за подготовку и проведение "правительственного часа" на заседании Совета Федерации. Глава 9. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО ЗАПРОСА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ Статья 81. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации 1. Совет Федерации вправе направить парламентский запрос Совета Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства в оперативно - розыскную, уголовно - процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. 2. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации может вноситься на рассмотрение палаты Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации, комитетом, комиссией Совета Федерации по вопросам их ведения, двумя членами Совета Федерации, представляющими один субъект Российской Федерации, или группой членов Совета Федерации численностью не менее пяти человек. Статья 82. Порядок подготовки и принятия постановления Совета Федерации о парламентском запросе 1. Проект постановления Совета Федерации о парламентском запросе Совета Федерации направляется инициаторами запроса Председателю Совета Федерации для включения вопроса в повестку дня очередного заседания Совета Федерации. 2. К проекту постановления палаты прилагаются проект парламентского запроса Совета Федерации, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Регламентом, а также иные документы и материалы. В проекте парламентского запроса Совета Федерации могут содержаться предложения о предпочтительной форме ответа на запрос: устной или письменной. 3. Совет Федерации принимает постановление о парламентском запросе Совета Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Статья 83. Ответ на парламентский запрос Совета Федерации 1. Устный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо дает на ближайшем заседании Совета Федерации или в установленный палатой срок. 2. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо направляет в Совет Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса Совета Федерации, если иной срок не установлен Советом Федерации. 3. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации оглашается председательствующим на заседании Совета Федерации. Копии письменного ответа направляются всем членам Совета Федерации в течение пяти дней после его получения. Глава 10. ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ И ИНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ Статья 84. Инициатива проведения парламентских слушаний 1. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. 2. Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам их ведения или группы членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек. 3. Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы, парламентами иностранных государств. 4. Совет Федерации может проводить как открытые, так и закрытые парламентские слушания. Статья 85. Подготовка проведения парламентских слушаний 1. Председатель Совета Федерации возлагает подготовку проведения парламентских слушаний на соответствующий комитет (комиссию) Совета Федерации. 2. Если инициатива проведения парламентских слушаний принадлежит Председателю Совета Федерации, Совету палаты, группе членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек, то Председатель Совета Федерации определяет комитет (комиссию) палаты, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний. 3. Решение о проведении парламентских слушаний принимает Совет палаты. 4. Распоряжение о проведении парламентских слушаний, включающее информацию о теме, времени и месте проведения парламентских слушаний, комитете (комиссии) Совета Федерации, ответственном за их подготовку и проведение, издает Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации либо заместитель Председателя Совета Федерации. Оно передается в Пресс - службу Совета Федерации не позднее чем за 12 дней до начала парламентских слушаний. 5. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетом (комиссией) Совета Федерации, ответственным за подготовку их проведения. Председатель Совета Федерации вправе дополнить список лиц, приглашенных на парламентские слушания. 6. Лицам, приглашенным на парламентские слушания, заблаговременно рассылаются официальные уведомления, в соответствии с которыми они имеют право принять участие в парламентских слушаниях. Статья 86. Открытые и закрытые парламентские слушания 1. На открытых парламентских слушаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации и общественности. Информация о теме, времени и месте проведения парламентских слушаний передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала слушаний. 2. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной или иной охраняемой законом тайной. 3. В открытых и закрытых парламентских слушаниях вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, статс - секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 4. Список лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, составляется комитетом (комиссией) Совета Федерации, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний, и согласовывается с Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации или заместителем Председателя Совета Федерации. 5. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются. 6. На порядок проведения закрытых парламентских слушаний распространяются положения части 10 статьи 38 настоящего Регламента. Статья 87. Председательствующий на парламентских слушаниях 1. Председательствующим на парламентских слушаниях может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель, первый заместитель председателя, заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации или по поручению комитета, комиссии палаты член комитета (комиссии), ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний. 2. Председательствующий ведет парламентские слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня парламентских слушаний. Статья 88. Подготовка материалов парламентских слушаний 1. Информационные материалы к парламентским слушаниям, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам парламентских слушаний, включая законопроекты и проекты постановлений Совета Федерации, готовятся комитетом (комиссией) палаты, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний. 2. Для подготовки проектов указанных документов распоряжением Председателя Совета Федерации или по его поручению первого заместителя Председателя Совета Федерации либо заместителя Председателя Совета Федерации могут быть образованы рабочие группы с привлечением к их работе работников Аппарата Совета Федерации, а также независимых экспертов. Статья 89. Порядок проведения парламентских слушаний 1. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, приглашенных лицах. Затем слово предоставляется представителю комитета (комиссии) палаты, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний, или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 30 минут), после чего слово для выступления предоставляется членам Совета Федерации, приглашенным лицам, участвующим в парламентских слушаниях. 2. Продолжительность парламентских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Комитет (комиссия) палаты, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний, может принять решение о перерыве в парламентских слушаниях и о продолжении их работы в другое время. 3. Все желающие выступить на парламентских слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего. 4. После выступлений по обсуждаемому вопросу лиц, приглашенных на парламентские слушания, следуют вопросы членов Совета Федерации и |