Общее время отключения поврежденного участка первой ступенью защиты от однофазных замыканий на землю должно быть не более 0,2 с, второй ступенью защиты с учетом выдержки времени - не более 0,7 с. 169. Для одиночных неразветвленных ЛЭП (трансформатор - линия - потребитель) защита от однофазных замыканий на землю с действием на отключение без выдержки времени может выполняться одноступенчатой, с использованием трансформатора тока нулевой последовательности. 170. В разветвленных электрических сетях должно быть обеспечено устройство селективной защиты, устанавливаемой: в ПП или КРП - без выдержки времени; на отходящих присоединениях КРП - с выдержкой времени не более 0,5 с; на отходящих присоединениях КТП или ПКТП - с выдержкой времени не более 0,7 с. Неселективная резервная защита должна действовать с выдержкой времени не более 1 с на отключение секции шин или питающего трансформатора с последующим запретом автоматического включения резерва (АВР) или автоматического повторного включения (АПВ). Устройства основной и резервной защиты должны быть постоянно включены в работу. Проверка и контрольная наладка (испытание) основной селективной защиты от замыкания на землю должны производиться не реже одного раза в шесть месяцев, а резервной - не реже одного раза в год. 171. Для повышения устойчивости работы релейной защиты от замыкания на землю, а также снижения уровней перенапряжений в электрических сетях напряжением 6 - 10 кВ рекомендуется осуществлять заземление нейтрали через высокоомный резистор или дельта-трансформатор. 172. Включение линий после отключения их защитой от однофазных замыканий на землю или максимально-токовой должно производиться после уведомления о причине отключения и устранения повреждения в порядке, определяемом инструкцией, утверждаемой техническим руководителем. Допускается: однократное повторное включение (ОПВ) при срабатывании максимально-токовой защиты, после выяснения причин срабатывания защиты; автоматическое повторное включение (АПВ) при срабатывании защиты от однофазного замыкания на землю при условии оснащения выключателей устройствами опережающего контроля изоляции. 173. Защита линий электрических сетей напряжением 6 - 35 кВ поверхностного комплекса, не имеющих электрической связи с карьерными распределительными сетями, выполняется в соответствии с требованиями действующих правил устройства электроустановок. 174. При защите от однофазных замыканий с действием на сигнал разрешается эксплуатировать сеть с однофазным замыканием на землю в течение времени, необходимого для проведения соответствующих переключений, обеспечивающих резервное питание, безаварийного останова и т.п., но не более двух часов, если потенциалы на заземляющей сети (корпусах электрооборудования) не превышают длительно допустимых значений. 175. В подземных сетях напряжением выше 1140 В должна осуществляться защита линий, трансформаторов и электродвигателей от токов короткого замыкания и утечек (замыканий) на землю. 176. На шахтах установка защиты от замыканий на землю должна быть также и на линиях, питающих центральные подземные подстанции (ЦПП). 177. На отходящих линиях ЦПП защита от токов короткого замыкания и утечек (замыканий) на землю должна быть мгновенного действия (без выдержки времени). 178. На линиях, питающих ЦПП, допускается применение максимальной токовой защиты с ограниченно зависимой выдержкой времени и отсечкой мгновенного действия, зона действия которой охватывает и сборные шины ЦПП, а также защиты от замыканий на землю с выдержкой времени до 0,7 с. 179. Схема управления забойными машинами и механизмами должна обеспечивать: нулевую защиту; непрерывный контроль заземления корпуса машины; защиту от самопроизвольного включения аппарата при замыкании во внешних цепях управления. Для электродвигателей должны предусматриваться также защита от токов перегрузки. 180. Во всех случаях отключения сети защитами допускается применение автоматического повторного включения (АПВ) однократного действия, а также применение устройств автоматического включения резерва (АВР) при условии применения аппаратуры с блокировками против подачи напряжения на линии и электроустановки при повреждении их изоляции относительно земли и коротком замыкании. Защита электроустановок до 1000 В 181. Сети с изолированной нейтралью напряжением до 1000 В должны быть оснащены максимальной токовой защитой и защитой от утечек тока на землю (реле утечки). Допускается не устанавливать защиту от утечек тока в сетях напряжением до 60 В эффективного значения включительно, питаемых от отдельной обмотки трансформатора. 182. Защита от токов утечки на стороне 220 В трансформаторов собственных нужд подстанций и передвижных КРП, комплектуемых из шкафов КРУ - 6 - 10 кВ заводского изготовления общепромышленного назначения, может не устанавливаться, если от указанных трансформаторов питаются только цепи управления, защиты и сигнализации, включая цепи подогрева приводов, приборов и освещение шкафов. 183. Все передвижные электроустановки до 1000 В, получающие питание от трансформаторов с изолированной нейтралью, должны иметь быстродействующую защиту от утечек тока на землю (корпус) с автоматическим отключением электроустановки в случае возникновения в ней опасности поражения электрическим током, при этом общее время отключения поврежденной сети не должно превышать 0,2 секунды. 184. Устройство защиты от утечек в электрических сетях напряжением до 1000 В электроустановок осуществляют следующим образом: при раздельной защите от утечек тока реле утечки, защищающее цепи 380 В, устанавливается в ПКТП, а реле утечки, защищающее цепи 220 В и ниже, - непосредственно на электроустановке; при осуществлении общей защиты от утечек тока в цепях 380 В и 220 В реле утечки устанавливается только в ПКТП и подключается к цепям 380 В. 185. На экскаваторах и роторных комплексах должны предусматриваться устройства защиты от утечек с действием на отключение без выдержки времени или устройства, ограничивающие ток прикосновения до безопасной величины (отпускающих значений) с последующим автоматическим отключением после завершения рабочего цикла или разгрузки приводов в сетях переменного тока напряжением 127 - 380 В. При устройстве на экскаваторе как раздельной, так и общей защиты электрических цепей напряжением до 1000 В реле утечки, предназначенные для защиты цепей 380 В и 220 В, устанавливаются непосредственно на экскаваторе. 186. В подземных выработках шахт при напряжении до 1140 В должна осуществляться защита: трансформаторов и каждого отходящего от них присоединения от токов короткого замыкания - автоматическими выключателями с максимальной токовой защитой; электродвигателей и питающих их кабелей: от токов короткого замыкания - мгновенная или селективная в пределах до 0,2 с; от токов перегрузки или от перегрева; нулевая; от включения напряжения при сниженном сопротивлении изоляции относительно земли; электрической сети от опасных токов утечки на землю - автоматическими выключателями в комплексе с одним аппаратом защиты на всю электрически связанную сеть (подключенную к одному или группе параллельно работающих трансформаторов). При срабатывании аппарата защиты токов утечки должна отключаться вся сеть, подключенная к указанным трансформаторам, за исключением отрезка кабеля длиной не более 10 м, соединяющего трансформаторы с общесетевым автоматическим выключателем. Общая длина кабелей, присоединенных к одному или параллельно работающим трансформаторам, должна ограничиваться емкостью относительно земли величиной не более 1 мкф на фазу. Сварочные установки переменного тока должны иметь устройство автоматического отключения напряжения холостого хода или ограничения его до напряжения 12 В с выдержкой времени не более 0,5 с. 187. При питании подземных электроприемников с поверхности через скважины допускается установка автоматического выключателя с аппаратом защиты от токов утечки под скважиной, на расстоянии не более 10 м от нее. В этом случае при срабатывании аппарата защиты от токов утечки электроприемники на поверхности и кабель в скважине могут не отключаться, если на поверхности имеется устройство контроля изоляции сети, не влияющее на работу аппарата защиты, а электроприемники имеют непосредственное отношение к работе шахты (вентиляторы, лебедки и др.) и присоединяются посредством кабелей. 188. Устройство защиты от утечек может осуществляться по двум вариантам: раздельная защита - реле утечки устанавливается в каждой изолированной цепи 660 В, 380 В и 220 В; общая защита - реле утечки устанавливается только в одной цепи, а остальные электрически связываются с ней специальными перемычками. 189. Защита от токов утечки может не применяться для цепей напряжением не более 42 В, цепей дистанционного управления и блокировки комплектных распределительных устройств (КРУ), а также цепей местного освещения передвижных подстанций, питающихся от встроенных осветительных трансформаторов, при условии металлического жесткого или гибкого наружного соединения их с корпусом подстанции, наличия выключателя в цепи освещения и надписи на светильниках: "Открывать, отключив от сети". 190. Требования защиты от токов утечки не распространяются на искробезопасные цепи. 191. Во всех случаях защитного отключения допускается однократное АПВ при условии применения аппаратуры, имеющей блокировки против подачи напряжения на линии и на электроустановки с пониженным сопротивлением изоляции относительно земли (БРУ) и после срабатывания защиты максимального тока. 192. Величина уставки тока срабатывания реле максимального тока автоматических выключателей, магнитных пускателей и станций управления, а также номинальный ток плавкой вставки предохранителей должны выбираться согласно "Инструкции по определению токов короткого замыкания, выбору и проверке уставок максимальной токовой защиты в сетях напряжением до 1140 В". 193. Запрещается применять предохранители без патронов и некалиброванные плавкие вставки. XI. Защита от атмосферных и коммутационных перенапряжений 194. Защита электрооборудования и электросетей от атмосферных перенапряжений выполняется по проекту, с учетом специфики карьеров. 195. Для защиты электроустановок напряжением 6 - 35 кВ от атмосферных перенапряжений должны применяться нелинейные ограничители перенапряжений, вентильные и трубчатые разрядники и другие средства защиты. 196. Защита от атмосферных перенапряжений передвижных подстанций 35/6 - 10 кВ, присоединяемых как к действующим, так и вновь сооружаемым ВЛ 35 кВ, должна осуществляться по упрощенным схемам. При этом установка тросовых молниеотводов на подходе ВЛ 35 кВ к подстанции не требуется. 197. Подстанции напряжением 6 - 35 кВ и комплектные распределительные пункты (КРП) напряжением 6 - 10 кВ должны быть защищены нелинейными ограничителями перенапряжений или вентильными разрядниками на шинах и двумя комплектами трубчатых разрядников или разрядниками типа РВО. Один комплект трубчатых разрядников устанавливают непосредственно на воздушном вводе в подстанцию или КРП и на линейных кабельных концевых муфтах или воздушных линиях с кабельными вводами. Второй комплект трубчатых разрядников устанавливают на воздушной линии на расстоянии трех - четырех пролетов от первого. 198. Защита от атмосферных перенапряжений ПКТП 6 - 10/0,23 - 0,4 кВ должна выполняться вентильными разрядниками, устанавливаемыми с высокой стороны подстанции. Защита ПКТП, подключенных к ВЛ 6 - 10 кВ через ПП или КРП с вентильными разрядниками или ограничителями перенапряжений, не требуется. Установка вентильных разрядников или ограничителей перенапряжений с низкой стороны ПКТП должна выполняться, если длина отходящей ВЛ 0,23 - 0,4 кВ превышает 500 м. 199. На подходе ВЛ 6 - 10 кВ к ПКТП с пониженной импульсной прочностью изоляции трансформаторов должен устанавливаться комплект трубчатых разрядников. 200. Защита стационарных и передвижных ВЛ напряжением до 35 кВ от прямых ударов молнии не требуется. Защита от атмосферных перенапряжений стационарных ВЛ должна выполняться: в районах со слабой и умеренной грозовой активностью: на переходах воздушная линия - кабель; на пересечениях с другой электрической линией либо с линиями связи; в районах с сильной грозовой активностью, кроме вышеуказанных мест ослабления изоляции: в местах установки линейных разъединителей; на переходах с опор одного типа (деревянных) на опоры другого типа (металлические, железобетонные). 201. При пересечении между собой передвижных ВЛ напряжением до 10 кВ установка трубчатых разрядников на деревянных опорах, ограничивающих пролеты пересечения, не требуется при вертикальном расстоянии между проводами передвижных ВЛ не менее 2 м. 202. Защита от атмосферных перенапряжений электроприемников горно-транспортных машин должна выполняться: для одноковшовых экскаваторов с ковшом вместимостью 13 куб. м и более, роторных комплексов, многоковшовых экскаваторов, отвалообразователей и транспортно-отвальных мостов - двумя комплектами вентильных разрядников или нелинейных ограничителей перенапряжений, установленных по одному в ПП и КРУ машины; для одноковшовых экскаваторов с ковшом вместимостью менее 13 куб. м - комплектом вентильных разрядников или нелинейных ограничителей перенапряжений, установленных в ПП. Защита от атмосферных перенапряжений электроприемников горно-транспортных машин не требуется, если они отключаются во время грозы. 203. В РУ 6 - 10 кВ с вакуумными выключателями при необходимости следует выполнять защиту от коммутационных перенапряжений. 204. Выбор, монтаж, установка и эксплуатация средств защиты от атмосферных перенапряжений электроустановок производятся в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей и действующими нормативами по защите электроустановок от атмосферных перенапряжений. 205. Основным документом, определяющим места установки разрядников на территории организации, является план размещения средств защиты от атмосферных перенапряжений, составляемый ежегодно перед грозовым сезоном. План размещения средств защиты может совмещаться с принципиальной схемой электроснабжения, но может выполняться и отдельно. Приложениями к плану должны быть ведомость установленных трубчатых разрядников, паспорта вентильных разрядников и других средств защиты, а также устройств их заземления. XII. Эксплуатация, испытания и ремонт устройств защиты 206. Проверка работоспособности (частичная проверка) устройств первой ступени защиты от однофазных замыканий на землю должна производиться не реже одного раза в 6 месяцев, второй ступени защиты - не реже одного раза в год, защиты от многофазных замыканий - не реже одного раза в год. В случае правильного срабатывания защиты в указанные сроки можно считать это проверкой работоспособности. Полные плановые проверки должны производиться не реже одного раза в три года. Проверки устройств защиты, как правило, должны совмещаться с ремонтом оборудования. В случаях неправильного действия или отказов устройств указанных защит проводятся неплановые послеаварийные проверки для выяснения причин отказов. 207. В объем частичных проверок устройств защиты должны входить: осмотр состояния аппаратуры и коммутации; опробование действия. 208. В объем полных проверок защит должны входить: испытания изоляции вторичных цепей; внешний осмотр состояния аппаратуры защиты; проверка уставок и времени их срабатывания; опробование действия. 209. После производства каких-либо работ в цепях или на аппаратуре защиты должно производиться непосредственное или косвенное опробование действия устройства защиты. При проведении непосредственных проверок работоспособности устройств защиты от однофазных замыканий на землю проводятся искусственные замыкания фазы на землю через эталонное активное сопротивление величиной 0,5 - 1,0 кОм. Для выполнения косвенных проверок работоспособности защит от замыканий на землю и параметров их срабатывания рекомендуется на трансформаторах тока нулевой последовательности намотать дополнительную обмотку с числом витков 1 - 3 (не более) и зажимы вывести на клеммные колодки. При проверках защит в дополнительную обмотку подают переменный ток. Чувствительность защит по току оценивается с учетом количества витков дополнительной обмотки. 210. Результаты проверок устройств защиты отмечаются в оперативном журнале. 211. Коммутационные переключения, в том числе и отключения выключателей, разъединителей и другой аппаратуры, необходимые при наладке или проверке устройств защиты от замыканий на землю, производятся только оперативным персоналом. 212. Исправность действия (срабатывания) реле утечки тока должна проверяться в каждой смене перед началом работы технологическим персоналом. В конструкциях реле утечки должны быть предусмотрены устройства искусственного соединения фазы сети с дополнительным заземлителем, через проверочное сопротивление, равное уставке защиты. 213. В подземных выработках шахт реле утечки тока должны проверяться на срабатывание перед началом каждой смены лицом технического надзора участка либо по его указанию - электрослесарем. Аппарат защиты с самоконтролем исправности может проверяться один раз в сутки в ремонтную смену. Общее время отключения сети под действием аппарата защиты от токов утечки должно проверяться не реже одного раза в 6 месяцев. Результаты проверки аппарата должны оформляться протоколом или заноситься в журнал. Автоматическая защита во всех аппаратах (как новых, так и вышедших из ремонта) перед спуском аппаратов в шахту должна подвергаться проверке. Последующие проверки должны производиться не реже одного раза в год. 214. Проверку реле утечки тока в комплекте с автоматом на время их срабатывания необходимо производить при его перестановке, а также один раз в шесть месяцев не менее чем двумя лицами, одно из которых должно иметь квалификационную группу не ниже IV. Результаты проверки реле утечки тока в комплекте с автоматом на время срабатывания должны заноситься в оперативный журнал. 215. Запрещается включение электрической сети и ее эксплуатация при неисправной аппаратуре защиты. XIII. Воздушные линии электропередачи 216. Проектирование, сооружение и эксплуатация стационарных и передвижных линий электропередачи должны вестись в соответствии с требованиями действующих правил устройства электроустановок, правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способом, настоящей Инструкции. Передвижные ЛЭП прокладываются по проекту, утвержденному техническим руководителем организации, в соответствии с планом и профилем трассы, выданным маркшейдерской службой. 217. В случае необходимости предусматривается секционирование линий электропередач. Установка секционирующих устройств производится в соответствии с проектом. 218. Не допускается размещение на трассе линий электропередачи штабелей полезного ископаемого, отвалов породы, а также складирование других материалов. Габариты, пересечения и сближения ВЛ 219. Наименьшее вертикальное расстояние от нижнего фазного провода воздушной линии (ВЛ) электропередачи на уступе до поверхности земли при максимальной стреле провеса проводов должно быть не менее величин, указанных в таблице 3 (Приложение 1). 220. Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автодорогами, электрифицированными и неэлектрифицированными железными дорогами до ближайших частей зданий и горнотранспортных машин должны быть не менее приведенных в таблице 4 (Приложение 1). 221. Сечение проводов для передвижных линий электропередачи напряжением до 1000 В и выше принимается по расчету, но не более 120 мм2 - для алюминиевых и 95 мм2 - для сталеалюминиевых. Для ВЛ, расположенных в районах со скоростью ветра более 25 м/с и с толщиной гололеда 10 мм и более, рекомендуется применение сталеалюминиевых проводов. Минимальное сечение проводов ВЛ по условиям механической прочности приведено в таблице 5 (Приложение 1). 222. Расстояние между передвижными опорами определяется расчетом, но не должно превышать 50 м. При устройстве поперечных линий (спуск с уступа на уступ) расстояние между опорами, которое не должно превышать 40 м, определяется по проекции линии на горизонтальную плоскость. 223. При сооружении стационарных и передвижных воздушных линий электропередачи следует применять опоры типовых конструкций. Допускается изготовление стоек передвижных опор из бревен и металла. Диаметр бревна в верхнем отрубе для основных элементов опор должен быть не менее 140 мм. Изготовление "свечек" передвижной опоры более чем из одного бревна не допускается. Допускается наращивание стоек передвижных опор с помощью железобетонных пасынков, устанавливаемых в подножниках. При этом опоры дополнительно рассчитываются на устойчивость. Для обеспечения устойчивости передвижных опор, как правило, должны применяться железобетонные подножники. 224. На стационарных опорах ВЛ допускается совместная подвеска проводов ВЛ 6 - 10 кВ, проводов осветительной сети и магистрального заземляющего провода. При этом должны быть выполнены следующие условия: провода ВЛ более высокого напряжения должны располагаться выше проводов ВЛ низшего напряжения; расстояние между проводами ВЛ разных напряжений должно приниматься по проекту в соответствии с требованиями для ВЛ более высокого напряжения; крепление проводов ВЛ высшего напряжения на штыревых изоляторах должно быть двойным. 225. На передвижных опорах совместная подвеска проводов линий электропередачи напряжением до 1000 В и выше запрещается. Расстояния между проводами ВЛ со штыревыми изоляторами выбираются в соответствии с проектом и таблицей 6 (Приложение 1). Монтаж заземляющего провода производится на расстоянии не менее 0,8 м от нижнего фазного провода. Монтаж опор и проводов 226. Работы по техническому обслуживанию, ремонту и перестройке действующих передвижных внутрикарьерных ЛЭП, а также натяжка и подключение новых линий электропередачи к источнику питания выполняются по наряду-допуску. 227. Монтаж, демонтаж, транспортировка передвижных опор должна осуществляться по проекту производства работ с помощью специально оборудованных механизмов, обеспечивающих надежное закрепление опор в транспортном положении. 228. Опоры передвижных ЛЭП устанавливаются на спланированные площадки, при этом должно быть обеспечено устойчивое положение опоры. 229. Допускается транспортирование опор в вертикальном положении трактором (бульдозером), оборудованным предохранительным устройством, предотвращающим падение опоры, по спланированной и расчищенной поверхности. 230. Подъем на опору и монтаж провода разрешается производить после установки опоры на месте и обеспечения ее устойчивости. 231. Натяжка провода осуществляется вручную. Натягивать провод на передвижных опорах с помощью механизмов не допускается. 232. Соединение многопроволочных проводов из однородного металла передвижных воздушных ЛЭП напряжением свыше 1000 В может производиться с помощью специальных зажимов, сварки или скрутки, выполненной по способу "елочка" или комбинированным способом. 233. В каждом пролете на один провод или трос допускается не более трех соединений. При применении сварки количество соединений не регламентируется. 234. Двойное крепление проводов должно быть выполнено при пересечении воздушных линий (ВЛ) с контактной сетью, ВЛ с ВЛ, ВЛ с постоянными технологическими дорогами, а одинарное крепление - при пересечении ВЛ с дорогами, проложенными по уступам и отвалам. 235. Все воздушные линии электропередачи в границах опасных зон на время взрывания зарядов должны быть отключены. В плане-графике предусматриваются: расстановка линейных бригад и линейно-монтажных машин; лица, ответственные за безопасное производство; время начала и окончания подготовительных работ; порядок допуска персонала к производству восстановительных работ; минимально необходимый объем восстановительных работ и время их окончания. 236. При монтаже (демонтаже) проводов через железную дорогу или контактную сеть движение поездов должно быть прекращено, силовая, осветительная, контактная сети отключены. Перегон должен быть закрыт, и у дежурного по железнодорожной станции или посту должна быть сделана соответствующая запись о закрытии перегонов. 237. При монтаже проводов через автомобильную дорогу проезд для автомобилей должен быть закрыт. Техническое обслуживание и ремонт ЛЭП 238. Осмотр состояния передвижных ЛЭП производится в соответствии с утвержденным графиком: лицами горного надзора - ежесменно (выборочно); ответственными за электрохозяйство участков, в пределах закрепленной территории, - 2 раза в месяц; ответственными за электрохозяйство подразделений, в пределах закрепленной территории, - 1 раз в месяц. 239. Результаты ежесменного осмотра линий электропередачи записываются в журнал выдачи нарядов на производство работ (технологическому персоналу), а в случае аварийного состояния сообщаются энергетику смены (диспетчеру) в форме телефонограммы с указанием фамилии, должности передавшего. Результаты еженедельного и ежемесячного осмотра линий электропередачи записываются в книгу нарядов или специальный журнал. 240. В объем осмотров передвижных линий электропередачи входит проверка: габаритных параметров линий (визуально); отсутствия боя, ожогов, трещин изоляторов, состояния крепления проводов на изоляторах (визуально); отсутствия обрывов проволочек, следов оплавления на проводах, набросов на фазных и заземляющих проводах (визуально); состояния опор, целостности креплений элементов основания, грузов и оттяжек опробованием без подъема на опору; отсутствия "схлестывания" проводов при ветре; отклонение опоры от вертикали; наличия и состояния предостерегающих плакатов и других постоянных знаков на опорах. 241. Внеочередные осмотры производятся после отключения линии от действия защиты и после грозы. 242. Ремонтников, ведущих ремонт (переустройство) передвижных линий, рекомендуется обеспечить следующими инструментами и защитными средствами: когтями монтерскими, поясами предохранительными с карабином, перчатками диэлектрическими, указателями напряжения, штангами оперативными, штангами для наложения переносных заземлений в комплекте с заземлением, мегомметром на напряжение 2500 В. Организация работ по переключению линий электропередачи 243. Работы по переключениям действующих передвижных внутрикарьерных ЛЭП, а также монтаж проводов (натяжка) и подключение новых линий электропередачи к источнику питания выполняются по нарядам-допускам в порядке, утвержденном техническим руководителем организации. 244. В соответствии с планом трассы до начала работ по переключению ЛЭП - 6 - 10 кВ должна быть произведена планировка трассы. Выставление опор, приключательных пунктов и КТП производится энергетической службой в присутствии лица технического надзора. 245. Не допускается подъем на опору и производство присоединений на опорах передвижных ЛЭП - 6 - 10 кВ без проверки состояния опор и их устойчивости, а также технического состояния приключательных пунктов и КТП. Устойчивость опор проверяется визуально (проверка отклонения опоры от вертикали). Проверка состояния передвижных опор на загнивание производится методом инструментальной (приборной) проверки или простукиванием не реже одного раза в полгода. 246. Производитель работ может приступить к работе после оформления ответственным руководителем работ наряда-допуска, получения разрешения на начало производства работ от лица оперативного персонала и выполнения на месте работ технических мероприятий, обеспечивающих безопасность. 247. В составе бригады, выполняющей работы на передвижных ЛЭП - 6 - 10 кВ, должно быть не менее двух лиц: производитель работ с квалификационной группой не ниже IV и член бригады с квалификационной группой не ниже III. Оперативно-ремонтному персоналу структурного подразделения разрешается производить оперативные переключения в распредустройствах без постоянного обслуживающего персонала в пределах зоны обслуживания. 248. Заявка на отключение линии и получение разрешения на начало производства работ может осуществляться по радиосвязи, телефону или нарочным. 249. Сообщения и указания нарочным передаются в письменной форме, с подписью передающего. 250. Проведение радио и телефонных переговоров по производству оперативных переключений (подача заявок, получение уведомлений и сроки хранения записей служебных переговоров) производится в соответствии с установленным в организации порядком. Переговоры о переключениях должны записываться на регистратор служебных переговоров и фиксироваться в оперативном журнале у энергодиспетчера. XIV. Кабельные линии электропередачи 251. Для питания стационарных и передвижных установок должны применяться кабели и изолированные провода в соответствии с проектом и требованиями действующих правил устройства электроустановок. Для карьеров, расположенных в зоне холодного климата (при температуре в зимний период ниже - 40 град. С), следует применять кабели холодостойкого исполнения. 252. Кабели, находящиеся в опасной зоне при производстве взрывных работ, должны быть убраны на время взрыва в безопасное место или защищены от повреждения. 253. Для обеспечения надежной работы гибкого кабеля передвижные механизмы с электроприводом должны оснащаться навесными кабелеприемными устройствами с диаметром барабана, равным не менее 20 диаметрам кабеля и емкостью не менее 200 м. 254. Запрещается перемещение кабеля волоком по почве с применением механизмов. Допускается производить перемещение кабеля с помощью ковша экскаватора или механизмов с применением приспособлений, исключающих повреждение и волочение кабеля. 255. При подноске кабеля, находящегося под напряжением, обслуживающий персонал обязан пользоваться диэлектрическими перчатками (рукавицами) или специальными устройствами с изолирующими рукоятками. 256. Запрещается погрузка горной массы экскаватором "через кабель" без надежной защиты кабеля от механических повреждений просыпавшимся материалом. 257. При прокладке кабельных линий, питающих передвижные электроустановки, должна исключаться возможность примерзания кабеля, ударов и раздавливания кусками горной массы, наезда на него транспортных средств. 258. В местах пересечения с железнодорожными путями и автодорогами кабель должен быть защищен от повреждений прокладкой его под землей в трубах, коробах, желобах и др. Размеры защитных устройств должны превышать ширину железнодорожных путей или дорог не менее чем на 2 м в каждую сторону. 259. На обводненных участках кабель должен быть поднят на "козлы", расстояние между которыми не более 10 м, и располагаться над поверхностью воды на высоте не менее 0,3 м. 260. У механизмов, не снабженных кабелеприемным барабаном, излишек кабеля должен быть разложен на выровненной площадке вне рабочей зоны механизма петлями с расстоянием в свету между соседними ветвями не менее 0,2 м. 261. Гибкий кабель во избежание выдергивания из вводного устройства электропотребителей должен быть закреплен приспособлением, обеспечивающим радиус изгиба на выходе не менее пяти диаметров кабеля. 262. Для прокладки кабелей электроснабжения допускается использовать наклонные конвейерные стволы, галереи, а также другие сооружения. На участках, где возможны механические повреждения, необходимо прокладывать кабели в защитных коробах. 263. Соединение отрезков кабелей между собой должно быть выполнено с вулканизацией оболочки кабеля или с помощью кабельных штепсельных разъемов. Допускается соединение кабелей с помощью специальных соединительных муфт (соединительных коробок) или приключательных пунктов с кабельными вводами и выводами. 264. Соединительные и концевые муфты штепсельного типа для гибких кабелей должны иметь не менее пяти контактов: три силовых, один для заземляющей и один для вспомогательной жилы кабеля. При разъединении муфт вначале должен размыкаться контакт для вспомогательной жилы, затем контакты силовых жил и в последнюю очередь - контакт для заземляющей жилы. 265. Для передачи и распределения электрической энергии в подземных выработках должны применяться кабели с оболочками или защитными покровами, не распространяющими горение: для стационарной прокладки по горизонтальным и наклонным (до 45 град.) выработкам - бронированные кабели в свинцовой, поливинилхлоридной или алюминиевой оболочке; стационарно установленные электродвигатели, имеющие вводные устройства и рассчитанные только на ввод гибкого кабеля, допускается присоединять к пусковым аппаратам с помощью гибких кабелей с резиновой или пластмассовой негорючей оболочкой; для питания передвижных машин и механизмов, а также для электроустановок в очистных блоках, в сетях напряжением 380 - 660 В - гибкие экранированные кабели; для присоединения передвижных участковых подстанций - бронированные кабели с проволочной или ленточной броней; для осветительных проводок в шахтах, не опасных по газу, - бронированные, а также небронированные с поливинилхлоридной или алюминиевой оболочкой в сплошном поливинилхлоридном шланге и гибкие кабели с резиновой оболочкой. 266. В случае применения на действующих шахтах и горизонтах бронированных кабелей с наружным джутовым (горючим) покровом последний должен сниматься с участков кабелей, проложенных в камерах, а броня должна покрываться специальным лаком, предохраняющим ее от коррозии. 267. Запрещается применение кабелей с алюминиевыми жилами или в алюминиевой оболочке в шахтах, опасных по газу или пыли. 268. Запрещается прокладка силовых кабелей по наклонным стволам и уклонам, подающим свежий воздух и оборудованным рельсовым транспортом, а также по вертикальным стволам с деревянной крепью. 269. Для контрольных цепей и цепей управления при стационарной прокладке по вертикальным и наклонным (с углом наклона свыше 45 град. выработкам) должны применяться контрольные бронированные кабели; в горизонтальных выработках - контрольные кабели с ленточной броней, гибкие контрольные и силовые кабели. Для передвижных машин должны применяться гибкие кабели или вспомогательные жилы силовых гибких кабелей. 270. Допускается выполнение линии сигнализации и связи полевыми проводами в шахтах, не опасных по газу и пыли, для устройств сигнализации и связи, питаемых напряжением не выше 24 В. Для местных линий связи в забоях допускается применение гибких контрольных кабелей, а также вспомогательных или гибких силовых экранированных кабелей. 271. Для питающих кабельных линий напряжением до 1140 В, по которым проходит суммарный ток нагрузки потребителей, должны, как правило, применяться кабели одного сечения. Допускается для этих линий применение кабелей с различными сечениями жил при условии обеспечения всех участков линии защитой от токов короткого замыкания. 272. В местах ответвления от магистральной питающей линии, где сечение жил кабеля уменьшается, должен устанавливаться аппарат защиты от токов короткого замыкания ответвления. От питающей линии допускается иметь ответвления длиной до 20 м, если обеспечивается защита от токов короткого замыкания аппаратом магистральной линии. 273. Применение распределительных коробок без установки на ответвлениях к электродвигателям аппаратов защиты допускается только для многодвигательных приводов при условии, если кабель каждого ответвления защищен от токов короткого замыкания групповым защитным аппаратом. Прокладка кабелей в подземных горизонтальных выработках и выработках с углом наклона до 45 град. 274. Кабели должны прокладываться по кабельным конструкциям и располагаться на высоте, недоступной для повреждения транспортными средствами, при этом должна исключаться возможность срыва кабеля с конструкции. 275. При прокладке одиночных кабелей допускается подвешивать их на скобах, деревянных колышках, брезентовых лентах, металлических элементах крепи. 276. Расстояние между точками подвески кабеля должно быть не более 3 м, а между кабелями - не менее 5 см. 277. На отдельных участках выработок, при необходимости прокладки кабеля по почве, кабель должен быть защищен от механических повреждений прочными ограждениями из несгораемых материалов. Прокладка кабеля через перемычки вентиляционных и противопожарных дверей, а также вводы кабелей в электромашинные камеры и подстанции и выводы их должны осуществляться с помощью труб (металлических, бетонных и т.п.). Отверстия труб с кабелями в них должны быть уплотнены. Запрещается прокладка двух и более кабелей в одной трубе. 278. Прокладка кабелей связи и сигнализации в шахтах должна производиться на стороне выработки, свободной от силовых кабелей, а в случае невозможности выполнения этого требования - на расстоянии не менее 0,2 м от силовых кабелей. Прокладка кабелей в выработках с углом наклона более 45 град. 279. Подвеска кабелей должна производиться с помощью приспособлений, разгружающих кабель от действия собственного веса. Расстояние между местами закрепления кабеля в наклонных выработках не должно превышать 5 м, а в вертикальных выработках - 7 м. Расстояние между кабелями должно быть не менее 5 см. Приспособления для закрепления кабеля должны исключать опасность повреждения кабеля и его брони. 280. При прокладке кабеля по скважине он должен быть прочно закреплен на стальном тросе. Скважина, пробуренная по неустойчивым породам, должна быть закреплена обсадными трубами. 281. При монтаже кабеля с ленточной броней до постоянного его закрепления он должен быть прикреплен к стальному тросу во избежание растягивания кабеля под действием собственного веса. Прокладка гибких кабелей с резиновой изоляцией 282. Гибкие кабели, находящиеся под напряжением, должны быть растянуты и подвешены нежестко. Запрещается держать гибкие кабели под напряжением в виде "бухт" и "восьмерок". Это требование не распространяется на те случаи, когда условиями ведения горных работ и конструкцией машины (кабельные электровозы, подвесные насосы и др.) предусматривается запас гибкого кабеля под напряжением на специальном барабане или тележке. 283. Запрещается совместная прокладка кабелей и вентиляционных резиновых труб. Последние должны прокладываться на противоположной стороне выработки. 284. В очистных камерах соляных и калийных шахт допускается прокладка гибких кабелей, питающих электросверла, по откосу полезного ископаемого на длину до 60 м. 285. Ближайшая к машине часть гибкого кабеля, питающего передвижные механизмы, может быть проложена по почве на длину не более 30 м, причем кабель должен быть уложен так, чтобы была исключена опасность повреждения его движущейся машиной. Допускается прокладка гибкого кабеля, питающего самоходное оборудование, по почве выработки на длину более 30 м, если конструкция машины и условия горных работ исключают возможность подвески к машине ближайшей части кабеля. Для самоходных машин, имеющих специальные кабельные барабаны (кабелеукладчики), работающие по челночной схеме, допускается прокладка гибкого кабеля по почве. 286. После окончания работы передвижных механизмов гибкий кабель должен быть отключен на ближайшем распределительном пункте. Соединение кабелей 287. Поврежденный кабель должен быть немедленно отключен. Осмотр силовых и осветительных гибких кабелей в течение смены производится лицами, обслуживающими электроустановки. 288. Соединение кабелей с машинами и аппаратами производится только посредством муфт. Кабельные вводы в муфтах должны быть надежно уплотнены. Неиспользованные кабельные вводы должны иметь заглушки. 289. Запрещается присоединение жил кабелей к зажимам трансформаторов, электродвигателей и аппаратов без применения наконечников или других равноценных приспособлений, предотвращающих расчленение проволочек жил кабелей. 290. Не допускается присоединение нескольких жил кабелей к одному зажиму (пускателя, трансформатора и др.), если конструкцией зажима такое присоединение не предусмотрено. 291. Запрещается применение гибких кабелей с невулканизированными счалками. Не допускается вешать на кабель лампы, инструмент и другие предметы. 292. На гибких кабелях для передвижных механизмов допускается иметь не более четырех вулканизированных счалок на каждые 100 м длины кабеля. 293. Допускается соединение между собой штепсельными муфтами гибких кабелей, требующих разъединения в процессе работы. Кабели должны соединяться муфтами заводского изготовления так, чтобы растягивающие усилия передавались только на наружную оболочку кабеля, а не на токоведущие части. Вес муфты не должен передаваться на кабель. 294. Штепсельные муфты должны иметь электрическую блокировку, исключающую соединение или рассоединение кабеля под напряжением. 295. Контактные пальцы штепсельных муфт при размыкании цепи должны оставаться без напряжения, для чего они должны монтироваться на кабеле со стороны токоприемника (электродвигателя). 296. Соединение бронированного кабеля с гибким в силовых цепях производится через зажимы аппарата (пускателя, автомата). Допускаются соединения посредством шинных коробок или соединительных муфт заводского изготовления. 297. Для осветительных, сигнальных и контрольных проводок допускается применение распределительных ящиков, соединительных и тройниковых муфт. Техническое обслуживание и ремонт кабелей 298. Все работы с кабелем (ремонт, соединение, испытание повышенным напряжением, подключение, отключение) должны производиться специально обученным электротехническим персоналом в соответствии с требованиями завода-изготовителя и настоящей Инструкции (Приложение 3). 299. Производство работ по концевым заделкам, ремонту и соединению кабеля в условиях карьеров допускается только после отсоединения его от приключательного пункта и разрядки от остаточных зарядов путем наложения переносного заземления. 300. Осмотр кабелей, питающих электроустановки передвижных электропотребителей, производится: технологическим персоналом - ежесменно; электротехническим персоналом - ежемесячно. Магистральные кабельные линии должны осматриваться электротехническим персоналом не реже одного раза в месяц. 301. При ежесменном осмотре кабеля проверяют: правильность его прокладки по трассе, отсутствие порывов и трещин на глубину оболочки, проколов и срезов на маневровом участке (20 м от вводного устройства), смятий от наезда транспортных средств или падения глыб породы и других механических повреждений наружной шланговой оболочки. Результаты ежесменного осмотра заносятся в оперативный журнал. 302. В объем ежемесячного осмотра входят: работы, предусмотренные ежесменным осмотром, и осмотр концевых заделок кабеля, при котором проверяется наличие озонных трещин на поверхности изоляции токопроводящих жил, степень загрязнения изоляционных промежутков концевых заделок. Результаты ежемесячного осмотра заносятся в оперативный журнал. 303. Перед вводом в эксплуатацию кабеля на концах его должны быть выполнены концевые заделки, включающие заделку шланга, заделку изоляции основных жил, напрессовку (напайку) наконечников или подготовку концов жил под специальные зажимы. 304. Заделка основных жил должна предотвращать: перекрытия при напряжениях не менее номинального линейного, а также при возможных внутренних перенапряжениях; значительное снижение уровня изоляции; коронные разряды на каждой жиле и между жилами при напряжении не менее номинального линейного; возможность проникновения влаги и пыли внутрь кабеля. При выполнении заделки с помощью концевых эластомерных муфт допускается заделку торца оболочки не выполнять, если вводное устройство исключает попадание воды в кабель. 305. Длина жил в концевой заделке кабеля определяется конструкцией, размерами вводного устройства электрооборудования, расположением в нем присоединительных шпилек и должна быть не менее 350 мм. Радиус изгиба изолированных жил во вводных устройствах должен быть по возможности максимальным, особенно на границе электропроводящего экрана с изоляцией. 306. Крепление кабеля во вводном устройстве должно исключать прикосновение изолированных частей токоведущих жил друг к другу, к токоведущим и заземленным частям. 307. На предприятии, имеющем в постоянной эксплуатации более 1000 м гибких резиновых кабелей на напряжение выше 1000 В или более 2000 м гибких резиновых кабелей на напряжение до 1000 В, рекомендуется организовать службу для ремонта кабелей. 308. Вулканизационные аппараты должны быть заводского изготовления и отвечать требованиям безопасного выполнения работ обслуживающим персоналом. 309. Перед вводом в эксплуатацию кабель с выполненными концевыми заделками как новый, так и отремонтированный, должен быть испытан повышенным напряжением. Изоляция новых и отремонтированных кабелей с концевыми заделками на напряжение до 1000 В должна выдерживать испытательное напряжение не ниже 2500 В в течение 1 мин. Изоляция новых кабелей на напряжение 6 кВ с концевыми заделками и кабелей, находящихся в эксплуатации, а также отремонтированных, должна выдерживать испытательное напряжение не ниже 12 кВ выпрямленного тока в течение 5 мин. 310. Периодические испытания кабелей производятся не реже одного раза в год. При периодических испытаниях у кабеля проверяют целостность жил и экранирующей оплетки. При наличии обрывов кабель к эксплуатации не допускается. Результаты испытаний изоляции и состояние конструктивных элементов кабеля должны фиксироваться в журнале. 311. Каждый кабель, находящийся в эксплуатации, должен иметь надежно закрепленную бирку с номером на одном из разделываемых концов. В журнал заносят данные о состоянии нового кабеля и результаты его последующих ремонтов и испытаний, в этом же журнале делается отметка об исключении кабеля из эксплуатации (списание). Форма журнала учета, ремонта и испытаний кабелей определяется ответственным за электрохозяйство организации. 312. При подготовке высоковольтного кабеля на 6 - 10 кВ к испытанию необходимо: отключить кабель от сети, отсоединить кабель от приключательного пункта и разрядить; установить предупредительные плакаты "Стой!", "Напряжение!" и выставить контрольные посты вдоль трассы кабеля; осмотреть шланговую оболочку для выявления наружных повреждений и последующего ремонта; тщательно осмотреть концевые заделки для контроля чистоты поверхности силовых жил, при обнаружении трещин произвести ремонт; проверить целостность силовых и заземляющих жил, экранирующих оплеток, после чего заземляющую жилу соединить с экранирующими оплетками на обоих концах кабеля; измерить сопротивление изоляции силовых жил мегомметром на напряжение 2500 В, после каждого измерения необходимо произвести разрядку жилы на "землю". 313. Испытательное напряжение прикладывается поочередно к каждой жиле кабеля. Две другие жилы, экраны и заземляющая жила в момент испытания соединяются между собой и заземляются, повышение выпрямленного напряжения производится плавно со скоростью не более 0,5 кВ/сек. При достижении испытательного напряжения следует постоянно следить за величиной тока утечки. При возрастании тока утечки или появлении импульсных толчков допускается увеличение испытательного напряжения на 0,5 - 2,0 кВ/сек с целью пробоя дефектного участка изоляции. 314. Если при испытании кабеля не последует пробоя изоляции, то испытанный кабель считается годным к эксплуатации. Отсчет показаний микроамперметра производится на последней минуте испытания. 315. Снятие испытательного напряжения производится плавно. После отключения испытательного аппарата от сети производится разрядка испытанной жилы с помощью заземляющей штанги. 316. Испытание гибких высоковольтных кабелей на 6 - 10 кВ повышенным напряжением производится специально обученными лицами, одно из которых должно иметь квалификационную группу не ниже IV. При периодических испытаниях кабеля на напряжение до 1000 В с помощью мегомметра работы могут выполняться одним обученным лицом с квалификационной группой III. 317. Определение места повреждения в кабеле любым из методов (индукционным, акустическим, емкостным или методом петли) разрешается проводить только после отключения кабеля от питающей сети и разряда остаточных электрических зарядов на землю. XV. Освещение 318. Для питания осветительных сетей, а также осветительных устройств на передвижных машинах, механизмах и агрегатах должна применяться электрическая система с изолированной нейтралью при линейном напряжении, как правило, 220 В. 319. При применении специальных осветительных установок для освещения отвалов и автодорог вне карьера, а также стационарных перегрузочных пунктов, при питании от отдельных трансформаторных подстанций в сети с заземленной нейтралью, разрешается применение напряжения выше 220 В. 320. Допускается применение сетей с глухозаземленной нейтралью напряжением до 1 кВ для питания от отдельных трансформаторов установок освещения стационарных перегрузочных пунктов и отвалов, въездных (выездных) траншей, специальных осветительных установок и сетей сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). При этом заземляющее устройство этих установок не должно иметь гальванической связи с изолированной нейтралью. 321. Техническое обслуживание осветительных установок должно производиться при снятом напряжении. Замена ламп и светильников, ремонт осветительной сети (замена крюков, штырей и изоляторов, перетяжка проводов и др.), расположенных на опорах контактной сети, должна производиться по наряду-допуску. Технические осмотры и ремонты осветительных установок должны проводиться, как правило, в сроки, регламентированные для КТП. 322. Техническое обслуживание осветительных установок с пусковыми устройствами производится по наряду не менее чем двумя лицами, одно из которых должно иметь квалификационную группу не ниже IV, а другое - не ниже III. 323. Пусковые устройства осветительных установок должны иметь на лицевой стороне двери обозначения о величине напряжения, опасности поражения электрическим током, инвентарный номер, а на внутренней стороне двери - принципиальную схему. 324. Наружная территория должна освещаться светильниками и прожекторами, установленными, как правило, на передвижных или стационарных опорах (мачтах). Они могут быть металлическими, железобетонными или деревянными. 325. На стационарных опорах контактной сети постоянного тока напряжением до 1650 В включительно допускается подвеска проводов электрического освещения и светильников только для освещения объектов железнодорожного транспорта. При этом должны быть выполнены следующие условия: провода линий освещения подвешивают выше контактного провода на противоположной от него стороне опоры; расстояние от контактного провода до проводов освещения должно быть не менее 1,5 м; изоляторы осветительной сети выбираются по напряжению контактной сети. 326. Ремонт осветительной сети (замена крюков, штырей и изоляторов, перетяжка проводов и др.) должен производиться при снятом напряжении как с контактной, так и с осветительной сети. 327. Не допускается подвеска проводов электрического освещения и светильников на передвижных опорах контактной сети. 328. Запрещается использование источников света без защитной осветительной арматуры. 329. Освещение мест работы передвижных установок должно производиться прожекторами и светильниками, установленными на самих машинах. 330. Для питания светильников местного стационарного освещения с лампами накаливания должно применяться напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В; в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 42 В. 331. Допускается напряжение до 220 В включительно для светильников специальной конструкции: являющихся составной частью аварийного освещения, получающего питание от независимого источника тока; устанавливаемых в помещениях с повышенной опасностью (но не особо опасных). 332. Металлическая арматура светильников напряжением выше 42 В должна быть надежно заземлена. 333. В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных при установке светильников с лампами накаливания над полом ниже 2,5 м необходимо применять светильники специальной конструкции либо использовать напряжение не выше 42 В. Это требование не распространяется на светильники, обслуживаемые с кранов или с площадок, посещаемых только квалифицированным персоналом. 334. Если светильники расположены в цехах на большой высоте, обслуживание их возможно с помощью кранов, при этом работа должна выполняться электротехническим персоналом в диэлектрических перчатках и в присутствии второго лица. 335. Светильники с люминесцентными лампами на напряжение 127 - 220 В допускается применять для местного освещения при условии недоступности их токоведущих частей для случайных прикосновений. Их следует устанавливать не ниже 2,5 м. 336. Применение в производственных помещениях открытых (незащищенных) люминесцентных ламп не допускается, за исключением помещений, не предназначенных для длительного пребывания людей. В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается только в арматуре специальной конструкции. 337. Питание светильников на напряжение 42 В и ниже должно осуществляться от трансформаторов с электрически раздельными обмотками первичного и вторичного напряжения. 338. В помещениях, особо опасных, а также при особо неблагоприятных условиях, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобством положения работающего, соприкасающегося с большими металлическими, хорошо заземленными поверхностями (работа в котлах, баках, цистернах и т.п.), для питания ручных и переносных светильников необходимо применять напряжение не выше 12 В. 339. При приготовлении растворов флотореагентов для местного освещения разрешается пользоваться только переносными лампами с напряжением не выше 12 В. 340. Штепсельные розетки и вилки 12 - 36 В должны отличаться и не должны подходить к розеткам и вилкам 127 - 220 В. Присоединение переносных светильников напряжением 12 - 36 В должно осуществляться при помощи гибких шланговых проводов. Освещение лампами, питаемыми от электрической сети в подземных выработках 341. Для питания подземных осветительных установок необходимо применять напряжение (линейное) не выше 127 В. Для стационарного люминесцентного освещения допускается линейное напряжение 220 В. 342. Для освещения предупредительных плакатов допускается использование напряжения до 275 В от контактного провода. 343. Для питания светильников в подземных выработках должны применяться трансформаторы только в рудничном исполнении. 344. В зданиях подъемной машины, главной вентиляционной установки, компрессорной, надшахтных зданиях стволов, котельных, в административно-бытовых комбинатах должно предусматриваться аварийное освещение от независимого источника питания. Во всех перечисленных зданиях, кроме зданий подъемных машин, допускается применение для аварийного освещения индивидуальных аккумуляторных светильников. 345. В шахтах должны применяться светильники в рудничном исполнении. Допускается применение для освещения ламп без арматуры напряжением не выше 24 В. XVI. Контактная сеть 346. Устройство контактной (тяговой) сети должно соответствовать действующим требованиям нормативно-технической документации по безопасной эксплуатации электроустановок открытых горных работ. 347. Устройства тяговой сети должны обеспечивать: бесперебойное электроснабжение и надежный токосъем при заданных скоростях движения в климатических условиях, определяемых расчетными нормами для района расположения организации; удобство обслуживания и управления контактной сетью; надежную работу устройств и безопасность обслуживающего персонала при производстве работ. 348. Требования настоящего раздела распространяются на устройства контактной сети постоянного тока напряжением 1650 и 3300 В и переменного тока напряжением 10,5 кВ на шинах тяговых подстанций, смонтированных как на стационарных, так и на передвижных опорах. 349. В службе контактной сети должна вестись и регулярно корректироваться следующая техническая документация: исполнительный план контактной сети, на котором показывается расположение тяговых подстанций, постов секционирования, секционных разъединителей и пультов управления дистанционными приводами, пересечения с другими линиями электропередач, воздушными линиями связи, автодорогами и другими коммуникациями; схема питания и секционирования контактной сети с указанием мест пересечения с другими линиями и коммуникациями; документация установленных форм; все руководящие инструкции, положения и приказы; журнал для записи сведений о содержании защитных средств, монтерских поясов, когтей, блоков, штанг и других приспособлений; альбом типовых паспортов конструкций контактной сети и монтажных деталей; журнал проверки знаний персоналом контактной сети действующих правил безопасности при эксплуатации электроустановок и контактной сети электрифицированных железных дорог, устройств электроснабжения автоблокировки и настоящей Инструкции. 350. Величины наибольших и наименьших напряжений на токоприемниках локомотивов и на шинах тяговых подстанций при максимальной нагрузке должны соответствовать величинам, указанным в таблице 7 (Приложение 1). 351. Для питания контактных сетей электрифицированных железных дорог допускается применение системы с заземлением одной фазы или средней точки тягового трансформатора. При этом заземлитель должен сооружаться за пределами контура защитного заземления подстанции. Провода, опоры и арматура 352. Выбор сечения и марки проводов тяговой сети, проверка проводов на токи короткого замыкания и нагрев производятся в соответствии с действующими правилами на проектирование промышленного транспорта. 353. Тип контактной подвески на перегонах, станциях и тупиках должен быть выбран в зависимости от принятой скорости движения поездов, схемы подвески проводов и технологических условий работы транспорта на рассматриваемых участках путей предприятия. В зависимости от наибольшей скорости движения принимаются следующие системы подвески проводов: простая подвеска - на передвижных путях карьеров и отвалов и на особых участках стационарных путей (под бункерами, погрузочными люками, внутри цехов и т.п.) при скоростях движения не более 15 км/ч; простая компенсированная подвеска - на всех постоянных путях при скорости движения не более 50 км/ч; цепная полукомпенсированная подвеска - при скоростях движения более 50 км/ч. Выбор цепной подвески должен быть обоснован технико-экономическими расчетами. 354. Применение разнотипных контактных подвесок (простых и цепных) на подъездных путях карьеров не допускается. Если для перегонов подъездных путей предприятий проектируется простая компенсированная подвеска, то такая же подвеска должна быть и на всех станционных путях. Если на перегонах проектируется цепная подвеска, то на главных путях станций может быть принята как цепная, так и простая компенсированная подвеска. На остальных путях станций следует применять простую компенсированную подвеску. Стыкование простой и цепной подвесок должно выполняться на главных путях перегона при подходе к станции в анкерном участке, половина которого работает как цепная, а половина - как простая подвеска. 355. Высота подвески проводов контактной сети принимается в соответствии с данными таблицы 8 (Приложение 1). 356. Высота подвески контактного провода над уровнем головки рельса на передвижных железнодорожных путях при боковой подвеске должна быть не менее 4400 мм. 357. При установке опор контактной сети расстояние от оси пути до внутренней грани опоры должно соответствовать данным таблицы 9 (Приложение 1). 358. Для применяемых на открытых горных работах конструкций подвесок постоянной контактной сети максимальные величины пролетов приведены в таблице 10 (Приложение 1), а для боковой контактной сети на передвижных путях карьеров и отвалов - в таблице 11 (Приложение 1). 359. На линиях контактной сети могут применяться металлические, железобетонные или деревянные опоры. На линиях бокового токосъема должны применяться отдельно стоящие передвижные опоры на железобетонных, металлических или деревянных основаниях. Устойчивость передвижных опор контактной сети обеспечивается пригрузкой железобетонными плитами или грунтом. Расстояние от оси пути до бокового контактного провода в зависимости от типа бокового токоприемника электровоза и применяемого типа экскаватора должно быть 2,9 - 4,5 м. 360. В качестве контактного провода должны применяться профилированные медные провода стандартных сечений, допустимые величины натяжений которых приведены в таблице 12 (Приложение 1). 361. Допустимый износ контактных проводов и высота сечения оставшейся части проводов приведены в таблице 13 (Приложение 1). 362. Разрешается использовать опоры стационарной контактной сети напряжением до 3 кВ постоянного тока для подвески проводов питающих и отсасывающих линий, освещения железнодорожных путей, станций и постов в соответствии с нормами технологического проектирования электрифицированного железнодорожного транспорта. 363. Подвеска проводов ВЛ 6 - 10 кВ, а также линий освещения и связи на опорах передвижной контактной сети не допускается. 364. Запрещаются пересечения контактной сети воздушными линиями с использованием опор контактной сети в качестве опорных конструкций. 365. Части контактной сети, находящиеся под напряжением (фиксаторные и натяжные изоляторы в фиксирующих тросах и анкеровках проводов, подвесные и опорные изоляторы контактной сети), должны быть расположены от ближайшей поверхности опоры не менее чем: на 800 мм для контактной сети постоянного тока; на 1000 мм для контактной сети переменного тока. Это требование не распространяется на опоры с изолированными консолями, а также при переменном токе на фиксаторные изоляторы и врезные в фиксирующих тросах. 366. На передвижных путях при погрузке состава думпкаров многоковшовыми портальными экскаваторами расстояние между подвижным составом и проводом (в свету) должно быть не менее 800 мм; если это расстояние менее 800 мм, на боковых окнах электровоза следует устраивать защитное ограждение. 367. Сопряжения анкерных участков (неизолирующие и изолирующие), а также воздушные стрелки должны обеспечивать плавный переход полоза токоприемника с контактного провода одного анкерного участка на контактный провод другого без нарушения токосъема и без снижения установленной скорости. Длина рабочей части переходного участка контактной сети с линии центрального токосъема на линию бокового токосъема (и наоборот) и с линии бокового токосъема с одной стороны пути на линию бокового токосъема с другой стороны пути должна быть не менее 40 м. На конце перехода со стороны линии центрального токосъема должен устанавливаться знак: "Конец центральной контактной сети". На конце контактного провода устанавливается знак "Конец контактной подвески". В местах повышенной опасности устанавливают знаки "Красная стрела" или плакат "Внимание, опасное место". Переходные опоры в пределах изолирующих сопряжений обозначают чередующимися тремя черными и тремя белыми полосами. В этом месте остановка локомотива с поднятым токоприемником запрещена. 368. В местах переходов с центральной подвески на боковую контактные провода должны подвешиваться с уклоном: провод центральной подвески 1/50 (0,02); провод боковой подвески 1/25 (0,04). 369. Воздушные стрелки должны быть выполнены таким образом, чтобы обеспечивался плавный и надежный переход по ним токосъемника во всех направлениях. Воздушные стрелки выполняются фиксированными с пересечением контактных проводов. Допускается применение нефиксированных воздушных стрелок на второстепенных путях. Устройство воздушных стрелок без взаимного пересечения контактных проводов не допускается. 370. Работа на контактной сети, находящейся под напряжением, проводится по нарядам-допускам, с вышек, смонтированных на автодрезине либо на специальной платформе, или с передвижных лестниц с изолированными площадками. Не допускается производство каких-либо работ на контактной сети во время дождя, тумана, мокрого снега и грозы. 371. В каждой группе работающих на контактной сети должен быть руководитель, ответственный за безопасность работ, имеющий не менее чем IV квалификационную группу по электробезопасности. Секционирование контактной сети 372. Контактная сеть должна разделяться на отдельные участки (секции) при помощи воздушных промежутков (изолирующих сопряжений), нейтральных вставок и секционных изоляторов. Нейтральные вставки и секционные изоляторы должны устанавливаться на горизонтальных участках пути. Схема электрического питания и секционирования контактной сети должна предусматривать бесперебойное питание всех секций сети в условиях нормальной эксплуатации, а также при ремонте и авариях в сети - работу транспорта на основных путях организации. Устройство и расположение нейтральных вставок должны обеспечивать безостановочное следование поездов у сигнального знака, ограждающего нейтральную вставку. 373. Схема секционирования должна предусматривать выделение в секции: путей перегонов и главных путей станций; путей, предназначенных для погрузочных и разгрузочных работ; передвижных путей на рабочих горизонтах карьеров; передвижных путей на уступах отвалов вскрышных пород; путей, на которых производится осмотр крышевого оборудования электровозов. 374. Контактные сети на передвижных путях отвалов, вскрышных и добычных уступах карьеров должны, как правило, питаться от отдельных фидеров. От одного фидера разрешается питать не более трех погрузочных фронтов в карьере или трех разгрузочных фронтов на отвале. Допускается питание контактных сетей передвижных путей от электрической перемычки с центральной контактной сети через разъединитель. 375. Распределительные посты могут быть стационарными или передвижными. Стационарные и передвижные распределительные посты с более чем четырьмя отходящими линиями должны иметь два ввода от тяговой подстанции. 376. Питание секционированных участков контактной сети путей, предназначенных для осмотра крышевого оборудования электровозов, экипировочных и отстойных путей электровозов должно предусматриваться через секционный разъединитель с заземляющим ножом. 377. Секционирование боковой контактной сети (в карьерах, на отвалах, под бункерами) должно осуществляться таким образом, чтобы при отключенном разъединителе питающей линии или электрической питающей перемычки с центральной сети на боковую исключалась возможность попадания напряжения на боковую сеть. 378. Пункты секционирования контактной сети должны размещаться на прямолинейных участках или кривых большого радиуса, а в особо трудных условиях - на уклонах, не превышающих 10%. 379. В пунктах секционирования с нейтральными вставками должна быть предусмотрена возможность подачи питания на нейтральную вставку от контактного провода одного из секционированных участков. 380. При разработке схемы питания и секционирования контактных сетей переменного тока для полного использования номинальной мощности тягового трансформатора необходимо стремиться к равномерной загрузке фаз. В местах раздела фаз питания должны предусматриваться пункты секционирования с нейтральными вставками. 381. Обесточенные нейтральные вставки и пункты секционирования с секционными изоляторами, имеющие нейтральные вставки, должны ограждаться знаками "Отключи ток", "Включи ток". 382. Разъединители с приводом в пунктах питания и секционирования стационарной контактной сети, а также в выводах воздушных питающих линий из тяговых подстанций должны располагаться на высоте не менее 6 м от уровня головки рельсов (или от поверхности земли). Разъединители с приводом в пунктах секционирования и питания передвижной контактной сети должны располагаться не ниже уровня подвески контактного провода. Приводы секционных разъединителей контактной сети в отключенном положении должны быть заперты на замки, имеющие специальные ключи. Каждый привод должен иметь присвоенный номер, четко написанный на его крышке. Секционные разъединители, не имеющие приводов, должны устанавливаться не ниже 3,6 м от поверхности земли. Присоединение разъединителей к контактной сети выполняется голыми гибкими медными проводами. Количество соединительных проводов выбирается по номинальному току питающей линии (но не менее двух для каждого сечения). 383. В питающем пункте разъединитель должен присоединяться ко всем контактным проводам секционированного участка или все контактные провода должны соединяться между собой электрическими соединителями из медного голого гибкого провода. 384. На электрифицированных линиях постоянного тока и при наличии автоблокировки на электрифицированных линиях переменного тока рельсовые стыки и междупутные соединители на постоянных путях должны иметь приваренные стыковые электрические соединители из медного гибкого провода сечением не менее 70 кв. мм для постоянного и 50 кв. мм для переменного тока с поверхностью контакта в месте приварки не менее 250 кв. мм. На передвижных путях карьеров и отвалов стыковые рельсовые электрические соединения не ставятся. 385. На электрифицированных линиях, оборудованных автоблокировкой с двуниточными цепями, параллельные соединения рельсовых нитей на каждом пути осуществляются дроссель-трансформаторами, установленными у изолированных стыков. Параллельное соединение путей обеспечивается специальными проводниками, установленными между средними точками путевых дроссель-трансформаторов через два дроссельных стыка на третий. На электрифицированных путях, где рельсовые нити не используются для автоблокировки или электрической централизации, должны быть установлены междурельсовые и междупутные соединители соответственно через каждые 250 - 300 и 500 - 600 м. На станциях с однониточными рельсовыми цепями СЦБ междупутные соединения электротяговых рельсовых нитей производятся в горловинах станций у входных сигналов, пунктах присоединения отсасывающих проводов, у подстанций и через каждые 400 м пути. 386. Все рельсовые пути, не используемые для движения электровозов, должны быть отделены от электрифицированных путей устройством изолированных стыков. Заземление и защита 387. Заземлению подлежат металлические конструкции: мостов, путепроводов, пешеходных мостиков, светофоров, искусственных сооружений, зданий, гидроколонок, опорных конструкций газопроводов и других трубопроводов, находящихся на расстоянии менее 5 м от контактной сети постоянного тока и 10 м от контактной сети переменного тока; металлических опор контактной сети; конструкции автоматических анкеровок и приводов секционных разъединителей, расположенных на железобетонных и деревянных опорах стационарной и передвижной контактной сети; приводов компенсаторов, установленных на деревянных опорах; всех металлических сооружений, расположенных в зоне влияния контактной сети однофазного переменного тока, на которых могут возникнуть опасные наведенные напряжения. 388. Заземление опор контактной сети и других, находящихся вблизи сооружений, может выполняться как индивидуальными, так и групповыми заземляющими проводниками, присоединяемыми к тяговым рельсам или к средним точкам путевых дроссель-трансформаторов автоблокировки. Групповые заземления должны применяться для опор контактной сети, устанавливаемых в местах, где затруднена прокладка индивидуальных заземлений или возможно их повреждение. Групповое заземление опор контактной сети не должно превышать длины 300 м стального троса и 400 м биметаллического, при этом стыковые соединения рельсов должны быть закреплены не менее чем 4 болтами. Высота подвески троса группового заземления должна быть не менее 5 м. 389. Контактные сети карьера должны иметь максимально-токовую защиту от перегрузок и коротких замыканий, действующую на отключение выключателя без выдержки времени. Для защиты фидеров, питающих контактную сеть переменного тока, допускается выдержка времени срабатывания защиты, достаточная для отстройки защиты от бросков намагничивающего тока при включении главного трансформатора тягового агрегата большой единичной мощности. 390. Отходящие от тяговой подстанции и распределительного пункта тяговые сети должны быть защищены от атмосферных и коммутационных перенапряжений. На внутрикарьерных тяговых сетях, находящихся на третьем и ниже уступах (считая от уровня естественной дневной поверхности), установка разрядников не требуется. 391. Наименьшие расстояния от токоприемника электровоза или от находящихся под напряжением элементов контактной сети до заземленных участков частей поддерживающих конструкций зданий и инженерных сооружений (мостов, путепроводов, бункеров и др.) приведены в таблице 14 (Приложение 1). Техническое обслуживание и ремонт 392. Осмотр воздушных стрелок с проверкой крепления зажимов должен производиться не реже одного раза в месяц. Вертикальные и горизонтальные габариты контактного провода проверяются не реже одного раза в год, а на участках с неустойчивым состоянием пути (при оползнях, при свежей насыпи и т.д.) - три раза в год и обязательно в начале весны (потепление, таяние снега). Ежегодно должны производиться комплексные сезонные осмотры контактной сети, при которых отдельные узлы и детали подвергаются тщательному осмотру и проверке (таблица 15, приложение 1). Проверку и регулировку роговых разрядников проводят по шаблону, зазор искрового промежутка устанавливает электротехническая лаборатория предприятия. 393. Текущий ремонт контактной сети предусматривает проверку технического состояния оборудования, регулирование, чистку, смазку и замену отдельных изношенных деталей и узлов, замену поврежденных взрывами стоек, выправку или замену деформированных кронштейнов и фиксаторов, дефектацию и замену изоляторов. Текущий ремонт передвижной контактной сети совмещают с ее передвижкой на новое место по мере отработки забоя. 394. Все вновь смонтированные, перенесенные или передвинутые контактные сети должны быть проверены до открытия движения проездом на электровозе. В случае обнаружения нагрева питающих проводов и зажимов необходимо принять меры к устранению неисправностей. 395. Машинистов электровозов необходимо оповещать обо всех изменениях в схемах контактной сети и об изменениях участков переключения токоприемников. Эти изменения должны фиксироваться работниками служб контактной сети в специальной книге предупреждений у дежурной подстанции и на оперативной схеме. 396. Запрещается подъем токоприемника под консолями и воздушными стрелками контактной сети на ходу поезда. Подъем токоприемника должен производиться с таким расчетом, чтобы касание лыжи к контактному проводу происходило в середине пролета. Проезжая секционный изолятор с нейтральной вставкой, машинист должен выключить тяговые двигатели электровоза, а при проезде секционного изолятора, разделяющего зоны питания одноименной фазы одной подстанции без нейтральной вставки, выключать тяговые двигатели электровоза необязательно. С обеих сторон нейтральных вставок необходимо устанавливать предупредительные сигналы. 397. Схема питания и секционирования контактной сети и все изменения в ней должны утверждаться в установленном порядке. Копия схемы должна быть включена в технико-распорядительный акт станции. 398. Все работы на контактной сети должны выполняться с наложением заземлений на месте производства работ. 399. Секционные разъединители переключают по приказу энергодиспетчера или лица, уполномоченного на это распоряжением. Лицо, получившее утвержденный энергодиспетчером приказ на переключение разъединителя, обязано выполнять его лично, согласовав с дежурным по станции или диспетчером. Без разрешения можно отключать разъединитель только в аварийном случае. Отключение и включение секционных разъединителей, не имеющих приводов, должны производиться изолирующими штангами. 400. Порядок пропуска подвижного состава с негабаритным оборудованием по электрифицированным участкам устанавливает технический руководитель организации в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации железнодорожного транспорта. 401. Работа на электрифицированных путях, выполняемая с применением железнодорожного крана, разрешается по разработанным проектам организации работ. Контактная сеть в подземных выработках 402. Запрещается в шахтах применение сетей с глухозаземленной нейтралью трансформаторов, за исключением специальных трансформаторов, предназначенных для питания преобразовательных устройств для контактных сетей электровозной откатки. Подсоединение других потребителей и устройств к таким трансформаторам и питаемым от них сетям, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами, запрещается. 403. Сечение медного контактного провода должно быть не менее 65 мм2. Запрещается эксплуатация контактного провода, износ которого превысил 30%, - для провода сечением 100 мм2 и при износе более 20% - для проводов сечением 65 и 85 мм2. 404. Высота подвески контактного провода должна быть не менее 1,8 м от головки рельса. На посадочных и погрузочно-разгрузочных площадках, а также в местах пересечения выработок, по которым передвигаются люди, с теми выработками, где имеется контактный провод, высота подвески должна быть не менее 2 м. Расстояние от контактного провода до навала руды или породы в вагоне должно быть не менее 200 мм. Контактный провод в околоствольном дворе на участке передвижения людей до места посадки в вагонетки должен быть подвешен на высоте не менее 2,2 м, а в остальных выработках околоствольного двора - не менее 2 м от уровня головки рельсов. На время спуска и подъема смены рабочих контактный провод должен отключаться на участке от ствола до посадочного пункта, расположенного в околоствольном дворе. 405. На территории промышленной площадки шахты или штольни высота подвески контактного провода допускается не менее 2,2 м от уровня головки рельса при условии, что откаточные пути не пересекают проезжих и пешеходных дорог. В местах пересечения дорог высота подвески должна соответствовать правилам устройства наземных электрифицированных железных дорог. 406. Подвеска контактного провода в подземных выработках должна производиться эластично (на оттяжках). Расстояние между точками подвески контактного провода не должно превышать 5 м на прямолинейных и 3 м на криволинейных участках пути. В местах подвески расстояние от контактного провода до верхняка крепи должно быть не менее 0,2 м. Расстояние от токоприемника электровоза до крепи выработки также должно быть не менее 0,2 м. |