электровоза до крепи выработки также должно быть не менее 0,2 м. 407. В местах, где требуется сохранение высоты подвески контактного провода (пересечение с уклонами, переход через вентиляционные двери), он должен подвешиваться жестко. 408. Оттяжки контактного провода с обеих сторон его должны быть изолированы от троллеедержателя, при этом расстояние от троллеедержателя до каждого из изоляторов должно быть не более 0,3 м. Троллеедержатель должен быть с изолированным болтом. 409. Контактная сеть должна быть секционирована выключателями, расстояние между которыми не должно превышать 500 м. Секционные выключатели должны устанавливаться также на всех ответвлениях контактного провода. В контактных сетях двухколейных и многоколейных участков допускается параллельное соединение контактных проводов при помощи выключателей. Допускается применение секционных разъединителей и автоматических выключателей. При питании контактной сети от нескольких подстанций сети должны быть изолированы одна от другой. 410. Контактная сеть должна быть оборудована устройствами или аппаратурой защиты от поражения людей электрическим током. Ввод в действие указанных средств защиты людей от поражения электрическим током устанавливается главным инженером организации (предприятия) по согласованию с органами госгортехнадзора. Контактные электровозы должны иметь устройства для уменьшения искрообразования на токоприемнике, а в контактных сетях электровозной откатки, кроме того, должно применяться ограждение контактного провода в местах, особо опасных по условиям поражения током. 411. В выработках, в которых подвешен контактный провод, через каждые 200 м и на пересечениях их с другими выработками и закруглениями должны находиться светящиеся надписи "Берегись провода". Такие надписи должны быть вывешены также в районе противопожарных складов, инструментальных, электроподстанций и других машинных камер. 412. При контактной откатке для уменьшения сопротивления на стыках рельсовых путей, элементах стрелочных переводов и крестовин должны устанавливаться электрические соединители. Все нитки рельсовых путей откаточной выработки не реже чем через каждые 50 м должны иметь надежное электрическое соединение между собой проводником, сопротивление которого эквивалентно сопротивлению медного провода сечением не менее 50 мм2. 413. Все рельсовые пути, не предназначенные для откатки контактными электровозами, в местах соприкосновения с токоведущими рельсами должны быть электрически изолированы от последних в двух точках, отстоящих одна от другой на расстоянии максимально возможной длины состава. 414. Работы на контактной сети должны производиться по наряду-допуску в присутствии второго лица, находящегося в непосредственной близости от места работы. 415. В шахтах (рудниках), опасных по газу или пыли, ремонт аккумуляторных электровозов, связанный с вскрытием электрооборудования, за исключением замены плавких вставок, разрешается производить только в электровозном депо. Электровозы должны быть оборудованы блокировками, исключающими вход в высоковольтную камеру и выход на крышу электровоза при поднятом токоприемнике. 416. Ремонт и осмотр оборудования, расположенного на крыше тягового агрегата или электровоза, должны производиться в депо или на специально выполненном пути (участке пути) с обязательным снятием напряжения и заземлением контактной сети. Осмотр и ремонт оборудования, вспомогательных машин, тяговых двигателей и аппаратуры на тяговых агрегатах или электровозах вне депо должны производиться с соблюдением следующих условий: тяговый агрегат или электровоз остановлен и заторможен ручным тормозом, и установлены тормозные башмаки; вспомогательные машины и аппаратура выключены; дизель на дополнительной секции тягового агрегата остановлен; токосъемники опущены и заземлены, краны, подающие воздух к приводам токосъемников, закрыты; реверсивная рукоятка и ключ щитка управления сняты; щитки вспомогательных машин и токосъемников заблокированы; быстродействующий выключатель выключен. После полной остановки вспомогательных машин главный разъединитель и разъединитель вспомогательных цепей должны быть отключены разъединительной штангой. Ключ от щитков управления и рукоятка реверсивного механизма перед началом работ должны передаваться лицу, производящему работу. Машинист электровоза даже при нулевом показании вольтметров должен убедиться в том, что токосъемники опущены. 417. Для приготовления раствора электролита и заливки им аккумуляторов должны применяться специальные приспособления, предохраняющие от разбрызгивания и разливания электролита. При этом рабочие должны пользоваться защитными очками, резиновыми перчатками и фартуками. В зарядной камере должны быть нейтрализующие растворы и порошки на случай ожога тела электролитом. 418. Зарядные камеры должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими механизированный съем и постановку батарейных ящиков электровозов. Запрещается зарядка аккумуляторных батарей непосредственно на электровозе. 419. Допускается на строящихся шахтах, горизонтах с общим количеством электровозов не более двух зарядка в зарядных камерах аккумуляторных батарей непосредственно на электровозе. 420. Во время зарядки аккумуляторных батарей крышка батарейного ящика должна быть снята, а крышки горловин аккумуляторов открыты. Аккумуляторы и батарейный ящик разрешается закрывать только после прекращения газовыделения из аккумуляторов, но не раньше чем через 1 ч после окончания зарядки. Перед выпуском аккумуляторной батареи из зарядной должна быть проверена изоляция ее от корпуса батарейного ящика. Сопротивление изоляции одной батареи должно быть не менее 10000 Ом. Запрещается ставить под зарядку неисправные или загрязненные аккумуляторные батареи. Батарейный ящик во время зарядки должен быть заземлен. 421. Во время зарядки аккумуляторных батарей запрещается пользоваться в помещениях зарядных камер открытым огнем. 422. В шахтах (рудниках), опасных по газу или пыли, электрооборудование в зарядной камере должно быть во взрывобезопасном исполнении. 423. Допускается применение аккумуляторных пробников в нормальном исполнении, но измерение напряжения ими разрешается производить не ранее чем через 10 мин после снятия крышки с батарейного ящика. Приложение 1 ТАБЛИЦЫ К ИНСТРУКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК В ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Таблица 1 (п. 108) ------------------------------------------------------------------- | Испытуемый объект |Напряжение |Сопротивление | | |мегомметра,|изоляции, МОм | | | кВ | | |-----------------------------------------------------------------| | Сопротивление изоляции машин постоянного тока: | |-----------------------------------------------------------------| | между обмотками и каждой обмотки| 1 | 0,5 | | относительно корпуса | | | |---------------------------------|-----------|-------------------| | бандажей якоря (кроме | 1 | Не нормируется | | возбудителей) | | | |---------------------------------|-----------|-------------------| | бандажей якоря возбудителя | 1 | 1 | |-----------------------------------------------------------------| | Сопротивление изоляции электродвигателей переменного | | тока до 1 кВ: | |-----------------------------------------------------------------| | обмотки статора | 1 | 0,5 | |---------------------------------|-----------|-------------------| | обмотки ротора синхронного | 0,5 | 0,2 | | электродвигателя и | | | | электродвигателя с фазным | | | | ротором | | | |-----------------------------------------------------------------| | Сопротивление изоляции электродвигателей переменного | | тока выше 1 кВ: | |-----------------------------------------------------------------| | обмотки статора | 2,5 | 6,0 | |---------------------------------|-----------|-------------------| | обмотки ротора | 1 | 0,5 | ------------------------------------------------------------------- Таблица 2 (п. 123) --------------------------------------------------------------------------- | Наименование установок|Испытания | Физико - | Примечание | | |на пробой,| химический | | | | месяцы | анализ, | | | | | месяцы | | |-----------------------|----------|-------------|------------------------| | Трансформаторы и | | | Масло из баков | | выключатели | 6 | 12 | масляных выключателей | |-----------------------|----------|-------------| должно испытываться | | Контроллеры, | | | или заменяться после | | реверсоры, | 3 | - | трех коротких | | автотрансформаторы | | | замыканий. | --------------------------------------------------------------------------- Таблица 3 (п. 219) ------------------------------------------------------------------ | Район прохождения | Расстояние, м, при | | | напряжении ВЛ до 35 кВ | |-----------------------------------|----------------------------| | Территория карьеров и породных | | | отвалов | 6 | |-----------------------------------|----------------------------| | Места, труднодоступные для людей и| | | недоступные для наземного | | | транспорта | 5 | |-----------------------------------|----------------------------| | Откосы уступов | 3 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4 (п. 220) ------------------------------------------------------------------------ | Места пересечения или сближения | Расстояние, м при | | | напряжении ВЛ | | |----------------------------| | | до 20 кВ | 35 кВ | |----------------------------------------------------------------------| | Вертикальное расстояние от нижнего фазного провода ВЛ: | |----------------------------------------------------------------------| | при пересечении с контактной сетью до | | | | проводов или несущих тросов | 2 | 3 | |-----------------------------------------|-------------|--------------| | при пересечении неэлектрифицированных | | | | железных дорог до головки рельсов | 7,5 | 7,5 | |-----------------------------------------|-------------|--------------| | до верхней точки машин или груза в | | | | местах проезда под ВЛ | 2 | 2,5 | |----------------------------------------------------------------------| | Горизонтальное расстояние при сближении от проводов ВЛ | |----------------------------------------------------------------------| | до крайнего провода контактной сети, | | | | подвешенного с полевой стороны опоры | | | | контактной | 2,5 | 4 | |-----------------------------------------|-------------|--------------| | до бровки земляного полотна | | | | автомобильной дороги | 2 | 2,5 | |-----------------------------------------|-------------|--------------| | до ближайшей части здания (от проекции | | | | провода) | 2 | 4 | |----------------------------------------------------------------------| | Расстояние по воздуху | |----------------------------------------------------------------------| | до наиболее выступающей части | | | | работающего бурового станка или | | | | экскаватора | 2 | 4 | ------------------------------------------------------------------------ Таблица 5 (п. 221) ------------------------------------------------------------------ | Провод | Минимальное сечение проводов, | | | мм2 при напряжении | | |--------------------------------| | | до 1000 В | выше 1000 В | |-------------------------------|---------------|----------------| | Алюминиевый | 16 | 25 | |-------------------------------|---------------|----------------| | Сталеалюминиевый | 10 | 16 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 6 (п. 225) ------------------------------------------------------------------ |Толщина гололеда,| Расстояние между проводами, м | | мм | при напряжении ВЛ, кВ | | |----------------------------------------------| | | 6 - 10 | 20 | 35 | |-----------------|---------------|---------------|--------------| | 5 | 0,6 | 0,7 | 0,85 | |-----------------|---------------|---------------|--------------| | 10 | 0,8 | 0,9 | 1,05 | |-----------------|---------------|---------------|--------------| | 15 | 0,95 | 1,1 | 1,2 | |-----------------|---------------|---------------|--------------| | 20 и более | 1,1 | 1,2 | 1,35 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 7 (п. 350) -------------------------------------------------------------------------------- | Ток | Напряжение, В | |-------------|----------------------------------------------------------------| | | на шинах тяговой |на токоприемнике локомотива | | | подстанции | | |-------------|--------------------------|-------------------------------------| | | номинальное| наибольшее |номинальное |наибольшее |наименьшее | |-------------|------------|-------------|------------|-----------|------------| | Постоянный | 3300 | 3850 | 3000 | 3850 | 2000 | | |------------|-------------|------------|-----------|------------| | | 1650 | 1950 | 1500 | 1950 | 1000 | |-------------|------------|-------------|------------|-----------|------------| | Переменный | 10500 | 11500 | 10000 | 11500 | 7500 | -------------------------------------------------------------------------------- Таблица 8 (п. 355) --------------------------------------------------------------------------- | Тип подвески | Место подвески контактного | Высота подвески контактного | | контактного | провода | провода в середине пролета | | провода | | над уровнем головки | | | | рельсов, мм | |--------------|----------------------------|-----------------------------| | | | наименьшая |наибольшая | |--------------|----------------------------|------------|----------------| | Центральная | на перегонах, а также на | | | | | путях станций (в пределах | | | | | инженерных сооружений), на | | | | | которых не предусмотрена | | | | | стоянка подвижного состава | 5750 | 6800 | |--------------|----------------------------|------------|----------------| | | на остальных путях станций | 6250 | 6800 | |--------------|----------------------------|------------|----------------| | Боковая | на передвижных путях и под | | | | | погрузочными бункерами | 4900 | 5500 | --------------------------------------------------------------------------- Таблица 9 (п. 357) ------------------------------------------------------------------ |Тип подвески|Место установки| Расстояние, мм | |контактного | опоры |-----------------------------------| | провода | |нормальное|минимальное| при | | | | | | установке | | | | | | опоры за | | | | | | кюветом | |------------|---------------|----------|-----------|------------| |Центральная |на прямой и | | | | | |снаружи кривой | 3100 | 2750 | - | | |---------------|----------|-----------|------------| | |внутри кривой | 3350 | 3300 | 5000 - 5500| |------------|---------------|----------|-----------|------------| |Боковая |на прямой и | | | | | |кривой | 4500 - | 3700 | - | | | | 5100 <*>| | | ------------------------------------------------------------------ Таблица 10 (п. 358) --------------------------------------------------------------------------------- | Радиус |Длина пролета с регулировкой | Радиус | Длина пролета с | | кривой,|натяжения, м | кривой,| регулировкой натяжения, м | | м |-----------------------------| м |-------------------------------| | |автоматической | сезонной | |автоматической | сезонной | |--------|---------------|-------------|--------|---------------|---------------| | Прямая | 50 | 35 | 300 | 35 | 35 | |--------|---------------|-------------|--------|---------------|---------------| | 1000 | 50 | 35 | 250 | 32 | 32 | |--------|---------------|-------------|--------|---------------|---------------| | 800 | 50 | 35 | 200 | 30 | 30 | |--------|---------------|-------------|--------|---------------|---------------| | 600 | 47 | 35 | 150 | 26 | 26 | |--------|---------------|-------------|--------|---------------|---------------| | 500 | 44 | 35 | 125 | 24 | 24 | |--------|---------------|-------------|--------|---------------|---------------| | 400 | 40 | 35 | 100 | 21 | 21 | --------------------------------------------------------------------------------- Таблица 11 (п. 358) ------------------------------------------------------------------ | Радиус |Длина пролета, м| Радиус |Длина пролета, м| | кривой, м | | кривой, м | | |--------------|----------------|---------------|----------------| | Прямая | 18 | 200 | 10 | |--------------|----------------|---------------|----------------| | 500 | 14 | 150 | 8 | |--------------|----------------|---------------|----------------| | 400 | 12 | 100 | 7 | |--------------|----------------|---------------|----------------| | 300 | 11 | 80 | 5 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 12 (п. 360) --------------------------------------------------------------------- | Марка провода | Допустимая величина натяжения, кН | | |-------------------------------------------| | |при некомпенсированной|при компенсированной| | | подвеске | подвеске | | | (максимальная) | (номинальная) | |-----------------------|-------------------------------------------| | На постоянных путях: | | |-----------------------|-------------------------------------------| | МФ-65 | 8,30 | 6,40 | |-----------------------|----------------------|--------------------| | МФ-85 | 10,30 | 8,30 | |-----------------------|----------------------|--------------------| | МФ-100 | 11,76 | 9,80 | |-----------------------|----------------------|--------------------| | МФ-120 | 14,75 | 11,76 | |-----------------------|----------------------|--------------------| | МФ-150 | 17,15 | 14,76 | |-----------------------|----------------------|--------------------| | Брф-100 | 13,72 | 12,74 | |-----------------------|-------------------------------------------| | На передвижных путях: | | |-----------------------|-------------------------------------------| | МФ-65 | 2,94 | - | |-----------------------|----------------------|--------------------| | МФ-85 | 3,92 | - | |-----------------------|----------------------|--------------------| | МФ-100 | 4,90 | - | |-----------------------|----------------------|--------------------| | МФ-150 | 7,35 | - | --------------------------------------------------------------------- Таблица 13 (п. 361) ------------------------------------------------------------------- | Показатель | Марка контактного провода | | |----------------------------------------------| | | МФ-100 | МФ-85 | | |----------------------------------------------| | | на линиях токосъема | | |----------------------------------------------| | |центрального|бокового |центрального| бокового | |------------------|------------|---------|------------|----------| | Допустимый износ,| | | | | | кв. мм, не более | 35 | 40 | 25 | 30 | |------------------|------------|---------|------------|----------| | Оставшаяся высота| | | | | | сечения, мм, не | | | | | | менее | 7,79 | 7,38 | 7,53 | 7,08 | ------------------------------------------------------------------- Таблица 14 (п. 391) ---------------------------------------------------------------------- | Номинальное| Наименьшее расстояние, мм | | напряжение,|-------------------------------------------------------| | кВ |В обычных| В стесненных местах (под существующими | | |условиях | искусственными сооружениями, поддерживающими| | | | устройствами, боковой контактной сетью и | | | | т.п.) | |------------|---------|---------------------------------------------| | 1 - 4 | 200 | 150 | |------------|---------|---------------------------------------------| | 4 - 12 | 250 | 200 | |------------|---------|---------------------------------------------| | свыше 12 | 350 | 300 | ---------------------------------------------------------------------- Таблица 15 (п. 392) -------------------------------------------------------------------- | Наименование работы | Число осмотров в год | | |-------------------------------| | |всего|весной|летом|осенью|зимой| |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Замер выносов и зигзагов | | | | | | | контактного провода | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Замер высоты подвески | | | | | | | контактного провода | 1 | - | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Замер износа контактного провода | 2 | 1 | - | 1 | - | |------------------------------------------------------------------| | Чистка и проверка изоляторов: | |------------------------------------------------------------------| | на перегонах и станциях | 1 | - | 1 | - | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | под мостами, путепроводами, на | | | | | | | передвижных путях | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Проверка состояния изоляторов на | | | | | | | незаземленных конструкциях | | | | | | | деревянных опор | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр подвески | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр дополнительных проводов | | | | | | | шунтов | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-------------------------------| | Очистка контактного провода от | По мере надобности | | гололеда | | |----------------------------------|-------------------------------| | Осмотр неизолирующих сопряжений | | | анкерных участков и воздушных | | | стрелок: | | |----------------------------------|-------------------------------| | на перегонах | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|-------------------------| | на станциях | 12 | Ежемесячно | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр сопряжений анкерных | | | | | | | участков | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр компенсаторов контактного | | | | | | | провода | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр зажимов на усиливающих, | | | | | | | питающих и отсасывающих линиях | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр разрядников | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр гибких поперечин | 1 | - | 1 | - | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Регулирование натяжения | | | | | | | фиксирующих тросов | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр подвесок в искусственных | | | | | | | сооружениях | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр заградительных щитов | 1 | 1 | - | - | - | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр секционных изоляторов | 6 | Раз в два месяца | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр секционных | | | | | | | разъединителей: | | | | | | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | часто переключаемых | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | остальных | 2 | 1 | - | 1 | - | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр присоединений | | | | отсасывающих проводов к рельсам | 12 | Ежемесячно | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр искровых промежутков и | |Раз в месяц и дополни- | |зпроверка изоляции з| 12 |тельно после сильных гроз| |----------------------------------|-------------------------------| | Осмотр заземлений: | | |----------------------------------|-------------------------------| | на перегонах | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |----------------------------------|-----|-------------------------| | на станциях | 6 | Раз в два месяца | |----------------------------------|-----|-------------------------| | на передвижных путях | 12 | Ежемесячно | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр консолей и крепления | | | | | | | подвески | 1 | - | 1 | - | - | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр передвижных опор | 12 | Ежемесячно | |----------------------------------|-----|-------------------------| | Осмотр фундаментов опор с | | | | | | | выборочным замером токов утечки | 1 | - | 1 | - | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр крепления опор на местах | 2 | 1 | | 1 | | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр оттяжек с проверкой | | | | | | | установленных в них изоляционных | | | | | | | прокладок | 1 | - | 1 | - | - | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр рельсовой сети | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |----------------------------------|-----|------|-----|------|-----| | Осмотр габаритных высот | 1 | - | 1 | - | - | -------------------------------------------------------------------- Приложение 2 (п. 150) РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ, ОСМОТРУ И ИЗМЕРЕНИЮ СОПРОТИВЛЕНИЯ ШАХТНЫХ ЗАЗЕМЛЕНИЙ I. Общие положения 1. Заземление установок осуществляется с помощью специальных заземляющих устройств, состоящих из заземлителя и заземляющих проводников. 2. Заземлители разделяются на главные и местные. 3. Главные заземлители устанавливаются в зумпфах, водосборниках шахты. Местные заземлители устанавливаются в штрековых сточных канавах или же в других пригодных для этой цели местах. 4. На шахте необходимо устанавливать не менее двух главных заземлителей (в зумпфе и водосборнике), один из которых является резервным на время ремонта или чистки другого. Главные заземлители с помощью стальной полосы (троса) сечением не менее 100 мм2 соединяются с заземляющим контуром (сборными заземляющими шинами) околоствольных электромашинных камер и центральной подземной подстанции. Заземляющий контур выполняется из стальной полосы сечением не менее 100 мм2. 5. Местные заземлители должны устраиваться в следующих пунктах: в каждой распределительной или трансформаторной подстанции, а также в каждой электромашинной камере, за исключением центральной подземной подстанции и околоствольных электромашинных камер, заземляющие контуры которых соединены с главными заземлителями заземляющими проводниками; у каждого стационарного или передвижного распределительного пункта; у каждого индивидуально установленного выключателя или распределительного устройства; у каждой кабельной муфты. Допускается для сети стационарного освещения устраивать местное заземление не для каждой муфты или светильника, а через каждые 100 м кабельной сети; у отдельно установленных машин. 6. При установке одного заземлителя на группу заземляемых объектов должны применяться сборные заземляющие проводники (шины), выполняемые из стали или меди с минимальным сечением соответственно 50 или 25 мм2. Эти сборные шины подсоединяются к местному заземлителю с помощью полосы (троса). Требования к материалу и сечению полосы те же, что и к сборным шинам. 7. Каждый подлежащий заземлению объект должен присоединяться к сборным заземляющим проводникам (шинам) или заземлителю при помощи отдельного ответвления из стали сечением не менее 50 мм2 или из меди сечением не менее 25 мм2. Для устройств связи допускается присоединение аппаратуры к заземлителям стальным или медным проводом сечением соответственно не менее 12 и 6 мм2. Заземление должно быть выполнено так, чтобы при отсоединении отдельных аппаратов и машин от заземления не нарушалось заземление остального оборудования. Последовательное присоединение заземляющих объектов к сборным заземляющим проводникам или заземлителям запрещается, кроме кабельных муфт и светильников в сети стационарного освещения. 8. В качестве проводников, связывающих местные и главные заземлители, должны использоваться стальная броня и свинцовая оболочка бронированных кабелей или другие проводники. Помимо местного заземления, все электрические машины и аппараты, муфты и другая кабельная арматура с присоединенным бронированным кабелем должны быть снабжены перемычками из стали сечением не менее 50 мм2 или из меди сечением не менее 25 мм2, посредством которых осуществляется непрерывная цепь свинцовых оболочек и стальной брони отдельных отрезков бронированных кабелей, как это представлено на рис. 1 (рисунок не приводится). При применении кабелей с заземляющими жилами непрерывная цепь создается путем соединения заземляющих жил. Если эти кабели имеют металлические оболочки и броню, то и в этом случае наличие перемычек обязательно. 9. Для обеспечения надежности электрических контактов в цепях заземления и механической прочности заземляющей проводки необходимо выполнять следующие требования: присоединение заземляющих проводников к заземлителям должно осуществляться, как правило, сваркой, выполняемой на поверхности; присоединение заземляющих проводников к корпусам машин и аппаратов и к различным конструкциям, которые в процессе эксплуатации подвергаются перемещению, замене и т.п., должно выполняться с помощью специальных заземляющих зажимов (болтов, шпилек), предусмотренных для этой цели на корпусах электрооборудования и конструкциях; присоединение заземляющих проводников к заземляющей шине следует производить сваркой (если позволяют условия) с помощью болта диаметром не менее 10 мм (рис. 2 и 3) (не приводятся) или другими равноценными способами. Пример соединения двух отрезков заземляющих тросов показан на рис. 4 (рисунок не приводится); в машинных камерах и прочих выработках с бетонной крепью заземляющие контуры и проводники должны поддерживаться специальными штырями или скобами (рис. 5) (не приводится); в выработках с деревянной крепью заземляющие проводники укрепляются стальными скобами (рис. 6) (не приводится). 10. Болтовое соединение заземляющих проводников должно удовлетворять следующим требованиям: диаметр зажима должен быть не менее 8 мм; контактные поверхности должны быть не менее площади шайбы для принятого болта и должны быть зачищены до блеска; болты и гайки должны быть снабжены пружинными шайбами или контргайками. 11. Заземляющие проводники и места их соединений должны быть доступны для осмотра. 12. Допускается использование металлической крепи горных выработок в качестве местных заземлителей. При этом заземляющие устройства должны выполняться в соответствии с рекомендациями ВостНИИ. II. Устройство заземлителей 13. Для заземлителей в зумпфе или водосборнике должны применяться стальные полосы площадью не менее 0,75 м2, толщиной не менее 5 мм и длиной не менее 2,5 м. Для заземлителей в сточных канавах должны применяться стальные полосы площадью не менее 0,6 м2, толщиной не менее 3 мм и длиной не менее 2,5 м. Заземлитель следует укладывать в горизонтальном положении в углубленном месте сточной канавы на "подушку" толщиной не менее 50 мм из песка или мелких кусков породы и сверху засыпать слоем в 150 мм из такого же материала (рис. 7) (не приводится). 14. Для заземлителей в выработках, в которых нет сточной канавы, должны применяться стальные трубы диаметром не менее 30 мм и длиной не менее 1,5 м. Стенки труб должны иметь на разной высоте не менее 20 отверстий диаметром не менее 5 мм. Труба вставляется в предварительно пробуренный шпур (рис. 8) (не приводится) глубиной не менее 1,4 м. При необходимости должно устраиваться несколько заземлителей. Труба, а также пространство между наружной стенкой трубы и стенкой шпура заполняются смесью из гигроскопического материала (песка, золы и т.п.). Для поддержания постоянной и достаточной влажности через трубу периодически заливается водный раствор поваренной соли. 15. При прокладке кабелей по буровым скважинам главное заземление должно устраиваться на поверхности или в водосборниках шахты. При этом должно быть не менее двух главных заземлителей, резервирующих друг друга. Если скважина закреплена обсадными трубами, они могут быть использованы в качестве одного из главных заземлителей. III. Заземление стационарных электроустановок. Машины и аппараты 16. Заземление металлических оболочек электрооборудования, кабелей переменного и постоянного тока и других подлежащих заземлению конструкций, установленных в трансформаторных, распределительных и преобразовательных подстанциях, осуществляется соединением всех заземляемых объектов (независимо от рода тока) с общим контуром заземления, оборудованным в подстанции и присоединенным к местному заземлителю и общешахтной сети заземления. Заземляющий контур в камере тяговой подстанции электровозной контактной откатки должен быть также присоединен к токоведущим рельсам, используемым в качестве обратного провода контактной сети, или к соединенному с рельсами отрицательному полюсу источника постоянного тока. 17. Заземление корпусов электрооборудования должно осуществляться с помощью наружного заземляющего зажима, к которому должен присоединяться проводник сети заземления. Примеры заземления отдельных видов электрооборудования приведены на рис. 9, 10 и 11. (Рисунки не приводятся). 18. На скребковых и ленточных конвейерах, перегружателях и т.п., имеющих непосредственное металлическое соединение с электрооборудованием, например с приводным электродвигателем, разрешается производить заземление только электрооборудования. 19. Заземление оболочек электрооборудования, кабелей и кабельной арматуры постоянного тока, относящихся к контактной тяговой сети, осуществляется присоединением заземляемых оболочек к рельсам, используемым в качестве обратного провода указанной сети. Аналогичным образом осуществляется заземление корпусов электрооборудования переменного тока, имеющего металлическую связь с токоведущими рельсами электровозной контактной откатки (например, привод стрелочного перевода с электродвигателем переменного тока). При этом соединение корпусов с общей сетью заземления не допускается, а при применении для такого электрооборудования бронированных питающих кабелей оболочки и броня последних должны быть изолированы как от корпусов, металлических конструкций, так и от токоведущих рельсов. Заземление оболочек таких кабелей и их арматуры со стороны источника питания должно осуществляться путем соединения с общешахтной сетью заземления. 20. Присоединение заземляющих проводников к рельсам производится с помощью специальных зажимов (рис. 12) (не приводится) либо с помощью сварки. 21. Запрещается присоединять к токоведущим рельсам трубопроводы, нетоковедущие рельсы и другие металлические предметы и конструкции. Кабельные муфты 22. Присоединение заземляющего проводника к кабельной муфте должно осуществляться с помощью заземляющего зажима на ее корпусе, а к свинцовой оболочке и стальной броне кабеля - с помощью стального хомута (рис. 13) (не приводится). 23. Для заземления кабеля, имеющего свинцовую оболочку и стальную броню, при его разделке необходимо надрезать свинцовую оболочку вдоль кабеля с двух сторон (рис. 14) (не приводится), отогнуть образовавшиеся ленты на 180 град. и вплотную приложить их к стальной броне кабеля, предварительно очистив до блеска места соприкосновения свинцовых лент, брони и хомута. 24. После заливки муфты кабельной массой на выпущенные из муфты свинцовые ленты надевается стальной хомут шириной не менее 25 мм с присоединенным к нему заземляющим проводником. Хомуты двух отрезков кабелей, расположенных по обе стороны соединительной муфты, должны иметь между собой и корпусом муфты соединение, осуществляемое с помощью стальной перемычки сечением не менее 50 мм2 или медной перемычки сечением не менее 25 мм2. Для осветительных соединительных муфт, соединительных муфт контрольных кабелей и телефонных аппаратов допускаются перемычки сечением 12 мм2 из стали или 6 мм2 - из меди. 25. Присоединение заземляющего проводника к соединительной муфте и к оболочкам соединяемых муфтой кабелей показано на рис. 15 (рисунок не приводится), присоединение заземляющего проводника к ответвительной муфте и к оболочкам кабелей - на рис. 16 (рисунок не приводится). 26. При заземлении контрольного бронированного кабеля со свинцовой оболочкой (рис. 17) (не приводится) свинцовая оболочка кабеля присоединяется к муфте скобой, расположенной внутри вводной муфты. Стальная броня присоединяется к корпусу муфты перемычкой с помощью хомута. Контактные поверхности свинцовой оболочки и брони должны быть зачищены до блеска. 27. При заземлении контрольного кабеля с пластмассовой оболочкой и стальной броней последняя присоединяется к корпусу муфты в соответствии с требованиями п. 24 настоящей Инструкции. Для повышения проводимости заземляющей цепи в этом случае необходимо использовать одну или несколько жил кабеля (рис. 18) (не приводится) общим сечением не менее 1 мм2. IV. Заземление передвижного и переносного электрооборудования 28. Заземление передвижного и переносного электрооборудования должно осуществляться путем соединения его корпусов с общешахтной сетью заземления посредством заземляющих жил кабелей. Заземляющие жилы кабеля присоединяются к внутренним заземляющим зажимам кабельных вводов, предусмотренным в этом электрооборудовании и в соответствующей пусковой аппаратуре. 29. Для передвижных машин и механизмов должен обеспечиваться непрерывный автоматический контроль заземления путем использования заземляющей жилы кабеля в цепи управления с помощью специального устройства (например, см. рис. 19) (не приводится). Допускается не предусматривать автоматический контроль заземления для передвижных машин и механизмов, имеющих два и более привода, заземление электродвигателей которых осуществляется не менее чем двумя заземляющими жилами разных силовых кабелей. Заземление трубопроводов 30. Для заземления металлических трубопроводов должны использоваться местные заземлители электроустановок. При этом заземляющий проводник присоединяется к трубопроводу при помощи стального хомута (рис. 20) (не приводится). Контактные поверхности трубопровода и хомута должны быть зачищены до блеска. Для присоединения заземляющих проводников допускается использование крепежных болтов трубопроводов и других конструкций. 31. Заземление металлических вентиляционных труб и трубопроводов сжатого воздуха в выработках, где не применяется электроэнергия, должно осуществляться в начале и в конце воздухопроводов с помощью местных заземлителей. 32. Заземление металлических деталей (крючков, колец, петель, спиралей и т.д.), предусмотренных в конструкции воздухопроводов из гибких вентиляционных труб, должно осуществляться путем подвешивания их на металлическом заземленном с обоих концов тросе или проводе диаметром не менее 5 мм (рис. 21) (не приводится). 33. Для заземления параллельных, пересекающихся или сближенных воздухопроводов допускается использование общих заземлителей и общих магистральных проводов. Если на расстоянии не более 100 мм от воздухопровода расположены металлические конструкции, то они должны быть присоединены к заземлению воздухопровода. 34. Сопротивление заземляющей цепи, предназначенное только для защиты от статического электричества, должно быть не более 100 Ом. V. Осмотр и измерение сопротивления защитных заземлений 35. В начале каждой смены обслуживающий персонал должен производить наружный осмотр всех заземляющих устройств. При этом проверяются целостность заземляющих цепей и проводников, состояние контактов и т.д. Электроустановку разрешается включать только после проверки исправности ее заземляющего устройства. После каждого, даже мелкого, ремонта электрооборудования необходимо проверить исправность его заземления. 36. Не реже одного раза в 3 месяца должен производиться наружный осмотр всей заземляющей сети шахты. Одновременно с этим необходимо измерять общее сопротивление заземляющей сети у каждого заземлителя. Результаты осмотра и измерений должны заноситься в "Журнал осмотра и измерения заземления" (см. прилагаемую форму 1). 37. При осмотре заземления особое внимание следует обращать на непрерывность заземляющей цепи и состояние контактов. При ослаблении и окислении контактов необходимо зачистить до блеска все контактные поверхности, подтянуть болтовые соединения и проверить механическую прочность контактов. Механическая прочность контактов должна проверяться до измерения сопротивления заземлений. 38. Не реже одного раза в 6 месяцев главные заземлители, располагаемые в зумпфе и водосборнике, должны подвергаться осмотру и ремонту. 39. Для измерения сопротивления заземляющей сети необходимо установить два вспомогательных заземлителя на расстоянии не менее 15 м от проверяемого заземлителя. Расстояние между вспомогательными заземлителями должно быть также не менее 15 м. В качестве вспомогательных заземлителей должны применяться стальные (желательно лужевые) стержни с заостренными концами, забиваемые во влажную почву на глубину до 0,8 м. 40. Сопротивление заземления допускается измерять приборами М416/1, М1103 и др. в соответствии с заводскими инструкциями. 41. В том случае, когда один местный заземлитель установлен на группу машин или аппаратов, необходимо измерять сопротивление заземления отдельно каждого аппарата, не отсоединяя его от местного заземлителя. Для этого проводник от прибора должен присоединяться к заземлителю, при этом будет измерено общее сопротивление заземления. Затем проводник от прибора необходимо поочередно присоединять к заземляющему зажиму каждого аппарата. В случае расхождения результатов измерений необходимо еще раз проверить надежность присоединения заземляющих проводников. Форма 1 Журнал осмотра и измерения заземления Шахта ---------------------------------------------------------------------- Организация (предприятие) ---------------------------------------------------------------------- Начат -------------------- 20-- г. Окончен ------------------ 20-- г. Характеристика заземления 1. Название заземляемого объекта. 2. Место установки заземляемого объекта. 3. Место установки заземлителя. 4. Конструкция заземлителя. 5. Материал и сечение заземляющих проводников. 6. Характеристика почвы, в которую уложен заземлитель. Пояснения к ведению журнала 1. При осмотре и проверке заземления электросети и электроустановок, а также устройства заземлителей следует руководствоваться "Инструкцией по устройству, осмотру и измерению сопротивлений шахтных заземлений". 2. Перед пуском вновь установленного электромеханического оборудования или переносного распределительного устройства должно быть произведено измерение сопротивления заземления. 3. Наружный осмотр и измерение сопротивления всей заземляющей системы производятся не реже одного раза в 3 месяца с обязательной регистрацией результатов осмотра и измерений в журнале. 4. Для каждого отдельного заземляемого объекта отводится отдельная страница журнала. Приложение 3 (п. 298) РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ КАБЕЛЕЙ С РЕЗИНОВОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ 1. Перед вводом в эксплуатацию кабеля на концах его должны быть выполнены концевые заделки, включающие заделку шланга, заделку изоляции основных жил, напрессовку (напайку) наконечников или подготовку концов жил под специальные зажимы. Концевые заделки кабелей рекомендуется выполнять с помощью изоляционной починочной резины, электроизоляционных гильз или трубок из кремнийорганической резины (ТКР), концевых эластомерных муфт типа РКВРО. 2. Заделка основных жил должна предотвращать: перекрытия при напряжениях не менее номинального линейного, а также при возможных внутренних перенапряжениях; значительное снижение уровня изоляции; коронные разряды на каждой жиле и между жилами при напряжении не менее номинального линейного. Заделка шланга должна исключать возможность проникновения влаги и пыли внутрь кабеля. При выполнении заделки с помощью концевых эластомерных муфт допускается заделку торца оболочки не выполнять, если вводное устройство исключает попадание воды в кабель. 3. Длина жил в концевой заделке кабеля определяется конструкцией, размерами вводного устройства электрооборудования, расположением в нем присоединительных шпилек и должна быть не менее 350 мм. Радиус изгиба изолированных жил во вводных устройствах должен быть по возможности максимальным, особенно на границе электропроводящего экрана с изоляцией. Крепление кабеля во вводном устройстве должно исключать прикосновение изолированных частей токоведущих жил друг к другу, к токоведущим и заземленным частям. 4. Для выполнения заделки кабеля любым способом необходимо снять шланговую оболочку от конца кабеля на расстояние не менее 350 мм при расположении шпилек вводного устройства на одном уровне, а при расположении шпилек на разных уровнях - на расстояние не менее 500 мм (заделка основных жил выполняется "вразбежку"). При выполнении заделки основных жил "вразбежку" одна из жил обрезается на 70 мм, а другая - на 140 мм. С основных жил снимаются прорезиненные ленты и обрезаются вместе с резиновым сердечником у среза шланговой оболочки. Затем на расстоянии 50 - 60 мм от среза шланговую оболочку срезают на конус и зачищают напильником. От каждого экрана отделяют по 10 - 12 проволок (по две-три пряди). Оставшиеся проволоки экранов надо скрутить вместе, расположить вдоль кабеля и закрепить вместе с изолированной жилой заземления на шланговой оболочке. Выделенные из каждого экрана 10 - 12 проволок выпрямляют, располагают вдоль кабеля и закрепляют на шланговой оболочке отдельно от жилы заземления и скрученных вместе остальных проволок экрана. 5. При выполнении концевых заделок и ремонте кабеля намотка лент починочных резин должна производиться ровно, без складок, с 50% перекрытием витков и натяжением, обеспечивающим плотное прилегание слоев. Перед применением резина нарезается на ленты шириной 20 - 40 мм, тщательно очищается от остатков прокладочного материала и обрабатывается бензином. Конусные поверхности шланговой оболочки и жильной изоляции, а также неровности, образовавшиеся при удалении электропроводящего экрана, должны быть обработаны напильником или наждачной бумагой и протерты чистой ветошью, смоченной в бензине. 6. Для выполнения концевой заделки с помощью починочных резин необходимо удалить наружный электропроводящий экран на длине не менее 260 мм от торца основной жилы (рис. 1) (не приводится). Вместо удаленного электропроводящего экрана наматывают конусное утолщение, диаметр которого в средней части должен превышать диаметр жилы с изоляцией на 8 мм. При этом лента изоляционной резины не должна заходить на экран из электропроводящей резины. Далее восстанавливают электропроводящий и металлический экраны до максимального конусного утолщения. Поверх металлического экрана накладывают защитный слой из резины ПШ-50 толщиной 0,6 - 0,8 мм. На выходе жилы из шланговой оболочки делают герметизирующую подмотку из трех-четырех слоев ленты резины ПИ-35 или ПШ-50 на длину 30 - 40 мм и выполняют заделку торца шланговой оболочки. 7. Для выполнения концевой заделки с помощью электроизоляционных гильз (рис. 2) (не приводится) следует удалить с основных жил изоляцию с электропроводящими экранами на 250 мм и временно наложить бандаж из липкой ленты на расстоянии 40 - 50 мм от торца. Резиновую изоляцию с электропроводящими экранами надо срезать на конус длиной 40 - 55 мм. Конусную поверхность изоляции обматывают починочной изоляционной резиной ПИ-35 в 10 - 15 слоев. Наматывать ленту следует с токопроводящей жилы на расстоянии 15 - 20 мм от среза изоляции. Выбирают электроизоляционную гильзу в соответствии с сечением основных жил кабеля. Внутреннюю конусную поверхность гильзы и поверхность конусной намотки на жиле кабеля протирают бензином и дают подсохнуть в течение 2 - 3 мин. Гильзу надевают на жилу до упора, при этом внутренняя поверхность гильзы должна плотно прилегать к конусной части намотки. На расстоянии 20 - 30 мм конец гильзы закрепляют проволокой диаметром 1,0 - 1,5 мм или прядью из 7 - 10 проводов диаметром 0,3 - 0,5 мм. Конусную часть гильзы длиной 35 - 40 мм и изоляцию до среза наружного электропроводящего экрана жилы обматывают липкой изоляционной лентой. Качество намотки ленты должно быть проверено путем изгиба по радиусу, равному четырем-пяти диаметрам изолированной жилы. При этом не должно быть видимого отслоения ленты от изоляции жилы у среза электропроводящего экрана. Восстанавливают электропроводящий экран начиная от максимального конусного утолщения гильзы в сторону шланговой оболочки. Пряди металлического экрана выпрямляют и обматывают ими жилу с шагом 5 - 6 мм до максимального конусного утолщения гильзы. По всей длине от максимального конусного утолщения гильзы до шланговой оболочки жилу обматывают липкой лентой и выполняют заделку торца шланговой оболочки. 8. Для выполнения концевой заделки с помощью трубок из кремнийорганической резины (ТКР) удаляют наружный электропроводящий экран на длину не менее 200 мм от торца основной жилы. Диаметр ТКР следует выбирать в соответствии с сечением жилы кабеля (табл. 1). Таблица 1 СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДИАМЕТРА ТКР И СЕЧЕНИЯ ЖИЛЫ КАБЕЛЯ ---------------------------------------------------------------------- | Сечение жилы, мм2|Внутренний | Сечение жилы, мм2| Внутренний | | |диаметр ТКР, мм2| |диаметр ТКР, | | | | | мм2 | |------------------|----------------|------------------|-------------| | 16 | 9 - 12 | 70 | 17 - 20 | |------------------|----------------|------------------|-------------| | 25 | 10 - 13 | 95 | 18 - 21 | |------------------|----------------|------------------|-------------| | 35 | 12 - 15 | 120 | 21 - 24 | |------------------|----------------|------------------|-------------| | 50 | 13 - 16 | 150 | 23 - 26 | ---------------------------------------------------------------------- Длина ТКР при напрессовке ее на жилу с помощью сжатого воздуха должна превышать длину участка жилы без электропроводящего экрана не менее чем на длину, необходимую для закрепления трубки на штуцере компрессора, и длину 20 - 25 мм для нахлеста на электропроводящий экран. Напрессовка ТКР с помощью сжатого воздуха производится давлением 0,2 - 0,25 МПа. При напрессовке без сжатого воздуха ТКР предварительно необходимо выдержать в течение 15 - 20 мин. в бензине марки "Калоша" или Б-70. Прядями металлического экрана обматывают жилу с шагом 5 - 6 мм. Концы прядей закрепляют на расстоянии 50 мм от конца ТКР бандажом из четырех-пяти витков мягкой медной проволоки или липкой изоляционной ленты. Каждую жилу от шланговой оболочки до бандажа на экране обматывают в два слоя липкой изоляционной лентой и выполняют заделку торца шланговой оболочки. 9. Для выполнения концевой заделки с помощью концевых эластомерных муфт на участке 124 мм основной жилы удаляют наружный электропроводящий экран (рис. 3) (не приводится). Изоляцию допускается срезать на глубину не более 0,5 мм. Надрезы изоляции вертикального или другого направления недопустимы. С помощью напильника и наждачной бумаги зачищают все неровности, образовавшиеся при удалении экрана. Края экрана должны быть обработаны ровно по окружности. С концов силовых жил на участке L удаляют изоляцию вместе с внутренним электропроводящим резиновым экраном. Длина определяется длиной цилиндрической части кабельного наконечника или специального зажимного устройства. Проволоки оголенной жилы на участке закрепляют с помощью бандажа изоляционной лентой. Протирают детали муфты (изоляционную гильзу, электропроводящую втулку) (рис. 4) (не приводится) с внутренней и внешней стороны чистыми салфетками, смоченными в бензине. Промазывают зачищенную поверхность изоляции жилы пастой КПД с помощью салфетки. Смазка должна быть обильной. Надевают на жилу электропроводящую втулку и для удобства выполнения последующей операции продвигают ее по электропроводящему экрану на расстояние 15 - 20 мм от границы среза электропроводящего экрана. На поверхность изоляции жилы надевают изоляционную гильзу до границы среза экрана. Изоляционная гильза не должна заходить на экран (за границу среза экрана) из электропроводящей резины. Электропроводящую втулку придвигают к изоляционной гильзе и смыкают их. Оконцевание кабеля необходимо производить тремя однофазными муфтами. Размеры муфт должны соответствовать указанным на рис. 4 и табл. 2. Таблица 2 ---------------------------------------------------------------------- | Марка муфты | Сечение основных | Диаметр, мм | Масса, г | | | жил кабеля, кв. |-------------------| | | | мм | d1 | D1 | D | | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-10 | 10 | 4,90 | 11,0 | 44,2| 130 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-16 | 16 | 6,10 | 12,3 | 44,2| 127 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-25 | 25 | 7,35 | 13,4 | 44,2| 123 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-35 | 35 | 9,04 | 14,8 | 44,2| 118 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-50 | 50 |10,80 | 16,2 | 44,2| 113 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-70 | 70 |13,00 | 18,9 | 52,4| 185 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-95 | 95 |14,50 | 20,1 | 52,4| 179 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-120 | 120 |17,00 | 22,1 | 52,4| 168 | |------------------|------------------|------|------|-----|----------| | РКВРО-150 | 150 |19,66 | 24,4 | 52,4| 155 | ---------------------------------------------------------------------- При этом допускается заделку торца оболочки кабеля не выполнять, если вводное устройство исключает попадание воды в кабель. 10. Заделку торца шланговой оболочки следует выполнять следующим образом: пространство между жилами заполнить резиной ПШ-50 на участке 30 - 35 мм от среза жгута, масса резины должна быть достаточной для заполнения междужильного пространства; намотать четыре-пять слоев ленты из резины ПШ-50, которую перед применением рекомендуется подогреть до температуры 50 - 60 град. С; намотать бандаж из четырех-пяти слоев ленты миткаля или другого подобного материала шириной 50 - 60 мм; на наружный слой заделки шланга намотать четыре-пять слоев ленты из резины ПШ-50 по 80 - 100 мм в ту и другую сторону от начала среза и завулканизировать концевую заделку. 11. Для установки кабельных наконечников необходимо удалить с концов силовых жил изоляцию на длине, равной хвостовику кабельного наконечника или специального зажимного устройства, и произвести напрессовку (напайку) наконечника. Место ввода жилы кабеля в наконечник загерметизировать путем намотки на жилу и хвостовик наконечника липкой изоляционной ленты или миткалевой ленты с лаком З-1001. Жила заземления и проволоки металлических экранов опрессовываются одним кабельным наконечником, за исключением случаев, когда предусматривается присоединение их к устройствам для контроля целостности жилы заземления. 12. При ремонте шланговой оболочки необходимо учитывать степень ее повреждения. Если шланговая оболочка повреждена не по всей толщине и по длине не более 50 мм, то ее следует обработать без обнажения жил или внутренней оболочки кабеля. Участок шланговой оболочки, поврежденной по всей толщине и по длине более 50 мм, следует полностью удалить. Ремонтируемый участок кабеля обмотать резиной ПШ-50 и завулканизировать, при этом диаметр обматываемого участка должен превышать наружный диаметр кабеля на 10 мм. 13. При ремонте металлического экрана жил необходимо отделить неисправную жилу. На металлический экран наложить бандаж прядью из 8 - 10 медных луженых проволок на расстоянии не более 260 мм друг от друга. Крайние витки бандажа нужно припаять по окружности к проволокам экрана, перерезать экран по месту повреждения, раскрутить до бандажа и обрезать. К одному из бандажей равномерно по окружности следует припаять три пряди из медных луженых проволок диаметром 0,3 мм. Пряди накладывают так, чтобы проволоки прядей прилегали друг к другу. Концы прядей припаивают к другому бандажу. Ремонтируемый участок металлического экрана жилы необходимо обмотать прорезиненной тканевой липкой лентой, концы которой закрепляют двумя-тремя витками липкой ленты. Закручивают жилы кабеля до первоначального шага скрутки и восстанавливают защитный шланг. 14. Для ремонта изоляции жилы электропроводящий экран и изоляцию срезают от конца на 20 - 40 мм. Максимальная длина ремонтируемого участка изоляции в зависимости от сечения жилы должна быть не более 60 - 130 мм. Внутренний электропроводящий экран восстанавливают намоткой одного слоя ленты из резины ППШ-40. На зачищенную поверхность изоляции наносят тонкий слой резинового клея и дают ему подсохнуть в течение 5 - 10 мин. На восстановленный электропроводящий экран накладывают резину ПИ-35, которая должна постепенно заходить на конусные срезы основной изоляции. Намотку осуществляют до тех пор, пока наружный диаметр восстанавливаемой изоляции не будет на 5 мм превышать диаметр жилы по наружному электропроводящему экрану. Последний слой должен подходить вплотную к срезу наружного электропроводящего экрана, обработанному по окружности. Отремонтированный участок изоляции вулканизируют и затем обматывают одним слоем ленты из резины ППШ-40. Разделку и восстановление металлического экрана, прорезиненной тканевой ленты и шланговой оболочки выполняют, руководствуясь указаниями, приведенными ранее. 15. При соединении токопроводящих жил с помощью медных гильз необходимо на расстоянии 165 - 185 мм от торца кабеля снять шланговую оболочку, на участке длиной 120 - 130 мм наложить бандажи на металлические экраны, на участке длиной 40 - 55 мм снять изоляцию с электропроводящими экранами. Изоляция с внутренним электропроводящим экраном должна быть удалена как можно тщательнее. На токопроводящие жилы надевают до среза изоляции гильзы, соответствующие сечению жилы, и закрепляют их на жилах вдавливанием с помощью ручных клещей. Разделку и восстановление изоляции жил, экранов и шланговой оболочки при соединении отрезков кабеля производят, руководствуясь указаниями, приведенными ранее. 16. Для кабелей, предназначенных для намотки на кабельный барабан, следует применять удлиненную разделку. В этом случае шланговую оболочку срезают на расстоянии 450 - 500 мм от торца кабеля. Одну из жил обрезают на 100 мм, другую - на 200 мм. Подгонку к соединению жилы заземления производят после спайки основных жил. Изоляцию с электропроводящими экранами снимают на расстоянии 150 мм от торца кабеля и на расстоянии 200 мм накладывают бандаж на металлический экран. На каждую токопроводящую жилу около границы среза изоляции накладывают временный бандаж из проволоки диаметром 1,5 мм. Разделанные концы соединяемых кабелей укладывают друг против друга и, совместив концы основных токопроводящих жил, убеждаются в правильности их разделки. Соединяемые концы кабелей закрепляют в кондукторе на монтажном столе для предотвращения взаимного смещения. Последовательно отгибают стренги внешнего повива на прямой угол, накладывают второй проволочный бандаж на внутренний бандаж и отгибают его стренги от центральной стренги. Центральные стренги соединяемых жил обрезают на 75 мм и пропаивают припоем ПСР-45. Торцы пропаянных центральных стренг сглаживают надфилем и спаивают. В месте спайки стренг не должно быть утолщений. Перед спайкой стренг внешнего и внутреннего повивов необходимо восстановить шаг их скрутки. Шаг скрутки стренг должен быть равен 14 диаметрам по скрутке для внутреннего повива и 16 диаметрам - для внешнего повива. Места спайки следует равномерно распределять по длине соединения. Для облегчения сближения торцов соединяемых стренг и защиты ранее спаянных стренг от пламени горелки жилу следует изогнуть и между стренгами вставить асбестовую пластинку. На спаянную жилу накладывают бандажи из медной проволоки на расстоянии 40 - 50 мм друг от друга. 17. Перед вводом в эксплуатацию кабель с выполненными концевыми заделками как новый, так и отремонтированный должен быть испытан повышенным напряжением. Приложение 4 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Для целей настоящей инструкции используются следующие термины и определения: Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Наряд-допуск - задание на безопасное производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы, и пр. Распоряжение - задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и лиц, которым поручено ее выполнение. Распоряжение может быть выдано непосредственно или с помощью средств связи, с последующей записью в оперативном журнале. Распоряжение имеет разовый характер. Срок его действия зависит от продолжительности рабочего дня исполнителей. Текущая эксплуатация - проведение оперативным (оперативно-ремонтным) персоналом самостоятельно, на закрепленном за ним участке, в течение одной смены работ, определяемых перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. Ремонт - восстановление поврежденных, изношенных или пришедших в негодность по любой причине деталей и узлов технических устройств с доведением их до работоспособного состояния. Анкерные опоры - опоры, устанавливаемые на пересечениях с различными сооружениями, а также в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию и воспринимать в нормальных режимах работы усилия от разности натяжения проводов, направленные вдоль воздушных линий электропередач (ВЛ). Аппараты электрические - устройства для включения и выключения линий электропередачи, электропотребителей, для преобразования уровней напряжения (трансформации), для ограничения величины токов и прерывания токов при аварийных режимах, например: выключатели всех классов напряжения, разъединители, отделители, короткозамыкатели, предохранители, разрядники, токоограничивающие реакторы, конденсаторы, комплектные экранированные токопроводы и т.п. Линия электропередачи (ЛЭП) - электрическая воздушная (ВЛ) или кабельная (КЛ) линия для передачи электроэнергии. Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.), стационарные или передвижные. Передвижная линия электропередачи - подвергающаяся периодическому перемещению, удлинению или укорачиванию и сооружаемая на опорах с переносным основанием. Стационарная линия электропередачи - не подлежащая перемещению, удлинению или укорачиванию, сооружаемая на стационарных опорах. Секционирование линии электропередачи - деление линии на электрически изолированные друг от друга участки. Заземление - преднамеренное электрическое соединение какой-либо части электроустановки с заземляющим устройством. Защитное заземление - заземление частей электроустановки с целью обеспечения электробезопасности. Заземляющее устройство - совокупность заземлителя и заземляющих проводников. Заземляющий проводник - проводник, соединяющий заземляемые части с заземлителем. Заземлитель - проводник (электрод) или совокупность металлически соединенных между собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей. Магистраль заземления или зануления - заземляющий или нулевой защитный проводник с двумя или более ответвлениями. Сопротивление заземляющего устройства - отношение напряжения на заземляющем устройстве к току, стекающему с заземлителя в землю. Замыкание на землю - случайное соединение находящихся под напряжением частей электроустановки с конструктивными частями, не изолированными от земли, или непосредственно с землей. Ток замыкания на землю - ток, стекающий в землю через место замыкания. Нейтраль - общая точка соединенных в звезду обмоток (элементов электрооборудования). Нейтраль глухозаземленная - нейтраль трансформатора или генератора, присоединенная к заземляющему устройству непосредственно или через малое сопротивление (например, через трансформаторы тока). Нейтраль изолированная - нейтраль трансформатора или генератора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через приборы сигнализации, измерения, защиты, заземляющие дугогасящие реакторы и подобные им устройства, имеющие большое сопротивление. Потребитель электрической энергии - электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории. Подстанция (ПС) - электроустановка для преобразования и распределения электроэнергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей энергии, распределительных устройств, устройств управления и вспомогательных сооружений. В зависимости от преобладания той или иной функции подстанций они называются трансформаторными или преобразовательными. Приключательный пункт (ПП) - устройство распределительное одиночное наружной установки напряжением до 35 кВ, предназначенное для присоединения электроприемников к сетям. Распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, устройства защиты, автоматики и измерительные приборы. Комплектное РУ (КРУ) - устройство, состоящее из полностью или частично закрытых шкафов или блоков со встроенными в них аппаратами, устройствами защиты и автоматики. Комплектная трансформаторная подстанция (КТП) - подстанция, состоящая из трансформаторов и блоков (шкафов КРУ и других элементов). Передвижная КТП (ПКТП) - комплектная трансформаторная подстанция, передвигаемая с помощью транспортных средств. Электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии. Электрооборудование - электрические машины, аппараты, светотехнические устройства, электрические средства связи, автоматизации, гальванические источники тока. Электроприемник - аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. Электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии. Электроустановки по условиям электробезопасности разделяются на: электроустановки до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, электроустановки до 1 кВ с изолированной нейтралью, электроустановки выше 1 кВ в сетях с эффективно заземленной нейтралью (с большими токами замыкания на землю), электроустановки выше 1 кВ в сетях с изолированной нейтралью (с малыми токами замыкания на землю). Анкерный пролет - участок контактной сети между анкерными опорами. Воздушная стрелка - устройство контактной подвески, расположенное над стрелочным переводом и предназначенное для направления токоприемника электровоза на контактный провод другого пути при переходе электропоезда на этот путь. Изолирующее сопряжение - электрически изолированное соединение смежных участков контактной сети в пункте анкеровки, при котором контактные провода смежных участков могут электрически соединяться только токоприемниками проходящих электровозов. Изолирующее сопряжение с нейтральной вставкой - соединение смежных участков контактной сети, в котором нейтральная вставка не позволяет контактным проводам смежных участков электрически соединяться даже токоприемниками проходящих электровозов. Контактная сеть - часть тяговой сети, состоящая из голых фасонных проводов (вместе с опорными устройствами), расположенных вдоль электрифицированных путей и служащих для подведения электрической энергии к подвижному составу через непосредственный контакт с его токоприемником. Отсасывающая линия - воздушная, кабельная или рельсовая линия, соединяющая тяговую рельсовую сеть с тяговой подстанцией. Питающая линия - воздушная или кабельная линия, соединяющая контактную сеть с тяговой подстанцией или распределительным пунктом. Подвеска простая - подвеска контактного провода с непосредственным креплением к несущим конструкциям в каждом пролете. Подвеска цепная - подвеска контактного провода с креплением в каждом пролете в нескольких точках с помощью струн к продольному несущему тросу, расположенному над контактным проводом и закрепленному к несущим конструкциям. Подвеска жесткая - подвеска контактного провода с жестким креплением к несущим конструкциям. Подвеска центральная - подвеска, при которой контактный провод подвешивается над железнодорожными путями. Подвеска боковая - подвеска, при которой контактный провод смещен в сторону от железнодорожного пути. Подвеска простая компенсированная - простая подвеска, в которой натяжение контактного провода поддерживается постоянным с помощью грузовых компенсаторов. Подвеска цепная полукомпенсированная - подвеска, в которой натяжение контактного провода поддерживается постоянным с помощью грузовых компенсаторов, а несущий трос крепится жестко к несущим конструкциям. Пункт питания - устройство, в котором питающая линия присоединяется к контактной сети. Пункт отсасывающий - устройство, в котором отсасывающая линия присоединяется к рельсовой сети непосредственно или через дроссель-трансформатор. Распределительный пост - выносное распределительное устройство, оборудованное переключающими аппаратами и соединительными проводами (шинами) между ними, предназначенное для распределения электрической энергии, получаемой по отдельным воздушным линиям от сборных шин тяговой подстанции. Секционирование контактной сети - деление контактной сети на электрически изолированные друг от друга участки. Секционный изолятор - устройство, включаемое в провода контактной подвески (в пределах анкерного участка) для осуществления секционирования контактной сети и прохода токоприемников. Секционный разъединитель - аппарат, предназначенный для электрического соединения и разъединения различных секций контактной сети. Тяговая сеть - часть устройств электроснабжения, служащая для передачи электроэнергии от шин тяговой подстанции к электроподвижному составу. Тяговая сеть состоит из контактной сети, питающих и отсасывающих линий, тяговой рельсовой сети. Тяговая рельсовая сеть - совокупность рельсовых нитей железнодорожных путей, по которым производится возврат тока от электровозов на тяговую подстанцию. |