|-----|--------------------------------------|-------|-------|-------| |1.2. |Подъем и перемещение тяжестей | 7 | 9 | 5 | | |постоянно в течение рабочей смены | | | | |-----|--------------------------------------|-------|-------|-------| | |2. Физическая динамическая нагрузка, | | | | | |кгм | | | | |-----|--------------------------------------|-------|-------|-------| |2.1. |Величина динамической работы, | | | | | |совмещаемой в течение каждого часа | | | | | |рабочей смены, не должна превышать: | | | | | |- с рабочей поверхности | 1750 | 2600 | 1180 | | |- с пола | 875 | 1300 | 590 | |-----|--------------------------------------|-------|-------|-------| |2.2. |При региональной нагрузке (с | 3000 | 3000 | 2000 | | |преимущественным участием мышц и | | | | | |плечевого пояса) при перемещении | | | | | |груза на расстояние до 1 м | | | | |-----|--------------------------------------|-------|-------|-------| |2.3. |При общей нагрузке (с участием мышц | | | | | |рук, корпуса, ног) при перемещении | | | | | |груза на расстояние: | | | | | |- от 1 до 5 м | 15000 | 15000 | 10000 | | |- более 5 м | 28000 | 28000 | 18500 | ---------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. 2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать величины, указанные в п. 1.1. 7.3. Санитарно-гигиенические требования к метеорологическим условиям на производстве Неблагоприятные метеорологические условия существенно влияют на здоровье и работоспособность работающих как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе. Особенностью дорожных работ является их производство на открытом воздухе в любое время года и, как правило, вдали от оборудованных закрытых помещений. При работе на открытом воздухе основным санитарно-гигиеническим требованием является создание микроклимата для работающих в специально оборудованных передвижных помещениях, где работающие могли бы обогреваться в холодное время года и делать кратковременный отдых. В холодное время года в замкнутых помещениях необходимо устранить все факторы, способствующие переохлаждению организма. Особенно опасны в этом отношении резкие потоки холодного воздуха, входящие через двери, окна и щели. При технологических процессах, характеризующихся образованием и выделением избыточного конвекционного и лучистого тепла, влаги (кузнечные, сварочные и другие подобные работы), необходимо поддерживать оптимальный микроклимат в производственных помещениях за счет мероприятий, предотвращающих или резко снижающих выделение тепла в рабочем помещении (вентиляция, теплоизоляция нагретых поверхностей, требуемое увлажнение и т.д.). Оптимальные нормативные значения микроклимата зависят от категории работ по тяжести, а также от технологического процесса работы. Нормативные показатели оптимального микроклимата на постоянных и непостоянных рабочих местах производственных помещений приведены в таблице 21.1. 7.4. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Период |Категория| Температура, ЬC |Относительная |Скорость движения | |года |работ | |влажность, % |воздуха, м/с | | | |-----------------------------------|------------------------|-------------------------| | | |оптимальная| допустимая |оптимальная|допустимая |оптимальная,|допустимая | | | | |-----------------------| |на рабочих |не более |на рабочих | | | | |постоянных|непостоянных| |местах | |местах | | | | |янных |тоянных | |постоянных | |постоянных | | | | |рабочих |рабочих | |и | |и | | | | |мест |мест | |непостоянных| |непостоянных| |--------|---------|-----------|----------|------------|-----------|------------|------------|------------| |Холодный|легкая |21 - 24 |20 - 25 |17 - 26 |40 - |75 |0,1 |не | | | | | | |60 | | |более 0,2 | | |---------|-----------|----------|------------|-----------|------------|------------|------------| | |средней |17 - 20 |21 - 24 |13 - 24 |40 - |75 |0,2 |не | | |тяжести | | | |60 | | |более 0,4 | | |---------|-----------|----------|------------|-----------|------------|------------|------------| | |тяжелая |16 - 18 |13 - 19 |12 - 20 |40 - |75 |0,3 |не | | | | | | |60 | | |более 0,5 | |--------|---------|-----------|----------|------------|-----------|------------|------------|------------| |Теплый |легкая |22 - 25 |21 - 28 |19 - 30 |40 - |55 - 60 |0,1 - |0,1 - | | | | | | |60 | |0,2 |0,3 | | | --------|-----------|----------|------------|-----------|------------|------------|------------| | |средней |20 - 23 |16 - 27 |15 - 29 |40 - |65 - 70 |0,3 |0,2 - | | |тяжести | | | |60 | | |0,5 | | |---------|-----------|----------|------------|-----------|------------|------------|------------| | |тяжелая |18 - 20 |15 - 26 |13 - 28 |40 - |75 |0,4 |0,2 - | | | | | | |60 | | |0,6 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------- ----- Примечание. Для категории работ: легкая - Iа и Iб, средней тяжести - IIа и IIб - допустимая температура (ЬC) принята без разделения, как для легкой и средней тяжести. Для предупреждения потери влаги организмом работающих и заболеваемости должен соблюдаться следующий санитарный норматив обеспечения рабочих мест кипяченой питьевой водой в зависимости от температуры воздуха: ------------------------------------------------------------------ | Температура воздуха |Необходимое количество кипяченой воды | | | на 1 чел. в смену, л | |-------------------------|--------------------------------------| |от +10 до +20 ЬC | 1,5 - 2,0 | |-------------------------|--------------------------------------| |от +20 до +30 ЬC | 2,5 - 3,0 | |-------------------------|--------------------------------------| |более +30 ЬC | 3,0 - 3,5 | ------------------------------------------------------------------ 7.5. Некоторые приборы и устройства, используемые для измерения производственных факторов при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда -------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Краткая техническая характеристика | | п/п |(тип) прибора, |-------------------------------------------------------------| | | устройства | пределы |единица |питание: электросеть, |масса,|примечание| | | |измерений|измерения|автономное, | кг | | | | | | |потребляемая мощность, | | | | | | | |Вт | | | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Физические факторы | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия | |------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1.1.|Пылемер ПРИП-АВ |0,01 - |мг/м |Электросеть 220 В, |4,5 | | | | |100 | |автономное, аккумулятор| | | | | | | |12 В, 25 Вт | | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |1.1.2.|Пылемер РКП-7 |0,5 - 500|мг/м |Автономное, |1,1 | | | | | | |аккумулятор, зарядное | | | | | | | |устройство, 10 Вт | | | |------|---------------------|-------------------|-----------------------|------|----------| |1.1.3.|Пробоотборник |Объемная скорость |Электросеть 220 В, |1,3 | | | |(аспиратор) |аспирации до |автономное, 12 В, | | | | |АПП-4/1 |20 л/мин. |аккумуляторы | | | | | | |ЭШНК10-0,5, зарядное | | | | | | |устройство, 10 Вт | | | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.2. Шум и вибрация | |------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.1.|Шумомер |25 - 130 |дБ |Батареи |0,5 | | | |малогабаритный ПМ1-М1| | |от 3 до | | | | |(заменяется на | | |2,2 В | | | | |шумомер ВШМ-201) | | | | | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |1.2.2.|ШВИЛ-001 |20 - 170 |дБ |Батареи |1,5 | | | |шумовиброинтегратор | | |от сети | | | | |логарифмующий | | | | | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |1.2.3.|Измеритель шума |22 - 140 |дБ |Батарея элементов 373 -| | | | |и вибрации | | |5 штук, электросеть, | | | | |ВШВ-0-М2 | | |220 В, 5 Вт | | | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.3. Микроклимат | |------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.1.|Аспирационный |10 - 40 |С |Механическое, ручное |2,5 | | | |психометр МВ-4М |10 - 100 |% | | | | | |с механическим | | | | | | | |приводом | | | | | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |1.3.2.|Психометр М-34 |10 - 40 |С |Электросеть 220 В (50 |3,0 | | | |с электроприводом |10 - 100 |% |Гц) | | | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.4. Электрическое поле частоты | |------------------------------------------------------------------------------------------| |1.4.1.|Измеритель |0,002 - |кВ/м |Автономное |1,0 | | | |напряженности |100 | | | | | | |электрического поля | | | | | | | |промышленной частоты | | | | | | | |ПЗ-1М | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.5. Ультрафиолетовые излучения | |------------------------------------------------------------------------------------------| |1.5.1.|Спектрометр |0,22 - 10|мкм |Сеть 220 |2,0 | | | |полосовой | | |В, 50 Гц | | | | |СРП-86 |0,01 - |Вт/м |Автономное | | | | | |2000 | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.6. Радиационный фон | |------------------------------------------------------------------------------------------| |1.6.1.|Дозиметр ДРГ-05М для |0,01 - |мкр/с |Автономное 28, |1,5 | | | |измерения ЭД и МЭД |10000 | |аккумулятор типа Д-01 | | | | |фотонного излучения в|1 - 10000|мГ | | | | | |диапазоне 15 - 3000 | | | | | | | |кэв | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------| | 2. Тяжесть и напряженность труда | |------------------------------------------------------------------------------------------| |2.1. |Секундомер |10 час. |сек., |Механическое, | | | | |СДС пр-1-2-000 | |мин. |ручное | | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |2.2. |Шагомер "Заря |Предельно|число |Механическое, |0,2 | | | |ШМ-6" |считаемое|шагов |ручное | | | | | |число | | | | | | | |99990 | | | | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |2.3. |Металлические |10 м |мм, см, |Механическое, |0,2 - | | | |рулетки для измерения|20 м |м |ручное |0,3 | | | |расстояния | | | | | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |2.4. |Дозиметр тяжести <*> |50 кг |г, кг |Механическое, |0,3 - | | | | | | |ручное |0,5 | | |------|---------------------|---------|---------|-----------------------|------|----------| |2.5. |Угломер <**> |360 |градусы |Механическое, | | | | | | | |ручное | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Максимальное измерение до 55 кг; шкала измерения с 0 до 55 кг; цена деления 0,5 кг; наличие объемной рукоятки (ручки) для удержания в руке эксперта динамометра и измеряемого веса; наличие объемного крюка, на котором закрепляется взвешиваемый груз; наличие съемной ременной петли, с помощью которой измеряется усилие на рукоятках технического оборудования, станков, агрегатов, пультов и т.д. <**> Вертикальная стойка высотой 180 см на плотном основании (40 x 40 x 2); передвигающийся штатив на вертикальной стойке, оснащенный транспортиром на 360Ь и поворотной линейкой; поворотная линейка закрепляется в центре транспортира с длиной плеча 50 см; на поворотной линейке прорезается окошко на уровень шкалы транспортира для определения угла наклона. 8. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕРРИТОРИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ, ПОМЕЩЕНИЯМ Содержание территории включает в себя: 1. Территория населенных пунктов и предприятий в пределах противопожарных разрывов между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить. 2. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. 3. Дороги, подъезды и проходы к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемые для пожаротушения; подступы к стационарным пожарным лестницам и пожарному инвентарю должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщить в районные подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам. 4. Временные строения, ларьки, киоски и т.п. должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуется больший противопожарный разрыв) или у противопожарных стен. Отдельные блок-контейнерные здания допускается располагать группами не более 10 в группе и площадью не более 800 кв. м. Расстояние между группами этих зданий и от них до других строений, торговых киосков и т.п. следует принимать не менее 15 м. 5. Не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз хлебоприемных пунктов, объектов торговли, добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ и горючих газов (ГГ), производств, всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, в детских дошкольных и школьных учреждениях, в злаковых массивах. 6. Разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается в пределах установленных нормами проектирования противопожарных разрывов, но не ближе 50 м до зданий и сооружений. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала. 9. ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ МЕТОДАМИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 9.1. Задачи и классификация работ по озеленению дорог Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - создание и поддержание благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий. Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 метров от границы полосы отвода. Классификация видов озеленения автомобильных дорог. Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное озеленение и декоративное озеленение. К защитному озеленению относят: - противоэрозионное озеленение; - снегозащитное озеленение; - пескозащитное озеленение; - шумо-, газо-, пылезащитное озеленение. К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог. Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц. Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части. Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более, в результате образует плотный и прочный дерновой слой. Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги. К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Также насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту. Шумо-, газо-, пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов к скапливающейся на дорожном покрытии пыли. Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места. Вместе с тем декоративные посадки применяют и два обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части, предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках: защита от бокового ветра и др. По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки). 9.2. Противоэрозионное озеленение При создании противоэрозионного озеленения в виде плотного и прочного дернового слоя на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог руководствуются следующими требованиями: - для образования устойчивых дерновых покрытий следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности; - используемые травосмеси должны обеспечивать полное покрытие поверхности почвы, стойкость к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивость к болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека, минимальные требования к уходу; - прибровочные полосы обочин, откосы насыпей и выемок, а также другие места в придорожной полосе, где предусматривают создание травянистого покрова, должны быть соответствующим образом подготовлены: очищены от посторонних предметов, строительного мусора, металлолома и др. нежелательной растительности (должны быть также выкорчеваны пни), однако во всех случаях необходимо предусматривать сохранение существующего плодородного слоя почв (в случае, если верхний растительный слой почв отсутствует, его завозят с других мест и укладывают слоем толщиной 15 - 20 см с последующей планировкой); - при подготовке участка к посеву трав на распланированный ровным слоем растительный грунт (в осенний период) вносят необходимое количество органических и минеральных удобрений и вспахивают на полную глубину, благодаря чему создаются условия, способствующие уничтожению сорных растений и сохранению влаги в растительном слое: на завершающем этапе подготовительных работ необходимо подготовить "семенное ложе", т.е. поверхность, куда попадают семена при посеве (семена должны попасть на плотное ложе, прикрытое тонким слоем рыхлой почвы); - посев семян должен выполняться в оптимальные сроки, которыми для большинства районов России является ранняя весна и ранняя осень (оптимальные осенние сроки обычно совпадают с принятыми в данном районе сроками посева озимых зерновых в районах центра европейской части - это 10 - 25 августа); - семена следует высевать только в безветренную погоду, обеспечивая равномерность рассева с помощью специальных разбросных сеялок, в т.ч. и ручных, целесообразно использовать метод гидропосева, при котором распределение семян осуществляется струей специальной эмульсионной смеси; - после посева разбросными сеялками семена должны быть заделаны с помощью грабель с заостренными зубьями, а еще лучше - проволочными граблями, затем рекомендуется покрыть засеянные участки тонким слоем (0,5 - 1,0 см) перегноя или торфа, не содержащих сорняков (на тяжелых почвах целесообразно добавлять песок); покрытые участки должны быть обязательно прикатаны легким ручным катком; - при использовании травосмесей соблюдают тот же порядок с той лишь разницей, что сначала высевают смесь крупных семян, а после из заделки граблями - смесь мелких семян, которые заделывают на меньшую глубину; - при посеве семян на откосах в целях предохранения их от смыва засеянные и прикатанные участки следует покрывать рогожами или мешковиной, что способствует также ускорению появления всходов (при использовании метода гидропосева эта операция не требуется); - при необходимости создания травяного покрова на небольших площадях (например, на откосах у оголовков труб и др.) можно использовать метод дерновки, при котором получают защитно-декоративное покрытие в более короткие сроки по сравнению с посевом семян, однако этот способ отличается более высокой трудоемкостью и стоимостью; - уход за травянистым покровом заключается в периодическом осмотре, выявлении и устранении дефектов, в соблюдении режима полива, соответствующих условий внесения удобрений, частоты и высоты скашивания травы: в первый год выявляют незасеянные участки и места, где всходы изрежены или отстают в росте и устраняют причины плохого состояния посева, а также осуществляют пересев на соответствующей площади; в этот же период при длительном отсутствии дождей необходимо производить вегетационные поливы при расходе воды 1 - 2 куб. м на 100 кв. м; пока не образовалась прочная дернина, обязательным является осмотр откосов после ливневых дождей; обнаруженные промоины засыпают грунтом и засевают травами; если растения развиваются плохо и имеют бледно-зеленый или желтоватый цвет, необходимо производить прикормку их смесью минеральных удобрений из расчета (кг/100 кв. м): азотных 1,5 - 2, фосфорных 2 - 3, калийных 1,5 - 3 (подкормку и полив рекомендуется осуществлять гидросеялкой); в первый год жизни травы необходимо скашивать на одну треть при достижении ими высоты 20 - 30 см, не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы скашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее скашивание производят не позднее чем за месяц до наступления заморозков). Число уходов за почвой в молодых полосах (рыхление, культивация, прополка и др.) устанавливают в зависимости от природной зоны по таблице. ЧИСЛО УХОДОВ ЗА ПОЧВОЙ В МОЛОДЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛОСАХ ------------------------------------------------------------------------ |Возраст| Лесная зона | Степь | Сухая степь | | полос,| и лесостепь | | | | годы |--------------------------------------------------------------| | | уходы | | |--------------------------------------------------------------| | |в |в рядах |в |в рядах |в |в рядах | | |междурядьях| |междурядьях| |междурядьях| | | |и закрайках| |и закрайках| |и закрайках| | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 1 | 4 | 3 - 4 | 4 - 5 | 3 - 4 | 4 - 5 | 4 - 5 | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 2 | 4 | 3 - 4 | 4 - 5 | 3 - 4 | 4 - 5 | 3 - 4 | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 3 | 3 - 4 | 2 - 3 | 3 - 4 | 2 - 3 | 3 - 4 | 2 - 3 | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 4 | 2 - 3 | 1 - 2 | 2 - 3 | 1 - 2 | 2 - 3 | 1 - 2 | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 5 | 2 | - | 2 | 1 | 2 | 1 | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 6 | - | - | 2 | - | 2 | - | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 7 | - | - | 2 | - | 2 | - | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 8 | - | - | 2 | - | 2 | - | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 9 | - | - | - | - | 2 | - | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| | 10 | - | - | - | - | 2 | - | |-------|-----------|--------|-----------|--------|-----------|--------| |ВСЕГО | 15 - 17 | 9 - 13 | 21 - 25 |10 - 14 | 25 - 29 |11 - 15 | ------------------------------------------------------------------------ Примечания. 1. В отдельных случаях при имеющемся положительном местном опыте число уходов может быть уменьшено. 2. К числу уходов в междурядьях относится ежегодное осеннее рыхление почвы на глубину до 16 см. В процессе роста и развития насаждений осуществляют лесовоздейственный уход - за древостоем и кустарниками рубками ухода, благодаря которым поддерживается или усиливается защитная функция насаждений, их биологическая устойчивость и долговечность. Рубки ухода заключаются в периодической срезке (спиливании) стволов отдельных деревьев и стволиков кустарников с целью получения порослевого возобновления или для удаления из состава насаждений деревьев, мешающих росту основных пород, а также сухостойных, снеголомных и пораженных вредителями и болезнями. В зависимости от возраста, защитных свойств, санитарного состояния и пространственного размещения деревьев и кустарников проводят следующие виды рубок. Рубки текущего ухода: прочистки; рубки омоложения кустарников; рубки освобождения ценных пород; санитарные рубки; стрижка живых изгородей. Конструктивные рубки: конструктивные рубки "на штамб", конструктивные рубки "на пень". Рубки специального назначения: рубки под линиями связи и электропередач; декоративные рубки и восстанавливающие рубки. Те или иные виды рубок назначают и выполняют, руководствуясь действующими нормативно-техническими документами. Создание пескозащитных посадок, а также закрепление песков травяным покровом осуществляют в каждом случае по специально разработанному проекту. 9.3. Шумо-, газо-, пылезащитное озеленение В соответствии с требованиями комплексной защиты соответствующих придорожных территорий установлены следующие основные параметры защитных зеленых насаждений: - ширина полосы не менее 10 м; - высота деревьев должна составлять не менее 7 - 8 м; - высота кустарников не менее 1,5 - 2 м. Форма поперечного профиля защитной полосы должна иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения (т.е. к проезжей части дороги). При подборе пород деревьев для создания шумо-, газо-, пылезащитной зеленой полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей. Наибольшей устойчивостью обладают: - хвойные породы: лиственница сибирская; - лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия; - кустарники: бирючина, гордовина, акация желтая, спирея, жимолость, шиповник. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД И КУСТАРНИКОВ ПО КЛАССАМ ГАЗОУСТОЙЧИВОСТИ --------------------------------------------------------------------- | Породы |Степень газо- | |--------------------------------------------------|газоустойчивости| | хвойные | лиственные | | |------------|-------------------------------------|----------------| |сосна | |очень слабая | |обыкновенная| | | |------------|-------------------------------------|----------------| | |тополь белый, клен полевой, акация |слабая | | |белая, облепиха | | |------------|-------------------------------------|----------------| |ель |ясень обыкновенный, клены татарский |средняя | | |и остролистый, тополь бальзамический,| | | |жимолость татарская, берест, клен | | | |полевой, тополь белый | | |------------|-------------------------------------|----------------| |лиственница |дуб черешчатый, ясень ланцетный, вяз,|сильная | | |ивы, акация желтая, сирень, скумпия, | | | |шелковица белая, ясень остроплодный, | | | |гледичия обыкновенная | | |------------|-------------------------------------|----------------| | |каркас, спирея, лохи узколистный |очень сильная | | |и крупноплодный, тополя канадский, | | | |черный, бальзамический, дерен белый, | | | |шиповник, акация желтая, дерен | | | |красный | | --------------------------------------------------------------------- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД И КУСТАРНИКОВ ПО СТЕПЕНИ СОЛЕВЫНОСЛИВОСТИ ---------------------------------------------------------------------------------------- | Породы | Степень солевыносливости | | |-----------------------------------------------------------------| | |наиболее |солевыносливы|слабосолевыносливы|очень | | |солевыносливы| | |слабосолевыносливы| |--------------------------------------------------------------------------------------| | Низкие к устарники | |--------------------------------------------------------------------------------------| |Шиповник | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Спирея городчатая | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Терескен серый | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Жимолость татарская | * | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Высокие кустарники | |--------------------------------------------------------------------------------------| |Дерен красный | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Карагана древовидная| * | | | | |(акация желтая) | | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Клен татарский | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Лох узколистый | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Лох крупноплодный | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Облепиха | | | | * | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Скумпия | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Тамарикс | | * | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Низкокронные деревья | |--------------------------------------------------------------------------------------| |Берест | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Вяз приземистый | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Клен ясенелистый | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Клен полевой | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Шелковица белая | | * | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Высококронные деревья | |--------------------------------------------------------------------------------------| |Акация белая | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Гледичия | | * | | | |обыкновенная | | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Сосна обыкновенная | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Тополь белый | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Ива белая | | | | * | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Дуб черешчатый | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Вяз обыкновенный | | | * | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Вяз перистоветвистый| * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Ясень обыкновенный | | | * | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Ясень ланцетный | | * | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Ясень остроплодный | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Ясень пушистый | * | | | | |--------------------|-------------|-------------|------------------|------------------| |Лиственница | | | | * | |сибирская | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Шумо-, газо-, пылезащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами экранами. 9.4. Требования к декоративному озеленению Декоративные древесные и кустарниковые посадки, являясь одним из лучших средств архитектурно-художественного оформления придорожной полосы, размещаются в каждом случае с учетом того, подвержен или не подвержен снежным заносам данный участок дороги. При этом необходимо предусматривать следующие случаи: 1) участок дороги заносимый, защищаемый искусственными устройствами (планочные щиты, заборы); 2) участок дороги незаносимый и защищенный посадками; 3) участок дороги незаносимый, расположенный на насыпи, превышающей расчетную высоту снежного покрова не менее чем на 1,2 м для дорог I категории, 0,7 м - II категории, 0,6 м - III категории, 0,5 м - IV и 0,4 для дорог V категорий или в глубокой выемке; 4) участок дороги, не заносимый в связи с характером окружающих условий (близко расположен лес, постройки, другие преграды); 5) дороги, расположенные в климатической зоне, где весьма редки или вообще отсутствуют снегопады. В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями при декоративном озеленении применяют три основных приема: регулярный (аллейные или рядовые посадки), ландшафтно-групповой (или свободный) и смешанный. Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Расстояние в рядах между отдельными растениями или их группами остается постоянным на протяжении данного участка оформления. Этот прием применяют на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных участков дорог и подъездов к городам и населенным пунктам в самих населенных пунктах. Ландшафтно-групповой (или свободный) прием предусматривает свободное (живописное) размещение деревьев и кустарников в виде отдельных элементов и групп различного размера. Расстояния между группами, отдельными растениями и от дороги до них бывают самыми разнообразными (ограничиваются лишь полосой отвода). Этот прием применяют в основном на участках дорог, проходящих по территории с холмистым или волнистым рельефом. Элементы ландшафтно-группового приема следует использовать и для зрительного ориентирования водителей. Создаваемые при этом посадки могут быть разбиты на три группы: направляющие, барьерные и декорирующие или акцентирующие. Направляющие посадки указывают на изменение направления движения, издалека подсказывают водителю степень крутизны поворота. Они могут быть только линейными, расположенными параллельно оси проезда, за пределами земляного полотна. Их длина зависит в основном от радиуса поворота, а их линия должна зрительно перекрывать всю ширину полосы движения, если смотреть за кривую с подходов к ней. Барьерные посадки подсказывают водителю невозможность продолжать движение в том же направлении, являясь в то же время зрительными "отражателями" взгляда, заставляющими перенести взор в нужную сторону. Их располагают по тому же принципу, что и направляющие: они нужны главным образом на перекрестках, остановках автобусов, транспортных развязках, но могут быть использованы и на площадках отдыха и в комплексах обслуживания движения. Декорирующие или акцентирующие посадки имеют целью не допустить отвлечения внимания от наиболее важной или потенциально опасной части дороги (декорирующие) или же, наоборот, привлечь внимание, акцентировать его на точках, важных или для безопасности движения, или для архитектурной организации дороги (например, разграничения бассейнов). Примером акцентирующих посадок могут быть "ворота", создаваемые на выпуклых переломах продольного профиля. Рассмотренные типы посадок применяют также в проектах планировки или благоустройства площадок отдыха. Смешанный прием декоративного озеленения дорог является сочетанием регулярных и ландшафтно-групповых посадок растений. Его применяют в районах с относительно спокойным рельефом. При этом в основном применяют следующие сочетания: неравномерное размещение ландшафтных групп в рядах регулярных посадок; неравномерное размещение ландшафтных групп и отдельных экземпляров на свободной полосе между регулярными посадками и дорогой (на фоне рядовых посадок); размещение ландшафтных групп у пересечений регулярных посадок с дорогами, съездами, реками, оврагами и т.д. Обработка почвы под декоративные посадки проектируется сплошной или частичной. При сплошной обработке весь участок подвергают глубокой вспашке, боронованию, после чего подготавливают посадочные места - копают ямы и траншеи небольших размеров, позволяющие разметить корневую систему деревьев или кустарников под посадку. При частичной обработке почвы вспашка не производится, а посадочные места (ямы и траншеи) готовят значительно больших размеров, чтобы при посадке между корневой системой и стенками ямок и под корневой системой оставалось место для заполнения питательной землей. Сплошная обработка почвы создаст более благоприятные условия для растений. При отсутствии или бедности почвенного слоя на участке и при невозможности завоза питательной земли следует отдавать предпочтение частичной обработке почвы. 9.5. Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью Нежелательной древесно-кустарниковой растительностью на автомобильных дорогах являются дикорастущие деревья и кустарники, которые вырастают на откосах и обочинах земляного полотна, в боковых канавах и на открытых участках полосы отвода автомобильных дорог в результате естественных процессов расселения растений семенным или вегетативным способами. Для объективной оценки степени зарастания территорий нежелательной древесно-кустарниковой растительностью и планирования мероприятий по ее уничтожению в мелиорации разработано несколько близких по основным показателям классификаций сорной растительности с указанием размеров деревьев и кустарников и их густоты на 1 га. Для средней полосы европейской части России такая классификация дана в таблице: -------------------------------------------------------------------- |Вид |Средний |Средняя| Количество стволов | |растительности|диаметр |высота,| лесокустарника на 1 га | | |стволов,| м |----------------------------------| | |см <*> | |редкого | среднего | густого | |------------------------------------------------------------------| | Кустарник | |------------------------------------------------------------------| |мелкий |до 3 |до 3 |до 15000|15000 - 30000|более 30000| |--------------|--------|-------|--------|-------------|-----------| |средний |3 - 7 |3 - 6 |до 8000 |8000 - 16000 |более 16000| |--------------|--------|-------|--------|-------------|-----------| |мелколесье |8 - 11 |5 - 9 |до 800 |800 - 2250 |более 2250 | |------------------------------------------------------------------| | Лес | |------------------------------------------------------------------| |очень мелкий |12 - 15 |7 - 11 |до 400 |400 - 1400 |более 1400 | |--------------|--------|-------|--------|-------------|-----------| |мелкий |16 - 23 |8 - 16 |до 300 |300 - 850 |более 850 | |--------------|--------|-------|--------|-------------|-----------| |средний |24 - 32 |11 - 20|до 160 |160 - 520 |более 520 | |--------------|--------|-------|--------|-------------|-----------| |крупный |более 32|- |- |- |- | -------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Диаметр ствола кустарников и мелколесья определяют в нижней части ствола у корневой шейки, у деревьев - на уровне груди человека (на высоте 1,3 м от поверхности земли). Существуют три основных способа уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности: механический (срезка, корчевание), химический (обработка специальными химическими веществами, уничтожающими растения, - арборицидами) и термический или огневой (сжигание). Каждый из этих способов, применяемых в отдельности, за исключением удаления растений с пнями и корнями механическим способом, из-за высокой жизнеспособности деревьев и кустарников обычно полного эффекта не дает. Поэтому способы борьбы часто применяются комплексно. Выбор способа удаления нежелательной растительности зависит от состава пород, густоты, возраста и местоположения растений на элементах дороги, наличия необходимых технических средств и других природных и хозяйственных условий, которые необходимо учитывать при планировании и проведении работ. Наиболее простым и распространенным приемом борьбы с нежелательной растительностью является удаление деревьев и кустарников путем рубки или спиливания их стволов у поверхности почвы. Однако удаление только надземной части деревьев и кустарников дает временный эффект, так как эти растения способны возобновлять свой рост порослью пней и корней. По этой причине для полного уничтожения сорных растений после срезки стволов деревьев и кустарников применяется удаление их пней и корней корчеванием. Химический способ борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью предусматривает пять видов применения арборицидов: - опрыскивание арборицидами крон деревьев и кустарников; - введение арборицидов в зарубки на стволах деревьев (способ инъекции); - нанесение арборицидов на поверхность ствола дерева (на кору) у его основания (базальная обработка); - обработка пней после срезки стволов для подавления роста поросли из спящих и придаточных почек; - обработка арборицидами почвы в зоне распространения корней нежелательных деревьев и кустарников. Для уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности используется множество гербицидов и различных препаратов, обладающих арборицидными свойствами. На основе имеющихся десятков различных арборицидов создаются их смеси, которые оказываются более эффективными, чем отдельные их компоненты. Существуют различные заводские (фирменные) и "Баковые" смеси, которые готовят непосредственно на месте. Однако токсичность и экономический риск, связанный с использованием арборицидов, в определенной степени сдерживает их распространение. Перечень агрохимикатов для борьбы с нежелательной растительностью, допускаемых к применению на территории России, ежегодно устанавливает Госхимкомиссия Минсельхозпрода РФ по согласованию с Минздравом РФ и Госкомэкологией РФ. В каталогах последних лет (в т.ч. и 1998 года) в качестве одного из наиболее эффективных препаратов рекомендуется Раундап - универсальный системный гербицид, являющийся уникальным средством борьбы с сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью. Применение химического способа уничтожения сорной древесно-кустарниковой растительности по сравнению с механическим позволяет значительно снизить затраты труда и средств на проведение работ, а также сохранить плодородный слой почвы, который обычно нарушается при корчевании свежих пней и ликвидации корней и древесных остатков. Термический (огневой) способ борьбы с сорной растительностью заключается в выжигании растений открытым пламенем. Любое травянистое растение погибает при температуре 278 ЬC в течение 1 с. 10. ВЛИЯНИЕ ДЕФЕКТОВ СОДЕРЖАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 10.1. Классификация дефектов содержания автомобильных дорог, прямо или косвенно влияющих на окружающую природную среду ---------------------------------------------------------------------------- | N | Вид дефекта | Описание дефекта | |п/п | | | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |1. |Земляное полотно | | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |1.1.|Размыв земляного |Разрушение земляного полотна | | |полотна |поверхностными водами | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |1.2.|Просадки на обочинах |Искажение профиля обочины в виде впадин с | | | |пологими краями | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |1.3.|Разрушение обочин |Нарушение целостности укреплений или | | | |неукрепленной обочины с появлением | | | |углубления разной формы с резко | | | |выраженными краями | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |1.4.|Пучины и пучинистые |Сетка трещин на покрытии с выдавливанием | | |места |грунта на поверхность или взбугриванием | | | |покрытия | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |2. |Дефекты мостов, | | | |путепроводов, виадуков | | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |2.1.|Зарастание русла |Наличие кустарника и деревьев, | | | |препятствующих нормальному движению потока | | | |в створе моста | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |2.2.|Разрушение откосов |Вымывание грунта из-под укреплений откосов | | |регуляционных сооружений,|регуляционных сооружений, конусов и | | |конусов и насыпи |насыпей | | | | | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |2.3.|Нарушение поверхностей и |Наличие одиночных сколов бетона без | | |структуры отдельных |обнажения арматуры, отдельных волосяных | | |элементов |трещин и одиночных потеков на наружных | | | |поверхностях пролетных строений и опор (в | | | |металлических конструкциях повреждения | | | |окрасочного слоя на отдельных участках без | | | |коррозии металла) | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |2.4.|Загрязнение |Наличие грязи, снежно-ледяной массы в | | | |местах установки опорных узлов между | | | |пролетными строениями и опорами; | | | |отсутствие смазки в необходимых случаях | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |3. |Дефекты труб | | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |3.1.|Заиливание труб |Отложение илистых частиц в сечении и у | | | |оголовков труб | |----|-------------------------|-------------------------------------------| |3.2.|Локальные разрушения |Нарушение целостности укреплений | | |укрепленного откоса |поверхности откосов и выкрашивание | | |насыпи у труб |материала оголовков труб | ---------------------------------------------------------------------------- 10.2. Описание дефектов. Допустимые состояния [14] Наличие полос загрязнения у кромок покрытия. Определение. Наличие полос загрязнения из пыли, грязи и мусора у кромок покрытия. Площадь полосы загрязнения. Площадь полосы загрязнения определяется как произведение ширины и длины полосы загрязнения. ДОПУСТИМАЯ ШИРИНА И ПЛОЩАДЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ У КРОМОК ПОКРЫТИЯ ------------------------------------------------------------------ |Категория| Уровни содержания | | дороги |------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|------------------|------------------|----------------| |1-э |нет |нет |нет | |---------|------------------|------------------|----------------| |2-э |шириной до 0,5 м и|шириной до 0,5 м и|нет | | |площадью не более |площадью не более | | | |3% площади |1,5% площади | | | |покрытия |покрытия | | |---------|------------------|------------------|----------------| |3-э |шириной до 0,5 м и|шириной до 0,5 м и|нет | | |площадью не более |площадью не более | | | |5% площади |3% площади | | | |покрытия |покрытия | | |---------|------------------|------------------|----------------| |4-э |шириной до 0,5 м и|шириной до 0,5 м и|шириной до 0,5 м| | |площадью не более |площадью не более |и площадью не | | |8% площади |5% площади |более 3% площади| | |покрытия |покрытия |покрытия | |---------|------------------|------------------|----------------| |5-э |шириной до 0,5 м и|шириной до 0,5 м и|шириной до 0,5 м| | |площадью не более |площадью не более |и площадью не | | |10% площади |8% площади |более 5% площади| | |покрытия |покрытия |покрытия | ------------------------------------------------------------------ Пылимость покрытий переходного типа. Определение. Наличие облака пыли при проезде автомобиля по гравийно-щебеночному покрытию. ДОПУСТИМАЯ ПЫЛИМОСТЬ ПЕРЕХОДНОГО ПОКРЫТИЯ ------------------------------------------------------------------ |Категория| Уровни содержания | | дороги |------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|------------------|------------------|----------------| |3-э |допускается вне |допускается вне |допускается вне | | |населенных пунктов|населенных пунктов|населенных | | | | |пунктов | |---------|------------------|------------------|----------------| |4-э |допускается вне |допускается вне |допускается вне | | |населенных пунктов|населенных пунктов|населенных | | | | |пунктов | |---------|------------------|------------------|----------------| |5-э |допускается вне |допускается вне |допускается вне | | |населенных пунктов|населенных пунктов|населенных | | | | |пунктов | ------------------------------------------------------------------ Примечание. Пылимость переходного покрытия при интенсивности движения, соответствующей категориям 1-э и 2-э, не допускается при всех уровнях содержания. Высота травы на обочинах и разделительной полосе. Определение. Трава, не окошенная в соответствии с агротехнологией, нарушающая эстетический вид автомобильной дороги. ДОПУСТИМАЯ ВЫСОТА ТРАВЫ НА ОБОЧИНАХ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЕ ------------------------------------------------------------------ |Категория| Уровни содержания | | дороги |------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|------------------|------------------|----------------| |1-э |не более 15 см |не более 15 см |не более 15 см | |---------|------------------|------------------|----------------| |2-э |не более 15 см |не более 15 см |не более 15 см | |---------|------------------|------------------|----------------| |3-э |не более 15 см |не более 15 см |не более 15 см | |---------|------------------|------------------|----------------| |4-э |не более 15 см |не более 15 см |не более 15 см | |---------|------------------|------------------|----------------| |5-э |не более 15 см |не более 15 см |не более 15 см | ------------------------------------------------------------------ Состояние системы водоотвода. Определение. Водоотводные канавы размытые, заиленные, заросшие травой или кустарником. Необеспеченный продольный уклон, свободный пропуск и наличие застоя воды у водоотводных сооружений. Разрушение конструкции и загрязнения лотков, быстротоков и водобойных колодцев. ДОПУСТИМОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ВОДООТВОДА ----------------------------------------------------------------------------- |Категория| Уровни содержания | | дороги |-----------------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|----------------------|----------------------|-------------------| |1-э |в работоспособном |в работоспособном |в работоспособном | | |состоянии |состоянии |состоянии | |---------|----------------------|----------------------|-------------------| |2-э |в работоспособном |в работоспособном |в работоспособном | | |состоянии |состоянии |состоянии | |---------|----------------------|----------------------|-------------------| |3-э |в работоспособном |в работоспособном |в работоспособном | | |состоянии |состоянии |состоянии | |---------|----------------------|----------------------|-------------------| |4-э |допустимо частичное |в работоспособном |в работоспособном | | |нарушение профиля |состоянии |состоянии | | |водоотводных канав на | | | | |10% протяженности | | | |---------|----------------------|----------------------|-------------------| |5-э |допустимо частичное |допустимо частичное |в работоспособном | | |нарушение профиля |нарушение профиля |состоянии | | |водоотводных канав на |водоотводных канав на | | | |20% протяженности |10% протяженности | | ----------------------------------------------------------------------------- Наличие неорганизованных съездов. Определение. Места произвольного (неорганизованного) съезда автотранспортных средств с автомобильной дороги, не предусмотренные проектом и не разрешенные дорожно-эксплуатационной службой. Места произвольного (неорганизованного) съезда недопустимы на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания. Разрушение откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи. Определение. Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи. ДОПУСТИМАЯ ПЛОЩАДЬ РАЗРУШЕНИЯ ОТКОСОВ РЕГУЛЯЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ, КОНУСОВ И НАСЫПИ ------------------------------------------------------------------ |Категория| Уровни содержания | | дороги |------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|------------------|------------------|----------------| |1-э |до 1,0% общей |нет |нет | | |площади | | | |---------|------------------|------------------|----------------| |2-э |до 1,5% общей |до 0,5% общей |нет | | |площади |площади | | |---------|------------------|------------------|----------------| |3-э |до 2,0% общей |до 1,0% общей |до 0,5% общей | | |площади |площади |площади | |---------|------------------|------------------|----------------| |4-э |до 2,5% общей |до 1,5% общей |до 1,0% общей | | |площади |площади |площади | |---------|------------------|------------------|----------------| |5-э |до 3,0% общей |до 2,0% общей |до 1,5% общей | | |площади |площади |площади | ------------------------------------------------------------------ Загрязнение проезжей части мостов. Определение. Наличие полос загрязнения из пыли и грязи у тротуаров на проезжей части мостов. ДОПУСТИМАЯ ШИРИНА ПОЛОС ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ МОСТОВ ------------------------------------------------------------------ |Категория| Уровни содержания | | дороги |------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|------------------|------------------|----------------| |1-э |нет |нет |нет | |---------|------------------|------------------|----------------| |2-э |нет |нет |нет | |---------|------------------|------------------|----------------| |3-э |до 0,5 м |нет |нет | | |у тротуаров | | | |---------|------------------|------------------|----------------| |4-э |до 0,5 м |до 0,5 м |нет | | |у тротуаров |у тротуаров | | |---------|------------------|------------------|----------------| |5-э |до 0,5 м |до 0,5 м |нет | | |у тротуаров |у тротуаров | | ------------------------------------------------------------------ Застой воды у оголовков водопропускных труб. Определение. Скопление воды у входных и выходных оголовков водопропускных труб, вызванное недостаточным уклоном трубы или отводящего русла, а также их заиливанием или зарастанием. Застой воды у оголовков водопропускных труб недопустим на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания. Локальные разрушения укрепления откоса насыпи и оголовков водопропускных труб. Определение. Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов и выкрашивание материала оголовков труб. ДОПУСТИМАЯ ПЛОЩАДЬ ЛОКАЛЬНЫХ РАЗРУШЕНИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСА НАСЫПИ И ОГОЛОВКОВ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ ------------------------------------------------------------------ |Категория| Уровни содержания | | дороги |------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|------------------|------------------|----------------| |1-э |не более 3% общей |нет |нет | | |площади | | | |---------|------------------|------------------|----------------| |2-э |не более 5% общей |не более 3% общей |нет | | |площади |площади | | |---------|------------------|------------------|----------------| |3-э |не более 10% общей|не более 5% общей |не более 3% | | |площади |площади |общей площади | |---------|------------------|------------------|----------------| |4-э |не более 15% общей|не более 10% общей|не более 5% | | |площади |площади |общей площади | |---------|------------------|------------------|----------------| |5-э |не более 20% общей|не более 15% общей|не более 10% | | |площади |площади |общей площади | ------------------------------------------------------------------ Заиливание водопропускных труб. Определение. Отложение илистых частиц в сечении и у оголовков водопропускных труб. ДОПУСТИМАЯ ВЕЛИЧИНА ЗАИЛИВАНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ ------------------------------------------------------------------ |Категория| Уровни содержания | | дороги |------------------------------------------------------| | | допустимый | средний | высокий | |---------|------------------|------------------|----------------| |1-э |нет |нет |нет | |---------|------------------|------------------|----------------| |2-э |нет |нет |нет | |---------|------------------|------------------|----------------| |3-э |нет |нет |нет | |---------|------------------|------------------|----------------| |4-э |до 1/10 диаметра |нет |нет | |---------|------------------|------------------|----------------| |5-э |до 1/10 диаметра |до 1/10 диаметра |нет | ------------------------------------------------------------------ Размыв русел водотоков у оголовков водопропускных труб. Определение. Образование промоин у оголовков водопропускных труб вследствие вымывания грунта и материала укрепления русел водотоков. Размыв русел водотоков у оголовков водопропускных труб недопустим на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания. Наличие травы высотой более 15 см и древесно-кустарниковой растительности у оголовков водопропускных труб. Определение. Наличие травы высотой более 15 см и древесно-кустарниковой растительности в русле у оголовков водопропускных труб, препятствующих нормальному движению воды. Наличие травы высотой более 15 см и древесно-кустарниковой растительности в русле у оголовков водопропускных труб недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания. 11. ХАРАКТЕРИСТИКА СТОЧНЫХ ВОД С ТЕРРИТОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ Уровень загрязнения сточных вод, поступающих в установку, зависит от категории автомобилей, расхода воды на одну мойку, времени года. ХАРАКТЕРИСТИКА СТОЧНЫХ ВОД ----------------------------------------------------------------------- | Параметр | Период | | |-----------------------------------------| | | весенне-летний | осенне-зимний | |---------------------------|---------------------|-------------------| |Содержание, мг/л: | | | |взвешенных веществ |545 |1200 | |нефтепродуктов |75 |75 | |тетраэтилсвинца |0,02 |0,02 | |---------------------------|---------------------|-------------------| |Биологическая | | | |потребностьность кислорода,|54 |54 | |мг/л | | | |---------------------------|---------------------|-------------------| |Водородный показатель |6 - 7 |6 - 7 | |pH, усл. ед. | | | ----------------------------------------------------------------------- Сточные воды этих объектов, образующиеся при мойке автотранспортных средств, мокрой уборке территорий, содержат множество вредных веществ, загрязняющих водоемы. Кроме разнообразия загрязнений, характерной особенностью для транспортных предприятий является колебание концентраций загрязняющих компонентов, неравномерность поступления стоков в течение суток, сезонная неравномерность, связанная с различными условиями эксплуатации и обслуживания транспортных средств в разное время года. Установки, разработанные ООО "Ин Эко Транс", обеспечивают механическую очистку от крупнодисперсных частиц за счет гравитационного осаждения, доочистку воды в механических фильтрах и глубокую очистку воды на сорбентах или с использованием нового материала - природного шунгита. ОЧИСТКА СТОКОВ С ТЕРРИТОРИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УСТАНОВКА КОНСТРУКЦИИ "ЭКО" ------------------------------------------------------------------ | Параметр | ЭКО-1М | ЭКО-2М | ЭКО-3М | ЭКО-5М | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Производительность, |1,0 |2,0 |3,0 |5,0 | |куб. м/ч | | | | | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Мощность, кВт |1,0 |1,2 |1,4 |2,0 | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Занимаемая площадь, |1,5 |1,5 |2,0 |2,2 | |кв. м | | | | | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Масса установки без |585 |610 |625 |673 | |загрузки, кг | | | | | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Масса засыпки, кг |450 |540 |615 |895 | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Диаметр/высота |450/1500 |500/15000 |500/1600 |600/1700 | |фильтра, мм | | | | | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Количество фильтров,|2 |2 |2 |2 | |шт. | | | | | |--------------------|----------|----------|----------|----------| |Цена установки с |142600 |144400 |152800 |182700 | |НДС, руб. | | | | | ------------------------------------------------------------------ Установки очистки сточных вод от мойки автомобилей снижают содержание взвешенных веществ и нефтепродуктов на 90 - 95% и очищают воду, используемую в обороте, до требований, устанавливаемых действующими нормативными документами. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЧИЩЕННОЙ ВОДЫ ------------------------------------------------------------------ | Параметр | Требования |Значение показателя| | | ОНТП-01-91 | после очистки на | | |"Росавтотранс"| установке "ЭКО" | |-----------------------------|--------------|-------------------| |Содержание, мг/л | | | |взвешенных веществ |40 |15 - 40 | |нефтепродуктов |15 |1 - 15 | |-----------------------------|--------------|-------------------| |Биологическая потребность |80 |30 - 80 | |кислорода, мг/л | | | |-----------------------------|--------------|-------------------| |Водородный показатель pH, |6,5 - 8,5 |6,5 - 8,51 | |усл. ед. | | | ------------------------------------------------------------------ 12. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ При выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог дорожная служба обязана постоянно учитывать требования охраны природной среды путем ограничения их отрицательного воздействия на землю, воду и воздух. Дорожная служба должна обеспечивать сохранение или улучшение существующего ландшафта; защиту почв и растительности; повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках, создание благоприятных условий для использования в народном хозяйстве временно выделяемых земель под дорожно-ремонтные работы; защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими химическими веществами; выполнение мероприятий по предупреждению загрязнения воздуха выбросами в атмосферу газов и пыли, а также защиту от шума и вибрации. Дорожные организации обязаны строго соблюдать рекомендации, изложенные в "Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", а также требования действующих законодательных актов директивных и нормативных документов. 12.1. Требования к охране окружающей среды при производстве дорожных работ Технологический процесс дорожных работ сопровождается возникновением вредных производственных факторов: пыли, шума, выделением вредных газов, паров, дыма, золы. При строительстве автомобильных дорог, разработке карьеров происходит нарушение водного баланса, изменение микрорельефа, нарушение растительного слоя грунта и т.д. Указанные факторы оказывают неблагоприятное влияние на работающих и окружающую среду. Поэтому необходимо строго соблюдать законодательные и нормативные требования об охране окружающей среды от стадии проектирования до эксплуатации автомобильных дорог и сооружений, предусматривать мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, грунтовых вод, почвы, бережного отношения к флоре и фауне) в результате производственной деятельности. Для снижения концентрации вредных веществ, поступающих в окружающую среду, до предельно допустимой концентрации необходимо предусматривать следующие мероприятия: - проводить очистку поступающего в атмосферу воздуха за счет устройства приточно-вытяжной вентиляции, установки циклонов и гидроциклонов, пылеулавливающих установок с их временной очисткой, установки аспирационных устройств; - на АБЗ необходимо проводить сухую и мокрую очистку газов, выходящих из сушильного барабана; - проводить подогрев мазута до 90 ЬC; - по возможности заменять нефтепродукты природным газом; - не допускать утечку газов; - для уменьшения вредных выбросов в атмосферу необходимо проводить регулировку форсунок двигателей транспортных средств; - проводить систематический контроль за содержанием окиси углерода в отработанных газах; - не допускать стоянки, мойку и заправку автотранспорта в не оборудованных для этих целей местах; - при приготовлении каменных материалов на дробильно-сортировочных установках, заводах для уменьшения пыли проводить орошение водой, аспирации; - для уменьшения образования пыли на автодорогах, производственных территориях производить полив водой; - хранить горюче-смазочные материалы в плотно закрытой таре в приспособленных для этих целей местах; обтирочный материал, используемые растворы моющих средств следует хранить и ликвидировать их только в установленных местах; - рекультивацию разработанных карьеров и автомобильных дорог для использования в сельском хозяйстве; - благоустройство автомобильных дорог зелеными насаждениями; - благоустройство автостоянок и мест отдыха; - уход за зелеными насаждениями в полосе отвода; - другие мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды должны иметь постоянный и целенаправленный характер, поскольку состояние окружающей среды влияет на условия труда и жизнедеятельность людей не только на рабочих местах, но и на территории их проживания. 12.2. Охрана природной среды при ремонте автомобильных дорог При планировании, составлении проектно-сметной документации и выполнении работ по реконструкции и ремонту автомобильных дорог должны рассматриваться мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и использованию природных ресурсов, сбережению сельскохозяйственных угодий (особенно пашни), сохранению плодородного слоя почв, предотвращению загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, а также по предупреждению возможности возникновения отрицательных гео- и гидрологических явлений, эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности. Для проведения указанных мероприятий должны по возможности использоваться земли несельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель Гослесфонда прежде всего необходимо использовать массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель Гослесфонда, покрытых лесом, следует обосновывать принятые решения технико-экономическим расчетом и сравнением возможных вариантов. Запрещается приступать к производству работ или иному пользованию предоставленным земельным участком до установления местными землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей. Затраты на рекультивацию земель по восстановлению их плодородия, а также снятие плодородного слоя почвы, хранения и нанесения его на рекультивируемые земли или малопродуктивные угодья при ремонте (капитальном) автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся на стоимость этих объектов, а при разработке месторождений - на себестоимость продукции предприятия. Рекультивация земель, почвенный покров которых нарушен землепользователями при ремонте автомобильных дорог и разработке месторождений нерудных материалов, производится ими за свой счет. Рекультивация нарушенных земель проводится, как правило, за два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает: подготовку поверхности для производства основных работ (отвод поверхностных вод и осушение участков, расчистка поверхности от посторонних предметов), снятие растительного (почвенного) слоя, транспортирование и укладку его в штабеля для хранения; разработку подстилающих пород и пород, пригодных для целей рекультивации (при разработке месторождений); транспортирование и укладка их в штабеля; планировку отработанных площадей и формирование откосов; распределение ранее снятого растительного грунта на спланированную поверхность. Биологический этап рекультивации заключается в восстановлении плодородия нарушенных земель, создании растительного покрова, возобновлении фауны. При биологической рекультивации территорий для сельскохозяйственных целей производят внесение удобрений, культивирование, орошение, известкование, гипсование, посев многолетних трав и другие мероприятия. Биологическая рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий производится на основании специальных разделов, входящих в состав проекта на ремонт дороги, или отдельных проектов, разрабатываемых дорожными проектными организациями. Лесохозяйственное направление биологической рекультивации осуществляется с целью создания лесных насаждений, имеющих противоэрозионное или водоохранное. При ремонте автомобильных дорог должны быть приняты мероприятия по сохранению и предупреждению от загрязнения различных водоемов, рек и грунтовых вод. При прохождении дороги вблизи населенных пунктов, зон отдыха, больничных комплексов необходимо устраивать шумозащитные экраны, барьеры и другие сооружения. Для снижения загазованности территорий населенных пунктов, прилегающих к существующим автомобильным дорогам, проводят мероприятия по обеспечению проветриваемости дорог, равномерности движения автомобилей, устройству различных защитных экранов. С целью защиты окружающей местности, поверхностных и грунтовых вод от загрязнения пылью, бытовыми отходами, горюче-смазочными и другими материалами рекомендуется: предусматривать устройство покрытий, исключающих пылеообразования, в первую очередь, на участках дорог, проходящих через населенные пункты в непосредственной близости от больниц, санаториев, школ, детских садов, зон отдыха, водоохранных зон, через земельные угодья, где пыль снижает урожайность или качество сельскохозяйственных культур; предусматривать устройство достаточного количества площадок для стоянок автомобилей и мест отдыха, предъявляя повышенные требования к их санитарно-гигиеническому обустройству и оборудованию. При расположении участка дороги в пределах водоохранной зоны запрещается устраивать площадки для стоянок автомобилей. 12.3. Охрана природной среды при выполнении работ по содержанию дорог При проведении работ по содержанию дорожная служба не должна допускать ухудшения природной среды на прилегающей к дороге местности, особое внимание обратив на применение химических противогололедных и обеспыливающих материалов. На дорогах с пылящими покрытиями в сухое время года проводят обеспыливание. Твердые хлористые соли, применяемые для борьбы с зимней скользкостью и обеспыливания, рекомендуется хранить в закрытых складах, имеющих твердые полы и дренажную систему. Материал, поступающий в рыхлом виде, лучше хранить в складах бункерного силосного типа. Допускается хранить соли в буртах на специальных площадках с асфальто- или цементобетонным покрытием. По периметру площадки устраивают укрепленный ровик для сбора и отвода воды в водосборный колодец. Бурты соли должны быть укрыты специальными тентами из полиэтиленовой пленки или подобного материала. Растворы солей, природные рассолы, жидкие технические сульфаты хранят в стальных или бетонных закрытых резервуарах, исключающих попадание материалов в почвы и грунты. При устройстве хранилищ для гигроскопических материалов и технических лигносульфонатов необходимо принимать во внимание следующее: хранилища не должны располагаться в водоохранной зоне и ближе 200 м от других источников водоснабжения, уровень материала в хранилищах необходимо контролировать 1 раз в неделю; при обнаружении утечек срочно их устранять; состояние хранилищ проверять 1 раз в год и фиксировать в специальном журнале. Для уменьшения отрицательного влияния на почву и придорожную растительность противогололедных и обеспыливающих химических веществ необходимо соблюдать следующие основные правила: рабочие органы распределительных средств должны быть отрегулированы таким образом, чтобы исключалось попадание материалов за пределы проезжей части и не создавалось помех движению автомобилей; строго следить за нормами распределения противогололедных и обеспыливающих веществ; в населенных пунктах запрещается производить обеспыливание дорог дегтем и солями в мелкодисперсном виде (порошке). При появлении первых признаков засоления около автомобильных дорог следует применять гипсование, известкование, промывку почв и другие мероприятия. Все источники питьевой воды (родники, колодцы и т.п.), расположенные около автомобильных дорог, должны быть оформлены с учетом удобного их пользования, постоянно поддерживаться в чистоте и порядке. 13. ОХРАНА ПРИРОДЫ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ И ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ 13.1. Общие сведения о влиянии автомобильного транспорта на природную среду Вследствие увеличения автомобильного парка потребление кислорода воздуха неуклонно возрастает, а его природное воспроизводство заметно сокращается. Например, автопарк США потребляет кислорода в 2 раза больше его естественного прироста. Автотранспортный комплекс потребляет огромное количество воды, которая является еще одним жизненно важным природным ресурсом. Объем водопотребления на производственные и хозяйственные нужды в целом по стране в 2000 г. превысил 1 млрд. кубометров. СРЕДНЯЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В НЕОЧИЩЕННЫХ МОЕЧНЫХ СТОКАХ АТП ------------------------------------------------------------------ | Тип автомобиля | Концентрация загрязнений | | |----------------------------| | | взвешенные |нефтепродукты,| | |частицы, мг/л| мг/л | |-----------------------------------|-------------|--------------| |Легковые | 400 - 600 | 20 - 40 | |-----------------------------------|-------------|--------------| |Грузовые малой грузоподъемности | 900 - 1300 | 20 - 50 | |-----------------------------------|-------------|--------------| |Автобусы | 1400 - 1800 | 40 - 50 | |-----------------------------------|-------------|--------------| |Грузовые большой грузоподъемности | 2200 - 4000 | 50 - 150 | ------------------------------------------------------------------ НОРМЫ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ НА АТП, ОСНАЩЕННЫХ СИСТЕМОЙ ОБОРОТНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ---------------------------------------------------------------------------------- | Размер | Расходы воды, |Количество сточных вод, | | автотранспортного |куб. м/1 авт. в год | куб. м/1 авт. в год | | предприятия |------------------------------|----------------------------| | |для |на |производственных| бытовых | | |производственных|хозяйственно-| | | | |целей |бытовые нужды| | | |--------------------|----------------|-------------|----------------|-----------| |АТП на 100 грузовых | 63 | 53 | 10 | 53 | |автомобилей средней | | | | | |грузоподъемности | | | | | |--------------------|----------------|-------------|----------------|-----------| |АТП на 100 автобусов| 106 | 77 | 6 | 77 | |большого класса | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------- ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАИМЕНОВАНИЕ И МАССА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА НА АТП ------------------------------------------------------------------ | Источник образования | Класс | Масса отходов кг/1 авт. в год | |и наименование отходов|опасности|-------------------------------| | | | легковой | грузовой | автобус | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Зоны ТО-1, ТО-2, ТР |II |38 |146 |228 | |(отработанные масла, | | | | | |фильтры) | | | | | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Сварочный участок |IV |1 |2 |3 | |(огарки электродов, | | | | | |окалина) | | | | | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Аккумуляторный участок|III |3 |11 |16 | |(свинец, электролит, | | | | | |пластмасса) | | | | | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Шинный участок | IV | 44 | 160 | 262 | |(осадок, нефтешлам) | | | | | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Моечный участок | III | 26 | 96 | 154 | |(осадок, нефтешлам) | | | | | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Промасленная ветошь | III | 3 | 12 | 18 | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Промасленные опилки | III | 2,7 | 9,7 | 11,5 | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Металлолом черный | IV | 63 | 349 | 437 | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Металлом цветной | IV | 43 | 140 | 230 | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Люминесцентные лампы | I | 1,3 | 1,3 | 1,5 | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Смет с территории | IV | 276 | 613 | 928 | |----------------------|---------|----------|----------|---------| |Итого отходов | | 501 | 1540 | 2289 | ------------------------------------------------------------------ Выбросы тепла и парниковых газов |