Выбросы тепла и парниковых газов В ходе эксплуатации автомобилей с ОГ выбрасывается значительное количество диоксида углерода (CO2), который, как известно, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект. Автотранспортный комплекс страны ежегодно выбрасывает в атмосферу более 100 млн. тонн, АТК земного шара - около 2 млрд. тонн CO2. Значительны и тепловые выбросы, которые порождают автомобили: 100 тыс. движущихся автомобилей и 1 млн. литров горячей воды выделяют одинаковое количество тепла. Они составляют огромную величину (70 МДж на один среднестатистический автомобиль в год), что усугубляет действие "парника" и способствует изменению климата на планете в худшую сторону. Акустическое загрязнение Серьезным видом воздействия АТ на окружающую среду, особенно в городах, является транспортный шум. Автомобили, движущиеся по магистрали и улицам, являются основным его источником. Их доля в общем уровне городского шума составляет 60 - 80%. Источниками шума в движущемся автомобиле являются двигатель и его системы трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие кузова с потоком встречного воздуха. Уровень шума 90 дБА является пределом нормального физиологического восприятия человека. Максимально допустимый уровень - 110 дБА. При уровне шума 90 дБА допускается 8-часовой рабочий день. Превышение его на 10 дБА в соответствии с санитарными нормами требует сокращения рабочего дня на 2 часа. Согласно ГОСТ 27436-87 допустимый уровень внешнего шума нового автомобиля составляет: - легкового - 80 дБА; - грузового с полной массой до 3,5 т - 81 дБА; - грузового с полной массой свыше 3,5 т - 86 дБА; - автобуса с полной массой до 3,5 т - 81 дБА; - автобуса с полной массой свыше 3,5 т - 82 дБА. Уровень внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации, как правило, выше, но он пока не нормирован. В соответствии с действующими санитарными нормами (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) для территорий больниц и санаториев допустимым является уровень шума в 45 дБА, а для районов жилой застройки - 55 дБА. Уровни шума на городских магистралях и прилегающих к ним территориях достигают 85 дБА. В результате у 50...60% населения проявляются болезненные реакции: повышенная возбудимость и раздражительность, усталость, потеря слуха, расстройство зрительного и вестибулярного аппарата, различные психические заболевания. Исследования показали, что шум в больших городах сокращает продолжительность жизни людей на 8 - 12 лет. Загрязнение воздушного бассейна Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ, картерные газы и топливные испарения. Последние включают: испарения из системы питания автомобилей (0,6...1,4 л бензина в сутки), испарения при заправке автомобилей (1,4 г на 1 л заливаемого топлива) и испарения при хранении топлива (% - 70 г на 1 т в сутки). Кроме того, источниками испарений топлива являются предприятия инфраструктуры АТ (АТП, СТО, авторемонтные мастерские, АЗС, гаражи стоянки и др.). В атмосферу выбрасывается также значительное количество канцерогенных веществ. В их состав, кроме сажи с адсорбированными на ней полиароматическими углеводородами (ПАУ), входят асфальтовая и шинная пыль, образующаяся в процессе движения автомобилей, и продукты износа тормозных накладок, содержащих 30% асбеста и 5% свинца [15]. Попадая в воздух и на почву, а затем в воду, они несут с собой серьезную опасность для населения. Большую опасность представляют новые и изношенные шины, хранящиеся на складах. Они активно выделяют в атмосферу более десятка чрезвычайно реакционноспособных и токсичных химических соединений, в том числе канцерогенных. Загрязнение водного бассейна Основными источниками загрязнения водного бассейна являются сточные воды моечных установок, содержащие взвешенные вещества и нефтепродукты, сточные воды от производственных участков, содержащие тяжелые металлы, кислоты, щелочи, краску, растворители. 13.2. Компоненты и размеры загрязнения Парк автомобилей, а значит и выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение водного бассейна и количество образующихся в АТЕ производственных отходов устойчиво растут. Их размеры определяются расчетным путем и приводятся в ежегодно издаваемом докладе "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации". Автомобильный парк России ежегодно потребляет около 50 млн. тонн моторного топлива. При этом в атмосферу с ОГ автомобилей выбрасывается более 200 различных веществ, часть из которых токсична. ------------------------------------------------------------------ | Наименование | Масса выбросов, | ПДК, мг/куб. м | | вещества | кг/т топлива | | | |---------------------|----------------------| | | бензин |дизтопливо| ПДКрз | ПДКсс |ПДКмр| |-------------------|----------|----------|--------|-------|-----| |Оксид углерода (CO)|200 | 45 | 20,0 | 3,0 |5,0 | |-------------------|----------|----------|--------|-------|-----| |Углеводороды (CH) |80 | 55 |100,0 | 1,5 |5,0 | |-------------------|----------|----------|--------|-------|-----| |Окислы азота (NOx) |25 | 35 | 2,0 | 0,04 |0,085| |-------------------|----------|----------|--------|-------|-----| |Диоксид серы (SO2) |2 | 4 | 10,0 | 0,05 |0,5 | |-------------------|----------|----------|--------|-------|-----| | | -3| | | | | |Соединения свинца |225 x 10 | - | 0,0003| 0,0003|0,01 | |(Pb) | | | | | | |-------------------|----------|----------|--------|-------|-----| |Твердые частицы, |1,5 | 8 | 4,0 | 0,005 |0,15 | |сажа (C) | | | | | | ------------------------------------------------------------------ 13.3. Характеристики вредного воздействия компонентов отработавших газов автомобилей на организм человека По степени воздействия на организм человека токсичные вещества подразделяются на 4 класса: 1 - чрезвычайно опасные, 2 - высокоопасные, 3 - умеренно опасные, 4 - малоопасные. Для них установлены предельно допустимые концентрации: - предельно допустимая концентрация в рабочей зоне (ПДКрз); - предельно допустимая среднесуточная концентрация в атмосфере населенных мест (ПДКсс); - максимальная разовая предельно допустимая концентрация в воздухе населенных мест (ПДКмр). Оксид углерода (CO) - прозрачный, не имеющий запаха газ, который в воде не растворяется (4-й класс опасности). Длительность его существования в атмосфере - от 2 месяцев до 3 лет. Поступая в организм с вдыхаемым воздухом, CO быстро поглощается кровью и блокирует возможность гемоглобина снабжать организм кислородом. Диоксид азота (NO2) - газ красновато-бурового цвета в малых концентрациях без запаха, хорошо растворяется в воде (2-й класс опасности). Образующаяся в результате взаимодействия NO2 с влагой воздуха азотная кислота разрушает легочную ткань и верхние дыхательные пути. При этом отравление организма происходит постепенно и каких-либо нейтрализующих это действие средств нет. В больших концентрациях NO2 пагубно действует на нервную систему человека, увеличивает число больных астмой. Углеводороды (CH) в выбросах представлены низкомолекулярными соединениями, образующимися в результате неполного сгорания топлива, полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) и альдегидами. В целом их действие отнесено к 4-му классу опасности. Однако некоторые виды ПАУ, в частности бенз(а)пирен, являются канцерогенными веществами (1-й класс опасности). Альдегиды (RCHO) имеют резкий и неприятный запах, раздражают глаза и верхние дыхательные пути, поражают центральную нервную систему, почки, печень (2-й класс опасности). Сажа (C) вызывает негативные изменения в системе дыхательных органов (3-й класс опасности). Диоксид серы (SO2) - бесцветный с острым запахом газ, который, взаимодействуя с влагой воздуха, образует серную кислоту (3-й класс опасности). Нарушает белковый обмен, поражает легкие и верхние дыхательные пути. Соединения свинца (Pb) чрезвычайно вредны и отнесены поэтому к 1-му классу опасности. Попадая в организм при дыхании, через кожу и с пищей, вызывает отравление, приводящее к нарушениям функций органов пищеварения, нервно-мышечных систем, мозга. Величина платы за выбросы в атмосферу от передвижных источников (автомобили в движении) определяется по ставкам за 1 т сжигаемого топлива или по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством. Плата за выбросы в атмосферу от стационарных источников (котельная, ПТБ предприятий и др.) определяется по ставкам за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества. 13.4. Влияние неисправных узлов автомобилей на токсичность, дымность и расход топлива ---------------------------------------------------------------------- |Наименование | Изменение выброса, % |Изменение | | узла |-----------------------------------------|расхода | | | CO | CH | NOx |дымность |топлива, %| |--------------------------------------------------------------------| | Бензиновые двигатели | |--------------------------------------------------------------------| |Износ деталей |+2...4 |+200...300|- |- |+5...8 | |прерывателя- | | | | | | |распределителя | | | | | | |---------------|----------|----------|---------|---------|----------| |Регулировка |+100...300|+10...100 |-5...-25 |- |+3...30 | |карбюратора | | | | | | |---------------|----------|----------|---------|---------|----------| |Износ основных |+10...50 |+10...50 |-5...-30 |- |+5...15 | |деталей | | | | | | |двигателя | | | | | | |---------------|-------------------------------|---------|----------| |Повышенное | Увеличение до 20% |- |+5...20 | |сопротивление | | | | |движению | | | | |--------------------------------------------------------------------| | Дизельные двигатели | |--------------------------------------------------------------------| |Разрегулировка |+5...50 |+5...25 |-25...+25|+25...100|+5...25 | |ТНВД | | | | | | |---------------|----------|----------|---------|---------|----------| |Износ основных |+50 |+100 |-25 |+100 |+15 | |деталей | | | | | | |двигателя | | | | | | |---------------|----------|----------|---------|---------|----------| |Неисправность |+25...50 |+50...100 |-25 |-25...+25|+10...20 | |форсунок | | | | | | |---------------|-------------------------------|---------|----------| |Повышенное | Увеличение до 20% |- |+5...20 | |сопротивление | | | | |движению | | | | ---------------------------------------------------------------------- 13.5. Влияние конструктивных параметров на расход топлива и токсичность от автомобиля с карбюраторным двигателем ---------------------------------------------------------------------- | Наименование | Увеличение |Увеличение |Увеличение | | параметра |расхода топлива,|выброса CO,|выброса CH,| | | % к норме |% к норме |% к норме | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Увеличение пропускной |6...7 |45 |9 | |способности главных | | | | |жиклеров на 10% | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Повышение уровня в |2...4 |36...40 |2 | |поплавковой камере на 4 мм | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Неплотность посадки |20 |100...500 |20 | |клапана экономайзера | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Преждевременное включение |15...17 |200 |25 | |клапана экономайзера | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Засорение воздушного |9...10 |150...200 |130...190 | |фильтра | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Неправильная регулировка |30...35 |500 |100...150 | |системы холостого хода | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Отклонение зазора в |7...8 |0 |200...300 | |контактах прерывателя | | | | |на 0,2 мм от нормы | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Отклонение зазора в |3...5 |0 |300 | |свечах на 0,2 мм от | | | | |нормы | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Отказ одной свечи зажигания|20...30 |0 |500...2000 | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Отклонение угла опережения |0,3...1,0 |0 |10 | |зажигания на 1Ь | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Отклонение зазоров в |7...8 |7 |80 | |клапанном механизме на | | | | |0,2 мм от нормы | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Неправильная затяжка |7 |50 |50 | |подшипников редуктора | | | | |заднего моста | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Снижение давления в |8 |10 |20 | |шинах на 10...15% от | | | | |нормы | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Отклонение схождения |3...4 |- |- | |колес на 1 мм от нормы | | | | |---------------------------|----------------|-----------|-----------| |Снижение теплового режима |2...3 |- |- | |двигателя на 10 ЬC | | | | ---------------------------------------------------------------------- 13.6. Оборудование участка углубленного диагностирования ---------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Модель | Измеряемые параметры | | оборудования | | | |--------------------------------------------------------------------------| | Для бензиновых двигателей | |--------------------------------------------------------------------------| |Анализатор |К-295 (Россия) |Величины первичного и вторичного | |двигателей |К-518 (Россия) |напряжения, частота вращения вала | | |AVL-845 (Австрия)|двигателя, угол замкнутого | | |Элкон S300 |состояния контактов прерывателя, | | |(Венгрия) |угол опережения зажигания, | | | |пробивное напряжение свечей | | | |зажигания, падение частоты | | | |вращения вала при отключении | | | |цилиндров | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Газоанализатор |ГИАМ 27-01 |Концентрация CO, CH | | |(Россия) | | | |MGA 1200 | | | |(Голландия) | | | |JT 283 (Чехия) | | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Пневмотестер |К-272 (Россия) |Степень износа ЦПГ, дефекты | | | |ЦПГ и ГРМ | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Комплект для очистки |Э-203 (Россия) |Пескоструйная очистка свечей | |и проверки свечей | |и проверка качества искры | |зажигания | |под давлением | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Прибор для проверки |577 Б (Россия) |Давление, развиваемое | |топливного насоса на |К-283 (Россия) |бензонасосом | |двигателе | | | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Расходомер топлива |К-427 (Россия) |Измерение расхода топлива | | |ПП-26 (Беларусь) | | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Стробоскоп |Э-243 (Россия) |Установка угла опережения | |автомобильный |К-269 (Россия) |зажигания | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Компрессометр |179 (Россия) |Измерение компрессии в цилиндрах | | |FURIO (Италия) | | |--------------------------------------------------------------------------| | Для дизельных двигателей | |--------------------------------------------------------------------------| |Дизель-тестер |К-290 (Россия) |Частота вращения вала двигателя, | | |К-296 (Россия) |угол опережения вспрыска, | | |Элкон SD 300 |давление начала вспрыска, | | |(Венгрия) |качество работы регулятора | | | |частоты вращения, качество работы | | | |муфты опережения вспрыска | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Дымомер |ИДП-2 (Россия) |Оптическая плотность ОГ | | |JT 480 (Чехия) | | | |Хартридж МК-3 | | | |(Великобритания) | | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Компрессометр |FURIO (Италия) |Компрессия в цилиндрах дизеля | | | | | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Прибор для проверки |НЦ-50 (Россия) |Герметичность, давление вспрыска, | |форсунок |КИ-22203 (Россия)|качество распыливания | | | | | |---------------------|-----------------|----------------------------------| |Динамометрические |К-485 (Россия) |Расход топлива, тяговая сила на | |стенды: |Динатест 112 |ведущих колесах, скорость, время | |- стенд тяговый для |(Германия) |разгона, время выбега | |легковых автомобилей;|Динатест 312 | | | |(Германия) | | |- стенд тяговый для | | | |грузовых автомобилей | | | ---------------------------------------------------------------------------- ВИДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕРКИ ТОКСИЧНОСТИ ОГ --------------------------------------------------------------------------------- |N | Вид проверки |Назначение проверки |Признак нормального | |проверки| | | техсостояния | |--------|--------------------|------------------------|------------------------| |П-1 |Содержание CO на |Правильность регулировки|Содержание CO | | |минимальной частоте |системы холостого хода |соответствует нормам | | |вращения (nmin) |карбюратора |ГОСТ 17.2.2.08-87 (не | | | | |более 3,5%) | |--------|--------------------|------------------------|------------------------| |П-2 |Содержание CO при |Техсостояние переходной |CO не более 2,0% | | |n = 0,6 x nном |и главной дозирующих | | | | |систем карбюратора | | |--------|--------------------|------------------------|------------------------| |П-3 |Содержание CO при |Работоспособность |Резкое увеличение | | |резком открытии |ускорительного насоса |содержания CO до 6% | | |дроссельной заслонки| | | | |от частоты вращения,| | | | |n = 1000 | | | | | -1 | | | | |мин. | | | |--------|--------------------|------------------------|------------------------| |П-4 |Содержание CO на |Степень загрязнения |Незначительное | | |nmin и n = 0,6 x |воздушного фильтра |изменение содержания | | |nном при снятом | |CO в сравнении с П-1 и | | |воздушном фильтре | |П-2 | --------------------------------------------------------------------------------- 13.7. Совершенствование безгаражного хранения и пуска автомобилей при низких температурах Сравнительно небольшое понижение температуры охлаждающей жидкости в двигателе, например с 85 до 40 ЬC, резко увеличивает токсичность ОГ. У бензиновых автомобилей выбросы CO возрастают на 15...35%, CH - в 1,2...2,8 раза и расход топлива на 25...40%, а у дизельных на 20...30% увеличивается дымность. Поэтому важным условием снижения загрязнения атмосферы в эксплуатации является поддержание оптимального теплового режима двигателей и агрегатов автомобилей. У большинства автотранспортных предприятий 70 - 90% подвижного состава в межсменное время хранится на открытых стоянках. Поэтому в зимний период эксплуатации, особенно в утренние часы, когда на линию в одно и то же время выпускается большая часть автомобилей, выбросы вредных веществ особенно велики. Основной причиной этого является работа двигателей на сильно обогащенной рабочей смеси (альфа = 0,7 - 0,9) в течение 15 - 20 минут после запуска. При этом выбросы бензиновых автомобилей увеличиваются в 2 - 2,5 раза, а расход топлива за счет дополнительных затрат на прогрев и на преодоление повышенного сопротивления агрегатов в 1,3...1,5 раза. Дымность и расход топлива дизельных автомобилей при прогреве двигателей и в первые 20...30 минут движения при отрицательных значениях температуры воздуха также резко возрастают. В связи с этим в осенне-зимний период при работе автомобилей на линии необходимо всеми доступными средствами (применение предпусковых подогревателей, утеплительных чехлов и др.) обеспечивать оптимальный тепловой режим двигателя. Кроме того, открытые стоянки в АТП необходимо оборудовать средствами подогрева или разогрева. Применение последних позволяет в несколько раз сократить время подготовки автомобилей к выходу на линию, что увеличивает эффективность их использования и существенно снижает загрязнение окружающей среды. 13.8. Предельно допустимое содержание вредных веществ в отработавших газах Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала, установленных предприятием-изготовителем: минимальной (nmin) и повышенной (nпов), равной 0,8nном. Проверку на повышенной частоте вращения проводят только на автомобилях, имеющих карбюратор. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ ------------------------------------------------------------------ |Частота |Оксид углерода, объемная доля,|Углеводороды, объемная | |вращения| % | -1 | | | |доля, млн. , | | | |для двигателей | | | |с числом цилиндров | | | |------------------------| | | | до 4 включ.| свыше 4 | |----------------------------------------------------------------| | Автомобили, не оснащенные каталитическими | | нейтрализаторами | |----------------------------------------------------------------| |nmin |Значение, указанное заводом- | 1200 | 3000 | | |изготовителем, или, если такое| | | | |значение не указано, - 3,5 | | | |--------|------------------------------|------------|-----------| |nпов |Значение, указанное заводом- | 600 | 1000 | | |изготовителем, или, если такое| | | | |значение не указано, - 2,0 | | | |----------------------------------------------------------------| | Автомобили, оснащенные каталитическими | | нейтрализаторами | |----------------------------------------------------------------| |nmin |Значение, указанное заводом- | 400 | 600 | | |изготовителем, или, если такое| | | | |значение не указано, - 1,0 | | | |--------|------------------------------|------------|-----------| |nпов |Значение, указанное заводом- | 200 | 300 | | |изготовителем, или, если такое| | | | |значение не указано, - 0,7 | | | ------------------------------------------------------------------ 13.9. Методы измерения токсичности Общие требования 1. Выпускная система автомобиля должна быть исправна (определяется внешним осмотром). 2. Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля. 3. Средства измерения (газоанализаторы, тахометры) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 4. Средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513-84. Последовательность измерений Измерения следует проводить в последовательности: - установить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение; - затормозить автомобиль стояночным тормозом; - заглушить двигатель; - открыть капот двигателя; - подключить тахометр; - установить пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубина отсчитывается от короткой кромки среза); - полностью открыть воздушную заслонку карбюратора; - запустить двигатель; - увеличить частоту вращения вала двигателя до nпов и проработать на этом режиме не менее 15 с; - установить минимальную частоту вращения вала двигателя и, не ранее чем через 20 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов; - установить повышенную частоту вращения вала двигателя, равную nпов, и, не ранее чем через 30 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов. 14. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 14.1. Производственные предприятия дорожного хозяйства Возрастающие объемы и темпы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог предопределяют развитие производства дорожно-строительных материалов на производственных предприятиях различного типа: карьерах щебня, гравия, песка, камнедробильных заводах, базах по приготовлению органических вяжущих, эмульсий, заводах по переработке гудрона в битум, асфальтобетонных заводах, цементобетонных заводах, заводах железобетонных конструкций и т.д. Источники выделения загрязняющих веществ на производственных предприятиях дорожного строительства приведены в таблице: ------------------------------------------------------------------------- | Источник | Пыль | Оксиды |Углеводороды| | | |---------------------| | | | |углерода|азота| серы | | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Карьеры и карьерные дороги | + | + | + | - | + | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Дробильно-сортировочное | + | - | - | - | - | |оборудование | | | | | | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Места погрузки, разгрузки и | + | - | - | - | - | |складирования минеральных | | | | | | |материалов | | | | | | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Битумохранилище | - | - | - | - | + | |(гудронохранилище) | | | | | | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Реакторная установка | - | + | + | + | + | |по приготовлению битума | | | | | | |из гудрона | | | | | | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Битумоплавильная установка | - | + | + | + | + | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Асфальтосмесительная | + | + | + | + | + | |установка | | | | | | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Эмульсионная установка | - | + | + | + | + | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Места погрузки и разгрузки | + | + | + | + | - | |цемента, сушильный барабан | | | | | | |АБЗ | | | | | | |-----------------------------|------|--------|-----|------|------------| |Автомобильный транспорт | + | + | + | - | + | ------------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. Оксиды углерода, азота и углеводороды в карьерах образуются при взрывах и работе двигателей внутреннего сгорания. 2. Оксиды серы при работе сушильных барабанов выделяются при использовании серосодержащего жидкого топлива (мазута). Производственное предприятие дорожного хозяйства обязано обеспечить проведение мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. В результате работы производственных предприятий концентрация загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, не должна превышать установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) данного предприятия. Требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 предусмотрено, что производственные предприятия дорожного хозяйства должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Территория санитарно-защитных зон должна быть благоустроена газоустойчивыми породами деревьев и кустарников по проекту благоустройства, разработанному одновременно с проектом строительства или реконструкции. Со стороны жилого массива ширина полосы насаждений должна быть не менее 50 м, а при ширине до 100 м - не менее 20 м. ------------------------------------------------------------------ |Тип предприятия | Классы по |Размеры| Нормативный документ | | | санитарной |СЗЗ, м | | | |классификации| | | |----------------|-------------|-------|--------------------------| |Асфальтобетонные| | |СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01| |заводы: | | |Санитарно-защитные зоны и | |- стационарного | II | 500 |санитарная классификация | |типа | | |предприятий, сооружений и | |- инвентарного | II | 500 |иных объектов. | |типа | | |Регистрацион. N | |----------------|-------------|-------|в Минюсте РФ N 2712 | |Цементобетонные | | | | |заводы: | | | | |- заводы | II | 500 | | |железобетонных | | | | |изделий и | | | | |конструкций | | | | |----------------|-------------|-------| | |Карьеры по | II | 500 | | |производству | | | | |каменных | | | | |материалов | | | | ------------------------------------------------------------------- Загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые стоки с территории производственного предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной их очистки. Содержание загрязняющих веществ в почвах вне санитарно-защитной зоны или полосы отчуждения дорожного предприятия не должно превышать их ПДК. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ------------------------------------------------------------------ | N |Наименование вещества|Величина ПДК |Лимитирующий показатель | |п/п| |(мг/кг) почвы| | | | |с учетом фона| | |---|---------------------|-------------|------------------------| |1. |Ацетальдегид |10 |Воздушно-миграционный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |3. |Бензин |0,1 |Воздушно-миграционный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |4. |Бензол |0,3 |Воздушно-миграционный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |5. |Ванадий |150,0 |Общесанитарный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |6. |Ванадий + марганец |100,04 - |Общесанитарный | | | |1000,0 | | |---|---------------------|-------------|------------------------| |7. |ГХЦГ (гексахлоран) |0,1 |Транслокационный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |8. |Ксилолы (орто-, |0,3 |Транслокационный | | |мета-, пара-) | | | |---|---------------------|-------------|------------------------| |10.|Ртуть |2,1 |Транслокационный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |11.|Свинец |32,1 |Общесанитарный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |14.|Сероводород |0,4 |Воздушно-миграционный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |15.|Серная кислота |160,0 |Общесанитарный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |16.|Толуол |0,3 |Воздушно-миграционный | |---|---------------------|-------------|------------------------| |17.|Формальдегид |7,0 |Воздушно-миграционный | ------------------------------------------------------------------ Ответственность за обеспечение экологической безопасности производственного предприятия несет его руководитель (владелец). Руководитель и персонал предприятия должны пройти обучение по вопросам природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности. В случае выброса (сброса) загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедшего в результате аварии, катастрофы или иных обстоятельств на территории производственного предприятия, ответственное лицо организации обязано немедленно принять меры по ликвидации последствий, вызванных загрязнением окружающей природной среды, и известить о них местные органы исполнительной власти, территориальные органы Минприроды России. Производственное предприятие обязано осуществлять производственный экологический контроль, который ставит своей задачей: - проверку выполнения мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов; - соблюдение нормативов качества окружающей природной среды (контроль за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны, в выбросах из стационарных и передвижных источников загрязнения, в сбросах в канализацию и поверхностные водные объекты, в почвах, прилегающих к санитарно-защитной зоне предприятия, в почвах и грунтовых водах на территории предприятий, а также вблизи мест, отводимых для захоронения отходов транспортно-дорожного комплекса); - выполнение требований природоохранного законодательства. Производственный экологический контроль производится на основании приказа по предприятию. Предприятие обязано: - соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотведения; - принимать меры, направленные на полное прекращение сброса в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод; - содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, обеспечивающие предотвращение загрязнения водных объектов, вести в установленном порядке учет водопотребления и водоотведения. На производственных предприятиях должны осуществляться организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе: - принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ; - обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений и оборудования для очистки выбросов. Котельные, имеющиеся на предприятиях и работающие на жидком или твердом топливе, должны иметь исправные устройства для улавливания твердых частиц (сажи) в отходящих газах, обеспеченные современными установками по очистке выбросов в атмосферу. Предприятие должно иметь специальные участки для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающие сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву. Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС. Производственные отходы должны храниться в специально отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами Минприроды России. По мере накопления все отходы должны утилизироваться (при наличии средств утилизации) или вывозиться в места, специально установленные местными исполнительными органами власти. Предприятия, имеющие свои емкости для хранения и заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами (ТСМ), должны организовать приемку и выдачу ТСМ так, чтобы исключить возможность их попадания в канализацию, водоемы и почву. При наличии наземных или подземных резервуаров для хранения ТСМ вместимостью более 5 куб. м на производственном предприятии должны быть технические средства для предупреждения быстрой ликвидации возможных аварий. Места проведения смазочных работ должны быть оснащены емкостями для сбора отработанных масел и фильтров и оборудованы устройствами, исключающими возможность загрязнения ТСМ почв и поверхностных вод. Хранение органических вяжущих (битума, гудрона, дегтя и т.д.) следует осуществлять в специальных крытых битумохранилищах с надежным отводом поверхностных вод или в специальных обогреваемых цистернах. Хранение органических вяжущих в открытых ямах и емкостях должно быть исключено. Разогрев вяжущих в битумохранилищах должен производиться электронагревателями или с помощью пароподогрева. Выгрузку, складирование и внутризаводское транспортирование пылевидных материалов необходимо производить механизированно. При ручных работах с этими материалами, допускаемых в порядке исключения, должны быть предусмотрены мероприятия против распыления. Каменные материалы в карьерах и на камнедробильных заводах должны очищаться от пылеватых частиц в установках для обогащения материалов. Для изоляции мест пылеобразования дробильно-сортировочное оборудование снабжается системами пылеочистки. Транспортные средства для каменных материалов (транспортеры, питатели, элеваторы и т.д.) должны быть оборудованы укрытиями. При хранении каменных материалов должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению размыва дождевыми и талыми водами и выноса материала в водотоки. Складирование и хранение каменных материалов в прибрежных зонах рыбохозяйственных водоемов разрешается только при согласовании с органами рыбоохраны. Для уменьшения пылеообразования на складах каменных материалов необходимо предусматривать пылеподавление увлажнением. 14.2. Основные вредные вещества, выделяемые производственными предприятиями дорожной отрасли Функционирование производственных предприятий, связанное с транспортированием минеральных материалов, их сушкой, сортировкой, нагревом, сопровождается обильным выделением пыли и газов. По данным НИИОГАЗ, ВНИИСТРОЙДОРМАШ и СОЮЗДОРНИИ, наибольшее количество вредных веществ выделяется при производстве асфальтобетонных смесей. Удельное количество вредных веществ, отходящих при производстве 1 т асфальтобетонной смеси, зависит от производительности АБЗ, а также от производительности вытяжного вентилятора пылегазоочистительной установки. Например, при производительности АБЗ 25 т/ч и производительности вытяжного вентилятора 16000 куб. м/ч удельное количество отходящих вредных веществ на 1 т асфальтобетонной смеси составляет: - неорганическая пыль - 15,04 кг; - углеводороды - 0,14 кг; - сернистый газ - 0,01 кг; - окись углерода - 0,0005 кг; - фенол - 0,0004 кг; - окислы азота - 0,000045 кг. Основным ингредиентом, содержащимся в выбросах предприятий по производству бетонных смесей, железобетона, а также предприятий по добыче и переработке каменных материалов, является пыль. Данные по удельному количеству пыли, выделяемой указанными предприятиями, приведены в таблице. УДЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИ, ВЫДЕЛЯЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ БЕТОНА, ЖЕЛЕЗОБЕТОНА И ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ (НА 1 КУБ. М) --------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Удельное количество пыли, кг | | производства |--------------------------------------------------------------------------------| | |отходящей| уловленной и | выброшенной | | | | обезвреженной | в атмосферу | | | |-------------------------------|--------------------------------------| | | |при |при |при |при |при | | | |одноступенчатой|двухступенчатой|отсутствии|односторонней|двухсторонней| | | |очистке |очистке |очистки |очистке |очистке | |----------------|---------|---------------|---------------|----------|-------------|-------------| |Производство | 5,0 | 4,0 | 4,9 | 5,0 | 1,0 | 1,0 | |бетона, ж/б | | | | | | | |конструкций | | | | | | | |----------------|---------|---------------|---------------|----------|-------------|-------------| |Добыча и |12,5 | 10,6 | 12,5 | 12,5 | 2,5 | 0,25 | |переработка | | | | | | | |щебня, гравия и | | | | | | | |песка | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------- Как следует из представленных данных, удельное количество пыли, выделяемой при производстве бетона, железобетона и каменных материалов, существенно меньше по сравнению с производством асфальтобетонных смесей, что обусловлено высокой температурой приготовления последних. Существенное влияние на качество выбросов АБЗ оказывает тип асфальтобетонной смеси и вид применяемого топлива. Усредненные показатели выделения вредных веществ в атмосферу в зависимости от вида топлива приведены в таблице. КОЛИЧЕСТВО ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ТОПЛИВА ------------------------------------------------------------------ | Наименование вредных |Удельное количество вредных веществ| | веществ | для топлива | | |-----------------------------------| | | уголь, | мазут, | газ, | | |кг/куб. м|кг/куб. м |кг/тыс. куб. м| |----------------------------|---------|----------|--------------| |Окислы азота |9,1 |12,4 |6,24 | |----------------------------|---------|----------|--------------| |Сернистый ангидрид |20 x S |20 x S |- | |----------------------------|---------|----------|--------------| | | | -3| | |Окись углерода |0,23 |4,8 x 10 |следы | |----------------------------|---------|----------|--------------| | | | | -3 | |Твердые вещества |7,6 x S |1,2 |24 x 10 | |----------------------------|---------|----------|--------------| |Углеводороды |0,09 |0,38 |следы | ------------------------------------------------------------------ Примечание. S - содержание серы в топливе в % от рабочей массы. Приведенные данные по количеству выбросов в зависимости от вида топлива наглядно иллюстрируют целесообразность использования газообразного топлива, позволяющего существенно сократить количество газообразных и твердых выбросов. Пыль, содержащаяся в выбросах производственных предприятий, делится по дисперсности на 5 групп: I - очень крупнодисперсная; II - крупнодисперсная; III - среднедисперсная; IV - мелкодисперсная; V - очень мелкодисперсная. Пыль, выделяемая при производстве асфальтобетонных и цементобетонных смесей, по дисперсному составу можно отнести к III и IV группе. Данные по дисперсному составу пыли при производстве асфальтобетонных смесей приведены в таблице: ДИСПЕРСНЫЙ СОСТАВ ПЫЛИ В ВЫБРОСАХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ УСТАНОВОК ------------------------------------------------------------------ |Размер частиц, мкм |до 6 |6 - |20 - |74 - |125 -|250 - |1000 | | | |20 |74 |125 |250 |1000 | | |--------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-------|-----| |Содержание частиц, %|7,4 |13,2 |20,8 |22,7 |25,1 |10 - 24|0,5 | ------------------------------------------------------------------ Наиболее опасной для организма работающих является пыль, содержащая свободную окись кремния (SiO2 - кремнезем). Количество свободной двуокиси кремния в пыли зависит от типа перерабатываемой горной породы; в кварцитах ее - 57 - 52%, в песчаниках - 30 - 75%, в гнейсах - 27 - 74%, в гранитах - 25 - 65%, в известняках - 3 - 37%. Санитарные нормы регламентируют содержание пыли в воздушной среде (в рабочей зоне) в зависимости от содержания в перерабатываемой породе двуокиси кремния. При переработке горных пород, содержащих в своем составе более 70% SiO2, величины ПДК пыли в зоне установок допускают не свыше 1 мг/куб. м, ПДК для известняков не более 6 мг/куб. м. При приготовлении асфальтобетонных смесей вентиляционные выбросы в своем составе содержат продукты сгорания мазута и пары битума. Присутствие мазута и битума влияет на гидрофобность каменной пыли, и гидрофильные вещества становятся гидрофобными. Подготовка и сжигание мазутов любого качества, особенно высокосернистых, связано с образованием вредных веществ, загрязняющих атмосферу, ПДК которых регламентируется законодательством. Наиболее вредное воздействие при сжигании мазута оказывают окислы серы (SO2, SO3), окислы азота (NO, NO2), а также углеводороды и сажа, выделяемая в виде аэрозолей. Эти вещества вызывают заболевания дыхательных путей, кожные и раковые заболевания. 14.3. Определение нормативов ПДВ, ВСВ и ПДК для производственных предприятий дорожного строительства В соответствии с нормативными документами разработаны Методические указания по установлению норм ПДВ в дорожном хозяйстве. В данных указаниях предусмотрено определение двух параметров: 1. Предельно допустимых выбросов (ПДВ), являющихся нормативом для каждого источника загрязнения, определяемым при условии, что выбросы от него и всей совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом их рассеивания, а также перспектив развития предприятий не создадут предельных концентраций, превышающих установленные нормативы качества воздуха. 2. Временно согласованных выбросов (ВСВ). Данный показатель определяется в тех случаях, когда на данном предприятии величина ПДВ не может быть достигнута в настоящее время и по согласованию с органами Госкомгидромета должно планироваться поэтапно, с указанием продолжительности каждого этапа, снижение выбросов до величины, обеспечивающей соблюдение ПДК. Значения ПДК вредных веществ, определенных предприятиями дорожной отрасли в атмосферном воздухе населенных пунктов, приведены в таблице: ------------------------------------------------------------------ | Наименование вещества | ПДК, мг/куб. м | | |---------------------------| | |максимальная|среднесуточная| | | разовая | | |------------------------------------|------------|--------------| |Азот двуокись | 0,085 | 0,040 | |------------------------------------|------------|--------------| |Сажа (копоть) | 0,15 | 0,5 | |------------------------------------|------------|--------------| |Сернистый ангидрид (серы диоксид) | 0,500 | 0,050 | |------------------------------------|------------|--------------| |Углерода оксид | 5,000 | 3,000 | |------------------------------------|------------|--------------| |Фенол | 0,010 | 0,003 | |------------------------------------|------------|--------------| |Сероуглерод | 0,030 | 0,005 | |------------------------------------|------------|--------------| |Пыль неорганическая, содержащая SiO2| | | |в %: | | | |- 70 - 20% (шамот, цемент и др.) | 0,300 | 0,100 | |- менее 20% (доломит и др.) | 0,500 | 0,150 | |- более 70% (динас и др.) | 0,150 | 0,050 | ------------------------------------------------------------------ Разработка ПДВ и ВСВ осуществляется в две стадии. На первой стадии эти работы выполняются ведомственными организациями и предприятиями. На второй - головными организациями. На основе выполненных работ составляются мероприятия по снижению выбросов предприятий дорожного хозяйства. 15. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ УЛИЦ 15.1. Требования к качеству содержания конструктивных элементов автомобильных дорог 1. Покрытие Покрытие автомобильных дорог и улиц должно быть чистым, убраны посторонние предметы. 2. Земляное полотно 2.1. Обочины, откосы, кюветы и резервы земляного полотна автомобильных дорог и улиц должны быть чистыми, убраны посторонние предметы. На обочинах, откосах, в кюветах и резервах вырублен кустарник и окошена трава, с обочин убран снег, ликвидированы снежные валы за пределами обочин на снегозаносимых участках. 2.2. Обочины, откосы, кюветы и резервы земляного полотна должны иметь проектные очертания, обочины спрофилированы и уплотнены, ликвидированы размывы на обочинах и откосах, кюветы и резервы прочищены, устранены дефекты и разрушения в местах сопряжения обочин с покрытием, обеспечен продольный и поперечный водоотвод. 3. Искусственные сооружения 3.1. Трубы на автомобильных дорогах и улицах, оголовки труб и элементы укрепления откосов и русел не должны иметь дефектов и разрушений, отверстия труб и прилегающие русла должны быть очищены от грязи и посторонних предметов, препятствующих водотоку. 4. Обстановка пути 4.1. Автобусные остановки на автомобильных дорогах и улицах должны быть чистыми, посторонние предметы должны быть убраны. Посадочные площадки не должны иметь дефектов и разрушений, очищены от грязи, мусора, снега, льда, при необходимости обработаны противогололедными материалами. На бордюрный камень посадочных площадок должна быть нанесена вертикальная разметка. Автобусные остановки должны быть опрятными, не иметь дефектов и повреждений, в случае необходимости покрашены. 4.2. Тротуары и пешеходные дорожки должны быть чистыми, убраны снег, посторонние предметы, устранены дефекты и разрушения покрытия; в зимнее время, в случае возникновения угрозы гололедицы, обработаны противогололедными материалами. 4.3. Площадки отдыха и стоянки на автомобильных дорогах и улицах должны быть чистыми, убраны снег, посторонние предметы, устранены дефекты и разрушения покрытия; оборудованы ящиками для мусора, в случае необходимости обработаны противогололедными материалами. УРОВНИ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ДОРОГ И УЛИЦ РАЗНЫХ ГРУПП ------------------------------------------------------------------------ |Допустимые отклонения от | Группа дорог по содержанию | |требований к качеству |--------------------------------------------| |содержания | по ГОСТ Р 50597-93 | | |--------------------------------------------| | | группа А |группа Б | группа В | | |-------------------|---------|--------------| | |1CH | 1C | 1H | 1 | 2H | 2 | 3H | 3A | 3 | |----------------------------------------------------------------------| | Покрытие | |----------------------------------------------------------------------| |Срок устранения |5 |5 |5 |5 |5 |5 |5 |5 |5 | |загрязнений в летний | | | | | | | | | | |период, сут., не более | | | | | | | | | | |-------------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |В весенний и осенний |0,25|0,25|0,5 |0,5 |0,75|0,75|0,75|0,75|- | |периоды наличие | | | | | | | | | | |загрязнений покрытия на | | | | | | | | | | |расстоянии от кромки | | | | | | | | | | |проезжей части, м, не | | | | | | | | | | |более | | | | | | | | | | |-------------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |В зимний период |4 |4 |4 |4 |5 |5 |6 |6 |- | |ликвидация скользкости | | | | | | | | | | |покрытия должна быть | | | | | | | | | | |закончена с момента | | | | | | | | | | |образования гололедицы, | | | | | | | | | | |час., не позднее | | | | | | | | | | |-------------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |В зимний период при |2 |2 |2 |2 |3 |3 |5 |5 |- | |снегопадах и метелях | | | | | | | | | | |допускается наличие | | | | | | | | | | |рыхлого снега, | | | | | | | | | | |обработанного | | | | | | | | | | |песчано-соляной смесью | | | | | | | | | | |толщиной, см, не более | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------------| | Земляное полотно | |----------------------------------------------------------------------| |Наличие мусора и |1 |1 |20 |20 |1 |1 |10 |10 |10 | |посторонних предметов |мая |мая |мая |мая |июня|июня|июня|июня|июня| |после зимнего периода, не| | | | | | | | | | |влияющих на безопасность | | | | | | | | | | |движения на полосе | | | | | | | | | | |отвода, до | | | | | | | | | | |-------------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |Наличие дефектов и |10 |10 |20 |20 |1 |1 |10 |10 |10 | |разрушений земляного |мая |мая |мая |мая |июня|июня|июня|июня|июня| |полотна и систем | | | | | | | | | | |водоотвода после зимнего | | | | | | | | | | |периода, не влияющих на | | | | | | | | | | |безопасность движения, до| | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------------| | Искусственные сооружения | |----------------------------------------------------------------------| |После зимнего периода |10 |10 |20 |20 |1 |1 |10 |10 |10 | |допускаются дефекты и |мая |мая |мая |мая |июня|июня|июня|июня|июня| |разрушения труб, | | | | | | | | | | |оголовков, элементов | | | | | | | | | | |укрепления откосов и | | | | | | | | | | |русел, до | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ 15.2. Перечень работ по нормативному содержанию дорог и улиц 1. Земляное полотно. Уборка различных предметов и мусора в полосе отвода вне населенных пунктов. Прочистка водоотводных канав. Окашивание откосов. 2. Асфальтобетонные, цементобетонные и чернощебеночные покрытия. Очистка от пыли и грязи механизированным способом с увлажнением. Уборка мусора в полосе отвода населенных пунктов. Полив водой. 3. Трубы. Очистка от грязи и наносов. Скашивание травы у оголовков. 4. Автобусные остановки. Очистка от пыли и грязи. Россыпь противогололедного реагента. Откос травы вручную. Уборка мусора с посадочных площадок и урн. 5. Тротуары. Очистка от снега и льда. Очистка от пыли и грязи. 6. Ограждения металлические и железобетонные. Очистка от грязи. 7. Дорожные знаки. Окос травы вручную. Очистка от пыли и грязи. 8. Пересечения и примыкания. Очистка от пыли и грязи механическим способом. Полив водой. Обработка противогололедным материалом в целях избежания наката. Обработка противогололедным материалом в целях избежания гололедицы. 16. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ Форма N 2-тп (воздух). Отчет об охране атмосферного воздуха. Представляется ежегодно и включает данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации; данные о выбросе в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов. Форма N 2-тп (водхоз). Отчет об использовании воды. Представляется ежегодно и включает данные о забранной из природных источников, полученной от других предприятий (организаций), использованной и переданной воды; данные о водоотведении, системах оборотного и повторного водоснабжения; установленные лимиты забора воды. Форма N 2-тп (токсичные отходы). Отчет об образовании и удалении токсичных отходов. Представляется ежегодно и включает данные об отходах (наличие, образование, поступление от других предприятий, использование, обезвреживание, организованное и неорганизованное складирование и захоронение) отходов I, II, III и IV классов опасности. Форма N 1-канализация. Отчет о работе канализации. Включает данные о наличии канализационных сооружений и их работе за год. Форма N 1-водопровод. Отчет о работе водопровода. Включает данные о наличии водопроводных сооружений и их работе за год. Форма N 4-ОС. Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах. 17. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Производственный экологический контроль - непосредственная деятельность руководителя (предприятия, организации, бригады, звена) по управлению воздействием на окружающую среду. Производственный экологический контроль охватывает следующие направления и аспекты деятельности: - мониторинг, регулирование и управление выбросами и сбросами загрязняющих веществ; - мониторинг, регулирование и управление шумом и другими факторами отрицательного воздействия на окружающую среду; - мониторинг, регулирование и управление отходами; - сырье, материалы и реагенты (мониторинг и экологическое управление); - водные ресурсы (мониторинг и экологическое управление); - энергетические ресурсы (мониторинг и управление); - готовая продукция (мониторинг и экологическое управление); - технология производства (мониторинг и экологическое управление); - вспомогательные и смежные производства (мониторинг и экологическое управление); - предупреждение экологических аварий и аварийных ситуаций; - экологическое информирование и образование персонала; - взаимодействие с экологической общественностью и населением; - изменение экологических платежей; - снижение риска эколого-экономической ответственности; - снижение риска эколого-правовой ответственности. Цели производственного экологического контроля: - выполнение требований федерального и территориального экологического законодательства, нормативных документов Министерства охраны природных ресурсов и окружающей среды, Министерства транспорта Российской Федерации, государственного комитета РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору, других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды; - соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия; - повышение качества продукции. Основные задачи производственного экологического контроля: - постоянный контроль (осуществление мониторинга) за технологией производства работ; - минимизация (постоянное из года в год целенаправленное снижение там, где это возможно, - например на АБЗ) воздействия на окружающую среду; - повышение эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов (сбережение, использование вторичных и нетрадиционных ресурсов, повторное использование); - организация и обеспечение деятельности по предупреждению экологических аварий и аварийных ситуаций и деятельности в условиях экологических аварий; - ведение экологической документации предприятия, в т.ч. экологических паспортов; - своевременное предоставление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга; - экологическое информирование и образование персонала. Основные объекты регулирования: - системы регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, включающие совокупность производства (технологического процесса, операции) как источника образования загрязняющих веществ, очистки сточных вод или отходящих газов, размещения и удаления отходов очистки, соответствующих методов и средств мониторинга; - системы размещения и удаления отходов, включающие совокупность производства (технологического процесса, операции) как источника образования отходов, стадий организованного и неорганизованного размещения отходов и всех возможных вариантов их удаления; - системы рециклирования сырья, реагентов, материалов, включающие совокупность основного производства (технологического процесса, операции), повторное использование одних и тех же или смежных технологических процессов, организацию замкнутых систем (например, замкнутых систем промышленного водоснабжения). Вся совокупность практических методов регулирования воздействия на окружающую среду составляет три основные группы: - технологические методы и средства, позволяющие изменять характеристики источников выделения загрязняющих веществ, других факторов воздействия на окружающую среду, источников образования отходов; - технические методы и средства, позволяющие непосредственно изменять характеристики источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, других факторов воздействия на окружающую среду, отходов; - организационные методы и средства, позволяющие повышать эффективность регулирования на основе уже существующих технологических и технических методов и средств. В число основных технологических методов регулирования воздействия на окружающую среду включают: - разработку новых чистых (безотходных) технологий; - минимизацию источников выделения загрязняющих веществ, других факторов воздействия на окружающую среду, минимизацию источников образования отходов; - рециклирование (повторное, оборотное использование) сырья, материалов, реагентов, энергоресурсов; - комплексное использование сырьевых и энергетических ресурсов; - локализацию и организацию источников выделения загрязняющих веществ и образования отходов; - минимизацию потребления особо опасных материалов и веществ. В число основных методов регулирования воздействия на окружающую среду включают методы: очистки сточных вод; очистки отходящих газов; организованное размещение отходов; переработки отходов, использования отходов; ликвидации отходов; организованное захоронение отходов. 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Конституции Российской Федерации сказано: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (статья 9). "Владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде" (статья 36, часть 2). Каждый гражданин Российской Федерации "имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями" (статья 42). Каждый гражданин обязан "сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам" (статья 58). Во исполнение Конституции РФ Государственная Дума сформировала пакет природоохранного законодательства, который включает: - Закон РФ "Об охране окружающей природной среды"; - Закон РФ "Об охране атмосферного воздуха"; - "Водный кодекс Российской Федерации"; - Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; - Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; - Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - "Земельный кодекс Российской Федерации"; - Закон РФ "О недрах"; - "Основы лесного законодательства Российской Федерации"; - Закон РФ "О животном мире"; - Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях"; - Закон РФ "О безопасности". Подзаконные акты Российской Федерации (постановления Правительства РФ, указы Президента, полностью или частично имеющие отношение к охране окружающей среды или природопользованию). Основные из них: - Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды; - Постановление о Государственной экологической экспертизе; - Положение о Чрезвычайной противоэпидемиологической комиссии; - Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; - О Государственном комитете при Президенте РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; - Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте РФ; - Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства в Российской Федерации; - Положение о мониторинге земель; - О мерах по усилению охраны лесов от пожаров; - Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов и использования природных ресурсов, размещения отходов; - Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; - Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра; - О порядке разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды; - Об утверждении Положения о национальных природных парках РФ; - Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 21.10.93 N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"; - Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации; - О создании Единой государственной системы экологического мониторинга; - Указ Президента РФ от 04.02.94 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Нормативные и методические природоохранные документы Министерства транспорта РФ и Государственной службы дорожного хозяйства: - Рекомендации по учету требований по охране окружающей природной среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. М.: Росавтодор, 1995; - Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989; - Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. ВСН 20-86. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988; - Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.95 N 525/67 и зарегистрированные Минюстом России 29.07.96, N 1136. 19. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Экономический механизм охраны окружающей природной среды - система стимулирования рационального использования природных ресурсов, включающая административно-правовые методы воздействия на основе применения запретов, ограничений и мер административного и уголовного наказания, и средства экономического стимулирования. Элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды: лицензии, лимиты, договоры, платежи, льготы, фонды и иные средства стимулирования. Лицензия (разрешение) на природопользование - документ, регулирующий взаимоотношения между специально уполномоченными государственными органами в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, с одной стороны, и природопользователем, с другой стороны. Лимиты на природопользование - предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов. Плата за пользование природными ресурсами взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Эта плата предусматривает два базовых норматива: а) в пределах допустимых нормативов (предельно допустимые выбросы, сбросы); б) в пределах установленных лимитов (временно согласованные выбросы, сбросы). Внебюджетные экологические фонды - единая система внебюджетных экологических фондов (с 1995 г. консолидированы с бюджетом) для целевого сбора и расходования средств на решение вопросов природоохранительных задач. 20. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды выполняется в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", разработанными в 1993 г. Минприроды России и согласованными с Минфином России и Минэкономики России. Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС), определяется путем умножения соответствующих ставок платы (базовые нормативы) на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) определяется путем умножения соответствующих ставок платы (базовые нормативы) на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. Плата за сверхлимитный выброс (сброс) загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов (сбросов) над установленными лимитами, суммирования полученных произведений и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. Расчет платы за загрязнение атмосферы ведется отдельно по стационарным и передвижным источникам загрязнения (автотранспорт и другая техника). При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств и дорожных машин (в тыс. руб./год за 1 транспортное средство и одну дорожно-строительную машину): Легковой автомобиль 2,7 Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым двигателем 4,0 Автомобили, работающие на газовом топливе 1,4 Грузовой автомобиль и автобус с дизельным двигателем 2,5 Строительно-дорожные машины и сельхозтехника 0,5. Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ ------------------------------------------------------------------------ |Загрязняющее вещество | Нормативы платы за выброс 1 т, руб. | | |--------------------------------------------| | | в пределах допустимых |в пределах временно | | | норм выбросов, ПДВ | согласованных норм| | | | выбросов, ВСВ| |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Азота двуокись | 415 | 2075 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Ацетон | 50 | 250 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Бензин сланцевый | 330 | 1650 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Дихлорэтан | 15 | 75 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Диэтилртуть | 55000 | 275000 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Керосин | 15 | 75 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Кислота серная | 165 | 825 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Кремния окись | 330 | 1650 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Ксилол | 85 | 425 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Пыль древесная | 110 | 550 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Пыль стекловолокна | 275 | 1375 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Пыль цемента | 825 | 4125 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Сажа | 330 | 1650 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Толуол | 30 | 150 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Уайт-спирт | 15 | 75 | ------------------------------------------------------------------------ Примечание. Базовые нормативы платы за выбросы ежегодно повышаются. Значения коэффициента экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий (экономических районов) Российской Федерации Экономический район Коэффициент Северный 1,4 Северо-Западный 1,5 Центральный 1,9 Волго-Вятский 1,1 Центрально-Черноземный 1,5 Поволжский 1,9 Северо-Кавказский 1,6 Уральский 2,0 Западно-Сибирский 1,2 Восточно-Сибирский 1,4 Дальневосточный 1,0 В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение. Размер оплаты за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный превышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. Лимиты использования природных ресурсов, лимиты размещения отходов устанавливают объемы складирования, места размещения, предельные размеры выделяемой площади для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения. Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные. Класс токсичности отходов определяется в соответствии с "Временным классификатором токсичных промышленных отходов и Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов", утвержденными Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 году. Базовые нормативы платы за размещение отходов следующие: Нетоксичные отходы добывающей промышленности 2,5 руб./т Нетоксичные отходы перерабатывающей 115 руб./т промышленности Токсичные отходы: 1 класс токсичности - чрезвычайно опасные 14000 руб./т 2 класс токсичности - высокоопасные 6000 руб./т 3 класс токсичности - умеренно опасные 4000 руб./т 4 класс опасности - малоопасные 2000 руб./т. Примечание. Плата за размещение отходов с момента введения ежегодно повышалась. Размер платы за размещение отходов на не отведенной для этого территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов (при размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ этих объектов - коэффициент 3). Значения коэффициента экологической значимости территорий Российской Федерации Экономический район РФ Коэффициент Северный 1,4 Северо-Западный 1,3 Центральный 1,6 Волго-Вятский 1,5 Центрально-Черноземный 2,0 Поволжский 1,9 Северо-Кавказский 1,9 Уральский 1,7 Западно-Сибирский 1,2 Восточно-Сибирский 1,1 Дальневосточный 1,1 Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты ------------------------------------------------------------------------ | Загрязняющее вещество | Норматив платы за сброс 1 т веществ, руб. | | |--------------------------------------------| | | в пределах допустимых|в пределах временно | | | норм сбросов, ПДС | согласованных норм | | | | сбросов, ВСС | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Ацетон | 44350 | 221750 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Ксилол | 44350 | 221750 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Масло соляровое | 221750 | 1108750 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Нефть и нефтепродукты | 44350 | 221750 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Ртуть | 221750000 | 1108750000 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Свинец | 22175 | 110875 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Скипидар | 11090 | 55750 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Толуол | 4435 | 22175 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Фенолы | 2217500 | 11087500 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Хлор | 2955 | 14775 | |-------------------------|-----------------------|--------------------| |Хлорпирифос | 221750000 | 1108750000 | ------------------------------------------------------------------------ Примечание. Базовые нормативы платы ежегодно повышаются. Базовые нормативы платы за стоки устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества с учетом степени его опасности для обитателей водных бассейнов и людей. Значения коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек Река Коэффициент Нева 1,11 - 1,91 Волга 1,16 - 1,42 Москва 1,16 - 1,41 Терек 1,11 - 1,85 Урал 1,08 - 1,85 Дон, Ростовская область 1,26 - 1,85 Кубань Краснодарский край 1,49 - 2,90 Ставропольский край 1,49 - 1,56 Днепр 1,10 - 1,50 Печора 1,00 - 1,67 Северная Двина 1,02 - 1,69 Обь 1,05 - 1,30 Енисей 1,02 - 1,70 Лена 1,05 - 1,43 Амур 1,00 - 1,53 Нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей рассматривается как размещение отходов с нарушением правил хранения и размер платы определяется как за размещение отходов на несанкционированных свалках. Плата за размещение твердых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности. Полный расчет платы за загрязнение окружающей природной среды производится по формуле: Пзаг = (Па + Пв + По) x Ки, где: Пзаг - общая сумма платы за загрязнение окружающей природной среды; Па - плата за загрязнение атмосферы от стационарных и передвижных источников; Пв - плата за загрязнение водных источников; По - плата за размещение отходов; Ки - коэффициент инфляции. Плата за загрязнение атмосферы (Па) определяется по формуле: Па = (Пн + Пл + Пс + Пп) x Кэ, где: Пн - плата за выбросы в атмосферу от стационарных источников в пределах утвержденных нормативов; Пл - плата за выбросы в атмосферу от стационарных источников в пределах установленных лимитов; Пс - плата за сверхлимитное загрязнение атмосферы от стационарных источников; Пп - плата за загрязнение атмосферы от передвижных источников; Кэ - коэффициент экологической ситуации загрязнения атмосферы (для всех городов и населенных пунктов Московской области Кэ = 2,28, для остальных территорий Московской области Кэ = 1,9). Аналогично производится расчет платы за загрязнение водных источников (коэффициент экологической ситуации водных объектов Кэ = 1,24) и за размещение отходов (коэффициент экологической ситуации для почвы Кэ = 1,24). РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ------------------------------------------------------------------ | Вид топлива | Размер платы за 1 т | | | сжигаемого топлива, | | | руб./т | |------------------------------------------|---------------------| |Бензин этилированный: | | |АИ-93 | 87 | |АИ-76 | 57 | |------------------------------------------|---------------------| |Бензин неэтилированный: | | |АИ-93 | 23 | |АИ-76 | 25 | |------------------------------------------|---------------------| |Дизельное топливо | 48 | |------------------------------------------|---------------------| |Сжиженный газ | 25 | |------------------------------------------|---------------------| |Сжатый газ, руб./тыс. куб. м | 21 | ------------------------------------------------------------------ СТАВКА ГОДОВОЙ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ ОДНИМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ------------------------------------------------------------------ | Виды транспортных средств |Плата за одно транспортное| | | средство, тыс. руб./год | |-------------------------------------|--------------------------| |Легковой автомобиль с бензиновым | | |двигателем: | | |до 1,4 л | 4,3 | |1,4 - 2,0 л | 5,3 | |свыше 2,0 л | 6,2 | |-------------------------------------|--------------------------| |Легковой автомобиль газобалонный | 1,5 | |-------------------------------------|--------------------------| |Грузовой автомобиль, автобус: | | |с бензиновым двигателем | 9,1 | |с дизельным двигателем | 5,7 | |-------------------------------------|--------------------------| |Грузовой автомобиль газобалонный | 3,2 | ------------------------------------------------------------------ ЛИТЕРАТУРА 1. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. 2. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. С.-Петербург: НИИ Атмосферы, Фирма Интеграл, 2000. 3. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 4. Допустимые выбросы радиоактивных и химических веществ в атмосферу. Е.Н. Теверовский и др. М.: Энергоатомиздат, 1986. 5. Шаприцкий В.Н. Разработка нормативов ПДВ для защиты атмосферы. Справочник. М.: Металлургия, 1990. 6. Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами. М.: Госкомприроды, СССР, 1990. 7. Правила охраны поверхностных вод. Введены с 01.03.91. М.: Госкомприроды СССР, 1991. 8. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.: Республика, 1993. 9. Федеральный закон "Об экологической экспертизе". 10. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. М., 1993. 11. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и Методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов. М.: Минздрав СССР - Госкомитет СССР по науке и технике, 1987. 12. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1992 г. N 632. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 10. Ст. 726. 13. Методические рекомендации по аттестации рабочих мест по условиям труда в дорожном хозяйстве. М.: Центроргтруд, 1995. 14. Каталог типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог. Т. 1. Дефекты весенне-летне-осеннего периода, М.: ФДС России, 1998. 15. Фролов Ю.Н. Техническая эксплуатация и экологическая безопасность автомобильного транспорта, М.: МАДИ (ГТУ), 2001. |