Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ 27 июня 2003 г. N 64 (Д) Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Методологические положения по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы). 2. С введением указанных в п. 1 настоящего Постановления Методологических положений отменить ранее действовавшее Постановление Госкомстата России от 28.05.99 N 35 "Об утверждении Положения о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы)". Председатель В.Л.СОКОЛИН 27 июня 2003 г. N 64 УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Госкомстата России от 27 июня 2003 г. N 64 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (Обследование рабочей силы) 1. Общие положения Цель обследований 1. Выборочные обследования населения по проблемам занятости проводятся во всех республиках, краях, областях, автономной области и округах Российской Федерации с целью получения данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы, изменении состояния рынка рабочей силы. Отчетный период 2. Обследования проводятся по состоянию на критическую (обследуемую) неделю. Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье. С 1999 г. обследование проводится один раз в квартал по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала, т.е. февраля, мая, августа, ноября. Единицы наблюдения 3. Единицами наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этих домашних хозяйств. Минимальная и максимальная границы возраста обследуемого населения определены при проведении первого обследования в 1992 г. с учетом наличия экономически активного населения в этих возрастах. Домохозяйством считается: один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения и обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении; два человека или более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими. Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами. Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохозяйства. В составе домашнего хозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с членами домашнего хозяйства, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства). 4. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу, включая и тех лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства). Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит постоянно (обычно) большую часть своего времени. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). Если лицо имеет более одного адреса проживания, его следует учитывать по тому адресу, который оно рассматривает как свой основной адрес. При определении лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, необходимо применять следующие правила. Взрослых детей в семье, т.е. в возрасте от 16 лет и старше, которые в связи с работой или учебой проживают вне дома и прибывают домой только во время каникул или отпуска, не следует учитывать по адресу родителей. Дети, проживающие в школах-интернатах, а также дети моложе 16 лет, проживающие вне дома в связи с временной учебой, учитываются по адресу родителей. Также по адресу родителей следует учитывать детей, проживающих по другому адресу у бабушек и дедушек (кроме тех случаев, когда бабушка или дедушка являются опекунами внука(чки)). Лица, постоянно проживающие в данном помещении и выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями, или на учебу на срок до 1 года, а также выехавшие, независимо от срока на отдых, в гости к родственникам, знакомым и т.п., учитываются по месту их постоянного жительства в Российской Федерации. Лица, выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями или на учебу на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они там пробыли и сколько осталось до их возвращения), в данном помещении не учитываются. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства) и лица без гражданства учитываются по месту их жительства в общем порядке. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу по контрактам российских и иностранных организаций (кроме иностранных граждан, работающих в находящихся в Российской Федерации иностранных дипломатических и иных официальных представительствах, а также международных организациях, их филиалах и представительствах) или на учебу на срок 1 год и более, учитываются как постоянные жители России по тому адресу, где они обычно проживают в Российской Федерации. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) на постоянное жительство в Российскую Федерацию, но еще не получившие разрешения на жительство, учитываются как постоянные жители Российской Федерации по тому адресу, где они проживали в период обследования. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) или из другой территории Российской Федерации в поисках убежища, но еще не получившие разрешения на жительство, учитываются как постоянные жители по тому адресу, где они проживали в период обследования. В составе домашнего хозяйства по месту своего постоянного (обычного) жительства должны быть учтены: лица, уехавшие временно на заработки в другие населенные пункты на территории Российской Федерации; члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находящихся в дальнем плавании; находящиеся в местах предварительного заключения лица, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу; лица, проходящие военную службу по призыву, а также заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, лица, призванные на военно-учебный сбор; лица, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории. Не включаются в число лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Не обследуются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях, школах-интернатах, интернатах для престарелых и инвалидов и других институциональных заведениях, монастырях и прочих коллективных жилых помещениях. 5. При формировании региональных итогов население учитывается по месту проживания. Формирование выборки домашних хозяйств Основа (база) выборки 6. В качестве информационной базы (основы) для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств используются материалы переписей населения. Если между переписями населения проводится 5%-ная микроперепись, то основа выборки обновляется, и выборка домашних хозяйств формируется на базе материалов микропереписи населения. Для формирования годового выборочного массива домашних хозяйств применяется двухступенчатая выборка. Основой выборки на первой ступени является совокупность счетных участков, сформированных на базе информационного массива переписи или микропереписи населения. Основа выборки формируется в табличном виде по следующим реквизитам и признакам: -------------------------------------------------------------------------- | N |Номер | Код | Численность населения в группах по признакам: | |п/п|счетного|ОКАТО|-----------------------------------------------------| | |участка | |Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 |Х7 | Х8 | | | | |---|--------|--------|-------|-------|-----|---|-----| | | | |1|2|1|...|10|1|...|15|1|...|7|1|...|7|1|2|3|1|2|1|2|3| |---|--------|-----|-|-|-|---|--|-|---|--|-|---|-|-|---|-|-|-|-|-|-|-|-|-| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------- Х1 - пол: мужчины, женщины (2 группы); Х2 - возраст (10 групп); Х3 - источники средств существования (15 групп); Х4 - уровень образования (7 групп); Х5 - размер домашнего хозяйства (7 групп); Х6 - национальность (3 группы); Х7 - принадлежность жилого помещения (2 группы); Х8 - тип жилого помещения (3 группы). Совокупность счетных участков составляется для каждого субъекта Российской Федерации отдельно по городскому и сельскому населению. Общее количество счетных участков, подлежащих отбору на первой ступени, должно быть кратно четырем (обследование населения проводится с квартальной периодичностью). Информационной основой для построения на второй ступени годового выборочного массива домашних хозяйств является выборочная совокупность счетных участков, отобранных на первой ступени (отдельно по городскому и сельскому населению). Основой выборки на второй ступени является совокупность, или переписных листов, или бланков микропереписи населения, составленных на отдельное домашнее хозяйство, в пределах счетного участка, отобранного на первой ступени. Организация выборки домашних хозяйств 7. Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что в каждом квартале все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми. Адреса, участвующие в обследовании, могут повторно включаться в выборку по истечении двух лет. Представительность выборки 8. Для проведения квартальных обследований населения по проблемам занятости годовой объем выборочного массива по России в целом устанавливается в размере 260 тыс. лиц в возрасте 15 - 72 года (приблизительно 120 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,24% численности населения данного возраста. Ежеквартально в целом по России обследуются около 65 тыс. лиц в возрасте 15 - 72 года (около 30 тыс. домашних хозяйств), или 0,06% от численности населения данного возраста. По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом относительной вариации показателя "уровень безработицы", заданной степени относительной точности по этому показателю: не более 1,5% стандартная относительная ошибка выборки - в целом по России при уровне статистической надежности p = 0,95, t = 1,96; 5% стандартная относительная ошибка выборки - по ряду крупных и средних регионов и 8% - 10% - для небольших по численности населения регионов при уровне статистической надежности p = 0,9, t = 1,645. Размер квартальной выборки гарантирует получение представительных итогов в пределах заданной степени точности и разрезов разработки в целом по Российской Федерации. По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность четырех квартальных выборок. Определение объема выборки 9. Объем выборки для квартальных обследований по субъектам 2 Российской Федерации рассчитывается с учетом показателя deft - эффект плана. При этом сначала вычисляется объем простой случайной выборки при заданной степени относительной точности и известной (фактической) вариации показателя "уровень безработицы". Затем полученный объем случайной выборки по каждому региону умножается 2 на соответствующее значение deft . Его величина по субъектам 2 Российской Федерации находится в пределах: 1,52 <= deft <= 2,14. 2 2 2 deft = (мю )` / мю , 2 где (мю )`- дисперсия оценки показателя "уровень безработицы" при двухступенчатой выборке; 2 мю - дисперсия оценки доли указанного признака при простой случайной выборке аналогичного размера. Количество счетных участков, подлежащих случайному отбору, определяется из уравнения расчета объема случайной выборки: 2 V N` n` = ----------, 2 2 V N` + V мю где n` - объем выборки счетных участков в целом по России; V - коэффициент вариации показателя "уровень безработицы"; N` - количество счетных участков в основе выборки; V - относительная величина стандартной допустимой ошибки мю выборки <*> по показателю "уровень безработицы". -------------------------------- <*> При определении объема выборки счетных участков величина допустимой стандартной ошибки выборки была принята равной 4,5% (уровень доверительной вероятности составляет 95%, t = 1,96). Объем выборки счетных участков в рамках региона определяется на основании модели размещения общего объема выборки по Нейману: N`G i i n` = n`--------, i SUM N`G i i где n` - количество отбираемых счетных участков на первой i ступени в i-субъекте Российской Федерации; N` - количество счетных участков в основе выборки i-субъекта i Российской Федерации; G - абсолютная вариация показателя "уровень безработицы" в i i-субъекте Российской Федерации. Если полученное в результате размещения количество счетных участков в i-субъекте Российской Федерации не кратно четырем, то проводится коррекция вычисленного значения, т.е. доведение его до ближайшего числа, кратного четырем. Количество домашних хозяйств, подлежащих отбору в каждом отобранном счетном участке в i-субъекте Российской Федерации (f ), определяется из уравнения: 2i f` = f x f` x f , i M 1i 2i где f` - общая доля отбора домашних хозяйств в i-субъекте i Российской Федерации; m i f` = --, i M i где m - общий объем выборки домашних хозяйств, подлежащих i наблюдению в i-субъекте Российской Федерации (его величина, как 2 уже указывалось, определяется с учетом эффекта плана, т.е. deft ); М - количество домашних хозяйств в i-субъекте Российской i Федерации по данным переписи населения (или оцененное по данным текущей статистики населения); f - доля отбора счетных участков в микропереписи населения M (ее величина имеется в базе данных); f` - доля отбора счетных участков из основы выборки на первой 1i ступени в i-субъекте Российской Федерации: n` i f` = -- 1i N` i Значение доли отбора домашних хозяйств в каждом из отобранных счетных участков в i-субъекте Российской Федерации вычисляется из уравнения: f = f`/f x f 2i i M 1i Количество домашних хозяйств, подлежащих отбору в каждом счетном участке, определяется на основании полученной величины доли отбора f2i: m2i = M2i x f2i, где m2i - количество домашних хозяйств, подлежащих отбору в каждом счетном участке i-региона; f2i - доля отбора домашних хозяйств в счетном участке; М2i - общее число домашних хозяйств в счетном участке, отобранном на первой ступени. Отбор единиц наблюдения 10. Для квартальных обследований населения по проблемам занятости предусматривается формирование выборочной совокупности объектов наблюдения в два этапа. На первом этапе по субъектам Российской Федерации (отдельно по городскому и сельскому населению) формируется расслоенная двухступенчатая вероятностная выборка в объеме годового массива. Единицей отбора на первой ступени является счетный участок, на второй ступени - домашнее хозяйство. 11. При формировании годового массива выборки используется процедура расслоения на нескольких уровнях. Уровень I - территориальное расслоение (два слоя) с учетом места проживания населения: городская местность, сельская местность. Задачей расслоения на первом уровне является повышение точности оценивания в целом по России и вычисление отдельных оценок по городскому и сельскому населению. Уровень II - формирование "подслоев" с учетом структуры социально-экономических и демографических признаков. При этом учитывается: распределение подлежащих обследованию домашних хозяйств по размеру, по принадлежности жилого помещения, по типу жилого помещения; распределение подлежащих обследованию лиц по проживанию в домохозяйстве определенного размера, по возрасту, по полу, по источникам средств существования, по уровню образования, по национальности. "Подслои" формируются на первой и второй ступенях: на первой ступени осуществляется построение многомерной стратификации единиц отбора (счетных участков) этой ступени по структурным соотношениям указанных выше признаков; на второй ступени осуществляется построение одномерной стратификации единиц отбора этой ступени по признаку "размер домашнего хозяйства". Задачами расслоения на втором уровне являются: обеспечение представительства в выборке разнообразных типов домашних хозяйств; повышение эффективности оценок на уровне субъекта Российской Федерации и в целом по России. Количество образованных "подслоев" на первой ступени в i-субъекте Российской Федерации равно объему выборки на этой ступени, т.е. n`. Число счетных участков (Н`) в каждом из i i образованных "подслоев" равно обратной величине доли отбора счетных участков в i-субъекте Российской Федерации на первой ступени, т.е. H`= 1 / f . i 1i Отбор счетных участков в образованных на первой ступени "подслоях" проводится случайно. В каждом из сформированных "подслоев" отбирается случайно один счетный участок. На второй ступени отбор домашних хозяйств в отобранных на первой ступени счетных участков проводится в группах по размеру домохозяйства. Для определения количества домохозяйств, подлежащих отбору в каждой из групп по его размеру, используется пропорциональное размещение (т.е. вычисляется удельный вес соответствующей группы, который затем умножается на общее число домохозяйств, подлежащих отбору в счетном участке). Для отбора домохозяйств в группах по его размеру используется или стандартная процедура случайного отбора, или стандартная процедура систематического (механического) отбора, при котором единицы отбора нумеруются, а начало отбора (С4) определяется случайно из числа единиц, равных интервалу (шагу) отбора. Интервал отбора (И0) определяется из уравнения И01 = Mki / mki, где Mki - число домохозяйств в i-группе по его размеру в соответствующем счетном участке; mki - число домохозяйств, подлежащих отбору в данной группе. Первым в выборку включается домохозяйство, имеющее номер, идентичный началу отбора. Затем в выборку включаются домохозяйства, имеющие номера, равные С4 + И0; С4 + 2И0; С4 + 3И0; С4 + 4И0, и т.д. Случайный отбор применяется тогда, когда число домохозяйств, подлежащих отбору в i-группе, по размеру меньше или равно трем. Во всех остальных случаях используется систематический отбор домохозяйств в группах по их размеру. 12. На втором этапе, в целях определения выборочной совокупности объектов наблюдения для каждого квартального опроса, формируются случайно четыре независимые подвыборки, каждая из которых состоит из определенного числа счетных участков и отобранных в них домашних хозяйств. Формирование этих подвыборок производится на основе годового массива домашних хозяйств, построенного в региональном разрезе (отдельно по городскому и сельскому населению) в рамках совокупности счетных участков, отобранных на первой ступени. Отбор счетных участков в каждую из четырех подвыборок начинается с административного района, в котором число счетных участков кратно четырем. В этом административном районе осуществляется случайный отбор счетных участков, и каждый из его номеров последовательно используется для наполнения подвыборок. Первый отобранный участок включается в подвыборку 1, второй - подвыборку 2, третий - подвыборку 3 и т.д. Указанная процедура проводится по всем административным районам, в которых число отобранных счетных участков кратно четырем. Затем, когда в каждом административном районе осталось менее четырех счетных участков (т.е. три, два или один), осуществляется дополнение административного района до полной группы. Дополнение осуществляется за счет смежных административных районов. В первом квартале обследуется одна из четырех подвыборок (например, N 1). Во втором квартале выборка первого квартала заменяется полностью. Вместо этой выборки обследованию подлежит подвыборка N 2. В третьем квартале подвыборка второго квартала заменяется полностью на подвыборку N 3, а в четвертом квартале третья подвыборка заменяется полностью на подвыборку N 4. Формирование годовой выборки и квартальных подвыборок осуществляется централизованно на федеральном уровне в разрезе каждого субъекта Российской Федерации. Результаты формирования независимых подвыборок направляются в территориальные органы государственной статистики и являются основной для проведения ежеквартальных опросов населения. 13. Дополнительный слой для выборки составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Формирование этого слоя осуществляется на основе ежегодной актуализации основы выборки. Отбор домашних хозяйств в новых домах производится территориальными органами Госкомстата России по специальной схеме, разработанной Госкомстатом России. 14. В процессе подготовительной работы перед проведением обследования территориальные органы Госкомстата России организуют выверку адресов сформированной выборки на предмет их существования и факта проживания по ним граждан. Адреса, выпадающие из обследования в связи с тем, что к моменту выверки дом разрушен, поставлен на капитальный ремонт с выселением жильцов, сдан под офис и т.д., заменяются новыми адресами. Замена производится в соответствии с рекомендациями, разработанными Госкомстатом России. 3. Инструментарий обследования Бланки форм обследования и инструктивные материалы 15. При проведении обследования используется следующий инструментарий: Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости; Инструкция о порядке заполнения Анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости; Карточка на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости; Карточка 1 (примеры видов деятельности для заполнения ответа на вопрос 72 Анкеты); Методическое пособие для интервьюеров (счетчиков) по проведению опроса населения по проблемам занятости; Листовка - обращение к населению; Удостоверение интервьюера; Пособие по кодированию материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости. 16. Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости содержит вопросы по учетным признакам обследования, которые задаются в логической последовательности. Анкета обследования и Инструкция о порядке ее заполнения утверждаются постановлением Госкомстата России. 17. Карточка на помещение ведется в территориальных органах Госкомстата России и представляет собой список всех лиц (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), постоянно (обычно) проживающих в помещении, отобранном для проведения обследования. Согласно Приказу Госкомстата России от 20 февраля 2002 г. N 18-ДСП "О введении в действие Перечня служебной информации ограниченного распространения" сведения, содержащиеся в "Карточке на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости", являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению (распространению). Эти сведения используются только для проведения опроса граждан по отобранным для обследования адресам и формирования соответствующих агрегированных данных. 18. Обследование проводится путем опроса населения и записи сведений в Карточку на помещение и Анкету. 19. В Анкете обследования содержатся следующие основные учетные признаки, по которым собирается информация: а) сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; профессия или специальность, полученная по окончании учебного заведения; общее число членов домохозяйства; родственные отношения в домохозяйстве; б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась; в) признаки, характеризующие основную работу: вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество работников на предприятии; количество привлекаемых наемных работников работодателями; вид основной работы и условия найма; региональное месторасположение основной работы; нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше нормальной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия; г) сведения о второй работе: наличие дополнительной работы в обследуемую неделю или в предшествующий месяц; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; вид работы и условия найма; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах; д) готовность к дополнительной занятости: поиск дополнительной работы; пожелания по форме дополнительной занятости; возможная продолжительность (в часах) дополнительной занятости; способы поиска дополнительной работы; готовность приступить к дополнительной работе; е) поиск работы: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой незанятый готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице; ж) прошлая деятельность лиц, не занятых в обследуемую неделю (безработных и экономически неактивных): наличие когда-либо ранее работы у незанятых; вид деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнее место работы; з) дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе; и) занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве: занятость в обследуемую неделю производством в домашних хозяйствах продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства (как для реализации, так и для собственного потребления); основной вид производимой продукции и отработанное время в обследуемую неделю на выполнение работ по производству этой продукции; занятость производством в домашнем хозяйстве промышленных товаров или услуг для получения дохода или обмена; основной вид производимых в домашнем хозяйстве промышленных товаров и услуг и отработанное время на выполнение этих работ. 20. Программа основного обследования может дополняться единовременным или периодическим сбором информации по блоку вопросов, характеризующих наиболее актуальные проблемы рынка рабочей силы. 4. Организация проведения обследования Методологическое и организационное обеспечение обследования 21. Методологическое сопровождение проведения обследований населения по проблемам занятости обеспечивается Госкомстатом России. Госкомстат России с участием подведомственных организаций (НИИ статистики, НИПИ статинформ, ГМЦ Госкомстата России): разрабатывает инструментарий обследования; разрабатывает методологические и организационные положения по проведению обследования; разрабатывает методологию формирования выборки домашних хозяйств; разрабатывает методологию взвешивания и распространения результатов обследования; разрабатывает методологию формирования производных признаков обследования и построения базы индивидуальных данных; разрабатывает методическое пособие по кодированию материалов обследования; разрабатывает методические рекомендации для работников территориальных органов Госкомстата России по подбору и инструктированию интервьюеров; разрабатывает методическое пособие для интервьюеров по проведению опроса населения; разрабатывает технологию компьютерной обработки материалов обследования и создание баз данных; разрабатывает методологическую документацию для пользователей базы микроданных; обеспечивает формирование выборки домашних хозяйств; обеспечивает тиражирование инструментария обследования и инструктивно-методических материалов. 22. Организация проведения обследования на региональном уровне осуществляется территориальными органами Госкомстата России. Территориальные органы Госкомстата России: систематически проводят актуализацию основы выборки; на основании выборки, сформированной на федеральном уровне, составляют списки адресов домохозяйств, отобранных для обследования; организуют выверку отобранных для обследования адресов на предмет их существования и факта проживания по ним граждан; проводят дополнительный отбор домашних хозяйств, вселившихся в течение года в новые дома; с учетом территориального расположения выборки и определенной нагрузки на одного интервьюера (счетчика) формируют счетные участки для каждого интервьюера (счетчика) и составляют для них перечень домохозяйств, подлежащих обследованию; ведут картотеку домашних хозяйств, участвующих в обследовании; организуют оповещение населения о предстоящем обследовании; проводят подбор и инструктирование интервьюеров; назначают интервьюеров-инструкторов, ответственных за работу группы интервьюеров; обеспечивают интервьюеров инструментарием и инструктивно-методическими материалами для организации работы по проведению опроса, перечнем домохозяйств, подлежащих обследованию, удостоверениями установленного образца; организуют обход населения интервьюерами (счетчиками); организуют выборочную проверку работы интервьюеров (счетчиков); проводят первичный контроль и кодирование Анкет обследования, ввод первичной информации. 23. Работа по организации опроса населения по проблемам занятости на региональном уровне проводится во взаимодействии с органами правопорядка и службы занятости. Опрос населения 24. Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами в течение последующих двух недель путем непосредственного посещения домашних хозяйств. 25. При обследовании населения по проблемам занятости применяется метод ведения опроса по стандартизированному бланку Анкеты с готовым текстом вопросов. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности. Подобным образом стандартизированы способы записи ответов интервьюерами. Это гарантирует, что ответы на один и тот же вопрос от разных респондентов записаны сопоставимым методом. При непосредственном посещении домашнего хозяйства ответы на вопросы Анкеты могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домашнего хозяйства в случае отсутствия респондента в момент опроса. 26. Участие населения в обследовании является добровольным. Требования к интервьюерам 27. Подбор и инструктирование интервьюеров осуществляется в территориальных органах Госкомстата России в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Госкомстатом России. К работе в качестве интервьюеров не должны привлекаться лица, которые в связи со своей профессиональной деятельностью или по другим причинам могут использовать полученные сведения в ущерб опрашиваемым гражданам. 28. Интервьюеры дают обязательство о сохранении конфиденциальности статистических данных, а также других сведений об опрошенных лицах, которые они получили при посещении домашних хозяйств. Обязательство остается в силе после окончания работы интервьюером. 29. При выполнении работы по опросу населения интервьюеры обязаны удостоверять свою личность предъявлением документа. На время работы интервьюеру выдается удостоверение установленного образца, которое подписывается руководителем администрации региона и территориального органа Госкомстата России. Организация работы интервьюеров 30. Интервьюеры (счетчики): в период обследуемой недели (в отчетный период) проводят предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании и согласования даты и времени проведения непосредственно интервью; составляют списки лиц, проживающих по включенным в выборку адресам; проводят опрос лиц в возрасте 15 - 72 года по вопросам Анкеты и отмечают ответы на бланке Анкеты; проводят первичный логический контроль ответов на отдельные вопросы Анкеты в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения Анкеты; после завершения опроса граждан по всем отобранным для обследования адресам составляют Отчет о выполненной работе интервьюера (счетчика), в котором содержатся следующие сводные данные: количество первоначально установленных для обследования адресов; число первоначально установленных для опроса респондентов; количество фактически обследованных помещений; число фактически опрошенных респондентов; количество необследованных помещений с указанием причин; количество неопрошенных респондентов с указанием причин; передают интервьюеру-инструктору заполненный Отчет о работе интервьюера (счетчика), заполненные бланки Анкет, Карточки на помещение, возвращают удостоверение интервьюера и другие инструктивные материалы. 31. При проведении опроса интервьюеры (счетчики), в соответствии с приведенными в Анкете подсказами, последовательно зачитывают сформулированные вопросы. Изменение формулировки вопросов Анкеты не допускается. При необходимости интервьюеры (счетчики) могут дать пояснения к вопросам Анкеты, руководствуясь Инструкцией о порядке ее заполнения. 32. Интервьюерам (счетчикам) не разрешается опрашивать население по адресам, не представленным в выборке. В своей работе интервьюеры (счетчики) руководствуются Методическим подобием по проведению опроса населения, которое разрабатывается Госкомстатом России. 33. Среди интервьюеров назначаются интервьюеры-инструкторы, ответственные за работу группы интервьюеров. Интервьюер-инструктор: руководит работой группы интервьюеров и контролирует выполнение объема работ каждым интервьюером и в целом по инструкторскому участку; в период обследуемой недели (в отчетный период) проводит совместно с интервьюерами предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании и согласования даты и времени проведения непосредственно интервью; при необходимости оказывает помощь интервьюерам (счетчикам) в установлении контактов с домашним хозяйством и в проведении опроса; принимает Анкеты от интервьюеров (счетчиков) и осуществляет контроль полноты и правильности заполнения Анкет; проводит выборочные проверки работы интервьюеров (счетчиков). 5. Обработка материалов обследования Кодирование данных обследования 34. Кодирование видов экономической деятельности производится с применением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), принятого и вводимого в действие с 1 января 2003 г. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-СТ. Кодирование отраслей экономики производится с применением Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства ОКОНХ. Базовой статистической единицей для классификации видов экономической деятельности принимается подразделение хозяйственной единицы, в котором работал респондент, осуществляющее исключительно или главным образом один вид деятельности, или хозяйственная единица в целом (предприятие, организация), если респондент работал в хозяйственной единице без структурных подразделений. 35. Кодирование занятий производится с применением систематизированного Перечня занятий и Алфавитного словаря занятий, разработанных для Всероссийской переписи населения 2002 г. Группировки систематизированного Перечня занятий сопоставимы с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) и Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ-88). Алфавитный словарь занятий сопоставим с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). 36. Кодирование специальностей, профессий, полученных по окончании учебных заведений, производится с применением Перечня специальностей, профессий высшего, среднего и профессионального начального образования, разработанного на основе: Перечня профессий профессионального начального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 N 1362; Классификатора специальностей среднего профессионального образования, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.1994 N 4; Классификатора специальностей профессионального высшего образования, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.1994 N 180. Схема компьютерной обработки данных 37. В территориальных органах Госкомстата России производится: запись первичной информации с бланков Анкет на ПЭВМ и ее логический контроль на входе с использованием программы ввода и контроля данных, подготовленной Госкомстатом России; формирование информационного массива по первичным признакам Анкеты и передача первичных записей на федеральный уровень для дальнейшей обработки; загрузка полученных с федерального уровня информационных массивов микроданных, содержащих учетные признаки обследования, производные показатели и весовые коэффициенты, в региональные базы микроданных; формирование публикационных материалов. 38. На федеральном уровне производится: контроль поступившей от территориальных органов Госкомстата России информации и создание объединенного информационного массива первичных данных; расчет индивидуальных весов; автоматическая корректировка ответов на вопросы Анкеты для отдельных категорий опрошенных; формирование производных признаков для каждого обследованного лица; создание по итогам текущего обследования информационного массива микроданных, содержащего учетные признаки (обследования), производные показатели и весовые коэффициенты; формирование агрегированных данных в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации; подготовка оригинал-макета и выпуск публикационного бюллетеня; доведение до территориальных органов Госкомстата России фрагментов информационных массивов микроданных текущего обследования; создание и ведение базы микроданных федерального уровня. 39. Автоматическая корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится для следующих категорий опрошенного населения: лиц, указавших при проведении опроса, что они вообще не имели оплачиваемой работы или не имели дополнительной оплачиваемой работы или доходного занятия, но сообщивших о наличии занятости в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации; лиц, указавших при проведении опроса, что они отсутствовали на основной работе в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет или в связи с отпуском по инициативе администрации без сохранения заработной платы 6 месяцев и более. Корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится с учетом следующих методологических положений: занятость в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации считается доходным занятием; не считаются "имеющими работу и временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения: лица, отсутствующие в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет; лица, длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения содержания по инициативе администрации, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более. 40. В процессе компьютерной обработки материалов обследования создаются следующие базы данных: на региональном уровне: база микроданных обследованных лиц; база данных домашних хозяйств, участвующих в обследовании; база регламентных таблиц и публикационных бюллетеней; на федеральном уровне: база микроданных обследованных лиц; база регламентных таблиц и публикационных бюллетеней. 41. База микроданных обследований населения по проблемам занятости содержит фонды микроданных по результатам обследований, начиная с 1992 года. Единицей хранения в базе микроданных являются данные по каждому респонденту. Система показателей базы микроданных включает: а) первичные показатели, полученные в ходе опроса как ответы на вопросы Анкеты; б) производные показатели (интегрированные показатели), полученные при обработке результатов обследования на основе: сочетания нескольких последовательных ответов на вопросы Анкеты; агрегирования значений первичного показателя в группировки более высокого уровня (группировки видов деятельности и занятий, группировки по возрасту, отработанному времени); в) весовые коэффициенты, исчисленные при обработке результатов обследования, для обеспечения получения оценок статистических характеристик на основе микроданных. Взвешивание выборки и формирование агрегированных данных 42. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - персоне. На этапе формирования выборки отдельное лицо в рамках домохозяйства имеет соответствующий базовый вес, который определяется как обратная величина вероятности включения домашнего хозяйства в выборку. 43. Для повышения качества оценок показателей квартального обследования применяется коррекция базового веса на основе внешней информации (в частности, информации текущей статистики населения в i-субъекте Российской Федерации о численности населения в возрасте 15 - 72 года и распределении его в группах половозрастного состава). При коррекции базовых весов в феврале и мае используются демографические данные на начало предыдущего года, в августе и ноябре - данные на начало текущего года. Для коррекции базового веса применяется метод линейных итераций, основным назначением которого является приведение к согласованному виду итогов экстраполяции выборочных данных обследования по признакам, характеризующим половозрастную структуру, с данными текущей статистики о распределении этих же признаков. 44. Для расчета скорректированного индивидуального веса и получения согласованных распространенных итогов используется несколько итераций, реализуемых в электронной таблице. Расчеты на начальной итерации производятся последовательно в три этапа. На первом этапе производится расчет веса выборки в целом по России без учета регионального разреза отдельно по мужчинам и женщинам и 31 возрастной группе: с 15 до 24 лет - однолетние группы, с 25 до 49 лет - пятилетние, с 50 до 64 лет - однолетние, последняя группа 65 - 72 лет: ------------------------------------------------------------------ | | Мужчины | Женщины | |--------------------------------------|------------|------------| |В целом по Российской Федерации | | | |--------------------------------------|------------|------------| |Лица в возрасте, лет: | | | |--------------------------------------|------------|------------| |однолетние группы: | | | |--------------------------------------|------------|------------| Страницы: 1 2 |