Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (В Т.Ч. ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЭД) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 1 ноября 2001 г. N 1025-р (Д) В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.1995, N 26, ст. 2397; 01.01.1996, N 1, ст. 4; 28.07.1997, N 30, ст. 3586; 24.11.1997, N 47, ст. 5341; 15.02.1999, N 7, ст. 879), Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.1998, ст. 3824; 12.07.1999, N 28, ст. 3487; 10.01.2000, N 2, ст. 134; 07.08.2000, N 32, ст. 3341; 07.08.2000, N 32, ст. 3340; 01.01.2001, N 1 (часть II), ст. 18, 04.06.2001, N 23, ст. 2289, "Российская газета", N 151-152, 09.08.2001), а также совершенствования форм и технологий таможенного контроля, обеспечивающих предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, обязываю: 1. Утвердить методические рекомендации по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (приложение). 2. Начальников региональных таможенных управлений, таможен обеспечить применение указанных методических рекомендаций в практической деятельности подчиненных таможенных органов с 1 ноября 2001 года. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Заместитель председателя Комитета генерал-лейтенант таможенной службы Б.М. ГУТИН 1 ноября 2001 г. N 1025-р Приложение к распоряжению ГТК России от 1 ноября 2001 года N 1025-р МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЭД) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА 1. Настоящие методические рекомендации по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (далее - Рекомендации) разработаны исходя из положений раздела V Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК России), раздела V Налогового кодекса Российской Федерации (НК России), Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст. 5369), Приказа Минфина России "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" от 31.10.2000 N 94Н (признан не нуждающимся в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 09.11.2000 N 9558-ЮД), других нормативных правовых актов Российской Федерации в целях совершенствования инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации и единообразного применения процедур таможенного контроля. 2. Настоящие Рекомендации предназначены для координации действий сотрудников таможенных органов (далее - проверяющие), осуществляющих таможенный контроль (в том числе проверки финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, и включают основные методы, приемы и способы осуществления таких проверок. 3. Для целей проведения таможенного контроля (в том числе проверок финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (далее - Проверка) таможенными органами самостоятельно, а при необходимости во взаимодействии с другими государственными контролирующими органами Российской Федерации осуществляется комплекс контрольно - инспекционных мероприятий. Комплекс контрольно - инспекционных мероприятий включает в себя документальную и фактическую проверку обоснованности и соответствия отражения организацией в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных и финансовых операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а именно: - проверку документов и сведений о деятельности организации, имеющихся у таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов; - проверку бухгалтерских документов организации (первичных учетных документов, сводных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, данных бухгалтерской отчетности); - проверку сведений о финансово - хозяйственной деятельности организации, полученных от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов (встречная проверка); - проверку финансовых требований и обязательств организации, а также другие контрольно - инспекционные мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. По результатам Проверки делается заключение о соблюдении организацией требований законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации. Результаты проверки незамедлительно сообщаются проверяемому лицу. 4. При проведении Проверки могут быть использованы методы аудита, представляющие собой совокупность действий, приемов, направленных на определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствия совершаемых ею хозяйственных и финансовых операций требованиям законодательства Российской Федерации. Применение методов аудита при проведении таможенного контроля (в том числе проверок финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД) предназначено для выявления признаков нарушений законодательства Российской Федерации о таможенном деле с возможным указанием количественной характеристики объекта нарушения таможенных правил (в натуральном и (или) стоимостном выражении) и установлением соответствия выявленных признаков нарушения таможенных правил (НТП) признакам состава НТП, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей ТК России. 5. Проверка проводится уполномоченными сотрудниками подразделений таможенной инспекции в соответствии с их служебными обязанностями. В состав группы проверяющих могут привлекаться сотрудники других подразделений таможенных органов, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, эксперты. 6. Направления, характер (сплошная, выборочная) Проверки, используемые методы аудита определяются, исходя из целей, задач и обстоятельств Проверки. 7. Проверка осуществляется по следующим этапам: - планирование и подготовка; - непосредственное проведение (при необходимости с привлечением экспертов, специалистов); - документирование; - обобщение результатов, составление акта. 8. Планирование и подготовка Проверки заключаются в проведении информационно - аналитической работы, определении ее основных направлений, вопросов, объема, составлении общего плана (некоторые положения общего плана Проверки при необходимости могут быть пересмотрены в ходе ее проведения), в разработке программы и конкретных методов проведения Проверки, в том числе методов аудита, характера (сплошная или выборочная), сроков по каждому направлению работы. Проверяющие должны знать организационно - правовую форму, наименование, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации. При необходимости направляются запросы в территориальные налоговые инспекции, органы налоговой полиции, учреждения банков и другие государственные органы. Проверяются финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банка, другие необходимые сведения, а также проводится анализ деятельности организации. При планировании и проведении Проверки могут использоваться Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита", Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта", одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25.12.96 (Протокол N 6) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1997) и 27.04.99 (Протокол N 3) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1999). 9. При проведении Проверки проверяющие непосредственно осуществляют контрольно - инспекционные мероприятия, в ходе которых из нескольких источников и разными методами получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения организацией законодательства Российской Федерации о таможенном деле, могущих служить основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил (НТП) (составления акта по упрощенной форме), или отсутствии таких признаков. Под данными, свидетельствующими о признаках НТП или их отсутствии, понимаются информация, документы, сведения, полученные в ходе проверки как от проверяемой организации, так и от третьих лиц (в том числе от таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов), а также информация, полученная в результате анализа таких сведений, документов, позволяющие оценить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации и их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации. Особое внимание уделяется достоверности данных, полученных от проверяемой организации. Источниками получения таких данных могут являться: - первичные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц; - результаты предыдущих проверок финансово - хозяйственной деятельности организации; - бухгалтерская отчетность; - результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц; - результаты инвентаризации имущества организации; - другие источники в рамках действующего законодательства Российской Федерации. На этом этапе могут использоваться Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства", Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта", одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации соответственно 25.12.96 (Протокол N 6) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1997) и 27.04.99 (Протокол N 3) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1999). 10. В ходе проведения Проверки проверяющие должны исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации до момента обнаружения нарушений законодательства Российской Федерации. При этом проверяющие должны принимать во внимание, что в силу объективных и субъективных причин возможно искажение получаемой информации, документы могут содержать ошибки. При выявлении каких-либо несоответствий в бухгалтерских документах проверяющие анализируют их и определяют последствия использования таких документов организацией с точки зрения наличия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, учитывают их влияние на дальнейший ход Проверки, принимают меры по закреплению следов нарушений, их квалификации и составлению протокола о НТП или акта о наложении взыскания по упрощенной форме. 11. Этап документирования заключается в отражении имеющейся информации в рабочей документации Проверки (совокупность материальных носителей информации, которую составляют сами проверяющие, сотрудники проверяемой организации и третьи лица до начала, в ходе и по завершении Проверки), в которой должны содержаться сведения, необходимые для подготовки и составления акта Проверки. Документированию подлежат основные этапы проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные аспекты, имеющие значение для обобщения результатов Проверки и составления ее акта. Выводы, сделанные проверяющими, должны быть обоснованными, содержать ссылки на действующие нормативные правовые акты Российской Федерации. К рабочей документации Проверки могут быть отнесены: - планы и программы проведения Проверки; - объяснения, пояснения, заявления организации; - заверенные должным образом копии документов организации и третьих лиц (в том числе документов об организационно - правовой форме и организационной структуре организации, учредительных документов, внешнеторговых контрактов, договоров и т.д.); - описания организации бухгалтерского учета и отчетности организации и третьих лиц (в том числе материалы анализа хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета, существенных показателей деятельности организации и третьих лиц, копии бухгалтерской и другой финансовой документации и т.д.); - аналитические документы проверяющих; - копии переписки проверяющих с организацией и третьими лицами в связи с проведением Проверки; - акты об отдельных действиях проверяющих (инвентаризации, осмотра и т.д.). Документы рабочей документации, по которым ГТК России не установлены типовые формы, могут составляться в произвольной письменной форме. Рабочая документация должна формироваться своевременно (до начала, в ходе и по завершении Проверки), должна быть достаточно полной и подробной. При документировании Проверки возможно руководствоваться Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита", одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25.12.96 (протокол N 6) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1997). 12. Итогом проверки финансово - хозяйственной деятельности должно быть заключение о соответствии деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации. По результатам Проверки (итогам ее определенного периода) проверяющие оценивают достоверность (недостоверность) бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствие (несоответствие) финансово - хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иному законодательству Российской Федерации и международным договорам, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, делают выводы о наличии признаков НТП, дают им количественную и качественную характеристику. По итогам Проверки осуществляется обработка имеющейся в таможенных органах информации (в том числе электронных баз данных) для выбора объектов для последующих проверок, выявляются зоны повышенного риска (участки деятельности, где выявляются нарушения таможенного законодательства), совершенствуются методы анализа рисков для выявления недобросовестных участников ВЭД, способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, для определения "криминогенных" товаров, а также товаров, являющихся прикрытием нелегально ввозимой продукции, в обороте которых участвуют проверяемые организации. Составление плана Проверки, обобщение ее результатов и составление акта осуществляются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами ГТК России. Следует учитывать, что акт Проверки не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности участника ВЭД в целом. 13. Методы аудита, используемые при проведении Проверки, могут включать методы документального контроля и методы фактического контроля (сопоставление параметров товаров с заявленными о них сведениями). 14. Все хозяйственные операции и факты производственно - коммерческой деятельности организации должны быть документированы в соответствии с законодательством. При использовании методов документального контроля проверяющие работают с первичными документами, учетными регистрами, формами бухгалтерской отчетности как организации, так и полученными в результате проведения встречных проверок. 15. При проведении документального контроля используются следующие методы. 15.1. Методы формально - правовой проверки документов, которые заключаются в проверке соблюдения правил составления и подлинности оформления документов (при этом могут использоваться Методические рекомендации по выявлению фирм - однодневок в ходе проведения учета участников ВЭД таможенными органами (письмо ГТК России от 21.12.2000 N 01-06/37255дсп), а также соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, то есть соответствия отраженных в документах операций установленным правилам (при проверке может использоваться Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15.07.98 (Протокол N 4) ("Аудиторские ведомости" N 8, 1998). В соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34Н (зарегистрирован в Минюсте России 27.08.98, рег. N 1598), первичные учетные документы, в том числе полученные с помощью средств вычислительной техники, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, параметры хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. В зависимости от характера операции, требований нормативных правовых актов Российской Федерации, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено их подписью с указанием даты внесения исправлений. Подлинность подписей проверяется по образцам, находящимся в бухгалтерии, и по другим документам (заявление о приеме на работу, трудовое соглашение и т.д.), наличие печатей, штампов, подписей в получении ценностей и т.п. Проверяется также наличие всех приложений к первичным документам, оснований на отпуск ценностей, спецификаций, доверенностей. 15.2. К методам проверки достоверности отраженных в документах операций можно отнести: - сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций; - получение информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. (при этом сопоставляются два различных варианта одного и того же документа, а при необходимости и других взаимосвязанных с проверяемой хозяйственной операцией документов, а также учетных регистров); - проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов; - проведение аналитических процедур (анализ и оценка полученной проверяющими информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей организации с целью выявления неправильно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности); - прослеживание (проверяющие исследуют отдельные первичные документы, проверяют отражение их данных в регистрах аналитического и синтетического учета, находят заключительную корреспонденцию счетов и убеждаются в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей операции); - арифметическая проверка расчетов (заключается в проверке арифметической точности источников и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов). При взаимной сверке (встречной проверке) разных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций, проверяющие могут сравнивать, например, следующее: а) данные первичных документов и учетных регистров, а также оперативного учета (например, отражающих реализацию товаров по оплате (отгрузке) с данными других документов, связанных с отгрузкой и реализацией, в том числе документами материальной ответственности и сопутствующими документами об оказании услуг, связанных с товаром (страхование, перевозка, складирование, предпродажная подготовка, проведение экспертиз)); б) информацию из первичных документов по поступлению товаров - с расходами на их доставку (сравнение объема поступлений товаров за определенный период с тем количеством, за доставку которого оплачены услуги перевозчика); в) информацию из первичных документов - с информацией, содержащейся в учетных регистрах (для выявления хозяйственных операций, отраженных в учете, на которые нет никаких оправдательных документов). 15.3. Финансовый анализ, который осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности, предназначен для получения ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, на основе которых можно судить о возможности организации выполнять обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов перед таможенными органами, а также определить направления проведения Проверки. 16. При возникновении сомнений в достоверности отражения хозяйственных операций проверяющие могут опросить лиц, участвовавших в составлении документа, проверить его достоверность, а при необходимости истребовать у этих лиц объяснения в соответствии с установленными нормативными правовыми актами ГТК России. 17. К методам фактического контроля относятся: инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка, опрос, получение устных и письменных объяснений, справок, досмотр товаров и транспортных средств. 18. Инвентаризация является основным приемом фактического контроля. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст. 5369) организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в соответствии с требованиями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49 (по заключению Минюста России от 19.06.95 N 07-01-389-95 в государственной регистрации не нуждается). Инвентаризации подвергаются объекты учета и контроля, как принадлежащие и не принадлежащие организации, но числящиеся в учете (на ответственном хранении, в арендном пользовании, полученные для переработки), так и не учтенные по каким-либо причинам. Как правило, инвентаризации подлежат основные средства, товарно - материальные ценности, денежные средства, денежные документы, расчеты, нематериальные активы и т.д. Основными задачами инвентаризации являются: - определение фактического наличия основных средств, товарно - материальных ценностей, денежных средств и т.д.; - выявление неучтенных материальных ценностей; - проверка реальной стоимости учтенных на балансе объектов и сравнение ее с данными, заявленными при таможенном оформлении и таможенном контроле. 19. При проведении Проверки следует учитывать, что организация в соответствии с законодательством Российской Федерации обязана проводить инвентаризацию: - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене материально ответственных лиц; - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Проверяющие могут не только самостоятельно при необходимости проводить инвентаризацию, но и учитывать результаты инвентаризаций, проведенных организацией. 20. Для получения точных данных проверяющим рекомендуется проводить инвентаризацию по следующим направлениям: - выявление фактического наличия товарно - материальных ценностей и неучтенных товаров; - сопоставление фактического наличия товарно - материальных ценностей с данными бухгалтерского учета. 21. Допускается применение иных методов фактического контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 22. Центральное место в проведении Проверки занимают проверки по разделам и счетам бухгалтерской отчетности. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94Н утвержден новый План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Однако согласно разъяснениям Минфина России от 15.03.2001 N 16-00-13/05 "О применении нового Плана счетов бухгалтерского учета" переход на новый План счетов организации могут осуществить не с 01.01.2001, как установлено Приказом, а с 01.01.2002. 23. Настоящие рекомендации по проведению Проверки по разделам бухгалтерского учета содержат перечень основных нормативных документов, первичных документов по разделам учета, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность, перечень возможных нарушений, в том числе нарушений, относящихся к периоду формирования первичных документов. 24. К основным документам, необходимым при проведении Проверки, относятся: - грузовые таможенные декларации, документы контроля за доставкой товаров, декларации таможенной стоимости, паспорта транспортных средств, инвойсы (счета - фактуры), счета - проформы, товаротранспортные и товаросопроводительные документы; - приказ организации об учетной политике; - сведения об открытии счетов в банках и иных кредитных учреждениях; - документы годовой и квартальной отчетности; - главная книга, журналы - ордера, ведомости, разработочные таблицы, оборотные ведомости, материальные отчеты (то есть документы по счетам в зависимости от видов деятельности, вопросов проверки); - компьютерные распечатки движения по счетам, подписанные главным бухгалтером, руководителем организации и заверенные печатью организации (в случае ведения бухгалтерского учета с помощью компьютера); - кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов; - банковские документы по счетам, в том числе выписки лицевых счетов, платежные (инкассовые) поручения, заявления о перечислении валютных средств, мемориальные ордера и другие; - внешнеторговые (с паспортами сделок) и другие договоры и контракты, а также переписка по ним; - документы об исполнении договоров и контрактов (в том числе счета - фактуры (с указанием страны происхождения товара и номеров ГТД), инвойсы, счета (кассовые чеки), счета - проформы (для сделок, по которым не осуществляется оплата ввозимых товаров), сертификаты происхождения, соответствия и т.д.); - книга покупок, книга продаж; - банковские и кассовые документы об оплате товара; - товаросопроводительные документы (железнодорожные накладные, дорожные ведомости, коносаменты, авианакладные, накладные на автоперевозку груза, погрузочные ордера, почтовые квитанции и т.д.); - приходные (расходные) накладные, акты приема - передачи товаров; - товарные отчеты, документы складского учета; - внутренние документы, приказы и положения; - доверенности и журнал их регистрации. 25. Проверка денежных средств и денежных документов. 25.1. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций, среди которых выделяют как основные выдачу средств на оплату труда, на оплату административно - хозяйственных расходов, подотчетным лицам и др. Операции по движению денежных средств проверяются сплошным методом. Проверка кассы и кассовых операций может проходить по следующим направлениям: 1) инвентаризация наличия денежных средств; 2) проверка своевременности оприходования в полном объеме денежных средств, поступающих в кассу; 3) проверка правильности списания денег на расход. При проверке кассовых операций следует руководствоваться письмом Банка России от 04.10.93 N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации". Основными документами, которые изучаются при проверке кассовых операций, являются кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно - платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты. Операции движения денежных средств отражаются в следующих регистрах синтетического учета и отчетности: - Главной книге; - журнале - ордере N 1 и ведомости N 1 (для журнально - ордерной формы ведения бухучета); - по счету 50 "Касса"; - на балансе предприятия (форма N 1), в отчете о движении денежных средств (форма N 4). Методы получения доказательств при проверке кассовых операций приведены в таблице 1. Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------ | N | Основные виды нарушений, | Методы получения | | п/п | допускаемые при ведении кассовых | доказательств | | | операций | | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 1. | Хищение денежных средств из | Инвентаризация, наблюдение | | | кассы. | за выполнением | | | | хозяйственных или | | | | бухгалтерских операций. | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 2. | Хищение денежных средств, | Опрос, проверка документов, | | | замаскированное неоформленными | подготовленных в | | | документами и расписками. | организации, документов, | | | | полученных от третьих лиц | | | | (наличие на приходных и | | | | расходных кассовых ордерах | | | | подписи главного бухгалтера | | | | или уполномоченного лица, | | | | наличие на расходных | | | | кассовых документах | | | | подписей руководителя | | | | предприятия или | | | | уполномоченного лица, | | | | расписок получателей | | | | денег). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 3. | Неоприходование и присвоение | Получение письменных | | | денежных сумм, поступивших из | подтверждений, проверка | | | банка. | документов, подготовленных | | | | в организации. | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 4. | Неоприходование и присвоение | Опрос, получение письменных | | | поступивших от различных | подтверждений, проверка | | | физических и юридических лиц по | документов, подготовленных | | | приходным ордерам денежных | в организации, документов, | | | средств. | полученных от третьих лиц | | | | (проверка чековой книжки | | | | организации на полноту, | | | | оприходования денежных | | | | средств в кассу | | | | организации, полученных из | | | | банка по чеку). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 5. | Неоприходование и присвоение | Получение письменных | | | поступивших от различных | подтверждений, проверка | | | физических и юридических лиц по | документов, подготовленных | | | доверенностям денежных средств. | в организации | | | | (своевременность расчетов | | | | сотрудников организации по | | | | командировочным расходам, | | | | средствам, выданным на | | | | хозяйственные нужды, | | | | соответствие приходных | | | | кассовых ордеров записям в | | | | журнале регистрации | | | | приходных кассовых ордеров, | | | | одновременность оформления | | | | кассовых ордеров и движения | | | | денег по ним). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 6. | Повторное использование одних и | Наблюдение за выполнением | | | тех же документов для списания | хозяйственных или | | | денег по кассе. | бухгалтерских операций, | | | | проверка документов, | | | | подготовленных в | | | | организации (правильность | | | | первичных приходных, | | | | расходных кассовых | | | | документов, приложенных к | | | | отчету кассира). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 7. | Неправильный подсчет итогов в | Проверка документов, | | | кассовых документах и кассовых | подготовленных в | | | отчетах. | организации, арифметических | | | | расчетов (совпадение | | | | входящего остатка по кассе | | | | на каждый день с конечным | | | | остатком по кассе за | | | | предыдущий день, итоги | | | | кассовых отчетов). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 8. | Списание денежных средств сумм | Проверка документов, | | | без оснований или по подложным | подготовленных в | | | документам. | организации, документов, | | | | полученных от третьих лиц | | | | (совпадение расходных | | | | кассовых ордеров и | | | | информации о них, | | | | содержащейся в журнале | | | | регистрации расходных | | | | кассовых ордеров, | | | | достоверности первичных | | | | документов, обоснованности | | | | включения лиц в | | | | расчетно - платежные | | | | ведомости). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 9. | Подлог в законно оформленных | Проверка документов, | | | документах с увеличением суммы | подготовленных в | | | списания. | организации, арифметических | | | | расчетов (полноты | | | | регистрации платежных | | | | (платежно - расчетных) | | | | ведомостей в журнале | | | | регистрации платежных | | | | (расчетно - платежных) | | | | ведомостей, проверка | | | | соответствия данных | | | | аналитического и | | | | синтетического учета по | | | | расчетам с персоналом). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 10. | Присвоение (отсутствие) денежных | Проверка документов, | | | средств, начисленных разным | подготовленных в | | | лицам и организациям. | организации (проверка | | | | соответствия платежных | | | | (расчетно - платежных) | | | | документов реестрам | | | | депонированных сумм; | | | | своевременности сдачи в | | | | банк депонированных сумм и | | | | их оприходования на | | | | расчетный счет; | | | | соответствия данных | | | | синтетического и | | | | аналитического учета | | | | денежных средств; | | | | соответствия выписанных | | | | расходных кассовых ордеров | | | | журналу регистрации | | | | депонентов). Получение | | | | письменных подтверждений | | | | (проверка достоверности | | | | доверенностей от других | | | | предприятий). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 11. | Расчеты наличными деньгами, | Проверка документов, | | | превышающими предельный размер, | подготовленных в | | | с другими юридическими лицами. | организации (соблюдение | | | | установленного банком | | | | лимита остатка кассы, | | | | соблюдение организацией | | | | предельных сумм расчетов | | | | между юридическими лицами | | | | наличными денежными | | | | средствами, поступающими в | | | | кассу, своевременность | | | | постановки на учет | | | | контрольно - кассовых машин | | | | в налоговом органе). | |-----|----------------------------------|-----------------------------| | 12. | Некорректное отражение кассовых | Проверка документов, | | | операций в регистрах | подготовленных в | | | синтетического учета. | организации (соответствие | | | | контировки, проставленной | | | | на первичных кассовых | | | | документах, записям в | | | | журнале - ордере N 1 | | | | "Касса"). | ------------------------------------------------------------------------ В кассе организации могут храниться не только денежные средства, но и ценные бумаги и бланки строгой отчетности. Ценные бумаги учитываются на субсчете 50-3 "Денежные документы" в журнале - ордере N 3. Поступление и выдача ценных бумаг производятся по приходным и расходным кассовым ордерам с последующим составлением кассиром отчета по движению ценных бумаг. Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". 25.2. Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией Государственного банка СССР от 30.10.1986 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" и другими нормативными правовыми актами Банка России. Организация и банк подписывают договор на банковское обслуживание, организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения ее денежных средств. Необходимо отметить, что организации, имеющие расчетные счета, могут открывать своим подразделениям, филиалам, расположенным в других местах, текущие счета для осуществления операций, связанных с выдачей наличных денег, зачислением средств с расчетного счета организации для выдачи заработной платы, с выполнением производственных задач и т.д. На расчетном счете организации сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые из банка и др. С расчетного счета производятся платежи организации при расчетах с поставщиками, погашении задолженности бюджету, получении денег в кассу и т.д. В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства организации по документам других организаций (перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, суммы удовлетворенных исков, проценты за пользование ссудами банка, за выполненные банком услуги и др.). Прием и выдача денег или безналичные перечисления банк производит на основании документов специальной формы. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование - поручение. Проверяющим необходимо установить число расчетных счетов организации (информация запрашивается в соответствующей инспекции МНС России, а также непосредственно у организации). При наличии нескольких расчетных счетов ведение аналитического и синтетического учета проверяют по каждому из них. Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах, поэтому следует проверять подтверждение каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными документами. Такая сверка должна сочетаться с контролем сущности проведенных операций по банковским документам. При этом проверяющие могут выявить: - неправильное перечисление авансов при отсутствии дебиторов; - перечисление денежных средств в качестве предоплаты по бестоварным счетам и другим сомнительным операциям; - расчеты с дебиторами и кредиторами без предварительно оформленных договоров; - отсутствие в первичных документах штампов банков; - неправильное отражение в учете операций, связанных с покупкой (продажей) валюты; - другие нарушения ведения банковских операций. На первое число первого месяца каждого квартала остатки по расчетному счету должны соответствовать сумме по строке 262 баланса (форма N 1). Следует также обращать внимание на получение наличных средств из банка, их зачисление на счет 50 "Касса" и на обратную операцию. Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 "Расчетный счет". Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал - ордер N 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах - ордерах и контролируются ведомостью N 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складывают и записывают в журнал - ордер и в ведомость итогами. Основные регистры учета при использовании журнально - ордерной формы учета должны быть сверены с выписками банка, первичными документами и Главной книгой. При ведении компьютерного учета сверка осуществляется с соответствующими регистрами (обычно оборотной ведомостью). Если в выписке банка будут установлены неоговоренные исправления и подчистки, нужно провести встречную проверку, затребовав документы в банке. 25.3. Совершение операций с иностранной валютой регулируется следующими нормативными актами: - Закон Российской Федерации от 09.10.92 (в ред. от 31.05.2001) N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 12.11.1992, N 45, ст. 2542); - письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 25.08.93 N ВГ-6-06/288/16-22-105 "Об учете курсовых разниц при осуществлении ВЭД"; - Приказ Минфина России от 10.01.2000 N 2Н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (по заключению Минюста России от 09.02.2000 N 842-ЭР не нуждается в государственной регистрации); - Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И/01-11/28644 (зарегистрирована Минюстом России 27.10.2000, рег. N 2431); - другие акты. При проведении проверок операций по валютному счету следует учитывать следующее. Операции в валюте учитываются на счете 52, записи операций на котором ведутся в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату поступления (списания) средств. Курсовые разницы по валютным счетам отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Следует различать курсовую и суммовую разницу, основные отличия которых заключаются в следующем: 1) курсовая разница возникает, когда обязательство, выраженное в иностранной валюте, погашается также в иностранной валюте. Суммовые разницы имеют место, когда обязательство, выраженное в иностранной валюте, погашается в рублях; 2) в Приказе Минфина России от 10.01.2000 N 2Н предусмотрен пересчет курсовых разниц на конец отчетного периода, по суммовым разницам пересчет не производится, они определяются единовременно по факту погашения дебиторской или кредиторской задолженности; 3) для курсовой и суммовой разницы предусмотрен различный порядок бухгалтерского учета и налогообложения; суммовая разница отнесена к доходам и расходам организации, поэтому суммовая разница у поставщиков отражается в составе выручки от реализации, а у покупателя включается в себестоимость запасов, работ, услуг и отражается на соответствующих счетах учета запасов и затрат. На основании журнала - ордера N 2 и ведомости по дебету счета 52 проверяются данные выписок с соответствующими датами по журналу и ведомости, правильность проставления корреспондирующих счетов, зачисление валютной выручки от реализации, обоснованность перевода валюты за границу и другие валютные операции при совершении внешнеэкономических операций. К счету 52 могут быть открыты следующие субсчета: 52-1 "Валютные счета внутри страны"; 52-2 "Валютные счета за рубежом". Банк уведомляет организацию о движении валюты выпиской из валютного, транзитного, текущего счетов. Следует иметь в виду, что текущие и транзитные операции учитываются на отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 "Специальные счета в банках". На основании выписок из текущих, транзитных счетов ведется журнал - ордер N 3 для оборотов по кредиту. По валютному счету ведутся карточки аналитического учета по наименованию валют. При проверке следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" от 29.12.98 N 192-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.08.2000) (Собрание законодательства Российской Федерации, 04.01.1999, N 1, ст. 1) и Приказом Банка России от 29.06.92 N 02-104А (в ред. Приказа Банка России от 18.06.98) "Об утверждении Инструкции о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" юридические лица осуществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки в течение 7 дней со дня ее зачисления на транзитный счет. Это обстоятельство требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на транзитном счете. Однако организация имеет право и на самостоятельную продажу иностранной валюты через уполномоченные банки. Ниже приведен пример отражения в учете обязательной продажи инвалюты на счете 90 "Продажи". ----------------------------------------------------------------------- | Д 57 | "Переводы в пути" | Списание иностранной валюты с | | К 52-...| "Транзитный валютный | транзитного счета по курсу на | | | счет" | дату депонирования | |---------|-------------------------|---------------------------------| | Д 91 | "Прочие доходы и | Проданная иностранная валюта в | | К 57 | расходы" | рублевом эквиваленте на день | | | "Переводы в пути" | списания | |---------|-------------------------|---------------------------------| | Д 51 | "Расчетный счет" | Оприходована рублевая выручка | | К 91 | "Прочие доходы и | на день зачисления | | | расходы" | | |---------|-------------------------|---------------------------------| | Д 91 | "Прочие доходы и | Списание положительной курсовой | | К 99 | расходы" | разницы (прибыль) | | | "Прибыли и убытки" | | |---------|-------------------------|---------------------------------| | Д 99 | "Прибыли и убытки" | Списание отрицательной курсовой | | К 91 | "Прочие доходы и | разницы (убыток) | | | расходы" | | ----------------------------------------------------------------------- При продаже излишней валюты записи на счетах идентичны, но счет Страницы: 1 2 |