в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера, учитываются в составе расходов на оплату труда в размерах, предусмотренных трудовым договором. 63. Следует учесть, что перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли и предусмотренных статьей 255 НК РФ, не является исчерпывающим. 64. В то же время ряд расходов, осуществляемых в пользу работника и предусмотренных в трудовых или коллективных договорах, не может быть учтен в целях исчисления расходов для целей ЕСХН. Это касается расходов, предусмотренных, в частности, в подпунктах 22 - 29, 37 и 38 статьи 270 НК РФ: - премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений; - суммы материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности); - оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей; - надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами; - оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами; - оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам; - оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания; - оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников; - в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации; - на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату суточных и полевого довольствия сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что для целей налогообложения признаются любые начисления работникам, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы налогоплательщика по содержанию членов семьи (компенсации расходов) работника (за исключением расходов на оплату проезда неработающим членам семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации) и иные аналогичные расходы для целей налогообложения не учитываются. 65. Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, отражаемые для целей ЕСХН в составе расходов на обязательное страхование работников и имущества (см. подраздел 4.7 настоящих Методических рекомендаций). Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Тариф страхового взноса для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 10,3% и исчисляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование входят в состав и формируются за счет единого социального налога (взноса), тариф страховых взносов по которому в размере 20,6 процента (половина которого в размере 10,3 процента предназначена для обязательного пенсионного страхования) устанавливается сельскохозяйственным кооперативам, доход которых от производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении составляет более 50 процентов общего объема производимой продукции, организациям, доход которых от производства сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов общего дохода, а также рыболовецким артелям (колхозам), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции, что должно быть подтверждено предоставляемыми в налоговые органы документами. Объектом обложения указанными страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ. При рассмотрении вопроса об отнесении сельскохозяйственных товаропроизводителей к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которой к сельскохозяйственному товаропроизводителю, в частности, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции. Таким образом, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические и юридические лица, основными видами экономической деятельности которых согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) являются "Сельское xозяйcтвo" и "Pыбoлoвcтвo" и занимающиеся либо производством и сбытом, либо производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции (то есть имеет место полный производственный цикл). Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки приведен в приложениях N 2 и N 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Порядок расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведен в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям. 4.7. Расходы на обязательное страхование работников и имущества 66. По данной статье расходов отражаются расходы: а) на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; б) взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 67. В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) суммы страховых взносов (платежей) признаются для целей бухгалтерского учета, но не относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу по договорам. 68. Для признания суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования работников, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, расходами, уменьшающими налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу, необходимо наличие соответствующего федерального закона, а также отвечающего установленным требованиям лицензии страховой организации на ведение деятельности, документы, подтверждающие уплату страховых взносов налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. 69. Расходы на обязательное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, предусмотренным действующим законодательством. 70. Страховые премии (взносы) по обязательным видам страхования могут быть признаны для целей ЕСХН, если имеется федеральный закон об обязательном страховании, в котором предусмотрены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски от которых должны быть застрахованы. К таким видам обязательного страхования, в частности, относятся обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (котельные) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и т.д. Указанные расходы признаются для целей ЕСХН в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций, а также при наличии у страховой организации лицензии на соответствующий обязательный вид страхования. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав расходов в размере фактических произведенных (оплаченных) затрат. 71. Поскольку в соответствии со статьей 346.5 главы 26.1 НК РФ расходы признаются затратами после их фактической оплаты, то расходы по обязательному страхованию работников и имущества признаются в качестве расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. 72. Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", рассчитанные по страховым тарифам, утвержденным Федеральным законом от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" (продлены на 2004 год), которая составляет для сельскохозяйственных организаций от 1,1 до 3,0%% в зависимости от отрасли. В соответствии со статьей 346.5 НК РФ указанные расходы признаются затратами в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. 4.8. Суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) 73. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 НК РФ переход на уплату ЕСХН предусматривает замену уплаты, наряду с другими налогами, налога на добавленную стоимость (НДС) (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). В связи с этим суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), отраженные в бухгалтерском учете на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в общеустановленном порядке, подлежат включению в затраты на производство и другие счета по принадлежности, а для целей ЕСХН - в расходы отдельной статьей в их полной сумме, независимо от направлений использования соответствующих ценностей (работ, услуг). 74. Суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) включаются в расходы для целей ЕСХН за соответствующий отчетный (налоговый) период в размерах их фактической оплаты, приходящихся на израсходованные и оплаченные материально-производственные запасы (работы, услуги) за этот период. Распределение указанных сумм осуществляется в следующем порядке: а) по данным книги покупок определяются оплаченные суммы НДС за отчетный (налоговый) период; б) по данным бухгалтерского учета определяются суммы израсходованных и оплаченных материально-производственных запасов (работ, услуг) за тот же период, а также их оплаченные остатки на начало и конец этого периода; в) определяется общая сумма прироста остатков и оплаченных материально-производственных запасов (работ, услуг); г) рассчитывается процентное отношение сумм оплаченного НДС и оплаченных материально-производственных запасов (работ, услуг); д) определяется величина оплаченного НДС, приходящегося на израсходованные и оплаченные материально-производственные запасы (работы, услуги). 4.9. Расходы по уплате процентов за пользование денежными средствами (кредитами, займами), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями 75. По данной статье расходов отражаются расходы по уплате процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. В соответствии со статьей 346.5 НК РФ указанные расходы признаются затратами в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы. К ним относятся: а) расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентом, в том числе системы "клиент-банк". При определении перечня услуг банков следует учитывать перечень банковских операций, установленный статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и иными законодательными актами; б) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком. Под заемными средствами понимаются: - средства, полученные по кредитным договорам, товарным и коммерческим кредитам; - заемные средства, полученные от юридических и физических лиц (включая банковские вклады, вклады и займы в драгоценных металлах), независимо от формы оформления (включая вклады, удостоверенные, в том числе, сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом); - заемные средства, полученные по собственным долговым обязательствам, оформленным в виде ценных бумаг (векселя, облигации и другие долговые ценные бумаги, по которым согласно условиям их размещения предусматривается начисление процентных (дисконтных) доходов); - средства, полученные по прочим долговым обязательствам (в том числе оформленные договором банковского счета) независимо от формы их оформления. 76. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами и доходности, установленной эмитентом. Например, расходы в виде процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам, использованным для приобретения или при сооружении объекта основных средств или ценных бумаг, не включаются в первоначальную стоимость такого объекта (то есть не увеличивают ее), и поэтому учитываются в составе расходов по уплате процентов за пользование денежными средствами. По дисконтным векселям со сроком "по предъявлении, но не ранее" расход (дисконт) в виде процента определяется с даты составления векселя. Для начисления дисконта по векселям с оговоркой "по предъявлении, но не ранее" в качестве срока обращения, исходя из которого определяется дисконт на конец отчетного периода, используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый в соответствии с вексельным законодательством (365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу). 77. При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном (налоговом) периоде на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, отвечающие одновременно следующим критериям: - выданы в одинаковой валюте; - выданы на те же сроки; - выданы под аналогичные обеспечения; - выданы в сопоставимых объемах. Указанные критерии сопоставимости долговых обязательств могут учитывать спрос и предложение на них по месту проведения операций на территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических лиц или юридических лиц - считаются несопоставимыми. Порядок определения сопоставимости по названным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике предприятия, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота. Для определения долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, используются средства, полученные налогоплательщиком от разных кредиторов. Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же отчетном (налоговом) периоде на сопоставимых условиях. При наличии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях в том же отчетном (налоговом) периоде, расчет квартального среднего процента по сопоставимым долговым обязательствам может производиться отдельно по каждому из видов долговых обязательств, по следующей формуле: n n Iср = (SUM SI x iI) | (SUM SI), где I=1 I=1 Icp - средний процент для целей налогообложения; SI - сумма долгового обязательства (основного долга), выданного налогоплательщику на сопоставимых условиях; n - общее количество долговых обязательств, используемых для расчета (выданных на сопоставимых условиях); i - процентная ставка по долговому обязательству. Пример. Имеется 3 долговых обязательства, выданных на сопоставимых условиях, и при этом: ------------------------------------------------------------------------- |Долговое | Сумма основного долга (ед. )| Процентная ставка (%) | |обязательство | | | |----------------|-----------------------------|------------------------| |А | 100 | 10 | |----------------|-----------------------------|------------------------| |Б | 110 | 20 | |----------------|-----------------------------|------------------------| |В | 120 | 30 | ------------------------------------------------------------------------- Процентная ставка, определенная по вышеприведенной формуле и увеличенная на 20 процентов, составит 24,7 процента [(100 x 0,1 + 110 x 0,2 + 120 x 0,3) / (100 + 110 + 120)] х (120 / 100). Фактически по долговому обязательству "В" уплачивается 30 процентов. Таким образом, для налогообложения будут приниматься расходы по долговым обязательствам "А" и "Б" - в размере фактических затрат, по долговому обязательству "В" - в размере 24,7 процента, а разница между фактической суммой процентов и суммой процентов, учитываемой для налогообложения и рассчитанной исходя из ставки 5,3 процента (30 - 24,7) по долговому обязательству "В", не уменьшает доходы налогоплательщика в целях определения налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. 78. При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же отчетном (налоговом) периоде на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, определенного в учетной политике, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. В случае если в долговом обязательстве предусмотрено условие "с изменением процентной ставки", то для целей налогообложения принимается фактическая ставка по договору в рублях, не превышающая действующую на дату изменения процентной ставки ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,1 раза. Дополнительные соглашения об изменении процентных ставок или других существенных условий договора (например, изменение вида обеспечения или суммы долга), равно как и сопоставимых условий долговых обязательств, приравниваются к выдаче нового долгового обязательства. Поэтому такое долговое обязательство учитывается при расчете среднего уровня процентов за период, в котором произошло изменение. Если общий, с учетом пролонгации, срок такого договора становится более 7 дней, то применяются положения по определению предельной величины процентов, признаваемых расходом. 79. Если налогоплательщик имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного капитала организации (далее в настоящей статье - контролируемая задолженность), и если размер не погашенных налогоплательщиком долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее для целей настоящего пункта - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются следующие правила. Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном капитале организации, и деления полученного результата на три. При определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с указанными выше правилами, но не более фактически начисленных процентов. Указанные выше правила не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами по контролируемой задолженности приравнивается в целях налогообложения к дивидендам. Пример. Организация-налогоплательщик привлекла кредит иностранного банка под 24 процента годовых, имея следующую структуру баланса (форма максимально упрощена): ------------------------------------------------------------------ |Активы | Пассивы | |-------|--------------------------------------------------------| |300 | | | в том числе доля | |ед. | | | иностранной | | | | | организации | | | | | - кредитора | | |--------------------|--------------|--------------------| | | Долговые | 290 ед. | 260 ед. | | |обязательства | | | | |--------------------|--------------|--------------------| | | Собственный | 10 ед. | 3 ед. | | |капитал, | | | | |нераспределенная | | | | |прибыль | | | ------------------------------------------------------------------ Учитывая, что собственный капитал организации, увеличенный в 3 раза, менее кредиторской задолженности перед иностранным заимодавцем (10 ед. х 3 = 125 ед. < 260 ед.) и то, что иностранный кредитор, кроме того, владеет 30 процентами уставного капитала, необходимо рассчитать долю процентов, начисляемых данному кредитору, которую можно включить в состав процентных расходов: - размер контролируемой задолженности: 260 ед.; - величина начисленных по условиям договора процентов в год составляет 62,4 ед. (260 x 24 / 100); - коэффициент капитализации составляет 28,89 [(260 ед. / 3 ед.) / 3]; - размер процентных расходов, учитываемых в налоговой базе текущего налогового периода ("предельные проценты"), составляет 2 ед. (62,4 / 28,89). Образовавшаяся положительная разница между начисленными процентами по долговым обязательствам и предельными процентами, исчисленными в соответствии с вышеуказанным порядком, приравнивается к дивидендам. В примере эта величина составит 60,4 ед. (62,4 - 2), которые не уменьшают налоговую базу. 4.10. Прочие производственные расходы 80. В состав прочих производственных расходов включаются перечисленные ниже виды расходов: а) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, в том числе урожая сельскохозяйственных культур, расходы на обслуживание охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты). Расходы на приобретение охранных услуг сторонних организаций принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу при наличии у них лицензии, выданной в соответствии с требованиями законодательства РФ (Законом Российской Федерации от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") на ведение охранной деятельности; б) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством РФ; в) расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта), а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (с 1 января 2004 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 г. N 64 применяются для целей ЕСХН нормы компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией"); г) расходы на командировки, в частности на: - проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; - наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); - суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации (с 1 января 2004 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 г. N 64 применяются для целей ЕСХН нормы суточных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией"); - оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы. При учете расходов, связанных с командировками, следует учесть, что подобные расходы принимаются в целях налогообложения только при наличии подтверждений о производственном характере поездки (командировки). При осуществлении расходов на командировки внутри страны следует учитывать, что порядок направления в командировки изложен в Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", действующей на территории РФ по настоящее время; д) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Законом РФ от 11.02.93 N 4462-1 установлено, что за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации. Если для выполнения указанных действий законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом); е) расходы на аудиторские услуги; ж) расходы на опубликование бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие); з) расходы на канцелярские товары; и) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи. Перечни почтовых, телефонных и телеграфных услуг установлены Федеральным законом от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи". Электрической связью (электросвязью) является всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам. Почтовой связью признается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; к) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных; л) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания; м) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; н) расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах; о) суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В состав расходов по указанной статье включаются все налоги и сборы, уплачиваемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, за исключением платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения. Основанием для учета подобных расходов будут суммы, уплаченные в бюджет по соответствующему налогу. Подобные расходы учитываются в том периоде, в котором было произведено погашение задолженности перед бюджетом по налогам и сборам; п) расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, уменьшенные на сумму НДС, уплаченного поставщикам по приобретенным товарам; р) расходы и информационно-консультационные услуги, включая и юридические услуги. Понятие "юридические услуги" носит обобщающий характер. Оно охватывает значительный объем юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе, т.е. за плату. Сюда относятся, в частности, правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам и т.д.; с) расходы на повышение квалификации кадров. 4.11. Прочие внереализационные расходы 81. В состав прочих внереализационных расходов, не указанных в вышеприведенных статьях, относятся: а) судебные расходы и арбитражные сборы. Судебными расходами признаются денежные затраты, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде, которые производятся за счет лиц, участвующих в деле, и состоят из госпошлины и судебных издержек (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ); б) расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. 4.12. Расходы, не учитываемые для налогообложения 82. Исходя из норм статьи 270 НК РФ, при определении налоговой базы для целей ЕСХН не учитываются следующие расходы (кроме сумм выплат, указанных в пункте 64 настоящих Методических рекомендаций): а) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода; б) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций; в) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество; г) в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; д) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества; е) в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в подразделе 4.7 настоящих Методических рекомендаций; ж) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в пункте 4.7 настоящих Методических рекомендаций; з) в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии с подразделом 4.9 настоящих Методических рекомендаций; и) в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований; л) в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сфера в части, превышающей предельный размер; м) в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений); н) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей; о) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования; п) в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено действующим законодательством; р) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям; с ) в виде стоимости переданных налогоплательщиком - эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров, пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента; т) в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога; у) в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам; ф) в виде сумм целевых отчислений, а также взносов, вкладов и иных платежей налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций; х) на осуществление безрезультатных работ по освоению природных ресурсов; ц) научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата; ч) в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке; ш) отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости; щ) иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в статье 252 главы 25 НК РФ. Указанный перечень расходов, не учитываемых для целей налогообложения ЕСНХ, не является закрытым и в случае, если осуществленные налогоплательщиком расходы не поименованы в указанном перечне, то возникшие расходы также не будут учтены для целей налогообложения, если они не подтверждены документально, не являются экономически обоснованными и (или) связаны с деятельностью, по которой не получены доходы. 83. Кроме того, отдельные внереализационные расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, не поименованы в составе расходов для целей ЕСХН: а) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества. Для организаций, предоставляющих на систематической основе за плату во временное пользование и (или) временное владение и пользование свое имущество и (или) исключительные права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, расходами, связанными с производством, переработкой и реализацией, считаются расходы, связанные с этой деятельностью; б) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы; в) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы; г) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации. Отрицательной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств (абзац дополнительно включен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года); д) расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Центрального банка Российской Федерации, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту; е) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы остатка стоимости основных средств, не принятого в затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу по ЕСХН, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы; ж) расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов. При отнесении расходов к затратам на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов следует иметь в виду, что порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом переводятся на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Кроме того, составляется смета расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов. К расходам, связанным с содержанием указанных объектов, могут быть отнесены расходы по их сохранению и поддержанию и т.п.; з) затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. Признание расходов по аннулированным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции, осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом. Под "затратами на производство, не давшее продукции", следует понимать произведенные расходы на производство продукции, по которой не был завершен ее выпуск вследствие аннулированного заказа, т.е. должен быть процесс по созданию продукции с соответствующими документально подтвержденными затратами. Убытки для целей налогообложения по аннулированным заказам должны приниматься при наличии документального подтверждения заказчика об отказе от ранее принятых обязательств по договору, в части не компенсированных заказчиком; и) расходы по операциям с тарой; к) расходы на проведение ежегодного собрания акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания; л) в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана; м) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: - суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, - потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, - не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам. При отнесении расходов к потерям от простоев по внутрипроизводственным причинам следует исходить из того, что простои по внутренним причинам могут возникнуть только внутри предприятия (цеха, отдела); к их числу относятся: простои в результате неисправности оборудования, незапланированных остановок отдельных видов оборудования и др. Указанные затраты могут возмещаться из различных источников в зависимости от причин простоя предприятия. Такие потери могут быть связаны, в частности, с оплатой в соответствии с законодательством времени простоя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя (статья 157 ТК РФ). Расходы по простоям включают в себя, в частности, материальные затраты, начисление заработной платы, которую в соответствии со статьей 155 ТК РФ предусмотрено производить в размерах не ниже установленных законодательством, отчисления во внебюджетные фонды и др. Необходимым условием является требование, чтобы время начала и окончания простоя было зафиксировано работодателем. Во время простоя работникам предприятия следует находиться на рабочем месте, что необходимо зафиксировать в соответствующих документах, в частности, в табеле учета использования рабочего времени; - расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти; - потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций; - убытки по сделке уступки права требования. 84. Отдельные производственные расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, не предусмотрены в перечне расходов для целей ЕСХН: а) суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы. Суммы портовых и аэродромных сборов, лоцманского сбора и иные платежи производятся в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; б) расходы на сертификацию продукции и услуг. Расходы на сертификацию продукции и услуг производятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"; в) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги); г) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. В соответствии со статьей 163 ТК РФ к нормальным условиям труда, в частности, относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Список профессиональных заболеваний работников, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"; е) расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала. Расходы, связанные с набором персонала, не учитываются для целей налогообложения, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала. Подобные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы и учитывать для целей налогообложения; ж) расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях, на кочевку пасеки. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами; з) расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями; и) расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством, переработкой и (или) реализацией; к) расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию; л) представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. м) расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством, переработкой и реализацией товаров (работ, услуг); н) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей; о) взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком - плательщиком таких взносов указанной деятельности; п) расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации в установленном законодательством Российской Федерации порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем; р) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность, работающих в полевых условиях (полевые станы). Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам; с) расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления; т) расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями; у) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности); ф) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости; х) расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации; ц) потери от брака; ч) расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи). 85. В целях систематизации данных о вышеуказанных расходах, не принимаемых для целей ЕСХН, их учет должен вестись обособленно от расходов, принимаемых для целей указанного налогообложения. 5. Порядок уплаты единого сельскохозяйственного налога 5.1. Ставки единого сельскохозяйственного налога 86. Налоговая ставка согласно статье 346.8 НК РФ установлена в размере 6 процентов. 87. Сумма налога, зачисляемая в соответствующий бюджет, исчисляется и распределяется исходя из ставок: 1) в федеральный бюджет - 30,0 процента; 2) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента; 3) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента; 4) в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента; 5) в бюджеты субъектов Российской Федерации - 30,0 процента; 6) в местные бюджеты - 30,0 процента. Для налогоплательщиков ЕСХН, расположенных на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, сумма налога распределяется по следующим нормативным ставкам: 1) в федеральный бюджет - 30,0 процента; 2) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента; 3) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента; 4) в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента; 5) в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 60,6 процента. 5.2. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН 88. ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщик по итогам отчетного периода исчисляет сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. 89. Уплата налога и авансового платежа по ЕСХН производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). ЕСХН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий период пунктом 1 статьи 346.10 НК РФ (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). 90. Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 6. Особенности организации бухгалтерского учета для целей единого сельскохозяйственного налога 91. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ в следующем порядке. 6.1. Особенности организации бухгалтерского учета доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы и продукции ее переработки, товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов 92. Доходом от реализации для целей ЕСХН признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка признается исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. 93. Внереализационные доходы для целей ЕСХН представляют собой все иные доходы, не относящиеся к доходам от реализации. Для целей ЕСХН доходы и расходы определяются кассовым методом и в бухгалтерском учете отражаются в следующем порядке: ------------------------------------------------------------------------- | N | Содержание операции |Корреспондирующие| Признание | |п/п| | счета | | | | |-----------------|-------------------| | | | дебет |кредит |в | для | | | | | |бухгалтерском|целей| | | | | |учете |ЕСХН | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 1 |Признание выручки: | | | | | | |а) начислена выручка |62 (76) |90 | + | - | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | |б) получена оплата |50, 51, |62 (76) | - | + | | | |52 | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 2 |Признание выручки|60 (76) |62 (76) | + | + | | |налогоплательщиком на дату| | | | | | |совершения операции зачета| | | | | | |взаимных требований с| | | | | | |контрагентом (дата| | | | | | |составления акта зачета| | | | | | |взаимных требований) | | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 3 |Отражены доходы, полученные| | | | | | |от долевого участия в| | | | | | |других организациях: | | | | | | |а) начислены |76 |91 | + | - | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | |б) оплачены (получены на|50, 51, |76 | - | + | | |счета в кредитных|52 | | | | | |учреждениях) | | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 4 |Отражены доходы, полученные|52 |91 | + | - | | |при реализации иностранной| | | | | | |валюты, в виде положительной| | | | | | |(отрицательной) курсовой| | | | | | |разницы, образующейся| | | | | | |вследствие отклонения курса| | | | | | |продажи (покупки) иностранной| | | | | | |валюты от официального курса,| | | | | | |установленного Центральным| | | | | | |банком РФ на дату перехода| | | | | | |права собственности на| | | | | | |иностранную валюту | | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 5 |Отражены доходы, полученные в|50/2, 52|91 | + | - | | |виде положительной курсовой| | | | | | |разницы, возникающей в связи| | | | | | |с пересчетом имущества в виде| | | | | | |валютных ценностей на дату| | | | | | |составления налоговой| | | | | | |отчетности | | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 6 |Учтены доходы,|51, 52 |91 | + | + | | |признанные должником или| | | | | | |подлежащих уплате должником| | | | | | |на основании решения суда,| | | | | | |вступившего в законную силу,| | | | | | |штрафов, пеней и (или) иных| | | | | | |санкций за нарушение| | | | | | |договорных обязательств, а| | | | | | |также сумм возмещения убытков| | | | | | |или ущерба: | | | | | | |а) начислены |76 |91 | + | - | | |б) оплачены |51, 52 |76 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 7 |Отражены доходы, полученные| | | | | | |от сдачи имущества в аренду| | | | | | |(субаренду), если такие| | | | | | |доходы не определяются| | | | | | |налогоплательщиком как доходы| | | | | | |от реализации: | | | | | | |а) начислены |76 |91 | + | - | | |б) оплачены |50, 51 |76 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 8 |Учтены доходы, полученные от| | | | | | |предоставления в пользование| | | | | | |прав на результаты| | | | | | |интеллектуальной деятельности| | | | | | |и приравненные к ним средства| | | | | | |индивидуализации (прав,| | | | | | |возникающих из патентов на| | | | | | |изобретения, промышленные| | | | | | |образцы и другие виды| | | | | | |интеллектуальной | | | | | | |собственности) | | | | | | |а) начислены |76 |91 | + | - | | |б) оплачены |50, 51 |76 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 9 |Отражены доходы,| | | | | | |причитающиеся в| | | | | | |виде процентов, полученных по| | | | | | |договорам займа, банковского| | | | | | |счета, банковского вклада, а| | | | | | |также по ценным бумагам и| | | | | | |другим долговым| | | | | | |обязательствам: | | | | | | |а) начисленные |76 |91 | + | - | | |б) фактически полученные |50, 51, |76 | - | + | | | |52 | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |10 |Отражены доходы от|07, 08, | | | | | |безвозмездно полученного|10, 11, | | | | | |имущества (работ, услуг) или|50, 51, | | | | | |имущественных прав |52, 58 |91 (98) | + | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |11 |Отражены доходы,| | | | | | |причитающиеся | | | | | | |налогоплательщику от его| | | | | | |участия в простом| | | | | | |товариществе: | | | | | | |а) начислены |76 |91 | + | - | | |б) получены |50, 51, |76 | - | + | | | |52 | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |12 |Отражены доходы прошлых лет,| | | | | | |полученные в отчетном| | | | | | |(налоговом) периоде |51 |91 | + | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |13 |Отражены доходы в виде| | | | | | |стоимости полученных| | | | | | |материалов или иного| | | | | | |имущества при демонтаже или| | | | | | |разборке при ликвидации| | | | | | |выводимых из эксплуатации| | | | | | |основных средств |10 |91 | + | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |14 |Учтены доходы в виде| | | | | | |использованных не по целевому| | | | | | |назначению имущества (в том| | | | | | |числе денежных средств),| | | | | | |работ, услуг, которые| | | | | | |получены в рамках| | | | | | |благотворительной | | | | | | |деятельности (в том числе в| | | | | | |виде благотворительной| | | | | | |помощи, пожертвований),| | | | | | |целевых поступлений, целевого| | | | | | |финансирования, за| | | | | | |исключением бюджетных средств|98 |91 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |15 |Отражены доходы в виде сумм| | | | | | |кредиторской задолженности| | | | | | |(обязательств перед| | | | | | |кредиторами), списанной в| | | | | | |связи с истечением срока| | | | | | |исковой давности или по| | | | | | |другим основаниям |60, 76 |91 | + | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |16 |Учтены доходы в виде| | | | | | |стоимости излишков| | | | | | |товарно-материальных | | | | | | |ценностей и прочего| | | | | | |имущества, которые выявлены| | | | | | |в результате инвентаризации |07, 08, |91 | + | + | | | |10, 11, | | | | | | |41, 43 | | | | ------------------------------------------------------------------------- 6.2. Особенности бухгалтерского учета расходов 94. Расходами налогоплательщика для целей ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты. 95. Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы, которые отражаются в бухгалтерском учете в нижеприведенном порядке: ------------------------------------------------------------------------- | N | Содержание операции |Корреспондирующие| Признание | |п/п| | счета | | | | |-----------------|-------------------| | | | дебет |кредит |в | для | | | | | |бухгалтерском|целей| | | | | |учете |ЕСХН | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 1 |Отражены расходы по| | | | | | |приобретению основных средств| | | | | | |после перехода на уплату| | | | | | |ЕСХН: | | | | | | |а) начисленные |08 |60, 76 | + | - | | |б) сформированные на момент|01 |08 | + | + | | |ввода в эксплуатацию | | | | | | |в) фактически оплаченные |60, 76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 2 |Отражены расходы по| | | | | | |амортизации объектов основных| | | | | | |средств: | | | | | | |а) непосредственно|20 |02 | + | - | | |участвующих в процессе| | | | | | |производства продукции| | | | | | |(тракторы, комбайны,| | | | | | |сельскохозяйственные машины и| | | | | | |т.п.) | | | | | | |б) вспомогательных|23 |02 | + | - | | |производств, включая основные| | | | | | |средства машинно-тракторного| | | | | | |парка (тракторы, комбайны,| | | | | | |гаражи, навесы и т.п.) | | | | | | |в) общепроизводственного|25 |02 | + | - | | |назначения | | | | | | |г) общехозяйственного|26 |02 | + | - | | |назначения | | | | | | |д) обслуживающих производств|29, 44 и|02 | + | - | | |и хозяйств |др. | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 3 |Отражены расходы по| | | | | | |приобретению нематериальных| | | | | | |активов после перехода на| | | | | | |уплату ЕСХН: | | | | | | |а) начисленные |08 |60, 76 | + | - | | |б) сформированные на момент|01 |08 | + | + | | |ввода в эксплуатацию | | | | | | |в) фактически оплаченные |60, 76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 4 |Отражены расходы по| | | | | | |амортизации объектов| | | | | | |нематериальных активов: |20 |05 | + | - | | |а) относящихся к основному| | | | | | |производству |20 |04 | + | - | | |б) путем уменьшения их| | | | | | |первоначальной стоимости| | | | | | |(организационные расходы,| | | | | | |деловая репутация) |23 |04, 05 | + | - | | |в) относящихся к| | | | | | |вспомогательному производству|25 |04, 05 | + | - | | |г) общепроизводственного| | | | | | |назначения |26 |04, 05 | + | - | | |д) общехозяйственного| | | | | | |назначения |29, 44 и|04, 05 | + | - | | |е) обслуживающих производств|др. | | | | | |и хозяйств | | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 5 |Отражены расходы по ремонту| | | | | | |основных средств, в том числе| | | | | | |арендованных (комбайнов,| | | | | | |тракторов, | | | | | | |сельскохозяйственных машин и| | | | | | |т.п.): | | | | | | |а) начисленные |20, 23, |10, 70, | + | - | | | |25, 26 и|60, 69 | | | | | |др. | | | | | |б) фактически оплаченные |60, 70, |50, 51 | - | + | | | |69 | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 6 |Отражены арендные (в том| | | | | | |числе лизинговые) платежи за| | | | | | |арендуемое (в том числе| | | | | | |принятое в лизинг имущество):| | | | | | |а) начисленные |20, 23, |76 | + | - | | | |25, 26 | | | | | | |и др. | | | | | |б) фактически оплаченные |76 |51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 7 |Отражены материальные расходы| | | | | | |(семена, посадочный материал,| | | | | | |удобрения, инвентарь и| | | | | | |хозяйственные принадлежности,| | | | | | |медикаменты, биопрепараты,| | | | | | |корма и др.): | | | | | | |а) начисленные |20, 23, |10 | + | - | | | |25, 26 и| | | | | | |др. | | | | | |б) фактически оплаченные |60 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 8 |Отражены расходы по оплате| | | | | | |труда работникам| | | | | | |растениеводства, | | | | | | |животноводства, промышленных,| | | | | | |вспомогательных и прочих| | | | | | |производств: | | | | | | |а) начисленные |20, 23, |70 | + | - | | | |25, 26 | | | | | | |и др. | | | | | |б) выплаченные |70 |50 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 9 |Отражены суммы страховых| | | | | | |платежей по договорам| | | | | | |обязательного | | | | | | |страхования работников и| | | | | | |имущества: | | | | | | |а) начисленные |20, 25, |76 | + | - | | | |26 и др.|50, 51 | | | | |б) фактически оплаченные |76 | | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |10 |Отражены суммы налога на| | | | | | |добавленную стоимость по| | | | | | |приобретенным товарам| | | | | | |(работам, услугам): | | | | | | |а) начисленные |19 |60, 76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |60, 76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |11 |Отражены суммы процентов,| | | | | | |уплачиваемые за| | | | | | |предоставление в пользование| | | | | | |денежных средств (кредитов,| | | | | | |займов), а также расходы,| | | | | | |связанные с оплатой услуг,| | | | | | |оказываемых кредитными| | | | | | |организациями: | | | | | | |а) начисленные |08, 10, |76 | + | - | | | |91 | | | | | |б) фактически оплаченные |76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |12 |Отражены расходы на| | | | | | |обеспечение пожарной| | | | | | |безопасности в соответствии с| | | | | | |с законодательством| | | | | | |Российской Федерации, расходы| | | | | | |на услуги по охране| | | | | | |имущества, обслуживанию| | | | | | |охранно-пожарной | | | | | | |сигнализации, расходы на| | | | | | |приобретение услуг пожарной| | | | | | |охраны и иных услуг охранной| | | | | | |деятельности: | | | | | | |а) начисленные |26 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |13 |Отражены суммы таможенных| | | | | | |платежей, уплачиваемые при| | | | | | |ввозе товаров на таможенную| | | | | | |территорию Российской| | | | | | |Федерации и не подлежащие| | | | | | |возврату налогоплательщикам в| | | | | | |соответствии с таможенным| | | | | | |законодательством Российской| | | | | | |Федерации: | | | | | | |а) начисленные |10,08 и |76 | + | - | | | |др. | | | | | |б) фактически оплаченные |76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |14 |Отражены расходы на| | | | | | |содержание служебного| | | | | | |транспорта, а также расходы| | | | | | |на компенсацию за| | | | | | |использование для служебных| | | | | | |поездок личных легковых| | | | | | |автомобилей и мотоциклов в| | | | | | |пределах норм, установленных| | | | | | |Правительством Российской| | | | | | |Федерации: | | | | | | |а) начисленные |25, 26 |73 | + | - | | |б) фактически оплаченные |73 |50 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |15 |Отражены расходы на| | | | | | |командировки в пределах| | | | | | |размеров, принимаемых для| | | | | | |целей ЕСХН: | | | | | | |а) начисленные |20, 23, |71 | + | - | | | |08, 10 | | | | | |б) фактически оплаченные |71 |50 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |16 |Отражены расходы по уплате| | | | | | |нотариусу за нотариальное| | | | | | |оформление документов| | | | | | |(расходы принимаются в| | | | | | |пределах тарифов,| | | | | | |утвержденных в установленном| | | | | | |порядке): | | | | | | |а) начисленные |26 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |17 |Отражены расходы на| | | | | | |аудиторские услуги: | | | | | | |а) начисленные |26 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |18 |Отражены расходы на| | | | | | |опубликование бухгалтерской| | | | | | |отчетности: | | | | | | |а) начисленные |26 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |19 |Отражены расходы на| | | | | | |канцелярские товары: | | | | | | |а) начисленные |26 |71 | + | - | | |б) фактически оплаченные |71 |50 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |20 |Отражены расходы на почтовые,| | | | | | |телефонные, телеграфные и| | | | | | |другие подобные услуги,| | | | | | |расходы на оплату услуг| | | | | | |связи: | | | | | | |а) начисленные |25, 26 |71, 76 | + | | | |б) фактически оплаченные |71, 76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |21 |Отражены расходы, связанные с| | | | | | |приобретением права на| | | | | | |использование программ для| | | | | | |ЭВМ и баз данных по договорам| | | | | | |с правообладателем (по| | | | | | |лицензионным соглашениям): | | | | | | |а) начисленные |97 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |51 | - | + | | |в) списанные в производство |26 |97 | + | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |22 |Отражены расходы на рекламу| | | | | | |производимых (приобретаемых)| | | | | | |и (или) реализуемых товаров| | | | | | |(работ, услуг), товарного| | | | | | |знака и знака обслуживания в| | | | | | |пределах размеров,| | | | | | |принимаемых для целей ЕСХН: | | | | | | |а) начисленные |44 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |23 |Отражены расходы на| | | | | | |подготовку и освоение новых| | | | | | |производств, цехов и| | | | | | |агрегатов: | | | | | | |а) начисленные |97 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |51 | - | + | | |в) списанные в производство |26 |97 | + | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |24 |Отражены расходы на питание| | | | | | |работников, занятых на| | | | | | |сельскохозяйственных работах:| | | | | | |а) начисленные |20, 23, |29, 41, | + | - | | | |25, 26 |43, 69, | | | | | | |70 | | | | |б) фактически оплаченные |60, 69, |50, 51 | - | + | | | |70 | | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |25 |Отражены суммы налогов и| | | | | | |сборов, уплачиваемые в| | | | | | |соответствии с| | | | | | |законодательством Российской| | | | | | |Федерации о налогах и сборах:| | | | | | |а) начисленные |26, 91 |68 | + | - | | |б) фактически оплаченные |68 |51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |26 |Отражены расходы на оплату| | | | | | |стоимости товаров,| | | | | | |приобретенных для дальнейшей| | | | | | |реализации: | | | | | | |а) начисленные |41 |60 | + | - | | |б) фактически оплаченные |60 |51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |27 |Отражены расходы на| | | | | | |информационно- | | | | | | |консультационные услуги: | | | | | | |а) начисленные |26 |76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |76 |51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |28 |Отражены расходы на повышение| | | | | | |квалификации кадров: | | | | | | |а) начисленные |20, 23, |76 | + | - | | | |25, 26 и| | | | | | |др. | | | | | |б) фактически оплаченные |76 |50, 51 | - | + | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| |29 |Отражены расходы в виде| | | | | | |уплаченных сумм пеней и| | | | | | |штрафов за неисполнение или| | | | | | |ненадлежащее исполнение| | | | | | |обязательств, а также в виде| | | | | | |сумм, уплаченных в возмещение| | | | | | |причиненного ущерба: | | | | | | |а) начисленные |91 |60, 76 | + | - | | |б) фактически оплаченные |60, 76 |51 | - | + | ------------------------------------------------------------------------- 96. Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога не принимают для целей этого налога расходы, которые отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке: ------------------------------------------------------------------------- | N | Содержание операции |Корреспондирующие| Признание | |п/п| | счета | | | | |-----------------|-------------------| | | | дебет |кредит |в | для | | | | | |бухгалтерском|целей| | | | | |учете |ЕСХН | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 1 |Отражены расходы в виде| | | | | | |дивидендов и других сумм| | | | | | |распределяемого дохода: | | | | | | |а) начисленные |84 |70, 75 | + | - | | |б) выплаченные |70, 75 |50, 51 | - | - | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 2 |Отражены расходы в виде пени,| | | | | | |штрафов и иных санкций,| | | | | | |перечисляемых в бюджет (в| | | | | | |государственные внебюджетные| | | | | | |фонды), а также штрафов и| | | | | | |других санкций, взимаемых| | | | | | |государственными | | | | | | |организациями, которым| | | | | | |законодательством Российской| | | | | | |Федерации предоставлено право| | | | | | |наложения указанных санкций: | | | | | | |а) начисленные |91 |76 | + | - | | |б) оплаченные |76 |51 | - | - | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 3 |Отражены расходы в виде| | | | | | |взноса в уставный|58 |01, 04, | + | - | | |(складочный) капитал, вклада| |10, 41 | | | | |в простое товарищество | |и др. | | | |---|-----------------------------|--------|--------|-------------|-----| | 4 |Отражены расходы в виде суммы| | | | | | |налога, а также суммы| | | | | | |платежей за сверхнормативные| | | | | |