Страницы: 1 2 ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 12 октября 2004 г. N 11-15/65542 (Д) Управление МНС России по г. Москве направляет для сведения и руководства в работе обзор результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 года - первое полугодие 2004 года. И.о. руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве Н.В. Синикова 12 октября 2004 г. N 11-15/65542 Приложение к письму Управления МНС РФ по г. Москве от 12 октября 2004 года N 11-15/65542 ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА - ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2004 ГОДА (Извлечения) <...> Управление доводит до сведения налоговых органов г. Москвы результаты рассмотрения отдельных жалоб за второе полугодие 2003 года - первое полугодие 2004 года. Управление рекомендует учитывать положения настоящего обзора при проведении налоговых проверок, оформлении их результатов, вынесении решений о привлечении к ответственности и реализации иных предоставленных налоговым органам полномочий. I. Юридические лица 1. Налоговое законодательство не предоставляет должностным лицам налоговых органов права на продление сроков, установленных Кодексом для представления возражений на акт выездной налоговой проверки. Как следовало из представленных в Управление материалов, инспекцией на основании решения проведена выездная налоговая проверка организации. 14.05.2003 инспекцией представителю организации вручен акт выездной налоговой проверки. 26.05.2003 организацией в инспекцию направлено письмо о продлении срока представления возражений по акту выездной налоговой проверки от 14.05.2003 в связи с отсутствием генерального директора организации. 09.06.2003 организацией в инспекцию направлены разногласия по акту выездной налоговой проверки. Указанные разногласия получены инспекцией 18.06.2003. 10.06.2003 в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) инспекцией вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Организация не согласна с указанным решением инспекции и требовала его пересмотра на том основании, что данное решение вынесено без учета разногласий, представленных организацией. Согласно положениям статьи 6.1 Кодекса течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 100 Кодекса налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. По истечении вышеуказанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Кодекса материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Поскольку акт выездной налоговой проверки от 14.05.2003 получен организацией 14.05.2003, то в соответствии с положениями статьи 6.1 и пункта 5 статьи 100 Кодекса двухнедельный срок представления в инспекцию возражений на указанный акт истекает 28.05.2003. Возражения на акт выездной налоговой проверки организацией в инспекцию направлены 09.06.2003. Действующие нормы налогового законодательства не предоставляют должностным лицам налоговых органов права на продление сроков, установленных Кодексом для представления возражений на акт выездной налоговой проверки. Следовательно, ссылка организации на письмо в инспекцию о продлении срока представления возражений по акту выездной налоговой проверки от 14.05.2003 в связи с отсутствием генерального директора организации не может быть принята во внимание. Таким образом, организацией пропущен срок подачи в инспекцию возражений на акт выездной налоговой проверки от 14.05.2003. Следовательно, действия инспекции по вынесению решения о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения правомерны. 2. Нарушение налогоплательщиком правил ведения книги покупок без наличия других актов, свидетельствующих о несоблюдении установленного порядка для применения налоговых вычетов, не может служить основанием для непринятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по приобретенным товарно-материальным ценностям. Как следовало из представленной организацией в Управление жалобы, по результатам камеральной налоговой проверки организации инспекцией установлено, что в связи с нарушением пунктов 3 и 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление) налогоплательщиком необоснованно применен вычет налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, произведенным на территории иностранных государств. В связи с этим решением инспекции от 12.08.2003 N 11/665 организации отказано в возмещении (зачете) из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 780246 рублей. Организация в порядке главы 19 Кодекса обратилась в Управление с жалобой, в которой просит отменить указанное решение как не соответствующее действующему законодательству и возместить суммы налога, так как все необходимые условия организацией были выполнены. Изучив жалобу и дополнительно представленные документы, Управление сообщает следующее. Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. На основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. В целях применения пункта 2 статьи 171 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, на территории Российской Федерации, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Кодекса), при условии их оплаты и наличия счета-фактуры. При этом согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В счете-фактуре, выставляемом продавцом покупателю, должны быть указаны все обязательные реквизиты, поименованные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса, счета-фактуры должны быть подписаны главным бухгалтером, руководителем. Согласно пункту 5 статьи 169 Кодекса реквизитами счета-фактуры, обязательными для заполнения, являются страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации. Данные сведения указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. На основании пункта 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 данной статьи. Постановлением утверждены форма счета-фактуры и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Как следовало из материалов проверки, организацией нарушен порядок составления книги покупок, утвержденный Постановлением, а именно: приобретенные налогоплательщиком товарно-материальные ценности зарегистрированы в книге покупок без отражения информации о стране происхождения товарно-материальных ценностей и номере грузовой таможенной декларации. Однако согласно действующему законодательству нарушение налогоплательщиком правил ведения книги покупок без наличия других фактов, свидетельствующих о несоблюдении установленного порядка для применения налоговых вычетов, не может служить основанием для непринятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по приобретенным товарно-материальным ценностям. Таким образом, отказ инспекции в возмещении (зачете) организации налога на добавленную стоимость по указанной причине являлся необоснованным. 3. Расходы, понесенные налогоплательщиком в результате правомерных действий налогового органа, возмещению не подлежат. Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации организации по земельному налогу в подтверждение обоснованности заявленной льготы истребован список лиц, имеющих налоговую льготу до уплате земельного налога, а также комплект копий справок, подтверждающих заявленные льготы, поскольку при представлении вышеназванной декларации указанные документы организацией в инспекцию представлены не были. По мнению организации, в результате неправомерных действий инспекции, выразившихся в истребовании копий вышеуказанных документов, ею понесен убыток в сумме денежных средств, израсходованных на изготовление ксерокопий истребуемых инспекцией документов. Организация обратилась в Управление с требованием возместить убыток, понесенный ею в результате действий инспекции. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 названной статьи Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом. Согласно статье 87 Кодекса налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок, при этом документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Кодекса при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Пунктом 2 вышеназванной статьи Кодекса установлено, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме. При этом в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Однако пунктом 4 статьи 103 Кодекса установлено, что убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат. Из представленных в Управление документов следует, что инспекцией при проверке налоговой декларации организации по земельному налогу в рамках камеральной налоговой проверки в соответствии со статьями 31, 88 и 93 Кодекса истребованы копии документов (справок), подтверждающих обоснованность заявленных налоговых льгот. Следовательно, действия инспекции по истребованию документов, подтверждающих правильность исчисления земельного налога, являются правомерными, а понесенные организацией расходы, вызванные правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат. 4. Направление налоговой декларации посредством почтовой связи без описи вложения не может признаваться надлежащим исполнением обязанности по представлению налоговой декларации в налоговый орган в случае неполучения последним такой декларации. Как следовало из жалобы и представленных в Управление материалов, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка в отношении представленной организацией налоговой декларации по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года, по результатам которой вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Из решения инспекции следовало, что декларация по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года по сроку представления 20.01.2003 фактически представлена 28.03.2003, в связи с чем организация привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса. Организация не согласилась с выводами инспекции, изложенными в решении, и обратилась в порядке главы 19 Кодекса с жалобой на указанное решение. По утверждению организации, декларация по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года была отправлена в адрес инспекции заказным письмом 20.01.2003, о чем свидетельствует соответствующее уведомление о вручении. Управление, оценив доводы организации, признало действия инспекции по привлечению к налоговой ответственности правомерными по следующим основаниям. Пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" установлено, что налогоплательщики в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 2 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Декларация по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года по сроку представления 20.01.2003 фактически представлена организацией 28.03.2003, что подтверждается штампом инспекции о принятии. По утверждению организации, декларация по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года была отправлена организацией в инспекцию 20.01.2003 заказным письмом, подтверждением чему, по мнению организации, является копия почтовой квитанции со штампом отделения связи. Однако приложенные к жалобе документы (квитанция от 20.01.2003 N 26, уведомление о вручении) не подтверждают факт отправки организацией декларации по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный пунктом 2 статьи 80 Кодекса, а именно: отсутствует опись вложения. Статьей 119 Кодекса установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Следовательно, организация ненадлежащим образом исполнила обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года, и действия инспекции по привлечению организации к налоговой ответственности являются правомерными. 5. Нормы статьи 78 Кодекса относительно невозможности возврата сумм излишне уплаченных налогов при наличии недоимки по тому же бюджету не применяются в отношении организаций, признанных банкротом по решению суда. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2002 организация признана несостоятельной (банкротом) и в отношении нее открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре как отсутствующего должника. В ходе конкурсного производства с целью выявления имущества должника, подлежащего включению в конкурсную массу, 16.07.2002 составлен акт сверки, в котором отражена переплата по налогам со стороны организации. Организация обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском об обязании инспекции возвратить из бюджетов излишне уплаченные суммы налогов в указанном размере. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 19.05.2003, исковые требования организации удовлетворены. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.07.2003 вышеназванные решение и постановление Арбитражного суда г. Москвы оставлены без изменения, кассационная жалоба инспекции - без удовлетворения. Вместе с тем инспекцией решение Арбитражного суда г. Москвы на момент обращения организации с жалобой в Управление не было исполнено, так как возврат в данном случае противоречит статье 78 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Вместе с тем пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) в редакции, действующей в обжалуемом периоде, установлено, что кредиторами по денежным обязательствам (далее - кредиторы) являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В пункте 3 вышеназванной статьи Закона указано, что к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено Законом. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Согласно пункту 1 статьи 98 Закона с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Таким образом, о наличии у должника обязанности перед кредитором последний должен заявить в рамках дела о банкротстве с тем, чтобы его требования были включены в реестр требований кредиторов и при признании должника банкротом были удовлетворены в порядке установленной очередности. Следовательно, норма пункта 7 статьи 78 Кодекса не подлежит применению в отношении лиц, признанных банкротом по решению арбитражного суда. Исходя из вышеизложенного, действия инспекции, выразившиеся в проведении зачета сумм излишне уплаченных организацией налогов после принятия арбитражным судом решения о признании организации банкротом, признаны неправомерными. 6. Стоимость проездных билетов, приобретаемых на основании приказа руководителя организации, включается в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. Организация обжаловала решение инспекции, в соответствии с которым она привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, за неудержание налога на доходы физических лиц. Основанием для вынесения решения послужило невключение организацией в налоговую базу работника сумм, списанных с данного физического лица по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" по авансовым отчетам для оплаты проезда. По мнению организации, оплата транспортных расходов (проездной билет на автобус) главного бухгалтера, совмещающего обязанности кассира, относится к компенсационным выплатам, связанным с исполнением служебных обязанностей. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат. Проездные билеты, приобретаемые на основании приказа руководителя организации, не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат налогообложению в общеустановленном законодательством порядке. В случае необходимости организация может произвести возмещение расходов сотрудников на служебные поездки по городу на основании документов, подтверждающих произведенную оплату (билеты на проезд) в связи с названными поездками с указанием маршрутов следования, утвержденных руководителем организации. Суммы, выплачиваемые в возмещение названных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с выполнением трудовых обязанностей, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.05.63 N 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями и учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте" (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.88 N 382) установлено, что месячные и квартальные билеты для проезда на городском пассажирском транспорте могут приобретаться бюджетными организациями только для работников, работа которых носит разъездной характер (курьеров, экспедиторов, работников городского хозяйства: электрических, газовых, водопроводных и канализационных сетей, связи и других), если эти работники на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются транспортом. Указанный перечень не является исчерпывающим. Кроме того, он был установлен для бюджетных учреждений и организаций, приобретавших указанные билеты за счет средств бюджета, и утратил силу в части иных предприятий. Поскольку в настоящее время иного перечня не утверждено, то руководители других хозяйствующих субъектов вправе своим приказом расширить круг этих должностей, включив в него других работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники не обеспечиваются специальным транспортом для выполнения служебных обязанностей. При служебных разъездах в течение одного рабочего дня стоимость проезда в оба конца на общественном транспорте должна компенсироваться организацией, направившей работника для исполнения им служебных обязанностей. В свою очередь проездные билеты (декадные, месячные, квартальные) не являются документами, подтверждающими оплату проезда в производственных целях и факт самого проезда, а носят разрешительный характер, в отличие от разовых проездных билетов. Расходы организации на проездные билеты могут рассматриваться как целевые затраты на служебные разъезды работников, если организация подтвердит необходимость оплаты проезда на городском транспорте именно проездными билетами (а не разовыми проездными билетами) для выполнения работниками трудовых обязанностей, связанных с производственными разъездами на основании должностных инструкций. Проездные билеты должны приобретаться "обезличенно", а не для конкретного работника, иначе оплата проезда такими билетами будет считаться осуществленной в его пользу. Если служебные разъезды, даже предусмотренные должностными инструкциями, не являются регулярными и осуществляются не ежедневно, то необходимо организовать документооборот таким образом, чтобы первичными документами можно было подтвердить факт служебных разъездов, произведенных работником. При этом проездной билет выдается работнику не на весь срок действия документа, а после каждой поездки такой билет сдается в организацию. Для учета выдачи и возврата проездных билетов ведется соответствующий журнал (разъездная ведомость, маршрутный лист). При этом возмещение расходов работника может осуществляться на основе приказа, распоряжения или другого организационно-распорядительного документа организации, направившей работника для исполнения служебных обязанностей вне места основной работы, с приложением разовых проездных талонов либо маршрутного листа, заверенного подписями и печатями организаций посещения и подлежащего утверждению распорядителем кредитов направившей организации. Таким образом, на сумму оплаты проездного билета для главного бухгалтера, выполняющего функции кассира, должен начисляться налог на доходы вне зависимости от наличия статьи "Служебные разъезды" в смете доходов и расходов организации и приказа председателя организации, поскольку таких документов не достаточно для подтверждения факта служебных разъездов, произведенных работником. 7. Отсутствие результатов встречных проверок не может являться достаточным основанием для вынесения решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. Как следовало из жалобы организации, в соответствии с пунктом 1 статьи 165 Кодекса организацией представлены в инспекцию налоговые декларации и пакет документов, обосновывающих применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по товарам, экспортируемым за пределы Российской Федерации. В связи с этим инспекцией проведена камеральная налоговая проверка организации по вопросу правомерности применения налоговой ставки 0 процентов в части реализации товаров за пределы Российской Федерации. На основании материалов проверки инспекцией вынесены решения о частичном подтверждении возмещения налога на добавленную стоимость, в которых отказано частично организации в возмещении налога на добавленную стоимость по причине неполучения ответа по встречной проверке из налогового органа по месту регистрации организации - поставщика-экспортера. Организация в порядке главы 19 Кодекса обратилась в Управление с жалобой, в которой просит отменить указанные решения как не соответствующие действующему законодательству и возместить суммы налога, так как все необходимые документы в инспекцию были представлены. Отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость по причине неполучения ответа по встречной проверке из налогового органа по месту регистрации организации - поставщика-экспортера не может быть признан правомерным по следующим основаниям. В соответствии со статьей 87 Кодекса, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Запросы в инспекцию по месту нахождения поставщика товаров (работ, услуг) были направлены инспекцией в рамках проведения камеральной налоговой проверки в соответствии со статьей 87 Кодекса. Однако налоговое законодательство позволяет использовать при проведении проверок и в решениях налоговых органов результаты встречных проверок, а не отсутствие таких результатов, следовательно, отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость по экспортным операциям по причине отсутствия ответов на указанные запросы не может быть признан правомерным. Таким образом, выводы инспекции, послужившие основанием для вынесения в отношении организации оспариваемых решений, признаны необоснованными. В то же время инспекцией не исследован вопрос о производителе экспортируемых товаров, не установлено, каким образом и кем был вывезен данный товар по соответствующим контрактам. Инспекцией не направлялся запрос о проверке факта регистрации иностранного партнера в реестре предприятий и подтверждении факта заключения и исполнения внешнеторгового контракта, получения и оплаты товара. Данные вопросы подлежат исследованию в ходе дополнительной проверки, назначенной по результатам рассмотрения жалобы. 8. Стоимость безвозмездно полученного некоммерческой организацией как целевого взноса имущества, использованного по нецелевому назначению, подлежит включению в состав внереализационных доходов. В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено нецелевое использование полученных от членов организации основных средств в виде торговых павильонов как целевых имущественных взносов, используемых для сдачи в аренду, а следовательно, согласно пункту 8 статьи 250 Кодекса стоимость безвозмездно полученного имущества организации следовало включить во внереализационные доходы. По результатам проверки инспекцией вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого инспекцией доначислен к уплате налог на прибыль. Организация, являясь общественной организацией предпринимателей, получила как целевые имущественные взносы от членов организации основные средства в виде торговых павильонов и использовала их для сдачи в аренду. Инспекция рассмотрела деятельность организации по сдаче в аренду названных основных средств как нецелевое их использование, стоимость которых в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса должна быть включена во внереализационные доходы и облагаться налогом на прибыль. Из представленных документов следует, что организация является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений). Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Пунктом 2 статьи 251 Кодекса определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поименованный в статье перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль у некоммерческих организаций, является исчерпывающим. Согласно указанной статье при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Расходы на содержание некоммерческих организаций и расходы на ведение ими уставной деятельности являются расходами на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций. Понятия "содержание некоммерческой организации" и "ведение уставной деятельности" некоммерческой организации не равнозначны. К расходам на содержание некоммерческих организаций относятся расходы по оплате труда административно-управленческого и другого персонала, осуществляющего уставную деятельность, командировочные расходы, расходы на канцелярские товары, расходы по аренде помещений, расходы по содержанию зданий и помещений, расходы по содержанию и эксплуатации автотранспорта, расходы на публикацию отчета о деятельности и отчета об использовании имущества, расходы по приобретению основных средств и т.д. Ведение уставной деятельности - это направление целевых средств на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой организации. Согласно представленному уставу организации целями указанной организации являются: - содействие реализации и защите гарантированных законодательством прав предпринимателей - членов организации; - содействие созданию и развитию цивилизованной сети торговых центров, отвечающих современным требованиям организации торговли; - содействие развитию благотворительной и просветительской деятельности. Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Предпринимательской деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Определение налоговой базы и уплата в бюджет налога на прибыль некоммерческими организациями, имеющими доходы от коммерческой предпринимательской деятельности, производятся в общеустановленном порядке, определенном главой 25 Кодекса. В соответствии со статьями 247, 248 и 249 главы 25 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы. В соответствии с пунктом 14 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся и доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в т.ч. денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в т.ч. в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации. Налогоплательщики, получившие имущество (в т.ч. денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а налогоплательщики, получившие бюджетные средства, - по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации. Указанные доходы для целей налогообложения подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения). Из представленных в Управление материалов следовало, что на баланс заявителя переданы торговые павильоны как целевые имущественные взносы от членов организации на содержание некоммерческой организации. Полученные основные средства заявителем учтены в балансе на счете 01 "Основные средства" и использовались для сдачи в аренду арендаторам, осуществляющим торговую деятельность на территории рынка. Из вышеизложенного следует, что заявитель полученное имущество в виде объектов торговли и оказания услуг как целевых имущественных взносов от членов организации на содержание некоммерческой организации использовал для коммерческой предпринимательской деятельности и получения прибыли. Выводы инспекции о занижении организацией налогооблагаемой прибыли на стоимость использованных не по целевому назначению основных средств, полученных от членов организации на ее содержание, признаны правомерными. 9. Для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, прямо свидетельствующие о поступлении выручки от иностранного юридического лица в оплату по конкретному экспортному контракту. Как следует из представленных материалов, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по вопросу обоснованности применения организацией налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям. В ходе проверки инспекцией установлено поступление организации валютной выручки по экспортному контракту от 07.06.2001 с корреспондентского счета, не указанного в данном контракте. По результатам проверки инспекцией вынесено решение об отказе организации в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям. Организацией для подтверждения поступления валютной выручки по экспортному контракту, заключенному с иностранным юридическим лицом, представлена выписка кредитной организации по транзитному валютному счету организации. Как следовало из указанной выписки, по лицевому счету заявителя осуществлена операция по кредитованию счета на сумму 330400 долларов США. При этом данная выписка содержит указание, что зачисление средств осуществляется согласно кредитовому авизо в соответствии с мемориальным ордером. Однако в выписке не отражено, в уплату по какому контракту осуществлялся перевод денежных средств. Каких-либо иных документов, подтверждающих поступление указанной валютной выручки, организацией в инспекцию не представлено. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется в том числе выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке. В случае если выписка по лицевому счету налогоплательщика не содержит сведений, прямо указывающих на поступление валютной выручки в оплату по конкретному экспортному контракту, то налогоплательщик должен подтвердить назначение платежа иными документами (межбанковскими сообщениями формата SWIFT, мемориальными ордерами, инвойсами, кредитными авизо и т.п.). При отсутствии таких документов и (или) указания в них назначения платежа у налогового органа не имеется оснований для оценки представленных выписок по лицевому счету как соответствующих требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Кодекса. С учетом указанных обстоятельств жалоба организации оставлена без удовлетворения. 10. Расходы по оплате услуг международной связи могут быть признаны для целей налогообложения только при наличии документов, подтверждающих экономическую оправданность таких затрат и их направленность на получение дохода. Как следовало из представленных материалов, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросу соблюдения организацией налогового законодательства Российской Федерации за 2002 год. В ходе проверки инспекцией установлено занижение организацией налоговой базы по налогу на прибыль в 2002 году вследствие неправомерного списания расходов по оплате услуг междугородней связи при отсутствии документов, подтверждающих производственный характер оплаченных телефонных разговоров. В соответствии со статьей 247 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции от 31.12.2001 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с данной главой. Статьей 252 Кодекса определены основные критерии, при единовременном соблюдении которых расходы могут быть признаны для целей налогообложения. Пунктом 1 указанной статьи установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса к числу прочих расходов, связанных с производством, реализацией, отнесены расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги. Следовательно, обязательными условиями для правомерного отнесения на уменьшение налоговой базы указанных выше расходов по оплате услуг телефонной связи являются их экономическая оправданность, наличие документального подтверждения и их непосредственная связь с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. В качестве подтверждения производственного характера международных и междугородних телефонных разговоров могут быть представлены как детализированные счета услуг связи, так и внутренние распорядительные документы организации, указывающие на закрепление за конкретными сотрудниками организации служебных обязанностей по осуществлению телефонных переговоров с организациями - потенциальными заказчиками товаров (работ, услуг), и другие аналогичные документы (приказы, распоряжения, отчеты, должностные инструкции и т.п.). В материалах, представленных организацией, отсутствует информация о контрагентах (юридических лицах), с представителями которых организацией велись международные и междугородние телефонные разговоры. Также организацией не представлены внутренние распорядительные документы, в том числе: - документы, разрешающие нахождение в помещении магазина в нерабочее время с целью ведения телефонных переговоров; - документы, содержащие цели проведения переговоров и обсуждаемый круг вопросов; - отчеты сотрудников о результатах таких переговоров; - документы, подтверждающие факт использования информации, результатов международных и междугородних телефонных переговоров в деятельности организации, - и иные документы, позволяющие установить экономическую оправданность этих затрат и их направленность на получение дохода. Таким образом, действия инспекции по определению факта занижения организацией в 2002 году налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет неправильного отражения в составе расходов затрат по оплате услуг связи за международные и междугородние телефонные разговоры в 2002 году признаны правомерными. 11. Лица, уплачивающие арендную плату за пользование земельным участком, не могут одновременно являться плательщиками земельного налога за данный участок. Инспекцией проведена выездная налоговая проверка организации по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на землю. В ходе проверки инспекцией установлено, что организация согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.08.2001 (договор купли-продажи недвижимости от 03.08.2001) является собственником части здания. На основании договора аренды земельного участка от 31.10.2002, зарегистрированного 15.01.2003, организации предоставлен в пользование земельный участок для эксплуатации помещений магазина. По мнению инспекции, организация неправомерно перечисляла арендную плату по договорам, заключенным с Московским земельным комитетом, прежним собственником здания. По результатам проверки инспекцией вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором сумма земельного налога рассчитана за период с 01.09.2001 по 31.10.2002 с учетом подпунктов 2.3 и 3.2 договора аренды земельного участка от 31.10.2002, заключенного Москомземом с организацией, в соответствии с которыми обязанность по уплате арендной платы наступает со дня, следующего за днем учетной регистрации договора в Москомземе. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон) использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Согласно пункту 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 вышеназванной статьи ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости. Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей Страницы: 1 2 |