Страницы: 1 2 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 21 декабря 2004 г. N 898-ПП (ПРМ) Правительство Москвы отмечает, что на потребительском рынке под воздействием роста реальных доходов населения происходят глубокие качественные изменения. В структуре расходов населения опережающими темпами увеличиваются затраты на покупку непродовольственных товаров. В результате доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота повысилась до 59% по сравнению с 53% в 1994 году. Для реализации возрастающих объемов непродовольственных товаров развивается и обновляется сеть магазинов. На 1 января 2004 года она составила 12 566 единиц стационарных предприятий с торговой площадью 3 380 тыс. кв.м или 65% от всех торговых площадей розничной торговли. Сформировались и действуют более 50 крупных розничных торговых сетей по продаже непродовольственных товаров. Развивается сеть крупных торговых центров, открываются новые форматы магазинов: моллы, гипермаркеты, товары для дома и сада и так далее. Значительных объемов достигло межрегиональное сотрудничество по поставкам товаров. Москва стала главным общероссийским центром по обмену товарами. На ее долю приходится 47% всего оптового оборота непродовольственных товаров в Российской Федерации. Через Москву в страну поступает 62% импорта по этой группе товаров, 38% всего оптового оборота непродовольственных товаров приходится на вывоз в другие регионы. Все эти факторы обусловливают повышение роли оптовой торговли как основного регулятора рынка. Однако достигнутый уровень оптовой торговли непродовольственными товарами не соответствует возросшим требованиям рынка и не в полной мере выполняет свою роль основного связующего звена между товаропроизводителями и розничной торговлей, а также не способствует решению ряда городских задач. За годы реформ роль оптовой торговли в формировании товарных ресурсов для розничной торговли снизилась. Доля поставок непродовольственных товаров в розницу оптовыми организациями составляет 28% от всех поступлений в целом, в то же время физические лица обеспечивают 18% поступлений. Более одной трети поставок вынуждены обеспечивать сами товаропроизводители. Сложившееся положение объясняется тем, что, несмотря на значительный рост числа оптовых посредников в последние годы, качественных преобразований в организации оптовой торговли, в технологии товароснабжения и складской инфраструктуре не произошло. Количественный рост произошел за счет появления большого числа мелких фирм-посредников и физических лиц без образования юридического лица. Крупные и средние предприятия составляют лишь 8% от всех оптовых организаций и они формируют только 57% оптового оборота города Москвы. В результате сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая из преимущественно мелких фирм и физических лиц, которые в силу объективных причин не способны обеспечить стабильность в товароснабжении магазинов, входной контроль качества товаров, предоставить необходимый уровень сервисных услуг. В оптовой торговле непродовольственными товарами не получили своего развития более прогрессивные типы предприятий - распределительные центры, оптово-розничные объединения, логистические центры. Не внедряются современные прогрессивные технологии управления поставками, основанные на автоматизации процессов товародвижения. По существу, утрачен входной контроль за качеством товаров. Наиболее узким местом в оптовой торговле является устаревшая складская инфраструктура. По уровню обеспеченности современными складскими площадями Москва значительно отстает от европейских столиц. В результате до 55% складов арендуются в неприспособленных помещениях, что порождает низкий технический уровень обработки грузов и высокие издержки по их хранению. Недостаточное развитие получил сектор транспортно-логистических и сервисных услуг по организации грузооборота и товародвижения. В целях повышения роли оптовой торговли в организации рационального товароснабжения розничной торговли, в обеспечении сбыта продукции московских товаропроизводителей и дальнейшего роста межрегионального обмена товарами Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Концепцию развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы (далее - Концепция), согласно приложению 1 к настоящему постановлению. 2. Считать предприятия оптовой торговли и складской инфраструктуры особо социально значимыми объектами для потребительского рынка города Москвы. 3. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы разработать совместно с департаментами, комитетами, управлениями и префектурами административных округов города Москвы, задействованными в реализации Концепции, и в двухмесячный срок утвердить план организационных мероприятий по реализации Концепции, предусмотрев в нем: - проведение работы с предприятиями московской промышленности по отбору наиболее эффективных проектов оптовых и распределительных центров для формирования товаропроводящей сети; - меры по развитию и укреплению межрегионального сотрудничества по обмену товарами; - экспертизу проектов новых объектов оптовой торговли с участием общественных объединений предпринимателей; - разработку совместно с сетевыми розничными структурами и оптовыми предприятиями планов подготовки кадров новых специальностей. Установить, что участники реализации Концепции предоставляют в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы ежегодно до 15 января годовую информацию о ходе ее выполнения в установленном порядке. Координацию работы по организации выполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией, и предоставление в Правительство Москвы обобщенной ежегодной информации о ходе ее реализации возложить на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. 4. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы при разработке программы развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 годы определить конкретные задания по дальнейшему реформированию оптовой торговли непродовольственными товарами на основе приоритетных направлений, определенных Концепцией. 5. Установить, что на период до 2010 года в Москве необходимо ввести в действие не менее 1 200 тыс. кв.м современных складских площадей европейского уровня качества для развития оптовой торговли непродовольственными товарами, в том числе не менее 750 тыс. кв.м на первом этапе в соответствии с Программой открытия крупных объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры на 2005-2007 годы, согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 6. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Москомархитектурой при участии ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" по заказу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы: 6.1. Разработать в 2005 году на среднесрочный период отраслевую схему размещения объектов оптовой торговли и на ее основе адресный перечень строительства объектов оптовой торговли непродовольственными товарами с учетом раздела 1 приложения 2 к настоящему постановлению. 6.2. При проведении работ по актуализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года предусмотреть в ней размещение объектов оптовой торговли непродовольственными товарами, в том числе в промышленных зонах. 7. Возложить на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы функции городского заказчика на проведение конкурса по отбору операторов для создания объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры. 8. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Комитетом города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов до 1 февраля 2005 года разработать и утвердить в установленном порядке конкурсную документацию с учетом обременения по сохранению профиля основной деятельности объектов оптовой торговли в течение 25 лет, а также провести конкурс по отбору операторов до 20 марта 2005 года. 9. Департаменту земельных ресурсов города Москвы оформлять победителям конкурсов (п.8) договоры аренды земли для размещения объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры на условиях, определенных конкурсной документацией. 10. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы до 1 января 2005 года представить в Департамент науки и промышленной политики города Москвы и Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы предложения для включения в Целевую программу реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг. по размещению в составе реорганизуемых производственных территорий объектов оптовой торговли непродовольственными товарами. 11. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы провести в первом полугодии 2005 года исследование по развитию производства и поставки на рынок непродовольственных товаров московскими предприятиями с разработкой предложений по организации производства новых видов конкурентоспособной продукции для реализации в Москве, регионах Российской Федерации и увеличения экспорта в страны СНГ. 12. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы создать в 2005 году в составе государственного унитарного предприятия "Московский промышленно-торговый центр интеграции и развития" оптово-розничное предприятие для продвижения продукции московских товаропроизводителей на основе проведения мониторинга рынка и формирования предложений по размещению на московских предприятиях легкой и текстильной промышленности заказов на поставку товаров. 13. Одобрить инициативу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы по заключению в установленном порядке соглашений с банковскими учреждениями о взаимодействии в реализации приоритетных направлений Концепции в развитии оптовой торговли по поставкам продукции московских товаропроизводителей и межрегиональному сотрудничеству. 14. Одобрить предложение Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы по созданию системы добровольной сертификации услуг складских и логистических операторов. Проработать до 1 января 2006 года механизм реализации данного предложения. 15. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаменту образования города Москвы совместно с заинтересованными организациями: 15.1. Определить до 1 января 2005 года потребность в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, необходимых отрасли на период до 2007 года. 15.2. Предусмотреть с 1 сентября 2005 года увеличение подготовки рабочих кадров и специалистов для организаций и предприятий, занимающихся оптовой торговлей непродовольственными товарами. 16. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы при участии Московской международной бизнес ассоциации и Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН провести в октябре 2005 года международную конференцию "Проблемы и пути внедрения в оптовой торговле прогрессивных технологий товародвижения и оптимизации цепи поставки товаров". 17. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить информационную поддержку Концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы. 18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 21 декабря 2004 г. N 898-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 21 декабря 2004 года N 898-ПП КОНЦЕПЦИЯ развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы 1. Необходимость разработки Концепции Концепция разработана в соответствии с Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004 - 2006 годы, которая определила курс на качественные преобразования во всех направлениях деятельности и секторах потребительского рынка, в том числе и в оптовой торговле непродовольственными товарами. В последние годы на основе роста денежных доходов населения рынок непродовольственных товаров Москвы развивается наиболее высокими темпами, в результате в розничном товарообороте и материально-технической базе торговли происходят значительные структурные изменения. По данным за 2003 год доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота достигла 59%. Отражением этой тенденции стало быстрое увеличение торговых площадей для продажи населению непродовольственных товаров. На 1 января 2004 года розничная сеть по продаже этих товаров составила 12 566 единиц стационарных предприятий и увеличилась за два года на 139%. В результате доля торговых площадей по продаже непродовольственных товаров составила 65% от всех торговых площадей розничной торговли Москвы. Московский рынок стал наиболее привлекательной сферой реализации товаров, как для российских товаропроизводителей, так и для импортеров. Для удовлетворения все более возрастающего спроса населения на непродовольственные товары увеличились масштабы межрегионального сотрудничества по экономическому обмену товарами. Под воздействием этих объективных факторов Москва превратилась в общероссийский "распределительный центр" непродовольственных товаров, что подтверждается следующими данными. По итогам 2003 года доля Москвы во всем объеме розничной торговли РФ составляла 28%, доля оптовой торговли Москвы во всем объеме оптовой торговли РФ в целом - 40,8%, а доля оптового оборота по непродовольственным товарам - 47%. В перспективе до 2020 года под воздействием роста реальных доходов населения, а также повышения качества жизни москвичей - роста обеспеченности жильем, личным автотранспортом, дачными участками - усилится спрос на предметы домашнего обихода, мебель, товары для спорта и туризма, строительные материалы и другие. В этих условиях дальнейшее развитие рынка непродовольственных товаров Москвы и Московского региона в целом в огромной степени зависит от функционирования эффективной оптовой торговли, способной в широких масштабах и с наименьшими издержками обеспечить товароснабжение розницы и межрегионльный обмен товарами. Анализ современного состояния оптовой торговли непродовольственными товарами показал, что достигнутый уровень организационно-технического развития опта, его складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и наращиванию соответствующего товарного предложения. На сегодня сложилась и действует многоканальная и много звеньевая система товароснабжения розницы, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что, ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен. В результате роль оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачена, что проявляется в снижении места и роли оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, в организации их поставок в розничную торговлю, в организации сбыта продукции московских товаропроизводителей. Как показывают статистические материалы, доля поставок непродовольственных товаров в целом всеми типами оптовых организаций, которые в настоящее время практически на 100% являются частными и акционерными, включая малые, составляет 28% от всех поступлений в розницу, а по такой значительной товарной группе, как одежда и обувь, еще ниже - от 15% до 20%. С другой стороны, физические лица, так называемые "внутренние челноки", обеспечивают 18% поставок непродовольственных товаров в розницу. Между тем в экономически развитых странах Запада роль оптового звена в процессе обращения товаров не только не снижается, но и приобретает новое качество. Несмотря на то, что большое развитие получили все формы оптовых продаж (через сеть агентов, брокеров, бирж, торговую сеть товаропроизводителей), в таких странах как США, ФРГ, Франция, Швеция и других, наибольший удельный вес в обороте приходится на независимые оптовые фирмы. По данным Мюнхенского Института экономических исследований, через каналы оптовой торговли в Германии реализуется до 36% всех непродовольственных товаров. Ценовые обследования, проведенные в США показали, что 69% предприятий, производящих промышленные товары, пользуются услугами "независимых" оптовых фирм, а всего на их долю приходится более 35% всех поставок непродовольственных товаров. При этом их функция как оптового посредника качественно видоизменилась: предоставляя клиентам, целый комплекс сервисных, финансовых и производственных услуг, оптовые фирмы стали основным звеном, который формирует и организует территориальное распределение товарных потоков. Решение накопившихся в этой сфере проблем и перспективные задачи по развитию розничного товарооборота потребовали необходимость разработки концепции ее развития на среднесрочный период. Данная Концепция разработана впервые. Она подготовлена на основе проведенных Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы исследований и аналитических разработок Департамента науки и промышленной политики города Москвы. Концепция основывается на учете итогов развития потребительского рынка Москвы и оптовой торговли непродовольственными товарами за время экономических реформ, необходимости поддержки и развития положительных тенденций в организационных формах оптовой торговли, в формировании розничных сетевых структур по непродовольственным товарам. При определении приоритетных направлений в развитии оптовой торговли на период до 2007 г. и мероприятий по их реализации учитывалась следующая целевая функция Концепции: обновленная система товародвижения должна быть ориентирована на конкурентный оптовый рынок, снижение издержек обращения, сокращение звенности, стабилизацию цен, укрепление связей с региональными товарными рынками, обеспечение входного контроля за качеством товаров и снижение поступления на рынок контрафактной продукции, сокращение "теневого" сектора в оптовом обороте, усиление налогового контроля за реальным товарооборотом и увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему города. Важнейшей функцией Концепции является поддержка московской промышленности в создании и развитии эффективной системы сбыта продукции на основе формирования собственных оптовых звеньев торговли, единых распределительных центров, оптово-розничных центров, оптово-розничных объединений группы товаропроизводителей. Мероприятия по реализации Концепции увязываются с показателями Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения на период до 2020 года; Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг., решениями Правительства Москвы по усилению социальной направленности потребительского рынка. 2. Современное состояние оптовой торговли непродовольственными товарами и ее роль в товароснабжении розницы Москва занимает ведущее место в оптовой торговле Российской Федерации как по доле в общем, объеме оптового оборота страны - 40,8%, так и по числу занятых в отрасли - 36,8%. При этом выработка на одного среднестатистического работника в Москве на 40% выше, чем в среднем по стране. Оборот организаций оптовой торговли Москвы (млрд. рублей, в текущих ценах)* ------------------------------------------------------------------------- | | 2002 г. | 2003 г. | 2003 г. | | | | | в % к 2002 г. | | | | | | |---------------------------------|----------|----------|---------------| |Оборот оптовой торговли | 2 319,5 | 2 997,6 | 123% | |организаций оптовой | | | | |торговли Москвы | | | | |---------------------------------|----------|----------|---------------| |Доля организаций оптовой | 43,0 | 40,8 | - | |торговли Москвы в общем, | | | | |объеме оптовой торговли | | | | |организаций оптовой торговли РФ | | | | ------------------------------------------------------------------------- (*) - относится к организациям оптовой торговли и посреднических структур, зарегистрированных в Москве. В 2003 году на долю потребительских товаров в оптовом обороте организаций оптовой торговли Москвы приходилось 47,9%, а на продукцию материально-технического назначения - 52,1%. В стоимостном выражении оптовый оборот организаций оптовой торговли Москвы потребительскими товарами составил в 2003 году 1 382 млрд. руб., в том числе по продовольственным товарам 620,0 млрд. руб. (44,9 %), по непродовольственным товарам 762,0 млрд. руб. (55,1 %). Основные поставки оптовой торговли приходятся на сектор розничной торговли, вещевые рынки, а также на обслуживание корпоративных клиентов. При этом следует отметить, что доля неорганизованной торговли имеет тенденцию к снижению. В 2003 году при обороте 313 млрд. руб. на рынках Москвы доля неорганизованной торговли в общем, объеме розничной торговли по всем источникам понизилась до 26,6 %, тогда как в 2002 году она составляла 31,2 %.* В Москве в 2003 году действовало 96 215 организаций, осуществляющих оптовую торговлю потребительскими товарами и продукцией материально-технического назначения. Из них оптовую продажу непродовольственных товаров производили 36 500 организаций, в том числе 2 930 крупных и средних (8%) и 33 570 малых предприятий (92%).* Из общего объема оптового оборота непродовольственными товарами на долю малых предприятий приходится 44%, а на средние и крупные - 56%. Основные каналы товароснабжения непродовольственными товарами московской розницы характеризуются следующими данными (в % к общему объему товарных ресурсов): - предприятия изготовители - 30 %; - организации оптовой торговли - 28 %; - физические лица - 18 %; - внешнеторговые фирмы и посреднические структуры (агенты, дилеры) - 15 %; - организации розничной торговли - 9 %. Как видно из этих данных, ведущее место в поставках продукции московской розницы принадлежит самим товаропроизводителям, которые в отсутствие крупных оптовых закупщиков были вынуждены образовать торговые дома и другие сбытовые структуры. Почти десятую часть поставок производят сами розничные предприятия, это в основном сетевые структуры. Весьма высокой остается доля поставки товаров физическими лицами и мелкими посредническими организациями, часто действующими без образования юридического лица. Если иметь в виду, что в составе организаций оптовой торговли высока доля малых предприятий, то общая доля поставок товаров посредническими фирмами, физическими лицами и малыми оптовыми предприятиями в общем объеме будет весьма значительной - более 40%. Это является весьма отрицательным моментом сложившейся системы товароснабжения. Посреднические фирмы, малые предприятия и физические лица выполняют лишь одну оптовую функцию - закупку у товаропроизводителя, либо у крупной оптовой и внешнеторговой фирмы небольшой партии товаров, причем в узком ассортименте, и доставку ее розничному покупателю. Как правило, они не располагают материальной базой для складирования товаров и не предоставляют своим клиентами комплекса сервисных услуг - не производят предпродажную подготовку товаров, входную проверку качества товаров, штрихкодирование и т.д. Другой отрицательный момент состоит в том, что мелкие посредники и физические лица осуществляют взаиморасчеты с розничными покупателями в большинстве случаев за наличный расчет. Поэтому именно в этом секторе формируется в основном "теневой оборот" рынка. Как показало обследование, большинство розничных предприятий вынуждены в той или иной форме использовать услуги физических лиц (65% опрошенных) и мелких посреднических структур (46% опрошенных). Это объясняется тем, что проблема поддержания стабильного ассортимента в магазине, его расширения и обновления, причем товарами по приемлемым ценам, остается на сегодня самой острой проблемой для магазинов. Поскольку пока нет достаточно развитой сети современных оптовых предприятий, способных обеспечить поставку в магазины широкой номенклатуры товаров в комплектном виде, то большинство магазинов вынуждено пользоваться услугами мелких различных посредников для пополнения ассортимента. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в Москве сложилась и действует многозвенная и многоканальная система распределения промышленных товаров и снабжения ими розницы. Схематично она представлена ниже. Схема сложившейся системы товароснабжения розницы непродовольственными товарами Товары легкой промышленности. В этом сегменте рынка роль оптовой торговли в обеспечении московской розницы необходимыми товарными ресурсами все еще остается незначительной. Через оптовые организации Москвы проходит от 15-20% всей продукции легкой промышленности, поступающей в магазины столицы. Слабая роль опта в формировании товарных ресурсов для розницы по товарам легкой промышленности связана с рядом причин, в том числе с отсутствием крупных контрагентов, способных предоставить промышленности заказ на длительную перспективу. Формально на данном рынке действует примерно 6 тысяч оптовых организаций, однако, в основном, это мелкие оптовые структуры - посредники, а также большое число частных предпринимателей. По группе галантерейных товаров оптовые поставки составляют порядка 20-22% всех товарных поступлений в московскую розницу. Половину всех необходимых товаров поставляют в розницу сами товаропроизводители. Оставшаяся часть приходится на многочисленных мелких оптовиков, посредников и физических лиц. По этой причине магазины испытывают серьезные затруднения с формированием и поддержанием в магазинах стабильного торгового ассортимента, так как номенклатура галантерейных товаров обширна, а основные товаропроизводители и мелкие оптовики могут предложить лишь ограниченный ассортимент изделий. На рынке парфюмерии и декоративной косметики высокую долю занимает продукция, поступающая по импорту (около 70%). Поэтому основную роль в процессе товародвижения на данном товарном рынке играет сложившаяся система дистрибьюции. В настоящее время на данном рынке главную роль играют около 10 компаний дистрибьюторов, по поставкам импортной продукции и отечественных товаропроизводителей. Организация оптовых поставок спортивных товаров имеет схожую с парфюмерно-косметической группой специфику. Основные поставки идут не через специализированные оптовые структуры, а через систему дистрибьюции. Эта особенность связана с тем, что рынок спортивных товаров является динамично развивающимся, и наибольшая доля продаж спортивных товаров приходится на специализированные розничные сети. Эти розничные сети, в основном, взяли на себя функции по формированию торгового ассортимента на данном рынке через свои склады и закупку крупных партий у известных западных и российских товаропроизводителей. На оптовом рынке хозяйственных товаров усиливается позиция оптовых фирм, стремящихся предложить универсальный ассортимент хозяйственно - бытовых товаров, которые выходят на общероссийский рынок. Однако основную массу хозтоваров поставляет в магазины и на рынки многочисленная армия физических лиц, крупных оптовиков немного. В связи с этим утеряна сеть магазинов хозяйственных товаров (магазины 1000 мелочей), значительная часть хозяйственных товаров реализуется на открытых рынках. Оптовая торговля электробытовыми машинами, приборами и радиоэлектроникой относится к числу наиболее развитых и через различные формы ее организации обеспечивает более половины всех поступлений этой группы товаров на московский рынок. Высокая доля оптовых закупок, производимых розницей, объясняется ростом продаж в торговых сетях, которые в последние годы стали занимать на данном рынке доминирующее положение: на них приходится 60% различных продаж, на рынки - 30% и 10% - на независимые магазины. Развитие сетевых структур потребовало от компаний создания своих распредцентров. Рынок мебели в Москве относится к числу наиболее динамично развивающихся. На него приходится свыше 31% всех розничных продаж мебели в стране. В Москве розничные продажи мебели в 8,5 раз превышают объемы местного производства. Однако организационно-технологическая инфраструктура рынка, как и в целом по России, не соответствует возросшим объемам товарных потоков и продаж. Материально-техническая база розницы измельчена, технология организации торговых процессов построена на старых методах и формах продажи мебели. Отсутствие оптовых предприятий по продаже мебели приводит к серьезным сбоям в организации товароснабжения розницы и межрегионального обмена. Рынок легковых автомобилей в Москве также носит неупорядоченный характер, поскольку отсутствуют крупные оптоворозничные структуры, способные обеспечить единую технологическую цепочку движения данного специфического товара от заводской территории до автосалона и организовать в них продажу автомобилей на уровне современных требований. По оценкам специалистов Ассоциации Российских автомобильных дилеров 50% отечественных легковых машин и 70% иномарок, поступающих в Россию, продаются в Москве (из них 15% реализуются дилерами за пределы Москвы). Это создает большую нагрузку на торговую сеть и каналы товародвижения. Сегодня большая доля легковых автомобилей - примерно 25% новых и практически 100% подержанных - продается в нецивилизованных формах на авторынках в гаражах, ангарах, под мостами, во дворах предприятий и т. д. Изменить ситуацию к лучшему смогут крупные оптово-розничные объединения, формирование которых является безотлагательной задачей. Объективные предпосылки для формирования этих структур появились, так как сложилась группа автохолдингов - компаний, объединяющих продажу автомобилей с автосервисом. 3. Состояние производства непродовольственных товаров в Москве и развитие товаропроводящей сети При сохранении в целом положительной динамики развития московской промышленности, наблюдающейся с 1998 года в отраслях, производящих непродовольственные товары для личного потребления, сохраняется неравномерность в росте производства, а в ряде отраслей (легкой, мебельной) - спад производства. Индекс физического объема производства в легкой промышленности по отношению к предыдущему году составил: в 2001 г. - 104,5%, в 2002г. -74,5%, в 2003 г. - 90,3%. Наибольшее снижение объемов производства наблюдается: в хлопчатобумажной отрасли - 63,4%, в шерстяной -76,1%, в трикотажной - 62,9%, в кожмех-обувной - 85,8%, в кожгалантерейной - 80,1%. Снижение производства наблюдается и по ряду наименований товаров культурно-бытового назначения и радиобытовой технике (за исключением телевизоров). Вместе с тем по ряду товаров Москва сохраняет лидирующие позиции в стране. По данным за 2003 год объем производства изделий из пластмассы московскими предприятиями составил 20,3 % от общероссийского объема выпуска, по элетроутюгам - 26,3%, электросоковыжималкам - 23,1 %. Однако доля производства непродовольственных товаров потребительского назначения в структуре московской промышленности остается незначительной - около 10%. Соответственно, она незначительна и в объеме товарного предложения на рынок непродовольственных товаров (включая импорт) - порядка 8%. Объем производства продукции московской промышленностью ---------------------------------------------------------------------- | Показатели | Ед. измер. | 2003 г. | |--------------------------------------|-------------|---------------| |Объем промышленной продукции (работ | | | |и услуг) в действующих оптовых ценах | млрд. руб. | 389,1 | |предприятий | | | |--------------------------------------|-------------|---------------| |Производство потребительских | млрд. руб. | 135,3 | |товаров, всего | | | |--------------------------------------|-------------|---------------| |В том числе непродовольственных | млрд. руб. | 39,9 | |товаров | | | ---------------------------------------------------------------------- Среди главных причин, обуславливающих эту ситуацию, следует назвать три: 1) недостаток оборотных средств; 2) недостаточная роль товаропроводящей сети в продвижении продукции московских производителей и стимулировании наращивания выпуска товаров; 3) доминирующее положение на рынке импортных товаров. При недостаточной роли оптового звена московские товаропроизводители были вынуждены самостоятельно обеспечивать реализацию своей продукции через собственные склады при фабриках, формировать дилерскую сеть в регионах, а также открывать сеть фирменных магазинов. Из общего объема реализуемой продукции - 25% продукции легкой и текстильной промышленности вывозится в регионы (в основном своими силами и "челноками"), а 75% реализуется в Москве. Однако из этого количества, только 5% реализуется через оптовые организации, 70% через собственную товаропроводящую сеть или вывозится самими магазинами прямо со склада предприятия. Структура продаж продукции московскими предприятиями текстильной и легкой промышленности В этих условиях Правительством Москвы был принят ряд мер по поддержке московских товаропроизводителей. Помимо финансовой адресной поддержки и предоставления льгот по аренде, были приняты меры по формированию товаропроводящей сети для продвижения продукции московских товаропроизводителей на рынок Москвы, в регионы, а также для развития хозяйственных связей по международному и межрегиональному сотрудничеству. В рамках действующих соглашений о сотрудничестве с регионами в течение 2001-2003 г.г. была проведена работа по созданию и развитию оптовых структур (торгово-промышленных центров) по реализации продукции московских предприятий более чем в 10 областях РФ и странах СНГ. В целях развития межрегиональных и международных связей в административном здании ГУП "МПТЦИР" открыты представительства более 30 регионов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья (в том числе предприятий Москвы). Оценочный оборот представительств за 2001 - 2003 гг. составил 5 500 млн. руб. Эта величина могла быть значительно увеличена, если бы ГУП "МПТЦИР" мог предоставить представительствам услуги оптового звена, располагающего складскими помещениями. Успешно развивалась выставочно-ярмарочная деятельность. В 2001 - 2003 г.г. было проведено 71 выставочно-ярмарочное мероприятие, в том числе в Москве - 28, в регионах РФ - 21, в странах СНГ - 2, дальнего зарубежья - 20. Были сформированы сети фирменных магазинов "Московские товары", "Товары Отечества". Однако принятые меры в целом оказались недостаточными для перелома ситуации и более полной загрузки имеющихся производственных площадей. Как показало обследование предприятий, свыше 50% из них может увеличить объемы производства продукции в натуральном выражении в 1,5 - 2 раза при наличии адекватного сбыта и поддержки с оборотными средствами. Все это выдвигает необходимость повышения роли оптового звена за счет открытия новых типов предприятий и дальнейшего расширения и укрепления действующей товаропроводящей сети промышленности. 4. Межрегиональный обмен товарами и внешнеторговые связи - основной источник наполнения рынка Москвы непродовольственными товарами Общий объем оптового оборота непродовольственными товарами предприятий оптовой торговли Москвы, включая оборот внешнеторговых организаций, достиг в 2003 г. суммы в 762 млрд. руб., что составляет 47% от всего оптового оборота этими товарами в РФ. Высокий удельный вес Москвы в этом секторе экономики объясняется двумя причинами: во-первых, 62% всех импортных непродовольственных товаров поступает в страну через Москву и большая их часть "оседает" на местном рынке, вовторых, многие региональные коммерческие структуры и московские оптовые базы поставляют сюда продукцию из регионов, поскольку Москва стала наиболее привлекательным рынком сбыта товаров. Вместе с тем 38% (290 млрд. руб.) от общего оптового объема оборота вывозится в другие регионы страны, а 34% составляет ввоз из других регионов. Таким образом, в Москве действует "рынок обмена товарами". На сегодня сложилась следующая структура товарных ресурсов по основным источникам. Структура ресурсов по некоторым товарным рынкам ------------------------------------------------------------------------ | Товарные рынки | Московские | регионы | Импорт | | | производители | | | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | Продукция легкой | 8% | 50% | 42% | | промышленности в целом | | | | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | В том числе: | | | | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | - обувь | 12% | 38% | 60% | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | - трикотажные изделия | 12% | 43% | 45% | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | Спортивная одежда и обувь | 4% | 12% | 84% | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | Мебель | 10% | 40% | 50% | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | Радиоэлектроника | 6% | 6% | 88% | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | Бытовая электротехника | 8% | 15% | 77% | |--------------------------------|---------------|-----------|---------| | Легковые автомобили | 1% | 56% | 43% | ------------------------------------------------------------------------ В целом по группе непродовольственных товаров доля московских и региональных товаропроизводителей в ресурсах опта составляет 42%, а импортных - 58%. Исходя из этих данных, видно, что стабильность в данном сегменте московского рынка зависит от товарного предложения по импорту и поступлений из регионов. Это накладывает большую нагрузку на складскую и транспортную инфраструктуру города. Для закрепления статуса Москвы как федерального центра по распределению непродовольственных товаров и обеспечения надежной системы поставок товаров из регионов в ближайшей перспективе требуется укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы товаропроводящей сети. 5. Характеристика основных проблем в развитии оптовой торговли непродовольственными товарами. Одним из основных условий развития оптовой торговли является необходимость ее постоянной организационнотехнологической перестройки для обеспечения стабильного функционирования рынка непродовольственных товаров, который развивается во все более расширяющихся масштабах. Население все в больших объемах предъявляет спрос на одежду и обувь, товары длительного пользования - мебель, предметы домашнего обихода и др., ассортимент которых уже составил более 300 тысяч наименований. Отражением этих процессов является увеличение розничной сети и изменение в материальной базе торговли. Сформировались и действуют 160 торговых сетей по продаже этих товаров, в том числе по мебели - 64, обуви - 19, парфюмерно-косметическим товарам - 8, одежде - 11, спортивным - 7, радио и электробытовым товарам - 9 и другие. Появились и успешно развиваются новые форматы магазинов по продаже этой группы товаров - мега центры (молы), гипермаркеты, DIY (товары для дома и сада) и другие. В настоящее время оптовая торговля обеспечивает товароснабжение более 12 тысяч стационарных магазинов, число которых в Москве неуклонно возрастает. Торговая сеть по продаже непродовольственных товаров в Москве (по данным СИОПР) ---------------------------------------------------------------------- | | на 1 | на 1 | Темп | | | января | января | роста, % | | | 2002 г. | 2004 г. | | |------------------------------|-----------|------------|------------| |Количество магазинов по | 8988 | 12566 | 139% | |продаже непродовольственных | | | | |товаров | | | | |------------------------------|-----------|------------|------------| |Общая площадь | 4 057 | 6 638 | 164% | |непродовольственных | тыс. кв.м | тыс. кв.м | | |магазинов | | | | ---------------------------------------------------------------------- На 1 января 2004 г. площадь непродовольственной торговли составила 3 500 тыс. кв. м, или 65% от всех торговых площадей розничной торговли Москвы. В этих условиях организацинно-технический уровень оптовой торговли непродовольственными товарами уже не в полной мере решает задачи по товароснабжению розницы по широкой номенклатуре товаров, расширению масштабов регионального обмена товарами, стимулирования выпуска товаров у местных товаропроизводителей на недоиспользованных площадях. Основные проблемы на данном этапе развития оптовой торговли непродовольственными товарами состоят в следующем. Главная проблема состоит в том, что снижена роль опта в товароснабжении розницы (28% от всех поступающих товаров), так и в том, что оптовые закупки не являются основой формирования производственных программ для промышленных предприятий. По проведенным расчетам, лишь 38% от всего объема закупаемых оптом товаров приходится на промышленные предприятия, 40% на поставки по импорту, 22% - на закупку у других оптово-посреднических организаций. Оптовые организации пока не стали основным организатором закупок товаров у московских предприятий промышленности и основой формирования производственных программ выпуска продукции. Лишь 5% объема продукции московских товаропроизводителей реализуется через оптовое звено. Поставки в регионы они производят самостоятельно, что является весьма затратной схемой продвижения товаров. В результате у руководителей московской промышленности сформировалось отрицательное отношение к роли оптовой торговли. Для преодоления этих тенденций необходимы новые формы взаимодействия между промышленностью и оптовой торговлей. Другая проблема состоит в том, что в структуре организаций оптовой торговли крупные и средние предприятия занимают незначительное место. Именно разветвленная сеть таких структур должна составлять несущий каркас всей системы оптовой торговли, а малые предприятия дополнять ее. В результате у промышленности нет равнозначного экономического партнера по формированию и распределению товарных потоков. Оптовых операторов, имеющих разветвленную региональную сеть, всего лишь два десятка, что недостаточно для обеспечения межрегиональных поставок товаров в широких масштабах. По этим причинам в структуре поставок продукции от поставщиков в оптовые организации преобладают небольшие партии товаров, что приводит к экономически нерациональному использованию материальных ресурсов. С другой стороны, в организации поставок товаров от опта к рознице значительная доля (около 40%) приходится на малые предприятия и физические лица. В силу ограниченных инфраструктурных, финансовых, организационных и кадровых возможностей они не способны оказывать поставщикам и покупателям весь спектр услуг современного оптового оператора. Все это обуславливает высокую себестоимость операций по физическому перемещению товаров, рост издержек обращения. В целом, эти нерациональные затраты затем переносятся на конечные цены и оплачиваются потребителем. По экспертным оценкам они примерно на 30% удорожают расходы по поставкам товаров. Другой серьезной проблемой является недостаточное развитие новых прогрессивных типов оптовых предприятий. В мировой практике для ускорения продвижения товаров, особенно при больших территориях и значительных межрегиональных поставках, !.+lh.% распространение получили центры оптовой торговли и сетевые распределительные центры. В оптовой торговле Москвы пока только делаются первые шаги в этом направлении. Ряд торговых сетей по продаже радиобытовой аппаратуры, хозяйственных товаров и отделочных материалов создали такие распердцентры. В обслуживании независимых магазинов и корпоративных клиентов свою высокую эффективность показали магазины-склады по технологии "кэш энд кэрри". В Москве уже действуют четыре предприятия этого формата: по продаже товаров бытовой химии, хозяйственных, канцелярских и бумажно-беловых товаров, что далеко недостаточно для такого емкого рынка. Наиболее узким местом в развитии оптовой торговли является отставание складской инфраструктуры от современных задач по обслуживанию возросших объемов товарной массы, рационализации товарных потоков и ускорения оборачиваемости товаров. Лишь примерно 45% организаций оптовой торговли имеют собственные складские площади, а 55% арендуют. Большую часть складов оптовые, оптово-розничные предприятия и дистрибьюторские фирмы вынуждены арендовать свободные площади у промышленных и других предприятий, в основной своей массе непригодных для складских операций. В связи с этим качественный состав складских помещений, используемых оптовой торговлей под хранение и накопление товаров, находится на низком уровне. Более 20% этих складов размещается в подвалах и бомбоубежищах. Другая значительная часть складов по экспертным оценкам 35-40% располагается в помещениях без соответствующего технического оснащения. Все это порождает высокий спрос на общетоварные склады европейского уровня качества - категорий "А" и "Б", отвечающих требованиям современной логистики. По уровню обеспеченности качественными складскими площадями Москва значительно отстает от других европейских столиц. Например, в Варшаве на 1,6 млн. жителей приходится 1 млн. кв. м. складов категории "А", а в Москве на 9 млн. жителей - 200 тыс. кв. м. По оценкам инвестиционных компаний для удовлетворения потребностей в современных складах городу необходимы 1,2-1,5 млн. кв. м. таких площадей. Отрицательным моментом является также неразвитость сети специализированных фирм, являющихся складскими операторами. Такие коммерческие фирмы, оказывающие клиентам комплекс складских и экспедиторских услуг, получили большое развитие за рубежом. Основными клиентами складских операторов являются многочисленные дистрибьюторские компании и небольшие оптовые фирмы, которым не выгодно содержать собственное складское хозяйство. Особо следует сказать о складах коллективного пользования для поддержки малых предприятий. Стоимость услуг таких складских операторов является достаточно приемлемой для многочисленных малых оптовых фирм, и использование этих возможностей позволит им существенно улучшить организацию всего торгово-технологического процесса по товароснабжению розницы. С большим опозданием стал развиваться институт логистических посредников - компаний организаторов грузооборота и товародвижения. С ростом масштабов грузооборота развивается и рынок транспортно-логистического сервиса. В связи с этим спрос на услуги логистических посредников постоянно растет. Однако в Москве пока действует лишь несколько таких фирм, и они не могут полностью удовлетворить заказы увеличивающейся клиентуры. Серьезной проблемой в деятельности оптовых организаций попрежнему остается недостаток оборотных средств. Выборочное обследование конъюнктуры и деловой активности организаций оптовой торговли, проведенное Госкомстатом в 2003г., показало, что 73% опрошенных предприятий недостаток финансовых средств поставили на первое место среди факторов, ограничивающих их деятельность. При отсутствии достаточных оборотных средств оптовики вынуждены размещать заказы товаропроизводителям на короткий срок, что не дает возможность промышленным предприятиям планировать выпуск продукции на длительный период. Во многих случаях промышленность вынуждена предоставлять отсрочку платежа на 30 и более дней, что ведет к сбоям в закупках сырья для дальнейшего цикла производства. В результате нарушается ритмичность поставок товаров. Необходимо также отметить слабое внедрение в предприятиях оптовой торговли современных достижений научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что для выполнения роли основного регулятора рынка, опту необходим высокий уровень информационной и маркетинговой обеспеченности процессов закупки и продвижения товаров. Это достигается на основе сплошной компьютеризации торгово-технологических процессов в оптовом звене и внедрения информационно-коммуникационных технологий. Другим направлением является высокий уровень автоматизации складских операций и механизация погрузочно-разгрузочных работ, исключающих ручной труд. В настоящее время из-за слабой технической оснащенности доля ручного труда в складских операциях оптовых предприятий составляет 80%. А автоматизированными системами управления оснащены лишь 10% крупных оптовых предприятий. 6. Цели и задачи Концепции На основе анализа современного состояния оптовой торговли, ее роли в товароснабжении розницы, в продвижении продукции московских товаропроизводителей и организации межрегиональных поставок товаров можно сделать главный вывод: сложившееся оптово-складское хозяйство по оптовой торговле непродовольственными товарами не решает ряд актуальных проблем города в следующих областях: 1) В функционировании и развитии розничной сети, в части: - налаживания эффективной системы товароснабжения розницы, обеспечивающей снижение издержек обращения и ликвидацию излишних посреднических звеньев; - обеспечения стабильности в снабжении магазинов широким ассортиментом товаров по доступным ценам; - усиления социальной ориентации торговли непродовольственными товарами путем закупки и поставки в торговую сеть товаров массового спроса по дисконтным ценам; - обеспечения поступления на рынок качественных товаров, организации входного контроля качества товаров и пресечения поставок на рынок контрафактной и поддельной продукции; - создания условий для открытия новых прогрессивных типов торговых предприятий (мегацентров, гипермаркетов, магазиновскладов "кэш энд кэрри") и воссоздания универмагов; - стимулирования создания крупных торговых сетей и оптоворозничных объединений (особенно по мебели, радио и электробытовой технике, строительным и отделочным материалам). 2) В развитии промышленности города по производству непродовольственных товаров в части: - наращивания объемов производства продукции за счет 100% использования имеющихся мощностей и увеличения на этой основе доли продаж на потребительском рынке Москвы продукции московских товаропроизводителей; - формирования промышленно-торговых альянсов для обеспечения стабильных годовых программ выпуска и сбыта продукции; 3) В области расширения межрегиональных связей по поставкам продукции в части: - создания территориальной инфраструктуры каналов товародвижения в Центральном федеральном округе для обеспечения бесперебойного процесса ввоза-вывоза товаров и формирования единого товарного рынка; - формирования оптовых структур федерального уровня для поддержания функций Москвы как общероссийского центра по экономическому обмену товарами; - расширения выставочно-ярмарочной деятельности для создания благоприятных условий для увеличения экспорта продукции московских предприятий в страны СНГ и восстановление хозяйственных связей с оптовыми структурами ближнего зарубежья. 4) В области рационального и эффективного использования материально-технической базы города в части: - размещения предприятий сбытовой и складской инфраструктуры в реорганизуемых производственных территориях (промзонах); - размещения в высвобождающихся производственных корпусах предприятий складских комплексов, в том числе коллективного использования для малых оптовых предприятий. 5) В решении транспортных проблем, в части: - оптимизации транспортных потоков; - завоза продукции в торговые предприятия от наименьшего числа поставщиков и переход к поставкам с баз комплектаторов товарных партий; - внедрения логистических технологий в товародвижении. 6) В инвестиционной среде, в части: - расширения сферы приложения инвестиционного капитала в новые сектора городского хозяйства (складскую инфраструктуру, логистические центры и т.д.); - активного привлечения российских инвесторов в модернизацию и новое строительство объектов оптово-складской инфраструктуры, мегацентров и гипермаркетов; - расширения внедрения в оптовую торговлю апробированных информационно-коммуникационных технологий, автоматизированных систем управления и других достижений научно-технического прогресса. 7) В сфере повышения налоговых поступлений в бюджет города, в части: - развития нового рынка услуг - складских и логистических операторов; - создания прозрачной экономической среды в поставках продукции, сужения поля деятельности мелкооптовых посредников и "теневого сектора" в оптовом обороте товаров. Решения вышеназванных проблем и являются целевыми установками, заложенными в Концепцию развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005- 2007 годы. Для достижения поставленных целей Концепция предусматривает решение следующих задач: - реформирование опта на основе сформулированных приоритетных направлений; - структурная перестройка каналов товародвижения на основе развития новых прогрессивных типов оптовых предприятий и ликвидации на этой основе излишних посреднических звеньев; - модернизация материально-технической базы оптовой торговли на базе широкого внедрения автоматизированных систем управления, информационно-коммуникативных технологий и механизации процессов грузооборота; - повышение уровня клиентского (сервисного) обслуживания в оптовой торговле на основе расширения перечня оказываемых услуг и формирования рынка складских и логистических услуг; - формирование качественно новой складской инфраструктуры опта адекватной объемам обращающихся на рынке товаров и перспективным объемам грузопотоков. 7. Приоритетные направления реформирования оптовой торговли непродовольственными товарами и мероприятия по их их реализации Концепция включает в себя десять приоритетных направлений для реформирования и дальнейшего развития оптовой торговли непродовольственными товарами. 1. Создание крупных специализированных оптовых структур федерального значения. 2. Развитие сети распределительных центров. 3. Развитие сети магазинов-складов "кэш энд кэрри" для обслуживания мелкооптовых клиентов. 4. Создание новой и расширение действующей товаропроводящей сети московской промышленности. 5. Создание оптово-розничных объединений по ряду товарных групп. 6. Развитие и модернизация складской инфраструктуры. 7. Развитие сети логистических операторов. 8. Поддержка предпринимательства в сфере оптовой торговли на основе совершенствования нормативно-правовой документации. 9. Проведение комплекса мероприятий по широкому распространению новейших технологий по эффективной организации "цепи поставок". 10. Формирование новых рабочих мест и расширение подготовки профессиональных кадров для оптовой торговли. 7.1. Мероприятия по реализации приоритетных Страницы: 1 2 |