от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. 23. Заместитель председателя и секретарь участковой комиссии референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 24. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией референдума или судом. 25. Участковая комиссия референдума: 1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; 2) уточняет список участников референдума, производит ознакомление участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 3) обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; 4) обеспечивает информирование участников референдума о вопросе (вопросах) референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии; 5) контролирует соблюдение на территории участка референдума порядка проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума; 6) организует на участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование; 7) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую комиссию; 8) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; 9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законодательства о референдуме и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 10) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд; 11) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; 12) выдает открепительные удостоверения; 13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами города Москвы. Статья 18. Организация деятельности комиссий референдума 1. Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально. 2. Комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Заседания комиссии референдума созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов данной комиссии с правом решающего голоса. 4. Член комиссии референдума с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех ее заседаниях. 5. Заседание комиссии референдума является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов данной комиссии с правом решающего голоса. 6. При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях права граждан на участие в референдуме, законодательства о референдуме, на заседание комиссии референдума приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб и заявлений, лица, чьи действия (бездействие) обжалуются) или их представители. Указанные лица вправе давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса. 7. Комиссия референдума по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым данной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 8. Решения комиссии референдума об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря данной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, финансовом обеспечении подготовки и проведения референдума, об итогах голосования, о результатах референдума, признании референдума несостоявшимся или недействительным, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 13 и частями 6 и 7 статьи 63 настоящего Закона, принимаются на заседании данной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению). 9. Решения комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов данной комиссии с правом решающего голоса. 10. При принятии комиссией референдума решения в случае равного числа голосов членов данной комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 11. Решения комиссии референдума подписываются председателем и секретарем данной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 12. Члены комиссии референдума с правом решающего голоса, несогласные с решением, принятым данной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в протоколе ее заседания, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. 13. Комиссия референдума может привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением референдума, по гражданско-правовым договорам. Статья 19. Статус членов комиссий референдума 1. Членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть: 1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; 2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; 3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; 4) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления; 5) выборные должностные лица; 6) судьи, прокуроры; 7) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума; 8) на соответствующих референдумах - члены комиссий референдума с правом совещательного голоса; 9) лица, выведенные из состава избирательных комиссий, комиссий референдума по решению суда; 10) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. 2. Член комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть на одном и том же референдуме одновременно членом иной комиссии референдума с правом решающего голоса. 3. Срок полномочий членов комиссии референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. 4. Член комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена данной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: 1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; 2) появления оснований, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2 и 10 части 1 настоящей статьи. 5. Полномочия члена комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: 1) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; 2) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; 3) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим; 4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности; 5) смерти члена комиссии. 6. Полномочия члена комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования данной комиссии. 7. Если орган, назначивший члена комиссии референдума, в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией референдума, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 8. Орган, назначивший члена комиссии референдума, обязан в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 4 и 5 настоящей статьи, не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, настоящим Законом, иным законом города Москвы. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением указанных требований. 9. Члену комиссии референдума с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в данной комиссии по подготовке и проведению референдума. За членом комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления данной комиссии от основной работы на период подготовки и проведения референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующий референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этого референдума. 10. Член комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора города Москвы. 11. Член комиссии референдума с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии референдума с правом совещательного голоса в период кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. 12. После официального опубликования решения о назначении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Московской городской Думе, вправе назначить в комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 13. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения референдума, за исключением права: 1) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; 2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; 3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах референдума; 4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии. 14. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе присутствовать при совершении действий, указанных в части 13 настоящей статьи. 15. Член комиссии референдума с правом решающего голоса и член комиссии референдума с правом совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии референдума; 2) вправе выступать на заседании комиссии референдума, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами инициативной группы по проведению референдума), непосредственно связанными с референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; 5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по вариантам ответа на вопрос (вопросы) референдума; 6) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 16. Полномочия членов Городской комиссии, территориальных комиссий референдума и муниципальной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов референдума. Полномочия членов участковых комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. 17. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. 18. Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу. Статья 20. Гласность в деятельности комиссий референдума 1. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно. 2. На всех заседаниях комиссии референдума, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями референдума работы со списками участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии референдума и при осуществлении ею работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии референдума и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. 3. Решения комиссий референдума, непосредственно связанные с подготовкой и проведением референдума, не позднее чем через пять дней со дня их принятия передаются для опубликования в государственные или муниципальные периодические печатные издания либо доводятся до сведения участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации. 4. С момента начала работы участковой комиссии референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в части 2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 5. Наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. 6. Доступ в помещение участковой комиссии референдума, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, а также в помещение для голосования на этом участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии референдума, лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, наблюдателям. 7. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать при проведении иными комиссиями референдума досрочного голосования, установлении ими итогов голосования, определении результатов референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах референдума, а также при повторном подсчете голосов участников референдума. 8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 9. Документ, указанный в части 8 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию референдума в период, указанный в части 4 настоящей статьи, в территориальную или иную комиссию референдума - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного общественного объединения, одной инициативной группы по проведению референдума. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования. 10. Наблюдатели вправе: 1) знакомиться со списками участников референдума; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 4 настоящей статьи; 3) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования; 4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением соответствующей комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 4 настоящей статьи; 5) обращаться к председателю участковой комиссии референдума, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; 6) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии референдума, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия референдума обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; 7) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направивших наблюдателя в комиссию; 8) обжаловать в порядке, установленном статьей 63 настоящего Закона, действия (бездействие) комиссии референдума в вышестоящую комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; 9) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях. 11. Наблюдатель не вправе: 1) выдавать участникам референдума бюллетени; 2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; 3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени; 4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; 5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; 6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума; 7) проводить агитацию среди участников референдума; 8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией референдума. 12. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о результатах референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах референдума. 13. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий референдума производится председателем или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии. 14. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом. Глава 4. РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 21. Регистрация (учет) участников референдума 1. Регистрации (учету) в качестве участников референдума подлежат все жители города Москвы, обладающие правом на участие в референдуме. 2. Основанием для регистрации (учета) гражданина в качестве участника референдума является факт нахождения его места жительства на соответствующей территории города Москвы, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется руководителем муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то муниципальным Собранием), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием государственной автоматизированной информационной системы. Данные о численности участников референдума в целом по городу Москве и по каждому муниципальному образованию представляются в Городскую комиссию, а по соответствующему муниципальному образованию и по каждому домовладению - в муниципальную комиссию не позднее соответственно 10 января и 10 июля каждого года. 4. Органы исполнительной власти города Москвы обязаны оказывать необходимое содействие руководителям муниципальных образований и комиссиям референдума при регистрации (учете) участников референдума и уточнении сведений о зарегистрированных участниках референдума. 5. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. Статья 22. Составление и уточнение списков участников референдума 1. В список участников референдума включаются жители города Москвы, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме. 2. Участник референдума может быть включен в список участников референдума только на одном участке референдума. 3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в местном референдуме, то в списки участников референдума при проведении местного референдума в соответствии с настоящим Законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие части 4 статьи 5 настоящего Закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится указанный референдум. 4. Основанием для включения жителя города Москвы в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, и при условии нахождения места жительства на территории округа референдума, где расположен участок референдума, - факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у данного гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Участники референдума, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, включаются в список участников референдума на основании паспорта или документа, его заменяющего, и открепительного удостоверения для голосования на референдуме города Москвы. 6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, на местном референдуме не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума. 7. Участники референдума, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту жительства в общежитиях (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки участников референдума по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). 8. Сведения о зарегистрированных участниках референдума формирует и уточняет уполномоченный на то орган или уполномоченное должностное лицо местного самоуправления. Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части в территориальную комиссию референдума или муниципальную комиссию сразу после назначения дня голосования. 9. Списки участников референдума составляются муниципальной комиссией или территориальной комиссией референдума отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной автоматизированной информационной системы и представляемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи. При совмещении дня голосования на местном референдуме с днем голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, референдуме города Москвы Городская комиссия вправе принять решение о проведении выборов и референдума по единому списку избирателей, участников референдума. При этом, если полномочия муниципальной комиссии не возложены на территориальную комиссию и полномочия территориальной комиссии не возложены на муниципальную комиссию, список избирателей, участников референдума составляется муниципальной комиссией. 10. Список участников референдума по участку референдума, образованному в местах временного пребывания участников референдума (больница, санаторий, дом отдыха, место содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и другие места временного пребывания) составляется соответствующей участковой комиссией референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об участниках референдума - жителях города Москвы, представленных руководителем учреждения, где участник референдума временно пребывает. 11. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства участников референдума). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума. 12. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии референдума, составившей список. Список участников референдума заверяется печатями территориальной комиссии референдума (муниципальной комиссии) и соответствующей участковой комиссии референдума. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии референдума, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей референдум. 13. Соответствующая территориальная комиссия референдума (муниципальная комиссия) передает по акту участковым комиссиям референдума первые экземпляры списков участников референдума по соответствующим участкам референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги с сохранением единой нумерации списка участников референдума. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя. 14. Участковая комиссия референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет участникам референдума список участников референдума для ознакомления и дополнительного уточнения. 15. Участковая комиссия референдума производит уточнение списка участников референдума в соответствии с установленным порядком взаимодействия комиссий референдума с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума. Выверенный и уточненный в установленном порядке список участников референдума с указанием количества сброшюрованных отдельных книг первого экземпляра подписывается председателем и секретарем участковой комиссии референдума и заверяется печатью данной комиссии не позднее дня, предшествующего дню голосования. 16. Участники референдума, поселившиеся на территории участка референдума в период после представления списка участников референдума для ознакомления участникам референдума, а также в силу различных обстоятельств не включенные в список участников референдума, включаются на основании их заявлений участковой комиссией референдума в список участников референдума дополнительно на основании документов, удостоверяющих их личность и место постоянного или преимущественного проживания на территории данного участка референдума, выданных органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. 17. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем за семь дней до дня голосования в участковую комиссию референдума по месту своего временного пребывания, могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания. 18. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания и в связи с престарелым возрастом, инвалидностью не имеющие возможности принять участие в голосовании по месту жительства, по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания. 19. В случаях, предусмотренных частями 10, 17 и 18 настоящей статьи, участковая комиссия референдума, включившая участника референдума в список участников референдума по месту его временного пребывания, информирует об этом комиссию, организующую референдум, которая направляет официальное сообщение в участковую комиссию по месту жительства данного участника референдума. Указанное сообщение является основанием для исключения данного участника референдума из списка участников референдума по месту его жительства. 20. Каждый участник референдума вправе заявить в участковую комиссию референдума о невключении его в список участников референдума, любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию референдума об изменении указанных в части 11 настоящей статьи сведений об участниках референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке. В течение двадцати четырех часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия референдума должна проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. 21. Включение участников референдума, имеющих на это право в соответствии с настоящей статьей, в список участников референдума допускается в любое время, в том числе и в день проведения референдума. 22. Исключение участника референдума из списка участников референдума после его подписания председателем и секретарем территориальной комиссии референдума (муниципальной комиссии) и заверения его печатью этой комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке участников референдума, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения участника референдума из списка участников референдума и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой комиссии референдума. 23. Решение участковой комиссии референдума, в том числе об исключении из списка участников референдума, может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в районный суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. 24. Вносить какие-либо изменения в список участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается. Статья 23. Образование участков референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума, общие для всех проводимых одновременно референдумов и выборов. 2. Участки референдума образуются руководителем муниципального образования по согласованию с муниципальной комиссией или территориальной комиссией референдума на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с частью 3 статьи 21 настоящего Закона, не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 3. При проведении референдума города Москвы Городская комиссия не позднее чем за 50 дней до дня голосования устанавливает единую по городу нумерацию участков референдума на основании данных о количестве образуемых в муниципальных образованиях участков референдума, представленных руководителями муниципальных образований. При проведении местного референдума нумерацию участков референдума устанавливает муниципальная комиссия. 4. Участки референдума образуются с учетом местных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для участников референдума из расчета не более 3000 участников референдума на каждом участке. 5. В больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых и других местах временного пребывания участников референдума могут образовываться участки референдума в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с Городской комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. 6. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. При проведении референдума города Москвы допускается образование участков референдума непосредственно в воинских частях. В этих случаях участки референдума образуются в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, руководителем муниципального образования по представлению командира воинской части и по согласованию с Городской комиссией и соответствующей территориальной комиссией референдума. 7. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования, а также телефонов публикуются руководителем муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования. В больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых и других местах временного пребывания указанные сведения доводятся до участников референдума администрациями данных учреждений. Глава 5. СТАТУС ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА И ИНЫХ ГРУПП УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 24. Создание иных групп участников референдума 1. После регистрации инициативной группы по проведению референдума руководящий орган любой политической партии или ее регионального отделения, созданного в городе Москве, а также руководящий орган любого общественного объединения, устав которого предусматривает участие в референдумах и которое зарегистрировано в порядке, предусмотренном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне, за исключением руководящих органов, указанных в части 3 статьи 9 настоящего Закона, не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой о проведении референдума, вправе принять решение о своей деятельности в качестве иной группы участников референдума либо о деятельности в качестве иной группы участников референдума регионального или иного структурного подразделения политической партии, общественного объединения. 2. Орган, принявший решение о создании иной группы участников референдума, не позднее чем за 40 дней до дня голосования обращается в комиссию, организующую референдум, с ходатайством о регистрации указанной группы, оформленным в соответствии с пунктом 2 части 6, частями 7 и 9 статьи 9 настоящего Закона. 3. Комиссия, организующая референдум, в течение пяти дней со дня поступления ходатайства, указанного в части 2 настоящей статьи, обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: 1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Закона - о регистрации указанной группы; 2) в противном случае - об отказе в регистрации. 4. В случае отказа в регистрации иной группы участников референдума соответствующая комиссия референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю указанной группы копию решения комиссии с изложением оснований отказа. 5. Основанием отказа иной группе участников референдума в регистрации может быть только нарушение указанной группой требований в части 1 настоящей статьи и несоответствие документов, указанных в части 2 настоящей статьи, требованиям настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. 6. Инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума имеют равные права и несут равные обязанности, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом. Статья 25. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением 1. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума. 2. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, в период кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума. 3. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе следует понимать: 1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума; 2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума, если иным группам участников референдума не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях; 3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных органов, государственных и муниципальных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума; 4) использование на безвозмездной основе или использование на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума. Данное правило не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране; 5) проведение сбора подписей, агитации по вопросу (вопросам) референдума лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, в том числе государственными или муниципальными служащими, в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; 6) преимущественный (по сравнению с иными группами участников референдума) доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или агитации по вопросу (вопросам) референдума; 7) агитационное выступление в период кампании референдума при проведении массовых мероприятий, организуемых государственными и муниципальными органами и организациями. 4. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властнораспорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий имеет право отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. Глава 6. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА И АГИТАЦИЯ ПО ВОПРОСУ (ВОПРОСАМ) РЕФЕРЕНДУМА Статья 26. Информационное обеспечение референдума Информационное обеспечение референдума включает в себя информирование участников референдума, агитацию по вопросу (вопросам) референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности референдума. Статья 27. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения референдумов 1. Информационное обеспечение референдумов осуществляется городскими государственными и муниципальными, а также негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями городских государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий. 2. В настоящем Законе под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении референдума имеется государственная доля. 3. В настоящем Законе под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются муниципальные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств местного бюджета, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении референдума имеется муниципальная доля. 4. В настоящем Законе под негосударственными организациями телерадиовещания, негосударственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания, периодические печатные издания, не подпадающие под действие частей 2 и 3 настоящей статьи. 5. В зависимости от территории распространения информации государственные организации телерадиовещания и государственные периодические печатные издания разделяются в настоящем Законе на: 1) общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, осуществляющие вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации; 2) региональные (городские) организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, осуществляющие вещание на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, включая город Москву, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 1 настоящей части; 3) окружные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, осуществляющие вещание на территориях менее чем половины административных округов города Москвы, а также окружные подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 2 настоящей части; 4) районные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, осуществляющие вещание на территории одного района города Москвы; 5) общероссийские периодические печатные издания, то есть периодические печатные издания, распространяемые на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации; 6) региональные (городские) периодические печатные издания, то есть печатные издания, распространяемые на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, включая город Москву; 7) окружные периодические печатные издания, то есть периодические печатные издания, распространяемые на территориях менее чем половины административных округов города Москвы; 8) районные периодические печатные издания, то есть периодические печатные издания, распространяемые на территории одного района города Москвы. 6. В периодических печатных изданиях, учрежденных законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также материалы, освещающие деятельность инициативной группы по проведению референдума, иных групп по проведению референдума. 7. При проведении референдума города Москвы Городская комиссия не позднее чем за 60 дней до дня голосования официально публикует на основании данных, полученных от соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, перечень региональных (городских) и окружных государственных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума. 8. При проведении местного референдума муниципальная комиссия не позднее чем за 45 дней до дня голосования официально публикует на основании данных, полученных от соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, органа местного самоуправления, перечень муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума. Статья 28. Информирование участников референдума 1. Информирование участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии референдума, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом. 2. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным и достоверным. 3. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию участников референдума осуществляется свободно. 4. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение ни инициативной группе по проведению референдума, ни иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. 5. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению референдума в соответствии с законодательством о референдуме, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным. 6. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных о результатах референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет"). Статья 29. Информирование участников референдума комиссиями референдума 1. Информирование участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения референдума, сроках и порядке совершения действий по участию в референдуме, законодательстве о референдуме осуществляют комиссии референдума. 2. Комиссии референдума в своих помещениях оборудуют стенды, на которых размещают информацию о вопросе (вопросах) референдума, включая текст проекта нормативного правового акта, вынесенного на референдум. 3. Городские государственные организации телерадиовещания, а также общероссийские организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти города Москвы и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума города Москвы, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств бюджета города Москвы, предоставляют бесплатно Городской комиссии не менее 15 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении референдума города Москвы и заканчивается через 14 дней со дня голосования. 4. Муниципальные организации телерадиовещания предоставляют бесплатно муниципальной комиссии не менее 10 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении местного референдума и заканчивается через 14 дней со дня голосования. 5. Редакции городских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, предоставляют бесплатно Городской комиссии не менее одной двадцатой от еженедельного объема печатной площади в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении референдума города Москвы и заканчивается через два месяца со дня голосования. 6. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в месяц, предоставляют бесплатно муниципальной комиссии не менее одной восьмой от ежемесячного объема печатной площади в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении местного референдума и заканчивается через два месяца со дня голосования. 7. Эфирное время и печатная площадь, указанные в частях 3-6 настоящей статьи, используются комиссиями референдума для разъяснения законодательства о референдуме, информирования участников референдума о сроках и порядке осуществления действий, связанных с референдумом, ответов на вопросы участников референдума. Печатная площадь, указанная в частях 5 и 6 настоящей статьи, используется комиссиями референдума также для опубликования своих решений, информирования участников референдума о вопросе (вопросах) референдума, публикации сведений о поступлении средств в фонды референдума и о расходах средств фондов референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 30. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта нормативного правового акта, выносимого на референдум 1. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в территориальной комиссии референдума (при проведении референдума города Москвы) или муниципальной комиссии (при проведении местного референдума). 2. В случае выдвижения инициативы проведения референдума инициативной группой по проведению референдума обязанность изготовления и распространения текста, указанного в части 1 настоящей статьи, возлагается на инициативную группу по проведению референдума. Оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума. 3. В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума муниципальным Собранием обязанность изготовления и распространения текста, указанного в части 1 настоящей статьи, возлагается на муниципальное Собрание. Оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования. Статья 31. Опросы общественного мнения 1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, является разновидностью информирования участников референдума. Несоблюдение требований частей 2 и 3 настоящей статьи при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законом. 2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие это опубликование (обнародование), обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию (обнародование). 3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с проводимым референдумом, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет"). Статья 32. Агитация по вопросу (вопросам) референдума 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить агитацию по вопросу (вопросам) референдума. 2. Агитация по вопросу (вопросам) референдума может проводиться: 1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; 2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с участниками референдума, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); 3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) иными не запрещенными законом методами. 3. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. 4. Расходы на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих фондов референдума в установленном настоящим Законом порядке. 5. Запрещается прямое или косвенное привлечение к агитации по вопросу (вопросам) референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет. 6. Запрещается проводить агитацию по вопросу (вопросам) референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: 1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, иным государственным органам, органам местного самоуправления; 2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения; 3) воинским частям, военным учреждениям и организациям; 4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; 5) комиссиям референдума, членам комиссий референдума с правом решающего голоса; 6) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 5 настоящего Закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. Статья 33. Агитационный период 1. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по московскому времени за одни сутки до дня голосования. 2. Агитация по вопросу (вопросам) референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. 3. Проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. 4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений комиссий в установленном настоящим Законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. Статья 34. Общие условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях 1. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума в порядке, установленном настоящим Законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). 2. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких кампаний референдумов или избирательной кампании и кампании референдума и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания. 3. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не менее чем за один год до начала кампании референдума, вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. 4. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума, иную группу участников референдума, общественными объединениями, образовавшими инициативную группу по проведению референдума, иную группу участников референдума. 5. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем за один день до дня трансляции, публикации ею первого агитационного материала и в этот же срок представлены с указанием источника публикации в комиссию, организующую референдум, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума. 6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а при проведении референдума города Москвы также муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума. Таким отказом считается непредставление в соответствующую комиссию референдума уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, в установленные в указанной части сроки. 7. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (независимо от формы собственности), предоставившие инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума эфирное время, печатную площадь, обязаны вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами и порядком ведения такого учета, которые установлены комиссией, организующей референдум. Данные этого учета за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования должны быть представлены в комиссию, организующую референдум. 8. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить указанные в части 7 настоящей статьи учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня голосования. 9. Расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. 10. Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума до предоставления эфирного времени, печатной площади. Статья 35. Условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума на телевидении и радио 1. Региональные (городские) и окружные государственные организации телерадиовещания при проведении референдума города Москвы обязаны предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума бесплатное эфирное время. 2. Муниципальные организации телерадиовещания при проведении местного референдума обязаны предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума бесплатное эфирное время. 3. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. 4. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных (городских) и окружных государственных или муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждую инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума. 5. В случае регистрации помимо инициативной группы по проведению референдума не менее чем одной иной группы участников референдума половина общего объема бесплатного эфирного времени должна быть предоставлена инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. 6. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом объем эфирного времени, отведенного для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник. Такому участнику по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной в результате деления объема эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников указанного агитационного мероприятия. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшимся от участия в совместном агитационном мероприятии инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума. 7. Половина бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума. 8. После завершения регистрации групп участников референдума, но не позднее чем за 33 дня до дня голосования комиссия, организующая референдум, проводит с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в государственных региональных (городских) при проведении референдума города Москвы или муниципальных при проведении местного референдума периодических печатных изданиях. 9. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания, обязанные предоставлять бесплатное эфирное время на соответствующем референдуме, обязаны также резервировать эфирное время для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума. 10. Эфирное время, указанное в части 9 настоящей статьи, должно предоставляться организацией телерадиовещания в период, указанный в части 2 статьи 33 настоящего Закона. Дата и время выхода в эфир агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума, не позднее дня накануне дня проведения жеребьевки. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 8 настоящей статьи. Дату проведения жеребьевки организация телерадиовещания сообщает соответствующей комиссии референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комиссия референдума информирует инициативную группу по проведению референдума, иную группу участников референдума о дате проведения жеребьевки. 11. Если инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за два дня до выхода в эфир сообщить в письменной форме об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей агитации по вопросу (вопросам) референдума. 12. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания, не подпадающие под действие части 9 настоящей статьи, а также негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие требования части 5 статьи 34 настоящего Закона, обязаны предоставлять эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир). Общий объем эфирного времени, предоставляемого указанной организацией телерадиовещания группам, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума, определяется этой организацией телерадиовещания. 13. Платежный документ о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должен быть представлен учреждению Сберегательного банка Российской Федерации инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой учреждения Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается. 14. Запрещается перекрывать, прерывать передачу агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов, рекламой товаров, работ и услуг. 15. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих агитацию по вопросу (вопросам) референдума, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования результатов референдума. Организации телерадиовещания обязаны бесплатно предоставлять копии указанных теле- |