Страницы: 1 2 межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы. 65. Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты. Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации. Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы. Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций. VI. Развитие корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях 66. Важным элементом реформирования банковского дела в России является совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию и совершенствованию системы управления рисками, адекватной характеру совершаемых операций, а также эффективных информационных систем мониторинга рисков, включая риски несоблюдения требований информационной безопасности, одним из которых является своевременное доведение необходимой и достаточной информации до сведения органов управления кредитных организаций и соответствующих уполномоченных сотрудников. Созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности кредитных организаций. В условиях развития банковских операций с предприятиями и организациями реального сектора экономики особое значение приобретает управление кредитным риском и риском ликвидности, а также координация управления такими рисками. Сохраняет свою актуальность вопрос управления рыночными рисками (валютным, процентным и фондовым). Помимо этого, кредитным организациям следует уделять больше внимания управлению операционными и правовыми рисками, а также рисками несоблюдения требований информационной безопасности. Существенное значение имеет также минимизация риска потери деловой репутации, важнейшим условием которой является соблюдение банками принципа "знай своего клиента". 67. Управление банковскими рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Кредитные организации, имеющие филиальную сеть, должны уделять повышенное внимание вопросам управления рисками, связанными с деятельностью филиалов. Консолидированное управление рисками должно включать оценку рисков по банковской группе и комплексное управление финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую группу, в целях достижения оптимальных результатов в системе "риск-доход" по банковской группе. 68. Существенным условием развития и повышения эффективности корпоративного управления является полноценная реализация принципов, вытекающих из статуса банков как коммерческих организаций, независимых в осуществлении своей оперативной деятельности. Необходимой предпосылкой для реализации этих принципов является совершенствование законодательства в банковской сфере, регулирующего вопросы корпоративного управления в кредитных организациях в части установления требования об усилении роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, определения перечня вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции, а также целесообразности определения в уставах кредитных организаций требований к составу совета директоров, включая вопрос о введении в его состав независимых директоров. Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях является проведение Банком России оценок качества корпоративного управления, включая системы управления рисками и внутреннего контроля, при определении состояния и перспектив деятельности кредитных организаций. Вместе с тем надзорный орган не должен диктовать банкам какие-либо конкретные схемы и модели корпоративного управления, организации управления рисками и внутреннего контроля. 69. Актуальным является вопрос принятия банковскими ассоциациями стандартов корпоративного управления, обязательных для их применения членами ассоциаций. Принятие таких стандартов и информирование банковской общественности об их соблюдении банками обеспечит транспарентность банковского бизнеса, будет способствовать укреплению конкурентоспособности банков и развитию культуры банковского дела. 70. С учетом повышения уровня автоматизации банковской деятельности, развития информационных аналитических систем и технологий банковского обслуживания, в том числе дистанционного, особого внимания требуют связанные с этим факторы типичных банковских рисков. В этой связи необходимо уделить повышенное внимание вопросам обеспечения надежности банковских автоматизированных систем, их резервирования (дублирования), а также разработки эффективных планов восстановления бесперебойного функционирования указанных систем в случае негативного воздействия на них внешних событий. VII. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор 71. Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора. Необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международно признанных норм, в том числе определенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора". Банковское законодательство 72. Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования и банковского надзора связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлениям также должно осуществляться с использованием международного опыта. Одной из основных причин потери банками устойчивости является низкий уровень управления. Предстоит существенно повысить требования к владельцам и руководителям кредитных организаций с тем, чтобы эффективно противодействовать участию в управлении кредитными организациями руководителей и владельцев с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением. В связи с этим будут предусмотрены меры в сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций. 73. Банк России продолжит работу по повышению требований к владельцам и руководителям кредитных организаций, включая: обеспечение прозрачности структуры собственности кредитных организаций путем законодательного установления требований к представлению сведений о себе и своей деятельности, в том числе сведений о финансовом положении и деловой репутации, лицами (группами лиц), имеющими возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации (реальными владельцами); принятие поправок в законодательство Российской Федерации, уточняющих (с учетом международного опыта) критерии деловой репутации членов совета директоров, а также предоставляющих Банку России право устанавливать критерии оценки деловой репутации лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях. 74. Предстоит установить критерии оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитной организации. Требования к приобретателям акций (долей) кредитных организаций будут повышены. Так, владельцам существенных пакетов акций (долей) или реальным владельцам кредитных организаций, которые признаны несостоятельными (банкротами) или ликвидированы по иску Банка России, допустившим своими действиями банкротство кредитной организации, не предпринявшим меры по ее финансовому оздоровлению, не принявшим после отзыва лицензии на осуществление банковских операций решения о ликвидации кредитной организации в предусмотренные законом сроки, будет запрещено выступать в качестве учредителей (участников) кредитных организаций в течение 10 лет. Банковский надзор 75. Банковский надзор предусматривает развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций (профессиональное суждение). Решение этой задачи предполагает: продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем; завершение работы по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем), основой которой является разработка модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрение этой системы в практику надзора; совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, в том числе с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов. Важной предпосылкой организации банковского надзора на консолидированной основе является надлежащая осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковской группы (банковского холдинга). В связи с этим будут расширены полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также их владельцев, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, исчерпывающей информации, позволяющей составить полное представление об организации банковских групп и банковских холдингов. Решение этой задачи предполагает: внесение изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", расширяющих понятия "банковская группа" и "банковский холдинг", критерии существенного влияния, оказываемого юридическими и физическими лицами на деятельность дочерних и зависимых организаций, а также в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части закрепления на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению обязательных для банковских холдингов правил составления, представления и опубликования консолидированной отчетности; развитие законодательства в банковской сфере путем установления требований к организации деятельности кредитных организаций, в том числе к порядку утверждения и составу документов, определяющих коммерческую политику, а также условий дополнительного контроля за рисками, возникающими при кредитовании связанных с банком лиц, в частности обязательного одобрения этих сделок советом директоров кредитной организации, недопустимости льготного кредитования связанных лиц и др.; предоставление Банку России законодательно закрепленного права оценивать деятельность кредитных организаций и принимать в отношении их решения надзорного характера на основе профессиональной оценки качества их активов, размера обязательств и собственных средств (капитала), качества корпоративного управления, в том числе внутрибанковских систем управления и контроля за рисками, а также прозрачности структуры собственности; развитие международно признанного подхода, в соответствии с которым оценка качества ссуды на предмет возможных потерь от ее обесценения будет осуществляться кредитной организацией на основании всестороннего и объективного анализа всех фактов и обстоятельств, связанных с заемщиком и его деятельностью; продолжение работы по совершенствованию и оптимизации отчетности, представляемой кредитными организациями, в том числе сокращение количества форм отчетности и упрощение процедур отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими органами надзора и контроля. При этом будет уделено внимание автоматизации процессов представления отчетности кредитных организаций в Банк России с использованием сети Интернет, что позволит исключить дублирование поступающей информации и сократить издержки кредитных организаций. Переход на предоставление отчетности кредитными организациями в электронном виде должен быть в основном осуществлен в 2005 году; более широкое использование в целях банковского надзора института кураторов кредитных организаций. Международный опыт свидетельствует о том, что использование института кураторов при условии их профессионализма и эффективного контроля за их деятельностью способствует развитию банковского надзора и внедрению в его практику риск-ориентированных подходов. Куратор кредитной организации, работая в постоянном контакте с ее органами управления и сотрудниками, а также обладая информацией о ее деятельности, может давать адекватную оценку текущего состояния и перспектив развития кредитной организации, выявлять области повышенного риска в ее деятельности, вносить предложения о мерах надзорного реагирования и о режиме банковского надзора. Важное значение для эффективного использования данной формы организации надзора имеют высокие профессиональные и этические качества кураторов, контроль за их деятельностью, включающий ограничение предельного срока выполнения куратором своих функций в отношении кредитной организации (не более 3 лет), коллегиальность при обсуждении проблем деятельности кредитной организации и предлагаемых куратором решений, а также ответственность руководителей куратора за качество надзора. Банку России в 2005 году предстоит в основном завершить формирование института кураторов, включая вопросы правового, методического и организационного обеспечения их деятельности; совершенствование подходов Банка России к оценке деятельности кредитных организаций исходя из рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и международной практики, ориентированных на комплексную (всестороннюю) оценку деятельности банков, под которой понимается оценка, формируемая по результатам анализа финансовой устойчивости кредитной организации (достаточности капитала, качества активов, уровня доходов и ликвидности), а также прозрачности структуры собственности и качества управления; обеспечение более эффективной защиты интересов кредиторов и вкладчиков "слабых" банков и изучение в связи с этим вопроса о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих полномочия органа банковского надзора, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору для органов банковского надзора при их работе со "слабыми" банками. 76. Будет продолжена работа по созданию системы мониторинга использования кредитными организациями современных технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе интернет-технологий, их защищенности с учетом требований информационной безопасности. 77. В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение эффективного обмена с органами банковского надзора иностранных государств информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп. В настоящее время Банком России с органами банковского надзора 14 государств заключены соглашения о взаимодействии в сфере банковского надзора. Банк России продолжит работу по подготовке и подписанию соглашений (меморандумов) с надзорными органами других государств. 78. Необходимо уточнить полномочия Банка России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствии с его функциями и полномочиями как органа банковского надзора, а также установить административную ответственность должностных лиц кредитной организации за нарушения, связанные с осуществлением банковской деятельности. 79. Инспекционная деятельность Банка России, помимо выполнения основных задач банковского надзора, будет связана с организацией проверок кредитных организаций в целях оценки соответствия банков критериям их участия в системе страхования вкладов граждан. Совершенствование и эффективность инспекционной деятельности Банка России будут обеспечены смещением акцента с проверки правильности совершения банковских операций на оценку рисков, возникающих в результате их совершения, внедрения профессиональной оценки как основы для анализа качественных аспектов деятельности, финансового состояния и перспектив деятельности кредитных организаций (их филиалов). 80. В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций актуальным является своевременное и эффективное применение мер воздействия, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", за счет использования информационных и организационных возможностей, которые возникнут при рассмотрении ходатайств банков о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов. При этом Банк России, руководствуясь международным опытом, обеспечит повышение оперативности реагирования на выявленные скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций. 81. Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков. Повышению эффективности процедуры ликвидации способствует создание института корпоративного ликвидатора. Введение института корпоративного ликвидатора банков и предоставление соответствующих полномочий Агентству по страхованию вкладов обусловлены тем, что Агентство в качестве органа, осуществляющего функцию страхования вкладов физических лиц, заинтересовано в выявлении признаков банкротства на ранней стадии возникновения проблем у банка. Использование института корпоративного ликвидатора в большей степени позволит сохранить активы ликвидируемых банков и в полной мере обеспечить интересы их кредиторов и вкладчиков. Требует принятия безотлагательных мер проблема обеспечения процедуры трансграничной несостоятельности банков, которая может быть решена путем заключения межгосударственных соглашений, определяющих порядок ликвидации коммерческих и некоммерческих представительств российских банков за рубежом и иностранных банков в России. Эффективность ликвидационных процедур неразрывно связана с решением проблемы инициирования процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России до вступления в силу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Данную проблему требуется решить на законодательном уровне, имея в виду передачу функций конкурсных управляющих в кредитных организациях - отсутствующих должниках от сотрудников Банка России корпоративному ликвидатору (Агентству по страхованию вкладов). 82. Актуальным остается вопрос совершенствования (в соответствии с международными стандартами и с учетом практики применения законодательства Российской Федерации) надзора в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Необходимо принять меры по обеспечению прозрачности деятельности реальных владельцев кредитных организаций, расширить полномочия надзорных органов по установлению требований к организации системы внутреннего контроля при осуществлении указанной деятельности, снять ограничения на проведение инспекционных проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставить кредитным организациям право расторжения договора банковского счета (вклада) в предусмотренных законом случаях. Необходимо усилить контроль за результатами применяемых кредитными организациями правил и процедур внутреннего контроля, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем введения наряду с инспекционными проверками системы дистанционного контроля за соблюдением кредитными организациями законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Возрастает роль организации и развития системы профессиональной подготовки кадров в целях повышения качества работы банковского сектора в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. VIII. Развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций Формирование конкурентной среды и развитие конкуренции в банковском бизнесе 83. Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Действия Правительства Российской Федерации и Банка России будут направлены на создание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности, в том числе кредитными организациями, контролируемыми государством. 84. Антимонопольное регулирование в банковском секторе имеет федеральный и региональный аспекты. Пресечение злоупотреблений банками доминирующим положением является задачей антимонопольного регулирования на федеральном и региональном уровнях. Помимо этого, на региональном уровне основной задачей антимонопольного регулирования является противодействие установлению территориальных ограничений на деятельность кредитных организаций (кроме ограничений, устанавливаемых органом банковского надзора в рамках законодательно установленных полномочий), а также предоставлению прямо или косвенно органами власти отдельным банкам преференций. Объектом постоянного внимания органов антимонопольного регулирования должны быть решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения или действия препятствуют развитию банковского сектора либо конкуренции на рынке банковских услуг. 85. В целях укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг при подготовке изменений в антимонопольное законодательство Правительство Российской Федерации и Банк России будут руководствоваться международным опытом антимонопольного регулирования в банковской сфере, связанным в первую очередь с защитой интересов потребителей услуг и рассмотрением вопросов концентрации услуг при слиянии, присоединении и преобразовании кредитных организаций. Обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций, реализация требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) 86. Обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций является одним из существенных условий укрепления дисциплины на рынке банковских услуг, совершенствования качества корпоративного управления в банках и роста доверия общества к банковскому сектору. Обеспечение транспарентности требует осуществления комплекса мер, включая достоверный учет и отчетность кредитных организаций, повышение требований к объему, качеству и периодичности публикуемой информации, реализацию при учете критериев, признанных международной практикой, а также завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности. Правительство Российской Федерации с участием Банка России подготовит в 2005 году законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", в котором будут уточнены требования к публикуемой отчетности кредитных организаций, включая ее содержание, порядок и сроки публикации. Новым направлением в сфере раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику публикации Банком России ежегодного отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора. В рамках реализации политики обеспечения транспарентности банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины Банк России продолжит публикацию показателей, характеризующих основные параметры деятельности банковского сектора Российской Федерации, в том числе на региональном уровне, а также перечня банков, которые раскрывают информацию о своей деятельности на сайте Банка России в сети Интернет. Внешний аудит кредитных организаций 87. Внешний аудит играет большую роль в обеспечении транспарентности деятельности кредитных организаций, усилении рыночный дисциплины и совершенствовании системы корпоративного управления и внутреннего контроля. Одной из основных задач на ближайшие годы является совершенствование российских стандартов аудита и их максимальное приближение к международным стандартам. В целях реализации указанной задачи Правительство Российской Федерации с участием Банка России проведет работу: по завершению утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита с учетом международной практики; по повышению требований к репутации и опыту аудиторов, работающих с кредитными организациями; по развитию практики применения эффективных мер к аудиторам, включая приостановление и отзыв лицензий на осуществление аудиторской деятельности за грубые ошибки при проведении аудита кредитных организаций, повлекшие введение в заблуждение пользователей подтвержденной аудиторами недостоверной информации; по введению квалификационного аттестата аудитора в области аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В целях повышения эффективности корпоративного управления в кредитных организациях и банковского надзора за их деятельностью Банк России и внешние аудиторы кредитных организаций обеспечат развитие обмена информацией в соответствии с предложениями, содержащимися в международных рекомендациях. IX. Взаимодействие с банковским сообществом и сотрудничество с международными организациями 88. В 2002 - 2004 годах укрепилось взаимодействие Правительства Российской Федерации и Банка России с банковским сообществом по вопросам функционирования банковского сектора. В ближайшей перспективе предстоит предпринять новые шаги по развитию конструктивных контактов с банковским сообществом, прежде всего с банковскими ассоциациями, а также продолжить практику привлечения их к работе по совершенствованию нормативно-правовой базы банковского дела. Будет продолжена оправдавшая себя практика публичного обсуждения важнейших проектов нормативных документов Банка России на его сайте в сети Интернет. Банковские ассоциации должны активнее участвовать в работе по доведению до участников рынка принимаемых Правительством Российской Федерации и Банком России решений в сфере банковской деятельности. Необходимо расширить взаимодействие банковских ассоциаций с кредиторами (в первую очередь с вкладчиками) по вопросам деятельности отдельных кредитных организаций. 89. Важным вкладом в осуществление мер по реформированию российского банковского сектора является взаимодействие с российскими и иностранными экспертами, органами банковского надзора и международными организациями. Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат развитие конструктивного диалога и рабочих контактов с представителями Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и развития, а также других международных организаций. 90. Большое значение для оценки состояния и перспектив развития российского банковского сектора, а также совершенствования регулирования банковской деятельности имела осуществленная в 2002 - 2003 годах Международным валютным фондом и Всемирным банком Программа оценки финансового сектора Российской Федерации. В рамках этой Программы произведены комплексный анализ соответствия системы регулятивных требований, действующей в России, Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора, оценка соблюдения Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в области денежно-кредитной и финансовой политики, а также стресс-тестирование российского банковского сектора. Результаты этой работы будут использованы при разработке предложений, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие банковского дела, в том числе их надлежащего законодательного обеспечения. Приложение к Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2005 - 2006 ГОДАХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Пункт |Форма | Срок | Ответственные | | | Стратегии |реализации | подготовки | исполнители | | | | | документа | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | I. Повышение конкурентоспособности банковского сектора | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Определение нового вида договора | 63 |федеральный | 2005 год | Минфин России | | банковского вклада | |закон | | с участием Банка | | | | | | России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 2. Применение принципа презумпции | 50 |федеральные | 2006 год | Минфин России, | | добросовестности участников кредитной | |законы | | Минэкономразвития | | сделки | | | | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 3. Повышение эффективности института | 49, 50 |федеральные | первое | Минфин России, | | залога | |законы | полугодие | Минэкономразвития | | | | | 2005 г. | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 4. Создание равных условий конкуренции | 83 |федеральные | 2005 год | Минфин России, | | кредитных организаций на финансовых | |законы | | Минэкономразвития | | рынках | | | | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 5. Обеспечение условий для расширения | 39 |федеральный | первое | Минфин России, | | форм банковского обслуживания клиентов | |закон | полугодие | Минэкономразвития | | кредитных организаций вне места | | | 2005 г. | России с участием | | расположения кредитной организации | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 6. Обеспечение гарантий прав | 53 |федеральный | 2005 год | Минфин России, | | потребителей при использовании | |закон | | Минэкономразвития | | потребительского кредита, формирование | | | | России с участием | | механизмов защиты прав потребителей | | | | Банка России | | в случае их нарушения | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 7. Обеспечение условий для унификации | 49 |федеральный | 2005 - 2006 | Минфин России, | | и развития системы регистрации | |закон | годы | Минэкономразвития | | имущества и имущественных прав | | | | России, | | | | | | ФСФР России | | | | | | с участием Банка | | | | | | России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 8. Изменение порядка расчетов по | 65 |федеральный | 2006 год | Минфин России, | | аккредитиву | |закон | | Минэкономразвития | | | | | | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 9. Установление запрета на открытие | 46 |федеральный | 2005 год | Минфин России, | | филиалов иностранных банков | |закон | | Минэкономразвития | | | | | | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 10. Выравнивание условий доступа | 43, 44, |федеральный | 2006 год | Минфин России, | | российских и иностранных банков | 45 |закон | | Минэкономразвития | | на российский рынок банковских услуг, | | | | России с участием | | включая введение уведомительного | | | | Банка России | | порядка приобретения резидентами | | | | | | и нерезидентами свыше 1 процента | | | | | | и разрешительного свыше 10 процентов | | | | | | акций (долей) кредитных организаций | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 11. Установление упрощенной процедуры | 52 |нормативные | 2005 год | Банк России | | кредитования субъектов малого бизнеса | |акты Банка | | | | | |России | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 12. Уточнение требования о применении | 64 |федеральный | 2006 год | Минфин России, | | контрольно-кассовой техники кредитными | |закон | | Минэкономразвития | | организациями | | | | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 13. Определение исчерпывающего перечня | 56 |федеральный | 2006 год | Минфин России, | | лиц (включая бюро кредитных историй), | |закон | | Минэкономразвития | | имеющих право на получение от банков | | | | России с участием | | сведений, составляющих банковскую | | | | Банка России | | тайну | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 14. Расширение перечня ликвидных | 48 |нормативные | 2005 год | Банк России | | активов, принимаемых в обеспечение | |акты Банка | | | | кредитов рефинансирования Банка России | |России | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 15. Упрощение процедуры открытия | 39 |нормативные | 2005 год | Минфин России, | | филиалов кредитных организаций и | |акты | | Банк России, | | отмена государственной пошлины | | | | МВД России, | | за их открытие | | | | МЧС России | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | II. Повышение капитализации банковского сектора | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 16. Ограничение права кредиторов | 37 |федеральный | первое | Минфин России, | | реорганизуемых кредитных организаций | |закон | полугодие | Минэкономразвития | | требовать досрочного исполнения | | | 2005 г. | России с участием | | обязательств кредитных организаций и | | | | Банка России | | отмена для кредитных организаций | | | | | | требования об индивидуальном | | | | | | письменном уведомлении всех кредиторов | | | | | | о реорганизации | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 17. Отмена для кредитных организаций | 57 |федеральный | первое | Минфин России, | | ограничений на выпуск облигаций | |закон | полугодие | Минэкономразвития | | величиной уставного капитала | | | 2005 г. | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 18. Установление с 1 января 2007 г. | 40 |федеральные | первое | Минфин России, | | требований к размеру собственных | |законы | полугодие | Минэкономразвития | | средств (капитала) для действующих | | | 2005 г. | России с участием | | банков | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 19. Повышение уровня защиты интересов | 85 |федеральный | 2006 год | Минфин России, | | потребителей финансовых услуг, | |закон | | Минэкономразвития | | совершенствование регулирования | | | | России, | | вопросов концентрации услуг при | | | | ФСФР России с | | слияниях, присоединениях, | | | | участием Банка | | преобразованиях кредитных организаций | | | | России | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | III. Совершенствование банковского надзора | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 20. Установление критериев определения | 12 |федеральные | первое | Минфин России, | | реальных владельцев кредитных | |законы | полугодие | ФСФР России с | | организаций и порядка раскрытия | | | 2005 г. | участием Банка | | информации о них | | | | России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 21. Повышение требований по | 40 |федеральные | первое | Минфин России, | | достаточности капитала и его размеру, | |законы | полугодие | Минэкономразвития | | невыполнение которых является | | | 2005 г. | России с участием | | основанием для обязательного отзыва | | | | Банка России | | банковской лицензии | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 22. Конкретизация требований к | 73 |федеральные | первое | Минфин России, | | должностным лицам кредитной | |законы | полугодие | Минэкономразвития | | организации и членам советов | | | 2005 г. | России с участием | | директоров (наблюдательных советов) | | | | Банка России | | кредитных организаций, предоставление | | | | | | Банку России права определять критерии | | | | | | оценки их деловой репутации | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 23. Установление требований ко всем | 73 |федеральные | первое | Минфин России, | | аффилированным лицам о представлении | |законы | полугодие | Минэкономразвития | | обществам сведений о себе и | | | 2005 г. | России, | | ответственности аффилированных лиц за | | | | ФСФР России | | непредставление сведений, а также | | | | с участием Банка | | требований к обществам с ограниченной | | | | России | | ответственностью по учету | | | | | | аффилированных лиц | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 24. Повышение эффективности | 75 |федеральные | 2006 год | Минфин России | | банковского надзора за рисками, | |законы | | с участием Банка | | возникающими при взаимоотношениях | | | | России | | кредитных организаций со связанными | | | | | | с ними лицами | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 25. Уточнение положений | 75 |федеральные | 2006 год | Минфин России | | консолидированного надзора, в том | |законы | | с участием Банка | | числе закрепление на законодательном | | | | России | | уровне полномочий Банка России по | | | | | | осуществлению надзора за деятельностью | | | | | | банковских холдингов, приведение | | | | | | законодательных норм, касающихся | | | | | | деятельности банковских групп, | | | | | | банковских холдингов и раскрытия ими | | | | | | информации о своей деятельности перед | | | | | | заинтересованными пользователями, в | | | | | | соответствие с международными | | | | | | подходами | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 26. Усиление роли и повышение | 68 |федеральные | 2006 год | Минфин России, | | ответственности совета директоров | |законы | | Минэкономразвития | | (наблюдательного совета) кредитной | | | | России, | | организации, включая введение в его | | | | ФСФР России с | | состав так называемых "независимых | | | | участием Банка | | директоров", определение перечня | | | | России | | вопросов, относимых к его | | | | | | исключительной компетенции | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 27. Повышение качества управления | 75 |федеральные | 2006 год | Минфин России | | кредитными организациями и | |законы | | с участием Банка | | совершенствование банковского надзора, | | | | России | | включая предоставление Банку России | | | | | | права принятия решений надзорного | | | | | | характера на основе учета | | | | | | в деятельности кредитных организаций | | | | | | существенности рисков | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 28. Укрепление правовой основы | 78 |федеральные | 2005 год | Минфин России, | | надзорной деятельности Банка России | |законы | | Минэкономразвития | | | | | | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 29. Внесение в законодательство | 72, 73, |федеральные | 2005 год | Минфин России, | | Российской Федерации изменений, | 74, 67, |законы | | Минэкономразвития | | предусматривающих закрепление основных | 86 | | | России с участием | | положений надзора на консолидированной | | | | Банка России | | основе, уточнение требований к | | | | | | публикуемой отчетности | | | | | | кредитных организаций (к содержанию, | | | | | | порядку и срокам представления) | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 30. Совершенствование законодательства | 82 |федеральный | 2006 год | Минфин России, | | в области противодействия легализации | |закон | | ФСФР России с | | (отмыванию) доходов, полученных | | | | участием Банка | | преступным путем, и финансированию | | | | России | | терроризма в соответствии с | | | | | | международными стандартами, в | | | | | | частности, путем: | | | | | | установления требований по обеспечению | | | | | | прозрачности деятельности реальных | | | | | | владельцев кредитных организаций; | | | | | | расширения полномочий надзорных | | | | | | органов по установлению требований к | | | | | | организации внутреннего контроля по | | | | | | вопросам ПОД/ФТ; | | | | | | снятия ограничений на проведение | | | | | | инспекционных проверок кредитных | | | | | | организаций по вопросам соблюдения | | | | | | законодательства в указанной области; | | | | | | определения оснований для расторжения | | | | | | по инициативе кредитной организации | | | | | | договора банковского счета (вклада) | | | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 31. Перевод банковской отчетности в | 75 |нормативные | 2005 год | Банк России | | электронный вид | |акты Банка | | | | | |России | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 32. Установление статуса и функции | 75 |нормативные | 2005 год | Банк России | | кураторов кредитных организаций | |акты Банка | | | | | |России | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 33. Совершенствование правового | 82 |нормативные | 2005 год | Банк России | | регулирования отношений в области | |акты Банка | | | | противодействия легализации | |России | | | | (отмыванию) доходов, полученных | | | | | | преступным путем, и финансированию | | | | | | терроризма | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | IV. Иные мероприятия | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 34. Совершенствование норм о | 8 |федеральный | 2006 год | Минфин России, | | безакцептном списании денежных средств | |закон | | Минэкономразвития | | с банковского счета | | | | России с участием | | | | | | Банка России | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 35. Выход Банка России из капиталов | 30 |доклад | 2005 год | Банк России | | российских загранбанков | |в Правительство | | | | | |Российской | | | | | |Федерации | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 36. Сокращение доли участия | 28 |доклад | 2005 год | Минфин России, | | государства в капитале Внешторгбанка | |в Правительство | | Минэкономразвития | | | |Российской | | России с участием | | | |Федерации | | Внешторгбанка | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 37. Усиление контроля наблюдательных | 23 |внесение | 2005 год | Минфин России, | | советов (советов директоров) за | |изменений в | | Минэкономразвития | | коммерческой политикой банков | |уставы банков | | России с участием | | с государственным участием | |с государственным | | Банка России | | | |участием | | | |-----------------------------------------|------------|-------------------|--------------|-------------------| | 38. Концепция развития Внешэкономбанка | 26 |доклад | 2005 год | Минфин России, | | | |в Правительство | | Минэкономразвития | | | |Российской | | России с участием | | | |Федерации | | Банка России, | | | | | | Внешэкономбанка | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ - Примечание. Содержание, сроки внесения, а также состав ответственных исполнителей по подготовке проектов федеральных законов могут уточняться по результатам утверждения концепций и технических заданий на их разработку. Страницы: 1 2 |