Страницы: 1 2 О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ЦЕЛЕВАЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г.МОСКВЫ НА 2002-2004 ГГ." И О ПРОГРАММЕ "ЦЕЛЕВАЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ НА 2005-2007 ГГ." ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 19 апреля 2005 г. N 231-ПП (ПРМ) Правительство Москвы отмечает, что в 2002-2004 гг. Департаментом здравоохранения города Москвы и подведомственными учреждениями проведена значительная работа по выполнению программы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 г.", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 июля 2001 г. N 682-ПП. Целевая диспансеризация населения г.Москвы осуществлялась по 7 подпрограммам среди различных категорий населения, сформированных из групп риска или наиболее угрожаемых контингентов по развитию определенной патологии. Ежегодно осматривалось более 1 млн. детей, свыше 350 тыс. подростков, около 700 тыс. человек взрослого населения на предмет выявления сердечно-сосудистых заболеваний, около 500 тыс. женщин по подпрограмме выявления заболеваний молочной железы и свыше 500 тыс. женщин по выявлению заболеваний шейки матки, более 200 тыс. мужчин с целью ранней диагностики заболеваний предстательной железы и более 2,5 млн. человек всех возрастных групп населения с целью раннего выявления туберкулеза. В реализации каждой из 7 подпрограмм использовались дифференцированные технологии диспансеризации с аппаратным, кадровым и программным обеспечением, что позволило достичь определенных результатов. Число детей с хроническими заболеваниями снизилось с 9,2% до 8,5%. Впервые выявлено и взято на диспансерный учет около 86 тыс. москвичей, страдающих сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, включая сахарный диабет, с проведением среди них своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий. Несколько улучшилась эпидемическая обстановка по туберкулезу в Москве (количество больных с впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалось на уровне 0,5 на 1 000 обследованных, в 2001 г. - 0,6; уменьшилось количество впервые выявленных запущенных форм заболевания). Активные профилактические осмотры условно здоровых женщин позволили существенно уменьшить количество впервые выявленных запущенных стадий рака молочной железы (с 40% в 2000 г. до 14,5% в 2004 г.), почти в 2 раза улучшилась выявляемость предопухолевых заболеваний шейки матки. Увеличилась выявляемость рака предстательной железы у мужчин на ранних стадиях и уменьшилось число впервые выявленных запущенных форм (с 42% в 2000 г. до 31,8% в 2004 г.), что позволило назначить больным злокачественными заболеваниями радикальные виды лечения в ранние сроки, в том числе на доклинической стадии развития патологического процесса, что является одним из самых важных результатов проводимой работы. Таким образом, осуществление целевой диспансеризации является реальным путем профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения многих патологических состояний, способствует оздоровлению населения и улучшению демографических показателей. Финансовое обеспечение программы в 2002-2004 гг. составило 20,3% от запланированного объема, что потребовало расходования внутренних ресурсов здравоохранения города. В целях дальнейшего совершенствования системы раннего выявления заболеваний и своевременного проведения лечебных мероприятий, снижения смертности и инвалидизации населения Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить программу "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг." (приложение) с объемом расходов по годам: в 2005 году - 120 700 000 руб., в 2006 году - 285 800 000 руб., в 2007 году - 246 600 000 руб. 2. Считать программу "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг." (далее - Программа) приоритетным направлением здравоохранения города. 3. Департаменту здравоохранения города Москвы: 3.1. В месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы, принять меры для ее выполнения. 3.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы до 01.05.2005 разработать программы по проведению целевой диспансеризации населения в административных округах. 3.3. Представлять руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы отчет о ходе реализации Программы, включая отчет о финансовом обеспечении, один раз в полугодие. 4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы: 4.1. При уточнении бюджетных показателей на 2005 год внести предложения об увеличении расходов по отрасли "Здравоохранение" на 120 700 000 руб. в связи с реализацией мероприятий по целевой диспансеризации. 4.2. Совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы при формировании проекта бюджета города Москвы на 2006 и 2007 годы предусмотреть ассигнования для реализации Программы, в том числе на 2006 год - 285 800 000 руб., 2007 год - 246 600 000 руб. 5. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, префектурам административных округов города Москвы оказывать информационную поддержку в городских и окружных средствах массовой информации по освещению мероприятий целевой диспансеризации в целях проведения разъяснительной работы среди населения. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в июне 2005 года. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 19 апреля 2005 г. N 231-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 19 апреля 2005 года N 231-ПП ПРОГРАММА "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг." Москва - 2005 Паспорт программы "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг." ----------------------------------------------------------------------- | Наименование программы: | Целевая диспансеризация | | | населения Москвы на 2005-2007 гг.| |----------------------------------|----------------------------------| | Основание для разработки | постановление Правительства | | программы: | Москвы от 24.07.2001 г. | | | N 682-ПП | |----------------------------------|----------------------------------| | Государственный заказчик: | Департамент здравоохранения | | | города Москвы | |----------------------------------|----------------------------------| | Разработчик программы: | Департамент здравоохранения | | | города Москвы | |----------------------------------|----------------------------------| | Основные исполнители: | Управления здравоохранения | | | административных округов, | | | лечебно-профилактические | | | учреждения | |----------------------------------|----------------------------------| | Сроки реализации: | 2005-2007 гг. | ----------------------------------------------------------------------- Цель и основные направления программы Основной целью диспансеризации является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, и как следствие - улучшение качества жизни. Реализация комплексной программы целевой диспансеризации проводится по 7 подпрограммам (диспансеризация детей, подростков, диспансеризация взрослого населения по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний молочных желез и шейки матки у женщин и заболеваний предстательной железы у мужчин, а также туберкулеза среди всех категорий населения). Диспансеризация включает: - ежегодный медицинский осмотр детей, подростков и взрослого населения декретированных возрастов с проведением установленного объема врачебных осмотров, лабораторных и инструментальных исследований и их дообследование по медицинским показаниям с использованием всех современных методов диагностики; - выявление лиц, имеющих факторы риска, способствующие возникновению и развитию заболеваний; - выявление заболеваний в ранних стадиях; - индивидуальную оценку состояния здоровья; - проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья населения; - мобилизацию кадровых и материальных ресурсов здравоохранения, их рациональное использование; - дальнейшее расширение и углубление научных исследований, совершенствование программного обеспечения и системы управления диспансеризацией; - усиление работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, повышение уровня пропаганды здорового образа жизни. Ожидаемые конечные результаты Целевая диспансеризация является реальным путем улучшения состояния здоровья населения в целом и, в первую очередь, его наиболее уязвимых контингентов. Ее проведение позволяет: - повысить уровень физического и психического здоровья детей благодаря использованию современных медицинских технологий при проведении ежегодных осмотров всего детского населения г.Москвы (1,5 млн. детей); - снизить детскую заболеваемость и инвалидизацию, что уменьшает экономические затраты на лечение и социальное обеспечение детей-инвалидов; - выявлять начальные формы заболеваний среди всех подростков г.Москвы (около 350 тыс.), что будет способствовать снижению их общей заболеваемости, улучшению медико-социальной реабилитации подростков, подготовке девушек-подростков к предстоящему материнству, юношей - к военной службе, отцовству, реабилитации подростков с артериальной гипертензией и патологией опорно-двигательного аппарата, остеопорозом; - продолжить мониторинг эпидемиологической картины заболеваемости артериальной гипертонией и дислипидемий у 700 тыс. человек при ежегодной диспансеризации, что будет способствовать снижению длительности временной утраты трудоспособности и снижению смертности от острых коронарных и церебральных расстройств; - охватить ежегодными профилактическими осмотрами на туберкулез 2,5 млн. жителей г.Москвы, обеспечить выявление больных туберкулезом на ранних стадиях заболевания и улучшить эпидемическую ситуацию по туберкулезу в городе; - продолжить совершенствование организации специализированной маммологической помощи, обеспечить раннее выявление и профилактику заболеваний молочных желез, увеличить выявляемость рака молочной железы на ранних стадиях (I-II) заболевания ежегодно у 270 тыс. женщин, стабилизировать смертность от рака молочной железы; - улучшить организацию специализированной урологической помощи, осуществлять раннее выявление и профилактику заболеваний предстательной железы ежегодно у 200 тыс. мужчин, уменьшить число выявленных больных раком предстательной железы в III-IV стадиях развития и запущенных форм хронического простатита, ДГПЖ и их осложнений; обеспечить стабилизацию смертности от рака предстательной железы и осложнений ДГПЖ, снижение экономических затрат, связанных с поздним началом лечения; - обеспечить совершенствование специализированной гинекологической помощи, раннее выявление и профилактику заболеваний рака шейки матки ежегодно у 500 тыс. женщин, снижение смертности и годичной летальности. Источники финансирования: целевые средства городского бюджета и средства обязательного медицинского страхования в рамках текущего финансирования Объем финансирования: 653,2 млн. руб., в том числе: 2005 г. - 120,7 млн. руб., 2006 г. - 285,8 млн. руб., 2007 г. - 246,6 млн. руб. Система контроля за выполнением программы Текущий контроль и представление этапных и итоговых результатов выполнения программы на рассмотрение Правительства Москвы осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы. Система контроля за проведением диспансеризации является многоуровневой и включает в себя ответственность начальников управлений здравоохранения административных округов за работу в округе, главных специалистов Департамента за методологию проведения мероприятий по проведению диспансеризации, главных врачей ЛПУ за полноту и качество обследований. Департамент здравоохранения осуществляет полный контроль и координацию всего комплекса мероприятий по диспансеризации населения Москвы. Управление программой Заказчиком настоящей программы является Департамент здравоохранения города Москвы, реализация планируемых мероприятий обеспечивается Департаментом здравоохранения. Процесс управления программой предполагает этапную оценку результатов реализации программы Департаментом здравоохранения, главными профильными специалистами, управлениями здравоохранения административных округов, ежегодное представление отчета по программе в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Управление координации деятельности Комплекса социальной сферы города Москвы. Введение В Москве с 1998 г. проводится целевая диспансеризация определенных категорий населения, сформированных из групп риска или наиболее угрожаемых контингентов по развитию ряда патологических состояний. Данное направление работы Департамента здравоохранения носит активный профилактический характер и остается приоритетным в его деятельности, поскольку позволяет оказывать положительное влияние на качество жизни населения, улучшать демографические и социальные показатели. Дальнейшее развитие диспансеризации и методология контроля за её проведением Проведение диспансеризации осуществлялось Департаментом здравоохранения в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 30.12.1997 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 гг."; от 24.07.2001 N 682 "Об итогах проведения целевой диспансеризации населения г.Москвы в 1998-2001 гг. и программе Комитета здравоохранения Москвы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 гг.". К сожалению, действовавший ранее на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.05.1986 N 770 "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения" в настоящее время утратил силу и носит лишь рекомендательный характер. Москва - единственный субъект Российской Федерации, где по-прежнему уделяется внимание вопросам активной профилактики по наиболее значимой патологии, что позволяет получить определенный экономический эффект за счет снижения затрат на лечение больных (в том числе онкологических), выявленных на поздних стадиях заболевания; обеспечивает уменьшение инвалидизации населения и затрат на её финансовое обеспечение и, безусловно, оказывает влияние на сохранение человеческих ресурсов, что относится к числу важных государственных задач. Наличие системы стандартов, норм, нормативов, позволяющих провести расчеты затрат на реализацию поставленных задач и обеспечить контроль за ходом диспансеризации, отражено в Московском городском реестре медицинских услуг в системе ОМС, а также в Московских городских стандартах амбулаторно-поликлинической медицинской помощи для взрослого населения, утвержденных приказом Департамента здравоохранения от 31.07.95 N 448, в методических рекомендациях Минздрава СССР "Организация диспансеризации детского населения" от 1991 года. Этой нормативной базой отрегулированы объемы и кратность медицинских осмотров, проведение дополнительных инструментальных исследований. Оценка развитости сети подведомственных учреждений, где проводится диспансеризация, показывает в целом ее достаточность, за исключением необходимости дополнительного открытия маммологических кабинетов и смотровых гинекологических кабинетов. Дальнейшее расширение городской сети лечебных учреждений для проведения диспансеризации не предполагается, кроме районов-новостроек. Оценить проводимую профилактическую работу среди населения в федеральных, ведомственных, негосударственных лечебно-профилактических учреждениях, состояние развитости их материально-технической базы не представляется возможным, так как на государственном уровне не отработан механизм представления отчетов из данных учреждений о состоянии здоровья населения в единый статистический орган. В целях повышения качества проведения диспансеризации в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях в настоящую Программу внесены развернутые предложения по развитию сети учреждений, дооснащению их современным медицинским и диагностическим оборудованием, расходными материалами по каждой из 7 подпрограмм, с прогнозом на ближайшую перспективу с учетом временных рамок Программы. Оснащение детских городских поликлиник ЭКГ-аппаратами не только позволит своевременно организовать необходимое лечение, в т.ч. оперативное, при врожденных пороках сердца, но и снизит затраты на дорогостоящее лечение и социальное обеспечение детейинвалидов в случае ранней диагностики данной патологии. Закупка аппаратов для ЯМРТ и КТ, до настоящего времени отсутствующих в детской сети, позволит улучшить диагностику, а также исключить смешивание потоков детского и взрослого населения в соответствии с существующими санитарными нормами и обеспечить особенности проведения томографии в детском возрасте (необходимость рауш-наркоза и т.п.). С целью снижения распространенных у детей стоматологических заболеваний и их осложнений, требующих дорогостоящего зубопротезирования, необходимо закупить современные стоматологические установки в количестве 85 штук, в дополнение к имеющимся 364 установкам. С целью обеспечения раннего выявления у подростков Москвы факторов риска развития остеопороза и нарушений опорно-двигательной системы, широко распространенных в Московском регионе, необходима закупка денситометров в связи с отсутствием этого оборудования в специализированных подростковых центрах, экспертных отделениях городских больниц, что будет способствовать улучшению здоровья и медико-социальной реабилитации подростков с указанной патологией, включая подготовку девушек к предстоящему материнству, юношей - к военной службе и отцовству. Для своевременного выявления туберкулеза среди студенческой молодежи, частота встречаемости которого у данной категории лиц в 10 раз выше, чем среди других групп риска по развитию туберкулеза, необходимо приобретение 3 цифровых флюорографов для студенческих поликлиник. Для сохранения достигнутой тенденции по улучшению демографических показателей у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо провести закупку компьютерной техники и модернизацию программного обеспечения, приобрести медицинское оборудование и расходные материалы к нему (тест-полоски для определения глюкозы, холестерина), выделить финансовые средства на информационное сопровождение программы. Социальная значимость своевременного выявления туберкулеза среди населения г.Москвы требует проведения замены устаревших пленочных флюорографов на современные малодозовые цифровые установки, эффективность использования которых по выявлению туберкулеза в 2-3 раза выше. Необходима закупка пульмографов с цифровой регистрацией изображения, а также внедрение единой для города автоматизированной системы слежения за больными туберкулезом. В структуре онкологической заболеваемости в г.Москве рак молочной железы занимает 1-е место с сохраняющейся тенденцией к росту в последние годы, в связи с чем необходимо расширить обследование женщин, считающих себя здоровыми, методами маммографии, что обеспечит раннее выявление предопухолевых заболеваний, снизит смертность и инвалидизацию женщин за счет выполнения органосохраняющих операций при ранних стадиях заболеваний молочной железы, в связи с чем требуется закупка компьютерной техники, маммографов и расходных материалов к ним, проявочных автоматических машин, открытие новых маммографических кабинетов. В связи с постепенным нарастанием в последние годы заболеваний предстательной железы, в т.ч. рака, в целях ранней диагностики и своевременного лечения мужского населения, значительно улучшающих прогноз для пациента, необходима закупка оборудования для проведения трансректального ультразвукового исследования (ТРУЗИ) и биопсии простаты, иммуноферментного анализатора, микроскопа с цифровой системой, диагностических тест-систем (PSA), компьютерной техники, а также информационное сопровождение программы. Показатели заболеваемости и смертности больных раком шейки матки за последние 10 лет остаются на достаточно высоком уровне с сохранением тенденции к росту, в связи с чем с 2002 г. в Москве внедрено проведение цитологического скрининга как наиболее эффективного метода по раннему выявлению рака шейки матки, расширена в 1,7 раза сеть смотровых гинекологических кабинетов в городских поликлиниках. В настоящее время необходимо дальнейшее расширение сети смотровых кабинетов в поликлинических учреждениях, а также информационное сопровождение программы; дооснащение смотровых кабинетов современным одноразовым инструментарием (в т.ч. щеточками Cervex Brush) в целях улучшения качества диагностики и обеспечения безопасности проведения исследования. Требуют решения и кадровые вопросы. В лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы дефицит физических лиц врачей составляет (на 01.01.2005 г.) свыше 9 тыс. человек, среднего медицинского персонала - 18 тыс. В связи с открытием в 2005 году новых ЛПУ дополнительный прирост штатной численности должен составить около 3 тыс. единиц. В целях оптимизации укомплектования амбулаторно-поликлинической сети медицинскими кадрами планируется внедрение договорной основы при подготовке врачей-интернов и врачей-ординаторов, а также при приеме студентов в средние медицинские образовательные учреждения с условием обязательной отработки указанными лицами в городских поликлиниках не менее 3 лет для компенсации затраченных на обучение средств из бюджета города Москвы и средств ОМС. По этой системе в настоящее время работает Московский факультет РГМУ и проходят обучение студенты медицинских училищ. В целях закрепления медицинских работников на рабочих местах в системе социального партнерства проводятся такие мероприятия как установление региональных надбавок к заработной плате, внедрение отраслевой тарифной сетки, обеспечение жильем, в т.ч. в рамках общегородской программы "Молодой семье - доступное жилье", субъектами которой являются выпускники медицинских ВУЗов и медицинских училищ. Для обеспечения безусловного выполнения мероприятий Программы Департаментом здравоохранения четко обозначена и утверждена соответствующими приказами методика, определяющая действия должностных лиц (врачей, главных врачей, руководителей управлений здравоохранения административных округов, главных специалистов Департамента здравоохранения, задействованных в реализации проводимой диспансеризации населения). Разработаны должностные инструкции для врачей и руководителей всех уровней, регламентирующие их непосредственные обязанности и меру ответственности в проведении целевой диспансеризации населения. Во всех лечебно-профилактических учреждениях введена практика активного вызова населения на профилактические осмотры и скрининговые обследования, предусмотренные Программой, с использованием участковой службой распространения через почтовые ящики листовок с приглашениями в амбулаторно-поликлинические учреждения, а также других форм работы (вызов по телефону, встречи с населением, привлечение СМИ и т.п.) с целью преодоления известного консерватизма населения и его активного вовлечения в проводимую профилактическую работу, воспитание у населения чувства ответственности за состояние своего здоровья. С целью дальнейшего развития санитарно-просветительской работы планируется выступление руководства Департамента здравоохранения, начальников управлений здравоохранения административных округов и главных специалистов по телевидению, тематические регулярные встречи с населением, подготовка статей в средствах массовой информации. В интересах более широкого привлечения москвичей к участию в проводимой диспансеризации с обеспечением полного охвата населения профилактическими осмотрами и необходимыми исследованиями на доклинической стадии развития заболевания Департаментом здравоохранения также прорабатываются возможные механизмы участия и заинтересованности префектур, районных управ, должностных лиц (руководителей предприятий, организаций, учебных заведений) в вовлечение населения к участию в диспансеризации. Приоритетные направления работы по проведению целевой диспансеризации выделены на основании экспертного заключения ведущих ученых и включают 7 подпрограмм настоящей Программы: диспансеризация детей, подростков, диспансеризация взрослого населения по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза (среди всех категорий населения), заболеваний молочных желез и шейки матки у женщин и заболеваний предстательной железы у мужчин. Результаты реализации Программы в 2002-2004 гг. и проведение экономической оценки её эффективности дают основания продолжить и расширить профилактические мероприятия в рамках целевой диспансеризации населения. В отличие от Программы обеспечения медицинской помощью населения города Москвы на 2004-2005 гг., предполагающей лечение выявленных заболеваний, предлагаемая Программа ставит своей целью не только раннее выявление ряда опасных для жизни заболеваний, но и установление факторов риска их развития и обеспечение индивидуальных и целенаправленных активных профилактических мероприятий, препятствующих развитию заболевания. Предлагаемая Программа ориентирована на дальнейшее развитие сложившейся системы охраны здоровья населения, созданной в г.Москве благодаря поддержке Правительства Москвы, и направлена на раннее выявление заболеваний, своевременное проведение лечебно-реабилитационных мероприятий, что обеспечивает снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения по наиболее значимой патологии. Вместе с тем из-за отсутствия в 1998-2003 гг. целевого финансирования Программы (в 2004 г. - финансирование на 20,3% от запланированного) возникли значительные трудности для реализации разработанных мероприятий Программы (по 7 подпрограммам) в полном объеме. Департаментом здравоохранения были задействованы внутренние резервы за счет текущего финансирования отрасли "Здравоохранение". Для организации всеобщей выявляемости наиболее актуальных заболеваний, полноценного учета обследуемых в масштабах страны во время диспансеризации необходима Федеральная программа. Следующим этапом развития диспансеризации в городе явится разработка стандартов проведения диспансеризации, инструкции Департамента здравоохранения по критериям оценки эффективности и качества по каждой подпрограмме. Вопрос полноты охвата населения мероприятиями диспансеризации в масштабах муниципальных образований будет решаться комплексно, в тесном взаимодействии с главами управ и включать в себя формирование порядка проведения диспансеризации с обязательным участием руководителей предприятий и организаций, расположенных на территории управы. Расчет финансового обеспечения программы "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг." произведен с учетом потребностей в бюджетных средствах, необходимых для реализации мероприятий программы и представлен в разделе "Финансовое обеспечение программы". Сведения о конкретном экономическом эффекте изложены в каждой из подпрограмм, например: сокращение финансовых затрат за счет уменьшения длительности утраты трудоспособности или снижения продолжительности койко-дней благодаря внедрению современных медицинских технологий и выявлению заболеваний на ранних стадиях. Таким образом, целевая диспансеризация, являясь реальным путем профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения многих патологических состояний, способствует оздоровлению населения и улучшению демографических показателей, относится к одному из важнейших направлений деятельности городского здравоохранения и требует дополнительного целевого финансирования. Подпрограмма 1: "Целевая диспансеризация детей" Медицинское обеспечение детского населения Москвы является одной из приоритетных задач городского здравоохранения. Реальным путем профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения многих патологических состояний у детей является целевая диспансеризация. В результате проводимой диспансеризации уменьшилось количество детей III группы здоровья с 13,2 до 9,2%, увеличилось с 30,8 до 37,6% число здоровых детей. Число детей-инвалидов уменьшилось с 20 090 в 2001 г. до 17 730 в настоящее время. Стабилизировалась заболеваемость детей и составляет в настоящее время 1958 на 1000 детского населения. В последующие годы необходимо продолжить проведение комплексной ежегодной диспансеризации детей всех возрастов, что позволит не только своевременно выявить отклонения, оценить уровень психо-моторного развития ребенка, но и организовать мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение и сохранение здоровья детей. Учитывая высокую распространенность кариеса у школьников (50,3%), требуется проведение среди них активных профилактических мероприятий, обеспечивающих снижение стоматологической заболеваемости, позволяющих уменьшить число осложнений, приводящих к дорогостоящему зубопротезированию. В связи с высокой заболеваемостью болезнями органов зрения, в первую очередь воспалительных заболеваний придатков глаза и аномалий рефракции (амблиопия и косоглазие), необходимо проведение среди детей углубленного офтальмологического обследования, очковой коррекции и длительного лечения, что позволяет обеспечить своевременную коррекцию выявленной патологии, снизить заболеваемость и инвалидизацию детей. Цель и основные направления подпрограммы Основной целью диспансеризации детского населения являются профилактика, ранняя диагностика, лечение и реабилитация детей. Основные направления диспансеризации детей включают в себя 4 этапа: - 1 этап - доврачебное обследование по скрининг-программе; - 2 этап - осмотр врачом-педиатром, оценка психо-моторного, нервно-психического и физического развития, определение объема специализированного обследования по показаниям; - 3 этап - профосмотр ребенка врачом-специалистом в присутствии родителей; - 4 этап - заключение врача-педиатра по итогам профосмотра о состоянии здоровья ребенка с рекомендациями (по режиму, питанию, физическому воспитанию) и назначениями (профилактические прививки, лечебно-оздоровительные мероприятия детям 2 и 3 групп здоровья). Для достижения обозначенных целей, кроме ежегодного увеличения количества детей, прошедших диспансеризацию, планируется улучшить и качество ее проведения. В частности, с целью своевременного выявления снижения слуха (в т.ч. врожденной глухоты у детей) необходимо дополнительно внедрить в 2005-2007 гг. обследование новорожденных и детей раннего возраста с применением аппаратов аутоакустической эмиссии, что позволит своевременно проводить слуховое протезирование, лечение и тем самым исключить формирование инвалидности, уменьшит потребность в количестве мест для глухонемых детей в специальных учреждениях. Для этих целей необходима закупка в 2005-2007 гг. дополнительного оборудования. Для обеспечения качественного проведения диспансеризации детей-инвалидов и детей подросткового возраста (15-18 лет), имеющих хронические заболевания, необходимо оснастить данные детские поликлиники цифровыми флюорографами. Качественное проведение диспансеризации, зачастую требующее дообследования при выявлении патологии, невозможно без использования современного диагностического оборудования. Вместе с тем в детской сети до настоящего времени нет аппаратов для ядерномагнитно-резонансной томографии и компьютерной томографии. Наличие данного оборудования позволит своевременно диагностировать заболевание, на ранних этапах провести лечение, а также исключить смешивание потоков детского и взрослого населения в соответствии с существующими нормативами (в т.ч. санитарными), обеспечить особенности проведения томографии в детском возрасте (необходимость рауш-наркоза и т.п.). Оснащение детских городских поликлиник ЭКГ-аппаратами для проведения диспансеризации детей позволит своевременно выявлять кардиальную патологию, организовать необходимое лечение, в т.ч. и оперативное, при врожденных пороках сердца, для чего необходимо дополнительно закупить ЭКГ-аппараты. Для качественного проведения санации зубов у детей, с целью снижения стоматологической заболеваемости, уменьшения осложнений, приводящих к дорогостоящему зубопротезированию, необходимо оснастить детские стоматологические поликлиники современными стоматологическими установками. Основной ожидаемый результат 1. Повышение качества профилактической помощи детям на основе применения современных медицинских технологий. 2. Снижение количества детей с хроническими заболеваниями и их инвалидизации. 3. Повышение уровня физического и психического здоровья детей. Будет проводиться ежегодная диспансеризация всего детского населения (1,5 млн. детей до 15 лет), в том числе врачом-стоматологом. Электрокардиографическое обследование будет проведено 212 тыс. детей. Дети с выявленной патологией получат комплекс восстановительного лечения и реабилитации. Предполагается, что выполнение мероприятий целевой диспансеризации позволит на 0,9% ежегодно уменьшать число детей, имеющих хронические заболевания (третья группа здоровья). Основные мероприятия по реализации подпрограммы ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | NN | Наименование программных | Органы и учреждения, | Формы реализации | Ожидаемые | | п/п | мероприятий | ответственные за | | результаты | | | | выполнение | | | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 1. | Ежегодное уточнение | Управления | Обновление | Более полный охват | | | численности детей, | здравоохранения АО, | регистра | осмотрами всего | | | подлежащих | ЛПУ | прикрепленного | детского населения | | | профилактическим осмотрам | | детского | | | | | | контингента | | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 2. | Обследование детей по | Управления | Реализация | Эффективное | | | скрининговой программе на | здравоохранения АО, | технологии | динамическое | | | доврачебном этапе, | ЛПУ | диспансерного | диспансерное | | | включая проведение ЭКГ | | наблюдения | наблюдение | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 3. | Обеспечение ежегодных | ДШО, ЛПУ | Обеспечение | Своевременное | | | профосмотров педиатром и | | динамического | проведение лечебно -| | | врачамиспециалистами | | наблюдения за | оздоровительных | | | детей всех возрастов | | состоянием | мероприятий | | | | | здоровья детей | | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 4. | Профилактика | Управления | Ежегодный осмотр | Снижение | | | стоматологических | здравоохранения АО, | стоматологом детей| распространенности | | | заболеваний у детей | ЛПУ | с 2 до 14 лет | кариеса, болезней | | | | | | пародонта и | | | | | | уменьшение числа | | | | | | осложнений | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 5. | Организация углубленных | Управления | Обеспечение | Медикосоциальная | | | медицинских осмотров | здравоохранения АО, | полного объема | реабилитация | | | врачамиспециалистами | ЛПУ, педагог дома | профилактических и| воспитанников домов | | | детей -сирот и детей, | ребенка | лечебно- | ребенка | | | оставшихся без попечения | | оздоровительных | | | | родителей | | мероприятий | | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 6. | Организация | ЛПУ, Морозовская | Совершенствование | Активное выявление, | | | профилактических осмотров | ДГКБ, Тушинская ДГБ, | оказания | профилактика и | | | детей и подростков с | кабинеты охраны | офтальмологической| лечение заболеваний | | | патологией органов зрения | зрения, | помощи детям в | глаз. Формирование | | | | специализированные | г.Москве | групп риска | | | | дошкольные отделения | | | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 7. | Анализ итогов | Управления | Этапная и итоговая| Повышение | | | профилактического осмотра | здравоохранения АО, | отчетная | эффективности | | | детского населения | ЛПУ | документация | диспансеризации | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 8. | Комплексное оздоровление | ЛПУ | Комплекс | Перевод из | | | детей с выявленными | | лечебно- | диспансерной группы | | | факторами риска | | оздоровительных | здоровья Д3 в Д2 | | | возникновения заболеваний | | мер | | |------|---------------------------|-----------------------|-------------------|---------------------| | 9. | Подготовка и | Департамент | Высшие и средние | Улучшение | | | переподготовка | здравоохранения, | медицинские | укомплектованности | | | медицинских кадров для | управления | образовательные | амбулаторно - | | | детских амбулаторно - | здравоохранения АО, | учреждения | поликлинической сети| | | поликлинических и | ЛПУ | | квалифицированными | | | общеобразовательных | | | кадрами, повышение | | | учреждений | | | качества работы | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Подпрограмма 2: "Целевая диспансеризация подростков" Статистика здоровья подростков Москвы свидетельствует о достаточно высоком среди них уровне болезней внутренних органов, психических расстройств, последствий травм, патологии опорно-двигательного аппарата (включая остеопороз), а также инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатиты В и С), что обусловлено изменившейся социально-экономической обстановкой и другими негативными воздействиями. Внедрение подпрограммы "Целевая диспансеризация подростков" способствовало некоторой стабилизации основных показателей здоровья (полнота охвата, уровень заболеваемости, годность к военной службе и пр.), совершенствованию подростковой медицинской службы. Охват профилактическими медицинскими осмотрами подросткового контингента в 2002-2004 гг. составил от 94,3% до 95,2%. Ежегодно осматривается более 350 тыс. подростков. Начиная с 2002 г. подростки активно привлекаются к участию в проведении скрининга по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний в целях проведения профилактических мероприятий на ранних этапах формирования указанной патологии, занимающей ведущие места в структуре общей заболеваемости и смертности среди старших возрастных групп населения. В ходе целевой диспансеризации факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний выявлены у 26,9% подростков, наиболее распространенный из них - табакокурение - 19,1%, нарушение индекса массы тела составило 7,2%, повышенное артериальное давление - 2,5%. Всем подросткам с выявленной патологией проведены необходимые лечебнооздоровительные мероприятия. "Школы по обучению больных артериальной гипертонией", действующие в амбулаторно-поликлинических учреждениях Департамента здравоохранения с 2002 г., посетили 28,2% подростков из группы риска по развитию артериальной гипертонии. Использование активных методов выявления заболеваний у подростков и их профилактика позволили добиться стабилизации уровня хронических заболеваний у подростков (23,6-23,9% в 2001-2003 гг.). Благодаря ежегодному увеличению количества юношей, осмотренных урологом (с 21,0% в 1999-2000 гг. до 55,9% в 2004 г.) и девушек - гинекологом (с 47,3-53,9% в 1999-2000 гг. до 77% в 2004 г.), а также улучшить среди юношей проведение лечебно-оздоровительных мероприятий при подготовке к призыву в Вооруженные силы. Вместе с тем среди данной возрастной группы подростков остается достаточно высоким процент больных с патологией костномышечной системы, в т.ч. с остеопорозом. Дальнейшее улучшение качества наблюдения за здоровьем подростков, от которого зависит будущее столицы, остается одним из приоритетных направлений в работе Департамента здравоохранения. Цель и основные направления подпрограммы Улучшение состояния здоровья юношей и девушек путем раннего выявления, своевременного лечения различных патологических состояний и факторов риска их развития, в т.ч. остеопороза и нарушений опорно-двигательной системы, так как в структуре причин инвалидности до 18 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляют 7,8%. Организация диспансерного динамического наблюдения за подростками с выявленной патологией, обеспечение подростков в полном объеме квалифицированной лечебно-профилактической помощью, медикосоциальной реабилитацией подростков с различной патологией. Привлечение подростков к участию в работе школ по профилактике артериальной гипертензии, действующих в подведомственных Департаменту здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях. Медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе. Совершенствование оказания медицинской помощи подросткам в виде методического обеспечения и тематического усовершенствования специалистов. Основной ожидаемый результат Проведение ежегодной диспансеризации у 350 тыс. подростков будет способствовать более раннему и полному выявлению начальных форм заболеваний, снижению общей заболеваемости, улучшению здоровья и медико-социальной реабилитации подростков, подготовке девушек-подростков к предстоящему материнству, юношей - к военной службе, отцовству. Основные мероприятия по реализации подпрограммы -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование | Органы и | Формы реализации | Ожидаемые | | п/п | программных | учреждения, | | результаты | | | мероприятий | ответственные | | | | | | за выполнение | | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 1. | Обеспечение диспансерных | Управления | Использование | Раннее выявление | | | осмотров подростков, в | здравоохранения | существующей сети | заболеваний и | | | т.ч. углубленные | административных | амбулаторно- | факторов риска их | | | профилактические осмотры | округов (АО), ЛПУ | поликлинических | развития среди | | | юношей и девушек в | городского подчинения, | учреждений, включая | подростков г.Москвы | | | возрасте 15-17 лет | Департамент | КДК, с привлечением | и своевременное | | | | здравоохранения, | врачей узких | проведение | | | | главные специалисты | специальностей, в т.ч. | лечебно- | | | | Департамента | уролога, гинеколога, | оздоровительных | | | | здравоохранения, КВД | дерматовенеролога, | мероприятий. | | | | АО, ГКБ N 14 им. | нарколога | Снижение хронизации | | | | В.Г.Короленко | | заболеваний,в т.ч. | | | | | | урологических у | | | | | | юношей и | | | | | | гинекологических у | | | | | | девушек | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 2. | Выявление среди | Главные врачи ЛПУ, | Проведение комплексного | Обеспечение системы | | | подростков группы риска | врачи - инфекционисты | обследования согласно | профилактических | | | по развитию ряда | | директивным документам, | мероприятий, | | | заболеваний | | включая определение | препятствующих | | | (сердечнососудистых, | | маркеров гепатита "В" и | развитию | | | остеопороза, гепатитов | | "С" | заболеваний, раннее | | | "В", "С" и прочих | | | их выявление | | | заболеваний) | | | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 3. | Динамическое диспансерное | Главные врачи ЛПУ, | Обеспечение полного | Снижение частоты | | | наблюдение за подростками | включая КВД, ПТД, ПНД, | объема профилактических | хронизации | | | с выявленными | главные специалисты | и лечебно- | заболеваний Перевод | | | заболеваниями | Департамента | оздоровительных | из диспансерной | | | | здравоохранения по | мероприятий | группы здоровья Д3 в| | | | профилю выявленной | | Д2 | | | | патологии | | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 4. | Медицинское обеспечение | Управления | Обеспечение очной | Своевременное взятие| | | подготовки юношей к | здравоохранения АО, ЛПУ | передачи юношей | больных юношей на | | | военной службе, включая | городского подчинения, | 15-летнего возраста из | диспансерный учет | | | обеспечение | Департамент | детской поликлиники во | Снижение уровня | | | преемственности между | здравоохранения, | взрослую. Проведение | хронической | | | специалистами поликлиник, | консультативно- | полного объема | заболеваемости. | | | специализированных | диагностические центры, | лечебно-оздоровительных | Раннее выявление | | | лечебных учреждений и | специализированная | мероприятий. Применение | пограничных | | | РВК, а также плановую | поликлиника N 156 | современных | состояний | | | госпитализацию | | диагностических | | | | допризывников и | | тест-систем, в т.ч. на | | | | призывников. Обязательное | | выявление наркотической | | | | тестирование призывников | | зависимости | | | | на выявление | | | | | | наркотической зависимости | | | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 4.1. | Анализ причин | Департамент | Устранение выявленных | Повышение показателя| | | заболеваемости юношей, | здравоохранения, | недостатков в | годности юношей к | | | ведущей к ограничению или | главные специалисты (в | проведении медицинского | военной службе. | | | негодности их по | т.ч. нарколог), | обеспечения призыва | Обеспечение | | | состоянию здоровья к | управления | | укомплектования | | | призыву на военную службу | здравоохранения АО, | | Вооруженных Сил | | | | Городская | | здоровым пополнением| | | | военно-врачебная | | | | | | комиссия | | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 5. | Профилактика | Департамент | Согласно действующим | Снижение уровня | | | заболеваемости и | здравоохранения, | директивным документам, | заболеваемости. | | | инвалидизации, в т.ч. по | главные специалисты, | включая проведение | Социальная | | | социально значимой | ВФД | всеобщей вакцинации | реабилитация | | | патологии (туберкулез, | | подростков. | подростков с | | | венерические, психические | | Санитарно- | психическими | | | заболевания, гепатиты | | просветительная работа | расстройствами. | | | "В", "С" и т.п.), | | среди подростков с | Снижение травматизма| | | профилактика спортивного | | использованием СМИ | и его последствий | | | травматизма и травматизма | | | | | | при транспортных | | | | | | происшествиях | | | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 5.1. | Направление подростков в | Главные врачи ЛПУ, | Проведение | Профилактика | | | школы по профилактике | управления | разъяснительной работы. | сердечнососудистых | | | артериальной гипертензии | здравоохранения АО | Обеспечение подростков | заболеваний и их | | | | | инструктивно- | осложнений | | | | | методической | | | | | | литературой | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 6. | Обеспечение | Городская | Проведение | Рациональное | | | профориентации и | специализированная | реабилитационных | трудоустройство | | | реабилитации больных | поликлиника N 156, | мероприятий, | (выбор профессии) | | | подростков при выборе | специализированные | восстановление | подростков, имеющих | | | профессии, в т.ч. | центры окружных ВФД, | утраченных функций или | отклонения в | | | подростков, получивших | санатории- | социальная адаптация | состоянии здоровья | | | травмы | профилактории, | | | | | | отделения | | | | | | восстановительного | | | | | | лечения ЛПУ | | | |------|---------------------------|-------------------------|-------------------------|---------------------| | 7. | Совершенствование | Департамент | Сертификационные циклы | Улучшение | | | методического обеспечения | здравоохранения, ОВВК, | в высших и средних | укомплектованности | | | и подготовки медицинских | ЦВВК МО РФ | медицинских учебных | амбулаторно- | | | кадров | | заведениях, Издание | поликлинической сети| | | | | методических | квалифицированными | | | | | рекомендаций для врачей | кадрами, повышение | | | | | по актуальным вопросам | качества помощи | | | | | подростковой медицины | подросткам | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма 3: "Целевая диспансеризация населения по раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний" Острые сердечно-сосудистые заболевания и обострение их хронических форм в течение ряда лет занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости, первичной инвалидности и общей смертности. С внедрением в 1998 г. диспансеризации по раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний было открыто 235 кабинетов доврачебного контроля и осмотров, где используются экспресс-методы определения глюкозы и холестерина, проводится активное выявление факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, оказывается необходимая медицинская помощь обратившимся и ведется пропаганда здорового образа жизни. В кабинетах работают 282 квалифицированные медицинские сестры. Организована информационно-разъяснительная работа среди населения через СМИ по привлечению лиц трудоспособного возраста к участию в проводимых диспансерных мероприятиях (информационные стенды, кабельное телевидение, радиовещание, городские и районные печатные издания, тематические брошюры и т.п.). С 2002 г. введен скрининг выявления сердечно-сосудистых заболеваний у подростков в целях проведения активных профилактических мероприятий на ранних этапах появления данной патологии. С 2002 г. в лечебно-профилактических учреждениях организованы 208 "школ по обучению больных артериальной гипертонией", которые посетили более 30 тыс.человек трудоспособного возраста (30% от всех больных с выявленной патологией), из них более 1500 подростков. За 6 лет обследовано более 3,3 млн. москвичей (за 2002-2004 гг. - более 1,8 млн.), выявлены факторы риска у 1 560 000 чел. (58%), взяты на диспансерный учет 85 962 человека, при этом у 53,4% имелась артериальная гипертония, у 18,8% - ишемическая болезнь сердца, у 13,1% - сахарный диабет, у 5,2% - ожирение и прочие хронические заболевания терапевтического профиля имелись у 9,5% осмотренных в КДК. Число здоровых пациентов, прошедших КДК, увеличивается с каждым годом (2002 г. - 42,6%, 2004 г. - 60,5%). Проводимая диспансеризация позволила наряду с патологией сердечно-сосудистой системы выявить впервые и другие патологические состояния (болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и прочие), по поводу которых назначалось своевременное лечение. Активная профилактическая работа указанных кабинетов позволила изменить соотношение выявляемых факторов риска у обратившихся в КДК. Снизилось количество пациентов с повышенным АД - с 27,7% до 14,3% в 2004 г. по сравнению с 2002 г.; гипергликемией - с 9,9% до 2,1%, гиперхолестеринемией - с 7,5% до 4,6%; вместе с тем среди обследованных в КДК москвичей вырос процент распространенности табакокурения (с 21,9% до 25,5%) и повышенного индекса массы тела (с 17,9% до 33,7%), что указывает на недостаточно эффективную работу по формированию здорового образа жизни среди населения. Внедрение целевой диспансеризации по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний позволило стабилизировать заболеваемость артериальной гипертонией с некоторой тенденцией к снижению, снизить число впервые выявленных заболеваний системы кровообращения с 2090 случаев на 100 тыс. населения в 1999 г. до 2025 в 2003 г., уменьшить количество впервые выявленных цереброваскулярных заболеваний, острого инфаркта миокарда, уменьшить среднюю длительность временной нетрудоспособности по болезням системы кровообращения с 19,4 дней в 1997 г. до 16,3 в 2003 г., по артериальной гипертонии - с 14,9 до 12,7 дней, стабилизировать количество случаев первичного выхода на инвалидность по болезням системы кровообращения, а также стабилизировать смертность (870-880 на 100 тыс. жителей против 947 в 1995 г.) и уменьшить летальность от заболеваний органов кровообращения (с 9,1% в 1997 г. до 8,3% в 2003 г.), в т.ч. от острого инфаркта миокарда с 22,2% до 19,5%. Для закрепления достигнутой тенденции по улучшению демографических показателей у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо продолжение проведения подпрограммы "Целевая диспансеризация населения по раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний" в лечебно-профилактических учреждениях. Цель и основные направления подпрограммы Раннее выявление сердечно-сосудистых заболеваний и профилактика прогрессирования и развития осложнений артериальной гипертонии и эффективное использование созданной сети кабинетов доврачебного контроля и осмотров (КДК) в лечебно-профилактических учреждениях. Основной ожидаемый результат Создание объективной эпидемиологической картины заболеваемости артериальной гипертонией и дислипидемий в Москве, cнижение заболеваемости артериальной гипертонией, снижение количества дней нетрудоспособности, инвалидизации по болезням системы кровообращения и смертности от острых коронарных и церебральных расстройств. В ходе ежегодной диспансеризации 700 тыс. взрослого населения г.Москвы предполагается впервые выявить артериальную гипертонию у 18%, сахарный диабет - у 2% осмотренных в КДК. Ожидается продолжение снижения заболеваемости цереброваскулярными заболеваниями на 1,28%, или 5,2 на 100 тыс. населения в год, а также продолжение снижения заболеваемости острым инфарктом миокарда на 0,56%, или 0,8 на 100 тыс. населения в год. Продолжится снижение летальности от заболеваний органов кровообращения на 0,16% в год, в том числе от острого инфаркта миокарда на 0,54% в год. Ожидается дальнейшее уменьшение продолжительности временной нетрудоспособности по сердечно-сосудистым заболеваниям на 2,28% в год, в том числе по артериальной гипертонии на 1,2% в год. Основные мероприятия по реализации подпрограммы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |