О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНДОМИНИУМОВ И СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (РЕДАКЦИЯ НА 03.08.2004). Постановление. Правительство Москвы. 29.08.00 690

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНДОМИНИУМОВ И СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (РЕДАКЦИЯ НА 03.08.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Общая характеристика ситуации по формированию
         кондоминиумов, созданию и деятельности ТСЖ в Москве

     В     условиях    реформирования    жилищно-коммунальной    сферы
принципиальное  значение  имеет  повышение  роли  собственников жилья,
выступающих  заказчиками на предоставление жилищно-коммунальных услуг,
и  участие их в управлении комплексами недвижимого имущества, развитие
конкуренции в системе управления и обслуживания жилищного фонда.
     В  настоящее время в Москве в собственности граждан и юридических
лиц  находится  более 52% от общего фонда жилья. Число жилых зданий, в
которых  зарегистрировано  в  собственности  граждан и юридических лиц
более  50%  площади  и  в  которых собственники обязаны выбрать способ
управления,    составляет    более    трети   от   общего   количества
многоквартирных жилых домов в городе.
     Однако   пока   товарищества   собственников  образованы  лишь  в
незначительной  части  этих домов. По состоянию на 01.06.2000 в городе
зарегистрировано   402   товарищества,   132   товарищества   получили
свидетельство  о  регистрации  кондоминиума.  Лишь  около  42% взяли в
управление  земельно-имущественные  комплексы,  на  базе  которых  они
созданы.
     Такая  ситуация  ведет  к  снижению качества содержания жилищного
фонда,  отрицательно  сказывается на его сохранности. Поэтому создание
условий  заинтересованности  владельцев квартир в создании товариществ
собственников   жилья   и  последующем  принятии  ими  жилых  домов  в
управление,  всесторонняя  поддержка этого процесса со стороны местных
властей является приоритетной задачей Правительства Москвы.
     Количество   созданных   ТСЖ  и  сформированных  кондоминиумов  в
административных округах отражено в таблице 1.
     Распределение  товариществ  на  территории города характеризуется
неравномерностью,   сосредоточением   трети   из   них  в  Центральном
административном  округе,  что связано с особенностями жилищного фонда
данного   округа,   а   также   результатом  целенаправленной  работы,
проводимой   в   округе   по   передаче  домовладельцам  в  управление
принадлежащего им имущества.

                                                             Таблица 1

              КОЛИЧЕСТВО СОЗДАННЫХ ТСЖ И СФОРМИРОВАННЫХ
               КОНДОМИНИУМОВ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ

                                    (по состоянию на 1 июня 2000 года)
-----------------------------------------------------------------------------
| Администр. округ    |ЦАО |САО |СЗАО|ЗАО |ЮЗАО|ЮАО|ЮВАО|ВАО |СВАО|Зел|Всего|
|                     |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
|---------------------|----|----|----|----|----|---|----|----|----|---|-----|
| Количество домов,   |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| где > 50% жилой     |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| площади в частной   |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| собст-ти            |2222|1540| 869|1155|1350|928|815 |1506|1229|122|11736|
|---------------------|----|----|----|----|----|---|----|----|----|---|-----|
| Количество          |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| зарегистрированных  |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| ТСЖ (в домах        |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| сложившейся и       |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| перспект.           |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| застройки)          |146 |10  | 36 | 46 | 41 | 6 | 73 | 17 | 26 | 1 |402  |
|---------------------|----|----|----|----|----|---|----|----|----|---|-----|
| Количество домов, в |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| которых             |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| зарегистрированы    |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| ТСЖ                 |157 |13  | 54 | 57 | 49 | 6 | 79 | 19 | 31 | 1 |466  |
|---------------------|----|----|----|----|----|---|----|----|----|---|-----|
| Отношение(%)        |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| количества домов,   |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| где                 |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| зарегистрированы    |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| ТСЖ, к количеству   |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| домов, где > 50%    |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| жилой площади       |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| находится в частной |7,1 |0,8 | 6,2| 4,9| 3,6|0,6|9,7 |1,3 |2,5 |0,8|3,97 |
| собственности       |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |<*>  |
|---------------------|----|----|----|----|----|---|----|----|----|---|-----|
| Кол-во              |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| зарегистрированных  |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| кондоминиумов       |40  | 3  | 12 | 9  | 27 | 2 | 33 | 1  | 4  | 1 |132  |
|---------------------|----|----|----|----|----|---|----|----|----|---|-----|
| Количество домов,   |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| переданных в        |    |    |    |    |    |   |    |    |    |   |     |
| управление ТСЖ      |54  | 8  | 22 | 14 | 11 | 6 | 31 | 11 | 14 | 1 |172  |
-----------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>    3,97%    -   средний   процент   количества   домов,   где
зарегистрированы ТСЖ, по отношению к количеству домов, где > 50% жилой
площади находится в частной собственности.

     Проведенный  по заказу Департамента жилищной политики и жилищного
фонда  города Москвы социологический опрос <*> показал, что состоянием
дома  и  подъезда,  а  также  работой  технических систем и инженерных
коммуникаций,   уборкой   в  подъезде,  вывозом  мусора  с  придомовой
территории  удовлетворены  в  основном  жители  домов, которые создали
товарищества  собственников  жилья.  В  этих  домах  более  эффективно
решаются   задачи   безопасного   и   удобного   проживания   граждан,
обеспечивается  контроль  за  состоянием дома и придомовой территории,
рационально   используется   общее   имущество,   создаются   условия,
способствующие   снижению   затрат   на   техническое  обслуживание  и
коммунальные услуги.

--------------------------------
     <*>   Опрос   проведен  Центром  содействия  жилищной  реформе  и
Национальным институтом социально-психологических исследований.

     В   последнее  время  наблюдается  некоторый  рост  активности  в
создании  товариществ  собственников  жилья.  Он является прежде всего
следствием  предпринимаемых  Правительством  города  мер  по  созданию
товариществ в новостройках.
     Причины,   сдерживающие   процесс  формирования  кондоминиумов  и
создания  ТСЖ,  можно  разделить на две основные группы: объективные и
субъективные.
     Объективные  факторы  связаны с экономической ситуацией в городе,
со сложившейся структурой жилищного фонда и его состоянием. В их числе
в первую очередь необходимо отметить:
     - значительный недоремонт жилищного фонда;
     - отсутствие  системы  накопления  финансовых  средств  на ремонт
жилищного  фонда  и  гарантий,  что  капитальный ремонт будет проведен
после передачи кондоминиума в управление ТСЖ;
     - ограниченность  бюджетных средств, направляемых на содержание и
ремонт жилищного фонда.
     Указанные   причины   не   способствуют   созданию  благоприятных
экономических условий для рентабельной работы ТСЖ.
     Субъективными   факторами,  тормозящими  развитие  самоуправления
населения,    являются    старый,    традиционный   подход   городской
администрации   к  управлению  жилищным  фондом,  а  также  менталитет
населения.
     Не   преодолена   инерционность   мышления   части  ответственных
работников  органов  исполнительной  власти и управления всех уровней,
связанная  с  неверием  в  возможность домовладельцев управлять жилыми
домами,   а   также   моральная   неготовность   большинства   жителей
многоквартирных  домов самостоятельно управлять своей собственностью и
их убежденность, что эта обязанность целиком лежит на государстве.
     Комплексное рассмотрение действующих нормативно-правовых актов РФ
и  Москвы,  регулирующих  создание,  деятельность  ТСЖ  и формирование
кондоминиумов  и  обязывающих  городские  органы  участвовать  в  этом
процессе,  выявило  имеющиеся  противоречия  и  необходимость создания
действенных  организационных механизмов поддержки процессов создания и
деятельности ТСЖ.
     Существующая  практика  создания  ТСЖ  в  городе  предусматривает
предварительную  регистрацию  товарищества  как  юридического  лица  с
последующим   закреплением   (регистрацией)  кондоминиума.  При  таком
подходе за товариществом закрепляется земельно-имущественный комплекс,
сформированный   без   предварительного  учета  и  оценки  возможности
использования и эффективной эксплуатации объектов кондоминиума.
     Несмотря  на  усилия  городских  органов  по  упрощению процедуры
формирования  и  передачи  кондоминиума в управление ТСЖ, она зачастую
затягивается  на  5-8 месяцев и требует значительных финансовых затрат
со стороны домовладельцев.
     Имеются  различия  в  законодательстве  Российской Федерации и г.
Москвы  относительно  прав  на  земельный  участок,  входящий в состав
кондоминиума.    Московское   законодательство   не   содержит   норм,
позволяющих   домовладельцам   в  соответствии  с  Законом  Российской
Федерации  "О товариществах собственников жилья" требовать передачи им
земельного участка бесплатно в общую долевую собственность.
     В   городе   не   проведено   межевание   территорий   до  уровня
домовладений.  Это  часто  затрудняет  определение  границ  земельного
участка   кондоминиума.   Отсутствует   методика  расчета  нормативных
размеров   земельных   участков   в  кондоминиумах,  применительная  к
особенностям территории г. Москвы.
     Имеются    диспропорции   в   оплате   за   землепользование.   В
кондоминиумах,  управляемых  ТСЖ, на собственников квартир возлагается
обязанность  по  уплате  за  землю,  а в жилищном фонде при иной форме
управления земельные платежи с собственников квартир не взимаются (или
взимаются далеко не везде).
     В   последние   годы   отмечается   существенная  недостаточность
обеспечения финансированием расходов по содержанию и ремонту жилищного
фонда.
     Большая   часть   населения   оплачивает  менее  12%  фактической
стоимости  услуг  по  содержанию  и  ремонту  жилищного фонда, поэтому
особое значение имеет вопрос финансового обеспечения.
     В   результате   сравнительного  анализа  финансово-экономической
деятельности  дирекций  единого  заказчика и товариществ собственников
жилья   выявлены   диспропорции  в  бюджетном  финансировании  ТСЖ  по
сравнению с ДЕЗ.
     В  сметах  расходов  целевых бюджетных фондов развития территорий
округов  и  районов  г.  Москвы  предусмотрены  расходы на капитальный
ремонт жилищного фонда. Однако не предусмотрено выделение этих средств
для  домов,  находящихся  в управлении ТСЖ и созданных на базе бывшего
муниципального фонда (т.е. если дом передан в управление товариществу,
то средства на капитальный ремонт на практике не выделяются).
     Не   отработан   механизм   перечисления   бюджетных   средств  в
установленных  объемах  непосредственно  товариществам.  Это  приводит
зачастую к длительным задержкам перечисления средств.
     Не       разработана       типовая      методика      составления
хозяйственно-финансового плана (бизнес-плана) технической эксплуатации
земельно-имущественного комплекса в составе кондоминиума, необходимого
как  товариществу  для  планирования  деятельности  в  соответствии  с
нормами  и  правилами  эксплуатации  и  содержания  жилых домов, так и
инициативной  группе по созданию ТСЖ в целях определения экономической
целесообразности создания товарищества.
     Деятельность   товариществ   собственников   жилья  происходит  в
условиях  нестабильной  экономики  при отсутствии механизма накопления
амортизационных  отчислений,  которые  должны  вестись в течение всего
срока  службы  дома  и  быть  использованы  к  тому времени, когда дом
достигнет   предельного  износа,  на  строительство  нового  дома  или
восстановление (если это будет возможно) старого.
     Товарищества  собственников  жилья  вынуждены  брать в управление
дома   с   большим   физическим   износом,  что  является  результатом
постоянного   недофинансирования  и  недоремонта  за  весь  период  их
эксплуатации.
     Существующая  до  настоящего  времени система управления жилищным
фондом  и  его  финансирования была обусловлена государственной формой
собственности  на  жилье.  С появлением частной формы собственности на
жилье  законодательством  закреплены обязанности собственника жилья по
его  надлежащему  содержанию  и  ремонту.  Однако  пока еще не создана
необходимая  нормативно-правовая  и организационная инфраструктура для
полноценной  реализации  прав  и обязанностей собственников жилья и их
объединений.  В частности, в условиях значительного недофинансирования
технической   эксплуатации   жилых   домов   собственники   жилья   не
информируются  как  о  самом недофинансировании и его размере, так и о
том,   к  каким  последствиям  для  их  собственности  может  привести
недофинансирование,  а  именно:  уменьшение  рыночной стоимости жилья,
ветхость,   аварийность   здания   и,  как  следствие,  принудительное
отселение,   а   также  -  об  отсутствии  государственного  механизма
накопления средств на капитальный ремонт и полное восстановление жилых
домов.  Большинство  собственников жилья, как показал опрос, полагает,
что  в  оплату  за  техническое  обслуживание также входит оплата и за
капитальный  ремонт,  о необходимости амортизационных отчислений знают
далеко не многие.
     Переход на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг (в соответствии
с задачами жилищно-коммунальной реформы) подразумевает перенос бремени
расходов на собственников жилья не только за техническое обслуживание,
но и за капитальный ремонт и полное восстановление жилых домов. Однако
при  этом  отсутствует  доступная  и объективная информация о размерах
необходимых затрат на техническое обслуживание и ремонт жилых домов, о
размерах недофинансирования, а также о необходимости накопления каждым
собственником   жилья   средств   на   капитальный   ремонт  и  полное
восстановление жилого дома.
     В  соответствии  с  Законом  РФ "О приватизации жилищного фонда в
Российской   Федерации"   (статья   16)  за  государством  сохраняется
обязанность  производить капитальный ремонт в домах, которые требовали
капитального  ремонта  на  момент приватизации жилья. Данные положения
закона могут быть основой для принятия решений об изыскании источников
финансирования ТСЖ и создания механизма накопления средств на ремонт и
восстановление жилых домов.
     Не  урегулированы  на  практике  вопросы передачи товариществам в
управление   объектов   нежилого   фонда,   находящихся   в  городской
собственности  и  входящих  в состав кондоминиума. Многие ТСЖ не могут
получить  информацию  об  арендаторах нежилых помещений, находящихся в
границах кондоминиума, и, следовательно, не имеют возможности вступить
с ними в договорные отношения по вопросам содержания общего имущества.
     Товариществам   не   выделяются  нежилые  помещения  для  ведения
уставной,  хозяйственной  деятельности  по эксплуатации и техническому
содержанию жилых домов. Отсутствуют нормативы предоставления помещений
в  кондоминиумах для работы с населением, размещения управленческого и
обслуживающего   персонала,  складирования  инструментов,  материалов,
инвентаря.
     Существующая  практика  деятельности  товариществ показывает, что
многие  из  них  не  реализуют  предоставленное  им  законом  право на
управление  кондоминиумом, оставляют его в управлении дирекций единого
заказчика  и  не осуществляют в полной мере контроль за использованием
выделенных  средств  на  эксплуатацию и обслуживание принадлежащего им
имущества.
     В  городе  практически  отсутствует  конкурентная  среда  в сфере
управления  и эксплуатации жилья. Рынок профессиональных управляющих в
области   эксплуатации   и   обслуживания   жилищного  фонда,  готовых
предложить   свои   услуги,   не   создан.   Недостаточно   количество
специалистов,   которые   знают   технологии  эффективного  управления
кондоминиумами, эксплуатации здания и способны разработать технический
и финансово-экономический планы организации работ, обеспечить контроль
за их выполнением.
     Имеются   негативные   факторы   при   создании  кондоминиумов  в
домах-новостройках, построенных за счет внебюджетных фондов г. Москвы.
     Большая  часть  квартир  в  доме-новостройке  продается в частную
собственность,  а  другая находится в муниципальном фонде и передается
по  договору  найма гражданам. Данная ситуация вызывает диспропорции в
оплате  за  техническое  обслуживание частного и муниципального жилья,
что    является    одной    из    причин    конфликтных   ситуаций   в
кондоминиумах-новостройках, приводящая иногда к ликвидации ТСЖ.
     Создание   кондоминиумов   в   домах-новостройках,  встроенных  в
существующую   жилую  застройку,  значительно  усложняет  и  удорожает
управление   ими,   так   как   невозможно  четко  установить  границы
кондоминиума    ввиду    наличия   общей   социальной   и   инженерной
инфраструктуры в пределах конкретной жилой застройки.
     Решения о продаже нежилых помещений в жилых домах, построенных за
счет   городского   внебюджетного  фонда,  принимаются  без  учета  их
проектного    назначения    (например,   помещений   для   организации
культурно-спортивной   и   досуговой   работы   с  детьми  и  взрослым
населением).   Произвольная  продажа  социально  значимых  объектов  и
нежилых помещений в таких домах приводит к нарушению строительных норм
и  правил, дисбалансу учреждений обслуживания населения по отношению к
объектам   торговли  и  офисам  и,  как  следствие,  ухудшает  условия
внешкольного   воспитания   и   досуга   детей,  порождает  негативные
настроения   у  жителей  к  идее  кондоминиумов,  а  также  затрудняет
выполнение  городских  распорядительных  документов,  направленных  на
создание  ТСЖ.  Товарищество  утрачивает  возможность  разместить свою
эксплуатирующую службу. В конечном итоге жители пишут жалобы, проводят
собрание и ликвидируют ТСЖ.
     При   проектировании   жилых  кварталов  и  жилых  комплексов  не
закладываются   основы   для  последующего  создания  кондоминиумов  в
компактно   расположенных   жилых  домах,  имеющих  общую  инженерную,
социальную  и  иную  инфраструктуру  с  возможностью  предоставления в
кондоминиуме  широкого  комплекса не только жилищно-коммунальных, но и
социально-бытовых услуг.
     В должной мере москвичи не получают информацию о целях и задачах,
решаемых ТСЖ, порядке их создания.
     Отмечается   несбалансированность   действий   органов  городской
администрации  и  управ  района  в рамках отведенных им компетенций по
оказанию  содействия  в развитии рациональных форм управления жилищным
фондом.  Как  показывают собеседования со специалистами управ района и
префектур  административных округов, они слабо ориентируются в методах
работы  с  населением, не воспринимают преимущества самоуправленческих
начал    в    управлении    жилищным   фондом,   некомпетентно   ведут
разъяснительную    и    информационную   работу,   способную   вызвать
заинтересованность и инициативу жителей-собственников жилья в создании
объединений.
     В  городе  пока  не  создана  четкая система учета и отслеживания
процессов  создания  ТСЖ,  формирования  кондоминиумов,  передачи их в
управление товариществам.
     Выявленные    причины,    сдерживающие    процесс    формирования
кондоминиумов  и  создания  ТСЖ,  послужили основанием для определения
приоритетных направлений данной Программы.

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНДОМИНИУМОВ И СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (РЕДАКЦИЯ НА 03.08.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа