Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОГО БАССЕЙНА ДО 2020 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".
Предприятия водного транспорта В дореформенный период грузовые и пассажирские перевозки в Московском бассейне осуществлялись судами Московского речного пароходства. Пароходство обслуживало г. Москву, девять областей и одну автономную республику. В состав пароходства входило 15 речных портов и 5 судостроительно-судоремонтных заводов. Пароходство имело более 1100 единиц флота. В результате структурных и институциональных преобразований в Московском водно-транспортном узле образованы новые бизнес-структуры, в том числе малые, совместные и др. предприятия, созданы условия для развития конкурентной среды. Основными предприятиями внутреннего водного транспорта, входящими в настоящее время в Московский водно-транспортный узел, являются ФГУП "Канал им. Москвы", ОАО "Московское речное пароходство", ОАО "Северный порт", ГУП "Московский Западный порт", ОАО "Южный речной порт", ОАО "Пассажирский порт", ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод", ОАО "Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод". Кроме того, в течение последних лет в Москве образовалось большое количество частных судовладельцев и обслуживающих предприятий. В связи со стратегическим значением для обеспечения национальной безопасности 25,5% акций ОАО "Московское речное пароходство", ОАО "Северный порт" и ОАО "Южный речной порт" закреплены в федеральной собственности. Распределение хозяйствующих субъектов по формам собственности представлено в таблице. ------------------------------------------------------------------ |Форма собственности |Число |Удельный | | |хозяйствующих |вес, % | | |субъектов | | |-------------------------------------|---------------|----------| |Федеральная | 3 | 4,5 | |-------------------------------------|---------------|----------| |Собственность субъектов Федерации | 2 | 3,0 | |-------------------------------------|---------------|----------| |Муниципальная | 1 | 1,5 | |-------------------------------------|---------------|----------| |Собственность общественных | | | |организаций | 1 | 1,5 | |-------------------------------------|---------------|----------| |Частная собственность | 42 | 62,7 | |-------------------------------------|---------------|----------| |Смешанная российская собственность | | | |(без иностранного участия) | 16 | 23,9 | |-------------------------------------|---------------|----------| |Совместная собственность с | | | |российским и иностранным участием | 1 | 1,5 | |-------------------------------------|---------------|----------| |Иная смешанная собственность | 1 | 1,5 | |-------------------------------------|---------------|----------| | | 67 | 100 | ------------------------------------------------------------------ ОАО "Московское речное пароходство" (далее - МРП) является основным речным перевозчиком грузов для Москвы. При этом наиболее массовый груз - строительный песок, добываемый собственными средствами из русловых и прибрежных месторождений, а также каменный уголь. Крупнейшие пассажирские лайнеры МРП осуществляют туристические рейсы по водным путям европейской части России. Основные владельцы акций ОАО МРП: Минимущество - 25,5%, ОАО "Бизон - плюс" - 21,3%, ОАО "Южный речной порт" - 20,0%, "Менеджмент МРП" - 15,0%. ОАО "Северный порт" (МСП) принимает все виды судов, работающих на Единой глубоководной системе России, играет важную роль в обеспечении песком, щебнем, солью и другими грузами строек и предприятий, входящих в зону его тяготения (Северный, Северо-Западный и Северо-Восточный административные округа г. Москвы), к которым можно отнести ООО "Трансоль", ООО ТИК "Золотой колос", ООО "Доринжиниринг", ООО "Геотрест", ЗАО "Центросоль", ЗАО "Магистраль", комбинат "Мосинжбетон" и многие другие предприятия города. Порт с железнодорожной сетью не связан. ОАО "Южный речной порт" (МЮП). К причалам порта могут подходить суда грузоподъемностью до 2 тыс. тонн. Порт осуществляет переработку и хранение песка, щебня, угля, зерна, соли и генеральных грузов. Добывает и перевозит большое количество песка, выполняет кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспортом. Имея разветвленную сеть внутрипортовых железнодорожных путей, вплотную примыкающих к станции Москва - Южный порт Московской железной дороги, Южный речной порт играет большую роль в обслуживании предприятий и организаций города, находящихся в зоне его тяготения: ОАО "Мосэнерго", ТЭЦ-22; ОАО "Дормост", АБЗУ "Капотня", ОАО к-т "Мосинжбетон", ЗАО "Моспромстрой", ОАО "Центротрансстрой", ООО "Транс-Бизнес-1", ОАО "Гордорстрой", ЗАО "Центросоль", ООО "Промремстрой Р", объединение "Папирус", Мостоотряд 18 и других. ГУП "Московский Западный порт" (МЗП) осуществляет переработку и хранение строительных грузов (песка, щебня), добычу и перевозку значительного количества песка, обеспечивает грузами предприятия строительной индустрии, расположенные в Центральном и Юго-Восточном административных округах: ОАО "ММДЦ "Москва-Сити", ООО "Трансрада", ООО "Стройконтракт", ООО "Оптистройсервис", Мосстроймеханизация N 5, ЗАО "УГМР" и другие. Порт имеет подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути, связывающие его со ст. Фили Московской железной дороги, может принимать все типы судов, работающих на Единой глубоководной системе России, выполняет кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспортом. Необновляемая за последнее десятилетие перегрузочная техника порта устарела, ее износ составляет до 40%. Из 640 пог. м причального фронта 340 пог. м находятся в аварийном состоянии. ОАО "Пассажирский порт" (МПП) осуществляет перевозки пассажиров на канале им. Москвы и на реке Москве в черте города собственными водоизмещающими и скоростными пассажирскими судами. Организует туристические перевозки собственными и арендованными судами, выполняет весь комплекс технологических операций по обслуживанию транзитного пассажирского флота. В состав "Пассажирского порта" входят Московские Северный и Южный речные вокзалы, ремонтная база для технического обслуживания и ремонта флота в Нагатинской пойме с судоподъемным устройством, пассажирские причалы. Порты Московского бассейна были построены и оснащены для обеспечения совершенно иных, чем в настоящее время, объемов речных перевозок, обладают резервами перегрузочных мощностей, однако состав и состояние перегрузочной техники не в полной мере соответствуют современным требованиям рынка. Их производственные мощности осваивают ежегодно до 16,0 млн. тонн различных грузов, а с учетом причалов клиентуры - до 18-20 млн. тонн. Наличие в портах складов, железнодорожных путей и автомобильных дорог позволяет использовать их для накопления, хранения и доставки грузов потребителям в межнавигационный период. Характерной современной особенностью речных портов как хозяйствующих субъектов является то, что они заняты не только портовой деятельностью, но и функционируют как перевозчики. ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" является основным предприятием Московского бассейна и отрасли по строительству пассажирских судов, изготовлению и ремонту судовых машин и механизмов, сменно-запасных частей для различных типов и видов флота, светосигнальной аппаратуры, является основной базой зимнего отстоя и ремонта судов пассажирского, грузового и технического флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне. В настоящее время завод осуществляет строительство специальных катеров для Федеральной пограничной службы РФ, судов-мусоросборщиков по заказу Правительства Москвы, суперяхт класса Морского и Российского речного регистра, капитальный ремонт дизелей для ряда предприятий г. Москвы, прием и переработку отходов производства сточных и нефтесодержащих вод промпредприятий г. Москвы. ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод" построен в 1937 году в пос. Водники Московской области на Клязьминском водохранилище для технического обслуживания и ремонта флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне, в том числе крупных пассажирских судов, грузовых теплоходов грузоподъемностью до 2000 тонн, буксирных и несамоходных судов. Завод имеет весь комплекс производственных и вспомогательных цехов для ремонта флота, специализированный цех по изготовлению топливной аппаратуры для дизелей, судоподъемное сооружение грузоподъемностью 250 тонн. В последние годы завод приступил к строительству маломерных судов многоцелевого назначения. Осуществляет отстой маломерного флота. Система управления внутренним водным транспортом Москвы включает следующие структуры: - Государственная служба речного флота в составе Министерства транспорта Российской Федерации; - Федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы"; - речная администрация Московского бассейна; - Государственная речная судоходная инспекция Московского бассейна; - Московская бассейновая инспекция Российского речного регистра; - отделение Российской транспортной инспекции по г. Москве; - Управление транспорта и связи города Москвы; - другие подразделения Правительства Москвы в соответствии с их функциями. Лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов в Московском бассейне осуществляет Государственная служба речного флота, выдающая лицензии на перевозки грузов, пассажиров и погрузочно-разгрузочные работы. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОГО БАССЕЙНА ДО 2020 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".