О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 27.05.05 ЧД-6-09/440

Фрагмент документа "О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

     Порядок  реорганизации юридических лиц регулируется статьями 57 -
60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями
14   -   16,   17  Федерального  закона  от  08.08.2001  N  129-ФЗ  "О
государственной   регистрации   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей"  (далее  -  Закон  N 129-ФЗ), федеральными законами,
регулирующими     деятельность     юридических     лиц    определенных
организационно-правовых  форм, Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.02.2004 N 110, иными нормативными правовыми актами.
     Согласно   пунктам   1,  2,  3  статьи  57  ГК  РФ  реорганизация
юридического  лица  (слияние,  присоединение,  разделение,  выделение,
преобразование)  может  быть  осуществлена  по решению его учредителей
(участников)  либо  органа  юридического  лица,  уполномоченного на то
учредительными документами.
     В  случаях,  установленных  законом,  реорганизация  юридического
лица:
     1)  в  форме  разделения  или выделения из его состава одного или
нескольких  юридических  лиц  осуществляется по решению уполномоченных
государственных органов или по решению суда;
     2)  в  форме слияния, присоединения или преобразования может быть
осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. В
соответствии  со  статьей  17  Закона  РСФСР  от  22.03.91  N 948-1 "О
конкуренции  и  ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках"  (далее  - Закон N 948-1) слияние и присоединение коммерческих
организаций,   суммарная   балансовая  стоимость  активов  которых  по
последнему  балансу  превышает  30  000  000 установленных федеральным
законом   минимальных   размеров   оплаты   труда,   осуществляются  с
предварительного согласия антимонопольного органа.
     Пунктом  2  статьи  17  Закона  N 948-1 установлено, что лица или
органы,  принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих
организаций,  представляют  в антимонопольный орган помимо документов,
представляемых    в    регистрирующий    орган    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на
слияние  либо  присоединение  коммерческих  организаций,  сведения  об
основных  видах  деятельности  и  объеме производимой и реализуемой на
соответствующих  товарных  рынках  продукции  (работ,  услуг)  и  иную
информацию,   в  том  числе  на  магнитном  носителе,  предусмотренную
Перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
     Государственная  регистрация  коммерческих  организаций,  а также
внесение  записи  об  исключении  из  ЕГРЮЛ  коммерческих  организаций
осуществляются  регистрирующим  органом  при  наличии предварительного
согласия антимонопольного органа (п. 8 ст. 17 Закона N 948-1).
     Таким    образом,    непредставление   в   регистрирующий   орган
предварительного  согласия  антимонопольного  органа при реорганизации
юридического   лица  (слияние,  присоединение),  суммарная  балансовая
стоимость  активов которого по последнему балансу превышает 30 000 000
МРОТ,  является  основанием  для  отказа в государственной регистрации
реорганизации   юридического  лица  <*>.  В  данном  случае  заявление
считается  непредставленным, так как не соблюден порядок реорганизации
юридического лица.
--------------------------------
     <*> Приложение 1.

     Реорганизация   хозяйственных  обществ  и  унитарных  предприятий
осуществляется  только  при  представлении  доказательств  письменного
уведомления  кредиторов  и  опубликования  в органе печати сообщения о
принятом  решении  о реорганизации (п. 5 ст. 51 Федерального закона от
08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее
- Закон N 14-ФЗ), п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ
"Об  акционерных  обществах"  (далее  -  Закон  N 208-ФЗ), п. 8 ст. 29
Федерального  закона  от 14.11.2002 N 161-ФЗ (далее - Закон N 161-ФЗ),
п.  8  ст.  13  Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных
накопительных кооперативах" (далее - Закон N 215-ФЗ)).
     Регистрирующему  органу  следует учитывать, что при реорганизации
хозяйственных   обществ  и  унитарных  предприятий  юридическое  лицо,
участвующее   в   реорганизации,   обязано  письменно  уведомить  всех
известных  ему кредиторов не позднее 30 дней с даты принятия решения о
реорганизации общества. При этом кредиторы юридического лица в течение
30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты
опубликования   сообщения   о   принятом   решении   вправе  письменно
потребовать  досрочного  прекращения  или  исполнения  соответствующих
обязательств юридического лица и возмещения им убытков.
     Обращаем  внимание,  что  в  октябре  2004  года  учрежден журнал
"Вестник  государственной регистрации", в котором публикуются сведения
о    государственной    регистрации.   Регистрирующий   орган   вправе
использовать   сведения,   содержащиеся   в   указанном  журнале,  при
осуществлении государственной регистрации.
     Таким   образом,   при  регистрации  реорганизации  хозяйственных
обществ  и  унитарных  предприятий  указанные юридические лица обязаны
представлять   регистрирующему   органу   доказательства   уведомления
кредиторов.
     Доказательства  уведомления  кредиторов могут быть представлены в
регистрирующий   орган   в   виде   копий   писем  юридического  лица,
направленных  в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати
(в  журнале  "Вестник  государственной регистрации"), в виде сведений,
содержащихся   в   передаточном   акте,  разделительном  балансе.  При
отсутствии  указанных  доказательств  регистрирующий  орган  принимает
решение  об  отказе  в  государственной регистрации юридического лица,
создаваемого  путем  реорганизации,  в  соответствии  с подпунктом "а"
пункта  1  статьи 23 Закона N 129-ФЗ <*>. При отсутствии доказательств
публикации  сведений  о  реорганизации  юридического  лица  в  журнале
"Вестник   государственной  регистрации"  регистрирующий  орган  также
принимает решение об отказе в государственной регистрации <*>.
--------------------------------
     <*> Приложение 2.

     На основании подпункта "д" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ при
государственной  регистрации  юридического  лица,  создаваемого  путем
реорганизации,  в регистрирующий орган представляется передаточный акт
или разделительный баланс. Согласно пункту 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ
при   внесении   записи  о  прекращении  деятельности  присоединенного
юридического  лица  в регистрирующий орган представляется передаточный
акт.
     В  соответствии  с  пунктом  2 статьи 59 ГК РФ передаточный акт и
разделительный    баланс   утверждаются   учредителями   (участниками)
юридического  лица  или  органом,  принявшим  решение  о реорганизации
юридических  лиц, и представляются вместе с учредительными документами
для  государственной  регистрации  вновь возникших юридических лиц или
внесения  изменений в учредительные документы существующих юридических
лиц.
     Непредставление     вместе     с    учредительными    документами
соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также
отсутствие   в   них  положений  о  правопреемстве  по  обязательствам
реорганизованного  юридического  лица  влекут  отказ в государственной
регистрации вновь возникших юридических лиц.
     Таким   образом,   в   случае  отсутствия  в  передаточном  акте,
разделительном  балансе  положений  о правопреемстве по обязательствам
реорганизованного    юридического    лица    передаточный   акт   либо
разделительный  баланс  считаются  не представленными в регистрирующий
орган,  что  является  основанием  для  вынесения  решения об отказе в
государственной  регистрации  в соответствии с подпунктом "а" пункта 1
статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
     При  государственной  регистрации  юридических  лиц также следует
учитывать,  что  согласно  пункту  20  Постановления Пленума ВАС РФ от
18.11.2003  N  19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона
"Об  акционерных обществах" положения Закона об акционерных обществах,
определяющие  порядок  их  реорганизации путем слияния, присоединения,
разделения или выделения (ст. 16 - 19), не предусматривают возможность
проведения   реорганизации  этих  обществ  посредством  объединения  с
юридическими  лицами  иных  организационно-правовых  форм  (в  т.ч.  с
обществами   с   ограниченной  ответственностью)  либо  разделения  их
(выделения)   на   акционерное  общество  и  юридическое  лицо  другой
организационно-правовой формы.
     Взаимодействие   регистрирующих   органов   при   государственной
регистрации   юридического  лица,  создаваемого  путем  реорганизации,
прекращающего   деятельность  путем  реорганизации,  осуществляется  с
учетом  положений  соответствующих  приказов, регламентирующих порядок
обмена документами в электронном виде.

Фрагмент документа "О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа