Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".
a. Историческая справка 1. Совет Европы <1> рассматривает вопросы, касающиеся гражданства, <2> на протяжении более чем 30 лет. В 1963 году была открыта для подписания Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства (ETS N 43, именуемая далее "Конвенция 1963 года"). Однако позднее все чаще признавалось, что многочисленные проблемы, касающиеся гражданства, в частности множественного гражданства, рассмотрены в этой Конвенции недостаточно глубоко. Некоторым из этих проблем были посвящены протоколы, открытые для подписания в 1977 году <3>. В 1993 году был открыт для подписания Второй протокол о поправках к Конвенции (ETS N 149). -------------------------------- <1> Государства-члены Совета Европы по состоянию на ноябрь 1996 года: Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония и "бывшая Югославская Республика Македония". <2> В большинстве стран Центральной и Восточной Европы используется термин "citizenship", который имеет то же значение, что и термин "nationality", используемый в Конвенции и в большинстве западноевропейских государств. <3> См. Протокол о поправках к Конвенции (ETS N 95) и Дополнительный протокол к Конвенции (ETS N 96). 2. В 1977 году Комитет министров принял две Резолюции: одну о гражданстве супругов с разным гражданством, а другую - о гражданстве детей, рожденных в браке (соответственно Резолюции (77) 12 и 13). В первой Резолюции предлагалось, чтобы правительства государств-членов предприняли шаги, с тем чтобы супруги-иностранцы их граждан могли получать их гражданство на более льготных условиях, чем те, которые обычно действуют для других иностранцев, а также устранить различия между мужьями-иностранцами и женами-иностранками в том, что касается приобретения гражданства. Во второй Резолюции предлагалось, чтобы правительства предоставляли или облегчали приобретение их гражданства детьми, рожденными в браке, если один из родителей является их гражданином. 3. Парламентская ассамблея также приняла целый ряд рекомендаций, касающихся гражданства, призвав государства-члены содействовать, в частности, приобретению гражданства беженцами в своих странах. В 1988 году она приняла Рекомендацию 1081 (1988) по проблемам гражданства в смешанных браках. В рекомендации Ассамблея отметила, что желательно, чтобы каждый из супругов смешанного брака имел право приобрести гражданство другого супруга без утраты гражданства происхождения; кроме того, дети, рожденные в смешанных браках, также должны иметь право приобрести и сохранить гражданство обоих родителей. 4. В декабре 1992 года Комитет экспертов по множественному гражданству (КЭМГ), впоследствии переименованный в Комитет экспертов по гражданству (КЭГ), предложил провести исследование возможности подготовки новой, всеобъемлющей конвенции, которая решала бы на современном уровне вопросы, касающиеся гражданства, приемлемым для всех европейских государств образом. На основе этого исследования в ноябре 1993 года КЭГ приступил к подготовке проекта текста <4>. В целях подготовки проекта конвенции рабочая группа КЭГ собиралась в период с марта 1994 года по ноябрь 1996 года девять раз, а КЭГ в период с ноября 1993 года по июль 1996 года - пять раз. С февраля 1995 года пересмотренные КЭГ варианты проекта текста Европейской конвенции о гражданстве публиковались, с тем чтобы ознакомить с ним всех заинтересованных лиц и дать им возможность высказать свои замечания. -------------------------------- <4> Первоначально Председателем КЭГ являлся г-н Г. Кожанек (Италия), а затем г-н У. Хак (Австрия). Председателем же рабочей группы первоначально являлся г-н Хак, а затем г-н Р. Шерер (Швейцария). В КЭГ были представлены все государства-члены Совета Европы. В работе этого Комитета участвовали также наблюдатели от Армении, Беларуси, Боснии-Герцеговины, Канады, Кыргызстана, Святейшего Престола, Международной комиссии по актам гражданского состояния (МКАГС), Международной организации по миграции (MOM), Гаагской конференции по международному частному праву и Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ). Кроме того, в этой работе принимал участие представитель Комиссии Европейских сообществ. 5. В результате проделанной работы и консультаций, проведенных с Парламентской ассамблеей, Руководящим комитетом по правам человека (РКПЧ), Европейским комитетом по миграции (ЕКМ), Специальным комитетом юрисконсультов по международному публичному праву (СКЮМПП) и Комитетом экспертов по семейному праву (КЭСП), 29 ноября 1996 года Европейский комитет по правовому сотрудничеству (ЕКПС) подготовил окончательный текст проекта Конвенции, который был принят Комитетом министров 14 мая 1997 года, Конвенция была открыта для подписания 6 ноября 1997 года. |
Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".