ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ. Сообщение. Совет Европы. 06.11.97

Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Статья 20
                    Принципы, касающиеся неграждан

     119.  Эта  статья  касается  прав  лиц,  постоянно проживающих на
территории  государства-правопреемника,  которые  являлись  гражданами
государства-предшественника   и   которые   не  приобрели  гражданства
государства-правопреемника  в  результате  правопреемства  государств.
Таким  образом, она охватывает лиц, которые подали заявление и ожидают
решение  в  силу  того,  что их заявление все еще находится в процессе
рассмотрения.   Она  также  охватывает  лиц,  заявления  которых  были
отклонены, и лиц, которые заявление не подавали.
     120.  С тем, чтобы "неграждане" подпадали под действие статьи 20,
они должны удовлетворять каждому из следующих условий:
     i)  они  являлись  гражданами  государства-предшественника  и  не
приобрели гражданство государства-правопреемника;
     ii) они   постоянно   проживали   на   территории  государства  -
правопреемника в момент правопреемства государств;
     iii) они   по-прежнему  проживают  на  территории  государства  -
правопреемника.
     121.  Поскольку данная статья касается социальных и экономических
прав,  она направлена на обеспечение того, чтобы государства-участники
дали  возможность  негражданам вести ту же жизнь - в смысле обыденную,
повседневную  жизнь,  -  что  и  до  правопреемства  государств. Среди
наиболее  важных  социальных  и  экономических  прав следует упомянуть
право на занятость и свободу передвижения. Дополнительным руководством
в этой области служат положения Европейской конвенции о поселении (ETS
N    19)    и    Европейской    социальной    хартии   (ETS   N   35).
Государства-участники   могут   предоставить   дополнительные   права,
например политические права на местном уровне.
     122.  Для  того, чтобы лицо имело возможность пользоваться своими
социальными    и   экономическими   правами,   совершенно   необходимо
предоставить      ему      право      оставаться     на     территории
государства-правопреемника, как это предусмотрено пунктом 1. Указанное
право иногда характеризуется также как право на проживание или свобода
поселения. Следует напомнить, что такие лица, как правило, имеют право
на   семейную  жизнь  в  соответствии  со  статьей  8  ЕКПЧ  и,  когда
применяется  данная  статья,  не  подлежат  высылке,  даже если они не
считаются гражданами <15>.
--------------------------------
     <15>  Особого внимания заслуживают следующие Решения Европейского
суда  по  правам  человека:  Беррехаб,  21  июня  1988  года, том 138;
Мустаким, 18 февраля 1991 года, том 193; Белджуди, 26 марта 1992 года,
том  234-А;  Насри,  13 июля 1995 года, том 324; Гюль, 19 февраля 1996
года.

     123.  В отношении принципа одинакового режима с гражданами в том,
что  касается  социальных  и  экономических  прав,  действует изъятие,
изложенное  в пункте 2 этой статьи. Так, государство-участник может не
принимать  неграждан  на  государственную  службу только в том случае,
если  она связана с осуществлением суверенной власти. Эта формулировка
взята  из  решения  Европейского  суда и основывается на нем (Комиссия
Европейских  сообществ  против  Королевства Бельгии, 26 мая 1982 года,
дело  149/79)  <16>.  Это  изъятие ограничивается определенными видами
государственной  службы,  такими,  которые  связаны  с  осуществлением
полномочий,  предоставленных публичным правом, и обязанностью защищать
общие  интересы  государства.  В  этих  исключительных случаях наличие
гражданства   считается   необходимым  условием  в  силу  чрезвычайной
"чувствительности" указанной сферы занятости.
--------------------------------
     <16>  См.  также  следующие  Решения  Европейского суда: Комиссия
Европейских  Сообществ против Люксембурга, C-473/93, 2 июля 1996 года;
Комиссия  Европейских  Сообществ против Бельгии, C-173/94, 2 июля 1996
года;  Комиссия  Европейских Сообществ против Греции, C-290/94, 2 июля
1996  года.  По  этим  делам  Суд  постановил,  что  отказ  ограничить
требование  о наличии гражданства государственной службой, связанной с
осуществлением  суверенных  прав,  противоречит положениям, касающимся
свободного перемещения трудящихся в пределах Сообщества.

Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа