Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".
Статья 20 Принципы, касающиеся неграждан 119. Эта статья касается прав лиц, постоянно проживающих на территории государства-правопреемника, которые являлись гражданами государства-предшественника и которые не приобрели гражданства государства-правопреемника в результате правопреемства государств. Таким образом, она охватывает лиц, которые подали заявление и ожидают решение в силу того, что их заявление все еще находится в процессе рассмотрения. Она также охватывает лиц, заявления которых были отклонены, и лиц, которые заявление не подавали. 120. С тем, чтобы "неграждане" подпадали под действие статьи 20, они должны удовлетворять каждому из следующих условий: i) они являлись гражданами государства-предшественника и не приобрели гражданство государства-правопреемника; ii) они постоянно проживали на территории государства - правопреемника в момент правопреемства государств; iii) они по-прежнему проживают на территории государства - правопреемника. 121. Поскольку данная статья касается социальных и экономических прав, она направлена на обеспечение того, чтобы государства-участники дали возможность негражданам вести ту же жизнь - в смысле обыденную, повседневную жизнь, - что и до правопреемства государств. Среди наиболее важных социальных и экономических прав следует упомянуть право на занятость и свободу передвижения. Дополнительным руководством в этой области служат положения Европейской конвенции о поселении (ETS N 19) и Европейской социальной хартии (ETS N 35). Государства-участники могут предоставить дополнительные права, например политические права на местном уровне. 122. Для того, чтобы лицо имело возможность пользоваться своими социальными и экономическими правами, совершенно необходимо предоставить ему право оставаться на территории государства-правопреемника, как это предусмотрено пунктом 1. Указанное право иногда характеризуется также как право на проживание или свобода поселения. Следует напомнить, что такие лица, как правило, имеют право на семейную жизнь в соответствии со статьей 8 ЕКПЧ и, когда применяется данная статья, не подлежат высылке, даже если они не считаются гражданами <15>. -------------------------------- <15> Особого внимания заслуживают следующие Решения Европейского суда по правам человека: Беррехаб, 21 июня 1988 года, том 138; Мустаким, 18 февраля 1991 года, том 193; Белджуди, 26 марта 1992 года, том 234-А; Насри, 13 июля 1995 года, том 324; Гюль, 19 февраля 1996 года. 123. В отношении принципа одинакового режима с гражданами в том, что касается социальных и экономических прав, действует изъятие, изложенное в пункте 2 этой статьи. Так, государство-участник может не принимать неграждан на государственную службу только в том случае, если она связана с осуществлением суверенной власти. Эта формулировка взята из решения Европейского суда и основывается на нем (Комиссия Европейских сообществ против Королевства Бельгии, 26 мая 1982 года, дело 149/79) <16>. Это изъятие ограничивается определенными видами государственной службы, такими, которые связаны с осуществлением полномочий, предоставленных публичным правом, и обязанностью защищать общие интересы государства. В этих исключительных случаях наличие гражданства считается необходимым условием в силу чрезвычайной "чувствительности" указанной сферы занятости. -------------------------------- <16> См. также следующие Решения Европейского суда: Комиссия Европейских Сообществ против Люксембурга, C-473/93, 2 июля 1996 года; Комиссия Европейских Сообществ против Бельгии, C-173/94, 2 июля 1996 года; Комиссия Европейских Сообществ против Греции, C-290/94, 2 июля 1996 года. По этим делам Суд постановил, что отказ ограничить требование о наличии гражданства государственной службой, связанной с осуществлением суверенных прав, противоречит положениям, касающимся свободного перемещения трудящихся в пределах Сообщества. |
Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".