Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОТКРЫТИИ (ЗАКРЫТИИ) СЧЕТОВ И ИЗМЕНЕНИИ НОМЕРОВ СЧЕТОВ".
7. Проверка своевременности представления сведений о счетах в банках, их достоверности и использование сведений в контрольной работе 7.1. Рекомендуемая форма, по которой налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели сообщают об открытии или закрытии счетов, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах". Обязательные для представления формы сообщений банком в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей об открытии (закрытии) счета или изменении номеров счетов утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". 7.2. Контроль за фактом и своевременностью представления банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов налоговые органы осуществляют на основании имеющихся сведений (данных). 7.3. При недостаточности имеющихся сведений (данных) налоговые органы в соответствии со статьями 31, 86, 87 НК РФ, статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" вправе направлять в банки соответствующие запросы и требования (в том числе и вне рамок налоговых проверок). 7.4. В рамках контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами в отношении банков или налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) по вопросам соблюдения банками и налогоплательщиками обязанностей и установленных законодательством сроков представления сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов, налоговый орган: - с помощью программных средств формирует списки банков, организаций, индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка представления сведений о счетах, для последующего привлечения к ответственности; - устанавливается правильность направления банком Сообщения (Извещения) (в налоговый орган по месту учета организации или индивидуального предпринимателя). При неверном адресовании Сообщение (Извещение) подлежит возврату в банк с указанием причины возврата. При этом, если возможно определить налоговый орган, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете, копия Сообщения (Извещения) направляется в указанный налоговый орган; - уточняются сведения о банке (в соответствии со списком банков), сведения об организации (индивидуальном предпринимателе) (в соответствии с данными, имеющимися у налогового органа); - проверяется наличие в Сообщении данных серии и номера свидетельства о государственной регистрации (свидетельства о постановке на учет в налоговом органе/свидетельства об учете в налоговом органе) в соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК РФ и статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"; - сопоставляются дата открытия (закрытия) счета, дата отправления банком Сообщения (не позднее пяти дней после соответствующего открытия (закрытия) счета), дата отправления соответствующего сообщения организацией (индивидуальным предпринимателем) (не позднее десяти дней после открытия (закрытия) счета); - проводится проверка соблюдения банком пункта 9 статьи 76 НК РФ, в соответствии с которым при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. 7.5. Если в ходе сверки налоговым органом выявлены расхождения в сведениях, содержащихся в Сообщении банка и в сообщении организации (индивидуального предпринимателя), или расхождения между сведениями, содержащимися в указанных документах, и сведениями, имеющимися у налогового органа, - необходимо предпринять действия по выяснению причины указанных расхождений, в том числе путем направления в банк запроса об уточнении отдельных реквизитов, предоставлении выписки (копии или распечатки соответствующих файлов, каталогов) из Книги регистрации открытых счетов (которую банк ведет в соответствии с разделом 2 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П). При этом направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируется осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (письмо МНС России от 27.05.2004 N 24-2-02/410). 7.6. Если налогоплательщик - организация и индивидуальный предприниматель не представил сведения об открытии или закрытии счетов в банке в установленный срок (статья 23 НК РФ), налоговый орган привлекает их к ответственности в соответствии со статьей 118 НК РФ. 7.7. Если банк не представил сведения об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (абзац 2 пункта 1 статьи 86 НК РФ), налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной пунктом 2 статьи 132 НК РФ. Кроме того, в отношении должностного лица банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и направляется для рассмотрения в суд. 7.8. Если банк открыл счет организации, индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе/свидетельства об учете в налоговом органе (абзац 1 пункта 1 статьи 86 НК РФ), налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 132 НК РФ. Кроме того, в отношении должностных лиц банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 15.7 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд. 7.9. Если банк открыл счет организации при наличии у него решения о приостановлении операций по счетам организации (пункт 9 статьи 76 НК РФ), налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 132 НК РФ. Кроме того, в отношении должностного лица банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 15.7 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд. Одновременно с проверкой соблюдения банком пункта 9 статьи 76 НК РФ рекомендуется проверить соблюдение банком требований пункта 4 статьи 76 НК РФ, при его несоблюдении налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной статьей 134 Кодекса. Кроме того, в отношении должностных лиц банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.9 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд. 7.10. Особой проверке подлежат сведения, содержащиеся в Извещении, в связи с тем, что в ходе сверки сведений, содержащихся в них, и сведений, которыми располагают налоговые органы, могут быть установлены факты непредставления ранее банком Сообщений. 7.11. При обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении организацией (индивидуальным предпринимателем) нарушений законодательства о налогах и сборах, указанных в пунктах 7.6 - 7.9 настоящих Методических рекомендаций, налоговый орган осуществляет производство в порядке, установленном статьей 101.1 НК РФ. По нарушениям, указанным в пунктах 7.6 - 7.9, в отношении должностного лица банка налоговый орган осуществляет производство в порядке, установленном КоАП РФ. 7.12. В рамках проведения выездной налоговой проверки по одному или нескольким налогам банка - налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), организации (индивидуального предпринимателя) возможна проверка за тот же проверяемый период и вопросов представления (своевременного представления) банком - налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом), организацией (индивидуальным предпринимателем) в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов. 7.13. Включение в выездную налоговую проверку вопросов соблюдения банками, организациями или индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации по представлении в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов целесообразно при получении от правоохранительных, контролирующих и иных органов, а также из обращений граждан (организаций) сведений о счетах, которыми налоговый орган ранее не располагал. 7.14. Сведения о счетах организаций и индивидуальных предпринимателей в банках, которыми располагает налоговый орган, используются: - при принятии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей) на основании и в порядке, установленных в статье 76 НК РФ; - при направлении в банк, в котором открыты счета организации (индивидуального предпринимателя), инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов на основании и в порядке, установленном статьей 46 НК РФ; - при необходимости получения от банков справок, документов и информации по операциям и счетам организаций (индивидуальных предпринимателей) в целях их дальнейшего использования при проведении мероприятий налогового контроля. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОТКРЫТИИ (ЗАКРЫТИИ) СЧЕТОВ И ИЗМЕНЕНИИ НОМЕРОВ СЧЕТОВ".