О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 13.07.05 99-Т

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Программы осуществления внутреннего контроля
       в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
       полученных преступным путем, и финансированию терроризма

     2.1.   Программы   осуществления  внутреннего  контроля  в  целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,   и   финансированию   терроризма   разрабатываются   кредитной
организацией  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
с учетом настоящих Рекомендаций, а также с учетом характера и основных
направлений  деятельности  кредитной  организации,  клиентской  базы и
уровня типичных банковских рисков.
     Кредитные   организации   включают   в   программы  осуществления
внутреннего  контроля  в целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию терроризма
следующие программы.
     2.2.   Программу   идентификации   кредитной  организацией  своих
клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей.
     2.2.1.     Кредитная    организация    разрабатывает    программу
идентификации      клиентов,      установления     и     идентификации
выгодоприобретателей  в  соответствии  с  требованиями, установленными
Положением   Банка  России  от  19  августа  2004  года  N  262-П  "Об
идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей
в  целях  противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным  путем,  и  финансированию  терроризма"  (далее - Положение
Банка России N 262-П).
     2.2.2.  Кредитная  организация  в  зависимости  от  специфики  ее
деятельности  и специфики деятельности ее клиентов использует критерии
оценки  степени  (уровня)  риска  совершения клиентом операций в целях
легализации  (отмывания)  доходов,  полученных  преступным  путем, или
финансирования терроризма (далее - Риск), установленные в приложении 1
к  настоящим  Рекомендациям,  дополнительно к критериям оценки степени
(уровня) Риска, установленным Положением Банка России N 262-П.
     2.3.   Программу  выявления  в  деятельности  клиентов  операций,
подлежащих   обязательному  контролю,  и  иных  операций  с  денежными
средствами  или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
     2.3.1.  Для  целей выявления иных операций с денежными средствами
или  иным  имуществом,  связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, или финансированием терроризма, кредитная
организация  разрабатывает  критерии  выявления  и  признаки необычных
сделок.  При  этом  в  основу могут быть положены критерии выявления и
признаки  необычных  сделок,  установленные в приложении 2 к настоящим
Рекомендациям.
     2.4.   Программу  проверки  информации  о  клиенте  или  операции
клиента,   о   выгодоприобретателе  для  подтверждения  обоснованности
подозрений  осуществления  клиентом  легализации  (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
     В  этих  целях  кредитной  организации  рекомендуется  установить
следующую процедуру.
     2.4.1.  При  возникновении  сомнений  при  квалификации  операции
клиента   как   операции,   подлежащей   обязательному   контролю,   в
соответствии  с  требованиями  Федерального  закона "О противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию   терроризма",   или  при  выявлении  необычных  сделок
сотрудник  кредитной  организации,  выявивший  указанную  операцию или
сделку,  составляет  Сообщение  -  документ,  содержащий  сведения  об
операции  (сделке).  Кредитной  организации  рекомендуется разработать
форму  Сообщения,  включающую  реквизиты,  указанные  в приложении 3 к
настоящим Рекомендациям.
     2.4.2.   Сообщение  передается  специальному  должностному  лицу,
ответственному  за  соблюдение  правил  внутреннего  контроля  в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма  и  программ  его  осуществления
(ответственному    сотруднику),    или    иным    должностным   лицам,
уполномоченным   кредитной   организацией  и  являющимся  сотрудниками
структурных    подразделений    кредитной    организации    (далее   -
уполномоченные сотрудники).
     2.4.3.   При  наличии  оснований  отнесения  операции  клиента  к
операциям, подлежащим обязательному контролю, уполномоченный сотрудник
принимает   окончательное   решение   о   признании  операции  клиента
операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений
о ней в уполномоченный орган.
     2.4.4.  При  выявлении  необычных сделок уполномоченный сотрудник
принимает  решение  о  дальнейших  действиях  кредитной  организации в
отношении клиента и его операции (сделки).
     2.4.5.  При  выявлении  в  деятельности  клиента необычной сделки
кредитная организация может предпринять следующие действия:
     обратиться  к  клиенту  с  просьбой  о предоставлении необходимых
объяснений,   в   том   числе  дополнительных  сведений,  разъясняющих
экономический смысл необычной сделки;
     обеспечить   повышенное  внимание  в  соответствии  с  настоящими
Рекомендациями  ко  всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через
кредитную организацию;
     предпринять  иные  необходимые  действия  при  условии соблюдения
законодательства Российской Федерации.
     2.4.6.  О решении уполномоченного сотрудника по операции (сделке)
делается соответствующая запись (отметка) на Сообщении.
     2.5. Программу документального фиксирования информации, указанной
в   статье   7  Федерального  закона  "О  противодействии  легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию
терроризма".
     2.5.1.  Кредитная  организация  фиксирует информацию об операциях
(сделках)  клиента  таким  образом,  чтобы в случае необходимости было
возможно  воспроизвести  детали  операции  (сделки) (в том числе сумму
операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте клиента).
     2.5.2.  Кредитная  организация  фиксирует  информацию  и собирает
документы  для  целей противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных   преступным   путем,  и  финансированию  терроризма  таким
образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в
уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
     2.6.  Программу  хранения  информации  и документов, полученных в
результате  реализации  программ  осуществления внутреннего контроля в
целях  противодействия  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
     2.6.1.  Кредитная  организация  хранит  не  менее  пяти лет после
прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом копии
документов,   полученных   на   основании   Федерального   закона   "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и финансированию терроризма" и Положения Банка России N 262-П,
которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном,
гражданском  и арбитражном процессе, Сообщения, а также иные документы
и деловую переписку.
     2.7.  Программу  подготовки  и обучения кадров по противодействию
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма.
     2.7.1. Кредитная организация разрабатывает программу подготовки и
обучения  кадров  по  противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных   преступным   путем,   и   финансированию   терроризма   в
соответствии  с требованиями, установленными Указанием Банка России от
9  августа  2004  года N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению
кадров в кредитных организациях".
     2.8.  Программу,  определяющую  порядок  организации  в кредитной
организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета
(вклада)  с  физическими  и  юридическими лицами и отказу в выполнении
распоряжения клиента об осуществлении операции.
     2.8.1.  Кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 5.2
статьи   7   Федерального   закона   "О   противодействии  легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию
терроризма"   отказаться  от  заключения  договора  банковского  счета
(вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:
     отсутствия  по  своему  местонахождению  юридического  лица,  его
постоянно  действующего  органа  управления,  иного  органа  или лица,
которые  имеют  право  действовать  от  имени  юридического  лица  без
доверенности;
     непредставления  физическим  или  юридическим  лицом  документов,
подтверждающих   указанные   в   статье   7   Федерального  закона  "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма"  сведения,  либо  представления
недостоверных документов;
     наличия в отношении физического или юридического лица сведений об
участии  в  террористической деятельности, полученных в соответствии с
Федеральным   законом   "О   противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
     2.8.2.  Кредитная  организация вправе в соответствии с пунктом 11
статьи   7   Федерального   закона   "О   противодействии  легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию
терроризма"  отказать  в  выполнении распоряжения клиента о совершении
операции  (за  исключением  операций  по  зачислению денежных средств,
поступивших  на счет физического или юридического лица), по которой не
представлены  документы,  необходимые  для  фиксирования  информации в
соответствии  с  положениями  Федерального  закона  "О противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма".
     2.8.3.  Кредитная  организация  определяет в программе конкретные
случаи,  в  которых  она  будет  пользоваться  правами, установленными
пунктами  5.2  и  11  статьи  7 Федерального закона "О противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма".
     2.9.  Программу,  регламентирующую в кредитной организации работу
по   приостановлению   операций   с   денежными  средствами  или  иным
имуществом.
     Рекомендации  по  организации  в  кредитной организации работы по
приостановлению   отдельных  видов  операций  с  денежными  средствами
определяются иными актами Банка России.
     2.10.  Программу по организации в кредитной организации работы по
противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма.
     2.10.1.   Кредитная   организация   информирует   территориальное
учреждение  Банка  России  по месту нахождения кредитной организации о
назначении  ответственного  сотрудника  с приложением информации о его
соответствии  квалификационным  требованиям,  установленным  Указанием
Банка  России  от  9  августа  2004  года N 1486-У "О квалификационных
требованиях   к   специальным   должностным  лицам,  ответственным  за
соблюдение   правил   внутреннего  контроля  в  целях  противодействия
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма".
     2.10.2. В кредитной организации в соответствии с Положением Банка
России  от  16  декабря  2003 года N 242-П "Об организации внутреннего
контроля    в    кредитных   организациях   и   банковских   группах",
зарегистрированным   Министерством  юстиции  Российской  Федерации  27
января  2004  года,  N  5489 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004
года  N 7), с учетом особенностей ее организации, основных направлений
ее  деятельности,  клиентской  базы  и  уровня  ее рисков, связанных с
клиентами  и  их  операциями,  может  быть сформировано или определено
структурное  подразделение  по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, под
руководством ответственного сотрудника.
     2.10.3.  В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных   преступным   путем,   и   финансированию   терроризма  на
ответственного сотрудника возлагаются следующие функции:
     организация    разработки    и   представление   на   утверждение
руководителя кредитной организации правил внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, и программ его осуществления;
     организация   реализации  правил  внутреннего  контроля  в  целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,   и   финансированию  терроризма,  в  том  числе  программ  его
осуществления.  В  этих  целях  ответственный  сотрудник консультирует
служащих кредитной организации по вопросам, возникающим при реализации
программ  осуществления  внутреннего  контроля в целях противодействия
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма, а также принимает решения по переданным ему
Сообщениям;
     организация    представления    в    уполномоченный    орган   по
противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма  (далее - уполномоченный орган),
сведений  в  соответствии  с  Федеральным  законом  "О противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма" и нормативными актами Банка России;
     оказание  содействия  уполномоченным  представителям Банка России
при  проведении  ими  инспекционных  проверок  деятельности  кредитной
организации  по  вопросам,  отнесенным  к  его компетенции внутренними
документами кредитной организации;
     представление  не  реже  одного  раза  в год письменного отчета о
результатах   реализации   правил   внутреннего   контроля   в   целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,   и   финансированию  терроризма,  в  том  числе  программ  его
осуществления, органам управления кредитной организации в соответствии
с    ее    внутренними   документами.   Порядок   текущей   отчетности
ответственного   сотрудника   определяется   внутренними   документами
кредитной организации.
     2.10.4.    Ответственный    сотрудник    наделяется    следующими
полномочиями:
     получать  от  руководителей и сотрудников подразделений кредитной
организации необходимые распорядительные и бухгалтерские документы;
     снимать  копии  с  полученных  документов, получать копии файлов,
копии  любых  записей,  хранящихся  в локальных вычислительных сетях и
автономных компьютерных системах;
     входить  в помещения подразделений кредитной организации, а также
в  помещения,  используемые для хранения документов (архивы), наличных
денег  и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных
(компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях;
     давать     временные    в    пределах    сроков,    установленных
законодательством   Российской   Федерации   для  проведения  операции
(сделки)  (до  решения  руководителя кредитной организации), указания,
касающиеся  проведения  операции  (сделки)  (в том числе предписания о
приостановлении   проведения   операции  (сделки)  в  целях  получения
дополнительной   или  проверки  имеющейся  информации  о  клиенте  или
операции (сделке);
     иными  полномочиями  в соответствии с настоящими Рекомендациями и
внутренними документами кредитной организации.
     2.10.5.  При  осуществлении своих функций ответственный сотрудник
обязан:
     обеспечивать  сохранность и возврат полученных от соответствующих
подразделений кредитной организации документов;
     соблюдать    конфиденциальность    информации,   полученной   при
осуществлении своих функций;
     выполнять   иные   обязанности   в   соответствии   с  настоящими
Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.
     2.10.6.    Осуществление    функций,   установленных   настоящими
Рекомендациями   и   внутренними  документами  кредитной  организации,
относится к исключительной компетенции ответственного сотрудника.
     2.10.7.  Сотрудники структурного подразделения по противодействию
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию  терроризма  и  иные  должностные  лица, уполномоченные
кредитной   организацией   и   являющиеся   сотрудниками   структурных
подразделений  кредитной  организации,  могут иметь права, указанные в
абзацах  втором - четвертом подпункта 2.10.4 настоящих Рекомендаций, и
выполнять   обязанности,   указанные   в  подпункте  2.10.5  настоящих
Рекомендаций.
     2.10.8.  Ответственный  сотрудник  может  совмещать деятельность,
относящуюся   к   его  исключительной  компетенции  в  соответствии  с
подпунктом   2.10.7  настоящих  Рекомендаций,  с  осуществлением  иных
функций,  кроме  функций, осуществляемых службой внутреннего контроля,
создаваемой в порядке, установленном Банком России, и при условии, что
он не имеет права подписывать от имени кредитной организации платежные
(расчетные)   и  бухгалтерские  документы,  а  также  иные  документы,
связанные  с возникновением прав и обязанностей кредитной организации,
их  осуществлением  и  исполнением, а также визировать такие документы
(кроме   документов   по   вопросам,   относящимся   к  исключительной
компетенции  ответственного  сотрудника  в  соответствии  с настоящими
Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации).
     2.10.9.  Сотрудники подразделений кредитной организации оказывают
ответственному  сотруднику (сотрудникам возглавляемого им структурного
подразделения)  содействие в осуществлении им функций в соответствии с
настоящими   Рекомендациями   и   внутренними   документами  кредитной
организации.
     2.10.10.   Руководителем  кредитной  организации  устанавливается
порядок    взаимодействия    сотрудников   кредитной   организации   с
ответственным сотрудником по представлению последнего.
     2.10.11.   В   случае   возникновения   у  сотрудников  кредитной
организации вопросов при реализации программ осуществления внутреннего
контроля  в  целях  противодействия  легализации  (отмыванию) доходов,
полученных   преступным   путем,   и  финансированию  терроризма,  они
обращаются за консультацией к ответственному сотруднику.
     2.10.12.   Сотрудники   кредитной   организации   (в   том  числе
ответственный  сотрудник),  которым  стали  известны  факты  нарушений
законодательства   Российской   Федерации   в   сфере  противодействия
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию    терроризма,    допущенных   сотрудниками   кредитной
организации   при  проведении  операций  (сделок),  незамедлительно  в
письменном виде доводят эти факты до сведения своего непосредственного
руководителя и службы внутреннего контроля.


                                                          Приложение 1

                                         к Рекомендациям по разработке
                                              кредитными организациями
                                   правил внутреннего контроля в целях
                               противодействия легализации (отмыванию)
                                 доходов, полученных преступным путем,
                                           и финансированию терроризма

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа