ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"). Распоряжение. Правительство РФ. 28.09.05 1529-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

V. Предложения по основным направлениям
       финансирования Программы, срокам и этапам ее реализации

     Весь комплекс программных мероприятий формируется и финансируется
по     статьям     расходов     на     научно-исследовательские      и
опытно-конструкторские работы, капитальные вложения, прочие расходы по
следующим направлениям Программы:
     системные исследования  и совершенствование нормативных правовых,
методических и организационных  основ  государственного  управления  в
области  повышения  защиты  критически  важных объектов и населения от
угроз природного и техногенного характера;
     совершенствование системы     мониторинга    и    прогнозирования
чрезвычайных  ситуаций,  в  том   числе   обусловленных   сейсмической
опасностью и цунами;
     создание общероссийской  комплексной  системы  информирования   и
оповещения населения в местах массового пребывания людей;
     разработка и реализация  практических  мер  по  повышению  защиты
критически важных объектов Российской Федерации и населения;
     развитие и совершенствование  технических  средств  и  технологий
повышения  защиты населения и территорий от опасностей,  обусловленных
чрезвычайными ситуациями, и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     развитие инфраструктуры     информационного     обеспечения     и
ситуационного  анализа   рисков   чрезвычайных   ситуаций   в   рамках
автоматизированной     информационно-управляющей     системы    единой
государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций и системы связи;
     развитие и  совершенствование  системы  подготовки   руководящего
состава   и   специалистов,  спасателей  и  населения  при  ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Основу программных  мероприятий  в части системных исследований и
совершенствования нормативных правовых, методических и организационных
основ   государственного   управления   в   области  повышения  защиты
критически  важных  объектов  и  населения  от  угроз   природного   и
техногенного  характера  составляют  исследования  фундаментального  и
прикладного характера,  направленные на решение  следующих  проблем  и
задач:
     разработка научно-методических   основ    исследования    опасных
процессов  в  природно-техногенной  сфере,  возникновения  и  развития
кризисов и катастроф в основных сферах жизнедеятельности государства с
использованием концепции риска;
     разработка научно-методических основ обеспечения защиты населения
и критически важных объектов инфраструктуры;
     формирование научных основ и обоснование приоритетных направлений
развития  технологической базы снижения рисков чрезвычайных ситуаций и
повышения защиты населения и критически важных объектов;
     развитие и совершенствование научно-методических основ управления
рисками  чрезвычайных  ситуаций,  в  том  числе  в  рамках   концепции
стратегических рисков в основных сферах жизнедеятельности государства;
     совершенствование системы государственного управления в  условиях
кризисов,    вызванных   природными   и   техногенными   чрезвычайными
ситуациями;
     развитие и  совершенствование  системы взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти при  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,
обусловленных лесными пожарами.
     Основные программные  мероприятия   в   части   совершенствования
системы  мониторинга  и  прогнозирования чрезвычайных ситуаций,  в том
числе  обусловленных  сейсмической  опасностью  и  цунами,  связаны  с
решением следующих задач:
     оптимизация функций,   задач    и    организационной    структуры
государственной  системы  мониторинга  чрезвычайных ситуаций,  включая
контроль состояния источников чрезвычайных ситуаций,  обстановки в  их
зонах,  а  также  в  зонах  применения  средств  поражения  и  в зонах
террористических акций;
     развитие технических    средств    и    технологий   мониторинга,
переоснащение   и    дооснащение    ими    соответствующих    структур
государственной  системы  мониторинга  и  прогнозирования чрезвычайных
ситуаций;
     совершенствование и   развитие   научных   и  методических  основ
прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций;
     разработка и   внедрение   системы   раннего   предупреждения   о
возникновении  и  развитии  чрезвычайных   ситуаций,   основанной   на
государственной системе мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;
     развитие и совершенствование  методической  базы,  обеспечивающей
проведение   мониторинга,   сбор,   обработку,   передачу  и  хранение
информации по результатам мониторинга;
     создание и  внедрение системы подготовки и повышения квалификации
специалистов по проблеме мониторинга, лабораторного контроля, прогноза
и  предупреждения  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера.
     Основными целями   программных   мероприятий   в  части  создания
общероссийской  комплексной  системы   информирования   и   оповещения
населения в местах массового пребывания людей являются:
     гарантированное и  своевременное  информирование   и   оповещение
населения   в   местах   массового   пребывания  людей  при  угрозе  и
возникновении кризисных ситуаций;
     профилактика чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбор
информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций;
     формирование культуры  безопасности  населения,  его подготовка в
области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной
безопасности,  безопасности  на водных объектах и охраны общественного
порядка.
     Выбор программных  мероприятий  для достижения поставленных целей
предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
     разработка и     совершенствование    концептуальных    системных
нормативных   правовых   и   организационных   основ    общероссийской
комплексной системы информирования и оповещения населения;
     создание федерального  и  региональных   информационных   центров
общероссийской   комплексной   системы   информирования  и  оповещения
населения в местах массового пребывания людей;
     поэтапное создание в городах с населением более 100 тыс.  жителей
сети пунктов информирования и оповещения в местах массового пребывания
людей, совмещенных с подсистемой сбора информации:
     I этап   -   экспериментальная   зона   в   городах   Москве    и
СанктПетербурге, срок выполнения 2005 - 2006 годы;
     II этап - города с численностью жителей 1 млн.  человек и  более,
срок выполнения 2007 - 2008 годы;
     III этап - остальные города и населенные пункты,  срок выполнения
2009 - 2010 годы;
     развитие и   совершенствование   информационных   технологий    и
программного  обеспечения  функционирования общероссийской комплексной
системы информирования и оповещения населения.
     Основными целями  мероприятий  в  части  разработки  и реализации
практических  мер  по  повышению  защиты  критически  важных  объектов
Российской    Федерации   и   населения   являются   снижение   рисков
возникновения  аварий  и  катастроф  на  объектах,  повышение   защиты
промышленных,  культурных  объектов  и  объектов жилищно-коммунального
хозяйства,  их  персонала  от  опасностей  возникновения  чрезвычайных
ситуаций.
     Программные мероприятия  в  данной  области   должны   обеспечить
решение следующих задач:
     развитие и  совершенствование  систем   и   методов   технической
диагностики    критически    важных    объектов    промышленности    и
инфраструктуры;
     проведение обследования   и  паспортизации  зданий  и  сооружений
критически  важных   объектов   экономики   и   социальной   сферы   в
сейсмоопасных районах;
     разработка инновационных технологий защиты зданий и сооружений от
природных явлений (наводнений, ураганов, селей и т.п.);
     разработка и  реализация  при  проектировании,  строительстве   и
эксплуатации комплекса специальных инженерно-технических мероприятий и
решений,  направленных  на  снижение  рисков  возникновения  аварий  и
катастроф от угрозы природного и техногенного характера;
     совершенствование, развитие     и     реализация      специальных
инженерно-технических  решений  (включая  средства физической защиты и
охраны),  обеспечивающих повышение защиты критически  важных  объектов
при   техногенных   авариях   и  катастрофах,  стихийных  бедствиях  и
применении средств поражения при вооруженных конфликтах;
     повышение устойчивости  функционирования учреждений образования и
науки в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
     проведение научных    исследований    и    опытно-конструкторских
разработок,  направленных  на  создание  более   эффективных   средств
пожаротушения,  в  том числе разработка и реализация методов и средств
повышения огнестойкости и защиты, снижение пожарной опасности веществ,
изделий   и  оборудования,  совершенствование  нормативного  правового
регулирования  пожарной  безопасности,  разработка  более  эффективных
автоматических   систем  и  средств  обнаружения  и  тушения  пожаров,
совершенствование существующих и разработка  новых  образцов  пожарной
техники и оборудования;
     совершенствование материально-технической  базы   противопожарной
службы,   в  том  числе  строительство  и  реконструкция  ее  основных
объектов,  подведомственных федеральным органам исполнительной власти,
а   также   дооснащение   и  переоснащение  современными  техническими
средствами подразделений центрального подчинения;
     развитие и совершенствование специализированных сил и средств для
проведения  подводных  работ  специального  назначения,  связанных   с
идентификацией   и   обезвреживанием  подводных  потенциально  опасных
объектов;
     обеспечение необходимого  технического  оснащения территориальных
органов Государственной инспекции  по  маломерным  судам  Министерства
Российской   Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий,  а  также  сил
поиска  и  спасания  людей  на водных объектах,  подведомственных этой
инспекции.
     Основной целью   программных   мероприятий  в  сфере  обеспечения
техногенной  безопасности  является   последовательное   снижение   до
приемлемого  уровня  риска  воздействия опасных поражающих факторов на
население,   производственную   и    социальную    инфраструктуру    и
экологическую систему, что предполагает:
     разработку и внедрение  информационных  и  прогнозноаналитических
систем,  в  том  числе  геоинформационных экспертных систем,  развитие
комплексных исследований в  сфере  математического  моделирования  для
выявления    закономерностей   в   области   обеспечения   техногенной
безопасности,  выработку  вероятных  сценариев  развития  ситуаций   и
поддержку принятия соответствующих решений;
     разработку более    эффективных    средств    индивидуальной    и
коллективной защиты населения от опасных поражающих факторов;
     разработку более  эффективных  методов  и   технических   средств
мониторинга   и  оценки  состояния  обстановки  в  зонах  чрезвычайных
ситуаций.
     Программные мероприятия  по обеспечению транспортной безопасности
должны обеспечивать решение следующих основных задач:
     создание новой  системы управления безопасностью на транспорте на
основе концепции приемлемого риска и  с  использованием  экономических
механизмов управления рисками;
     совершенствование и развитие методов и средств контроля и  оценки
состояния транспортных средств и коммуникаций;
     развитие и  реализация  методов  технических  систем  и   средств
снижения     рисков    возникновения    чрезвычайных    ситуаций    на
железнодорожном,  воздушном  и  морском  видах  транспорта,  а   также
повышения защиты критически важных объектов транспорта и их персонала.
     Основными целями  программных  мероприятий   в   части   развития
инфраструктуры  информационного  обеспечения  и  ситуационного анализа
рисков   чрезвычайных    ситуаций    в    рамках    автоматизированной
информационно-управляющей системы являются:
     расширение применения  современных  информационных  технологий  в
сфере обеспечения безопасной жизнедеятельности;
     обеспечение необходимого  уровня  информационной  безопасности  в
рамках   действий  единой  государственной  системы  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение автоматизированной  информационной и интеллектуальной
поддержки  управленческих  решений   в   сфере   деятельности   единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     Формирование программных  мероприятий для достижения поставленных
целей предполагается осуществлять по следующим направлениям:
     развитие и          совершенствование          автоматизированной
информационно-управляющей  системы  единой   государственной   системы
предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  включая блоки или
подсистемы, обеспечивающие информационную и интеллектуальную поддержку
управляющих решений в сфере подготовки и ведения гражданской обороны;
     реконструкция федеральных  и  территориальных   звеньев   системы
оповещения населения;
     развитие и  совершенствование  концептуальных  организационных  и
технических   элементов  системы  связи  в  кризисных  и  чрезвычайных
ситуациях;
     разработка рабочих проектов реконструкции и развития региональных
центров, стационарных и подвижных пунктов управления;
     совершенствование информационной     безопасности     в     сфере
ответственности  единой  государственной  системы   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
     Основными целями мероприятий в части развития и совершенствования
системы  подготовки руководящего состава и специалистов,  спасателей и
населения  при  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  является  создание
эффективной системы их подготовки.
     Основными задачами являются:
     развитие и   совершенствование  системы  подготовки  руководящего
состава и специалистов в области гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     создание банка данных по кадрам  единой  государственной  системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     создание механизмов  обеспечения   привлекательности   службы   в
системе  единой  государственной  системы  предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Предполагается, что Программа будет реализована в течение 5 лет в
2  этапа.  На  первом  этапе  (2006  -  2007  годы)  предусматриваются
проведение  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских работ,
обследования,  паспортизация, анализ и разработка стратегий реализации
мероприятий  на  критически  важных  объектах Российской Федерации,  а
также выполнение следующих первоочередных мероприятий:
     реализация существующих  и  разработка  новых  целевых программ в
субъектах Российской  Федерации,  осуществление  мероприятий,  которые
позволят   повысить   защиту  критически  важных  объектов  Российской
Федерации,  эффективность мониторинга и  прогнозирования  чрезвычайных
ситуаций,  уровень  информирования  и оповещения населения в интересах
личной   и   общественной   безопасности,    пожарную    безопасность,
безопасность на водных объектах и защиту населения;
     систематизация и  дальнейшее  развитие  нормативно-технической  и
правовой базы в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций;
     создание первой  очереди  системы  информирования  и   оповещения
населения при чрезвычайных ситуациях;
     разработка методических,  экономических,  организационных основ и
механизмов реализации программных мероприятий в полном объеме.
     На втором этапе (2008 - 2010 годы) планируется:
     реализация комплекса мероприятий,  выполненных в рамках Программы
на первом этапе;
     завершение работ  по созданию системы сейсмологических наблюдений
и системы оповещения о цунами;
     создание второй   очереди  системы  информирования  и  оповещения
населения при чрезвычайных ситуациях;
     создание системы  региональных  центров  управления  в  кризисных
ситуациях как составляющей национального центра управления в кризисных
ситуациях;
     дальнейшее развитие и повышение готовности системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  пожаротушения,  поиска и спасания
людей на водных объектах.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа