Фрагмент документа "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999)".
6. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УСЛУГ С учетом сделанного анализа состояния бытового обслуживания по обеспеченности в сравнении с нормативом на 1000 жителей по видам услуг в целом по городу, по административным округам и по районам предлагается осуществить ряд мер по дальнейшему развитию основных видов услуг, учитывая их отраслевые особенности. 6.1. Химическая чистка одежды и стирка белья Химчистка одежды и прачечное хозяйство являются одной из важнейших социально значимых подотраслей бытового обслуживания населения города. Эта подотрасль позволяет: - поддерживать в надлежащем состоянии санитарно - гигиенический уровень жизни москвичей; - обслуживать большинство бюджетных организаций здравоохранения, народного образования, социальной защиты; - чистить одежду и стирать белье для военнослужащих Московского гарнизона, работников ГУВД г. Москвы и других подобных организаций; - обеспечивать защиту от последствий возможных природных и техногенных катастроф путем дезинфекции, дезинсекции, дезактивации одежды, белья, других изделий. Химчистка и стирка являются одними из самых "индустриальных" предприятий бытового обслуживания. Они наиболее фондо- и энергоемкие, являются мощными потребителями воды, нуждаются в высококвалифицированных дисциплинированных кадрах, в специальных природоохранных системах, занимают большие производственные площади. Рентабельность услуг, как правило, составляет 5-10%. Однако современные предприятия по чистке кожаных и меховых изделий, по улучшенной стирке белья и мужских сорочек достигают рентабельности 40 и более процентов, что является мощным стимулом для предпринимателей по созданию новых производств по этим видам услуг. Абсолютное большинство предприятий химчистки и стирки приватизировано, однако 3 "большие" фабрики - химчистки и 5 "больших" фабрик - прачечных являются государственными предприятиями, выполняя заказы городских бюджетных организаций по ценам в 2-3 раза более низким, чем заказы для населения. Платежеспособный спрос населения на услуги химчистки и стирки в основном удовлетворен, хотя в сравнении с нормативами обеспеченность составляет 44-45%. Основные претензии москвичей по этим услугам - не всегда хорошее качество и отсутствие предприятий в районах массовой жилой застройки. Техническое перевооружение фабрик - прачечных и создание химчисток - прачечных пришлось, в основном, на 70-80-е годы. К настоящему времени основные производственные фонды многих предприятий нуждаются в обновлении. В целях повышения уровня обслуживания населения постановлением Правительства Москвы от 09.01.96 N 22 "О реконструкции и модернизации химчисток - прачечных г. Москвы" утверждена Комплексная программа создания в Москве высококлассных химчисток - прачечных, которой предусмотрена реконструкция и модернизация 20 типовых химчисток - прачечных. К настоящему времени фирмой "БФТ - Диана" реконструировано 7 объектов, 2 находятся в стадии реконструкции. Кроме этого, в соответствии с указанным постановлением при поддержке префектур, Департамента потребительского рынка и услуг к 850-летию Москвы провели реконструкцию и модернизацию еще 36 предприятий, в том числе "Вита", "Василиса", "Элита", химчистки N 25 и других. Как правило, работы проведены за счет собственных средств предприятий, средств инвесторов, кредитов коммерческих банков. В соответствии с инвестиционной программой 1997 года выделялись средства на частичную замену технологического оборудования на государственных фабриках - прачечных. Главная задача развития отрасли - это дальнейшее повышение уровня обслуживания населения, обеспечение доступности услуг для различных категорий населения, завершение реконструкции действующих, создание новых предприятий, открытие приемных пунктов в районах массовой жилой застройки. В этих целях необходимо: - завершить реализацию программы создания высококлассных химчисток - прачечных; - оказать коммерческим структурам помощь по созданию в новых жилых районах сети небольших экологически чистых предприятий химчистки на 2-3 машины по 10-15 кг каждая путем выделения нежилых помещений площадью 200-300 кв. м из имеющихся в наличии свободных помещений и проведения целевых конкурсов по продаже и аренде нежилых помещений; - оказать содействие гостиницам, больницам, поликлиникам, другим организациям по открытию у них (по мере накопления средств) собственных цехов по стирке белья и чистке одежды; - создавать на базе приемных пунктов прачечных и химчисток, открытых в прошлые годы и занимающих площади 150-200 кв. м, комплексные предприятия по оказанию 10-15 видов услуг типа "Мультисервис"; - для наименее обеспеченных слоев населения предстоит создать в каждом округе по 1-2 химчистке - прачечной самообслуживания площадью 200-250 кв. м каждая. Для таких предприятий, как социально значимых, целесообразно установить льготы по арендной плате с тем, чтобы можно было поддержать невысокий уровень цен, доступный малоимущим гражданам; - поддержать наметившуюся в городе тенденцию по развитию комплексности обслуживания потребителей путем создания новых производств химчистки на фабриках - прачечных и создание мощностей по стирке белья на предприятиях химчистки; - поддержать и широко распространять передовой опыт компании "БФТ - Диана - Фонд", современных химчисток "Калифорния - клинерз", "Бонанза - Интернейшнл" по созданию приемных пунктов площадью 40-50 кв. м в жилых районах, на пересечениях транспортных путей, на площадях крупных универмагов, универсамов и др.; - в основном завершить к 2001 году модернизацию и реконструкцию действующих предприятий химчистки и стирки с привлечением для этого инвестиций из городского бюджета (для государственных предприятий), льготных кредитов Москомзайма, Моссбербанка, средств инвесторов; - в целях сокращения себестоимости услуг, минимизации расходов на "больших" фабриках - прачечных и химчистках обеспечить рациональное использование производственных помещений и земельных участков за счет открытия новых мощностей по бытовым услугам, производству товаров народного потребления, других видов деятельности; - на всех предприятиях химчистки и стирки необходимо развивать наиболее удобные для населения: индивидуальную стирку белья и сорочек в отдельных машинах, прием заказов на дому и доставку заказчику исполненных заказов, специальную обработку вещей. Надо развивать также дополнительные услуги: прокат белья, мелкий ремонт одежды; - завершить в 1 полугодии 1998 года обязательную сертификацию всех предприятий химчистки и начать плановый инспекционный контроль соблюдения условий сертификации; - осуществить комплекс экологических мероприятий в 1998-2000 годах. 6.2. Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, в том числе бытовой радиоэлектронной аппаратуры Сервис бытовой техники осуществляют только негосударственные организации - 488 предприятий различных организационно - правовых форм. Здесь работают около 3,7 тыс. человек. Примерно 1-1,5 тысячи специалистов работают индивидуально вне предприятий. В сравнении с нормативом обеспеченность этими предприятиями с учетом "индивидуалов" составляет около 50%. Социологические исследования показывают - степень удовлетворения потребности в сервисе бытовой техники находится на уровне 70-80%. Десять процентов населения не удовлетворены качеством этих услуг, 14% граждан считают, что цены на них явно завышены и не соответствуют качеству услуг и выполненным объемам. Эти оценки - самые неудовлетворительные из всех. Для обеспечения прав потребителя предполагается подготовить и принять правила предоставления услуг по сервису бытовой техники, в том числе радиоэлектронной аппаратуры, в гарантийный и послегарантийный период предпродажной подготовки бытовой техники. Особый контроль за развитием этого вида услуг необходимо установить в Северо - Восточном, Юго - Восточном и Западном округах, в которых в настоящее время сложилась самая трудная ситуация с ремонтом бытовой техники. Для решения проблем этой группы услуг необходимо в ближайшие три года создать около 50 новых и провести модернизацию не менее 80 действующих предприятий, чтобы полностью удовлетворить потребности населения в этих услугах по всем видам бытовой техники. В ближайшие годы прогнозируется процесс вытеснения с рынка "индивидуалов" и малых предприятий более крупными, хорошо оснащенными техническими центрами в рамках расширения фирменного обслуживания. Все без исключения предприятия этой подотрасли, "индивидуальные" мастера должны в 1 полугодии 1998 года пройти обязательную сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг требованиям безопасности. Развитие услуг ремонта и техобслуживания бытовой техники будет осуществляться исключительно на рыночных условиях за счет создания новых, реконструкции и модернизации действующих негосударственных предприятий. Для организации ремонта старой техники, еще имеющейся у некоторой части граждан (по оценкам до 30%), возможно создание в каждом округе по 1-2 комплексных сервисных организации на площадях размером 120-150 квадратных метров, с установлением им уменьшенной арендной платы сроком на 2-3 года. Это позволит организовать ремонт телевизоров, холодильников, стиральных машин устаревших отечественных марок по доступной для малоимущих граждан цене. 6.3. Ремонт и пошив обуви В связи с насыщением рынка импортной и отечественной обувью потребности в услугах по индивидуальному пошиву обуви резко сократились. Имеющиеся в настоящее время нормативы по данному виду услуг оказались несколько завышенными и нуждаются в пересмотре. С учетом спроса населения резко уменьшилось количество предприятий. Анализ показывает, что продолжает сохраняться небольшой, но устойчивый спрос на пошив эксклюзивной обуви на заказ для различных целей: рыбалка, конный спорт и т.д. Сохраняется спрос на обувь нестандартных полнот и размеров: очень маленькие размеры для мужчин и большие размеры для женщин. Развитие данного вида услуг будет осуществляться на коммерческой основе путем создания новых и расширения существующих предприятий. Однако предприятия, занятые изготовлением ортопедической обуви, будут и впредь нуждаться в государственной поддержке через органы соцобеспечения или различные внебюджетные фонды. Ремонт обуви. Социально значимый вид услуг повседневного спроса широких слоев населения. В целом по городу, в сравнении с нормативом на 1000 жителей, обеспеченность составляет 121%; однако в Северо - Восточном и Северо - Западном округах этот показатель равен 76-83%, в Западном - 80%. Услуги по ремонту обуви в городе предоставляют 470 предприятий, на которых трудятся 2566 человек. Государственных предприятий в этой отрасли нет. По расчетам, в течение 3 лет намечается открыть еще 26 предприятий и создать 260 рабочих мест, прежде всего в новых жилых районах, что позволит полностью обеспечить спрос населения на эти услуги, повысить их качество, создать лучшие условия для конкуренции между мастерскими. Предприятия по ремонту обуви, как и прежде, будут создаваться небольшие, по 3-7 человек, на коммерческой основе за счет собственных и заемных средств предприятий. Целесообразно создавать точки по ремонту обуви на 1-2 рабочих места в многопрофильных предприятиях типа "Мультисервис", приглашая для этих целей ремесленников - мастеров, которые в настоящее время трудятся самостоятельно вне предприятий. По программе развития подотрасли необходимо поддержать создание 2-3 домов моды обуви в качестве методических, технологических и технических центров, обслуживающих ремонтные мастерские. Один из таких домов уже функционирует - Дом обуви Ирины Селицкой. В рамках этих центров будут функционировать учебные комплексы по подготовке кадров, мелкооптовые магазины по продаже кожматериалов, фурнитуры, клеевых и отделочных композиций, инструмента. Эти же центры возьмут на себя функции по поставке мастерским оборудования, его монтажу, последующему ремонту и техобслуживанию. 6.4. Изготовление и ремонт одежды Этот вид услуг один из самых массовых. Более 9 тысяч человек трудятся в 654 швейных и трикотажных ателье, мастерских, домах моды. Здесь изготавливают одежду на любой вкус для заказчика с любым уровнем доходов. Однако в последнее время спрос на услуги по изготовлению швейных и трикотажных изделий резко сократился, около 100 ателье закрылось, перепрофилировалось или находится на стадии закрытия. По сравнению с 1990 г. численность работающих в ателье и домах моды сократилась более чем в 3 раза. Сохранили и получили свое развитие те предприятия, которые уловили конъюнктуру, перестроили производство, стали предлагать заказчику авторские модели современной одежды с учетом возможностей различных групп населения. Их заказчиками в основном являются граждане с высоким и средним доходами, желающие иметь эксклюзивные и в то же время добротные красивые платья, костюмы, пальто и др. изделия. Многие ателье специализируются также на выпуске имеющих повышенный спрос изделий малыми сериями - 30-50 штук (прет-а-порте) с последующей их реализацией через торговую сеть. Особенностью настоящего этапа развития швейной подотрасли является то, что в швейных ателье, салонах, домах моды, наряду с предпринимателями, на первый план выходят художники - модельеры, каждый из них имеет своих постоянных заказчиков. Они определяют художественное и конструкторское направления работы своего предприятия, решают, какие модели необходимо запускать в производство и в каком количестве. В городе складывается свой, московский стиль работы художников, дизайнеров одежды, модельеров. Его представляют талантливые и неординарные личности, известные далеко за пределами России. Это Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Ирина Крутикова, Владимир Зубец и многие другие. Сформировалась группа художников - модельеров из сферы бытовых услуг в составе 40-50 человек, которые участвуют в различных московских, российских и международных выставках, показах и фестивалях. Часть художников группируется вокруг Дома Моды В.М. Зайцева. Творческое единение художников позволяет преодолеть проблемы, появившиеся в этом виде услуг после приватизации и коммерциализации. В целом по городу уровень художественного и технического исполнения заказов на изготовление одежды сохраняется достаточно высокий. Это направление услуг и впредь будет развиваться с учетом спроса населения в условиях консолидации ведущих авторских ателье и домов моды. Каких-либо дополнительных льгот, кроме имеющихся по арендной плате, по данному виду услуг не требуется. Швейные ателье, салоны, дома моды все более активно завоевывают московский рынок, предлагая москвичам не только изделия на заказ, но и эксклюзивные высококачественные изделия, изготовленные в количестве 3-5 экземпляров. Опытные предприниматели уже сумели организовать дело так, что швейные салоны работают с рентабельностью 20-30%, обеспечивая возможности для своевременного обновления оборудования, приобретения в необходимых количествах самых современных тканей и фурнитуры. Главным направлением поддержки данного вида услуг станет оказание помощи общественным формированиям салонов, домов моды, художников в части проведения московских городских и окружных фестивалей типа "Модельеры Москвы - москвичам", галереи "Мода-97", "Мода - моя профессия" и других. Такие фестивали позволяют художникам, предпринимателям показать свою работу широкому кругу потенциальных потребителей, встретиться с представителями легкой промышленности и торгующих организаций, обменяться идеями со своими коллегами. Второе направление поддержки - организационно - экономическое. Предстоит и впредь проводить совместно с Московским фондом подготовки кадров регулярные семинары и совещания. По примеру ведущих иностранных дизайнеров необходимо открывать в составе универмагов, супермаркетов авторские бутики. В целях повышения качества услуг пошива одежды необходимо поднять роль Московского дома моделей как методического, технического и технологического центра для швейной подотрасли; его специалистов использовать в качестве экспертов по вопросам качества изделий. Учитывая, что спрос населения на пошив изделий на заказ удовлетворяется всего на 41%, а обеспеченность по сравнению с нормативом составляет лишь 36%, префектурам, Департаменту потребительского рынка и услуг необходимо всемерно способствовать открытию новых и воссозданию работавших ранее швейных ателье, салонов, домов моды. Целесообразно также поддержать индивидуальных мастеров - ремесленников, работающих самостоятельно вне предприятий. Совместно с Палатой ремесел предстоит более рационально организовать их труд. При этом необходимо учесть, что швейная подотрасль бытового обслуживания является одной из основных в части создания новых рабочих мест. Необходимо также поддержать и популяризировать работу тех ателье и закройщиков, которые оказывают населению экспресс - услуги - "сегодня на сегодня" или "срок изготовления костюма, платья 24 часа". Такой опыт в Москве имеется у закройщика Шурупова В.Н., однако широкого применения он пока не получил. Ремонт швейных и трикотажных изделий является социально значимым видом услуг повседневного спроса. В настоящее время идет процесс восстановления ремонтных мастерских и ателье в связи с возросшим спросом населения на эти виды услуг, особенно со стороны малообеспеченных граждан. Увеличилась потребность в ремонтных работах и у граждан со средним и высоким уровнем доходов. Они чаще стали сдавать в ремонт и на реставрацию меховые и кожаные изделия. По данным опроса москвичей, потребности населения по этим услугам удовлетворяются пока плохо, по ремонту швейных изделий на 51%, ремонту трикотажных изделий на 11%. Только 65% опрошенных оценили качество работ как хорошее. Расчетно определено в период 1998-2000 годов открыть вновь 16 предприятий швейной подотрасли и модернизировать 65 действующих. Намечается также создать 240 рабочих мест, прежде всего по ремонту одежды, меховых изделий, модернизировать 975 рабочих мест. Префектурам, Департаменту потребительского рынка и услуг необходимо поддержать предприятия химчистки, прачечные, бани, банно - прачечные комбинаты по созданию в их составе мастерских по ремонту одежды. Предстоит также восстановить участки по подгонке и мелкому ремонту одежды в универмагах и супермаркетах. Для решения поставленной задачи предстоит в каждом муниципальном районе провести инвентаризацию имеющихся швейных, меховых и трикотажных ателье, мастерских по изготовлению и ремонту головных уборов. В случае, если некоторые из них теряют свой профиль, помочь восстановить ремонтные услуги, с тем чтобы полностью обеспечить спрос населения на них. В каждом районе должно быть не менее 2-3 мастерских и ателье, выполняющих по заказам населения ремонт и реставрацию одежды и головных уборов, переделку взрослой одежды на детскую и другие работы. 6.5. Услуги фото-, кинолабораторий и ателье Один из видов бытового обслуживания, который бурно развивается в последние годы, пример быстрого, грамотного создания и расположения предприятий бытовых услуг. Это небольшие фотолаборатории, фотоавтоматы, располагающиеся в наиболее посещаемых гражданами местах: в магазинах, метро, на предприятиях и в учреждениях. В настоящее время снята проблема обработки фотопленок, изготовления слайдов, фотографий. Степень удовлетворения потребностей населения этими услугами, по данным опроса, достаточно высока и составляет 70 процентов. Однако каждый десятый потребитель не удовлетворен качеством. По отношению к нормативу обеспеченность составляет лишь 54%. Это обусловлено существенным сужением ассортимента услуг и неравномерным расположением предприятий - каждое четвертое из них находится в Центральном округе. В ближайшие годы, как и прежде, отрасль будет развиваться как сеть небольших негосударственных предприятий. Необходимо возродить весь ассортимент фотоуслуг: художественная, павильонная и выездная фотосъемка, эксклюзивное изготовление фотопортретов. Нужно всячески поощрять индивидуалов - мастеров фотопортрета. Прогнозируется воссоздание художественных фотосалонов и фотоателье с предоставлением разнообразных услуг высшего качества. Продолжится формирование сети комплексных предприятий по обработке всех видов и типов фотопленок и изготовлению на заказ фотографических портретов, пейзажей на металлических, керамических и других изделиях. В Северном, Западном и Зеленоградском округах, где обеспеченность фотоуслугами составляет от 28 до 40% норматива, предстоит расширить сеть предприятий с учетом реального спроса на эти услуги. Потребуется также кардинальное решение экологических проблем фотоуслуг. Необходимо воссоздать систему сбора и утилизации серебросодержащих отработанных растворов и фотоматериалов. В этих целях потребуется решение Правительства города об обязательной сдаче всеми фотопредприятиями указанных материалов специализированным организациям. Это позволит уменьшить загрязнение окружающей среды и вернуть в государственный оборот ежегодно сотни килограммов серебра. 6.6. Услуги ломбардов Весьма специфический вид услуг. Он пользуется все большим спросом населения в период сложных экономических ситуаций. Наряду с государственным предприятием "Мосгорломбард" действует еще 50 частных коммерческих ломбардов. Однако большинство коммерческих ломбардов, располагаясь на небольших производственных площадях (50-100 кв. метров), принимают только изделия из драгоценных металлов и камней. Ломбарды в составе государственного предприятия обязаны принимать в залог и на хранение любые вещи, имеющие рыночную стоимость. Кроме ювелирных изделий, это одежда, бытовая техника, произведения искусства, меховые изделия. Для их хранения требуются большие производственные и специально оборудованные площади. Такой вид услуг пользуется неизменным спросом у наименее обеспеченных людей, и его необходимо развивать дальше, хотя рентабельность его невысока. Государственные ломбарды играют стабилизирующую роль на рынке этих услуг. В предстоящие годы коммерческие ломбарды, как и прежде, будут развиваться на чисто рыночных отношениях. Комбинату "Мосгорломбард", выполняющему важную социальную функцию, потребуется дополнительно небольшое количество нежилых помещений в 4-5 районах города для того, чтобы в них открыть новые предприятия. Это позволит дополнительно иметь в каждом округе по 1-2 ломбарда, которые совместно с коммерческими предприятиями смогут полностью обеспечить потребности населения в этом виде услуг. 6.7. Услуги бань и душевых Социально значимый вид услуг. Его предоставляют 98 бань, саун и душевых различных организационно - правовых форм, в которых работают 2250 человек. 28 бань и банно - прачечных комбинатов, в том числе 3 государственные предприятия,- это "традиционные" русские бани, имеющие мужские и женские разряды, номера "люкс", массажные кабинеты, парилки. Остальные предприятия - небольшие сауны, душевые - созданы в последние годы различными коммерческими структурами. При этом "традиционные" бани все более трансформируются в многопрофильные предприятия, которые предоставляют населению услуги по стирке и прокату белья, ремонту одежды и обуви, услуги парикмахерских и косметических кабинетов, услуги массажистов и тренажерных залов. Уровень обеспеченности банями в сравнении с нормативами - самый низкий из всех видов услуг. Однако норматив нуждается в доработке - он недостаточно учитывает то, что почти все московские квартиры обеспечены ваннами и горячей водой. По результатам опроса, 17 процентов москвичей отметили, что их потребности в услугах бань не удовлетворяются. Основная причина неудовлетворенного спроса - высокая цена услуги по сравнению с получаемой зарплатой. На это указывают 26 процентов опрошенных. Постановлением Правительства Москвы утверждена программа по выводу услуг "традиционных" бань из кризиса. Намечено построить 8 новых и реконструировать 4 имеющихся предприятия. В 1996-1997 годах за счет городского бюджета построена баня в поселке Некрасовка. Подготовлена проектно - сметная документация еще на 4 бани. На средства префектур, внебюджетных фондов и средства предприятий реконструировано 5 бань, в т.ч. Измайловские бани за счет средств территориального управления муниципального района Измайлово. В 1998-2000 годы предстоит полностью реализовать утвержденную Правительством Москвы данную программу. За счет городского бюджета в 1998 году будут построены две новых бани. В последующие годы этот источник также будет использоваться, но необходимо привлечь средства инвесторов и внебюджетные средства. Осуществление указанной программы позволит полностью удовлетворить потребности москвичей старшего и среднего возраста. Для более молодых граждан следует и впредь развивать открытие сети небольших саун, душевых. Их число возрастет до 70-80 предприятий, в т.ч. в составе оздоровительных комплексов. Создание таких комплексов будет осуществляться, как правило, на коммерческой основе. Гармоничное развитие "традиционных" русских бань, небольших саун и современных оздоровительных комплексов позволит в течение 3-5 лет полностью удовлетворить потребности населения города в услугах бань. 6.8. Услуги парикмахерских Эти услуги повседневного спроса, самые массовые в Москве. В городе действует 749 негосударственных парикмахерских, салонов, косметических кабинетов и других предприятий, в которых работают более 10 тыс. человек. Сложилась система подготовки и переподготовки кадров, в т.ч. через Учебно - производственный комбинат (УПК) Департамента потребительского рынка и услуг, Академию парикмахерского искусства Союза парикмахеров России, различные школы и курсы, действующие на коммерческой основе. Парикмахерские и косметические услуги - одни из самых рентабельных в сфере бизнеса бытового обслуживания. Окупаемость вложенных средств здесь составляет 1,5-2 года и меньше. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские даже в самых отдаленных микрорайонах города. В создании новых предприятий активно участвуют ведущие европейские, американские и японские фирмы. Примерно третья часть предприятий работает на европейском уровне, используя лучшие зарубежное оборудование, парфюмерно - косметические материалы и технологии. В городе функционируют коммерческие организации по обеспечению парикмахерских парфюмерно - косметическими материалами, инструментами. Имеются фирмы, поставляющие оборудование ведущих зарубежных фирм, они же, как правило, осуществляют его ремонт и техобслуживание. Обеспеченность парикмахерскими составляет 82% от норматива, уровень удовлетворенных потребностей по данным опроса - 80%, при этом каждый восьмой опрошенный указывает на низкое качество услуг. В соответствии с постановлением Правительства РФ услуги парикмахерских подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности. Предстоит завершить разработку проектов ГОСТа на парикмахерские услуги и системы сертификации этих услуг, а затем утвердить их в установленном порядке. Данная работа проводится научными организациями города с участием Союза парикмахеров и косметологов Москвы. Во 2 половине 1998 года все парикмахерские должны пройти обязательную сертификацию. В предстоящие три года, за счет открытия новых предприятий и развития конкуренции, необходимо решить вопросы существенного повышения качества. Намечается достичь полной обеспеченности услугами парикмахерских по всем административным округам. Значительная работа в этом направлении предстоит в Зеленоградском, Юго - Восточном, Юго - Западном и Северном округах, где в настоящее время обеспеченность этими услугами составляет всего 4-11%. Для достижения норматива, в соответствии с расчетами, требуется создать 61 новое и реконструировать 103 действующие предприятия, открыть более 915 новых рабочих мест. В соответствии с имеющимися в Департаменте потребительского рынка и услуг программами предстоит: завершить создание совместного учебного и информационного центра ГАСБУ и фирмы "Оптимус", а также постоянно действующей выставки парикмахерского оборудования в УПК; провести ряд городских и районных фестивалей - конкурсов парикмахерского искусства. 6.9. Ритуальные услуги Ритуальные услуги - особая сфера деятельности городских государственных и негосударственных организаций. Это государственное унитарное предприятие "Ритуал", имеющее в своем составе 61 кладбище общей площадью 1630 га, 3 крематория. В городе функционирует также около 60 коммерческих организаций, осуществляющих ритуальное обслуживание. В 1997 г. принят Закон города Москвы "О погребении и похоронном деле". В соответствии с этим Законом готовится 6 нормативных документов, на базе которых начиная с 1998 года определятся основные правила и порядок работы кладбищ, крематориев, ритуальных организаций, система подготовки агентов, работа Экспертного совета. Постановлением Правительства Москвы утверждена программа строительства новых кладбищ, комплексного благоустройства и инженерного обеспечения действующих кладбищ, реконструкции крематориев. Указанные программы в основном выполняются. В рамках этой программы в 1998-2000 годах предстоит ввести еще два кладбища - Ногинское и Перепечинское, расширить действующие кладбища - Хованское, Щербинское, Домодедовское, Троекуровское, довести общую площадь кладбищ до 2000 га и обеспечить возможность захоронений умерших до 2010 года. Будет завершена реконструкция Николо - Архангельского и Хованского крематориев. Намечается сохранить на уровне 50-55% удельный вес кремаций умерших, расширить имеющиеся и создать новые колумбарные стенки на кладбищах в черте города. Общее число колумбарных ниш для захоронения урн с прахом будет доведено до 150-160 тысяч единиц. Это позволит уже в 1998-1999 годах полностью удовлетворить потребность в таких нишах. Реализация намеченной программы позволит полностью решить проблему с захоронениями умерших. При этом у граждан, ответственных за погребение родных и близких, будет реальная возможность выбора: - кремация и последующее захоронение урны с прахом в землю на любом кладбище в черте города или в нишах колумбарных стен (колумбариев), которые будут сооружены на большинстве кладбищ; - захоронение гроба с телом на одном из открытых кладбищ. Программой предусмотрено формирование комплексов - некрополей: Троекуровский, Митинский, Хованский, Николо - Архангельский. В составе каждого комплекса предусматривается наличие кладбища, крематория, магазинов с ритуальными принадлежностями, 2-3 ритуальных залов (для прощания с умершими), 1-2 поминальных зала (для проведения поминальных трапез). На ряде городских кладбищ продолжится формирование воинских участков и участков для погребения умерших с учетом традиций различных религиозных конфессий. 6.9.1. Услуги по погребению останков домашних животных В 1998-2000 годах впервые в Москве и в России намечается создать и включить в число действующих кладбища для домашних животных. В настоящее время несколько инициативных групп при поддержке различных коммерческих структур готовят проектно - сметную документацию по сооружению таких кладбищ в Москве, Ногинском и Балашихинском районах Московской области. При каждом из таких кладбищ намечается сооружение крематориев. При этом в Москве проектируется захоронение останков животных только после кремации, а в Ногинском и Балашихинском районах - захоронение как после кремации, так и в контейнерах непосредственно тел умерших животных. Указанные кладбища намечается открыть исключительно на коммерческой основе, без привлечения бюджетных ассигнований. |
Фрагмент документа "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999)".