Фрагмент документа "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999)".
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В 1998-2000 ГОДАХ Важнейшей задачей Департамента потребительского рынка и услуг, префектур административных округов на 1998-2000 годы является продолжение начатой в период подготовки к 850-летию Москвы работы по созданию современной сферы услуг европейского уровня. Необходимо увеличивать количество предприятий и постепенно достичь ценовую и территориальную доступность услуг для всех москвичей. При этом первостепенное внимание и поддержка должны быть оказаны социально значимым услугам: ремонт одежды и обуви, химчистки и прачечные, услуги бань и ритуальные услуги. Органы территориального управления округов и районов должны добиваться создания в каждом районе полного набора предприятий по услугам повседневного спроса: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечных, фотоуслуги, парикмахерские. По остальным услугам - постепенное достижение норматива с учетом реального спроса на услуги. Увеличение количества предприятий и повышение их территориальной доступности создаст условия для развития конкуренции между ними и некоторого снижения цен на услуги. В этих целях Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с префектурами подготовлены расчетные показатели по созданию 289 новых, реконструкции и модернизации 492 действующих предприятий сферы услуг с разбивкой по административным округам, а внутри них - по районам (см. табл. 8). Это позволит создать 4281 новое рабочее место и модернизировать 7210 рабочих мест (см. рис. 6 и 7). При этом имеется в виду, что необходимые производственные площади префектуры и территориальные агентства Москомимущества изыщут непосредственно в округах за счет лучшего использования имеющихся нежилых помещений, занятых предприятиями сферы услуг. Необходимо также в установленном порядке вернуть для развития отрасли нежилые помещения, переданные (проданные) ранее различным организациям с условием использования их для сферы услуг, если такое условие не соблюдается. Предлагается установить порядок, при котором передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприятиями бытового обслуживания, производится с условием их целевого использования под организацию бытовых услуг населению. При этом решение об изменении профиля предприятий бытового обслуживания должно приниматься префектурой в каждом отдельном случае по заключению Департамента потребительского рынка и услуг с учетом плана приватизации предприятий. Таблица 7 РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 1998-2000 ГОДЫ ПО ВИДАМ УСЛУГ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |N | Виды услуг |Количество предприятий намечается|Количество рабочих мест | |п/п| | | намечается | | | |---------------------------------|------------------------| | | | создать |реконструировать и |создать|реконструировать| | | | |модернизировать | |и модернизир. | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 1 | Ремонт обуви | 26 | 49 | 260 | 490 | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 2 | Ремонт и пошив швейных, меховых, трикотажных | 16 | 65 | 240 | 975 | | | изделий, головных уборов | | | | | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 3 | Ремонт и техобслуживание бытовой | 61 | 91 | 915 | 1365 | | | радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и | | | | | | | приборов (в т.ч. часов), ремонт и изготовление | | | | | | | металлоизделий (в т.ч. ювелирных) | | | | | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 4 | Услуги химической чистки | 32 | 51 | 1436 | 1530 | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 5 | Услуги прачечных | 32 | 42 | 160 | 690 | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 6 | Услуги бань | 10 | 16 | 100 | 240 | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 7 | Услуги парикмахерских | 61 | 103 | 915 | 1545 | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | 8 | Прочие виды услуг | 51 | 75 | 255 | 375 | |---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------| | | Итого | 289 | 492 | 4281 | 7210 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Рис. 6 КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ МЕСТ И РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ПРИРОСТА ПО ВИДАМ УСЛУГ В 1998-2000 ГГ. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 14000 ------------------------------------------------------------------------------------------ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 915 | | | 12000 |----------------------------------------------------------------------------------------| | | | ----- | | | Количество | ||||| | | | | ||||| | | | рабочих | |---| | | | | | | | | | мест 10000 |-| |----------------------------------------------------------------------------------| | | | | | 240 | | | | | | ----- | | | | | | ||||| | | | | | | |---| | | | | | | | | | | | 8000 |-| |---| |--------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6000 |-| |---| |--------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | 10777 | | | | | | | | | | 915 | | | | | | | | ----- | | | | | | |8929 ||||| 1436 | | | 4000 |-| |---| |-----------|||||----------------------------------------------------------| | | | | | | | |---| ----- 160 | | | | | | | | | | ||||| ----- | | | | | | | | | | ||||| |---| 260 | | | | | | | | | | ||||| | | ----- 100 | | | | | | | | 1850 | | |---| | | ||||| ----- | | | 2000 |-| |---| |-----------|3754---| |---| |---|---|---|---|----1366------------------| | | | | | | | ----- | | |2400 |3510 | | | | ----- | | | | | | | | | | | | | | | | |2566 |2259 | | 987 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ----- | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 473 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ----- | | | 0 --------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|--------| | | Услуги |Ремонт |Риту- |Ремонт |Услуги |Услуги |Ремонт |Услуги |Фото- |Ремонт |Прокат | | | парик- |и пошив|альные |и об- |хим- |прачеч-|обуви |бань |услуги |и изго-| | | | махер- |одежды |услуги |служи- |чистки |ных | | | |товле- | | | | ских | | |вание | | | | | |ние | | | | | | |бытовой| | | | | |мебели | | | | | | |техники| | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ---- | | | | количество рабочих мест на 01.01.98 | | ---- | | ---- | | |||| расчетный прирост количества рабочих мест | | ---- | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Рис. 7 КОЛИЧЕСТВО РАБОТАЮЩИХ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ И РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИРОСТА РАБОЧИХ МЕСТ В 1998-2000 ГГ. ПО ОКРУГАМ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 12,0 - | | | | | Фактическое | | | | | | количество | Центральный | | | ----- | | рабочих 10,0 | |||||+1,1 | | | ||||| | | мест на | |---| | | | | | | | 1 тыс. | | | | | жителей | | | | | 8,0 | | | | | в 1997 г. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |В среднем Юго - | | 6,0 | Зеленоград | |по Москве Западный | | | ----- | |(4,9) Северо - ----- | | | |||||+0,44| | | Западный |||||+0,41 Южный | | | |---| | | V Северный Западный Восточный ----- Северо - Юго - |---| -----+0,3 | | | -|---|-----|---|-----------------------------------|||||-----Восточный--Восточный|---|-----|---|---- | | | | | | | |||||+0,8 -----+0,48-----+0,37|---|+0,56-----+0,16-----+0,6 | | | | | | 4,0 | | | |9,5| |---| |---| |---| | | | | |---| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |5,4| | | | | | | | | | | | | | | |5,4| | | | | 2,0 | | | | | |4,0| |4,1| |4,4| |4,4| |4,3| |3,9| | | |5,0| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 ----------|---------|---------|---------|---------|-------------------|---------|---------|---------| | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В целях поддержки социально значимых видов услуг намечается проводить целевые конкурсы по продаже или аренде нежилых помещений именно для тех предприятий, которые берут обязательство оказывать населению такие услуги. Финансирование создания новых и реконструкции действующих предприятий должно осуществляться, как правило, за счет средств самих предприятий. Исключение составят отрасли, жизненно важные для населения. Как и в прежние годы, расходы по благоустройству кладбищ, реконструкции крематориев возьмет на себя город. За счет городских источников предстоит реализовать и принятую ранее программу строительства и реконструкции бань. Город продолжит финансирование работ по созданию очистных сооружений для фабрик - прачечных. Проект таких сооружений намечается реализовать на комбинате "Новость", а затем использовать на других предприятиях. Намечаемые объемы ассигнований за счет городских источников на реконструкцию и модернизацию предприятий отрасли, на проектно - изыскательские работы на 1998-2000 годы представлены в таблице (в млн. руб., в ценах 1998 г.): -------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Предприятия | 1998 г. |1999 г. проект |2000 г. проект | |п/п | |-------------------------|-------------------------|-------------------------| | | | Гор. |На | Гор. |На | Гор. |На | | | | заимствования|возвратной| заимствования|возвратной| заимствования|возвратной| | | | |основе | |основе | |основе | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 1 | Бани и банно - | 12 | | 40 | | 40 | | | | прачечн. комбинаты| | | | | | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 2 | Фабрики - | 2.088 | | 10 | 30 | 10 | 30 | | | прачечные | | | | | | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 3 | Фабрики хим. | 0.185 | | 5 | 20 | 5 | 20 | | | чистки, химчистки | | | | | | | | | - прачечные | | | | | | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 4 | Московский опытно | 0.673 | | 2 | | 2 | | | | - | | | | | | | | | экспериментальный | | | | | | | | | металлическ. завод| | | | | | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 5 | ГУП комбинат по | 0.164 | | 2 | | 2 | | | | обработке и | | | | | | | | | прокату белья | | | | | | | | | "Новость" - | | | | | | | | | проектирование | | | | | | | | | очистных | | | | | | | | | сооружений для | | | | | | | | | фабрик - прачечных| | | | | | | | | (для повторного | | | | | | | | | примен.) | | | | | | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 6 | ГУП "Ритуал" | 198 | | 180 | | 170 | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 7 | Учебно - | | | | | | | | | производств. | | | | | | | | | комбинат | 0.800 | | | | | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | 8 | Мосгорломбард | 1.200 | | | | | | |----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------| | | Итого | 215.1 | | 239 | 50 | 229 | 50 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- Все остальные услуги, как правило, должны развиваться за счет собственных или заемных средств через Москомзайм, Моссбербанк и другие банки. По предварительным данным, на создание новых и реконструкцию действующих предприятий в 1998-2000 годах будет направлено более 1,0 млрд. рублей средств предприятий и заинтересованных в развитии бытовых услуг инвесторов. Кроме того, префектуры и районы на эти цели за 3 года могли бы направить не менее 150-200 млн. рублей из средств внебюджетных фондов. Окончательные объемы капитальных вложений уточнятся при разработке окружных программ развития бытового обслуживания населения к 1998-2000 годам. Необходимо взять под особый контроль создание предприятий в новых жилых районах и предприятий по социально значимым услугам, в том числе по ремонту одежды, обуви, стирке белья и чистке одежды методом самообслуживания, а также недорогим услугам парикмахерских, мастерских по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин. Для таких предприятий необходимо первоочередное выделение нежилых помещений на условиях целевого конкурса, а также предоставление на льготных условиях кредитов Москомзайма при положительном заключении Департамента потребительского рынка и услуг. В целях поддержки указанных видов услуг необходимо также долевое финансирование программ создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет Фонда занятости и финансирования создания малых предприятий в новых районах массовой жилой застройки за счет средств, выделенных в бюджете на поддержку малого предпринимательства, и внебюджетных фондов префектов и супрефектов. В рамках реализации поставленных задач потребуется решить следующие вопросы: 1. Поддержка и развитие частнопредпринимательской деятельности на потребительском рынке и в сфере бытовых услуг. 2. Поддержка социально значимых видов услуг. 3. Обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству предоставляемых услуг. В этих целях необходимо продолжить работы по лицензированию и сертификации услуг, обеспечить контроль за соблюдением предприятиями условий лицензирования и сертификации. По основным видам бытового обслуживания в 1998-2000 годах будут разработаны правила предоставления услуг, в том числе парикмахерских, ломбардов, ремонта и техобслуживания бытовой техники, ритуальным услугам. Будут разработаны также необходимые нормативные документы, обеспечивающие проведение работ по лицензированию и сертификации. 4. Обеспечение кадрами предприятий сферы услуг. Для этого в 1998 году будет разработана программа подготовки и переподготовки кадров, в том числе рабочих профессий. К этой работе необходимо подключить учебные заведения города: Государственную академию сферы быта и услуг, Учебно - производственный комбинат бытового обслуживания и др. 5. Создание более благоприятных условий для дальнейшего развития рыночных отношений в сфере бытового обслуживания. 5.1. Поддержка предприятий различных организационно - правовых форм и объективно складывающегося соотношения количества малых, средних и крупных предприятий, а также числа индивидуалов - мастеров (ремесленников), работающих самостоятельно, вне предприятий. На некоторых ключевых направлениях, как и прежде, необходимо сохранить небольшое число государственных предприятий, в том числе ГУП "Ритуал", комбинат "Мосгорломбард", Московский опытно - экспериментальный завод (МОЭМЗ), Учебно - производственный комбинат, ряд крупных предприятий по чистке одежды и стирке белья, выполняющих заказы бюджетных организаций. Наличие таких предприятий будет и впредь поддерживать стабильность в соответствующих видах услуг. 5.2. Формирование и поддержка реального, ответственного и эффективного предпринимателя - хозяина сервисной организации, энергичного, грамотного и предприимчивого. 5.3. Развитие конкуренции на рынке сферы услуг. Это возможно лишь при наличии большого числа предприятий по одному и тому же виду услуг. 5.4. Более эффективное использование возможностей Палаты ремесел г. Москвы и потенциала индивидуальных мастеров, которые заняты в сфере услуг, но пока не организованы и не получают должной поддержки. Здесь предлагается создать сеть ремесленных центров бытового обслуживания по районам и через них наладить взаимодействие индивидуалов между собой, с Палатой ремесел, с префектурой и муниципальным районом. На первом этапе можно создать 2-3 пилотных центра, а затем решать вопросы целесообразности и необходимости их создания в других округах. 6. Экологическая проблема. Необходимо на системной основе в течение ближайших трех лет решить следующие вопросы: 6.1. Очистка сточных вод после стирки белья. Эта проблема может быть решена за счет создания специальных модульных очистных сооружений и путем применения специальной технологии стирки с помощью ионизированных растворов, например по системе, предложенной учеными НПО "Химавтоматика". При такой технологии количество моющих веществ (ПАВ) в сточных водах сократится в 2-3 раза. 6.2. Обезвреживание и утилизация шламовых отходов после химической чистки вещей на основе отечественных или импортных установок. 6.3. Сбор и утилизация серебросодержащих растворов и материалов, остающихся после технологических процессов в кинофотолабораториях. 6.4. В перспективе необходимо решить вопрос сбора и утилизации волос, остающихся в парикмахерских. 7. Создание системы по организации обслуживания малообеспеченных граждан на безвозмездной основе на льготных условиях или с частичной оплатой за услуги. Варианты решения этой проблемы, например, по услугам бань: 7.1. Всю разницу между ценой услуги и льготной ценой компенсирует префект или супрефект из своего внебюджетного фонда. 7.2. То же, но компенсация идет за счет средств Комитета социальной защиты. 7.3. Предприятия заключают договор с Департаментом потребительского рынка и услуг или префектурой, по которому предприятие получает льготы по арендной плате за нежилые помещения и землю, плате за воду и т.д. Одновременно предприятие принимает на себя обязательство обслуживать всех льготников в соответствии с распоряжением Мэра. 8. Повышение роли и ответственности районов в обеспечении населения услугами. В этой связи необходимо реализовать комплекс организационных и экономических мер, которые позволят районам более предметно заниматься сферой услуг. В этих целях необходимо некоторое расширение прав территориальных управлений районов. В частности, в порядке эксперимента в рамках 2-3 районов предлагается передать в оперативное управление муниципального района нежилые помещения общей площадью 2-3 тысячи квадратных метров для организации на них предприятий бытового обслуживания по социально значимым услугам. |
Фрагмент документа "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999)".