МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МОСКОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ. Соглашение. Правительство Московской области. 10.11.05

Фрагмент документа "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МОСКОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа


Страницы: 1  2  


Раздел 2. Основные направления развития
            и совершенствования охраны здоровья взрослого
               и детского населения г.Москвы (Городские
                       медицинские приоритеты)

     Раздел 2   программы   "Столичное   здравоохранение"  состоит  из
следующих основных подразделов:
     2.1. Целевая диспансеризация населения.
     Программа "Целевая диспансеризация  населения  города  Москвы  на
2005-2007  гг."  утверждена  постановлением Правительства Москвы от 19
апреля 2005 года  N  231-ПП  и  является  составной  частью  программы
"Столичное здравоохранение".
     2.2. Скорая и неотложная медицинская помощь.
     Медико-социальная значимость    проблемы    оказания   скорой   и
неотложной   медицинской   помощи   сохраняет    свою    актуальность,
обусловленную   стойкой   тенденцией   ежегодного  роста  обращаемости
населения.  Так,  за последние 5  лет  количество  обращений  на  "03"
увеличилось   почти   на   15%,  значительно  возросла  потребность  в
транспортировке больных с  хронической  почечной  недостаточностью  на
гемодиализ,   не  сокращается  количество  "непрофильных"  для  скорой
медицинской  помощи  вызовов.  До  настоящего  времени   имеют   место
нарушения  нормативов  прибытия  выездных  бригад  на  вызов,  требуют
корректировки алгоритмы приема вызовов  от  населения,  категорийность
вызовов в зависимости от повода, стандарты оказания медицинской помощи
на догоспитальном этапе,  не отвечает современным требованиям  система
оперативной связи.
     Расчетная потребность  городской  службы  скорой   и   неотложной
медицинской  помощи  в  финансовых  средствах  на  2006-2007  гг.  для
укрепления материально-технической базы составляет 597,7 млн.  рублей,
в том числе:
     - на модернизацию и развитие системы связи - 13,2 млн. рублей;
     - на   сопровождение   комплексной   автоматизированной   системы
управления - 195,7 млн. рублей;
     - на закупку оргтехники для оснащения структурных подразделений -
0,5 млн. рублей;
     - на закупку санитарного автотранспорта - 128,7 млн. рублей;
     - на содержание зданий и сооружений - 120,7 млн. рублей;
     - на закупку мебели общего назначения и технического оборудования
- 26,0 млн. рублей;
     - на закупку медицинского оборудования для дооснащения линейных и
специализированных бригад - 112,9 млн. рублей.
     Укрепление материально-технической базы городской службы скорой и
неотложной медицинской помощи будет  осуществляться  за  счет  средств
бюджета города Москвы в рамках выделенного финансирования на эти цели,
а также за счет  средств  федерального  бюджета  в  рамках  реализации
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
     Реализация программных    мероприятий    будет     способствовать
оптимизации   медицинского   обеспечения   населения   службой  скорой
медицинской помощи за счет повышения оперативности и  качества  работы
выездных   бригад,   организационных  преобразований  и  автоматизации
процесса управления.
     2.3. Экстренная   медицинская  помощь  в  чрезвычайных  ситуациях
(городская служба медицины катастроф).
     Город Москва   относится   к  регионам,  который  характеризуется
высокой степенью потенциальной  аварийной  опасности.  Территориальная
служба  медицины  катастроф,  являясь  одной из приоритетных подсистем
Государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций,     предназначена     для    гарантированного    обеспечения
безотлагательной  и  полноценной  ликвидации  медицинских  последствий
реализованных чрезвычайных ситуаций различного вида и масштаба.
     По прогнозам,  представленным МЧС России, в течение ближайших лет
снижение  числа  чрезвычайных  и кризисных ситуаций не ожидается,  что
диктует необходимость дальнейшего развития  подразделений  медицинской
службы,  привлекаемых  к  работе  по организации и оказанию экстренной
медицинской помощи пострадавшему населению как на месте  происшествия,
так  и  на госпитальном и постгоспитальном этапах.  Проблема повышения
антитеррористической  безопасности   учреждений   здравоохранения   на
современном этапе приобретает особое значение.
     Мероприятия программы будут способствовать поддержанию и этапному
повышению  достигнутого  уровня предварительной готовности медицинской
службы Департамента здравоохранения к  безотказному  оказанию  первой,
квалифицированной   и   специализированной   помощи   пострадавшим   в
чрезвычайных    ситуациях    за     счет     внедрения     современных
организационно-управленческих  и  лечебно-диагностических  технологий,
согласованности  действий   всех   служб   экстренного   реагирования,
рационального использования медицинских сил и средств.
     2.4. Охрана здоровья матери и ребенка.
     Охрана здоровья  матери  и ребенка является одним из приоритетных
направлений   деятельности   столичного   здравоохранения.    Ежегодно
департаментом проводится планомерная работа по повышению доступности и
качества  оказания  медицинской  помощи   данной   категории   жителей
г.Москвы.
     В целях  повышения   результативности   профилактической   работы
проводится ежегодная диспансеризация детей всех возрастов. В 2004 году
свыше 1,3 млн. детей осмотрено педиатром, что составляет 98,8% от всех
детей,  подлежащих  осмотру,  и  выше соответствующего показателя 2003
года на 0,9%.  Патология была выявлена у 63,8%  детей,  из  которых  у
25,9%  -  впервые.  В  2004  г.  пролечено свыше 648 тыс.  детей,  что
составляет 86,7% от всех детей, подлежащих лечению.
     Результатом проводимой диспансеризации детского населения явилось
снижение как общей заболеваемости детей за последние 5 лет (2000 г.  -
188 205 на 100 тыс.  детского населения; 2004 г. - 168 015 на 100 тыс.
детского населения),  так и заболеваемости по основным  нозологическим
формам.  В  частности:  по болезням органов дыхания - с 114 516 до 104
532;  по болезням крови,  кроветворных органов -  с  818  до  560;  по
болезням органов пищеварения - с 7302 до 5946; по болезням мочеполовой
системы - с 3046 до 2840. Существенно снизилась и заболеваемость детей
первого  года жизни,  с 33 547 на 100 тыс.  детей первого года жизни в
2000 г. до 27 269 - в 2004 г.
     Внедрение современных  медицинских  технологий  в практику работы
родовспомогательных  и  детских  лечебно-профилактических   учреждений
путем   переоснащения   отделений  реанимации,  отделений  вынашивания
недоношенных детей позволило снизить перинатальную смертность с 12,5 в
2000  году до 10,6 в 2004 году,  младенческую смертность с 11,2 в 2000
году до 10,0  в  2004  году,  а  без  учета  иногородних  младенческая
смертность составила 6,2 на 1000 родившихся живыми,  что соответствует
европейским показателям.
     В городских  стационарах ежегодно получают лечение более 178 тыс.
детей,  свыше 15,5 тыс.  детей обеспечены санаторным лечением,  в  том
числе  2,5  тыс.  детей  - по путёвкам "Мать и дитя".  В полном объеме
оказывается комплексная  медицинская  помощь  детям-сиротам  и  детям,
оставшимся   без   попечения   родителей.   Свыше   240   тыс.   детей
обеспечиваются бесплатными лекарственными средствами,  более 170 тысяч
- получают бесплатное детское питание.
     Против туберкулеза,   кори,   полиомиелита,   дифтерии   ежегодно
прививаются   свыше   96%  детей  декретированных  возрастов.  Планово
проводимая иммунизация против  инфекционных  заболеваний  среди  детей
всех  возрастных  групп  позволила  снизить на 19,7%  общий показатель
инфекционной заболеваемости по сравнению с  2003  годом.  Кроме  того,
отмечается снижение заболеваемости по гриппу, ОРВИ, вирусному гепатиту
В, коклюшу, менингококковой инфекции.
     На фоне  устойчивого  роста  числа  беременных,  наблюдающихся  в
женских  консультациях  города,  медицинская  помощь   в   учреждениях
родовспоможения  также оказывалась на высоком профессиональном уровне,
с дальнейшим  ростом  качества  наблюдения  и  лечения.  В  частности,
количество  беременных,  у которых произошло прерывание беременности в
сроке 22-27 недель, снизилось в 1,4 раза по сравнению с 2003 годом.
     Отмечается четкая  тенденция  к  снижению  количества медицинских
абортов:  с 40 269 - в 2003 году,  до 35 030 в 2004 году,  что явилось
следствием  активной  информационно-просветительской  работы  окружных
центров планирования семьи и репродукции.
     Изменилась структура   материнской   смертности   -   уменьшилось
количество  смертей,   обусловленных   тяжелым   течением   осложнения
беременности - гестоза. На первое место в 2004 году выходит смертность
от  экстрагенитальной  патологии   (сердечно-сосудистые   заболевания,
туберкулез и пр.).
     Сохранение и  дальнейшее   повышение   качества   и   доступности
медицинской   помощи  матерям  и  детям  диктует  необходимость  более
широкого  использования  в  практике  работы  учреждений   детства   и
родовспоможения  современного  лечебно-диагностического  оборудования.
Особо остро стоят вопросы оснащения детских учреждений здравоохранения
аппаратами   компьютерной   томографии   и  ядерно-магнитнорезонансной
томографии;   совершенствования   организации   и   оснащения   службы
анестезиологии  и  реанимации  акушерских  стационаров;  переоснащения
службы   лучевой    диагностики    детских    городских    поликлиник;
совершенствования   службы   пренатальной  диагностики,  переоснащения
женских консультаций и акушерских стационаров  лечебно-диагностическим
оборудованием;  расширения  службы  реанимации  и  интенсивной терапии
новорожденных, открытия коек второго этапа выхаживания.
     Реализация программных    мероприятий    позволит   более   полно
удовлетворить потребности матерей и детей в  медицинском  обеспечении,
повысить  качество  лечебно-диагностического  процесса  в  учреждениях
детства  и  родовспоможения,  снизить   материнскую   и   младенческую
смертность, заболеваемость среди детей.
     2.5. Медицина в школе.
     По состоянию   на   01.01.2005  г.  под  медицинским  наблюдением
городских лечебно-профилактических  учреждений  находится  1  542  800
детей  в  возрасте  с  0 до 14 лет включительно,  из которых 1 241 994
человек (80,5%) обучаются в образовательных  учреждениях  Департамента
образования.
     В целях  оказания  лечебно-профилактической  помощи  учащимся   в
образовательных     учреждениях     в     штатное    расписание    171
амбулаторнополиклинического  учреждения  Департамента  здравоохранения
включено  1182,5  ставки педиатров и 1995,5 ставки средних медицинских
работников (из расчета: 1000 учащихся на врача-педиатра и 700 учащихся
на  1 ставку медсестры).  В настоящее время на данных ставках работают
737 педиатров и 1346  средних  медицинских  работников.  В  2004  году
укомплектованность  штатных  должностей  в образовательных учреждениях
составляла  по  врачам-педиатрам   63,7%,   по   средним   медицинским
работникам - 58,5%.
     В целях  обеспечения  учащихся  медицинской  помощью  (проведение
целевой диспансеризации, вакцинопрофилактики, медицинского контроля за
физическим воспитанием) в образовательных учреждениях, где отсутствует
медицинский   персонал,  используется  бригадный  метод.  Приказом  за
данными школами закрепляется врачебно-сестринская бригада поликлиники,
осуществляющая работу по графику.
     Функциональные обязанности   медицинских    работников    детских
поликлиник,  оказывающих  лечебно-профилактическую  помощь  учащимся в
медицинских кабинетах образовательных учреждений,  определены приказом
Министерства  здравоохранения  РФ  и  Министерства  образования  РФ от
30.06.1992 г.  N 186/272  "О  совершенствовании  системы  медицинского
обеспечения  детей  в образовательных учреждениях".  Поликлиники имеют
лицензию Департамента  здравоохранения  на  осуществление  медицинской
деятельности  в  медицинском  кабинете школы на каждое образовательное
учреждение.  Департаментом здравоохранения в целях улучшения  оказания
медицинской  помощи учащимся в городских образовательных учреждениях и
во исполнение постановления Правительства Москвы  "О  ходе  подготовки
образовательных  учреждений  города  Москвы  к  новому  учебному году"
ежегодно  издается  приказ  "О  медицинском  обеспечении  учащихся   в
образовательных учреждениях города Москвы".
     Существующая в    столице    система     организации     оказания
амбулаторно-поликлинической   помощи   детям   позволяет  осуществлять
многопрофильную,    квалифицированную    и,    в    первую    очередь,
профилактическую    помощь    учащимся   образовательных   учреждений.
Медицинскими работниками городских лечебно-профилактических учреждений
осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся
детей и подростков с проведением ежегодных профилактических  осмотров,
диспансерного  наблюдения  за детьми,  имеющими отклонения в состоянии
здоровья.
     По итогам первого полугодия 2005 г. охват детей профилактическими
осмотрами составил более 62%.  В целях сезонной профилактики гриппа  и
острых респираторных заболеваний учащимся ежегодно проводится комплекс
профилактических мероприятий,  включающий вакцинацию против  гриппа  и
прием  детьми  лекарственных  средств,  повышающих  защитные механизмы
детского организма (неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ).
     Школьный этап  в  жизни  ребенка  и  подростка  имеет  столь ярко
выраженное своеобразие,  что в медико-биологических,  психологических,
социальных  и,  конечно,  педагогических науках осознана необходимость
его пристального  изучения.  Кардинальные  изменения,  происходящие  в
нашем   обществе,   самым  непосредственным  образом  отражающиеся  на
образовательной системе.  Несмотря на  то,  что  достигнуты  очевидные
успехи  в  деле поддержания здоровья школьников,  требуется постоянная
оптимизация и модернизация идеологических и методологических  подходов
к   деятельности   школьной  медицины.  Основными  направлениями  этой
оптимизации    являются    организационные,    учебнометодические    и
научно-клинические разделы медицины школы:
     1. Организационные
     В рамках   организационной   деятельности    необходимо    решить
актуальные   вопросы   региональных   проблем   в  сфере  медицинского
обеспечения школьников с учетом опыта сотрудничества и  взаимодействия
с  департаментами  и  комитетами  Правительства Москвы по укреплению и
сохранению здоровья детей.
     2. Научно-клинические
     В настоящее время в г.Москве отсутствует структура, отвечающая за
практическое,  методическое и научное обеспечение проблем  здоровья  и
образования   детей.   Возникла   потребность   создания   в   системе
здравоохранения  городского  консультативно-методического  Центра   по
школьной медицине.
     3. Учебно-методическое
     С позиции учебно-методической  деятельности  необходимо  провести
работу    по    совершенствованию   существующей   системы   повышения
профессионального уровня медицинских работников по  вопросам  школьной
медицины. В этом плане актуально создание учебно-методического пособия
для врачей по проблемам школьной  медицины,  отражающего  уровень,  на
который вышло современное здравоохранение в деле приборной диагностики
и оздоровительных технологий.
     Программные мероприятия  позволят  качественно  повысить  уровень
профессиональной деятельности школьных врачей,  привлечь в  эту  среду
новые кадры.
     2.6. Лечебно-профилактическое  и   реабилитационное   обеспечение
ветеранов.
     Совершенствованию медицинского обеспечения ветеранов и  инвалидов
Великой  Отечественной  войны  Департаментом здравоохранения уделяется
особое  внимание.  По  состоянию  на  01.01.2005  г.  под  наблюдением
городских   лечебно-профилактических   учреждений   находится  22  000
инвалидов и 55 573 участников Великой Отечественной войны.
     Во всех  поликлиниках  города  создан регистр льготных категорий,
что дает возможность обеспечивать адресной медицинской и лекарственной
помощью  каждого  инвалида и участника Великой Отечественной войны.  В
амбулаторно-поликлинических учреждениях организован внеочередной прием
инвалидов войн в день обращения, выделены специальные диспансерные дни
для  ветеранов,  что  позволяет  исключить  очереди  для  ветеранов  к
врачам-специалистам.   На  особый  контроль  взяты  одинокие,  лежачие
ветераны.
     Ветеранам войны   в   соответствии   с   Федеральным  Законом  "О
ветеранах"      сохранено       медицинское       обслуживание       в
лечебно-профилактических  учреждениях  города,  где они наблюдались до
выхода на пенсию.
     Ежегодно инвалидам  и  участникам  войны  проводятся  комплексные
диспансерные осмотры.  По состоянию  на  01.01.2005  г.  диспансерными
осмотрами  охвачено  более 98,7%  участников и 99,1%  инвалидов войны.
Диспансеризация инвалидов и  участников  Великой  Отечественной  войны
проводится в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также в период
прохождения ими стационарного лечения.
     Ветераны Великой  Отечественной войны обеспечиваются путевками на
санаторно-курортное лечение,  которые выделяются  органами  социальной
защиты  населения  Москвы  и  Московским региональным отделением Фонда
социального страхования РФ.
     Инвалиды и   участники   Великой   Отечественной  войны,  имевшие
ранения,  связанные с повреждением орбиты глаза и  прилегающей  к  ней
области,  обеспечиваются  очками  для  коррекции зрения бесплатно.  По
медицинским  показаниям  ветеранам  проводится  бесплатное   зубо-   и
слухопротезирование,   в   установленном  порядке  они  обеспечиваются
техническими средствами реабилитации.
     Инвалиды и  участники войны обеспечиваются всеми необходимыми для
лечения лекарственными препаратами в установленном порядке  бесплатно.
Выписка   лекарственных   средств   инвалидам   войны   осуществляется
единовременно  на  курс  лечения  сроком  до  2-х   месяцев   согласно
индивидуальному  плану  лечебно-оздоровительных  мероприятий,  который
составляется  каждому  инвалиду  войны  и  в  соответствии  с  которым
проводится терапия, в том числе медикаментозная.
     Стационарное лечение в  2004  г.  получили  22  496  инвалидов  и
участников  войны,  в  том  числе  21 600 ветеранов - в госпиталях для
ветеранов  войн.  На  базе  госпиталей  работают   врачебно-отборочные
комиссии,  распределяющие  больных  по  отделениям  в  соответствии  с
профилем заболевания.  Больные,  нуждающиеся в  стационарном  лечении,
активно  вызываются  для госпитализации.  Проводится большая работа по
обеспечению  преемственности  между  госпиталями  и   территориальными
поликлиниками.
     Департаментом здравоохранения проводится целенаправленная  работа
по  укреплению  материально-технической  базы госпиталей для ветеранов
войн и городских стационаров,  имеющих в своем  составе  отделения  по
предоставлению    медицинской    помощи    ветеранам.    Госпитали   и
специализированные   отделения    городских    стационаров    оснащены
необходимым    оборудованием,   позволяющим   проводить   весь   объем
лечебно-диагностических манипуляций.
     Вместе с   тем   при  оказании  медицинской  помощи  инвалидам  и
участникам  Великой  Отечественной   войны   имеют   место   отдельные
недостатки.   В  ряде  городских  лечебно-профилактических  учреждений
имеются расхождения  реестров  о  количестве  инвалидов  и  участников
Великой  Отечественной  войны  с  данными  списков  по терапевтическим
участкам и комплектами карт диспансерного учета. Не везде информация о
внеочередном  приеме инвалидов Великой Отечественной войны выделена из
общего списка льготных категорий.  Не всегда соблюдается комплексность
осмотров,   сохраняются   отдельные   недостатки   и  в  лекарственном
обеспечении   ветеранов.    Низкая    укомплектованность    учреждений
амбулаторно-поликлинической       сети       участковыми      врачами,
врачами-специалистами   также   оказывает   негативное   влияние    на
организацию медицинской помощи ветеранам.
     Высокая медико-социальная  значимость  данного   аспекта   работы
системы   городского   здравоохранения   обуславливает   необходимость
реализации  комплекса   программных   мероприятий,   направленных   на
повышение  качества  и  доступности  медицинской  помощи  инвалидам  и
участникам Великой Отечественной войны, улучшение качества их жизни.
     2.7. Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи.
     Департаментом здравоохранения     города     Москвы     уделяется
приоритетное  внимание  совершенствованию амбулаторно-поликлинического
звена,  повышению  его  роли  в  системе  столичного  здравоохранения.
Дальнейшее    развитие   получила   сеть   амбулаторно-поликлинических
учреждений,   улучшилось   их   оснащение   медицинской   техникой   и
оборудованием. Получили распространение новые формы организации работы
поликлиник,  обеспечения льготной категории  населения  лекарственными
препаратами в аптечных пунктах поликлиник.
     Наряду с    этим     Правительством     Москвы,     Департаментом
здравоохранения   постоянно   уделяется   серьезное  внимание  вопросу
совершенствования  работы  участковой   службы,   повышения   качества
первичной медико-санитарной помощи населению.
     В этой  связи  в  2001-2003  гг.  на  базе  городских  поликлиник
Юго-Восточного  административного  округа  Москвы  в рамках реализации
"Комплексной программы оптимизации деятельности  Московской  городской
системы  обязательного  медицинского  страхования  на  1998-2003  гг."
проводился эксперимент по улучшению работы  службы  участковых  врачей
территориальных поликлиник.
     Основной задачей      эксперимента      являлось       проведение
социальноэкономического     анализа     эффективности    материального
стимулирования, его влияния на улучшение показателей работы участковых
врачей и разработка практических рекомендаций по улучшению качества их
деятельности.
     Проведение эксперимента   позволило  улучшить  укомплектованность
участковыми врачами-терапевтами, средним медицинским персоналом и, как
следствие,  улучшить доступность медицинской помощи в поликлинике и на
дому,  увеличить охват населения диспансерным наблюдением.  Участникам
эксперимента  осуществлялась  определенная доплата к заработной плате,
исходя из объема выполненной работы.
     Вместе с   тем   выработанные   в   ходе  эксперимента  оценочные
показатели были ориентированы только  на  количественный  объем  и  не
определяли  качественные  показатели  приема  населения.  Кроме  того,
доплата за работу в условиях эксперимента не в полной мере повлияла на
заинтересованность медицинских работников участковой службы в конечном
результате своего труда,  не явилась стимулом для  улучшения  качества
работы. Проведение эксперимента не решило в полной мере ряд социальных
проблем участковой службы,  таких как  получение  на  льготной  основе
жилья,   повышение   социальной  защищенности  медицинских  работников
(бесплатные  или  по  льготной  цене  путевки  на  санаторно-курортное
лечение),  страхование  профессиональной  ответственности  медицинских
работников.
     Учитывая то,  что  основная задача эксперимента выполнена,  итоги
проведения    эксперимента     признаны     полезными.     Департамент
здравоохранения   города  Москвы  совместно  с  Профсоюзом  работников
здравоохранения  г.Москвы  при  принятии  мер  по  социальной   защите
работников  отрасли  считает  приоритетными решение социальных проблем
участковой службы.
     Мероприятиями Программы "Столичное здравоохранение" предусмотрено
дальнейшее совершенствование  организации  амбулаторно-поликлинической
помощи   населению,   в   том  числе  с  учетом  положительного  опыта
проведенного  эксперимента  в  Юго-Восточном  административном  округе
города     Москвы.     Укрепление     материально-технической     базы
амбулаторно-поликлинических учреждений будет  осуществляться  за  счет
средств  бюджета  города Москвы в рамках выделенного финансирования на
эти цели,  а также за  счет  средств  федерального  бюджета  в  рамках
реализации     приоритетного    национального    проекта    в    сфере
здравоохранения.
     Национальным проектом предусмотрено осуществление денежных выплат
врачам  общей  (семейной)  практики,   участковым   врачам-терапевтам,
участковым  врачам-педиатрам,  участковым медицинским сестрам.  Однако
целевое решение  проблемы  только  по  данным  категориям  медицинских
работников  может  внести  дисбаланс  в  социальное равновесие системы
столичного здравоохранения,  привести  к  социальной  напряженности  в
коллективах  и  оттоку  квалифицированных  медицинских кадров.  В этой
связи в соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы  от  31
января  2006  г.  N 52-ПП "О дополнительных мерах по социальной защите
работников государственных учреждений города Москвы" с 1 февраля  2006
г.  осуществлено  повышение заработной платы всем остальным категориям
медицинских работников на 20%.
     Одним из       основных       направлений       совершенствования
амбулаторнополиклинического  звена,  повышения  его  роли  в   системе
столичного  здравоохранения является обеспечение доступности первичной
медикосоциальной помощи для населения  путем  снижения  очередности  к
врачам-специалистам.
     С этой  целью  Программой  предусмотрены:  интенсификация  работы
диагностических    центров,   дальнейшее   расширение   сети   дневных
стационаров как в амбулаторно-поликлинической,  так и  в  стационарной
сети,  создание консультативно-диагностических отделений при городских
больницах.
     Повышению доступности и качества амбулаторной помощи, безусловно,
будет способствовать и запланированное реформирование  диагностической
службы,    представленное   в   соответствующем   разделе   Программы.
Планируется привлечение для работы в поликлиниках  врачейсовместителей
из стационаров и кафедральных работников для консультаций. Кроме того,
будут организованы окружные врачебные  бригады  специалистов  "узкого"
профиля  для  проведения  по графику выездных консультаций в городских
поликлиниках для обеспечения "шаговой" доступности  специализированных
видов медицинской помощи.
     Особое внимание в Программе уделено проблеме управления качеством
медицинской  помощи  в  первичном  звене  городского  здравоохранения.
Путями  этапного  решения  данной  проблемы  определены:  повсеместное
внедрение  стандартов оказания амбулаторно-поликлинической медицинской
помощи и постоянный контроль за их выполнением, подготовка и повышение
квалификации    медицинских   работников,   анализ   качества   работы
медицинских  кадров   поликлиник,   в   том   числе   по   результатам
анкетирования  территориального  населения  на основе опыта проведения
опросов в Северо-Восточном,  Южном и  Зеленоградском  административных
округах  и  непосредственных встреч и телефонных обращений населения к
руководству поликлиник.
     В рамках  реализации Программы предусмотрен постоянный мониторинг
укомплектованности  участковыми  врачами  и  медицинскими  сестрами  с
проведением ежемесячного анализа динамики и качества работы с кадрами.
     Выполнение мероприятий Программы позволит в значительной  степени
оптимизировать  систему оказания всех видов амбулаторнополиклинической
помощи населению города.
     2.8. Специализированная     медицинская    помощь    больным    с
распространенными видами заболеваний.
     Данный подраздел     включает     обоснование    потребности    в
совершенствовании медицинского обеспечения по 14 направлениям.
     2.8.1. Социально    значимые    и    острозаразные   заболевания:
инфекционные,  туберкулез,  дерматовенерологические,  психиатрические,
наркологические.
     Болезни органов  дыхания  остаются  важнейшей   медико-социальной
проблемой.  Эти  заболевания  наносят  серьезный  материальный ущерб в
результате   потери   трудоспособности   и   преждевременной    смерти
значительнй части наиболее трудоспособного населения. Заболеваемость,
инвалидность и смертность от  этой  патологии  по  данным  официальной
статистики  после  существенного  повышения  в  начале и середине 90-х
прошлого века стабилизировались,  но на относительно  высоком  уровне,
хотя эти показатели в г.Москве ниже, чем в целом по России.
     В 2004 г.  по сравнению с 2003 г.  количество впервые  выявленных
больных   фтизиатрического   профиля   увеличилось   на  303  человек,
показатель заболеваемости составил 38,6 на 100 000 населения  (в  2003
г. - 35,7). По-прежнему остается сложной эпидемиологическая ситуация в
учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве
(около   11%   всех   впервые   выявленных  больных,  взятых  на  учет
фтизиатрами, выявляются в СИЗО).
     Среди больных, состоящих на учете в диспансерах, треть составляют
социально дезадаптированные лица  и  больные,  страдающие  хроническим
алкоголизмом  и  наркоманией.  Сохраняются серьезные проблемы с ранним
выявлением больных фтизиатрического профиля.  Более 30%  этих  больных
выявляются с распадом легочной ткани и с бактериовыделением.
     Смертность среди  больных  фтизиатрического  профиля   в   Москве
уменьшилась с 9,1 на 100 000 населения в 2003 г.  до 8,7 в 2004 г.  Из
всех умерших 19,1%  были не известны диспансеру,  а 22,5%  состояли на
учете менее одного года.
     Реализация предусмотренных   программой   мероприятий    позволит
создать   основу   для  снижения  заболеваемости,  распространенности,
инвалидности и  смертности  среди  больных  фтизиатрического  профиля,
совершенствовать    организацию   фтизиатрической   службы,   повысить
эффективность профилактической работы,  терапии больных  с  патологией
органов  дыхания,  укрепить  материально  техническую  базу и кадровый
потенциал фтизиатрической службы.
     В настоящее  время существует необходимость разработки конкретных
мероприятий,   направленных   на   дальнейшее    развитие    городской
инфекционной службы,  что обусловлено целым комплексом причин, одна из
которых  высокая  заболеваемость   инфекционными   болезнями   (острые
кишечные  инфекции,  вирусные  гепатиты,  грипп и острые респираторные
вирусные инфекции,  скарлатина,  ветряная оспа,  паротит, мононуклеоз,
болезни, вызванные ВИЧ и т.д.).
     Несмотря на значительный прогресс в изучении этих  заболеваний  и
их   возбудителей,   создание  иммунных  препаратов  для  профилактики
управляемых инфекций, летальность от инфекционных болезней по-прежнему
высока.
     Массовое распространение ряда инфекционных заболеваний,  в первую
очередь,  передающихся  воздушно-капельным  путем,  высокая  частота и
тяжелое течение обуславливают необходимость своевременного выявления и
оказания   необходимой   специализированной  помощи.  В  то  же  время
различные уровни сложности и массовости  распространения  инфекционных
заболеваний,  масштабность  наносимого  социальноэкономического ущерба
требуют выделения ведущих задач  и  концентрации  усилий  инфекционной
службы на приоритетных направлениях,  где необходим и реально достижим
ощутимый результат.
     Одной из   главных   задач   профилактики  инфекционных  болезней
является раннее  распознавание  заболеваний  и  соответственно  ранняя
госпитализация  больного,  тем  самым  изоляция  его от окружающих.  В
раннем и полном выявлении инфекционных больных,  особенно со стертыми,
атипичными  неясными формами заболевания,  а также вновь открывающихся
болезней требуются своевременные  и  современные  лабораторные  методы
диагностики, что также является профилактическими мерами.
     Высокая заболеваемость населения инфекционными  заболеваниями,  а
также  необходимость  широкого  внедрения  в практику работы городской
инфекционной  службы  современных  технологий  диагностики  и  лечения
требуют разработки и реализации комплексного подхода к лечению больных
инфекционного профиля, предполагающего использование высокоэффективных
лекарственных   препаратов   наряду   с   адекватной  сопроводительной
терапией.
     Реализация комплекса   запланированных   программой   мероприятий
позволит провести работу  по  совершенствованию  организации  оказания
специализированной   медицинской   помощи   больным   с  инфекционными
заболеваниями,  повысить  эффективность  оказываемых   услуг,   широко
внедрить современные методы диагностики и лечения.
     В настоящее время Москва,  как и вся Россия,  переживает эпидемию
потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Наркологической
службой зарегистрировано около 30 тысяч больных  наркоманией  и  около
100    тысяч    больных    алкоголизмом.    Введение    коэффициентов,
рекомендованных Минздравсоцразвития Российской Федерации,  показывает,
что истинное количество больных алкоголизмом в населении Москвы больше
учтенных не менее чем в 2 раза,  а больных наркоманией больше учтенных
примерно в 7 раз.  Отмечается увеличение смертности и общее утяжеление
контингентов как за счет роста числа больных наркоманиями,  так  и  за
счет   резкого   увеличения   сопутствующих   заболеваний:  гепатитов,
ВИЧ-инфекции  и  других  инфекционных  и   венерических   заболеваний,
отравлений, травматизма.
     Каждый четвертый-пятый  подросток  (не  менее  20%  подросткового
населения)  является  потребителем наркотиков.  По данным Министерства
обороны,  70%  призывников  имеют  опыт  употребления  наркотиков.  Из
организованных  коллективов  наиболее  часто употребляются наркотики в
высших учебных заведениях,  а в трудовых коллективах с преимущественно
мужским  составом работающих около 20%  имеют признаки алкоголизма.  В
местах досуга наркотизация и алкоголизация молодежи приобретают  почти
тотальный характер.
     Подросток, употребляющий   наркотики,   через   некоторое   время
становится инвалидом по психическому или иному заболеванию, и общество
вынуждено его содержать.
     Необходимо учитывать,   что   лечение   и   реабилитация  больных
наркоманией,  алкоголизмом  и  токсикоманией  -  процесс   длительный,
дорогостоящий и требующий участия большого числа специалистов. Мировой
опыт работы с наркологическими больными показывает,  что эффективность
лечения   достигает   максимальных   цифр   только   при   длительном,
непрерывном, многоэтапном и системном подходе к решению данных проблем
с   внедрением   программ   профилактики,  раннего  выявления  больных
наркологического профиля  и  медико-психологической,  медикосоциальной
реабилитации.
     В результате  реализации  комплекса  запланированных  мероприятий
будет  создана  и внедрена в практику системная организационная модель
профилактики заболеваний,  связанных с зависимостью,  а  также  единая
технологически        взаимосвязанная        система        поэтапного
лечебнореабилитационного процесса.
     Актуальность проблем  в  области  психиатрии  и  связанных  с ней
негативных явлений в общественной жизни страны чрезвычайна высока.
     Межведомственной комиссией  Совета  безопасности России по охране
здоровья населения (протокол N 4  от  23.07.1997  г.)  проблема  роста
заболеваемости   психическими  расстройствами  оценена  как  серьезная
угроза здоровью нации.
     В Москве  на  фоне  относительной  стабилизации  в последние годы
эпидемиологической ситуации,  связанной с психическими расстройствами,
показатели первичной болезненности и заболеваемости всеми психическими
расстройствами остаются на высоком уровне.
     Чрезвычайно высок  удельный вес психической патологии в детском и
подростковом населении при отсутствии в широкой  практике  современных
организационных   моделей  психопрофилактической  работы  с  детьми  и
подростками.
     Увеличилось число психических расстройств в связи с чрезвычайными
ситуациями,   общественно   опасными   действиями,   террористическими
акциями.
     Неудовлетворительно состояние материально-технической базы многих
учреждений, оказывающих психиатрическую помощь населению.
     Очень трудной   проблемой,   касающейся   различных   медицинских
специальностей,   является   крайне  низкая  обеспеченность  населения
койками   соматопсихиатрического   профиля,   количество   которых   в
стационарах   города  из  года  в  год  уменьшается  при  возрастающей
потребности.
     В последние  годы  низкими  темпами осуществлялось развитие такой
прогрессивной   и   экономически   рентабельной   формы    организации
психиатрической  помощи  как  дневные стационары.  В настоящее время в
Москве функционируют 27 дневных стационаров на 1780 мест (при ПНД - 19
на 1095 коек и 8 на 685 коек при психиатрических больницах).
     Отсутствие специализированной   юридической   защиты   психически
больных  и  инвалидов приводит к тому,  что многие из них остаются без
жилья,  иного имущества,  грубо нарушаются их права, в т.ч. со стороны
государственных структур.
     Большую озабоченность вызывают высокие темпы роста  инвалидизации
населения вследствие психических заболеваний (с 51 220 чел.  в 2002 г.
до  55  886  чел.  в  2004  г.).   Особенно   необходимо   подчеркнуть
значительное  увеличение  удельного веса больных-инвалидов с тяжелыми,
хронически  протекающими   психическими   заболеваниями   (шизофрения,
эпилепсия  и  др.).  Среди  них  высока  доля  инвалидов  I и II групп
(87-90%).  Из числа инвалидов 87% пациентов находятся в трудоспособном
возрасте.  Крайне редки случаи снижения тяжести инвалидности (5-6%). И
лишь в 1-2% случаев достигается восстановление трудоспособности.
     Наряду со значительным снижением числа больных-хроников,  подолгу
пребывающих  в  психиатрических  больницах,  происходит   "накопление"
пациентов   с  утраченной  и  стойко  сниженной  трудоспособностью  во
внебольничных   условиях.   Причем,   средняя   длительность   периода
нетрудоспособности  из года в год возрастает.  К этому нужно добавить,
что   большая   часть    больных,    не    оформляющих    инвалидность
(негативно-болезненное  отношение  пациента,  недостаточная активность
работников психиатрической службы и др.),  исключены  по  существу  из
сферы производства и являются "инвалидами без пенсии".
     Кроме нарастания числа психически больных-хроников  в  населении,
ложащихся  тяжелым  бременем  на семью или влачащих жалкое бедственное
существование,  часто приводящее  к  асоциальному  поведению,  немалое
количество пациентов переводится в психоневрологические интернаты (как
правило, в трудоспособном возрасте). Еще одной "формой приспособления"
больных-хроников  является  частая  госпитализация  в  психиатрический
стационар,  обусловленная,  наряду  с  клиническими,   и   социальными
причинами.
     Морально-психологический и  экономический  урон,  происходящий  в
результате  подобного положения больных-хроников,  совершенно очевиден
(высокие   расходы   службы   социальной    помощи,    психиатрических
стационаров, издержки семьи душевнобольного и т.д.).
     В то  же  время  установлено,  что   различные   мероприятия   по
социально-трудовой    реабилитации    психически   больных   (особенно
инвалидов) не только направлены на  решение  имеющихся  медицинских  и
морально-этических   проблем   (низкий  социальный  статус  психически
больных,  их  слабая  правовая  защищенность,  высокая   толерантность
общества  к  психиатрическим  проблемам  и  т.д.),  но  и имеют сугубо
экономическое   значение,    поскольку    подобная    реабилитационная
деятельность стоит в несколько раз дешевле, чем пожизненное пенсионное
обеспечение больных и содержание их в стационарных учреждениях.
     Однако с   каждым   годом   уменьшается   число   учреждений  для
востановительной терапии и социально-трудовой реабилитации  инвалидов,
являющихся   основной   базой   для  программ  вторичной  и  третичной
профилактики инвалидности вследствие психических заболеваний.
     В связи  с  этим  произошло снижение объемов работы по реализации
программ   трудовой    терапии,    восстановления    трудоспособности,
рационального  трудоустройства психически больных и инвалидов,  в ряде
случаев - вообще сворачивание этого направления деятельности.
     Так, количество    мест   в   лечебно-трудовых   мастерских   при
психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах постоянно
увеличиваясь до 1987 г.  (5096 мест), затем начало неуклонно снижаться
и уменьшилось к 2004 г. до 3267 мест.
     С 1986 г.  количество пациентов (преимущественно инвалидов) в ЛТМ
сократилось с 34 414 до менее 10 000 в 2004 г.
     Обеспеченность местами  в  ЛТМ  по  г.Москве  в  настоящее  время
составляет 3,2 на 10 000 населения при нормативной потребности (данные
МЗ РФ) 10,0 на 10 000 населения.
     С непреодолимыми трудностями сталкиваются ЛТМ в получении заказов
на производство продукции. Резко сократилось разнообразие видов труда,
применяемых в деятельности ЛТМ.  В связи с высокой  стоимостью  сырья,
низкой  технической  оснащенностью  продукция  ЛТМ  малорентабельна  и
неконкурентоспособна  в  процессе  сбыта.   Требует   новой   редакции
юридический   статус   ЛТМ,  который  не  соответствует  изменившемуся
законодательству.
     Учитывая актуальность   проблемы,  комплексное  решение  вопросов
профилактики,  лечения  и  реабилитации   пациентов   с   психическими
заболеваниями   постоянно   находится   в   поле  зрения  Департамента
здравоохранения города Москвы.  На протяжении последних пяти  лет  они
неоднократно  рассматривались  на Коллегиях Департамента,  а в августе
2000 г.  им было полностью посвящено заседание постоянно  действующего
Координационного  Совета  по делам инвалидов при Правительстве Москвы.
Проводимая работа позволила достичь определенной тенденции к улучшению
качества психиатрической помощи населению.
     В то же время реализация ряда принятых  решений  остается  крайне
затруднительной,    особенно   в   тех   случаях,   когда   необходимо
взаимодействие  различных  ведомств  (социально-трудовая  реабилитация
инвалидов   вследствие   психических  заболеваний  в  лечебно-трудовых
мастерских,  организация социальной  поддержки  психически  больным  и
юридическая помощь им, расширение сети соматопсихиатрических отделений
на   базе    многопрофильных    больниц,    организация    необходимой
преемственности    в   деятельности   стационарных   и   внебольничных
психиатрических учреждений.
     Реализация предусмотренных    программой   мероприятий   позволит
создать модель территориальной психопрофилактической  службы  с  целью
активизации  научных  исследований  и  широкого  внедрения  в практику
современных технологий в области профилактической психиатрии,  раннего
выявления психических заболеваний,  ранней догоспитальной реабилитации
пациентов,  их интенсивного медикаментозного  лечения,  предупреждения
инвалидизации.
     2.8.2. Диагностика,  профилактика и  современные  методы  лечения
ВИЧ-инфекции.
     Программа по  предотвращению  ВИЧ-инфекции  в  городе  Москве  на
2004-2006  гг.  утверждена  постановлением  Правительства Москвы от 29
июля  2003  года  N  605-ПП  и  является  составной  частью  программы
"Столичное  здравоохранение",  в  которой  отражен  перечень  основных
мероприятий к реализации в  2007  году  по  направлению:  диагностика,
профилактика и лечение ВИЧ-инфекции.
     2.8.3. Медицинская     помощь     больным     с     заболеваниями
сердечнососудистой системы.
     Высокий уровень сердечно-сосудистой заболеваемости является одной
из  самых  актуальных  проблем  не  только в медицине,  но приобретает
важное государственное значение,  учитывая, что более половины смертей
происходит  от  кардиологических  заболеваний  и,  что особенно важно,
среди умерших и инвалидизированных значительная часть состоит из людей
трудоспособного возраста.
     Достаточно сказать,  что только  в  Москве  от  острого  инфаркта
миокарда  и сердечной недостаточности ежегодно умирает примерно 10 000
человек.  Примерно столько же умирает от внезапной сердечной смерти  и
нарушения   мозгового   кровообращения.   Реальная  распространенность
больных с ишемической болезнью сердца (ИБС) значительно больше  данных
статистики,  в особенности пациентов с начальными формами ИБС.  Однако
именно  этот  контингент  является  наиболее  перспективным  в  случае
своевременно  начатого  лечения.  Выявление  таких  пациентов является
наиболее сложной проблемой из-за  целого  ряда  причин:  недостаточное
обеспечение инструментальными методами диагностики пациентов с ИБС,  а
также отсутствие четких алгоритмов диагностики, сложившийся менталитет
врачей,   низкая  информированность  населения.  Например,  количество
пациентов с ИБС,  которым в 2004 г.  на амбулаторном  этапе  проведено
мониторирование  ЭКГ,  составляет  24  754,  в то время как абсолютное
количество больных с ИБС составило 852 977 (по данным городского БМС).
Аналогичная  ситуация  отмечается  с  проведением  нагрузочных методик
(ВМП,  тредмил); в 2004 г. в амбулаторно-поликлинических ЛПУ проведены
нагрузочные пробы 29 397 пациентам с ИБС.  Таким образом,  только 3,4%
пациентов с ИБС прошли необходимое обследование. Это делает актуальным
и   необходимым   существенное   увеличение  инструментальных  методов
обследования   в   округах   (проведение   нагрузочных    методик    и
мониторирований ЭКГ до 10 000 исследований),  разработку и внедрение в
практическое здравоохранение четких алгоритмов  диагностики  и  выбора
наиболее     эффективных     методов     лечения     (медикаментозное,
эндоваскулярное, хирургическое).
     В решение   проблемы   оказания  эффективной  медицинской  помощи
кардиологическим больным вовлечены не только кардиологи  и  терапевты,
но   и  кардиохирурги,  нейрохирурги,  радиологи,  неврологи,  которые
разрабатывают новые подходы к лечению сердечно-сосудистых заболеваний.
     В настоящее  время  имеется  достаточно широкий спектр лечебных и
диагностических мероприятий, внедряемых в систему здравоохранения:
     - ангиопластика и стентирование сосудов, кровоснабжающих жизненно
важные органы (сердце, головной мозг, почки);
     - операция аорто-коронарного шунтирования;
     - эндоваскулярные хирургические операции на  клапанах  сердца,  а
также на крупных магистральных сосудах, в том числе на аорте;
     - вживление  кардиостимуляторов  и  кардиовертеров,   позволяющих
предупреждать внезапную смерть.
     Перспективной является   также   разработка   новых   эффективных
немедикаментозных методов лечения сердечной недостаточности, а именно:
пересадка сердца, разработка модели искусственного сердца.
     Все сказанное  открывает большие перспективы в случае активного и
широкого внедрения перечисленных методов в клиническую практику.
     В этом   отношении   многое   делается   в   системе   столичного
здравоохранения.  По сравнению  с  2000  г.  в  3,5  раза  увеличилось
количество  диагностических  коронарографий и эндоваскулярных лечебных
процедур. Примерно также выглядит ситуация с коронарными операциями. К
концу  2005  г.  количество селективных коронарографий достигнет 7000,
эндоваскулярных процедур - 2500, коронарных операций - 1000.
     Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, имеется дефицит
по  выполнению  жизненно  важных  методик  (по   мировым   стандартам,
количество коронарных операций должно составлять 500,  эндоваскулярных
процедур  -  700,  селективных  коронарографий  -  3500  на   1   млн.
населения).
     Также одной из ведущих проблем в современной кардиологии является
лечение  хронической  сердечной  недостаточности (ХСН).  Это связано с
несколькими причинами.
     Во-первых, в   последнее   время  наблюдается  существенный  рост
заболеваемости ХСН. Сегодня примерно 5,6% населения страдает сердечной
недостаточностью, а к 2010 году ожидается увеличение заболеваемости до
10%,   то   есть   можно   говорить   об   "эпидемии"   ХСН.   Большая
распространенность  ХСН  объясняется  увеличением в популяции доли лиц
пожилого возраста и успехами в лечении таких заболеваний,  как  острый
инфаркт миокарда и гипертоническая болезнь.
     Во-вторых, ХСН имеет крайне неблагоприятный прогноз.  Так,  после
установления     диагноза     сердечной     недостаточности    средняя
продолжительность жизни составляет в среднем 5  лет,  что  значительно
ниже,   чем   при   онкологических   заболеваниях.  Поскольку  прогноз
неблагоприятен,  больным должна быть оказана своевременная  помощь  на
разных этапах заболевания.
     Важной проблемой   ХСН   является   высокий   процент   повторных
госпитализаций. Так, по данным многих международных эпидемиологических
исследований,  в течение года после  стационарного  лечения  повторные
госпитализации наблюдаются у 37% больных, а в течение первого месяца -
16%.  Причинами повторных госпитализаций являются:  аритмии, инфекции,
обострение   ишемической   болезни   сердца,   недостаточно  грамотные
рекомендации при выписке,  резкая отмена ИАПФ, прием чрезмерно высоких
доз диуретиков, дигиталисная интоксикация.
     Конечной целью  при  лечении   больных   с   сердечно-сосудистыми
заболеваниями является снижение заболеваемости и смертности, улучшение
качества жизни.
     Для достижения  поставленных  целей необходимо провести следующие
мероприятия:
     1. Составление    реестра   больных,   которым   была   проведена
коронарография   в    Научно-практическом    центре    интервенционной
кардиоангиологии,    находящихся   на   медикаментозной   терапии,   с
последующим обследованием и оценкой их состояния.
     2. Разработка  алгоритмов  диагностики  ИБС  на  ранних стадиях и
набора наиболее рационального метода лечения.
     3. Обеспечение   на   амбулаторно-поликлиническом   этапе   более
доступного обследования больных с ИБС с целью определения рациональной
тактики ведения.
     4. Создание специализированного отделения для лечения  больных  с
ХСН,  где  предполагается  создание стационарной и амбулаторной службы
для  обследования,  лечения  и  последующего  длительного   наблюдения
пациентов.  Следует особо отметить,  что в настоящее время в Москве не
существует подобных отделений, хотя потребность в них очень велика.
     5. Разработка  и  внедрение  современных  методов  диагностики  и
лечения ХСН с учетом международных рекомендаций.
     6. Внедрение     апробированных     методов     в    практическое
здравоохранение с последующим контролем их применения.
     Основным результатом   реализации   программы  является  снижение
заболеваемости  и  смертности,  улучшение  качества  жизни,   снижение
количества  повторных  госпитализаций  и  уменьшение продолжительности
стационарного лечения.
     2.8.4. Медицинская  специализированная помощь при злокачественных
заболеваниях.
     В течение   последних   5   лет   онкологическая  служба  системы
Департамента здравоохранения получила дальнейшее развитие.
     Осуществлены мероприятия  по  повышению  качества и эффективности
диспансерной онкологической помощи населению.  Лоронкологический центр
консультативной  поликлиники онкологического клинического диспансера N
1 реорганизован в диспансерное отделение опухолей  головы  и  шеи.  На
базе     офтальмологической    клинической    больницы    организовано
офтальмоонкологическое отделение.  В структуре городской поликлиники N
227 ЮВАО организовано диспансерное онкологическое отделение и первый в
системе  Департамента  здравоохранения  окружной  кабинет  медицинской
реабилитации  женщин,  перенесших  радикальное  лечение по поводу рака
молочных   желез.   Дальнейшее   развитие   получила   сеть   окружных
онкоурологических  кабинетов.  На  начало  2005 г.  они имеются в семи
административных округах на базах городских поликлиник.
     В результате      функционирования     Московского     городского
канцеррегистра значительно улучшились учет и  диспансерное  наблюдение
онкологических больных.
     Дальнейшее развитие  получила  госпитальная  база  онкологической
службы.  В  2002 г.  завершилось строительство и начал функционировать
хирургический   корпус   МГОБ    N    62,    оснащенный    современной
диагностической,  лечебной  и  бытовой  техникой.  Число  штатных коек
больницы возросло с 515 в 2002 г. до 580 в 2004 г.
     В 2003   г.   завершен   капитальный   ремонт   с  реконструкцией
радиологического  корпуса  ГКБ  N  40  с  оснащением  его  современным
оборудованием  для  проведения лучевого лечения.  Завершен капитальный
ремонт корпусов N 4, 5 ОКД N 1.
     Общее число  онкологических  и радиологических коек на конец 2004
г.  составило 2140.  Из них онкологических коек - 1705  (в  том  числе
торакальных - 65, химиотерапевтических - 300), радиологических - 435.
     Значительное развитие в последние годы  получила  сеть  хосписов.
Они организованы в САО,  ЮЗАО,  СВАО,  ЮАО,  СЗАО и Зеленограде. Общее
число достигло семи.
     Большая работа  проводилась по первичной и вторичной профилактике
злокачественных новообразований. В структуре ОКД N 1 организован отдел
по профилактике и ранней диагностике злокачественных новообразований в
рамках  3-х  подпрограмм   целевой   диспансеризации   населения.   Он
осуществляет  контроль  целевой  диспансеризации  населения  города  в
рамках 3-х подпрограмм: "Целевая диспансеризация женского населения по
выявлению   заболеваний   молочных  желез",  "Целевая  диспансеризация
женского населения по выявлению  заболеваний  шейки  матки",  "Целевая
диспансеризация    мужского   населения   по   выявлению   заболеваний
предстательной железы".  В  результате  указанной  работы  в  2004  г.
обозначилась положительная динамика в распределении по стадиям больных
с  впервые  в  жизни  установленным  диагнозом  рака  по   всем   трем
локализациям.
     Число больных,  взятых на учет с впервые  в  жизни  установленным
диагнозом  злокачественных новообразований,  ежегодно возрастает (2001
г.  - 27 478, или 321,5 на 100 тыс. населения, в 2004 г. - 33 821, или
395,7  на 100 тыс.  населения).  Наиболее выраженная тенденция к росту
имеется при раке предстательной железы (в 2000 г.  учтено  вновь  1029
больных,  или 12,1 на 100 тыс. населения, в 2004 г., соответственно, -
2145, или 25,1), молочных желез (в 2000 г. - 4012, или 47,0, в 2004 г.
- 4750,  или 55,6) и ободочной кишки (в 2000 г.  - 2602,  или 30,5,  в
2004 г. - 3036, или 35,5).
     Вместе с    тем    показатель   смертности   от   злокачественных
новообразований,  начиная с  2002  г.,  имеет  некоторую  тенденцию  к
снижению (2002 г. - 241,0 на 100 тыс., 2003 г. - 233,4, 2004 - 232,5).
Удельный вес больных IV стадии среди вновь выявленных  онкозаболеваний
снизился с 25,1% в 2000 г. до 24,1 в 2004 г.
     Имеется положительная  динамика  объемов  ежегодно   выполняемого
радикального  лечения  как в абсолютных цифрах,  так и в относительных
показателях.  В 2000 г.  радикальное лечение получили 12 866 больных с
впервые    в    жизни    установленным    диагнозом    злокачественных
новообразований,  что составляло 64,0%  от числа  больных,  подлежащих
лечению, в 2004 г. - соответственно 15 537, или 66,0%.
     Самый информативный   показатель,   отражающий   состояние   всех
разделов  онкологической  помощи населению - разрыв между показателями
заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них,
имеет  выраженную тенденцию к росту.  В 2000 г.  он составлял 108,0 на
100 тысяч населения в 2004 г. - 163,3.
     В настоящее  время хирургический метод широко применяется во всех
ЛПУ, входящих в состав госпитальной базы онкологической службы системы
Департамента  здравоохранения,  коечный  фонд  которой  распределен по
узкопрофильным   отделениям.   В   них   выполняются   все    основные
хирургические   вмешательства,  принятые  в  онкологической  практике,
включая  расширенные,  комбинированные   вмешательства,   операции   с
использованием микрохирургических методик.
     Полное развитие получило лекарственное противоопухолевое  лечение
как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.
     Вместе с  тем  лучевое  лечение,  качество  которого  зависит  от
обеспечения   современной   аппаратурой  как  на  этапе  подготовки  и
планирования  лечения,  так  и   при   его   проведении,   далеко   не
соответствует   современным   требованиям.   Достаточно  сказать,  что
подавляющее  большинство  излучающих  аппаратов,   которыми   оснащены
радиологические    отделения,   относится   к   выпуску   семидесятых,
восьмидесятых  и  начала  девяностых  годов  прошлого  века.  Аппараты
выработали свой рабочий ресурс, физически и морально устарели.
     Исходя из изложенного, следует признать приоритетным направлением
на   период   2006-2007  гг.  переоснащение  радиологических  корпусов
современной аппаратурой,  капитальный ремонт с реконструкцией двух  из
них (МГОБ N 62 и ГКБ N 33).
     Не менее  важным  для  онкологической  службы   города   является
укрепление   материально-технической   базы  головного  ЛПУ  службы  -
Онкологического клинического диспансера  N  1:  капитальный  ремонт  с
реконструкцией его корпуса N 1, дооснащение диспансера диагностической
аппаратурой.
     В городе Москве,  как и во всех развитых странах, злокачественные
новообразования  относятся  к  патологии,  которая  имеет   отчетливую
тенденцию   к   росту.   Показатель   заболеваемости  злокачественными
новообразованиями в Москве за 4-х  летний  период  остается  стабильно
высоким   при  следующей  локализации  заболевания:  молочная  железа,
ободочная кишка,  желудок, легкие, кожа, предстательная железа, прямая
кишка, тело матки.
     Основным условием,  определяющим возможность радикального лечения
онкологических больных,  является своевременная диагностика.  Вместе с
тем  злокачественные  новообразования  на  ранних   стадиях   развития
клинически не проявляют себя.  Кроме того, скрытое течение заболевания
составляет  45%  всех  причин  первично   диагностируемых   запущенных
случаев.  В  2004 г.  показатель запущенности (%  больных IV стадии из
впервые взятых на учет) составил 24,1%.
     В онкологической   клинической   практике   для  лечения  больных
злокачественными  новообразованиями  применяют  три  основных  метода:
хирургическое    вмешательство,    лучевая    терапия,   лекарственное
противоопухолевое   лечение,   а   также   их   различное    сочетание
(комбинированная  и  комплексная  терапия).  Хирургическое  лечение на
современном уровне применяется  во  всех  учреждениях  здравоохранения
госпитальной  базы онкологической службы города.  Необходимое развитие
получила лекарственная противоопухолевая терапия как  в  стационарных,
так и в амбулаторных условиях.
     Вместе с тем лучевое лечение,  как  на  этапе  его  подготовки  и
планирования,  так  и  при  его  проведении,  не  всегда соответствует
современным   требованиям.   В   этой   связи   реализация   мер    по
совершенствованию     организации     и    оказания    данного    вида
специализированной медицинской помощи позволит:
     - повысить уровень и объем уточняющей диагностики злокачественных
новообразований;
     - повысить   объем   лучевого,  комбинированного  и  комплексного
лечения больных злокачественными новообразованиями;
     - проводить  дальнейшее совершенствование учета и диспансеризации
онкологических больных;
     - внедрить  изучение  наблюдаемой и скоррегированной выживаемости
онкологических больных;
     2.8.5. Медицинская  специализированная  помощь  при  заболеваниях
эндокринной системы.
     Эндокринные заболевания  относятся  к  разряду  медико-социальных
проблем здравоохранения, что требует особого внимания к организации их
лечения и профилактики.  В настоящее время в г.Москве зарегистрировано
430 тыс.  больных с различной эндокринной патологией, среди которых 65
тыс.  -  дети и подростки.  86%  всех больных с эндокринной патологией
составляют  больные  сахарным  диабетом  и  заболеваниями   щитовидной
железы.  Сохраняется  ежегодный прирост распространенности эндокринных
заболеваний на уровне 4-5%.
     Департаментом здравоохранения  создана система специализированной
помощи  больным  эндокринными  заболеваниями,  которая  включает   290
кабинетов   эндокринологов   в   районных  поликлиниках;  10  окружных
эндокринных  отделений;  12  отделений  эндокринологии   в   городских
клинических  больницах;  Эндокринологический  диспансер;  180 коек для
больных с синдромом диабетической стопы (гангрены) в ГКБ N 20, 53, 57,
60,  68,  81;  офтальмологическую клиническую больницу N 1;  городской
нефрологический центр на базе ГКБ N 52,  специализированный  роддом  в
ГКБ  N 1 им.  Н.И.  Пирогова,  27 школ диабета в различных медицинских
учреждениях.
     Приоритетным направлением  в  работе  эндокринологической  службы
города  является   совершенствование   амбулаторной   модели   ведения
эндокринных больных, большую часть которых составляют больные сахарным
диабетом и его осложнениями.
     Департаментом здравоохранения  при поддержке Правительства Москвы
с 1995  г.  реализуется  Целевая  комплексная  программа  "Медицинская
помощь   при   сахарном   диабете",   осуществляются   мероприятия  по
профилактике  заболеваний,  связанных  с  дефицитом  йода   и   других
микронутриентов.
     На 01.01.2004 г.  в Москве зарегистрировано  183,8  тыс.  больных
сахарным диабетом,  из них диабетом 1 типа - 14,3 тыс.  чел.,  включая
1,8 тыс.  детей и подростков,  и диабетом 2 типа - 169,5 тыс.  чел. За
последние  10 лет смертность среди больных сахарным диабетом снизилась
на 49%.
     Реализуется комплекс   мероприятий,  направленных  на  дальнейшее
развитие  специализированной  медицинской  помощи   больным   сахарным
диабетом   и   его   осложнениями.   Значительное   развитие  получило
междисциплинарное взаимодействие амбулаторной и стационарной служб  по
профилактике  и  лечению  синдрома диабетической стопы,  что позволило
снизить на 46% количество ампутаций нижних конечностей, проведенных на
базе профильных стационаров ГКБ N 20, 53, 57, 60, 68, 81.
     Медицинская помощь  больным  сахарным  диабетом  с  диабетической

Страницы: 1  2  


Фрагмент документа "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МОСКОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа