О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" НА 2006- 2007 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 7 марта 2006 г. N 157-ПП (ПРМ) В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 461 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год", постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 260-ПП "О выполнении Программы обеспечения медицинской помощью населения города Москвы на 2002-2003 гг. и мерах по охране здоровья москвичей в 2004-2005 гг.", Законом города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве", в целях реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", дальнейшего развития городского здравоохранения, безусловного выполнения государственных гарантий оказания медицинской помощи и внедрения эффективных медицинских технологий Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую целевую программу развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 гг. (далее - Программа), согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Возложить на Департамент здравоохранения города Москвы функции государственного заказчика - координатора работы по выполнению мероприятий Программы. Обеспечить взаимосвязанность ее положений с целевыми программами органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в реализации социальной политики города. 3. В целях обеспечения безусловного выполнения Программы возложить функции государственных заказчиков Программы в части, их касающейся, на управления здравоохранения административных округов города Москвы и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. 4. Государственным заказчикам представлять в Департамент здравоохранения города Москвы информацию о ходе выполнения мероприятий Программы за каждое полугодие (1 августа и 1 февраля) с указанием финансовых затрат. 5. Определить статус Программы как базового документа для разработки планов, программ и проектов социально-экономического развития административных округов и города в целом в части развития здравоохранения. 6. Считать целевые комплексные программы, утвержденные постановлениями Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. N 231-ПП "О реализации программы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 гг." и о программе "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг." и от 29 июля 2003 г. N 605-ПП "О дополнительных мерах по предотвращению распространения ВИЧинфекции в городе Москве в 2003 году и программе на 2004-2006 годы", подпрограммами в составе Городской целевой программы развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 гг. 7. Префектурам административных округов города Москвы внести изменения в программы социально-экономического развития округов, руководствуясь задачами, приоритетными направлениями работы и мероприятиями в сфере здравоохранения, предусмотренными Программой, исходя из возможностей средств целевого бюджетного фонда развития территории города Москвы в пределах годовых лимитов, предусмотренных на эти цели в 2006-2007 гг. 8. Департаменту здравоохранения города Москвы: 8.1. В реализации задач по охране здоровья жителей города Москвы считать основополагающим приоритетный национальный проект "Здоровье" в рамках соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы от 20 февраля 2006 года, уделив особое внимание: 8.1.1. Развитию первичной медико-санитарной помощи в части: - подготовки и переподготовки врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых; - обеспечения оплаты дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой врачами общей (семейной) практики, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, медицинскими сестрами врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей (семейной) практики, с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи; - оснащения диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений; - оснащения машинами скорой медицинской помощи, реанимобилями учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации; - оснащения оборудованием и расходными материалами для обследования новорожденных детей на наследственные заболевания учреждений государственных и муниципальных систем здравоохранения; - обеспечения диагностическими средствами и антиретровирусными препаратами для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусом иммунодефицита человека и гепатита В, С учреждений государственных и муниципальных систем здравоохранения; - проведения профилактики, вакцинации и дополнительной диспансеризации работающего населения. 8.1.2. Увеличению объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. 8.1.3. Реализации информационной поддержки и управления проектом. 8.2. В месячный срок разработать и представить на утверждение руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы сетевой график реализации мероприятий Программы и приоритетного национального проекта "Здоровье", принять меры для его безусловного выполнения. 8.3. Представлять руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы отчет о ходе реализации Программы и приоритетного национального проекта "Здоровье", включая отчет о финансовом обеспечении, один раз в полугодие (15 августа и 15 февраля). 8.4. Совместно с префектурами административных округов города Москвы в месячный срок разработать программы развития здравоохранения в административных округах. 8.5. Осуществлять финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи (раздел I приложения) за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год. 8.6. Осуществлять выполнение приоритетных мероприятий, предусмотренных Программой и требующих целевого финансирования, по мере выделения дополнительных средств в ходе исполнения бюджета города Москвы на соответствующий год. 9. Принять к сведению, что для оперативного маневрирования и в целях оптимизации расходов на приобретение медикаментов, расходных материалов, мягкого инвентаря, оборудования и других осуществляется централизация финансовых ресурсов, выделяемых Департаменту здравоохранения города Москвы по отрасли "Здравоохранение" и "Образование". 10. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы в ходе исполнения бюджета города Москвы на соответствующий год рассмотреть возможность увеличения расходов на финансирование приоритетных мероприятий, предусмотренных Программой. 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2006 г. и в I квартале 2008 г. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 7 марта 2006 г. N 157-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 7 марта 2006 года N 157-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" на 2006-2007 гг. ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" на 2006-2007 гг. ---------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы: | Городская целевая программа развития | | | здравоохранения "Столичное | | | здравоохранение" на 2006-2007 гг. | |------------------------------|-------------------------------------------| | Основание для разработки | 1. Основы законодательства Российской | | Программы: | Федерации об охране здоровья граждан от | | | 22 июля 1993 года N 5487-1 | | |-------------------------------------------| | | 2. Постановление Правительства Российской | | | Федерации от 28 июля 2005 года N 461 "О | | | Программе государственных гарантий | | | оказания гражданам Российской Федерации | | | бесплатной медицинской помощи на 2006 | | | год" 3. Постановление Правительства | | | Москвы от 27 апреля 2004 года N 260-ПП "О | | | выполнении Программы обеспечения | | | медицинской помощью населения города | | | Москвы на 2002-2003 гг. и мерах по охране | | | здоровья москвичей в 2004- 2005 гг." | |------------------------------|-------------------------------------------| | Государственный заказчик | Департамент здравоохранения города Москвы | | Программы: | | |------------------------------|-------------------------------------------| | Основные разработчики | Департамент здравоохранения города Москвы | | Программы: | | | |-------------------------------------------| | | Московский городской фонд обязательного | | | медицинского страхования | |------------------------------|-------------------------------------------| | Цель Программы: | Сохранение и укрепление здоровья | | | населения за счет устойчивого развития | | | системы столичного здравоохранения | |------------------------------|-------------------------------------------| | Задачи Программы: | - обеспечить безусловное выполнение | | | государственных гарантий обеспечения | | | населения бесплатной медицинской помощью; | | |-------------------------------------------| | | - обеспечить повышение качества | | | медицинских услуг, оказываемых в рамках | | | программы государственных гарантий; | | |-------------------------------------------| | | - обеспечить дальнейшее расширение и | | | повышение результативности комплекса | | | проводимых профилактических мероприятий; | | |-------------------------------------------| | | - обеспечить дальнейшее совершенствование | | | организации амбулаторно-поликлинической | | | помощи; | | |-------------------------------------------| | | - осуществить реструктуризацию коечного | | | фонда в соответствии с имеющейся | | | потребностью населения в стационарной | | | медицинской помощи; | | |-------------------------------------------| | | - реализовать меры, обеспечивающие | | | эффективное использование ресурсного | | | потенциала отрасли; | | |-------------------------------------------| | | - повысить эффективность функционирования | | | службы скорой и неотложной медицинской | | | помощи; | | |-------------------------------------------| | | - реализовать комплексные меры по | | | поддержанию постоянной готовности службы | | | медицины катастроф к ликвидации | | | медицинских последствий чрезвычайных | | | ситуаций; | | |-------------------------------------------| | | - продолжить совершенствование | | | медицинского обеспечения женщин и детей, | | | в том числе в школе; | | |-------------------------------------------| | | - осуществлять комплексное | | | медикореабилитационное обеспечение | | | инвалидов и участников войн; | | |-------------------------------------------| | | - оптимизировать систему организации и | | | оказания специализированной медицинской | | | помощи больным с распространенными видами | | | заболеваний; | | |-------------------------------------------| | | - реализовать научно-информационное | | | обеспечение медицинской помощи; | | |-------------------------------------------| | | - продолжить совершенствование системы | | | льготного лекарственного обеспечения | | | декретированных групп населения; | | |-------------------------------------------| | | - обеспечить поддержку в разработке и | | | внедрении в практику городского | | | здравоохранения новых высокоэффективных | | | медицинских технологий; | | |-------------------------------------------| | | - проводить дальнейшее совершенствование | | | системы подготовки и повышения | | | квалификации медицинских кадров; | | |-------------------------------------------| | | - укрепить материально-техническую базу | | | отрасли | |------------------------------|-------------------------------------------| | Сроки и этапы реализации | Основной этап - 2006 год | | Программы: |-------------------------------------------| | | Завершающий этап - 2007 год | |------------------------------|-------------------------------------------| | Перечень разделов | Раздел 1. Территориальная программа | | Программы: | государственных гарантий оказания | | | населению города Москвы бесплатной | | | медицинской помощи | | |-------------------------------------------| | | Раздел 2. Основные направления развития и | | | совершенствования охраны здоровья | | | взрослого и детского населения г.Москвы | | | (Городские медицинские приоритеты) | | |-------------------------------------------| | | Раздел 3. Повышение эффективности | | | организации, управления и экономики | | | городского здравоохранения | | |-------------------------------------------| | | Раздел 4. Подготовка кадров и социальная | | | защита медицинских работников | | |-------------------------------------------| | | Раздел 5. Укрепление | | | материальнотехнической базы городского | | | здравоохранения | | |-------------------------------------------| | | Раздел 6. Финансовое обеспечение | | | городской целевой программы | |------------------------------|-------------------------------------------| | Исполнители Программы: | Департамент здравоохранения города | | | Москвы, Московский городской фонд | | | обязательного медицинского страхования | | | (МГ ФОМС), управления здравоохранения | | | административных округов города Москвы, | | | городские лечебнопрофилактические | | | учреждения | |------------------------------|-------------------------------------------| | Объемы и источники | На 2006 год: | | финансирования Программы |-------------------------------------------| | (базовый вариант): | Всего - 76 781,8 млн. руб., | | |-------------------------------------------| | | в т.ч. 41 252,1 млн. руб. - бюджет города | | | Москвы; 28 176,7 млн. руб. - средства | | | бюджета города Москвы и бюджета МГ ФОМС | | | на реализацию Московской базовой | | | программы ОМС; | | |-------------------------------------------| | | 6 350,0 млн. руб. - средства | | | инвестиционной программы; | | |-------------------------------------------| | | 1 003,0 млн. руб. - внебюджетные | | | средства. | | |-------------------------------------------| | | На 2007 год: | | |-------------------------------------------| | | Всего - 94 599,9 млн. руб., | | |-------------------------------------------| | | в т.ч. 51 731,2 млн. руб. - бюджет города | | | Москвы; 34 578,9 млн. руб. - средства | | | бюджета города Москвы и бюджета МГ ФОМС | | | на реализацию Московской базовой | | | программы ОМС; | | |-------------------------------------------| | | 7 209,8 млн. руб. - средства | | | инвестиционной программы; | | |-------------------------------------------| | | 1 080,0 млн. руб. - внебюджетные | | | средства. | | |-------------------------------------------| | | На 2006-2007 гг.: | | |-------------------------------------------| | | Всего - 171 381,7 млн. руб., | | |-------------------------------------------| | | в т.ч. 92 983,3 млн. руб. - бюджет города | | | Москвы; 62 755,6 млн. руб. - средства | | | бюджета города Москвы и бюджета МГ ФОМС | | | на реализацию Московской базовой | | | программы ОМС; | | |-------------------------------------------| | | 13 559,8 млн.руб. - средства | | | инвестиционной программы; | | |-------------------------------------------| | | 2 083,0 млн. руб. - внебюджетные | | | средства. | |------------------------------|-------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - оказание бесплатной медицинской помощи | | результаты реализации | населению в рамках программы | | Программы: | государственных гарантий; | | |-------------------------------------------| | | - улучшение качественных характеристик | | | медицинских услуг, оказываемых в рамках | | | программы государственных гарантий | | | (снижение уровня первичной | | | заболеваемости, показателей летальности, | | | и т.д.); | | |-------------------------------------------| | | - раннее выявление заболеваний среди | | | групп повышенного риска и наиболее | | | уязвимых контингентов населения; | | |-------------------------------------------| | | - повышение доступности и адресности | | | амбулаторно-поликлинической помощи; | | |-------------------------------------------| | | - функционирование стационарных | | | учреждений здравоохранения в соответствии | | | с изменяющейся потребностью населения в | | | различных видах специализированной | | | медицинской помощи; | | |-------------------------------------------| | | - повышение преемственности между | | | поликлиническим и стационарным этапами | | | оказания медицинской помощи, перевод | | | части медицинских услуг на окружные | | | уровни, сокращение числа случаев | | | необоснованных госпитализаций, развитие | | | стационарзамещающих технологий, снижение | | | длительности пребывания больного в | | | стационаре; | | |-------------------------------------------| | | - сокращение сроков прибытия бригад | | | скорой помощи на место вызова, снижение | | | числа осложнений и летальности на | | | догоспитальном этапе; | | |-------------------------------------------| | | - повышение эффективности организации и | | | оказания экстренной медицинской помощи | | | пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и | | | антитеррористической защищенности | | | объектов здравоохранения; | | |-------------------------------------------| | | - повышение уровня здоровья детского | | | населения и женщин репродуктивного | | | возраста; | | |-------------------------------------------| | | - повышение уровня | | | медико-реабилитационной помощи инвалидам | | | и участникам войн; | | |-------------------------------------------| | | - снижение количества осложнений, | | | летальности и инвалидизации среди больных | | | с распространенными видами заболеваний; | | |-------------------------------------------| | | - разработка научно-методических | | | рекомендаций и иных документов по | | | организации и оказанию медицинской помощи;| | |-------------------------------------------| | | - удовлетворение потребности населения | | | столицы в лекарственных средствах и | | | изделиях медицинского назначения; | | |-------------------------------------------| | | - внедрение в практику городского | | | здравоохранения новых медицинских | | | технологий, способствующих повышению | | | эффективности лечебно-диагностической | | | помощи; | | |-------------------------------------------| | | - повышение кадрового обеспечения | | | городских учреждений здравоохранения, | | | рост профессиональной подготовки | | | медицинского персонала; | | |-------------------------------------------| | | - укрепление материально-технической базы | | | лечебно-профилактических учреждений, | | | оснащение учреждений современным | | | лечебно-диагностическим оборудованием | |------------------------------|-------------------------------------------| | Система организации | Департамент здравоохранения города Москвы | | контроля за исполнением | представляет в установленном порядке | | Программы: | руководителю Комплекса социальной сферы | | | города Москвы отчеты о ходе реализации | | | Программы в разрезе мероприятий, в том | | | числе по источникам финансирования | ---------------------------------------------------------------------------- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" на 2006-2007 гг. Основополагающей программой развития столичного здравоохранения в 2004-2005 гг. являлась Программа обеспечения медицинской помощью населения города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 года N 260-ПП. Ее реализация позволила решить главную задачу городского здравоохранения - безусловное выполнение государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Более того, осуществление мер, предусмотренных программой, позволило обеспечить бесперебойное функционирование городских лечебно-профилактических учреждений, проводить планомерную работу по совершенствованию медицинской помощи всем категориям больных, обеспечить лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения декретированные группы населения, укрепить материально-техническую базу отрасли, ее кадровый потенциал. В результате выполнения комплекса мероприятий программы достигнуты определенные положительные сдвиги в состоянии здоровья населения Москвы. Наметилась позитивная тенденция в медико-демографических показателях: повысился показатель рождаемости до 8,9 на 1000 населения (2003 г. - 8,4), снизился до 12,6 на 1000 населения (2003 г. - 13,1) показатель смертности. Следует отметить, что смертность в Москве в 1,3 раза ниже уровня смертности в России в целом. Приоритетное развитие в Москве в последние годы профилактического направления охраны здоровья, увеличение объемов и повышение качества введенной целевой диспансеризации наиболее уязвимых контингентов населения, а также внедрение современных медицинских технологий нашли отражение в существенном снижении заболеваемости по ряду классов болезней системы органов кровообращения, крови, новообразований эндокринной системы и др. В результате проведения санитарных противоэпидемических и профилактических мероприятий достигнуто снижение заболеваемости по многим нозологическим формам инфекционных заболеваний: дифтерией - на 49,0%, коклюшем - на 44,9%, корью - на 37,1 %, вирусными гепатитами В и С - на 20,7% и 23,5% соответственно, менингококковой инфекцией - на 31,6%. Серьезное внимание уделялось охране здоровья матерей и детей. Младенческая смертность в Москве заметно снизилась и составила 10,1 на 1000 родившихся против 11,5 в 2003 г., а без учета иногородних детей младенческая смертность составила в 2004 г.6,2 (в 1-м полугодии 2005 г. - 5,5), что соответствует европейским показателям. Это обусловлено планомерными действиями, направленными на безусловную доступность всех видов медицинской помощи новорожденным, включая методы выхаживания недоношенных и тяжелобольных новорожденных детей. Определяющую роль в снижении этого важнейшего показателя сыграла реализация программы "Здоровье детей на 2003- 2005 гг.", что позволило оснастить современным медицинским оборудованием отделения реанимации, выхаживания новорожденных и недоношенных детей, а также открыть дополнительно 36 реанимационных коек. Одним из существенных результатов реализованных мер явилось снижение больничной летальности в отделениях для новорожденных с 0,9% в 2000 г. до 0,2% в 2004 г. и в отделениях для недоношенных с 0,9% до 0,4% соответственно. Впервые в последние годы отмечено снижение как общей заболеваемости детей (2000 г. - 188 205, 2004 г. - 168 015 на 100 тысяч детского населения), так и по основным нозологическим формам заболеваний. Позитивные сдвиги связаны с осуществлением программы диспансеризации детей, а также с ежегодным проведением иммунопрофилактики и применением средств неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ у детей организованных коллективов. Большая работа проведена по оптимизации медицинского обеспечения беременных. Интенсивно развиваются методы пренатальной диагностики, в т.ч. ультразвукового скрининга плода (закупки УЗ-аппаратов позволили проводить УЗИ в 99,5% случаев), биохимических и иммунологических методов диагностики. Осуществляемые меры позволили снизить количество абортов, уменьшить число случаев прерывания беременности на сроках свыше 20 недель; отмечается снижение мертворожденности, антенатальной и перинатальной смертности, материнской смертности, обусловленной тяжелым осложнением беременности - гестозом. В ходе реализации программы достигнуты позитивные результаты в организации оказания медицинской помощи ветеранам и инвалидам войн, которые ежегодно охвачены комплексным диспансерным наблюдением. Обеспечение ветеранов льготными лекарственными средствами и путевками на санаторно-курортное лечение проводится в полном объеме, в соответствии с имеющейся потребностью. Под наблюдением лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения в 2004 г. состояло около 22 000 инвалидов и 55 573 участников Великой Отечественной войны. Ежегодно инвалидам и участникам войны проводятся комплексные диспансерные осмотры. В 2004 г. диспансерными осмотрами было охвачено более 98,7% участников и 99,1% инвалидов войны. Общие затраты на лекарственное обеспечение инвалидов войны составили более 65 млн. руб., для участников войны свыше - 100 млн. руб. На укрепление материально-технической базы госпиталей для ветеранов войн и городских стационаров, имеющих в своем составе отделения для ветеранов войн, в 2004 г. направлено 23 млн. руб., в текущем году предусмотрено 25 300,0 тыс. руб., в т.ч. на приобретение мягкого инвентаря - 3300,0 тыс. руб., медико-технического оборудования - 12 000,0 тыс. руб., проведение текущего ремонта зданий - 10 000,0 тыс. руб. Льготное лекарственное обеспечение остается приоритетным направлением в сохранении безопасности декретированных групп населения. Внедрение принципиально новой формы лекарственного обеспечения льготных категорий населения города через аптечные пункты учреждений здравоохранения по месту жительства показало его безусловную эффективность, удобство для пациентов, улучшение оперативного контроля для принятия своевременных мер по устранению недостатков. В связи с реализацией Федерального закона от 22.08. 2004 г. N 122-ФЗ Департаментом здравоохранения города Москвы подготовлены стандарты лечения основных групп заболеваний в амбулаторно-поликлинических учреждениях медицинскими препаратами, включенными в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. В настоящее время, в целях более полного удовлетворения потребности населения г.Москвы в медицинских услугах целый ряд городских лечебно-профилактических учреждений оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи. Накоплен положительный опыт, имеется подготовленный, высокопрофессиональный медицинский персонал. Так, по итогам 2004 г. в лечебно-профилактических учреждениях департамента (ГКБ им. С.П. Боткина, ГКБ N 13, ГКБ N 59, ГВВ N 3) выполнено более 800 ортопедических операций эндопротезирования крупных суставов (из них 220 за счет средств городского бюджета на сумму 28,2 млн. руб.). В НИИ СП им. Н.В. Склифосовского продолжает развиваться экстренная ангиографическая диагностика и рентгеноэндоскопическая лечебная помощь больным при неотложных состояниях. С целью профилактики тромбоэмболии легочной артерии проводится имплантация "кавафильтров" в нижнюю полую вену, а также ежегодно выполняется до 3500 ангиографических исследований и эндоваскулярных хирургических вмешательств. В НПЦ интервенционной кардиоангиологии проводится реваскуляризация миокарда при хронических формах ИБС, реконструктивные операции на периферических артериях. За 2004 год в Центре проведено более 2600 диагностических и 1200 различных лечебных вмешательств. Этими методами в настоящее время владеют также специалисты НИИ СП им. Н.В.Склифосовского (300 стентирований в 2004 г.), ГКБ N 15 (300 стентирований в 2004 г.), ГКБ N 23, ГВВ N 3. Кроме того, в 2004 году специалистами ГКБ N 4 проведено 1400 операций с установкой кардиостимуляторов, в ГКБ N 81 - около 1000 аналогичных операций. Принимаемые организационно-управленческие решения и оптимизация лечебно-диагностических технологий привели к улучшению показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебных учреждений. Так, увеличились обращаемость населения в амбулаторно-поликлинические учреждения до 92 млн. посещений (в 2003 г. - 80 млн.) и количество посещений участковым терапевтом пациентов на дому на 13% (2003 г. - 2321, 2004 г. - 2667). Автоматизация процесса управления службой скорой и неотложной медицинской помощи и введение системы оценки категорийности вызовов "03" позволили увеличить оперативность передачи вызовов на исполнение бригадами СМП и повысить уровень текущего контроля за оказанием медицинской помощи на догоспитальном этапе. Улучшились показатели деятельности стационаров: за последние три года средняя длительность пребывания на койке сократилась с 16,6 до 16,0 койко-дней, каждая больничная койка работала более интенсивно, ее оборот увеличился с 16,8 до 18,4, что дало возможность пролечить свыше 1,5 млн. больных (на 8% больше, чем в 2003 году). Принимая во внимание, что развитие стационарзамещающих видов медицинской помощи является перспективным ресурсосберегающим направлением работы, в ряде амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебно-профилактических учреждениях открыты дневные стационары. В целях дальнейшего развития стационарзамещающих видов медицинской помощи в текущем году организовано 9 дневных стационаров в поликлиниках на 124 койки и 6 таких стационаров мощностью 98 коек - в больницах. Всего пролечено 78 462 больных. Организованы отделения по уходу (медико-социальные койки) в ГКБ N 4, 60, 71, в ГБ N 9 УЗ ВАО, ГБ N 43 УЗ СВАО и в ПКБ N 4 им. П.Б. Ганнушкина, всего на 155 коек. Проводится подготовительная работа по организации консультативно-диагностических отделений в ряде городских стационарных ЛПУ. Для планового лечения, проведения реабилитационных мероприятий и восстановительного лечения пожилых больных организованы отделения по уходу (медико-социальные койки). В ряде городских стационаров организованы консультативно-диагностические отделения для оказания медицинской помощи амбулаторным больным. В системе городского здравоохранения активно используется потенциал негосударственных медицинских организаций, обеспечивающих оказание гемодиализной помощи больным с хронической почечной недостаточностью и стоматологической помощи льготным категориям больных. Проводилась планомерная работа и по укреплению материальнотехнической базы отрасли. Так, в соответствии с инвестиционными программами Правительства Москвы за истекший период введены в строй: стоматологическая поликлиника в г.Зеленограде, Научнопрактический центр медицинской помощи детям с пороками развития челюстно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, подстанция скорой медицинской помощи в районе "Мневники", корпус N 2 ГКБ им. Н.И. Пирогова, зона "Б" НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского; завершено строительство двух хосписов (Куркино и г.Зеленоград), лечебно-диагностического корпуса ГКБ N 36. Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что основные мероприятия "Программы обеспечения медицинской помощью населения города Москвы на 2004-2005 гг." выполнены. В свою очередь, динамичное социально ориентированное развитие города Москвы диктует необходимость принятия новых мер, направленных на дальнейшее развитие столичного здравоохранения как одного из ключевых звеньев Комплекса социальной сферы. Принимая во внимание высокую эффективность программно-целевого метода в управлении, наиболее действенным шагом в обеспечении сохранения и укрепления здоровья населения является принятие новой городской целевой программы, ориентированной на достижение качественно более высокого уровня городского здравоохранения и дальнейшее улучшение конкретных показателей здоровья населения. В настоящее время Президентом Российской Федерации поставлена задача реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, включающего укрепление первичной медико-санитарной помощи, развитие профилактической направленности здравоохранения, удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи. На заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов 29.11.2005 г. Президентом РФ подчеркнута необходимость формирования сквозной системы управления проектами на основе планирования и организации работы на региональном уровне. В этой связи между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Москвы заключено соглашение о взаимодействии в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; в Министерство направлены данные о потребности городского здравоохранения в средствах федерального бюджета. Необходимо подчеркнуть, что Концепция развития городского здравоохранения, а также формируемые и выполняемые Департаментом здравоохранения города Москвы двухгодичные целевые программы, утверждаемые Правительством Москвы, в полной мере на уровне субъекта Федерации отражают задачи, поставленные Президентом РФ по развитию национальной системы здравоохранения. В частности, с 1998 года в г.Москве развивается профилактическое направление охраны здоровья путем проведения целевой диспансеризации наиболее уязвимых контингентов населения, ежегодно осуществляется специфическая и неспецифическая иммунизация населения, в первую очередь, детей декретированных возрастов, осуществляются профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных, развиваются стационарзамещающие формы организации медицинской помощи, проводится работа по совершенствованию службы скорой и неотложной медицинской помощи, введен повышающий коэффициент к ставке Единой тарифной сетки участковым врачам и медицинским сестрам, год от года увеличивается объем оказываемой в городских учреждениях здравоохранения высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, в целях реализации задач, поставленных Президентом РФ по развитию национальной системы здравоохранения, использования системного подхода в решении актуальных задач столичного здравоохранения, а также обеспечения преемственности в процессе реализации целевых программ, программа "Столичное здравоохранение" разработана на основе "Программы обеспечения медицинской помощью населения города Москвы" и включает все актуальные направления дальнейшего развития городского здравоохранения: - безусловное выполнение территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью; - повышение качества и доступности медицинского обслуживания; - повышение роли амбулаторного звена в системе городского здравоохранения; - расширение комплекса профилактических мероприятий; - повышение эффективности организации и оказания специализированной медицинской помощи больным с распространенными видами заболеваний; - более полное удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи; - обеспечение охраны здоровья матери и ребенка; - повышение эффективности использования внутренних резервов и ресурсного потенциала отрасли; - оптимизация лечебно-диагностического процесса; - рост кадрового потенциала отрасли. Программа "Столичное здравоохранение" представлена следующими разделами: Раздел 1. Территориальная программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи. Раздел 2. Основные направления развития и совершенствования охраны здоровья взрослого и детского населения г.Москвы (Городские медицинские приоритеты). Раздел 3. Повышение эффективности организации, управления и экономики городского здравоохранения. Раздел 4. Подготовка кадров и социальная защита медицинских работников. Раздел 5. Укрепление материально-технической базы городского здравоохранения. Раздел 6. Финансовое обеспечение городской целевой программы. Логика структуры программы и изложение ее содержания основаны на оценке состояния здоровья населения г.Москвы и ведущих направлениях деятельности медицинской службы города с представлением обоснованных путей решения конкретных проблем по каждому разделу. Раздел 1. Территориальная программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи Территориальная программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год", законодательными актами Правительства Москвы и Московской городской Думы. Программа определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой населению города Москвы бесплатно за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Программа разработана, исходя из нормативов объемов медицинской помощи (по видам медицинской помощи), которые являются основой для формирования расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в бюджетах всех уровней, бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Реализация территориальной программы государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи позволит обеспечить: - оказание населению гарантированной государством бесплатной медицинской помощи; - повышение качества и доступности медицинского обслуживания; - дальнейшую разработку и внедрение научно обоснованных медико-экономических стандартов. Раздел 2. Основные направления развития и совершенствования охраны здоровья взрослого и детского населения г.Москвы (Городские медицинские приоритеты) Раздел 2 программы "Столичное здравоохранение" состоит из следующих основных подразделов: 2.1. Целевая диспансеризация населения. Программа "Целевая диспансеризация населения города Москвы на 2005-2007 гг." утверждена постановлением Правительства Москвы от 19 апреля 2005 года N 231-ПП и является составной частью программы "Столичное здравоохранение". 2.2. Скорая и неотложная медицинская помощь. Медико-социальная значимость проблемы оказания скорой и неотложной медицинской помощи сохраняет свою актуальность, обусловленную стойкой тенденцией ежегодного роста обращаемости населения. Так, за последние 5 лет количество обращений на "03" увеличилось почти на 15%, значительно возросла потребность в транспортировке больных с хронической почечной недостаточностью на гемодиализ, не сокращается количество "непрофильных" для скорой медицинской помощи вызовов. До настоящего времени имеют место нарушения нормативов прибытия выездных бригад на вызов, требуют корректировки алгоритмы приема вызовов от населения, категорийность вызовов в зависимости от повода, стандарты оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, не отвечает современным требованиям система оперативной связи. Расчетная потребность городской службы скорой и неотложной медицинской помощи в финансовых средствах на 2006-2007 гг. для укрепления материально-технической базы составляет 597,7 млн. рублей, в том числе: - на модернизацию и развитие системы связи - 13,2 млн. рублей; - на сопровождение комплексной автоматизированной системы управления - 195,7 млн. рублей; - на закупку оргтехники для оснащения структурных подразделений - 0,5 млн. рублей; - на закупку санитарного автотранспорта - 128,7 млн. рублей; - на содержание зданий и сооружений - 120,7 млн. рублей; - на закупку мебели общего назначения и технического оборудования - 26,0 млн. рублей; - на закупку медицинского оборудования для дооснащения линейных и специализированных бригад - 112,9 млн. рублей. Укрепление материально-технической базы городской службы скорой и неотложной медицинской помощи будет осуществляться за счет средств бюджета города Москвы в рамках выделенного финансирования на эти цели, а также за счет средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Реализация программных мероприятий будет способствовать оптимизации медицинского обеспечения населения службой скорой медицинской помощи за счет повышения оперативности и качества работы выездных бригад, организационных преобразований и автоматизации процесса управления. 2.3. Экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях (городская служба медицины катастроф). Город Москва относится к регионам, который характеризуется высокой степенью потенциальной аварийной опасности. Территориальная служба медицины катастроф, являясь одной из приоритетных подсистем Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначена для гарантированного обеспечения безотлагательной и полноценной ликвидации медицинских последствий реализованных чрезвычайных ситуаций различного вида и масштаба. По прогнозам, представленным МЧС России, в течение ближайших лет снижение числа чрезвычайных и кризисных ситуаций не ожидается, что диктует необходимость дальнейшего развития подразделений медицинской службы, привлекаемых к работе по организации и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшему населению как на месте происшествия, так и на госпитальном и постгоспитальном этапах. Проблема повышения антитеррористической безопасности учреждений здравоохранения на современном этапе приобретает особое значение. Мероприятия программы будут способствовать поддержанию и этапному повышению достигнутого уровня предварительной готовности медицинской службы Департамента здравоохранения к безотказному оказанию первой, квалифицированной и специализированной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях за счет внедрения современных организационно-управленческих и лечебно-диагностических технологий, согласованности действий всех служб экстренного реагирования, рационального использования медицинских сил и средств. 2.4. Охрана здоровья матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка является одним из приоритетных направлений деятельности столичного здравоохранения. Ежегодно департаментом проводится планомерная работа по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи данной категории жителей г.Москвы. В целях повышения результативности профилактической работы проводится ежегодная диспансеризация детей всех возрастов. В 2004 году свыше 1,3 млн. детей осмотрено педиатром, что составляет 98,8% от всех детей, подлежащих осмотру, и выше соответствующего показателя 2003 года на 0,9%. Патология была выявлена у 63,8% детей, из которых у 25,9% - впервые. В 2004 г. пролечено свыше 648 тыс. детей, что составляет 86,7% от всех детей, подлежащих лечению. Результатом проводимой диспансеризации детского населения явилось снижение как общей заболеваемости детей за последние 5 лет (2000 г. - 188 205 на 100 тыс. детского населения; 2004 г. - 168 015 на 100 тыс. детского населения), так и заболеваемости по основным нозологическим формам. В частности: по болезням органов дыхания - с 114 516 до 104 532; по болезням крови, кроветворных органов - с 818 до 560; по болезням органов пищеварения - с 7302 до 5946; по болезням мочеполовой системы - с 3046 до 2840. Существенно снизилась и заболеваемость детей первого года жизни, с 33 547 на 100 тыс. детей первого года жизни в 2000 г. до 27 269 - в 2004 г. Внедрение современных медицинских технологий в практику работы родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждений путем переоснащения отделений реанимации, отделений вынашивания недоношенных детей позволило снизить перинатальную смертность с 12,5 в 2000 году до 10,6 в 2004 году, младенческую смертность с 11,2 в 2000 году до 10,0 в 2004 году, а без учета иногородних младенческая смертность составила 6,2 на 1000 родившихся живыми, что соответствует европейским показателям. В городских стационарах ежегодно получают лечение более 178 тыс. детей, свыше 15,5 тыс. детей обеспечены санаторным лечением, в том числе 2,5 тыс. детей - по путёвкам "Мать и дитя". В полном объеме оказывается комплексная медицинская помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Свыше 240 тыс. детей обеспечиваются бесплатными лекарственными средствами, более 170 тысяч - получают бесплатное детское питание. Против туберкулеза, кори, полиомиелита, дифтерии ежегодно прививаются свыше 96% детей декретированных возрастов. Планово проводимая иммунизация против инфекционных заболеваний среди детей всех возрастных групп позволила снизить на 19,7% общий показатель инфекционной заболеваемости по сравнению с 2003 годом. Кроме того, отмечается снижение заболеваемости по гриппу, ОРВИ, вирусному гепатиту В, коклюшу, менингококковой инфекции. На фоне устойчивого роста числа беременных, наблюдающихся в женских консультациях города, медицинская помощь в учреждениях родовспоможения также оказывалась на высоком профессиональном уровне, с дальнейшим ростом качества наблюдения и лечения. В частности, количество беременных, у которых произошло прерывание беременности в сроке 22-27 недель, снизилось в 1,4 раза по сравнению с 2003 годом. Отмечается четкая тенденция к снижению количества медицинских абортов: с 40 269 - в 2003 году, до 35 030 в 2004 году, что явилось следствием активной информационно-просветительской работы окружных центров планирования семьи и репродукции. Изменилась структура материнской смертности - уменьшилось количество смертей, обусловленных тяжелым течением осложнения беременности - гестоза. На первое место в 2004 году выходит смертность от экстрагенитальной патологии (сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и пр.). Сохранение и дальнейшее повышение качества и доступности медицинской помощи матерям и детям диктует необходимость более широкого использования в практике работы учреждений детства и родовспоможения современного лечебно-диагностического оборудования. Особо остро стоят вопросы оснащения детских учреждений здравоохранения аппаратами компьютерной томографии и ядерно-магнитнорезонансной томографии; совершенствования организации и оснащения службы анестезиологии и реанимации акушерских стационаров; переоснащения службы лучевой диагностики детских городских поликлиник; совершенствования службы пренатальной диагностики, переоснащения женских консультаций и акушерских стационаров лечебно-диагностическим оборудованием; расширения службы реанимации и интенсивной терапии новорожденных, открытия коек второго этапа выхаживания. Реализация программных мероприятий позволит более полно удовлетворить потребности матерей и детей в медицинском обеспечении, повысить качество лечебно-диагностического процесса в учреждениях детства и родовспоможения, снизить материнскую и младенческую смертность, заболеваемость среди детей. 2.5. Медицина в школе. По состоянию на 01.01.2005 г. под медицинским наблюдением городских лечебно-профилактических учреждений находится 1 542 800 детей в возрасте с 0 до 14 лет включительно, из которых 1 241 994 человек (80,5%) обучаются в образовательных учреждениях Департамента образования. В целях оказания лечебно-профилактической помощи учащимся в образовательных учреждениях в штатное расписание 171 амбулаторнополиклинического учреждения Департамента здравоохранения включено 1182,5 ставки педиатров и 1995,5 ставки средних медицинских работников (из расчета: 1000 учащихся на врача-педиатра и 700 учащихся на 1 ставку медсестры). В настоящее время на данных ставках работают 737 педиатров и 1346 средних медицинских работников. В 2004 году укомплектованность штатных должностей в образовательных учреждениях составляла по врачам-педиатрам 63,7%, по средним медицинским работникам - 58,5%. В целях обеспечения учащихся медицинской помощью (проведение целевой диспансеризации, вакцинопрофилактики, медицинского контроля за физическим воспитанием) в образовательных учреждениях, где отсутствует медицинский персонал, используется бригадный метод. Приказом за данными школами закрепляется врачебно-сестринская бригада поликлиники, осуществляющая работу по графику. Функциональные обязанности медицинских работников детских поликлиник, оказывающих лечебно-профилактическую помощь учащимся в медицинских кабинетах образовательных учреждений, определены приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992 г. N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". Поликлиники имеют лицензию Департамента здравоохранения на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете школы на каждое образовательное учреждение. Департаментом здравоохранения в целях улучшения оказания медицинской помощи учащимся в городских образовательных учреждениях и во исполнение постановления Правительства Москвы "О ходе подготовки образовательных учреждений города Москвы к новому учебному году" ежегодно издается приказ "О медицинском обеспечении учащихся в образовательных учреждениях города Москвы". Существующая в столице система организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям позволяет осуществлять многопрофильную, квалифицированную и, в первую очередь, профилактическую помощь учащимся образовательных учреждений. Медицинскими работниками городских лечебно-профилактических учреждений осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся детей и подростков с проведением ежегодных профилактических осмотров, диспансерного наблюдения за детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. По итогам первого полугодия 2005 г. охват детей профилактическими осмотрами составил более 62%. В целях сезонной профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний учащимся ежегодно проводится комплекс профилактических мероприятий, включающий вакцинацию против гриппа и прием детьми лекарственных средств, повышающих защитные механизмы детского организма (неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ). Школьный этап в жизни ребенка и подростка имеет столь ярко выраженное своеобразие, что в медико-биологических, психологических, социальных и, конечно, педагогических науках осознана необходимость его пристального изучения. Кардинальные изменения, происходящие в нашем обществе, самым непосредственным образом отражающиеся на образовательной системе. Несмотря на то, что достигнуты очевидные успехи в деле поддержания здоровья школьников, требуется постоянная оптимизация и модернизация идеологических и методологических подходов к деятельности школьной медицины. Основными направлениями этой оптимизации являются организационные, учебнометодические и научно-клинические разделы медицины школы: 1. Организационные В рамках организационной деятельности необходимо решить актуальные вопросы региональных проблем в сфере медицинского обеспечения школьников с учетом опыта сотрудничества и взаимодействия с департаментами и комитетами Правительства Москвы по укреплению и сохранению здоровья детей. 2. Научно-клинические В настоящее время в г.Москве отсутствует структура, отвечающая за практическое, методическое и научное обеспечение проблем здоровья и образования детей. Возникла потребность создания в системе здравоохранения городского консультативно-методического Центра по школьной медицине. 3. Учебно-методическое С позиции учебно-методической деятельности необходимо провести работу по совершенствованию существующей системы повышения профессионального уровня медицинских работников по вопросам школьной медицины. В этом плане актуально создание учебно-методического пособия для врачей по проблемам школьной медицины, отражающего уровень, на который вышло современное здравоохранение в деле приборной диагностики и оздоровительных технологий. Программные мероприятия позволят качественно повысить уровень профессиональной деятельности школьных врачей, привлечь в эту среду новые кадры. 2.6. Лечебно-профилактическое и реабилитационное обеспечение ветеранов. Совершенствованию медицинского обеспечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны Департаментом здравоохранения уделяется особое внимание. По состоянию на 01.01.2005 г. под наблюдением городских лечебно-профилактических учреждений находится 22 000 инвалидов и 55 573 участников Великой Отечественной войны. Во всех поликлиниках города создан регистр льготных категорий, что дает возможность обеспечивать адресной медицинской и лекарственной помощью каждого инвалида и участника Великой Отечественной войны. В амбулаторно-поликлинических учреждениях организован внеочередной прием инвалидов войн в день обращения, выделены специальные диспансерные дни для ветеранов, что позволяет исключить очереди для ветеранов к врачам-специалистам. На особый контроль взяты одинокие, лежачие ветераны. Ветеранам войны в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах" сохранено медицинское обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях города, где они наблюдались до выхода на пенсию. Ежегодно инвалидам и участникам войны проводятся комплексные диспансерные осмотры. По состоянию на 01.01.2005 г. диспансерными осмотрами охвачено более 98,7% участников и 99,1% инвалидов войны. Диспансеризация инвалидов и участников Великой Отечественной войны проводится в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также в период прохождения ими стационарного лечения. Ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение, которые выделяются органами социальной защиты населения Москвы и Московским региональным отделением Фонда социального страхования РФ. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, имевшие ранения, связанные с повреждением орбиты глаза и прилегающей к ней области, обеспечиваются очками для коррекции зрения бесплатно. По медицинским показаниям ветеранам проводится бесплатное зубо- и слухопротезирование, в установленном порядке они обеспечиваются техническими средствами реабилитации. Инвалиды и участники войны обеспечиваются всеми необходимыми для лечения лекарственными препаратами в установленном порядке бесплатно. Выписка лекарственных средств инвалидам войны осуществляется единовременно на курс лечения сроком до 2-х месяцев согласно индивидуальному плану лечебно-оздоровительных мероприятий, который составляется каждому инвалиду войны и в соответствии с которым проводится терапия, в том числе медикаментозная. Стационарное лечение в 2004 г. получили 22 496 инвалидов и участников войны, в том числе 21 600 ветеранов - в госпиталях для ветеранов войн. На базе госпиталей работают врачебно-отборочные комиссии, распределяющие больных по отделениям в соответствии с профилем заболевания. Больные, нуждающиеся в стационарном лечении, активно вызываются для госпитализации. Проводится большая работа по обеспечению преемственности между госпиталями и территориальными поликлиниками. Департаментом здравоохранения проводится целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы госпиталей для ветеранов войн и городских стационаров, имеющих в своем составе отделения по предоставлению медицинской помощи ветеранам. Госпитали и специализированные отделения городских стационаров оснащены необходимым оборудованием, позволяющим проводить весь объем лечебно-диагностических манипуляций. Вместе с тем при оказании медицинской помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны имеют место отдельные недостатки. В ряде городских лечебно-профилактических учреждений имеются расхождения реестров о количестве инвалидов и участников Великой Отечественной войны с данными списков по терапевтическим участкам и комплектами карт диспансерного учета. Не везде информация о внеочередном приеме инвалидов Великой Отечественной войны выделена из общего списка льготных категорий. Не всегда соблюдается комплексность осмотров, сохраняются отдельные недостатки и в лекарственном обеспечении ветеранов. Низкая укомплектованность учреждений амбулаторно-поликлинической сети участковыми врачами, врачами-специалистами также оказывает негативное влияние на организацию медицинской помощи ветеранам. Высокая медико-социальная значимость данного аспекта работы системы городского здравоохранения обуславливает необходимость реализации комплекса программных мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, улучшение качества их жизни. 2.7. Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи. Департаментом здравоохранения города Москвы уделяется приоритетное внимание совершенствованию амбулаторно-поликлинического звена, повышению его роли в системе столичного здравоохранения. Дальнейшее развитие получила сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, улучшилось их оснащение медицинской техникой и оборудованием. Получили распространение новые формы организации работы поликлиник, обеспечения льготной категории населения лекарственными препаратами в аптечных пунктах поликлиник. Наряду с этим Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения постоянно уделяется серьезное внимание вопросу совершенствования работы участковой службы, повышения качества первичной медико-санитарной помощи населению. В этой связи в 2001-2003 гг. на базе городских поликлиник Юго-Восточного административного округа Москвы в рамках реализации "Комплексной программы оптимизации деятельности Московской городской системы обязательного медицинского страхования на 1998-2003 гг." проводился эксперимент по улучшению работы службы участковых врачей территориальных поликлиник. Основной задачей эксперимента являлось проведение социальноэкономического анализа эффективности материального стимулирования, его влияния на улучшение показателей работы участковых врачей и разработка практических рекомендаций по улучшению качества их деятельности. Проведение эксперимента позволило улучшить укомплектованность участковыми врачами-терапевтами, средним медицинским персоналом и, как следствие, улучшить доступность медицинской помощи в поликлинике и на дому, увеличить охват населения диспансерным наблюдением. Участникам эксперимента осуществлялась определенная доплата к заработной плате, исходя из объема выполненной работы. Вместе с тем выработанные в ходе эксперимента оценочные показатели были ориентированы только на количественный объем и не определяли качественные показатели приема населения. Кроме того, доплата за работу в условиях эксперимента не в полной мере повлияла на заинтересованность медицинских работников участковой службы в конечном результате своего труда, не явилась стимулом для улучшения качества работы. Проведение эксперимента не решило в полной мере ряд социальных проблем участковой службы, таких как получение на льготной основе жилья, повышение социальной защищенности медицинских работников (бесплатные или по льготной цене путевки на санаторно-курортное лечение), страхование профессиональной ответственности медицинских работников. Учитывая то, что основная задача эксперимента выполнена, итоги проведения эксперимента признаны полезными. Департамент здравоохранения города Москвы совместно с Профсоюзом работников здравоохранения г.Москвы при принятии мер по социальной защите работников отрасли считает приоритетными решение социальных проблем участковой службы. Мероприятиями Программы "Столичное здравоохранение" предусмотрено дальнейшее совершенствование организации амбулаторно-поликлинической помощи населению, в том числе с учетом положительного опыта проведенного эксперимента в Юго-Восточном административном округе города Москвы. Укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений будет осуществляться за счет средств бюджета города Москвы в рамках выделенного финансирования на эти цели, а также за счет средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Национальным проектом предусмотрено осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, участковым медицинским сестрам. Однако целевое решение проблемы только по данным категориям медицинских работников может внести дисбаланс в социальное равновесие системы столичного здравоохранения, привести к социальной напряженности в коллективах и оттоку квалифицированных медицинских кадров. В этой связи в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31 января 2006 г. N 52-ПП "О дополнительных мерах по социальной защите работников государственных учреждений города Москвы" с 1 февраля 2006 г. осуществлено повышение заработной платы всем остальным категориям медицинских работников на 20%. Одним из основных направлений совершенствования амбулаторнополиклинического звена, повышения его роли в системе столичного здравоохранения является обеспечение доступности первичной медикосоциальной помощи для населения путем снижения очередности к врачам-специалистам. С этой целью Программой предусмотрены: интенсификация работы диагностических центров, дальнейшее расширение сети дневных стационаров как в амбулаторно-поликлинической, так и в стационарной сети, создание консультативно-диагностических отделений при городских больницах. Повышению доступности и качества амбулаторной помощи, безусловно, будет способствовать и запланированное реформирование диагностической службы, представленное в соответствующем разделе Программы. Планируется привлечение для работы в поликлиниках врачейсовместителей из стационаров и кафедральных работников для консультаций. Кроме того, будут организованы окружные врачебные бригады специалистов "узкого" профиля для проведения по графику выездных консультаций в городских поликлиниках для обеспечения "шаговой" доступности специализированных видов медицинской помощи. Особое внимание в Программе уделено проблеме управления качеством медицинской помощи в первичном звене городского здравоохранения. Путями этапного решения данной проблемы определены: повсеместное внедрение стандартов оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и постоянный контроль за их выполнением, подготовка и повышение квалификации медицинских работников, анализ качества работы медицинских кадров поликлиник, в том числе по результатам анкетирования территориального населения на основе опыта проведения опросов в Северо-Восточном, Южном и Зеленоградском административных округах и непосредственных встреч и телефонных обращений населения к руководству поликлиник. В рамках реализации Программы предусмотрен постоянный мониторинг укомплектованности участковыми врачами и медицинскими сестрами с проведением ежемесячного анализа динамики и качества работы с кадрами. Выполнение мероприятий Программы позволит в значительной степени оптимизировать систему оказания всех видов амбулаторнополиклинической помощи населению города. 2.8. Специализированная медицинская помощь больным с распространенными видами заболеваний. Данный подраздел включает обоснование потребности в совершенствовании медицинского обеспечения по 14 направлениям. 2.8.1. Социально значимые и острозаразные заболевания: инфекционные, туберкулез, дерматовенерологические, психиатрические, наркологические. Болезни органов дыхания остаются важнейшей медико-социальной проблемой. Эти заболевания наносят серьезный материальный ущерб в результате потери трудоспособности и преждевременной смерти значительнй части наиболее трудоспособного населения. Заболеваемость, инвалидность и смертность от этой патологии по данным официальной статистики после существенного повышения в начале и середине 90-х прошлого века стабилизировались, но на относительно высоком уровне, хотя эти показатели в г.Москве ниже, чем в целом по России. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. количество впервые выявленных больных фтизиатрического профиля увеличилось на 303 человек, показатель заболеваемости составил 38,6 на 100 000 населения (в 2003 г. - 35,7). По-прежнему остается сложной эпидемиологическая ситуация в учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве (около 11% всех впервые выявленных больных, взятых на учет фтизиатрами, выявляются в СИЗО). Среди больных, состоящих на учете в диспансерах, треть составляют социально дезадаптированные лица и больные, страдающие хроническим алкоголизмом и наркоманией. Сохраняются серьезные проблемы с ранним выявлением больных фтизиатрического профиля. Более 30% этих больных выявляются с распадом легочной ткани и с бактериовыделением. Смертность среди больных фтизиатрического профиля в Москве уменьшилась с 9,1 на 100 000 населения в 2003 г. до 8,7 в 2004 г. Из всех умерших 19,1% были не известны диспансеру, а 22,5% состояли на учете менее одного года. Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит создать основу для снижения заболеваемости, распространенности, инвалидности и смертности среди больных фтизиатрического профиля, совершенствовать организацию фтизиатрической службы, повысить эффективность профилактической работы, терапии больных с патологией органов дыхания, укрепить материально техническую базу и кадровый потенциал фтизиатрической службы. В настоящее время существует необходимость разработки конкретных мероприятий, направленных на дальнейшее развитие городской инфекционной службы, что обусловлено целым комплексом причин, одна из которых высокая заболеваемость инфекционными болезнями (острые кишечные инфекции, вирусные гепатиты, грипп и острые респираторные вирусные инфекции, скарлатина, ветряная оспа, паротит, мононуклеоз, болезни, вызванные ВИЧ и т.д.). Несмотря на значительный прогресс в изучении этих заболеваний и их возбудителей, создание иммунных препаратов для профилактики управляемых инфекций, летальность от инфекционных болезней по-прежнему высока. Массовое распространение ряда инфекционных заболеваний, в первую очередь, передающихся воздушно-капельным путем, высокая частота и тяжелое течение обуславливают необходимость своевременного выявления и оказания необходимой специализированной помощи. В то же время различные уровни сложности и массовости распространения инфекционных заболеваний, масштабность наносимого социальноэкономического ущерба требуют выделения ведущих задач и концентрации усилий инфекционной службы на приоритетных направлениях, где необходим и реально достижим ощутимый результат. Одной из главных задач профилактики инфекционных болезней является раннее распознавание заболеваний и соответственно ранняя госпитализация больного, тем самым изоляция его от окружающих. В раннем и полном выявлении инфекционных больных, особенно со стертыми, атипичными неясными формами заболевания, а также вновь открывающихся болезней требуются своевременные и современные лабораторные методы диагностики, что также является профилактическими мерами. Высокая заболеваемость населения инфекционными заболеваниями, а также необходимость широкого внедрения в практику работы городской инфекционной службы современных технологий диагностики и лечения требуют разработки и реализации комплексного подхода к лечению больных инфекционного профиля, предполагающего использование высокоэффективных лекарственных препаратов наряду с адекватной сопроводительной терапией. Реализация комплекса запланированных программой мероприятий позволит провести работу по совершенствованию организации оказания специализированной медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями, повысить эффективность оказываемых услуг, широко внедрить современные методы диагностики и лечения. В настоящее время Москва, как и вся Россия, переживает эпидемию потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Наркологической службой зарегистрировано около 30 тысяч больных наркоманией и около 100 тысяч больных алкоголизмом. Введение коэффициентов, рекомендованных Минздравсоцразвития Российской Федерации, показывает, что истинное количество больных алкоголизмом в населении Москвы больше учтенных не менее чем в 2 раза, а больных наркоманией больше учтенных примерно в 7 раз. Отмечается увеличение смертности и общее утяжеление контингентов как за счет роста числа больных наркоманиями, так и за счет резкого увеличения сопутствующих заболеваний: гепатитов, ВИЧ-инфекции и других инфекционных и венерических заболеваний, отравлений, травматизма. Каждый четвертый-пятый подросток (не менее 20% подросткового населения) является потребителем наркотиков. По данным Министерства обороны, 70% призывников имеют опыт употребления наркотиков. Из организованных коллективов наиболее часто употребляются наркотики в высших учебных заведениях, а в трудовых коллективах с преимущественно мужским составом работающих около 20% имеют признаки алкоголизма. В местах досуга наркотизация и алкоголизация молодежи приобретают почти тотальный характер. Подросток, употребляющий наркотики, через некоторое время становится инвалидом по психическому или иному заболеванию, и общество вынуждено его содержать. Необходимо учитывать, что лечение и реабилитация больных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией - процесс длительный, дорогостоящий и требующий участия большого числа специалистов. Мировой опыт работы с наркологическими больными показывает, что эффективность лечения достигает максимальных цифр только при длительном, непрерывном, многоэтапном и системном подходе к решению данных проблем с внедрением программ профилактики, раннего выявления больных наркологического профиля и медико-психологической, медикосоциальной реабилитации. В результате реализации комплекса запланированных мероприятий будет создана и внедрена в практику системная организационная модель профилактики заболеваний, связанных с зависимостью, а также единая технологически взаимосвязанная система поэтапного лечебнореабилитационного процесса. Актуальность проблем в области психиатрии и связанных с ней негативных явлений в общественной жизни страны чрезвычайна высока. Межведомственной комиссией Совета безопасности России по охране здоровья населения (протокол N 4 от 23.07.1997 г.) проблема роста заболеваемости психическими расстройствами оценена как серьезная угроза здоровью нации. В Москве на фоне относительной стабилизации в последние годы эпидемиологической ситуации, связанной с психическими расстройствами, показатели первичной болезненности и заболеваемости всеми психическими расстройствами остаются на высоком уровне. Чрезвычайно высок удельный вес психической патологии в детском и подростковом населении при отсутствии в широкой практике современных организационных моделей психопрофилактической работы с детьми и подростками. Увеличилось число психических расстройств в связи с чрезвычайными ситуациями, общественно опасными действиями, террористическими акциями. Неудовлетворительно состояние материально-технической базы многих учреждений, оказывающих психиатрическую помощь населению. Очень трудной проблемой, касающейся различных медицинских специальностей, является крайне низкая обеспеченность населения койками соматопсихиатрического профиля, количество которых в стационарах города из года в год уменьшается при возрастающей потребности. В последние годы низкими темпами осуществлялось развитие такой прогрессивной и экономически рентабельной формы организации психиатрической помощи как дневные стационары. В настоящее время в Москве функционируют 27 дневных стационаров на 1780 мест (при ПНД - 19 на 1095 коек и 8 на 685 коек при психиатрических больницах). Отсутствие специализированной юридической защиты психически больных и инвалидов приводит к тому, что многие из них остаются без жилья, иного имущества, грубо нарушаются их права, в т.ч. со стороны государственных структур. Большую озабоченность вызывают высокие темпы роста инвалидизации населения вследствие психических заболеваний (с 51 220 чел. в 2002 г. до 55 886 чел. в 2004 г.). Особенно необходимо подчеркнуть значительное увеличение удельного веса больных-инвалидов с тяжелыми, хронически протекающими психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия и др.). Среди них высока доля инвалидов I и II групп (87-90%). Из числа инвалидов 87% пациентов находятся в трудоспособном возрасте. Крайне редки случаи снижения тяжести инвалидности (5-6%). И лишь в 1-2% случаев достигается восстановление трудоспособности. Наряду со значительным снижением числа больных-хроников, подолгу пребывающих в психиатрических больницах, происходит "накопление" пациентов с утраченной и стойко сниженной трудоспособностью во внебольничных условиях. Причем, средняя длительность периода нетрудоспособности из года в год возрастает. К этому нужно добавить, что большая часть больных, не оформляющих инвалидность (негативно-болезненное отношение пациента, недостаточная активность работников психиатрической службы и др.), исключены по существу из сферы производства и являются "инвалидами без пенсии". Кроме нарастания числа психически больных-хроников в населении, ложащихся тяжелым бременем на семью или влачащих жалкое бедственное существование, часто приводящее к асоциальному поведению, немалое количество пациентов переводится в психоневрологические интернаты (как правило, в трудоспособном возрасте). Еще одной "формой приспособления" больных-хроников является частая госпитализация в психиатрический стационар, обусловленная, наряду с клиническими, и социальными причинами. Морально-психологический и экономический урон, происходящий в результате подобного положения больных-хроников, совершенно очевиден (высокие расходы службы социальной помощи, психиатрических стационаров, издержки семьи душевнобольного и т.д.). В то же время установлено, что различные мероприятия по социально-трудовой реабилитации психически больных (особенно инвалидов) не только направлены на решение имеющихся медицинских и морально-этических проблем (низкий социальный статус психически больных, их слабая правовая защищенность, высокая толерантность общества к психиатрическим проблемам и т.д.), но и имеют сугубо экономическое значение, поскольку подобная реабилитационная деятельность стоит в несколько раз дешевле, чем пожизненное пенсионное обеспечение больных и содержание их в стационарных учреждениях. Однако с каждым годом уменьшается число учреждений для востановительной терапии и социально-трудовой реабилитации инвалидов, являющихся основной базой для программ вторичной и третичной профилактики инвалидности вследствие психических заболеваний. В связи с этим произошло снижение объемов работы по реализации программ трудовой терапии, восстановления трудоспособности, рационального трудоустройства психически больных и инвалидов, в ряде случаев - вообще сворачивание этого направления деятельности. Так, количество мест в лечебно-трудовых мастерских при психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах постоянно увеличиваясь до 1987 г. (5096 мест), затем начало неуклонно снижаться и уменьшилось к 2004 г. до 3267 мест. С 1986 г. количество пациентов (преимущественно инвалидов) в ЛТМ сократилось с 34 414 до менее 10 000 в 2004 г. Обеспеченность местами в ЛТМ по г.Москве в настоящее время составляет 3,2 на 10 000 населения при нормативной потребности (данные МЗ РФ) 10,0 на 10 000 населения. С непреодолимыми трудностями сталкиваются ЛТМ в получении заказов на производство продукции. Резко сократилось разнообразие видов труда, применяемых в деятельности ЛТМ. В связи с высокой стоимостью сырья, низкой технической оснащенностью продукция ЛТМ малорентабельна и неконкурентоспособна в процессе сбыта. Требует новой редакции юридический статус ЛТМ, который не соответствует изменившемуся законодательству. Учитывая актуальность проблемы, комплексное решение вопросов профилактики, лечения и реабилитации пациентов с психическими заболеваниями постоянно находится в поле зрения Департамента здравоохранения города Москвы. На протяжении последних пяти лет они неоднократно рассматривались на Коллегиях Департамента, а в августе 2000 г. им было полностью посвящено заседание постоянно действующего Координационного Совета по делам инвалидов при Правительстве Москвы. Проводимая работа позволила достичь определенной тенденции к улучшению качества психиатрической помощи населению. В то же время реализация ряда принятых решений остается крайне затруднительной, особенно в тех случаях, когда необходимо взаимодействие различных ведомств (социально-трудовая реабилитация инвалидов вследствие психических заболеваний в лечебно-трудовых мастерских, организация социальной поддержки психически больным и юридическая помощь им, расширение сети соматопсихиатрических отделений на базе многопрофильных больниц, организация необходимой преемственности в деятельности стационарных и внебольничных психиатрических учреждений. Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит создать модель территориальной психопрофилактической службы с целью активизации научных исследований и широкого внедрения в практику современных технологий в области профилактической психиатрии, раннего выявления психических заболеваний, ранней догоспитальной реабилитации пациентов, их интенсивного медикаментозного лечения, предупреждения инвалидизации. 2.8.2. Диагностика, профилактика и современные методы лечения ВИЧ-инфекции. Программа по предотвращению ВИЧ-инфекции в городе Москве на 2004-2006 гг. утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 605-ПП и является составной частью программы "Столичное здравоохранение", в которой отражен перечень основных мероприятий к реализации в 2007 году по направлению: диагностика, профилактика и лечение ВИЧ-инфекции. 2.8.3. Медицинская помощь больным с заболеваниями сердечнососудистой системы. Высокий уровень сердечно-сосудистой заболеваемости является одной из самых актуальных проблем не только в медицине, но приобретает важное государственное значение, учитывая, что более половины смертей происходит от кардиологических заболеваний и, что особенно важно, среди умерших и инвалидизированных значительная часть состоит из людей трудоспособного возраста. Достаточно сказать, что только в Москве от острого инфаркта миокарда и сердечной недостаточности ежегодно умирает примерно 10 000 человек. Примерно столько же умирает от внезапной сердечной смерти и нарушения мозгового кровообращения. Реальная распространенность больных с ишемической болезнью сердца (ИБС) значительно больше данных статистики, в особенности пациентов с начальными формами ИБС. Однако именно этот контингент является наиболее перспективным в случае своевременно начатого лечения. Выявление таких пациентов является наиболее сложной проблемой из-за целого ряда причин: недостаточное обеспечение инструментальными методами диагностики пациентов с ИБС, а также отсутствие четких алгоритмов диагностики, сложившийся менталитет врачей, низкая информированность населения. Например, количество пациентов с ИБС, которым в 2004 г. на амбулаторном этапе проведено мониторирование ЭКГ, составляет 24 754, в то время как абсолютное количество больных с ИБС составило 852 977 (по данным городского БМС). Аналогичная ситуация отмечается с проведением нагрузочных методик (ВМП, тредмил); в 2004 г. в амбулаторно-поликлинических ЛПУ проведены нагрузочные пробы 29 397 пациентам с ИБС. Таким образом, только 3,4% пациентов с ИБС прошли необходимое обследование. Это делает актуальным и необходимым существенное увеличение инструментальных методов обследования в округах (проведение нагрузочных методик и мониторирований ЭКГ до 10 000 исследований), разработку и внедрение в практическое здравоохранение четких алгоритмов диагностики и выбора наиболее эффективных методов лечения (медикаментозное, эндоваскулярное, хирургическое). В решение проблемы оказания эффективной медицинской помощи кардиологическим больным вовлечены не только кардиологи и терапевты, но и кардиохирурги, нейрохирурги, радиологи, неврологи, которые разрабатывают новые подходы к лечению сердечно-сосудистых заболеваний. В настоящее время имеется достаточно широкий спектр лечебных и диагностических мероприятий, внедряемых в систему здравоохранения: - ангиопластика и стентирование сосудов, кровоснабжающих жизненно важные органы (сердце, головной мозг, почки); - операция аорто-коронарного шунтирования; - эндоваскулярные хирургические операции на клапанах сердца, а также на крупных магистральных сосудах, в том числе на аорте; - вживление кардиостимуляторов и кардиовертеров, позволяющих предупреждать внезапную смерть. Перспективной является также разработка новых эффективных немедикаментозных методов лечения сердечной недостаточности, а именно: пересадка сердца, разработка модели искусственного сердца. Все сказанное открывает большие перспективы в случае активного и широкого внедрения перечисленных методов в клиническую практику. В этом отношении многое делается в системе столичного здравоохранения. По сравнению с 2000 г. в 3,5 раза увеличилось количество диагностических коронарографий и эндоваскулярных лечебных процедур. Примерно также выглядит ситуация с коронарными операциями. К концу 2005 г. количество селективных коронарографий достигнет 7000, эндоваскулярных процедур - 2500, коронарных операций - 1000. Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, имеется дефицит по выполнению жизненно важных методик (по мировым стандартам, количество коронарных операций должно составлять 500, эндоваскулярных процедур - 700, селективных коронарографий - 3500 на 1 млн. |