Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".
14. ПРОВЕРКА ГАБАРИТА. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ 14.1. Проверка габарита приближения строений на мостах и в тоннелях должна производиться периодически не реже одного раза в пять лет, а также регулярно при обнаружении деформаций (например, обделки тоннеля) и немедленно после производства работ, которые могут вызвать нарушение габарита: перекладка обделки, перешивка, подъемка и понижение пути, сплошная замена мостовых брусьев, усиление, переустройство перил и др. Проверка габарита приближения строений производится в зависимости от конкретных условий различными способами: при помощи габаритной рамы, стальной выверенной рулеткой. 14.2. Приведение мостов к габаритному состоянию может быть осуществлено переустройством связей, подъемкой пролетных строений или понижением пути (для путепроводов), заменой негабаритных конструкций, а также передвижкой пути на мосту до совпадения с осью пролетного строения или передвижкой самих пролетных строений. Устранение или снижение негабаритности в тоннелях может быть достигнуто рихтовкой и понижением пути, подтеской обделки или ее перекладкой. 14.3. При наличии в тоннелях каких-либо коммуникаций (линии связи, электропередачи, водопровод и т.п.) необходимо следить за тем, чтобы эти устройства находились вне пределов габарита приближения строений. 14.4. Съемка профиля и плана рельсового пути производится: на мостах после замены мостовых брусьев или укладки железобетонных плит безбалластного мостового полотна; на мостах с ездой на балласте и в тоннелях после ремонтов верхнего строения пути, а также во всех случаях изменения положения пути (рихтовка, понижение или подъемка, в том числе при пучении). 14.5. Для всех мостовых переходов с пролетными строениями длиной более 20 м должны иметься профили и планы пролетных строений, снятые геодезическими инструментами. Периодические инструментальные съемки плана и профиля должны производиться: при удовлетворительном состоянии пролетных строений - не реже одного раза в 10 лет; на мостах, имеющих дефекты в очертании профиля или плана пролетных строений (значительные их провесы, искривления и т.п.), - по заключению мостоиспытательной станции, но не реже чем через 5 лет; на мостах с предварительно напряженными железобетонными пролетными строениями (съемки профиля) - не реже одного раза в 5 лет; на мостах со сквозными открытыми металлическими пролетными строениями (съемка плана верхних поясов ферм) в зависимости от состояния их - по заключению мостоиспытательной станции, но не реже одного раза в 5 лет; на всех мостах до и после усиления или ремонта, связанного с подъемкой ферм, а также в случаях повреждений или деформаций пролетных строений. 14.6. Съемка профиля сквозных ферм производится по поясам ферм. При этом рейки устанавливаются при нивелировке нижних поясов - на поясные уголки, фасонки связей или свесы горизонтальных листов вблизи поясных уголков; при нивелировке верхних поясов - на горизонтальные листы, причем должны быть приняты во внимание число и толщина горизонтальных листов. В исключительных случаях допускается съемка профиля по поперечным балкам. Съемка профиля железобетонных мостов производится по металлическим маркам или, в крайнем случае, по борту балластного корыта. 14.7. Съемка плана ферм производится в плоскости обоих поясов по узлам ферм или связей (для сплошных балок) с помощью теодолита. План ферм небольшого пролета может быть снят путем натягивания проволоки по оси моста и измерения от нее расстояний до оси ферм. 14.8. Результаты съемки профиля и плана ферм и рельсового пути оформляют в виде графиков, на каждом из которых необходимо указать температуру и условия съемки. На отдельном графике последняя съемка совмещается с предыдущими для сравнения. 14.9. Положение опор каждого моста должно быть зафиксировано нивелировкой подферменных площадок, осевыми знаками и измерениями расстояний между осями опор и шкафными стенками устоев. В балочных мостах разрешается вместо этого промерять расстояние между осями опорных частей (балансиров и подушек) смежных пролетных строений на опорах и между осью опорных частей и шкафной стенкой на устоях; в арочных мостах - зазоры деформационных швов. Изменение положения опор (наклон, осадка, сдвиг) может быть определено по результатам нивелировки подферменных площадок, связанных с репером, по теодолитной съемке наклона граней опор, при помощи отвесов и т.п. Кроме того, в балочных мостах наклон или сдвиг опор может быть определен по изменению расположения элементов подвижных опорных частей и других подвижных сопряжений, а в арочных мостах - по изменению раскрытия деформационных швов. В необходимых случаях, определяемых мостоиспытательными станциями, применяют более точные методы с установкой специальных марок, реперов и устройством постоянных площадок для установки теодолитов. Результаты измерений положения опор оформляют в виде сравнительных схем и таблиц. 14.10. Для тоннелей должны иметься данные нивелировки обделки (по реперам, забетонированным в стенах) и рельсового пути, а также поперечные сечения внутреннего очертания обделки в каждом ее кольце или при отсутствии деления на кольца - через каждые 10 м на кривой и через 20 м на прямой. На чертежах поперечных сечений (рекомендуемый масштаб 1:50) должны быть нанесены: ось тоннеля, положение пути и контактного провода (на электрифицированных участках), габарит приближения строений. Заснятые сечения должны быть привязаны к пикетажу (а на дефектных участках, кроме того, отмечены и в натуре) для того, чтобы все последующие проверки были сопоставимы. Контрольную нивелировку обделки и промеры ширины колец (в середине кольца) следует повторять не реже одного раза в 5 лет. Для контрольных нивелировок на обоих порталах тоннелей должны быть установлены геодезические реперы или путевые реперы. За дефектными кольцами (деформированными или имеющими горизонтальные и косые трещины), а также смежными с ними кольцами должны проводиться регулярные инструментальные наблюдения; для этого в тоннельную обделку по ее поперечному сечению заделывают постоянные металлические марки с обеих сторон пути: на уровне головки рельса, на высоте 2560 и 5300 мм от головки рельса, а также в замке свода. При наблюдениях производят нивелировку марок, а также измерение горизонтальных и диагональных расстояний между ними. Положение марок с их отметками и взаимными расстояниями между ними должно быть показано на чертеже поперечного сечения обделки в данном месте, привязанном к пикетажу. Результаты последующих измерений записывают в тоннельной книге со ссылкой на чертеж, а все изменения в положении марок отмечают на чертеже с указанием даты. 14.11. Трубы и пешеходные тоннели должны быть пронивелированы по замку и лотку в случае обнаружения признаков деформации или осадки звеньев трубы или тоннеля. При этом в трубе нужно измерять величину зазоров между звеньями и оголовками. В случае деформации поперечного сечения проверяют ширину звеньев в свету. 14.12. Все материалы по проверке габарита, съемкам плана и профиля рельсового пути и пролетных строений, а также другим инструментальным наблюдениям за искусственными сооружениями должны прилагаться к Книгам искусственных сооружений. 14.13. Все инструментальные съемки искусственных сооружений должны производиться самым тщательным образом с надлежащей точностью измерений (которая должна быть обязательно указана). Высотные отметки сооружения должны быть увязаны с постоянными геодезическими реперами вне сооружения. Каждая съемка производится не менее двух раз. За результат измерения принимается среднее арифметическое. Съемки и измерения рекомендуется производить в несолнечное время (например, рано утром). При съемках необходимо фиксировать условия погоды, температуру воздуха и ферм, а также все прочие условия и обстоятельства съемки (тип и точность инструмента, места установки реек). Если же съемку не удалось произвести в несолнечное время, то необходимо указать температуру и освещенность всех четырех поясов металлических ферм. Места установки реек должны быть очищены от грязи, ржавчины, старой краски, отмечены в натуре и указаны на графиках, чтобы повторные съемки производились по тем же точкам. ---------------------------------------------------------------------- Примечание. Инструкция по содержанию искусственных сооружений, утвержденная МПС СССР 18 января 1986 г. N ЦП-4363, на территории Российской Федерации не применяется. Приложение 1 к Инструкции от 28 декабря 1998 года N ЦП-628 |
Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".