Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГЛАМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. INFORMATION TECHNOLOGY. ORGANIZATION MANAGEMENT. ELECTRONIC REGLEMENT OF".
КОРПОРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕГЛАМЕНТА А.1. Позиционирование электронного регламента в системе корпоративных знаний Корпоративные знания выступают как естественная основа целеориентированного управления в организации и обеспечивают системность представления и связанность различных точек зрения, отражающих отдельные аспекты деятельности организации в рамках ее регламента административной и служебной деятельности. Надлежащим образом сформированная и использованная система корпоративных знаний обеспечивает прозрачность, понимаемость, контролируемость, полноту охвата решаемых задач и отсутствие противоречий в управлении организацией и ее подразделениями по: - целям, критериям и средствам их достижения; - организации деятельности на всех иерархических уровнях сверху вниз (до рабочего места); - методикам и технологиям исполнения рабочих процессов на всех иерархических уровнях этих процессов сверху вниз (до исполнителя) и аудита процесса; - затратам ресурсов на рабочие операции, аудит и другие составляющие, обеспечивающие деятельность организации; - данным о состоянии деятельности организации в целом и ее рабочих процессах с необходимым уровнем детализации; - анализам и применяемым схемам управления деятельностью и целенаправленному управлению изменениями деятельности организации. Интегрированное пространство управления организации и его процессы основаны на непрерывном извлечении, формализации, обеспечении согласованности, связанности и применения системы корпоративных знаний на всех этапах жизненного цикла управления деятельностью организации от формирования целей организации и создания моделей рабочих процессов до использования исполняемых процедур, анализа результативности работы и развития деятельности организации. Содержательную основу процессов интегрированного пространства управления и реализующего их регламента организации составляет обобщенная модель корпоративных знаний. Эта модель определяет в рамках единого системного представления согласованное взаимодействие таких базовых составляющих любой организационной деятельности, как цели, рабочие процессы, организационная структура, функции, документы, данные и др. Системное проектирование, построение и применение системы управления организацией проводятся с учетом построения системы менеджмента качества организации. Система менеджмента качества является частью системы управления организацией и ее требования учитываются при разработке и поддержании электронного регламента. Требования к качеству являются дополнительными к другим направлениям деятельности организации. Различные части системы менеджмента качества организации или вся система могут интегрироваться в единую систему управления организации, использующую общие элементы. Поэтому построение системы управления организацией целесообразно ориентировать на внедрение полномасштабной системы качества и ее поддержание после внедрения. Регламент административной и служебной деятельности представляет собой наиболее четко формализованную часть корпоративного знания организации, которая на постоянной основе применяется для поддержки с гарантированным качеством воспроизводящейся деятельности в рабочих процессах и управлении. Данный регламент: - определяет в согласованном виде правила построения и исполнения работ организацией, а также взаимодействие организации с внешним окружением; - представляет (в интересах персонала управления, исполнителей работ и других заинтересованных лиц) деятельность организации по выделенным направлениям в необходимом и достаточном для их потребностей содержании и объеме; - поддерживает в согласованном состоянии вертикальные и горизонтальные связи в системе управления организацией, обеспечивает управляемость организации, прозрачность и контролируемость схем управления. Частные регламенты подразделений, отдельных исполнителей или работ (операционные регламенты) представляют собой соответствующим образом выделенные части единого регламента организации и, будучи согласованными между собой, в совокупности образуют регламент организации. Электронная реализация регламента административной и служебной деятельности организации, основанного на корпоративном знании и поддерживаемого средствами информационно-коммуникационных технологий, с ростом размера организации и масштабов ее взаимодействия со своим окружением и потребителями становится необходимым условием жизнеспособности и практической ценности регламента организации. Это связано с большим числом и сложностью связей информационных объектов, вовлеченных в управление, а также требований обеспечения согласованности применения этих объектов в течение всего жизненного цикла. Электронную реализацию используют как для формализации и согласования правил, отражаемых в регламенте административной и служебной деятельности организации, так и для автоматизированного обеспечения выполнения этих правил в рамках соответствующих сценариев. На рисунке А.1 (не приводится) в условной форме показано соотношение (позиционирование) в организации системы (пространства) корпоративных знаний, пространства управления, системы управления (менеджмента) качества организации и ее регламентов. А.2. Представление объекта и пространства управления При создании модели знаний деятельности организации в полной мере должны поддерживаться описания: - объекта управления, то есть организации в целом как единой системы, а также ее рабочих процессов, обеспечивающих достижение значимых результатов. Дополнительно может быть выделено окружение организации, прямо или косвенно воздействующее на деятельность организации; - пространства управления, то есть доступных возможностей и условий воздействия на объект управления и ожидаемых "откликов" объекта управления на приложенные воздействия. Возможность воздействия на объект на разных уровнях определяется действующим законодательством, правами собственности, технологией рабочих процессов, организационно-распорядительными документами, положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и другими индивидуальными для каждой организации факторами. Общее пространство управления может быть разделено на составляющие, в рамках которых работы ведутся в соответствии с частными регламентами подразделений и отдельных исполнителей. При этом должна быть обеспечена их системная согласованность на уровне организации. Знания должны поддерживаться в форме, максимально удобной для их применения в организации. Объединение знаний отдельных исполнителей и персонала управления должно формировать единое целое знание о деятельности организации, обладающее свойством полноты и обеспечивающее потребности текущей деятельности, целенаправленное и эффективное управление, а также развитие как самой организации, так и знаний о ней. Для создания требуемого представления (точки зрения) на деятельность организации интеграция знаний обычно производится по: - принадлежности; - носителям свойств; - функциям управления; - общим измерениям (в том числе времени); - отдельным характеристикам. Объединение различных компонентов модели знаний осуществляется на основе учета различных представлений и точек зрения (со своими правилами применения) на единую интегрированную модель знаний. Формы представления знаний должны быть в наибольшей степени согласованы с потенциальными пользователями. Получение необходимых знаний пользователями должно вестись в наиболее естественной для них форме и не требовать освоения сложных специфических средств. Основу объединения составляют общие для организации глоссарии, справочники, корпоративные стандарты, нормативно-методические документы и другая информация. В совокупности они должны обеспечивать единство понимания сотрудниками и другими заинтересованными лицами общих аспектов деятельности, а также связанность общего операционного пространства и пространства управления. Все эти элементы являются составной частью электронного регламента административной и служебной деятельности организации. А.3. Управление корпоративными знаниями Управление знаниями - неотъемлемая часть общего процесса управления. Управление знаниями начинается с консолидации знаний и продолжается через их обработку с целью обеспечения разностороннего применения, распространения, передачи и развития. Уровень управляемости и эффективности организации определяется ее способностью извлекать, поддерживать, распространять и применять корпоративные знания в повседневной практике управленческой и служебной деятельности своих сотрудников. Корпоративные знания должны быть доведены до их потенциальных пользователей, а в организации должны быть созданы условия, при которых каждый пользователь получает знаний больше, чем вкладывает в корпоративные знания. При этом технология доступа к любому объему знаний должна обеспечивать оперативное удовлетворение обоснованных запросов внутренних и внешних пользователей, обращающихся к постоянно расширяющейся системе корпоративных знаний, а также гарантировать прослеживаемость связей и отношений отдельных составляющих знаний. Внедрение электронного регламента административной и служебной деятельности организации должно способствовать эффективности применения имеющихся знаний и постоянному накоплению новых. А.4. Структурирование корпоративных знаний Знания составляют основу создания (проектирования) и развития любой организации и определяют содержание регламента ее деятельности. Выделяются знания организации следующих видов. Активные - непосредственно используемые в деятельности организации и обеспечивающие текущий уровень качества и эффективности работы, в том числе знания, применяемые в регламентах деятельности организации. Электронный регламент административной и служебной деятельности организации является основой для применения активных знаний организации. Потенциальные - имеющиеся у работников организации, определяющие возможности развития ее деятельности путем активизации этих знаний и включения их в рабочие процессы и обеспечивающие развитие применяемых технологий деятельности организации, в том числе совершенствование их регламентированной части. Внешние - имеющиеся в обществе в зависимости от направлений, представляющих прямой или возможный интерес для организации. Эти знания создают основу для широких изменений в деятельности организации, вплоть до ее коренной перестройки и/или перепрофилирования. Недостаточность или несбалансированность видов знаний в организации представляет потенциальные риски для обеспечения эффективной текущей деятельности организации или ограничение возможности удовлетворения возникающих новых требований со стороны потребителей и развития организации. Организация должна обеспечивать поддержание знаний всех видов на достаточном уровне и целенаправленно, на постоянной основе, управлять их связями (интерфейсами) и конкретными сферами применения. Корпоративные знания организации основаны на ее активных и потенциальных знаниях. При организации работ по извлечению, применению, развитию и актуализации корпоративных знаний в процессе формирования регламента административной и служебной деятельности организации, реализующего концепцию целенаправленного управления, определяют следующие составляющие: - объект управления; - цели управления; - управление организацией как единой системой (интегрированное пространство возможных управлений, то есть объективно имеющиеся и доступные возможности воздействия на объект управления - организацию - как на единую систему); - модель деятельности для достижения целей, определяющую ожидаемые "отклики" системы при воздействии на нее управляющего органа; - идентификация существующего состояния деятельности организации (текущее положение системы во всех ее измерениях относительно желаемого состояния для заданной модели); - регламентированная практика исполнения работ и управления, ресурсные возможности и действующие схемы применения имеющихся ресурсных возможностей; - адаптация и управление изменениями (постоянный анализ деятельности и адаптация системы к изменениям). Объектом управления является сама организация или ее отдельные составляющие. Цели определяют смысл существования и деятельности организации или ее составляющих на определенном временном интервале. Любая организация является сложной социально-технологической системой, реализующей заданные (определенные)цели. Управление организацией как единой системой означает целенаправленное воздействие доступными методами на рабочие процессы организации с целью получения желаемого результата в рамках определенных для заданного временного интервала целей организации. При этом процесс управления организацией рассматривают в качестве специфического рабочего процесса. Целенаправленная деятельность - необходимое свойство системы. Отсутствие главного процесса, направленного на получение общего результата, неизбежно приводит к декомпозиции (разделению) системы на подсистемы со своими собственными целями и связанными с ними рабочими процессами. Если цели управления формируются относительно взаимодействия организации с внешним окружением (в конечном итоге внутренние цели направлены на обеспечение внешних целей), то остальные элементы управления организуют внутреннее пространство управления организации, в рамках которого реализуются ее основные рабочие процессы. Управление должно основываться на фактах и реальных данных, достоверно идентифицирующих состояние системы и ее окружения в любой момент времени. Модель деятельности для достижения целей. Создание организации как системы представляет собой выделение и построение в соответствии с определенными принципами и ограничениями схем взаимодействия объектов и субъектов деятельности для достижения заданных целей. При этом субъекты могут иметь собственные мотивации и интересы, возможно отличные от общесистемных. Только целенаправленные и согласованные общей логикой и правилами действия порождают объективно и субъективно необходимые системные связи, которые превращаются в рабочие процессы организации, дающие требуемый результат. Рабочие процессы являются сутью функционирования системы и средством достижения целей системы в соответствии с предопределенной моделью деятельности. Идентификация существующего состояния деятельности организации. Сбор и получение необходимых данных о состоянии деятельности организации, ее потребителей и окружения должны удовлетворять потребностям управления, быть согласованными с моделями рабочих процессов и обеспечивать всестороннюю и достоверную оценку их соответствия требуемому уровню детализации для различных уровней управления. Требования надежности и поддержание непрерывности деятельности в условиях возмущающих воздействий (объективного или субъективного характера) предполагают формирование системы сбора и анализа информации, дублированной в основных звеньях. Регламентированная практика исполнения работ и управления. Операционные административные и служебные регламенты подразделений задают порядок, типовые (допустимые) варианты и результаты действий подразделений и их сотрудников в определенных условиях. Они ограничивают диапазон произвольных решений и создают основу для обеспечения воспроизводимости и реального контроля управления в организации. Регламенты позволяют упорядочить процессы взаимодействия организации со своим окружением, а публикация регламентов делает "прозрачной" и контролируемой работу организации для потребителей и заинтересованных лиц в рамках их компетенций. Реализация регламентов в электронной форме снижает влияние субъективного фактора, делает их гибкими и действенными инструментами воспроизводства управления в повседневной деятельности в отличие от определенной декларативности должностных инструкций и положений о подразделениях и организации. В регламентах отражаются права и обязанности сотрудников подразделений применительно к основным ситуациям взаимодействия с другими подразделениями, гражданами и хозяйствующими субъектами, а также процедуры получения требуемых результатов и действий в неопределенных ситуациях для обеспечения непрерывности деятельности и управления. Адаптация и управление изменениями. Временной фактор в динамически изменяющихся организациях является часто решающим. Управление, опираясь на накопленный опыт, всегда должно быть нацелено на перспективу. Результаты принимаемых сегодня управленческих решений осуществятся только завтра. Решения должны приниматься с учетом прогнозирования, основанного на модели развития организации и ее значимого системного окружения. Применяемая при этом модель должна быть максимально адекватна объективным реалиям деятельности и содержать как можно меньше субъективизма и "пробелов". С каждым управленческим воздействием при анализе того, как это воздействие было отработано, должно происходить "обучение" (уточнение) модели. Вместе с тем в организации постоянно происходят и внутренние перемены, не всегда отслеживаемые на верхних уровнях управления, ориентированных на ранее существовавшую модель. Управление на основе устаревших представлений о деятельности организации, как и консервация прежних схем деятельности, в том числе закрепленных в регламентах, при внешних и внутренних изменениях не только негативно влияют на эффективность деятельности организации, но и являются прямой угрозой ее существованию. Ориентация на управление изменениями, с учетом ближайших и отдаленных целей и условий деятельности, должна являться необходимым элементом рабочих процессов и управления в организации. В совокупности составляющие корпоративных знаний, представленные в виде и объеме, обеспечивающих целенаправленную деятельность организации, образуют ее модель знаний. Построение требуемой модели знаний, с приемлемой мерой адекватности, отвечающей на вопросы управленческого персонала различного уровня, является необходимым условием создания эффективной системы управления. Такая задача решается методами системного проектирования с привлечением всех основных работников организации, а также всех доступных источников информации. В результате извлечения и формализации необходимой информации должен быть обеспечен переход к единой интегрированной модели знаний, согласующей и поддерживающей решение вопросов по деятельности организации, в том числе в виде постоянно актуализируемого электронного регламента административной и служебной деятельности. Часть корпоративных знаний может быть общей для ряда однотипных организаций, а часть - уникальной. Это должно учитываться при формировании модели управления и соответствующего регламента административной и служебной деятельности. В любом случае конкретные ресурсы, кадры, партнеры, сложившаяся практика деятельности и другие индивидуальные факторы должны быть оптимально встроены в систему управления организацией наравне с общими положениями, предписываемыми действующей нормативно-правовой базой и с учетом передового опыта. Тиражирование отлаженных решений для типовых задач управления составляет значительный резерв повышения производительности и качества работы системы управления организацией и представляет важную составляющую проектирования и внедрения электронного регламента административной и служебной деятельности организации. Знания, не документированные надлежащим образом и не включенные в единую согласованную систему по существующим правилам, не могут рассматриваться как операционный ресурс гарантированного качества, так как их корректное и своевременное применение в конкретной деятельности обусловлено субъективными факторами и подвержено рискам. Конкретные знания, вовлеченные в управление на разных уровнях и в различных звеньях, не должны противоречить друг другу. Эти знания должны обладать свойством полноты и внутренней согласованности, то есть взаимно дополнять друг друга и представлять общий ресурс работы организации и ее системы управления. При создании модели знаний организации должны применяться механизмы, способствующие выявлению потенциальных противоречий и разногласий, а также неполноты представления знаний, сознательных или неосознанных искажений. В основе этих механизмов должна лежать персональная ответственность работников за представляемую информацию, а также за обеспечение на максимально широкой основе контроля за формируемой моделью знаний управленческим персоналом. При выявлении разногласий по знаниям, используемым в организации, должен применяться согласительный (в том числе экспертный) механизм, обеспечивающий поддержание единой точки зрения. При отсутствии единой согласованной точки зрения может допускаться временное применение нескольких подходов к проблеме с соответствующими ссылками на возможные альтернативные подходы. При выявлении неполноты знаний в организации должны планироваться мероприятия, направленные на получение и документирование недостающих знаний, а при необходимости и на развитие знаний. А.5. Модель знаний организации как основа регламентации Совокупность знаний, построенная в соответствии с рабочими процессами организации, образует рабочую модель знаний организации. Рабочая модель знаний может иметь несколько уровней, согласование и полнота формирования которых призваны обеспечить комплексное, связанное управление деятельностью организации. К таким уровням относят следующие. 1) Уровень онтологии (система общей логики и общих понятий, их измерений и отношений общего порядка). 2) Уровень понятийной модели предметной области (инфологическая модель) - раскрытие общих понятий и их связей применительно к конкретной деятельности. 3) Уровень конкретных моделей предметной области как реализации понятийной модели. В качестве частных моделей ("срезов", "проекций" общей модели), отражающих одно выделенное направление, могут применяться следующие виды моделей: - модель системного окружения, устанавливающая взаимодействия системного окружения с организацией, в том числе существенные влияния системного окружения на возможности функционирования организации; - ресурсная модель, устанавливающая требуемые ресурсы, в том числе людские, а также источники и варианты их применения. Наиболее важной из ресурсных моделей обычно является экономическая модель, устанавливающая экономические основы деятельности организации в обществе; - социологическая модель, устанавливающая отношение респондентов по направлениям, представляющим интерес для организации; - мотивационная, ролевая и модели других видов, отражающие особенности поведения людей как активных элементов в процессах деятельности организации; - маркетинговая модель, устанавливающая потребности, ожидания, предпочтения и возможности их удовлетворения, оценки потребителей; - технологическая модель, устанавливающая операционные правила функционирования элементов системы с описанием результатов, достигаемых на каждом рабочем месте; - статистическая модель, устанавливающая статистические связи между измеренными величинами; - имитационная модель, устанавливающая правила поведения отдельных объектов, процессов и обеспечивающая исследование их взаимодействия при различных сценариях поведения; - причинно-следственная модель, устанавливающая логические связи между факторами, событиями; - процессная модель, отражающая рабочие процессы в организации, посредством которых последняя достигает своих результатов; - финансовая модель, устанавливающая центры финансовой ответственности и движение финансовых потоков; - функциональная модель, устанавливающая выполняемые функции и их связи; - информационная модель, устанавливающая данные для решения задач предметной области, их отношения и связи; - модель компетенций, устанавливающая отношения подчиненности и ограничения при принятии управленческих решений; - организационная модель, устанавливающая организационную структуру и подчиненность структурных подразделений организации в соответствии с учредительным документом организации и положениями о структурных подразделениях; - объектно-событийная модель, определяющая изменение состояний некоторого объекта во времени в зависимости от определенных событий; - потоковая модель, устанавливающая движение какого-либо продукта/потока (ресурсов, людей, информации, финансов и т.п.) внутри организации; - целевая ("дерево" целей) модель, устанавливающая логическую взаимосвязь целей организации различного уровня иерархии; - продуктовая модель, определяющая результаты деятельности организации, передаваемые ее потребителям; - нормативно-методическая модель, устанавливающая правила и ограничения, определенные действующим законодательством, нормативными актами и (или) внутренними организационно-распорядительными документами организации; - историческая (прецедентная) модель, отражающая имевшие место ситуации, условия их возникновения, обоснования принимаемых решений и результаты, достигнутые в процессе исполнения принятых решений. Могут применяться частные модели других видов, отражающие необходимые для организации аспекты ее корпоративных знаний и связанных регламентов подразделений. Формируемая модель предметной области как часть модели знаний является не "механическим" объединением отдельных моделей, а единым системным целым, отдельные "проекции" которого соответствуют частным моделям. Целесообразность создания частных моделей определяется их значимостью для поддержки общей модели деятельности организации и влияния на принятие управленческих решений. 4) Уровень интерфейсов по работе со знаниями. На этом уровне: - формируются надстройки над моделью предметной области, обеспечивающие работу со знаниями (извлечение, согласование, формализация, анализ, применение, актуализация); - оформляется структура знаний и правила их применения в рамках организации и, прежде всего, в рамках регламента административной и служебной деятельности; - организуются комплексные модели, объединяющие отдельные частные модели (или их составляющие) для решения специальных задач по управлению организацией, в том числе реализуемые в виде регламентов подразделений. Корпоративные знания должны поддерживаться в актуальном виде. Поддержание технологической среды модели знаний может сопровождаться специальным выделенным для этого персоналом, а поддержание модели (включая логику построения и информационное наполнение) должно обеспечиваться всеми "ключевыми" работниками организации. Поддержание постоянных взаимосвязей (интерфейсов) персонала для работы с необходимыми знаниями является обязанностью руководства организации и должно вестись на необходимом и достаточном уровне в течение всего жизненного цикла организации. Электронный регламент административной и служебной деятельности организации и регламенты подразделений являются не только основной формой применения и распространения наиболее значимой части корпоративных знаний, но и средством их развития. Постоянный анализ практики исполнения регламента позволяет своевременно выявлять возникающие расхождения между требованиями применяемой модели деятельности и управления и существующими реалиями. А.6. Система взглядов на организацию В рамках информационной среды управления организацией должна поддерживаться полная система традиционно применяемых аспектов (точек зрения), используемых в организациях любого типа. В основе этих аспектов лежит единая модель знаний организации. Поддержание конкретного аспекта означает обеспечение ответов на связанную совокупность вопросов, заданных с определенной точки зрения. При этом ответы на такие вопросы поддерживаются не независимым друг от друга образом, а выступают как проекции единой, связанной общесистемной модели знаний. К основным аспектам, которые должны поддерживаться в организации, относятся следующие. 1) Точка зрения на достижение поставленных целей, с которой рассматривают: - "дерево" целей организации и ее подразделений; - сравнение плановых и достигнутых показателей результативности по выделенным целям; - данные по выполняемым, проведенным и плановым мероприятиям и работам, необходимым и имеющимся ресурсам; - движение по нисходящей (навигация "вниз") по ответственности, данным по процессам, срокам, данным аудитов процесса; - анализ адекватности и согласованности представления целевой деятельности. 2) Точка зрения на взаимодействия с внешней средой, с которой рассматривают: - планирование и контроль обменов с внешней средой (для организации, подразделения, исполнителя) по получению объектов, документов, данных (в том числе отчетов); - выполнение и анализ действующих регламентов по обмену; - ведение данных по результатам входного или выходного контроля; - сбор и поддержание данных по оценкам удовлетворенности потребителей, партнеров и внешних субъектов; - анализ адекватности и согласованности представления деятельности по взаимодействию между субъектами. 3) Точка зрения на рабочие процессы, с которой рассматривают: - проектирование, определение границ и анализ "цепочек" работ, привносящих дополнительную ценность в организации при создании определенного результата и их ресурсного обеспечения. Выделение основных, вспомогательных рабочих процессов и процессов управления; - отслеживание взаимодействия с другими процессами и внешней средой; - получение информации по завершенным, плановым и просроченным операциям; - оценку хода результативности работ, этапов работ по процессу и процесса в целом через выделенные ключевые показатели результативности; - получение и анализ статистики исполнения процесса по результатам, показателям, затратам, задержкам операций, исполнительской дисциплине, результатам аудита и реакции на них персонала управления; - анализ адекватности и согласованности представления деятельности по рабочему процессу. 4) Точка зрения на работу подразделений и исполнителей, с которой рассматривают: - цели подразделений, нормативно-методическую, технологическую и ресурсную базу подразделений; - анализ выполняемых работ, взаимодействий внутри подразделений, между подразделениями, исполнителями, а также анализ внешних взаимодействий; - отслеживание завершенных, плановых и просроченных операций, зафиксированные результаты работы (данные); - получение и анализ статистики исполнения работ по результатам, показателям, затратам, задержкам операций, исполнительской дисциплине, результатам аудита и реакции на них персонала управления; - анализ адекватности и согласованности представления деятельности подразделений и (или) исполнителей. 5) Точка зрения на функции, с которой рассматривают: - анализ групп работ, отнесенных к выполнению функций; - анализ результатов, документов, показателей, отнесенных к функциям или характеризующих уровень их выполнения, а также уровень необходимого имеющегося ресурсного обеспечения; - анализ адекватности и согласованности представления деятельности по функциям. 6) Точка зрения на объекты и ресурсы, с которой рассматривают: - создание и ведение паспортов необходимых и используемых технологических процессов, оборудования, зданий и помещений, подразделений, кадров, информационных систем, получаемых и передаваемых объектов и др.; - анализ заявленных и предоставленных ресурсов для обеспечения деятельности в разрезах по целям, рабочим процессам, подразделениям, функциям, исполнителям; - анализ адекватности и согласованности представления необходимых и используемых ресурсов. 7) Точка зрения на данные, с которой рассматривают: - анализ получаемых данных, их источников и форматов, ресурсного обеспечения ведения; - анализ наборов показателей и их значений, применяемых правил контроля данных, организации хранения и применения; - анализ адекватности и согласованности представления необходимых данных потребностям управления деятельностью. 8) Точка зрения на нормативно-методическое и документальное обеспечение деятельности, с которой рассматривают: - анализ доступности полной базы нормативных, методических и рабочих документов на рабочих местах исполнителей; - обеспечение эффективных методов поиска и отбора по атрибутам документов и их содержанию; - анализ полноты, адекватности и согласованности необходимого документированного обеспечения. Перечисленные выше точки зрения в рамках интегрированного пространства управления организацией должны быть согласованы и поддерживаться в комплексе через модель знаний организации. Организация может поддерживать и любые другие точки зрения и их сочетания, необходимые для анализа ее деятельности и управления. Все основные виды деятельности, поддерживаемые в организации, в том числе разрабатываемые, временно или постоянно приостановленные, должны быть описаны с учетом требований по управлению и с необходимым для управления уровнем детализации в рамках общей модели деятельности организации и обеспечивающего эту модель регламента. Объем описания должен быть необходимым и достаточным для однозначного понимания всех существенно важных аспектов деятельности персонала управления, исполнителей работ и других заинтересованных лиц. А.7. Требования к нотации описания деятельности Проектирование и сопровождение электронного регламента административной и служебной деятельности требует, чтобы деятельность организации была надлежащим образом описана. Такое описание должно структурно представлять процессы организации в интересах сотрудников, быть доступно заинтересованным лицам и позволять им сконцентрировать свои усилия на существенных аспектах работ. Это условие накладывает определенные требования к нотации оформления корпоративных знаний, которые должны быть доступны и легко понимаемы специалистами разных направлений как на этапе подготовки, так и на этапах анализа и применения знаний. К общим требованиям по применяемым нотациям (описаниям), обеспечивающим общесистемное представление и применение корпоративных знаний в организации, относятся: - универсальность языка описания. Предпочтительными являются структурированные описания на языке, близком к естественному, для применения которого не требуется специальное обучение и который позволяет однозначно описывать объекты и их связи. Близость к естественному языку создает в организации максимально возможный круг заинтересованных и квалифицированных участников проекта по самостоятельному созданию и сопровождению разделов модели знаний организации (без привлечения для этой цели сторонних специалистов - "аналитиков" или обучению сотрудников организации работе со специализированными средствами моделирования), а также позволяет работникам организации сосредоточиться на содержательном, а не формальном аспекте описания корпоративных знаний. Применение такого языка позволяет сокращать время, снижать затраты на первичное создание модели знаний, внедрение этой модели в практику работы организации и последующее сопровождение и передачу знаний; - обеспечение четкого выделения необходимых составляющих элементов описания деятельности с целью обеспечения анализа по отдельным направлениям деятельности при поддержании единого, связанного описания деятельности; - обеспечение единства описания на всех стадиях жизненного цикла деятельности организации (от первичного создания описания рабочих процессов до применения, актуализации и выведения описания из применения); - обеспечение формализованных правил контроля содержания и согласованности (непротиворечивости) описания. Описания, созданные отдельными исполнителями, не должны противоречить друг другу и согласовываться по установленным правилам (ответственность, сроки, порядок работ, нормативная база, результат и т.д.), а после их проверки и согласования они должны быть ориентированы к применению на всех этапах жизненного цикла организации; - поддержание однородности схем и форматов представления описания деятельности на всех уровнях организации при обеспечении необходимой детализации и интеграции представлений на различных уровнях иерархии; - применение для интерфейсов пользователей программных средств общего назначения (например, офисных продуктов), обеспечивающих максимальную и непосредственную вовлеченность в работы с корпоративными знаниями ключевых работников организации; - возможность формирования единого описания деятельности организации, начиная с любых ее уровней и направлений, с последующим объединением по мере появления фрагментов описания. Объединение осуществляется путем согласования связей между фрагментами описаний по получаемым и передаваемым объектам, применяемым единым справочникам, времени наступления событий, направленности действий и другим признакам, соответствующим специфике работы организации. Основу нотаций составляют заранее выделенные формализованные элементы структуризации отражаемых знаний. Выбор нотации определяется особенностями организации и ее возможностями поддержания описаний в актуальном состоянии. Приложение Б (справочное) |
Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГЛАМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. INFORMATION TECHNOLOGY. ORGANIZATION MANAGEMENT. ELECTRONIC REGLEMENT OF".