НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГЛАМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. INFORMATION TECHNOLOGY. ORGANIZATION MANAGEMENT. ELECTRONIC REGLEMENT OF. Постановление. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. 29.12.04 138-СТ

Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГЛАМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. INFORMATION TECHNOLOGY. ORGANIZATION MANAGEMENT. ELECTRONIC REGLEMENT OF".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

КОРПОРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ
                 И ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕГЛАМЕНТА

     А.1.   Позиционирование   электронного   регламента   в   системе
корпоративных знаний
     Корпоративные    знания   выступают   как   естественная   основа
целеориентированного   управления   в   организации   и   обеспечивают
системность   представления  и  связанность  различных  точек  зрения,
отражающих  отдельные  аспекты  деятельности  организации  в рамках ее
регламента   административной  и  служебной  деятельности.  Надлежащим
образом  сформированная  и использованная система корпоративных знаний
обеспечивает  прозрачность,  понимаемость,  контролируемость,  полноту
охвата   решаемых   задач   и  отсутствие  противоречий  в  управлении
организацией и ее подразделениями по:
     - целям, критериям и средствам их достижения;
     - организации  деятельности  на всех иерархических уровнях сверху
вниз (до рабочего места);
     - методикам  и  технологиям  исполнения рабочих процессов на всех
иерархических  уровнях  этих  процессов сверху вниз (до исполнителя) и
аудита процесса;
     - затратам   ресурсов   на   рабочие  операции,  аудит  и  другие
составляющие, обеспечивающие деятельность организации;
     - данным  о  состоянии  деятельности  организации  в  целом  и ее
рабочих процессах с необходимым уровнем детализации;
     - анализам   и  применяемым  схемам  управления  деятельностью  и
целенаправленному управлению изменениями деятельности организации.
     Интегрированное   пространство   управления   организации  и  его
процессы основаны на непрерывном извлечении, формализации, обеспечении
согласованности, связанности и применения системы корпоративных знаний
на  всех  этапах жизненного цикла управления деятельностью организации
от формирования целей организации и создания моделей рабочих процессов
до использования исполняемых процедур, анализа результативности работы
и  развития  деятельности организации. Содержательную основу процессов
интегрированного  пространства управления и реализующего их регламента
организации  составляет  обобщенная  модель  корпоративных знаний. Эта
модель   определяет   в   рамках   единого   системного  представления
согласованное   взаимодействие   таких   базовых   составляющих  любой
организационной    деятельности,    как    цели,   рабочие   процессы,
организационная структура, функции, документы, данные и др.
     Системное   проектирование,   построение   и  применение  системы
управления   организацией   проводятся  с  учетом  построения  системы
менеджмента   качества   организации.   Система  менеджмента  качества
является  частью  системы  управления  организацией  и  ее  требования
учитываются  при  разработке  и  поддержании  электронного регламента.
Требования  к  качеству являются дополнительными к другим направлениям
деятельности организации. Различные части системы менеджмента качества
организации  или  вся  система  могут интегрироваться в единую систему
управления   организации,   использующую   общие   элементы.   Поэтому
построение системы управления организацией целесообразно ориентировать
на  внедрение  полномасштабной системы качества и ее поддержание после
внедрения.
     Регламент  административной и служебной деятельности представляет
собой  наиболее  четко  формализованную  часть  корпоративного  знания
организации,  которая на постоянной основе применяется для поддержки с
гарантированным  качеством  воспроизводящейся  деятельности  в рабочих
процессах и управлении. Данный регламент:
     - определяет в согласованном виде правила построения и исполнения
работ  организацией,  а  также  взаимодействие  организации  с внешним
окружением;
     - представляет  (в  интересах  персонала управления, исполнителей
работ  и  других  заинтересованных  лиц)  деятельность  организации по
выделенным   направлениям   в   необходимом   и   достаточном  для  их
потребностей содержании и объеме;
     - поддерживает   в   согласованном   состоянии   вертикальные   и
горизонтальные  связи  в системе управления организацией, обеспечивает
управляемость   организации,   прозрачность  и  контролируемость  схем
управления.
     Частные  регламенты  подразделений,  отдельных  исполнителей  или
работ  (операционные  регламенты)  представляют  собой соответствующим
образом  выделенные  части  единого  регламента  организации и, будучи
согласованными   между   собой,   в  совокупности  образуют  регламент
организации.
     Электронная  реализация  регламента  административной и служебной
деятельности   организации,  основанного  на  корпоративном  знании  и
поддерживаемого  средствами информационно-коммуникационных технологий,
с  ростом  размера  организации и масштабов ее взаимодействия со своим
окружением    и    потребителями   становится   необходимым   условием
жизнеспособности  и  практической ценности регламента организации. Это
связано  с большим числом и сложностью связей информационных объектов,
вовлеченных    в    управление,   а   также   требований   обеспечения
согласованности  применения  этих  объектов в течение всего жизненного
цикла.  Электронную  реализацию  используют  как  для  формализации  и
согласования   правил,  отражаемых  в  регламенте  административной  и
служебной  деятельности  организации,  так  и  для автоматизированного
обеспечения выполнения этих правил в рамках соответствующих сценариев.
     На   рисунке  А.1  (не  приводится)  в  условной  форме  показано
соотношение  (позиционирование)  в  организации системы (пространства)
корпоративных  знаний,  пространства  управления,  системы  управления
(менеджмента) качества организации и ее регламентов.
     А.2. Представление объекта и пространства управления
     При создании модели знаний деятельности организации в полной мере
должны поддерживаться описания:
     - объекта  управления,  то  есть  организации  в целом как единой
системы,  а  также  ее  рабочих  процессов,  обеспечивающих достижение
значимых  результатов.  Дополнительно  может  быть  выделено окружение
организации,   прямо   или  косвенно  воздействующее  на  деятельность
организации;
     - пространства  управления,  то  есть  доступных  возможностей  и
условий  воздействия  на  объект  управления  и  ожидаемых  "откликов"
объекта управления на приложенные воздействия. Возможность воздействия
на    объект    на    разных    уровнях    определяется    действующим
законодательством,    правами   собственности,   технологией   рабочих
процессов, организационно-распорядительными документами, положениями о
структурных   подразделениях,   должностными  инструкциями  и  другими
индивидуальными  для  каждой организации факторами. Общее пространство
управления  может  быть  разделено  на  составляющие, в рамках которых
работы  ведутся в соответствии с частными регламентами подразделений и
отдельных  исполнителей.  При этом должна быть обеспечена их системная
согласованность на уровне организации.
     Знания  должны поддерживаться в форме, максимально удобной для их
применения  в организации. Объединение знаний отдельных исполнителей и
персонала   управления   должно  формировать  единое  целое  знание  о
деятельности    организации,    обладающее    свойством    полноты   и
обеспечивающее  потребности  текущей  деятельности, целенаправленное и
эффективное  управление, а также развитие как самой организации, так и
знаний о ней.
     Для   создания   требуемого   представления   (точки  зрения)  на
деятельность организации интеграция знаний обычно производится по:
     - принадлежности;
     - носителям свойств;
     - функциям управления;
     - общим измерениям (в том числе времени);
     - отдельным характеристикам.
     Объединение различных компонентов модели знаний осуществляется на
основе  учета  различных  представлений  и  точек  зрения  (со  своими
правилами  применения)  на единую интегрированную модель знаний. Формы
представления  знаний  должны  быть в наибольшей степени согласованы с
потенциальными    пользователями.    Получение    необходимых   знаний
пользователями  должно вестись в наиболее естественной для них форме и
не требовать освоения сложных специфических средств.
     Основу  объединения  составляют  общие для организации глоссарии,
справочники,    корпоративные    стандарты,    нормативно-методические
документы  и другая информация. В совокупности они должны обеспечивать
единство  понимания  сотрудниками  и  другими заинтересованными лицами
общих  аспектов деятельности, а также связанность общего операционного
пространства  и  пространства  управления.  Все  эти элементы являются
составной  частью электронного регламента административной и служебной
деятельности организации.
     А.3. Управление корпоративными знаниями
     Управление   знаниями   -   неотъемлемая  часть  общего  процесса
управления.  Управление  знаниями  начинается  с консолидации знаний и
продолжается  через  их  обработку с целью обеспечения разностороннего
применения,    распространения,    передачи    и   развития.   Уровень
управляемости и эффективности организации определяется ее способностью
извлекать,  поддерживать,  распространять  и  применять  корпоративные
знания в повседневной практике управленческой и служебной деятельности
своих сотрудников.
     Корпоративные  знания  должны  быть  доведены до их потенциальных
пользователей,  а  в  организации  должны  быть  созданы  условия, при
которых  каждый  пользователь получает знаний больше, чем вкладывает в
корпоративные  знания.  При  этом  технология  доступа к любому объему
знаний  должна  обеспечивать  оперативное  удовлетворение обоснованных
запросов  внутренних и внешних пользователей, обращающихся к постоянно
расширяющейся  системе  корпоративных  знаний,  а  также гарантировать
прослеживаемость  связей  и  отношений  отдельных составляющих знаний.
Внедрение   электронного   регламента   административной  и  служебной
деятельности    организации    должно   способствовать   эффективности
применения имеющихся знаний и постоянному накоплению новых.
     А.4. Структурирование корпоративных знаний
     Знания  составляют  основу  создания  (проектирования) и развития
любой  организации и определяют содержание регламента ее деятельности.
Выделяются знания организации следующих видов.
     Активные    -   непосредственно   используемые   в   деятельности
организации  и обеспечивающие текущий уровень качества и эффективности
работы,  в  том  числе  знания, применяемые в регламентах деятельности
организации.   Электронный   регламент  административной  и  служебной
деятельности  организации  является  основой  для  применения активных
знаний организации.
     Потенциальные  - имеющиеся у работников организации, определяющие
возможности  развития  ее деятельности путем активизации этих знаний и
включения  их в рабочие процессы и обеспечивающие развитие применяемых
технологий  деятельности организации, в том числе совершенствование их
регламентированной части.
     Внешние  -  имеющиеся  в  обществе  в зависимости от направлений,
представляющих  прямой  или  возможный  интерес  для  организации. Эти
знания   создают   основу   для   широких   изменений  в  деятельности
организации,    вплоть    до    ее    коренной    перестройки    и/или
перепрофилирования.
     Недостаточность   или   несбалансированность   видов   знаний   в
организации   представляет   потенциальные   риски   для   обеспечения
эффективной   текущей   деятельности   организации   или   ограничение
возможности  удовлетворения  возникающих  новых  требований со стороны
потребителей  и  развития организации. Организация должна обеспечивать
поддержание знаний всех видов на достаточном уровне и целенаправленно,
на   постоянной   основе,   управлять   их  связями  (интерфейсами)  и
конкретными   сферами  применения.  Корпоративные  знания  организации
основаны на ее активных и потенциальных знаниях.
     При  организации  работ  по  извлечению,  применению,  развитию и
актуализации  корпоративных  знаний в процессе формирования регламента
административной  и  служебной  деятельности организации, реализующего
концепцию    целенаправленного    управления,   определяют   следующие
составляющие:
     - объект управления;
     - цели управления;
     - управление  организацией  как  единой системой (интегрированное
пространство  возможных  управлений,  то  есть  объективно имеющиеся и
доступные возможности воздействия на объект управления - организацию -
как на единую систему);
     - модель   деятельности   для   достижения   целей,  определяющую
ожидаемые  "отклики"  системы  при  воздействии  на  нее  управляющего
органа;
     - идентификация  существующего состояния деятельности организации
(текущее   положение   системы  во  всех  ее  измерениях  относительно
желаемого состояния для заданной модели);
     - регламентированная  практика  исполнения  работ  и  управления,
ресурсные   возможности   и  действующие  схемы  применения  имеющихся
ресурсных возможностей;
     - адаптация   и   управление   изменениями   (постоянный   анализ
деятельности и адаптация системы к изменениям).
     Объектом  управления  является  сама организация или ее отдельные
составляющие.
     Цели  определяют  смысл  существования и деятельности организации
или   ее  составляющих  на  определенном  временном  интервале.  Любая
организация   является   сложной  социально-технологической  системой,
реализующей заданные (определенные)цели.
     Управление    организацией    как    единой   системой   означает
целенаправленное  воздействие  доступными методами на рабочие процессы
организации   с   целью   получения   желаемого  результата  в  рамках
определенных для заданного временного интервала целей организации. При
этом   процесс   управления   организацией  рассматривают  в  качестве
специфического  рабочего  процесса.  Целенаправленная  деятельность  -
необходимое    свойство   системы.   Отсутствие   главного   процесса,
направленного  на  получение  общего  результата, неизбежно приводит к
декомпозиции (разделению) системы на подсистемы со своими собственными
целями  и  связанными с ними рабочими процессами. Если цели управления
формируются   относительно   взаимодействия   организации   с  внешним
окружением (в конечном итоге внутренние цели направлены на обеспечение
внешних целей), то остальные элементы управления организуют внутреннее
пространство  управления организации, в рамках которого реализуются ее
основные  рабочие процессы. Управление должно основываться на фактах и
реальных  данных,  достоверно  идентифицирующих состояние системы и ее
окружения в любой момент времени.
     Модель  деятельности  для  достижения целей. Создание организации
как системы представляет собой выделение и построение в соответствии с
определенными  принципами и ограничениями схем взаимодействия объектов
и  субъектов  деятельности  для  достижения  заданных  целей. При этом
субъекты  могут  иметь  собственные  мотивации  и  интересы,  возможно
отличные  от  общесистемных.  Только  целенаправленные и согласованные
общей  логикой и правилами действия порождают объективно и субъективно
необходимые  системные  связи, которые превращаются в рабочие процессы
организации,  дающие  требуемый  результат.  Рабочие процессы являются
сутью  функционирования системы и средством достижения целей системы в
соответствии с предопределенной моделью деятельности.
     Идентификация  существующего  состояния деятельности организации.
Сбор   и   получение   необходимых  данных  о  состоянии  деятельности
организации,   ее   потребителей   и  окружения  должны  удовлетворять
потребностям   управления,  быть  согласованными  с  моделями  рабочих
процессов   и   обеспечивать  всестороннюю  и  достоверную  оценку  их
соответствия  требуемому  уровню  детализации  для  различных  уровней
управления.   Требования   надежности   и   поддержание  непрерывности
деятельности  в  условиях  возмущающих  воздействий  (объективного или
субъективного  характера)  предполагают  формирование  системы сбора и
анализа информации, дублированной в основных звеньях.
     Регламентированная   практика   исполнения  работ  и  управления.
Операционные  административные  и  служебные  регламенты подразделений
задают  порядок,  типовые  (допустимые) варианты и результаты действий
подразделений   и   их   сотрудников   в  определенных  условиях.  Они
ограничивают  диапазон  произвольных  решений  и  создают  основу  для
обеспечения   воспроизводимости  и  реального  контроля  управления  в
организации.  Регламенты позволяют упорядочить процессы взаимодействия
организации  со  своим  окружением,  а  публикация  регламентов делает
"прозрачной"  и  контролируемой  работу организации для потребителей и
заинтересованных лиц в рамках их компетенций. Реализация регламентов в
электронной  форме  снижает  влияние  субъективного фактора, делает их
гибкими  и  действенными  инструментами  воспроизводства  управления в
повседневной  деятельности  в  отличие от определенной декларативности
должностных  инструкций  и положений о подразделениях и организации. В
регламентах  отражаются  права и обязанности сотрудников подразделений
применительно   к   основным   ситуациям   взаимодействия   с  другими
подразделениями,  гражданами  и  хозяйствующими  субъектами,  а  также
процедуры  получения требуемых результатов и действий в неопределенных
ситуациях для обеспечения непрерывности деятельности и управления.
     Адаптация   и   управление   изменениями.   Временной   фактор  в
динамически   изменяющихся   организациях   является  часто  решающим.
Управление,  опираясь на накопленный опыт, всегда должно быть нацелено
на  перспективу. Результаты принимаемых сегодня управленческих решений
осуществятся  только  завтра.  Решения  должны  приниматься  с  учетом
прогнозирования,  основанного  на  модели  развития  организации  и ее
значимого  системного  окружения.  Применяемая  при этом модель должна
быть   максимально   адекватна   объективным  реалиям  деятельности  и
содержать  как  можно  меньше  субъективизма  и  "пробелов".  С каждым
управленческим воздействием при анализе того, как это воздействие было
отработано, должно происходить "обучение" (уточнение) модели. Вместе с
тем  в  организации  постоянно  происходят  и  внутренние перемены, не
всегда отслеживаемые на верхних уровнях управления, ориентированных на
ранее   существовавшую   модель.   Управление   на  основе  устаревших
представлений  о  деятельности  организации, как и консервация прежних
схем деятельности, в том числе закрепленных в регламентах, при внешних
и  внутренних  изменениях  не только негативно влияют на эффективность
деятельности   организации,   но   и   являются   прямой   угрозой  ее
существованию.   Ориентация   на   управление  изменениями,  с  учетом
ближайших  и  отдаленных целей и условий деятельности, должна являться
необходимым элементом рабочих процессов и управления в организации.
     В  совокупности составляющие корпоративных знаний, представленные
в   виде   и   объеме,  обеспечивающих  целенаправленную  деятельность
организации, образуют ее модель знаний.
     Построение   требуемой   модели   знаний,   с   приемлемой  мерой
адекватности,   отвечающей   на   вопросы   управленческого  персонала
различного  уровня, является необходимым условием создания эффективной
системы   управления.   Такая   задача  решается  методами  системного
проектирования  с привлечением всех основных работников организации, а
также  всех доступных источников информации. В результате извлечения и
формализации  необходимой  информации  должен быть обеспечен переход к
единой  интегрированной  модели  знаний,  согласующей и поддерживающей
решение  вопросов  по  деятельности  организации,  в  том числе в виде
постоянно  актуализируемого электронного регламента административной и
служебной деятельности.
     Часть  корпоративных  знаний может быть общей для ряда однотипных
организаций,   а  часть  -  уникальной.  Это  должно  учитываться  при
формировании   модели   управления   и   соответствующего   регламента
административной  и  служебной деятельности. В любом случае конкретные
ресурсы,  кадры,  партнеры, сложившаяся практика деятельности и другие
индивидуальные  факторы  должны  быть  оптимально  встроены  в систему
управления  организацией наравне с общими положениями, предписываемыми
действующей  нормативно-правовой  базой  и  с учетом передового опыта.
Тиражирование   отлаженных   решений   для  типовых  задач  управления
составляет значительный резерв повышения производительности и качества
работы   системы   управления   организацией   и  представляет  важную
составляющую   проектирования   и  внедрения  электронного  регламента
административной и служебной деятельности организации.
     Знания, не документированные надлежащим образом и не включенные в
единую  согласованную  систему  по  существующим  правилам,  не  могут
рассматриваться как операционный ресурс гарантированного качества, так
как их корректное и своевременное применение в конкретной деятельности
обусловлено субъективными факторами и подвержено рискам.
     Конкретные знания, вовлеченные в управление на разных уровнях и в
различных  звеньях,  не  должны  противоречить  друг другу. Эти знания
должны  обладать  свойством  полноты  и внутренней согласованности, то
есть  взаимно  дополнять друг друга и представлять общий ресурс работы
организации  и  ее  системы  управления.  При  создании  модели знаний
организации  должны  применяться  механизмы,  способствующие выявлению
потенциальных   противоречий   и   разногласий,   а   также  неполноты
представления  знаний,  сознательных  или  неосознанных  искажений.  В
основе  этих  механизмов  должна  лежать  персональная ответственность
работников  за  представляемую  информацию,  а также за обеспечение на
максимально  широкой  основе  контроля  за  формируемой моделью знаний
управленческим персоналом.
     При выявлении разногласий по знаниям, используемым в организации,
должен  применяться  согласительный (в том числе экспертный) механизм,
обеспечивающий  поддержание единой точки зрения. При отсутствии единой
согласованной  точки  зрения  может  допускаться  временное применение
нескольких   подходов   к  проблеме  с  соответствующими  ссылками  на
возможные  альтернативные  подходы.  При  выявлении неполноты знаний в
организации   должны   планироваться   мероприятия,   направленные  на
получение и документирование недостающих знаний, а при необходимости и
на развитие знаний.
     А.5. Модель знаний организации как основа регламентации
     Совокупность   знаний,  построенная  в  соответствии  с  рабочими
процессами  организации,  образует  рабочую модель знаний организации.
Рабочая  модель  знаний  может иметь несколько уровней, согласование и
полнота   формирования   которых   призваны   обеспечить  комплексное,
связанное   управление  деятельностью  организации.  К  таким  уровням
относят следующие.
     1)  Уровень  онтологии  (система общей логики и общих понятий, их
измерений и отношений общего порядка).
     2)  Уровень  понятийной модели предметной области (инфологическая
модель)  -  раскрытие  общих  понятий  и  их  связей  применительно  к
конкретной деятельности.
     3)  Уровень  конкретных моделей предметной области как реализации
понятийной модели.
     В  качестве  частных моделей ("срезов", "проекций" общей модели),
отражающих  одно  выделенное  направление, могут применяться следующие
виды моделей:
     - модель  системного  окружения,  устанавливающая  взаимодействия
системного  окружения с организацией, в том числе существенные влияния
системного окружения на возможности функционирования организации;
     - ресурсная  модель,  устанавливающая  требуемые  ресурсы,  в том
числе  людские,  а  также источники и варианты их применения. Наиболее
важной  из  ресурсных  моделей  обычно  является экономическая модель,
устанавливающая   экономические   основы  деятельности  организации  в
обществе;
     - социологическая  модель, устанавливающая отношение респондентов
по направлениям, представляющим интерес для организации;
     - мотивационная,   ролевая  и  модели  других  видов,  отражающие
особенности   поведения  людей  как  активных  элементов  в  процессах
деятельности организации;
     - маркетинговая  модель,  устанавливающая  потребности, ожидания,
предпочтения и возможности их удовлетворения, оценки потребителей;
     - технологическая  модель,  устанавливающая  операционные правила
функционирования    элементов   системы   с   описанием   результатов,
достигаемых на каждом рабочем месте;
     - статистическая  модель,  устанавливающая  статистические  связи
между измеренными величинами;
     - имитационная    модель,   устанавливающая   правила   поведения
отдельных   объектов,   процессов  и  обеспечивающая  исследование  их
взаимодействия при различных сценариях поведения;
     - причинно-следственная  модель, устанавливающая логические связи
между факторами, событиями;
     - процессная  модель,  отражающая рабочие процессы в организации,
посредством которых последняя достигает своих результатов;
     - финансовая    модель,    устанавливающая    центры   финансовой
ответственности и движение финансовых потоков;
     - функциональная модель, устанавливающая выполняемые функции и их
связи;
     - информационная модель, устанавливающая данные для решения задач
предметной области, их отношения и связи;
     - модель  компетенций,  устанавливающая отношения подчиненности и
ограничения при принятии
     управленческих решений;
     - организационная    модель,    устанавливающая   организационную
структуру  и  подчиненность  структурных  подразделений  организации в
соответствии  с  учредительным  документом организации и положениями о
структурных подразделениях;
     - объектно-событийная  модель,  определяющая  изменение состояний
некоторого объекта во времени в зависимости от определенных событий;
     - потоковая    модель,   устанавливающая   движение   какого-либо
продукта/потока  (ресурсов, людей, информации, финансов и т.п.) внутри
организации;
     - целевая  ("дерево"  целей)  модель,  устанавливающая логическую
взаимосвязь целей организации различного уровня иерархии;
     - продуктовая   модель,   определяющая   результаты  деятельности
организации, передаваемые ее потребителям;
     - нормативно-методическая   модель,   устанавливающая  правила  и
ограничения,  определенные действующим законодательством, нормативными
актами    и    (или)    внутренними   организационно-распорядительными
документами организации;
     - историческая  (прецедентная)  модель,  отражающая имевшие место
ситуации,  условия их возникновения, обоснования принимаемых решений и
результаты, достигнутые в процессе исполнения принятых решений.
     Могут   применяться   частные  модели  других  видов,  отражающие
необходимые   для   организации  аспекты  ее  корпоративных  знаний  и
связанных регламентов подразделений.
     Формируемая  модель  предметной  области  как часть модели знаний
является  не  "механическим"  объединением отдельных моделей, а единым
системным  целым,  отдельные "проекции" которого соответствуют частным
моделям.  Целесообразность  создания  частных  моделей определяется их
значимостью  для  поддержки  общей  модели  деятельности организации и
влияния на принятие управленческих решений.
     4) Уровень интерфейсов по работе со знаниями. На этом уровне:
     - формируются   надстройки   над   моделью   предметной  области,
обеспечивающие   работу   со   знаниями   (извлечение,   согласование,
формализация, анализ, применение, актуализация);
     - оформляется  структура  знаний и правила их применения в рамках
организации  и,  прежде  всего, в рамках регламента административной и
служебной деятельности;
     - организуются комплексные модели, объединяющие отдельные частные
модели   (или  их  составляющие)  для  решения  специальных  задач  по
управлению  организацией,  в  том числе реализуемые в виде регламентов
подразделений.
     Корпоративные  знания  должны  поддерживаться  в актуальном виде.
Поддержание  технологической  среды модели знаний может сопровождаться
специальным  выделенным  для  этого  персоналом,  а поддержание модели
(включая   логику   построения  и  информационное  наполнение)  должно
обеспечиваться  всеми "ключевыми" работниками организации. Поддержание
постоянных   взаимосвязей   (интерфейсов)   персонала   для  работы  с
необходимыми  знаниями является обязанностью руководства организации и
должно  вестись  на  необходимом  и достаточном уровне в течение всего
жизненного цикла организации. Электронный регламент административной и
служебной деятельности организации и регламенты подразделений являются
не  только  основной  формой  применения  и  распространения  наиболее
значимой  части  корпоративных  знаний,  но  и  средством их развития.
Постоянный    анализ    практики   исполнения   регламента   позволяет
своевременно   выявлять  возникающие  расхождения  между  требованиями
применяемой модели деятельности и управления и существующими реалиями.
     А.6. Система взглядов на организацию
     В  рамках  информационной  среды  управления  организацией должна
поддерживаться  полная система традиционно применяемых аспектов (точек
зрения),  используемых  в  организациях  любого  типа.  В  основе этих
аспектов   лежит   единая   модель   знаний  организации.  Поддержание
конкретного   аспекта   означает   обеспечение  ответов  на  связанную
совокупность  вопросов, заданных с определенной точки зрения. При этом
ответы  на  такие  вопросы поддерживаются не независимым друг от друга
образом,  а  выступают  как  проекции  единой, связанной общесистемной
модели знаний.
     К основным аспектам, которые должны поддерживаться в организации,
относятся следующие.
     1)  Точка  зрения  на  достижение  поставленных  целей, с которой
рассматривают:
     - "дерево" целей организации и ее подразделений;
     - сравнение  плановых  и достигнутых показателей результативности
по выделенным целям;
     - данные  по  выполняемым,  проведенным и плановым мероприятиям и
работам, необходимым и имеющимся ресурсам;
     - движение  по  нисходящей (навигация "вниз") по ответственности,
данным по процессам, срокам, данным аудитов процесса;
     - анализ  адекватности  и  согласованности  представления целевой
деятельности.
     2)  Точка  зрения  на  взаимодействия с внешней средой, с которой
рассматривают:
     - планирование   и   контроль   обменов  с  внешней  средой  (для
организации,   подразделения,   исполнителя)  по  получению  объектов,
документов, данных (в том числе отчетов);
     - выполнение и анализ действующих регламентов по обмену;
     - ведение данных по результатам входного или выходного контроля;
     - сбор   и   поддержание   данных  по  оценкам  удовлетворенности
потребителей, партнеров и внешних субъектов;
     - анализ    адекватности    и    согласованности    представления
деятельности по взаимодействию между субъектами.
     3) Точка зрения на рабочие процессы, с которой рассматривают:
     - проектирование,  определение  границ  и анализ "цепочек" работ,
привносящих   дополнительную   ценность  в  организации  при  создании
определенного   результата  и  их  ресурсного  обеспечения.  Выделение
основных, вспомогательных рабочих процессов и процессов управления;
     - отслеживание  взаимодействия  с  другими  процессами  и внешней
средой;
     - получение  информации  по  завершенным, плановым и просроченным
операциям;
     - оценку  хода результативности работ, этапов работ по процессу и
процесса    в    целом    через    выделенные    ключевые   показатели
результативности;
     - получение   и   анализ   статистики   исполнения   процесса  по
результатам,     показателям,     затратам,     задержкам    операций,
исполнительской  дисциплине,  результатам  аудита  и  реакции  на  них
персонала управления;
     - анализ    адекватности    и    согласованности    представления
деятельности по рабочему процессу.
     4) Точка зрения на работу подразделений и исполнителей, с которой
рассматривают:
     - цели  подразделений, нормативно-методическую, технологическую и
ресурсную базу подразделений;
     - анализ  выполняемых работ, взаимодействий внутри подразделений,
между   подразделениями,   исполнителями,   а   также  анализ  внешних
взаимодействий;
     - отслеживание  завершенных,  плановых  и  просроченных операций,
зафиксированные результаты работы (данные);
     - получение  и анализ статистики исполнения работ по результатам,
показателям, затратам, задержкам операций, исполнительской дисциплине,
результатам аудита и реакции на них персонала управления;
     - анализ    адекватности    и    согласованности    представления
деятельности подразделений и (или) исполнителей.
     5) Точка зрения на функции, с которой рассматривают:
     - анализ групп работ, отнесенных к выполнению функций;
     - анализ   результатов,  документов,  показателей,  отнесенных  к
функциям  или  характеризующих  уровень их выполнения, а также уровень
необходимого имеющегося ресурсного обеспечения;
     - анализ    адекватности    и    согласованности    представления
деятельности по функциям.
     6) Точка зрения на объекты и ресурсы, с которой рассматривают:
     - создание   и   ведение  паспортов  необходимых  и  используемых
технологических   процессов,   оборудования,   зданий   и   помещений,
подразделений,    кадров,    информационных   систем,   получаемых   и
передаваемых объектов и др.;
     - анализ  заявленных  и  предоставленных ресурсов для обеспечения
деятельности  в  разрезах по целям, рабочим процессам, подразделениям,
функциям, исполнителям;
     - анализ адекватности и согласованности представления необходимых
и используемых ресурсов.
     7) Точка зрения на данные, с которой рассматривают:
     - анализ  получаемых данных, их источников и форматов, ресурсного
обеспечения ведения;
     - анализ  наборов  показателей  и их значений, применяемых правил
контроля данных, организации хранения и применения;
     - анализ адекватности и согласованности представления необходимых
данных потребностям управления деятельностью.
     8)  Точка  зрения  на  нормативно-методическое  и  документальное
обеспечение деятельности, с которой рассматривают:
     - анализ  доступности  полной  базы  нормативных,  методических и
рабочих документов на рабочих местах исполнителей;
     - обеспечение  эффективных  методов  поиска и отбора по атрибутам
документов и их содержанию;
     - анализ  полноты,  адекватности  и  согласованности необходимого
документированного обеспечения.
     Перечисленные   выше   точки  зрения  в  рамках  интегрированного
пространства   управления   организацией  должны  быть  согласованы  и
поддерживаться   в   комплексе   через   модель   знаний  организации.
Организация  может  поддерживать  и  любые  другие  точки  зрения и их
сочетания, необходимые для анализа ее деятельности и управления.
     Все  основные  виды деятельности, поддерживаемые в организации, в
том  числе  разрабатываемые,  временно или постоянно приостановленные,
должны  быть описаны с учетом требований по управлению и с необходимым
для  управления уровнем детализации в рамках общей модели деятельности
организации  и  обеспечивающего  эту модель регламента. Объем описания
должен  быть необходимым и достаточным для однозначного понимания всех
существенно   важных   аспектов   деятельности  персонала  управления,
исполнителей работ и других заинтересованных лиц.
     А.7. Требования к нотации описания деятельности
     Проектирование    и    сопровождение    электронного   регламента
административной  и служебной деятельности требует, чтобы деятельность
организации  была  надлежащим  образом  описана. Такое описание должно
структурно  представлять процессы организации в интересах сотрудников,
быть  доступно  заинтересованным лицам и позволять им сконцентрировать
свои  усилия  на  существенных аспектах работ. Это условие накладывает
определенные  требования  к  нотации  оформления корпоративных знаний,
которые  должны  быть  доступны и легко понимаемы специалистами разных
направлений  как  на  этапе  подготовки,  так  и  на  этапах анализа и
применения знаний.
     К   общим   требованиям   по  применяемым  нотациям  (описаниям),
обеспечивающим  общесистемное представление и применение корпоративных
знаний в организации, относятся:
     - универсальность   языка  описания.  Предпочтительными  являются
структурированные  описания  на  языке,  близком  к естественному, для
применения  которого  не  требуется  специальное  обучение  и  который
позволяет   однозначно  описывать  объекты  и  их  связи.  Близость  к
естественному  языку  создает в организации максимально возможный круг
заинтересованных    и    квалифицированных   участников   проекта   по
самостоятельному  созданию  и  сопровождению  разделов  модели  знаний
организации  (без  привлечения  для этой цели сторонних специалистов -
"аналитиков"   или   обучению   сотрудников   организации   работе  со
специализированными   средствами  моделирования),  а  также  позволяет
работникам   организации   сосредоточиться  на  содержательном,  а  не
формальном  аспекте  описания  корпоративных знаний. Применение такого
языка позволяет сокращать время, снижать затраты на первичное создание
модели  знаний,  внедрение этой модели в практику работы организации и
последующее сопровождение и передачу знаний;
     - обеспечение    четкого   выделения   необходимых   составляющих
элементов   описания  деятельности  с  целью  обеспечения  анализа  по
отдельным   направлениям   деятельности   при   поддержании   единого,
связанного описания деятельности;
     - обеспечение  единства описания на всех стадиях жизненного цикла
деятельности  организации  (от  первичного  создания  описания рабочих
процессов   до   применения,  актуализации  и  выведения  описания  из
применения);
     - обеспечение   формализованных   правил  контроля  содержания  и
согласованности  (непротиворечивости)  описания.  Описания,  созданные
отдельными   исполнителями,  не  должны  противоречить  друг  другу  и
согласовываться  по  установленным  правилам  (ответственность, сроки,
порядок  работ,  нормативная  база,  результат  и  т.д.),  а  после их
проверки  и согласования они должны быть ориентированы к применению на
всех этапах жизненного цикла организации;
     - поддержание однородности схем и форматов представления описания
деятельности  на  всех уровнях организации при обеспечении необходимой
детализации и интеграции представлений на различных уровнях иерархии;
     - применение  для  интерфейсов  пользователей программных средств
общего   назначения   (например,  офисных  продуктов),  обеспечивающих
максимальную    и    непосредственную   вовлеченность   в   работы   с
корпоративными знаниями ключевых работников организации;
     - возможность    формирования   единого   описания   деятельности
организации,  начиная  с любых ее уровней и направлений, с последующим
объединением   по  мере  появления  фрагментов  описания.  Объединение
осуществляется путем согласования связей между фрагментами описаний по
получаемым  и  передаваемым объектам, применяемым единым справочникам,
времени   наступления   событий,   направленности  действий  и  другим
признакам, соответствующим специфике работы организации.
     Основу  нотаций  составляют  заранее  выделенные  формализованные
элементы  структуризации отражаемых знаний. Выбор нотации определяется
особенностями  организации  и  ее возможностями поддержания описаний в
актуальном состоянии.


                                                          Приложение Б

                                                          (справочное)

Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГЛАМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. INFORMATION TECHNOLOGY. ORGANIZATION MANAGEMENT. ELECTRONIC REGLEMENT OF".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа