О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ. Распоряжение. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. 15.12.05 ВС-255-Р(ФС)

Фрагмент документа "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Модуль I
           Организации обеспечения авиационной безопасности

     Авиационная    безопасность    обеспечивается   комплексом   мер,
предусматривающих   создание   и  функционирование  служб  авиационной
безопасности,   охрану   аэропортов,   воздушных   судов   и  объектов
гражданской   авиации,   досмотр   членов   экипажей,   обслуживающего
персонала,  пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых
запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных
судов  (п.  6  Положения  о  Федеральной  системе  обеспечения  защиты
деятельности  гражданской  авиации от актов незаконного вмешательства,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897).
     Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение
требований  Норм,  правил  и  процедур  по авиационной безопасности по
защите  гражданской  авиации  от  актов  незаконного  вмешательства  и
подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
     Служба   авиационной   безопасности   эксплуатанта   обеспечивает
выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности
своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной
безопасности  аэропортов  на  договорной  основе  (п.  13  Положения о
Федеральной   системе   обеспечения  защиты  деятельности  гражданской
авиации    от    актов    незаконного   вмешательства,   утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 <*>).
--------------------------------
     <*>  Далее  по тексту - Положение о Федеральной системе защиты ГА
от АНВ.

     При проведении контроля инспектором проверяется:
     1.  Наличие  в  Уставе  авиапредприятия,  аэропорта, эксплуатанта
(далее  по  тексту  - авиапредприятие) видов деятельности: обеспечение
авиационной   безопасности  и  урегулирование  чрезвычайных  ситуаций,
связанных   с   актами   незаконного   вмешательства   в  деятельность
авиапредприятия.
     2.   Наличие   выданного  в  установленном  порядке  действующего
сертификата  организации,  осуществляющей  аэропортовую деятельность в
области  обеспечения  авиационной безопасности, лицензии на выполнение
деятельности по авиационной безопасности, сертификатов (удостоверений)
о  прохождении  подготовки  и  повышения квалификации (переподготовки)
сотрудников САБ.
     3. Организационно-производственная структура САБ, ее техническое,
производственное и финансовое обеспечение:
     - наличие приказа о создании САБ;
     - наличие    Положения   о   САБ,   утвержденного   руководителем
авиапредприятия  и  согласованного с Ространснадзором (территориальным
органом  Ространснадзора); наличие структурной схемы авиапредприятия и
САБ, соответствие структуры САБ типовой структуре;
     - список  руководящего  состава,  ответственного  за  обеспечение
авиационной  безопасности;  наличие должностных инструкций с указанием
полномочий   (права,   обязанности),  ответственность  указанных  лиц,
укомплектованность   САБ   руководящим   составом   согласно  штатному
расписанию,   уровень   и   достаточность  квалификации  специалистов,
занимающих   руководящие  должности  (количество  и  названия  штатных
должностей   руководящего   состава  САБ  определяются  условиями  его
деятельности,  объемами  и характером выполняемых работ по авиационной
безопасности);
     - наличие  приказа о назначении должностных лиц, ответственных за
принятие   решений   при   возникновении   чрезвычайных   ситуаций   в
соответствии   с   Планом   действий  по  урегулированию  чрезвычайных
ситуаций,  связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность
гражданской  авиации, и решений о возможности работы авиапредприятия с
ограничениями   или   о   прекращении  его  работы  до  урегулирования
чрезвычайной ситуации;
     <...>  сотрудников  САБ, непосредственно связанных с обеспечением
авиационной  безопасности, должностных инструкций для сотрудников САБ,
утвержденного перечня категорий сотрудников САБ, подлежащих аттестации
и  (или)  сертификации,  применительно  к  каждому  виду (направлению)
авиационной безопасности;
     - порядок   ведения  учета  кадрового  состава  САБ,  фактическое
состояние  его  подготовки  и  повышения (подтверждения) квалификации,
организация контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или)
сертификатов персонала САБ.
     4. Нормативно-правовое обеспечение авиационной безопасности:
     - наличие   Программы   обеспечения   авиационной   безопасности,
утвержденной   Руководителем   авиапредприятия   и   согласованной   с
Ространснадзором,  территориальным  органом  Ространснадзора, в случае
эксплуатанта  - с руководителем аэропорта (рекомендуется согласовывать
Программу  с  территориальными органами внутренних дел, пограничного и
таможенного контроля). Соответствие Программы рекомендациям Добавлений
9  и 15 "Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от
актов незаконного вмешательства" (Doc 8973);
     - наличие  технологий  производства  досмотра  пассажиров, членов
экипажей  воздушных  судов,  обслуживающего  персонала,  ручной клади,
багажа,  грузов,  почты и бортовых запасов, утвержденных руководителем
авиапредприятия    и    согласованных    с   территориальным   органом
Ространснадзора и линейным органом внутренних дел на транспорте;
     - наличие  Инструкции  по пропускному и внутриобъектовому режиму,
утвержденной   руководителем   авиапредприятия   и   согласованной   с
территориальным  органом  Ространснадзора  (на  аэродромах совместного
базирования, внесенных в Государственный реестр гражданских аэродромов
Российской  Федерации,  Инструкция  согласовывается  с  руководителями
совместно базирующихся организаций (войсковых частей); в международном
аэропорту   Инструкция   согласовывается   с   органами  пограничного,
таможенного и других видов государственного контроля);
     - наличие  Инструкции  по  размещению  и охране воздушных судов и
объектов  авиапредприятия, утвержденной руководителем авиапредприятия,
дислокации  постов  и  сведений о потребной численности охраны, Табеля
постам,  схемы  размещения  воздушных  судов  и  расположения  постов,
маршрутов патрулирования подвижных нарядов, инструкции караулу;
     - наличие  Инструкции по предполетному и дополнительному досмотру
гражданских  воздушных  судов  со  схемами  и перечнями мест досмотра,
утвержденной   руководителем   авиапредприятия   и   согласованной   с
территориальным   органом  Ространснадзора  (в  случае  международного
аэропорта  -  согласованной с территориальными органами пограничного и
таможенного контроля);
     - наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций,
связанных   с   актами   незаконного   вмешательства   в  деятельность
авиапредприятия.
     5.  Наличие  и  состояние  служебных помещений (кабинетов, комнат
разборов)   и   бытовых   помещений  (комнат  отдыха  и  приема  пищи,
раздевалок,   сушилок   спецодежды   и   т.п.)   для  размещения  САБ,
обеспеченность  средствами компьютерной и оргтехники, средствами связи
и  транспортными  средствами  (достаточность  площадей;  их  оснащение
системами  энергообеспечения  и  другими  системами  жизнеобеспечения;
соблюдение в помещениях температурного режима, вентиляции, освещения);
     - наличие   действующих  договоров  об  аренде  производственных,
служебных   и   (или)   бытовых  помещений  с  собственниками  зданий,
сооружений   и   технических   средств   досмотра   в   случае,   если
авиапредприятие  не  располагает  собственными зданиями, сооружениями,
помещениями и техническими средствами досмотра.
     6.   Обеспеченность   законодательными,   нормативными  правовыми
актами,   документами  ИКАО  и  информационными  материалами,  порядок
доступа к ним:
     - поддержание  нормативно-правовой  базы в контрольном состоянии:
порядок доведения до сведения, порядок внесения изменений, дополнений,
отмены  в контрольные экземпляры законодательных, нормативных правовых
актов и доведения их до сведения сотрудников САБ;
     - порядок соблюдения конфиденциальности информации по обеспечению
авиационной безопасности.
     7.  Система  контроля  за выполнением принятых мер по авиационной
безопасности:
     - периодичность    проведения   контроля   за   выполнением   мер
безопасности,    проведение   анализа   и   оценки   достаточности   и
эффективности   проводимых   мероприятий  по  обеспечению  авиационной
безопасности;  деятельность  по  выявлению  уязвимости объектов (мест)
авиапредприятия  в  целях  их  защиты  от  возможных актов незаконного
вмешательства,  порядок внесения изменений и дополнений в документы по
авиационной  безопасности,  наличие  и  ведение  документации по учету
проводимого  контроля,  назначение  лиц, ответственных за проведение и
учет  такого  контроля,  организация  выполнения  мер  по  результатам
контроля.
     8. Система информации и связи по авиационной безопасности:
     - состояние   учета  и  отчетности  по  авиационной  безопасности
(соблюдение  порядка  и своевременность представления в уполномоченные
соответствующие федеральные органы исполнительной власти установленной
отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных
недостатках  в  обеспечении  авиационной  безопасности, а также другой
информации  по  вопросам  состояния авиационной безопасности), наличие
ответственных лиц за ведение учета и отчетности.
     9.  Соблюдение  порядка  допуска  сотрудников  САБ  к  работам по
обеспечению   мер   авиационной  безопасности  (начальная  подготовка,
текущая учеба, повышение (подтверждение) квалификации):
     - организация и обеспечение подготовки сотрудников САБ, наличие и
выполнение  планов подготовки, повышения (подтверждения) квалификации,
в том числе:
     - в    учебных   заведениях   ГА,   образовательных   учреждениях
дополнительного  профессионального образования гражданской авиации (на
основании договоров или разовых заявок);
     - на собственной учебной базе;
     - наличие   программ   начальной   подготовки   и  текущей  учебы
сотрудников   САБ,   утвержденных   руководителем   авиапредприятия  и
согласованных с территориальным органом Ространснадзора;
     - организация     и    обеспечение    подготовки    авиаперсонала
авиапредприятия,   работников   авиапредприятия,   не   относящихся  к
авиаперсоналу,  членов  экипажей  гражданских  воздушных  судов  мерам
обеспечения  авиационной  безопасности  (наличие  и  выполнение планов
текущей  учебу  и повышения квалификации), планы проведения аттестации
сотрудников САБ.
     10.  Ведение  учета  и  отчетности  наличия, состояния и движения
служебного    оружия,   боеприпасов   и   спецсредств   САБ,   наличие
ответственных лиц за ведение данного учета.
     11.  Использование  информационных технологий в целях организации
обеспечения авиационной безопасности.
     Администрация   авиационных  предприятий,  аэропортов  (городских
аэровокзалов)   и   эксплуатанты   гражданской  авиации  должны  иметь
программы   обеспечения   авиационной  безопасности,  согласованные  с
Межрегиональными территориальными управлениями ФСВТ России <*>.
     Каждое   авиапредприятие   должно   разработать   и  осуществлять
Программу  обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (п. 14
Положения о Федеральной системе защиты ГА от АНВ).
--------------------------------
     <*>  В  настоящее  время  территориальные органы государственного
авиационного  надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(УГАН ФСНСТ).

     При  проведении  контроля  инспектором  проверяется  соответствие
требований  Программы  обеспечения  авиационной  безопасности (далее -
Программы)  авиапредприятия  требованиям  ВК  РФ, федеральных законов,
нормативных   правовых  актов,  регулирующих  деятельность  в  области
обеспечения  авиационной безопасности, Федеральной системе обеспечения
защиты   деятельности   гражданской   авиации   от  актов  незаконного
вмешательства,  Стандартам по авиационной безопасности, содержащимся в
приложении 17 к Чикагской конвенции 1944 года, по следующим разделам:
     - цель  Программы,  включая  порядок допуска к содержащейся в ней
информации, порядок внесения дополнения и изменения;
     - перечень   законодательных,   нормативных   правовых   актов  и
международных  договоров  Российской  Федерации, определяющих правовую
систему обеспечения авиационной безопасности;
     - права,  обязанности и ответственность полномочных федеральных и
местных органов власти в области обеспечения авиационной безопасности,
администрации   авиапредприятия,   САБ,   структурных   подразделений,
эксплуатантов  и  сторонних  организаций  как  в  нормальных  условиях
функционирования,  так  и  в  случае  чрезвычайных  ситуаций или актов
незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия;
     - полномочия  и  персональный  состав  аэропортовой  комиссии  по
авиационной безопасности;
     - порядок   предоставления  и  рассылки  информации  по  вопросам
обеспечения  авиационной безопасности, включая информацию о проверках,
проводимых   силами   САБ,  правила  присвоения  грифа  секретности  и
обращения   конфиденциальной  информации,  и  правила  связи,  включая
порядок официальных контактов, в том числе и со СМИ (состав информации
и порядок ее прохождения);
     - описание   деятельности   авиапредприятия,   включая  название,
местоположение    относительно   ближайшего   населенного   пункта   и
официальный   адрес   авиапредприятия,  его  назначение,  наименование
юридического    лица   с   указанием   организационно-правовой   формы
собственности, номер телефона и кодовое обозначение, регламент работы,
процедуры  по  обеспечению  авиационной  безопасности,  применяемых  в
авиапредприятии    в    рабочее    и    нерабочее    время,   описание
неконтролируемых,  контролируемых  зон  и охраняемых зон ограниченного
доступа,  краткое  описание  видов  деятельности, осуществляемой всеми
находящимся    на    территории    авиапредприятия   предприятиями   и
организациями;
     - меры  безопасности в авиапредприятии с описанием мер и процедур
авиационной   безопасности:   безопасность  воздушных  судов,  включая
воздушные  суда  эксплуатантов  авиации  общего  назначения  (АОН),  и
объектов   авиапредприятия,   безопасность  пассажиров,  в  том  числе
пассажиров  отдельных категорий, членов экипажей гражданских воздушных
судов,  в том числе членов экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН,
работников авиапредприятия, в том числе авиаперсонала и обслуживающего
персонала,  ручной  клади,  багажа,  грузов, почты и бортовых запасов,
контроль  за  перевозкой  оружия  и  боеприпасов, технические средства
обеспечения авиационной безопасности;
     - подготовка   и   повышение   квалификации   кадров   в  области
авиационной   безопасности   с  указанием  периодичности  обучения  по
категориям  работников, сведения о преподавательском составе и учебной
базе;
     - приложения   к   Программе:  схема  территории  авиапредприятия
(аэропорта, аэродрома, посадочной площадки) с указанием контролируемых
зон,  расположения объектов и места специальной стоянки для проведения
дополнительного  досмотра  воздушных  судов,  схема организации охраны
воздушных судов и объектов авиапредприятия, схема здания аэровокзала с
указанием зон досмотра, оборудования и стерильной зоны.
     Для  выработки  мероприятий,  направленных  на защиту авиационных
предприятий,   аэропортов   и   эксплуатантов   от  актов  незаконного
вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных
судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности (п.
11 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).
     При проведении контроля инспектором проверяется:
     1.   Установление   в   Положении  об  аэропортовой  комиссии  по
авиационной безопасности, ее основных полномочий, в том числе:
     - координация  выполнения  Норм, правил и процедур по авиационной
безопасности    и   требований   Программы   обеспечения   авиационной
безопасности авиапредприятия;
     - надзор   и   контроль   за  выполнением  Программы  обеспечения
авиационной  безопасности  авиапредприятия  включая  специальные меры,
введенные    администрацией    авиапредприятия,    эксплуатантами    и
арендаторами;
     - разработка    рекомендаций    по    применению   и   исполнению
законодательных  и  нормативных  правовых  актов Российской Федерации,
регулирующих    деятельность   в   области   обеспечения   авиационной
безопасности, Руководства по авиационной безопасности ИКАО;
     - определение  и обновление перечня уязвимых зон, включая объекты
авиапредприятия  и  системы  его  обеспечения,  и  проверка  состояния
безопасности этих зон согласно установленному графику;
     - обеспечение   необходимых   мероприятий   в  целях  авиационной
безопасности  и  процедур,  адекватных  оценкам угроз, и их постоянный
пересмотр  с  учетом реальных условий и непредвиденных обстоятельств в
периоды повышенной опасности и чрезвычайных ситуаций;
     - проведение    выборочных    проверок    состояния   авиационной
безопасности;
     - информирование  Ространснадзора и его территориального органа о
состоянии мер безопасности и действующих в авиапредприятии процедурах,
и  сообщение  ему  о  любых проблемах, связанных с обеспечением охраны
объектов   авиапредприятия   и   его   отдельных   служб  (структурных
подразделений), которые не могут быть решены на региональном (местном)
уровне;
     - включение   мер   по   авиационной   безопасности  в  программы
строительства и (или) реконструкции авиапредприятия;
     - уведомление  в  письменном  виде  и  в  части,  их  касающейся,
эксплуатантов  воздушных  судов, включая эксплуатантов воздушных судов
авиации   общего  назначения,  о  вопросах,  связанных  с  авиационной
безопасностью;
     - координация  мер  по авиационной безопасности в ходе разработки
Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.
     2.  Сведения  о  составе  аэропортовой  комиссии  по  авиационной
безопасности  (возглавляется заместителем руководителя местного органа
исполнительной власти).
     3.  Наличие  планов  работы  аэропортовой комиссии по авиационной
безопасности.
     4. Периодичность заседаний, наличие протоколов заседаний.

Фрагмент документа "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа