Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 28.02.2006)".
2.2. Цели и задачи субъектов оптового продовольственного рынка Главной целью продовольственной политики Правительства Москвы является укрепление продовольственной безопасности, ориентированной на устойчивое, гарантированное обеспечение москвичей всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам. Основными направлениями укрепления продовольственной безопасности Москвы являются: - экономическая и физическая доступность продовольствия для населения; - снижение импортной зависимости продовольственного рынка на основе развития кооперации и интеграции московских предприятий с региональными товаропроизводителями; - совершенствование системы товародвижения и развитие материально-технической базы оптовой торговли продовольствием; - оказание финансовой поддержки предприятиям оптового продовольственного комплекса, участвующим в программах продовольственного обеспечения Москвы и реализации инвестиционных проектов; - защита экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе; - организация эффективной системы контроля качества и безопасности продовольствия; - формирование единого информационного пространства оптового продовольственного рынка. Взаимодействие участников оптового рынка во многом определяется сложившейся системой продовольственного обеспечения Москвы. С середины 90-х годов для поддержания стабильности на продовольственном рынке Правительством Москвы была введена практика формирования и поддержания городских резервов и страховых запасов социально значимых видов продовольствия, закупаемого за счет бюджетных средств. По мере развития и насыщения рынка объемы резервов и запасов постепенно снижались и составили в 2005 году 0,2 млн. тонн (в 1997 году - 0,6 млн. тонн). С 2003 года базисным организационно-экономическим механизмом обеспечения продовольственной безопасности Москвы стала система формирования и реализации годовых программ гарантированных закупок социально значимых видов продовольственных товаров предприятиями оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города с размещением в их составе оборачиваемых запасов продовольствия по согласованным с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы объемам и номенклатуре. Годовые программы, общий объем поставок продовольствия по которым составил в 2004 году 1,56 млн. тонн, формируются исходя из конъюнктуры продовольственного рынка в основном за счет внебюджетных источников и при финансовой поддержке из средств городского бюджета. Годовые программы являются важной составной частью организованных оптовых поставок продовольствия, которые проходят через материально-техническую базу предприятий оптового продовольственного комплекса города и процессы товародвижения которых координируются Правительством Москвы. Общий объем организованных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров в 2004 году оценивается в 7,8 млн. тонн, или 85% от общего объема оптового оборота. Остальная часть оптового оборота формируется за счет конъюнктурных поставок через систему мелкооптовой торговли, а также оптовых поставок от региональных товаропроизводителей в розничную сеть города. Структура оптового оборота продовольствия в Москве по уровням организационно-экономического взаимодействия органов исполнительной власти города с субъектами оптовой торговой деятельности приведена на рис. 1. ---------------------------------------------------------------------- Рис. 1. Оборот оптовой торговли продовольствием в 2004 году - 9,14 млн. тонн. ---------------------------------------------------------------------- Экономические интересы участников оптовой торговли связаны с получением прибыли от осуществления хозяйственной деятельности на продовольственном рынке. При этом задачи, решаемые отдельными группами участников рынка: сельхозпроизводителями, переработчиками, оптовыми и розничными торговцами, - имеют существенные функциональные различия. Так, для предприятий оптовой торговли основными функциональными задачами являются: - осуществление полного комплекса снабженческо-сбытовых операций; - выполнение функций исполнителя согласованных программ поставок продовольствия, подрядчика по закупкам, хранению и реализации продовольствия для городских нужд; - развитие кооперации и интеграции с товаропроизводителями и предприятиями розничной торговли; - развитие материально-технической базы, реконструкция и модернизация предприятий; - привлечение финансовых ресурсов для осуществления коммерческой деятельности и инвестиций. Цели и задачи, реализуемые субъектами оптового продовольственного рынка, а также действующие организационно-экономические механизмы их взаимодействия определяют потребности в информации каждого из них, конкретные интересы и степень участия в информационном обмене с другими субъектами. Так, органы исполнительной власти города для решения задач обеспечения продовольственной безопасности Москвы испытывают потребность в информации о состоянии продовольственного рынка города, тенденциях и перспективах его развития: объемах поставок и реализации товаров, ценах, наличии запасов у производителей и оптовиков и т.д. При ограниченности информационных ресурсов государственной статистики в части показателей оптовой торговли единственным реальным источником получения этой информации являются оперативные данные, поступающие от субъектов оптового продовольственного рынка. Источником наиболее полной и оперативной информации являются операторы оптового продовольственного рынка города, получающие финансовую поддержку из городского бюджета в рамках выполнения годовых программ поставок. В настоящее время эта информация представляется в ИАС ОПР в соответствии с требованиями Генеральных соглашений и кредитных договоров. Операторы оптового продовольственного рынка города, не получающие финансовую поддержку из городского бюджета, но сотрудничающие с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы, представляют информацию в ИАС ОПР на взаимовыгодных условиях в соответствии с условиями соглашений. Формируемая таким образом информационная база позволит осуществлять информационный обмен на взаимовыгодных условиях в рамках ИАС ОПР с другими субъектами оптового рынка, испытывающими потребность в аналитической и статистической информации о конъюнктуре оптового продовольственного рынка столицы. Состав участников Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы приведен на рис. 2. Центральное ядро системы образуют Департамент продовольственных ресурсов и Информационно-маркетинговый центр оптового продовольственного рынка, созданный в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05.02.2003 N 165-РП на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы". Развитие Информационно-аналитической системы призвано способствовать формированию единого информационного пространства, решению задач, стоящих перед основными участниками оптового продовольственного рынка города Москвы. ---------------------------------------------------------------------- Рис. 2. Основные участники ИАС ОПР. ---------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 28.02.2006)".