Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ".
1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Планом мероприятий Минобрнауки России по повышению результативности бюджетных расходов и качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства в установленной сфере деятельности на 2005 год, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27 января 2005 г. N 19. Настоящий Порядок определяет объем и характер работы, необходимой для проведения мониторинга и комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений и организаций, относящихся к сфере ведения Минобрнауки России и подведомственных Министерству федеральных служб и агентств, а также отдельных наиболее значимых учреждений образования и науки (далее - организации). Целью разработки настоящего Порядка является определение основных методов и показателей для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций на базе данных учета и отчетности. Порядок мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования финансово-хозяйственной деятельности организации. Основной задачей предлагаемого Порядка является: оценка и прогнозирование финансовых результатов деятельности организации, исходя из реальных условий хозяйствования и наличия собственных и заемных ресурсов с последующей разработкой рекомендаций их эффективного использования. 1.2. Мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется по следующим направлениям: соответствие деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации и целям, предусмотренным в учредительных документах; состояние бухгалтерского и налогового учета в организации; финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности организации; нарушения организацией норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов, влекущих за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности за проверяемый период; состояние внутреннего контроля в организации; другие вопросы, затрагивающие бухгалтерскую, налоговую и иную отчетности. 1.3. Аналитическая работа включает в себя следующие организационные стадии: 1) Выделение субъектов и объектов мониторинга и анализа, выбор организационных форм их исследований и распределение обязанностей между отдельными исследователями. 2) Планирование аналитической работы. 3) Методическое и нормативно-правовое обеспечение мониторинга и анализа. 4) Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования. 5) Оформление результатов мониторинга и анализа. Важным принципом в организации аналитической работы является ее унификация и регламентация. Унификация предполагает создание определенных форм и таблиц, программ и критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость и сводимость результатов на всех уровнях проводимого мониторинга и анализа, а также повышает объективность оценки деятельности хозяйствующего субъекта. Регламентация предусматривает при проведении мониторинга и анализа использование действующих на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов. Наиболее важным моментом в аналитической работе является сбор и обработка информации, так как состав, содержание и качество информации, которая используется для мониторинга и анализа, имеют определяющую роль в обеспечении действительности результатов анализа. Основными источниками информации для проведения мониторинга и анализа финансового состояния являются формы бухгалтерской и статической отчетности, а также и другие данные, получаемые при проведении мониторинга финансового состояния учреждения, и первичные учетные документы. Для проведения мониторинга и анализа используется также техническая и технологическая информация, в том числе планы развития, сметы, проектные задания. К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие деятельность организации (законы, указы, постановления, приказы и распоряжения), хозяйственно-правовые документы (договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации), а также устная информация, полученная в результате опросов во время встреч с членами коллектива или представителями других организаций. Основными требованиями к представляемой информации являются ее достоверность, объективность, единство и оперативность. 1.3. В целом, весь Порядок проведения мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности можно условно разделить на три последовательных этапа: 1 этап - это сбор и обработка информации. На этом этапе уточняются объекты, цели и задачи мониторинга и анализа, составляется план аналитических работ, собирается и подготавливается необходимая информация (информация приводится в сопоставимый вид, производится проверка ее точности и полноты). Этот этап обеспечивает бухгалтерский и налоговый учеты, статистика, производственно-технический учет, то есть все виды хозяйственного учета. 2 этап - анализ информации, который можно разделить на: визуальный - предварительный опрос персонала и просмотр основных рабочих документов; глобальный - расчет определенных показателей. На втором этапе разрабатывается система аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект мониторинга и анализа, а также проводится сравнение результатов хозяйствования с показателями прошлых лет, рекомендуемыми и отраслевыми. На данном этапе выполняется факторный анализ - выделяются факторы и определяется их влияние на результат, выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности деятельности. В зависимости от способов исчисления показатели разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели получаются с помощью абсолютных величин. Они характеризуют, как правило, размер и объем (стоимость фондов, материалов и т.д.). Исчисление относительных показателей основано на сопоставлении абсолютных значений одних и тех же экономических показателей при разных условиях. Относительные показатели исчисляются в разах, пунктах, процентах. Основные направления финансового анализа: анализ качества активов; анализ качества пассивов; соответствие структуры управления совершаемым операциям; обоснованность затрат и расходов; обоснованность отражения доходов; анализ прибыльности отдельных видов деятельности; распределение прибыли; использование фондов. Результатом анализа является распределение показателей по следующим разделам: финансовые результаты, структура активов, структура пассивов, эффективность деятельности и деловая активность, финансовая устойчивость и платежеспособность. В каждом разделе производится сравнительный анализ работы организации. Экономический анализ включает следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный анализ - используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (обычно прошлого периода); вертикальный анализ - изучает структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (пример: удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала), соотношения частей целого между собой (например: соотношение собственного и заемного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величин до и после изменения соответствующего фактора; трендовый анализ - применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Целью второго этапа является получение объективной оценки платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, а также эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. 3 этап - принятие обоснованных решений и разработка рекомендаций. Все явления и процессы хозяйственной деятельности организации находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно, при этом, каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Поэтому важным методологическим вопросом в мониторинге и анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Цели этого этапа: дать правильную оценку состояния объекта и показать насколько это состояние отличается от требуемого; выявить возможности и пути перевода объекта из фактического состояния в требуемое; подготовить материалы для выбора оптимальных решений. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ".