Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ".
2. Порядок организации мониторинга, подготовки и проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации 2.1. Подготовка и планирование проведения мониторинга и анализа. Проведению мониторинга и комплексного анализа (далее - анализа) финансово-хозяйственной деятельности организации предшествует планирование проведения мониторинга и анализа. Исполнитель составляет и документально оформляет общий план проведения мониторинга и анализа (Приложение 1), описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения мониторинга и анализа. Общий план мониторинга и анализа предусматривает: цель и период проведения мониторинга и анализа, основные вопросы, подлежащие мониторингу и анализу; закрепление обязанностей (видов работ) за исполнителями, предполагаемая продолжительность проверки каждого из вопросов. В развитие общего плана мониторинга и анализа составляется и документально оформляется программа анализа (Приложение 2). Программа проведения мониторинга и анализа представляет собой набор инструкций (процедур) для Исполнителя, выполняющего мониторинг и анализ конкретного учреждения, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы. При составлении программы проведения мониторинга и анализа учитываются: отраслевые особенности организации; место организации в системе учреждений и организаций, относящихся к сфере ведения Минобрнауки России; производственные и финансовые связи проверяемой организации; обязательства проверяемой организации. Программа проведения мониторинга и анализа составляется таким образом, чтобы предусмотренные в ней аналитические процедуры охватили весь объем финансово-хозяйственной деятельности. При планировании проведения мониторинга и анализа Исполнитель рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. 2.2. Проведение мониторинга и анализа. 2.2.1. Общие вопросы проведения мониторинга и анализа: 1) Мониторинг соблюдения действующего законодательства. Нормативная база, используемая организацией, подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя нормативная база - законы и иные нормативные правовые акты, положения, инструкции, методические материалы по учету, отчетности и налогообложению (Приложение 3). Данная документация необходима Исполнителю для определения соответствия учета и отчетности анализируемой организации действующему законодательству. Внутренняя нормативная база - различные положения, инструкции и методики, разработанные непосредственно организацией. 2) Предметная область проведения мониторинга и анализа. Предметная область проведения мониторинга и анализа включает учредительные документы, учетную политику, другие внутренние документы организации, анализ состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности организации. 3) Концепция проведения мониторинга и анализа. Концепция базируется на выделении разделов, подлежащих анализу, с учетом специфики отрасли и методологических, организационных аспектах бухгалтерского учета и отчетности. 4) Базовые принципы проведения мониторинга и анализа: перечень основных нормативных документов; возможные решения в бухгалтерском и налоговом учете в рамках действующего законодательства; первичные учетные документы по разделам учета; регистры синтетического и аналитического учета, отчетность. 5) Схема процедуры проведения мониторинга и анализа. Процедуру проведения мониторинга и анализа можно представить в виде следующей структуры. Каждый раздел мониторинга и анализа разбивается на подразделы. Внутри каждого подраздела проводятся тесты, изложенные по следующей схеме: предмет тестирования, вывод о соответствии действующему законодательству, замечания с конкретными примерами, основания для приведения в соответствие с законодательством, рекомендации по исправлению. 6) Методы (способы) исследования: инспектирование записей, документов и материальных активов; наблюдение за проведением инвентаризации; наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; устный опрос; получение письменных подтверждений; проверка документов, полученных организацией от третьих лиц; проверка документов организации; проверка точности арифметических расчетов; проведение мониторинга и анализа и оценки полученной информации, другие аналитические процедуры. В качестве типичных видов аналитических процедур применяются: сопоставление остатков по счетам за различные периоды; сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями; оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов; сопоставление финансовых показателей деятельности со средними показателями по другим организациям, относящимся к сфере ведения Минобрнауки России. 2.2.2. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Оценивается система бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организации, а именно: состояние учета и отчетности по всем видам деятельности, включая деятельность на рынке ценных бумаг, валютном рынке и другие; адекватность структуры управления видам и объемам хозяйственной деятельности (распределение обязанностей и полномочий между руководителями, наличие положений о структурных подразделениях и должностных инструкций); наличие финансового планирования, контроль за выполнением бизнес-плана; организация внутреннего контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; организация работы по проведению проверок и ревизий; организация контроля за деятельностью структурных подразделений. Исполнитель проверяет наличие в организации общего планирования: плана производства и реализации продукции; плана технического развития и организации производства; плана повышения экономической эффективности производства; плана материально-технического обеспечения; плана по труду и кадрам; плана социального развития коллектива и др., которые являются основой для финансового планирования. 2.2.3. Мониторинг и анализ бухгалтерской отчетности. 1) Анализ организации бухгалтерского и налогового учета. Исполнитель анализирует общую постановку бухгалтерского и налогового учета, а именно: правильность формирования и применения учетной политики организации, наличие рабочего плана счетов, графика документооборота, применение унифицированных форм первичных учетных документов; правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в соответствии с действующим планом счетов и Инструкцией по его применению; организацию подготовки, оборота и хранения первичных документов, различных регистров и журналов бухгалтерского учета; организацию налогового учета; использование компьютерной системы в бухгалтерском и налоговом учете. Исполнитель анализирует учетную политику на предмет ее соответствия требованиям действующего законодательства, характеру и масштабам деятельности организации. Анализирует соблюдение при подготовке учетной политики допущений и требований, установленных правилами бухгалтерского учета, полноту раскрытия избранных способов ведения бухгалтерского учета, варианты использования бухгалтерского учета, отличные от общепринятого порядка. Исполнитель изучает методологические вопросы учетной политики и оценивает эффективность их применения. К таким вопросам относятся: методы начисления амортизации основных средств; классификационные требования, предъявляемые к объектам нематериальных активов; выбранный метод оценки запасов при их списании в производство; применяемые методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); способы определения косвенных затрат; перечень создаваемых резервов предстоящих расходов и платежей; порядок учета расходов будущих периодов; выбранный вариант оценки незавершенного производства, готовой продукции и товаров; порядок списания общехозяйственных расходов и расходов на продажу и др. 2) Мониторинг и анализ учредительных документов. Мониторинг и анализ учредительных документов включает проверку соответствия устава действующему законодательству и наличия юридических оснований на право функционирования организации. Анализ раскрытия в отчетности аффилированных лиц включает в себя проверку соблюдения требований законодательства по сделкам, в совершении которых имелись заинтересованные лица. Исполнитель проверяет наличие подлинников учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговых органах, лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию. Анализирует на предмет оптимальности организационную структуру анализируемой организации. 3) Анализ учета внеоборотных активов. Анализ учета внеоборотных активов (земельных участков, прочих основных средств, доходных вложений в материальные ценности, нематериальных активов, незавершенного строительства) включает проверку: правильности проведения инвентаризации указанных внеоборотных активов, оформления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете; полноты и правильности оформления правоустанавливающих документов на земельные участки; правильности определения балансовой стоимости земельных участков, прочих основных средств, незавершенного строительства; наличия и сохранности основных средств, правильности отражения в учете операций их поступления, внутреннего перемещения и выбытия, а также учета капитального ремонта, начисления амортизации; правильности отражения в учете операций по доходным вложениям в материальные ценности (счет 03 и др.); правильности аналитического и синтетического учета нематериальных активов и незавершенного строительства; полноты и правильности начисления и перечисления в федеральный бюджет земельного налога, арендной платы за использование земельных участков, федеральных зданий, помещений, сооружений, машин и оборудования. Исполнитель наблюдает за проведением инвентаризации или участвует в ее проведении. Он должен убедиться в правильности ее проведения, полноте, точности и своевременности документального оформления и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Исполнитель проверяет отражение в учетных регистрах операций по установке, разборке, перемещению или остановке оборудования, сдаче его в аренду, своевременность государственной регистрации основных средств, правильность начисления амортизации по основным средствам. Сверяет данные аналитического учета основных средств с данными синтетического учета. 4) Анализ учета материально-производственных запасов. Анализ учета материально-производственных запасов включает: правильности проведения инвентаризации материально-производственных запасов, оформления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете; правильности определения и списания на издержки стоимости израсходованных материально-производственных запасов; правильности синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов; соответствия используемых учреждением способов оценки по отдельным группам материальных ценностей при их выбытии способам, предусмотренным учетной политикой; правильности порядка списания отклонений фактических расходов по приобретению материальных ценностей от их учетной цены; правильность порядка списания торговой наценки, относящейся к проданным товарам. Исполнитель анализирует учет движения материальных ценностей на складах, соответствие складского и бухгалтерского учета. Проверяет отражение в учете потерь, недостач и хищений материально-производственных запасов. 5) Анализ учета затрат на производство. Анализ учета затрат на производство производится с учетом особенностей отрасли и включает в себя: а) анализ затрат, принимаемых для целей бухгалтерского учета, а именно: подтверждения достоверности отчетных данных о фактической себестоимости работ, услуг; себестоимости продукции, работ, услуг по статьям затрат и калькулирование себестоимости услуг и работ; б) анализ расходов, принимаемых для целей налогообложения, правильности и обоснованности: исчисления материальных расходов; исчисления расходов на оплату труда; формирования состава амортизируемого имущества и определения его первоначальной стоимости; включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп; расчета сумм амортизации; включения в состав затрат анализируемого периода расходов на ремонт основных средств; признания расходов на освоение природных ресурсов и соблюдение порядка их учета; признания расходов на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки и соблюдение порядка их учета; обоснованности расходов на обязательное или добровольное страхование имущества; списания на себестоимость прочих расходов, связанных с оказанием услуг (выполнением работ); списания прочих расходов, связанных с оказанием услуг (выполнением работ); образования и использования расходов на формирование резервов по сомнительным долгам; определения расходов при реализации товаров и имущества; отнесения процентов по долговым обязательствам и к расходам; определения расходов, не учитываемых в целях налогообложения. Исполнитель анализирует применяемую организацией систему документооборота по учету расходов, связанных с оказанием услуг (выполнением работ, расчету себестоимости), состав и структуру затрат на оказание услуг (выполнение работ), применяемые методы калькулирования себестоимости, учета управленческих (общехозяйственных) расходов, и др.; в) анализ расходов будущих периодов, а именно: структуры расходов будущих периодов; порядка определения сроков списания этих расходов; процедур текущего контроля за формированием расходов будущих периодов и обоснованности их списания; особенностей формирования и списания расходов будущих периодов за отчетный период. 6) Анализ учета реализованных услуг и работ. Исполнитель анализирует применяемую систему документооборота по учету оказания услуг (выполнения работ), применяемые методы оценки, процедуры текущего контроля, анализирует основные операции по реализации работ, услуг, уточняет особенности этих операций за отчетный период. 7) Анализ учета денежных средств. Анализ учета денежных средств включает в себя проверку учета: кассовых операций; операций по расчетным счетам; операций по валютным счетам; операций по специальным сметам; денежных средств в пути; резервов по обесценению вложений в ценные бумаги; финансовых вложений. Исполнитель анализирует применяемую организацией схему документооборота по учету кассовых и других расчетных операций, анализирует наличие и соблюдение согласованного лимита остатка денежных средств в кассе, процедуры текущего контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций. Исполнитель оценивает степень надежности кредитной организации, в которой организация имеет счета. При наличии случаев задержки платежей или "зависания" денежных средств, об этом указывается в отчете. В случае наличия счетов в ликвидирующихся кредитных организациях, проверяется качество ведения претензионной работы. Анализ движения денежных средств на валютных счетах проводится с точки зрения бухгалтерского и налогового учетов, а также регулирования и контроля валютных операций, установленных специальными нормативными актами. Анализ учета финансовых вложений включает: подтверждение правильности оформления материалов инвентаризации финансовых вложений и отражения результатов инвентаризации в учете; изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров; оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений; проверку правильности отражения в учете операций с финансовыми вложениями; проверку достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями. При анализе учета финансовых вложений Исполнитель уделяет особое внимание векселям. Анализирует правильность их оформления, законность приобретения, возможность взыскания, обеспеченность (авалированные или без обеспечения), наличие просроченных и непротестованных векселей. 8) Анализ учета расчетов. Анализ учета расчетов включает в себя исследование: а) расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами, а именно: полноты и правильности оформления проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете; правильности оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности; своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности; правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий; правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности; своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности. Исполнитель анализирует дебиторскую задолженность с разбивкой по срокам погашения и качеству: стандартная, сомнительная, просроченная, безнадежная. Проверяет отражение дебиторской задолженности в зависимости от вида в бухгалтерском учете. Исполнитель анализирует формы погашения дебиторской задолженности, проводит проверку отражения в учете не денежных форм расчетов. Исполнитель оценивает кредиторскую задолженность: характер обязательств, формы их оплаты, сроки, обеспеченность в сопоставлении с аналогичными показателями дебиторской задолженности. Исполнитель проверяет обоснованность отнесения дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями, к сомнительным долгам. Анализирует результаты проведения инвентаризации дебиторской задолженности. в) расчетов по кредитам и займам, а именно: правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банка; целевого использования кредитов банка; обоснованности установления и правильности расчета сумм платежей за пользование кредитами банков и их списания за счет соответствующих источников; правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других организаций и физических лиц. Исполнитель оценивает объем заемных обязательств по суммам и срокам привлечения средств, отдельно для рублевых и валютных средств, в зависимости от формы получения и вида предоставленного обеспечения. Анализирует правильность и своевременность начисления процентов. г) расчетов с бюджетом, а именно: правильности определения налогооблагаемой базы по отдельным, наиболее важным налогам; правильности применения налоговых льгот; правомерности применения льгот при расчете и уплате налогов; правильности начисления, полноты и своевременности перечисления налоговых платежей, правильности составления налоговой отчетности. Исполнитель анализирует перечень налогов, уплачиваемых организацией, и налоговых льгот, используемых учреждением, а также систему текущего контроля за правильностью расчетов налоговых платежей, уточняет факты проведения налоговых проверок в течение отчетного периода и их результаты. Исполнитель проверяет правильность определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость от реализации работ, услуг, авансам, предоплатам и другим оборотам, для исчисления НДС в общеустановленном порядке, правомерности списания НДС в зачет задолженности по налоговым платежам в бюджет. Проверяется правильность определения налогооблагаемой базы по другим налогам, являющимся существенными для подтверждения достоверности расчетов с бюджетом. д) расчетов по оплате труда и единому социальному налогу, а именно: соблюдения трудового законодательства; соответствия норм внутренних документов организации, регулирующих социально-трудовые отношения работника и организации (коллективный договор, трудовые договоры, положения об оплате труда, о премировании, о выплате вознаграждения за выслугу лет и др.) действующему законодательству и правильности их применения; достоверности учета рабочего времени и выработки, применения форм и систем оплаты труда; правильности и своевременности начисления и выплаты заработной платы; правильности удержания и уплаты налога на доходы физических лиц; правильности расчетов по начислению единого социального налога, платежей во внебюджетные фонды. Исполнитель анализирует эффективность применяемых организацией систем оплаты труда и премирования, соответствие уровня предоставляемых работникам дополнительных льгот и преимуществ финансовым возможностям организации, устанавливает факты нарушения норм Трудового кодекса Российской Федерации, условий заключенного коллективного договора, трудового договора и иных локальных нормативных актов учреждением. е) расчетов с подотчетными лицами, а именно: наличия приказа руководителя организации об установлении круга лиц, которые могут получать наличные денежные средства под отчет; соблюдения порядка отчетности по подотчетным суммам (своевременность правильность оформления авансовых отчетов и др.); соблюдения предельных размеров расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Исполнитель проверяет соответствие сумм в представленных оправдательных документах (товарные и кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок, проездные билеты, счета гостиниц и др.) суммам, отраженным в авансовых отчетах. ж) расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба, а именно: своевременности предъявления претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу и недостачу груза в пути и т.д.; своевременности принятых мер по возмещению нанесенного ущерба, обоснованности претензий; законности списания претензионных сумм на издержки производства и финансовые результаты; правильности расчетов по недостачам, растратам и хищениям; соблюдения сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, потерь и растрат; правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям; причин, вызвавших недостачи, растраты и хищения. Исполнитель проверяет, по всем ли дебиторам (должникам) имеются обязательства по погашению задолженности или исполнительные листы, систематически ли поступают суммы в погашение задолженности, какие меры принимаются к должникам, от которых прекратилось поступление денег. По имеющимся судебным искам оценивается предполагаемый исход судебного разбирательства и объем возможных потерь для учреждения. 9) Анализ учета собственных и приравненных к ним средств целевого финансирования. Анализ учета капитала включает исследование ведения учета: уставного капитала; резервного капитала; добавочного капитала; нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Исполнитель анализирует структуру собственных и приравненных к ним средств, источники и объемы целевого финансирования по установленным исправлениям использования. 10) Анализ формирования финансовых результатов и распределения прибыли. Анализ формирования финансовых результатов и распределения прибыли включает исследование: правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от реализации работ, услуг; правильности учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов; правильности и обоснованности распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации. Исполнитель анализирует структуру финансовых результатов, прибыли (убытка) от реализации работ, услуг, а также структуру операционных и внереализационных доходов и расходов организации, уточняет особенности в формировании финансовых результатов. Исполнитель анализирует информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании или распоряжении, а также условных прав и обязательств. 2.2.4. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства включает: анализ состава и содержания форм бухгалтерской отчетности, увязки ее показателей; выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; анализ правильности оценки статей отчетности и формирования сводной (консолидированной) отчетности. Исполнитель сопоставляет данные бухгалтерской отчетности с данными синтетического и аналитического учета. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ".