КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ. Концепция. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ). 29.03.06

Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

2. Зарубежный опыт развития сельскохозяйственной
                      потребительской кооперации

     Анализ    современного    этапа   развития   сельскохозяйственной
потребительской  кооперации  за рубежом основывается, прежде всего, на
изучении     деятельности     сельскохозяйственных     потребительских
кооперативов  США,  Германии, Нидерландов, Швеции и др. стран, имеющих
сложившиеся  традиции  и  длительный  опыт  организации,  поддержки  и
регулирования кооперативной деятельности в сельском хозяйстве.
     Помимо   этого,   актуальным   представляется   анализ   мер   по
стимулированию   деятельности   сельскохозяйственных   потребительских
(обслуживающих)  кооперативов  в  государствах  СНГ  и,  прежде всего,
Украине,   имеющей  не  только  сходные  с  Россией  институциональную
структуру   сельскохозяйственного   производства   и  условия  ведения
сельскохозяйственной   деятельности,   но   и  принципы  трансформации
производственно-экономических   отношений   при   проведении  аграрной
реформы   (формирование   новых   форм  предпринимательства  на  селе,
повышение   значимости   сельскохозяйственной   деятельности  хозяйств
населения и т.д.).
     Зарубежный  опыт  развития  сельскохозяйственной  потребительской
кооперации позволяет выделить следующие принципиальные аспекты.
     2.1.     Цели     и     основные     направления     деятельности
сельскохозяйственной потребительской кооперации
     В  разных  странах одни и те же виды потребительских кооперативов
традиционно  имеют  различную значимость в агробизнесе, но в целом они
действуют  как  равноправные  рыночные субъекты и существенным образом
влияют на развитие аграрного сектора.

                                                             Таблица 1

               УДЕЛЬНЫЙ ВЕС КООПЕРАТИВОВ В АГРОБИЗНЕСЕ
                  В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ, %

--------------------------------------------------------------------
|   Страны  |              Направления деятельности                |
|           |------------------------------------------------------|
|           | маркетинг,           |              сбыт             |
|           | материально -        |-------------------------------|
|           | техническое          | молоко| мясо  |овощи и| зерно |
|           | снабжение (в среднем)|       |       | фрукты|       |
|-----------|----------------------|-------|-------|-------|-------|
| США       |           86         |   -   |  20   |   40  |11 - 45|
|-----------|----------------------|-------|-------|-------|-------|
| Канада    |           59         |20 - 54|7 - 25 |   54  |15 - 40|
|-----------|----------------------|-------|-------|-------|-------|
| Швеция    |           99         |79 - 81|  60   |   75  |  75   |
|-----------|----------------------|-------|-------|-------|-------|
| Нидерланды|           82         |   35  |70 - 96|   -   |40 - 50|
|-----------|----------------------|-------|-------|-------|-------|
| Германия  |        55 - 60       |   30  |  60   |   -   |50 - 60|
--------------------------------------------------------------------

     Деятельность потребительских кооперативов способствует также, как
показывает   мировая  практика,  снижению  трансакционных  издержек  и
позволяет    осуществлять    контроль    рынков   определенных   видов
продовольствия или отдельных рыночных сегментов.
     Следует   особо   отметить,   что  кооперативы  как  организации,
контролируемые  своими  членами,  имеют  необходимые  предпосылки  для
развития   предпринимательства,   что  предполагает  быстрое  освоение
передовых  технологий,  повышение  качества  товаров и услуг. Успех же
предпринимательской  деятельности  во  многом  зависит  от способности
кооперативов  привлекать квалифицированных менеджеров, универсализации
предоставляемых услуг и т.д.
     Основные  формы потребительских кооперативов в сельском хозяйстве
это:  сбытовые,  организующие коллективный сбыт фермерской продукции и
ее  переработку;  снабженческие,  обеспечивающие  стабильные  поставки
производственных  ресурсов  по  доступным  ценам (включая селекционную
деятельность,   разведение  высокопродуктивных  животных);  сервисные,
предоставляющие  различные производственные услуги, в том числе услуги
по  аудиту,  ведению бухучета, научной, информационной и маркетинговой
работы  (например,  в США). Однако в настоящее время такие кооперативы
практически  не  встречаются  в  чистом  виде  (кроме Нидерландов, где
кооперативы высокоспециализированы).
     2.2.    Организационно-правовые    аспекты   сельскохозяйственных
потребительских кооперативов
     Правовую   основу   кооперации   в  развитых  странах  составляют
общепризнанные      международные     документы     и     национальное
законодательство.   Существует   строгая   вертикаль   организационной
структуры:   национальный   отраслевой   кооператив   -   региональный
кооператив - местный кооператив (филиал) - фермер.
     Организационно-правовой   основой   деятельности  потребительских
кооперативов  различной  направленности являются их уставы. Внутренние
отношения  (например, в США, Канаде, странах Скандинавии) регулируются
контрактами.   Предусмотрены  санкции  за  нарушение  обязательств  по
контракту  (штрафы,  исключение  из  числа членов). Ежегодные членские
взносы  составляют  определенный  процент от годовой чистой прибыли. В
деятельности    кооперативных    обществ    могут    участвовать   как
индивидуальные члены, так и юридические лица.
     Особенность кооперативного предпринимательства состоит в том, что
кооперативы   действуют   преимущественно   на   местном   уровне,   а
деятельность их сконцентрирована, как правило, в сфере малого бизнеса.
Гарантировано равенство прав членов-пайщиков (один член - один голос).
Эта   норма   содержится  в  национальных  законодательствах  Венгрии,
Франции,  Швейцарии и др. стран. В некоторых странах (Германия) членом
кооператива может быть лицо, внесшее пай, но не пользующееся услугами.
     Существует одно- или двухступенчатая система управления. Там, где
в   соответствии   с   законодательством   и   уставами  кооперативных
организаций  учреждаются  наблюдательные  советы  (причем в Германии и
Австрии    их    избрание    является   обязательным),   функционирует
двухступенчатая  система  постоянно  действующих  органов управления в
отличие  от  одноступенчатой,  когда  для  практического  ведения  дел
избирается   только   одно   правление.   В  Великобритании,  Франции,
Финляндии,   Голландии  законодательство  предоставляет  кооперативным
обществам право выбора системы управления. Примечательной особенностью
является  участие  в  правлениях  кооперативов  представителей наемных
работников.
     Уставами  кооперативов  предусмотрена  недопустимость для фермера
одновременного  членства  в  двух  кооперативах  одной направленности,
действующих в одной административно-территориальной единице.
     Минимальные   сроки   членства   связаны  со  сроками  выполнения
обязательств,  взятых на себя фермером при вступлении в кооператив (во
Франции  он  может  составлять  до  20  лет). Выход до истечения срока
взятых  на себя обязательств не допускается. Нарушение процедур влечет
за  собой потерю паевых взносов. В ряде случаев уставы предусматривают
возмещение фермером ущерба, связанного с выбытием из кооператива.
     2.3.       Государственное       регулирование       деятельности
сельскохозяйственной потребительской кооперации
     В  докладах  ООН указывается, что "кооперативы составляют один из
важнейших   элементов   частного  сектора,  а  значит  национальных  и
региональных   экономических   систем...".   Важно   учитывать   также
двойственную  природу кооперативов, представляющих собой ассоциацию на
добровольных  началах  и предприятие, предназначенное для определенных
видов   хозяйственной   деятельности.  Как  показывает  мировой  опыт,
кооперативы  наиболее  успешно  действуют  в среде свободного частного
предпринимательства.
     Государственные  органы  не имеют права вмешиваться в оперативное
управление  кооперативами,  а государственное регулирование сводится к
разной  степени  контроля  за экономической деятельностью кооперативов
различной  направленности,  наблюдению  за соответствием национальному
законодательству, принятым уставам.
     Основу  системы  регулирования  деятельности сельскохозяйственных
потребительских  кооперативов в зарубежных странах составляют льготное
налогообложение,  государственные  субсидии и льготные государственные
кредиты.

               Проблемы налогообложения потребительских
                     (обслуживающих) кооперативов

     Как   показывает  анализ  кооперативного  законодательства  стран
Западной   Европы   и   США,   в  мировой  кооперативной  практике  не
сформировался  однозначный подход в вопросе налогообложения прибыли от
хозяйственной   деятельности  в  обслуживающих  кооперативах.  Так,  в
Ирландии,  Австрии,  Финляндии  кооперативы  не  имеют никаких льгот в
налогообложении  и  должны  придерживаться  тех  самых  правил,  что и
корпоративные организации. В Греции кооперативы облагаются налогами на
уровне  коммерческих  структур (35%). Однако им предоставляются льготы
при купле недвижимости, учреждении предприятий, не облагаются налогами
любые  инвестиции  и  членские взносы. В Испании законом предусмотрено
снижение  уплаты  на  прибыль  до 20%, а кооперативы, которые признаны
законом  как  "особенно  защитные",  получают налоговую льготу до 50%.
Кооператив освобождается от налогообложения дивидендов, если их размер
не  превышает  15%. Во Франции освобождены от уплаты налога на прибыль
сельскохозяйственные кооперативы по совместному использованию техники,
искусственному   осеменению   коров,  производству  вина.  Все  другие
подлежат   налогообложению,   но  имеют  определенные  льготы  (причем
наиболее  существенные по сравнению с другими европейскими странами) в
зависимости от вида деятельности, полученной прибыли. В Люксембурге не
подлежат    налогообложению    кооперативы,    деятельность    которых
сосредоточена   на   коллективном  использовании  техники,  реализации
сельскохозяйственной  продукции  своих  членов.  Тем  не  менее  любое
участие   в   промышленных   торговых  предприятиях,  которые  продают
сельскохозяйственную  продукцию,  подлежит  налогообложению.  В Италии
кооперативы  освобождаются  от  корпоративного  (37%) и местного (16%)
налогов  на  прибыль,  если  они перерабатывают, хранят и реализуют не
менее  25%  продукции  своих  членов.  В  Бельгии  облагаются налогами
дивиденды  в  размере  40%,  если  они превышают установленную законом
норму.
     Особенностью  налоговых  законодательств Германии, Дании, Швеции,
Нидерландов  и  Великобритании  является  то,  что  ими  предусмотрено
облагать  налогами  прибыли  членов  кооператива,  полученные  в  виде
дивидендов  за  свое  участие в деятельности кооперативной организации
после  их  распределения кооперативом. Федеральные законы США о налоге
на  прибыль устанавливают требования, чтобы налоговое законодательство
выполнялось или на уровне кооператива, или на уровне клиента.
     Согласно  Закону  Украины  "О  сельскохозяйственной  кооперации",
потребительские    кооперативы    действуют   в   сфере   обслуживания
сельскохозяйственного  и другого производства участников кооперации. В
зависимости  от  вида  деятельности  они  делятся на перерабатывающие,
заготовительно-сбытовые,   снабженческие,   сервисные,   а  также  для
предоставления   комплексных   услуг,   связанных   с   производством,
переработкой,   сбытом   продукции   растениеводства,  животноводства,
лесоводства и рыболовства.
     Сельскохозяйственный   обслуживающий  кооператив  не  имеет  цели
получение  прибыли  и  имеет  право  получить  статус "неприбыльного".
Однако  он теряет его, если объемы деятельности с другими юридическими
и  физическими  лицами  превысят  20%  его  общего  оборота.  Если  же
сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы предоставляют услуги не
только  своим  членам,  но  и другим лицам (что должно быть определено
уставными   документами),  то  в  случае  получения  прибыли  налогами
облагается  вся деятельность кооператива. Такой кооператив не является
неприбыльной   организацией   и   не  может  быть  включен  в  "реестр
неприбыльных организаций и учреждений".
     Налоговое  законодательство  европейских стран также неоднозначно
относится  к  вопросу деятельности кооператива с нечленами кооператива
(третьими  лицами).  Так, в Германии и Голландии объемы деятельности с
третьими  лицами не должны превышать 50% общего оборота кооператива, в
Испании - 40%, в Великобритании - не более трети, во Франции - 40%.
     Если  сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы осуществляют
деятельность  с  членами  кооператива и частично с третьими лицами, то
они  полностью  освобождаются  от  уплаты  при  получении  доходов  от
деятельности  с членами и уплачивают налог на доходы от деятельности с
третьими лицами (если она превышает 20% общего оборота).
     При  этом  остро  стоит  проблема  определения видов деятельности
(работ,   услуг),   которые   не   относятся  к  услугам  для  ведения
сельскохозяйственной  деятельности.  Так, в Украине к ним не относятся
такие  виды  экономической деятельности, как посредничество в торговле
сельскохозяйственным    сырьем,    переработка    сельскохозяйственной
продукции,    снабженческая,   заготовительно-сбытовая   деятельность,
предоставление  различного  рода услуг (ремонтных, строительных, услуг
по телефонизации, газификации, электрификации хозяйства и пр.).
     Таким   образом,   перечень   видов  работ  (услуг),  которые  по
определению  национальных  органов  статистики, не относятся к услугам
для   ведения   сельскохозяйственной   деятельности,   резко  суживает
деятельность   обслуживающих   кооперативов   и   практически   делает
невозможным   развитие   обслуживающей  кооперации  на  селе  в  таких
высокодоходных    сферах    оборота    капитала,    как    переработка
сельскохозяйственной  продукции  и  ее  реализация.  Это  выливается в
необходимость  принятия  двух  отдельных  Законов  "О производственной
сельскохозяйственной      кооперации"      и     "Об     обслуживающей
сельскохозяйственной кооперации".
     По данным Министерства аграрной политики Украины наиболее успешно
развиваются    кооперативы    по    переработке   зерна   и   молочной
направленности,     совместному    использованию    техники    и    по
материально-техническому  снабжению.  Однако начиная с 2003 года темпы
создания  сельскохозяйственных потребительских кооперативов снизились.
В  настоящее время ставится задача формирования кооперативных структур
в каждом сельском административном округе. Однако выполнение ее весьма
затруднено ввиду крайне ограниченного объема выделяемых ресурсов. На 1
января   2005   г.   по   сравнению   с   1   января   2004  г.  число
сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов  выросло только на
6,8% и составило 1127. Из них наибольшую долю занимают потребительские
кооперативы  многофункциональной направленности - 39,7%, затем следуют
сервисные - 31,9%, доля заготовительных кооперативов составляет 14,4%,
перерабатывающих - 6,4%, снабженческих - только 1,7%, прочих - 5,9%.

          Предоставление государственных субсидий и кредитов

     В    развитых    странах   сельскохозяйственные   потребительские
кооперативы     в    соответствии    с    действующим    кооперативным
законодательством  получают различного рода государственные субсидии и
льготные  кредиты,  например на развитие кооперативной инфраструктуры,
для   пополнения   технического   парка,   инвестиционные   цели,  при
осуществлении проектов регионального развития и т.д.
     2.4.    Социально-экономическая    направленность    деятельности
сельскохозяйственных потребительских кооперативов
     Сельскохозяйственные    потребительские   кооперативы   выполняют
определенные  социально-экономические  функции  и  представляют  собой
новую форму работы с населением. При этом важную социальную значимость
несет  в  себе  возможность  реального  участия членов в хозяйственном
управлении и получения дополнительных доходов.
     Вместе  с  тем  для эффективной деятельности кооперативов в сфере
предоставления  услуг  сельскохозяйственным  товаропроизводителям  для
ведения    сельскохозяйственной   деятельности   необходимо   создание
соответствующей  инфраструктуры. При этом целесообразно учитывать опыт
Молдавии,     Латвии,    Киргизии,    где    используется    структура
потребкооперации  как  координатора  всего  кооперативного  сектора на
низовом   административно-территориальном  (муниципальном)  уровне.  В
Японии   на   уровне   муниципалитета   объединяются  все  действующие
кооперативы всех типов.
     Соответственно         требуется         и        государственное
информационно-статистическое  сопровождение  формирования  и  развития
потребительской   сельскохозяйственной  кооперации.  Оценка  масштабов
распространения  различных  организационных  форм сельскохозяйственных
потребительских  кооперативов  и  степень  участия  в них крестьянских
(фермерских)   хозяйств,   индивидуальных  предпринимателей,  хозяйств
населения    может    быть    проведена    по   итогам   Всероссийской
сельскохозяйственной переписи 2006 г.
     Исходя  из анализа международного опыта, в целях создания условий
для    эффективного   функционирования   государственного,   частного,
кооперативного  секторов и общей конкурентной среды для всех субъектов
хозяйственной  деятельности,  на  сельскохозяйственные потребительские
кооперативы    должны    быть    распространены   правовые   нормы   о
государственной   поддержке   малого   предпринимательства.  При  этом
развитие  потребительской кооперации состоит в предложении новых видов
услуг,   а  не  только  по  сбыту  произведенной  продукции,  создании
многоцелевых кооперативов на муниципальном уровне.
     Таким   образом,  развитие  сельскохозяйственных  потребительских
кооперативов    позволит    ограничить    влияние    неорганизованного
посреднического   бизнеса   на   селе,  вывести  из  теневого  оборота
значительные оборотные средства, расширить доступ сельскохозяйственных
товаропроизводителей  к  услугам  агросервиса и укрепить их позиции на
рынке.

Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа