МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ. Рекомендации. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). --.--.--

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СООТВЕТСТВИИ
        С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НОРМАТИВНАЯ
      ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
       ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
                 ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
                          НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

     Перечень  полномочий  местного  значения  для  каждого  из  типов
муниципальных  образований  (поселение, муниципальный район, городской
округ)  определен  статьями  14  - 18 Федерального закона от 6 октября
2003   г.   N   131-ФЗ   "Об   общих  принципах  организации  местного
самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6
октября 2003 г. N 131-ФЗ).
     В  нем  подчеркивается,  что  вопросом местного значения является
организация  и  осуществление мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и  безопасности  людей  на  водных  объектах.  Таким  образом,  органы
местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий,
имеющий  конечной  целью  минимизировать  риски, повысить безопасность
проживающего населения и сохранность материальных средств.
     К  вопросам  местного  значения  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах относятся:

------------------------------------------------------------------------------------
|      Поселение          |  Муниципальный район       |    Городской округ        |
|-------------------------|----------------------------|---------------------------|
| Участие в предупреждении| Участие в предупреждении и | Участие в предупреждении  |
| и ликвидации последствий| ликвидации последствие     | и ликвидации последствий  |
| чрезвычайных ситуаций в | чрезвычайных ситуаций на   | чрезвычайных ситуаций в   |
| границах поселения      | территории муниципального  | границах городского       |
|                         | района                     | округа                    |
|-------------------------|----------------------------|---------------------------|
| Организация и           | Организация и              | Организация и             |
| осуществление           | осуществление мероприятий  | осуществление мероприятий |
| мероприятий по          | по гражданской обороне,    | по гражданской обороне,   |
| гражданской обороне,    | защите населения и         | защите населения и        |
| защите населения и      | территории муниципального  | территории городского     |
| территории поселения от | района от чрезвычайных     | округа от чрезвычайных    |
| чрезвычайных ситуаций   | ситуаций природного и      | ситуаций природного и     |
| природного и            | техногенного характера     | техногенного характера,   |
| техногенного характера  |                            | включая поддержку в       |
|                         |                            | состоянии постоянной      |
|                         |                            | готовности к              |
|                         |                            | использованию систем      |
|                         |                            | оповещения населения об   |
|                         |                            | опасности, объектов       |
|                         |                            | гражданской обороны,      |
|                         |                            | создание и содержание в   |
|                         |                            | целях гражданской обороны |
|                         |                            | запасов                   |
|                         |                            | материально-технических,  |
|                         |                            | продовольственных,        |
|                         |                            | медицинских и иных        |
|                         |                            | средств                   |
|-------------------------|----------------------------|---------------------------|
| Осуществление           | Осуществление мероприятий  | Осуществление мероприятий |
| мероприятий по          | по обеспечению             | по обеспечению            |
| обеспечению безопасности| безопасности людей на      | безопасности людей на     |
| людей на водных         | водных объектах, охране их | водных объектах, охране   |
| объектах, охране их     | жизни и здоровья           | их жизни и здоровья       |
| жизни и здоровья        |                            |                           |
|-------------------------|----------------------------|---------------------------|
| Обеспечение первичных   |                            | Обеспечение первичных мер |
| мер пожарной            |                            | пожарной безопасности в   |
| безопасности в границах |                            | границах городского       |
| населенных пунктов      |                            | округа                    |
| поселения               |                            |                           |
|-------------------------|----------------------------|---------------------------|
| Создание, содержание и  |                            | Создание, содержание и    |
| организация деятельности|                            | организация деятельности  |
| аварийно-спасательных   |                            | аварийноспасательных      |
| служб и (или)           |                            | служб и (или)             |
| аварийно-спасательных   |                            | аварийно-спасательных     |
| формирований на         |                            | формирований на           |
| территории поселения    |                            | территории городского     |
|                         |                            | округа                    |
------------------------------------------------------------------------------------

     Основные аспекты реализации Федерального закона от 6 октября 2003
г. N 131-ФЗ отражены в рабочей схеме (Приложение N 1).
     В  соответствии  со статьями 40, 41, 96 Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  необходимо внести в уставы муниципальных
образований  по  вопросам  в  области  обеспечения  защиты населения и
предупреждения   чрезвычайных   ситуаций   природного  и  техногенного
характера  следующие  положения, дополнив статьи уставов муниципальных
образований (Приложение N 2):
     для муниципальных районов:
     участие  в  предупреждении  и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций на территории муниципального района;
     организация  и  осуществление мероприятий по гражданской обороне,
защите  населения  и  территории муниципального района от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
     осуществление  мероприятий  по  обеспечению безопасности людей на
водных объектах, охране их жизни и здоровья;
     для поселений:
     участие  в  предупреждении  и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций в границах поселения;
     обеспечение   первичных  мер  пожарной  безопасности  в  границах
населенных пунктов поселения;
     организация  и  осуществление мероприятий по гражданской обороне,
защите  населения  и  территории  поселения  от  чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
     создание,      содержание      и     организация     деятельности
аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований
на территории поселения;
     осуществление  мероприятий  по  обеспечению безопасности людей на
водных объектах, охране их жизни и здоровья;
     для городских округов:
     участие  в  предупреждении  и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций в границах городского округа;
     обеспечение   первичных  мер  пожарной  безопасности  в  границах
городского округа;
     организация  и  осуществление мероприятий по гражданской обороне,
защите  населения  и  территории  городского  округа  от  чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера,  включая поддержку в
состоянии  постоянной  готовности  к  использованию  систем оповещения
населения  об  опасности,  объектов  гражданской  обороны,  создание и
содержание      в      целях      гражданской      обороны     запасов
материально-технических,   продовольственных,   медицинских   и   иных
средств;
     создание,      содержание      и     организация     деятельности
аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований
на территории городского округа;
     осуществление  мероприятий  по  обеспечению безопасности людей на
водных объектах, охране их жизни и здоровья.
     Для   реализации   полномочий   по  участию  в  предупреждении  и
ликвидации   последствий   чрезвычайных  ситуаций  необходимо  принять
правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:
     создание   резерва   финансовых   и   материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     создание    при   органах   местного   самоуправления   постоянно
действующего  органа управления, специально уполномоченного на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(на   территориях,   отнесенных  к  группам  по  гражданской  обороне,
муниципальных  образованиях  "муниципальный район", "городской округ",
"городское  поселение"),  назначение  в органе местного самоуправления
уполномоченного   на  решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  (в  муниципальных образованиях
"сельское поселение");
     порядок  обучения  населения  способам  защиты  при  чрезвычайных
ситуациях;
     создание  координационного  органа единой государственной системы
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  -  комиссии  по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной безопасности местного самоуправления;
     создание  органов повседневного управления единой государственной
системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций - единой
дежурно-диспетчерской  службы  "01"  муниципальных  образований (кроме
сельских поселений);
     своевременное  оповещение  и  информирование  населения об угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     подготовку  и  содержание  в готовности необходимых сил и средств
для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Для реализации полномочий в области пожарной безопасности с целью
обеспечения  выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах
населенных  пунктов  (кроме  муниципального района) необходимо принять
правовые акты органов местного самоуправления по вопросам:
     об  организационно-правовом,  финансовом, материально-техническом
обеспечении  первичных мер пожарной безопасности в границах населенных
пунктов поселений, городских округов;
     об организации обучения населения мерам пожарной безопасности;
     об   утверждении  перечня  первичных  средств  пожаротушения  для
индивидуальных жилых домов;
     об  организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и
на объектах с массовым пребыванием людей;
     о  порядке  установления,  в случае повышения пожарной опасности,
особого противопожарного режима в местах летнего отдыха детей;
     об  обеспечении  требований пожарной безопасности в период уборки
урожая и заготовки кормов;
     о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах,
на  объектах  сельского  хозяйства  и  предупреждению  гибели людей от
пожаров;
     о   создании   и   организации   деятельности   муниципальной   и
добровольной  пожарной  охраны,  порядке  ее  взаимодействия с другими
видами пожарной охраны;
     об определении формы социально значимых работ при участии граждан
в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;
     об  организации  общественного  контроля за обеспечением пожарной
безопасности.
     Для   реализации   полномочий   по  организации  и  осуществлению
мероприятий  по  гражданской обороне, защите населения и территории от
чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера необходимо
принять     правовые    акты    органов    местного    самоуправления,
предусматривающие:
     создание  и  поддержание  в  состоянии  постоянной  готовности  к
использованию  технических  систем  управления  гражданской  обороной,
систем  оповещения  населения  об  опасностях, возникающих при ведении
военных  действий  или вследствие этих действий, защитных сооружений и
других объектов гражданской обороны;
     определение   ответственных  должностных  лиц  по  организации  и
осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
     создание   курсов  гражданской  обороны,  согласно  Постановлению
Правительства  Российской  Федерации  от 2 ноября 2000 г. N 841 (кроме
сельских поселений);
     порядок  подготовки  и  обучения  населения  способам  защиты  от
опасностей,  возникающих  при  ведении военных действий или вследствие
этих действий.
     Для   городского   округа   необходимо   принять  правовые  акты,
предусматривающие  создание  и  содержание в целях гражданской обороны
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств.
     Для  реализации  полномочий по созданию, содержанию и организации
деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных
формирований  (кроме  муниципального  района) целесообразно в городах,
отнесенных   к   группам   по   гражданской   обороне,   муниципальных
образованиях   "городской   округ",   "городское  поселение"  создание
профессиональных   аварийно-спасательных   служб   (формирований).   В
муниципальных  образованиях  остальных  категорий необходимо правовыми
актами  определить  порядок привлечения граждан из числа общественного
актива местного населения, профессиональные интересы которых прямо или
косвенно  могут  быть  связаны  с  решением  вопросов, возникающих при
чрезвычайных  ситуациях  (работники  лесхозов,  рыбхозов,  охотсоюзов,
системы образования, медработники, физорги пансионатов и домов отдыха,
инструкторы   турбаз   и  т.п.  категории  граждан),  объединяя  их  в
общественные  структуры,  способные  действовать при возникновении тех
или   иных   чрезвычайных   ситуаций,  а  также  предусмотреть  права,
ответственность  и  интересы  привлекаемых  для  этих  целей  лиц и их
работодателей.
     Для   реализации   полномочий  по  осуществлению  мероприятий  по
обеспечению  безопасности  людей на водных объектах, охране их жизни и
здоровья   необходимо   принять   правовые   акты   органов   местного
самоуправления, предусматривающие:
     обеспечение  соблюдения мер безопасности населения при нахождении
на  воде, установление правил охраны людей на воде, правил пользования
водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;
     меры по предотвращению несчастных случаев на водоемах;
     создание противопаводковых комиссий.
     Для  образования  на  территории  органа  местного самоуправления
муниципального    звена   подсистемы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  входящего в состав территориальной подсистемы
субъекта  Российской  Федерации,  для  исполнения  своих  полномочий в
области   защиты   от   чрезвычайных  ситуаций,  обеспечения  пожарной
безопасности  и  безопасности  людей  на  водных  объектах  необходимо
создать:
     координационные органы;
     постоянно действующие органы управления;
     органы повседневного управления;
     силы и средства;
     резервы финансовых и материальных ресурсов;
     системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
     Координационным органом является:
     на  муниципальном  уровне  (в  пределах территории муниципального
образования)  -  комиссия  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций   и   обеспечению   пожарной   безопасности  органа  местного
самоуправления;
     на  объектовом  уровне  - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
     Образование,     реорганизация,     упразднение    комиссий    по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной   безопасности,   определение   их  компетенции,  утверждение
руководителей и персонального состава осуществляются органами местного
самоуправления и организациями.
     Компетенция  комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия
решений  определяются  в  положениях  о  них  или  в  решениях  об  их
образовании.
     Комиссии  по  предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению  пожарной  безопасности  органов местного самоуправления и
организаций   возглавляются  соответственно  руководителями  указанных
органов и организаций или их заместителями.
     Основными   задачами  комиссий  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   и   обеспечению   пожарной   безопасности  в
соответствии с их компетенцией являются:
     а)  разработка предложений по реализации государственной политики
в   области   предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и
обеспечения пожарной безопасности;
     б)  координация  деятельности  органов  управления  и  сил единой
системы;
     в)   обеспечение   согласованности   действий   органов  местного
самоуправления   и   организаций   при   решении   задач   в   области
предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечения
пожарной  безопасности,  а  также восстановления и строительства жилых
домов,  объектов  жилищно-коммунального  хозяйства,  социальной сферы,
производственной   и   инженерной   инфраструктуры,   поврежденных   и
разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
     г)  рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской
обороны  к  организации  и  проведению мероприятий по предотвращению и
ликвидации  чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным
законодательством.
     Иные  задачи  могут быть возложены на соответствующие комиссии по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной  безопасности  решениями  органов  местного  самоуправления и
организаций   в  соответствии  с  правовыми  актами  органов  местного
самоуправления.
     Постоянно   действующими   органами   управления  единой  системы
являются:
     на  муниципальном  уровне  - органы, специально уполномоченные на
решение  задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций   и   (или)   гражданской   обороны   при   органах  местного
самоуправления;
     на  объектовом  уровне  -  структурные подразделения организаций,
уполномоченных   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
     Постоянно  действующие органы управления создаются и осуществляют
свою   деятельность   в   порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
     Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления
единой  системы  определяются  соответствующими  положениями о них или
уставами.
     Органами повседневного управления единой системы являются:
     единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
     дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
     Они  могут размещаться в зависимости от обстановки в стационарных
помещениях  (в  администрациях,  на  базе  пожарных  подразделений или
подразделений   ОВД),   а   также  на  подвижных  пунктах  управления,
оснащаемых   техническими  средствами  управления,  средствами  связи,
оповещения.
     К   силам   и   средствам  единой  системы  относятся  специально
подготовленные   силы  и  средства  органов  местного  самоуправления,
организаций  и  общественных объединений, предназначенные и выделяемые
(привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     В  состав  сил  и  средств  входят  силы  и  средства  постоянной
готовности,   предназначенные   для   оперативного   реагирования   на
чрезвычайные  ситуации  и  проведения  работ по их ликвидации (далее -
силы постоянной готовности).
     Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные
службы,  пожарно-спасательные  и  аварийно-спасательные  формирования,
аварийно-восстановительные  формирования,  иные службы и формирования,
оснащенные    специальной    техникой,   оборудованием,   снаряжением,
инструментом,    материалами    с    учетом   обеспечения   проведения
аварийно-спасательных  и  других  неотложных работ в зоне чрезвычайной
ситуации в течение не менее 3 суток.
     Перечень  сил  постоянной  готовности  территориальных подсистем,
включающий  в  себя  и  муниципальный  уровень,  утверждается органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с
Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
     Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие
их   органы   местного   самоуправления,  организации  и  общественные
объединения,  исходя  из  возложенных на них задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Координацию    деятельности    аварийно-спасательных    служб   и
аварийно-спасательных   формирований   на   территориях  муниципальных
образований  осуществляют органы, специально уполномоченные на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
и гражданской обороны, при органах местного самоуправления.
     Привлечение  аварийно-спасательных  служб и аварийно-спасательных
формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
     в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций   на   обслуживаемых  указанными  формированиями  объектах  и
территориях;
     в   соответствии   с   планами   взаимодействия   при  ликвидации
чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
     по   решению   органов  местного  самоуправления,  организаций  и
общественных  объединений,  осуществляющих  руководство  деятельностью
указанных служб и формирований.
     Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать
в  соответствии  с законодательством Российской Федерации в ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  действуют  под руководством соответствующих
органов управления единой системы.
     Подготовка   работников   органов   местного   самоуправления   и
организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению
и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  включенных  в состав органов
управления  единой  системы,  организуется  в  порядке,  установленном
Правительством Российской Федерации.
     Готовность  аварийно-спасательных  служб  и аварийно-спасательных
формирований  к  реагированию  на  чрезвычайные  ситуации и проведению
работ  по  их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе
проверок,   осуществляемых   в   пределах  своих  полномочий  органами
государственного   надзора  и  контроля,  а  также  органами  местного
самоуправления   и   организациями,   создающими  указанные  службы  и
формирования.
     Резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  органов  местного
самоуправления  и  организаций создаются и используются для ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Резервы   материальных   ресурсов   для  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  создаются,  заблаговременно  в целях экстренного привлечения
необходимых  средств  в  случае  возникновения чрезвычайных ситуаций и
включают в себя: продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество,
медикаменты,   транспортные  средства,  средства  связи,  строительные
материалы,   топливо,   средства   индивидуальной   защиты   и  другие
материальные ресурсы.
     Резервы   материальных   ресурсов   для  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций   создаются,  исходя  из  прогнозируемых  видов  и  масштабов
чрезвычайных  ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации,
а  также  максимально возможного использования имеющихся сил и средств
для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Номенклатура   и   объемы   резервов  материальных  ресурсов  для
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  контроль  за созданием,
хранением,    использованием   и   восполнением   указанных   резервов
устанавливаются органом, их создавшим.
     Резервы   материальных   ресурсов   для  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  размещаются  на  предназначенных  для  их хранения объектах,
откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
     Резервы   материальных   ресурсов   для  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  используются  при  проведении аварийно-спасательных и других
неотложных  работ по устранению непосредственной опасности для жизни и
здоровья  людей,  для  развертывания  и  содержания  временных пунктов
проживания  и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной
материальной  помощи  и других первоочередных мероприятий, связанных с
обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
     Финансирование  расходов  по  созданию, хранению, использованию и
восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций осуществляется за счет:
     средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов;
     собственных  средств  предприятий,  учреждений  и  организаций  -
объектовые резервы материальных ресурсов.
     Управление единой системой осуществляется с использованием систем
связи  и  оповещения,  представляющих собой организационно-техническое
объединение  сил,  средств  связи и оповещения, сетей вещания, каналов
сети   связи   общего   пользования   и   ведомственных  сетей  связи,
обеспечивающих  доведение  информации и сигналов оповещения до органов
управления, сил единой системы и населения.
     Приоритетное   использование   любых   сетей   и  средств  связи,
приостановление  или  ограничение  использования  этих сетей и средств
связи   во  время  чрезвычайных  ситуаций  осуществляется  в  порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     Информационное  обеспечение  в  единой  системе  осуществляется с
использованием  автоматизированной  информационно-управляющей системы,
представляющей  собой совокупность технических систем, средств связи и
оповещения,  автоматизации  и  информационных ресурсов, обеспечивающей
обмен   данными,  подготовку,  сбор,  хранение,  обработку,  анализ  и
передачу информации.
     Для  приема  сообщений  о  чрезвычайных  ситуациях,  в  том числе
вызванных    пожарами,   в   телефонных   сетях   населенных   пунктов
устанавливается единый номер - "01".
     Сбор  и обмен информацией в области защиты населения и территорий
от   чрезвычайных   ситуаций   и   обеспечения  пожарной  безопасности
осуществляется  органами  местного  самоуправления  и  организациями в
соответствии   с  Порядком  сбора  и  обмена  в  Российской  Федерации
информацией  в  области  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций    природного    и   техногенного   характера,   утвержденным
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г.
N 334.
     Сбор  и  обмен информацией осуществляются организациями, органами
местного  самоуправления,  органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и федеральными органами исполнительной власти в
целях   принятия  мер  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера  (далее  именуются  -
чрезвычайные  ситуации), а также своевременного оповещения населения о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.
     Органы  местного  самоуправления  и  органы исполнительной власти
субъектов  Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией,
как правило, через постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Организации    представляют    информацию    в   орган   местного
самоуправления,  а  также в федеральный орган исполнительной власти, к
сфере деятельности которого относится организация.
     Органы  местного  самоуправления  осуществляют  сбор, обработку и
обмен   информацией  на  соответствующих  территориях  и  представляют
информацию   в   органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации.
     Для  успешного  функционирования  муниципального звена подсистемы
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций в соответствии с
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 4 сентября 2003
г.  N  547  "О  подготовке  населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций    природного    и    техногенного    характера"    в   целях
совершенствования   подготовки   населения   в   области   защиты   от
чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера определены
группы населения, проходящие обязательную подготовку по этим вопросам.
     Обязательной подготовке подлежат:
     а)   лица,  занятые  в  сфере  производства  и  обслуживания,  не
включенные  в состав органов управления единой государственной системы
предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются -
работающее население);
     б)  лица,  не  занятые в сфере производства и обслуживания (далее
именуются - неработающее население);
     в)   лица,   обучающиеся   в  общеобразовательных  учреждениях  и
учреждениях   начального,   среднего   и   высшего   профессионального
образования (далее именуются - обучающиеся);
     г) руководители органов местного самоуправления и организаций;
     д)  работники  органов  местного  самоуправления  и  организаций,
специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  включенные в состав органов управления единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
     е)   председатели  комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям  органов
местного  самоуправления и организаций (далее именуются - председатели
комиссий по чрезвычайным ситуациям).
     Основными  задачами  при подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций являются:
     а)  обучение  населения  правилам  поведения,  основным  способам
защиты   и   действиям   в   чрезвычайных  ситуациях,  мерам  пожарной
безопасности, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
     б)  выработка  у  руководителей  органов  государственной власти,
органов  местного  самоуправления  и  организаций  навыков  управления
силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     в)  совершенствование  практических навыков руководителей органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций,
а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации
и  проведении  мероприятий  по  предупреждению чрезвычайных ситуаций и
ликвидации их последствий;
     г)  практическое  усвоение  уполномоченными  работниками  в  ходе
учений   и   тренировок   порядка   действий   при  различных  режимах
функционирования   единой  государственной  системы  предупреждения  и
ликвидации    чрезвычайных    ситуаций,   а   также   при   проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
     Подготовка    в   области   защиты   от   чрезвычайных   ситуаций
предусматривает:
     для  работающего  населения  - проведение занятий по месту работы
согласно  рекомендуемым  программам и самостоятельное изучение порядка
действий   в   чрезвычайных   ситуациях   с  последующим  закреплением
полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
     для  неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр
учебных   фильмов,   привлечение  на  учения  и  тренировки  по  месту
жительства,   а   также  самостоятельное  изучение  пособий,  памяток,
листовок   и   буклетов,   прослушивание   радиопередач   и   просмотр
телепрограмм  по  вопросам  защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной
безопасности;
     для   обучающихся   -  проведение  занятий  в  учебное  время  по
соответствующим   программам   в  рамках  курса  "Основы  безопасности
жизнедеятельности"   и  дисциплины  "Безопасность  жизнедеятельности",
утверждаемым   Министерством   образования   Российской  Федерации  по
согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий;
     для    председателей    комиссий   по   чрезвычайным   ситуациям,
руководителей   органов   местного   самоуправления   и   организаций,
уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза
в  5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах,
учениях и тренировках.
     Для   лиц,   впервые   назначенных   на  должность,  связанную  с
выполнением  обязанностей  в  области защиты от чрезвычайных ситуаций,
переподготовка  или  повышение  квалификации  в  течение  первого года
работы    являются   обязательными.   Повышение   квалификации   может
осуществляться  по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с
использованием дистанционных образовательных технологий.
     Повышение  квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций
проходят:
     руководители  и  председатели  комиссий по чрезвычайным ситуациям
органов  местного самоуправления и организаций - в учебно-методических
центрах  по  гражданской  обороне  и  чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации;
     уполномоченные   работники   -   на  курсах  гражданской  обороны
муниципальных образований.
     Совершенствование  знаний,  умений  и навыков населения в области
защиты  от  чрезвычайных  ситуаций  осуществляется  в  ходе проведения
командно-штабных,   тактико-специальных   и   комплексных   учений   и
тренировок.
     Командно-штабные  учения продолжительностью до 3 суток проводятся
в  органах  местного  самоуправления  1 раз в 3 года. Командно-штабные
учения  или  штабные  тренировки в организациях проводятся 1 раз в год
продолжительностью до 1 суток.
     Финансирование  подготовки председателей комиссий по чрезвычайным
ситуациям  органов  местного самоуправления, уполномоченных работников
соответствующего     звена     территориальной    подсистемы    единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,   содержания   курсов   гражданской   обороны  муниципальных
образований,  подготовки  неработающего  населения, а также проведения
органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за
счет средств местных бюджетов.
     Финансирование  подготовки работающего населения в области защиты
от  чрезвычайных  ситуаций,  подготовки  и  аттестации формирований, а
также  проведения  организациями учений и тренировок осуществляется за
счет организаций.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа