МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (Д) Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для оказания содействия органам местного самоуправления в работе по решению вопросов, входящих в компетенцию этих органов, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Методические рекомендации подлежат уточнению по мере внесения изменений в федеральное законодательство, а также обобщения практического опыта их применения. 1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ Перечень полномочий местного значения для каждого из типов муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ) определен статьями 14 - 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). В нем подчеркивается, что вопросом местного значения является организация и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств. К вопросам местного значения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относятся: ------------------------------------------------------------------------------------ | Поселение | Муниципальный район | Городской округ | |-------------------------|----------------------------|---------------------------| | Участие в предупреждении| Участие в предупреждении и | Участие в предупреждении | | и ликвидации последствий| ликвидации последствие | и ликвидации последствий | | чрезвычайных ситуаций в | чрезвычайных ситуаций на | чрезвычайных ситуаций в | | границах поселения | территории муниципального | границах городского | | | района | округа | |-------------------------|----------------------------|---------------------------| | Организация и | Организация и | Организация и | | осуществление | осуществление мероприятий | осуществление мероприятий | | мероприятий по | по гражданской обороне, | по гражданской обороне, | | гражданской обороне, | защите населения и | защите населения и | | защите населения и | территории муниципального | территории городского | | территории поселения от | района от чрезвычайных | округа от чрезвычайных | | чрезвычайных ситуаций | ситуаций природного и | ситуаций природного и | | природного и | техногенного характера | техногенного характера, | | техногенного характера | | включая поддержку в | | | | состоянии постоянной | | | | готовности к | | | | использованию систем | | | | оповещения населения об | | | | опасности, объектов | | | | гражданской обороны, | | | | создание и содержание в | | | | целях гражданской обороны | | | | запасов | | | | материально-технических, | | | | продовольственных, | | | | медицинских и иных | | | | средств | |-------------------------|----------------------------|---------------------------| | Осуществление | Осуществление мероприятий | Осуществление мероприятий | | мероприятий по | по обеспечению | по обеспечению | | обеспечению безопасности| безопасности людей на | безопасности людей на | | людей на водных | водных объектах, охране их | водных объектах, охране | | объектах, охране их | жизни и здоровья | их жизни и здоровья | | жизни и здоровья | | | |-------------------------|----------------------------|---------------------------| | Обеспечение первичных | | Обеспечение первичных мер | | мер пожарной | | пожарной безопасности в | | безопасности в границах | | границах городского | | населенных пунктов | | округа | | поселения | | | |-------------------------|----------------------------|---------------------------| | Создание, содержание и | | Создание, содержание и | | организация деятельности| | организация деятельности | | аварийно-спасательных | | аварийноспасательных | | служб и (или) | | служб и (или) | | аварийно-спасательных | | аварийно-спасательных | | формирований на | | формирований на | | территории поселения | | территории городского | | | | округа | ------------------------------------------------------------------------------------ Основные аспекты реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ отражены в рабочей схеме (Приложение N 1). В соответствии со статьями 40, 41, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ необходимо внести в уставы муниципальных образований по вопросам в области обеспечения защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера следующие положения, дополнив статьи уставов муниципальных образований (Приложение N 2): для муниципальных районов: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; для поселений: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; для городских округов: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие: создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях "муниципальный район", "городской округ", "городское поселение"), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в муниципальных образованиях "сельское поселение"); порядок обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях; создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления; создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы "01" муниципальных образований (кроме сельских поселений); своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Для реализации полномочий в области пожарной безопасности с целью обеспечения выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (кроме муниципального района) необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления по вопросам: об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов; об организации обучения населения мерам пожарной безопасности; об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов; об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей; о порядке установления, в случае повышения пожарной опасности, особого противопожарного режима в местах летнего отдыха детей; об обеспечении требований пожарной безопасности в период уборки урожая и заготовки кормов; о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждению гибели людей от пожаров; о создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядке ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны; об определении формы социально значимых работ при участии граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; об организации общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности. Для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны; определение ответственных должностных лиц по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне; создание курсов гражданской обороны, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 (кроме сельских поселений); порядок подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для городского округа необходимо принять правовые акты, предусматривающие создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Для реализации полномочий по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (кроме муниципального района) целесообразно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях "городской округ", "городское поселение" создание профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований). В муниципальных образованиях остальных категорий необходимо правовыми актами определить порядок привлечения граждан из числа общественного актива местного населения, профессиональные интересы которых прямо или косвенно могут быть связаны с решением вопросов, возникающих при чрезвычайных ситуациях (работники лесхозов, рыбхозов, охотсоюзов, системы образования, медработники, физорги пансионатов и домов отдыха, инструкторы турбаз и т.п. категории граждан), объединяя их в общественные структуры, способные действовать при возникновении тех или иных чрезвычайных ситуаций, а также предусмотреть права, ответственность и интересы привлекаемых для этих целей лиц и их работодателей. Для реализации полномочий по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие: обеспечение соблюдения мер безопасности населения при нахождении на воде, установление правил охраны людей на воде, правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах; меры по предотвращению несчастных случаев на водоемах; создание противопаводковых комиссий. Для образования на территории органа местного самоуправления муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, входящего в состав территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации, для исполнения своих полномочий в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо создать: координационные органы; постоянно действующие органы управления; органы повседневного управления; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационным органом является: на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Образование, реорганизация, упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются: а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; б) координация деятельности органов управления и сил единой системы; в) обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законодательством. Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями органов местного самоуправления и организаций в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления. Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Постоянно действующие органы управления создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами. Органами повседневного управления единой системы являются: единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Они могут размещаться в зависимости от обстановки в стационарных помещениях (в администрациях, на базе пожарных подразделений или подразделений ОВД), а также на подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В состав сил и средств входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, пожарно-спасательные и аварийно-спасательные формирования, аварийно-восстановительные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем, включающий в себя и муниципальный уровень, утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, при органах местного самоуправления. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; по решению органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Подготовка работников органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий органами государственного надзора и контроля, а также органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования. Резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления и организаций создаются и используются для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются, заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают в себя: продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются органом, их создавшим. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на предназначенных для их хранения объектах, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет: средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов. Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения. Приоритетное использование любых сетей и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - "01". Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами местного самоуправления и организациями в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334. Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях. Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация. Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для успешного функционирования муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены группы населения, проходящие обязательную подготовку по этим вопросам. Обязательной подготовке подлежат: а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население); б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население); в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся); г) руководители органов местного самоуправления и организаций; д) работники органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники); е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям). Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, мерам пожарной безопасности, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты; б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности; для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы являются обязательными. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации; уполномоченные работники - на курсах гражданской обороны муниципальных образований. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в органах местного самоуправления 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток. Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов. Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций. 2. УЧАСТИЕ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации. Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям, проводить рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации. Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно, на основании постановления (решения) главы местной администрации. Ответственными за организацию подготовительных работ являются органы управления по делам ГОЧС (управления, отделы, назначенные лица). В режиме повседневной деятельности территориальной подсистемы РСЧС обеспечивается постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае чрезвычайной ситуации (далее - ЧС). Объемы и содержание мероприятий по подготовке территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения определяются, исходя из необходимой достаточности и максимального использования сил и средств. Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае ЧС являются: - прогноз обстановки, которая может сложиться на территории субъекта в результате ЧС; - прогнозируемая численность населения, которое может пострадать (его состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов); - прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения; - потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС; - продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения. Прогнозы обстановки на территории муниципального образования, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, возможного состояния жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГОЧС. К разработке прогнозов привлекаются специалисты инженерной инфраструктуры. Подготовленные органами управления по делам ГОЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб, определения необходимой численности специалистов для организации жизнеобеспечения, количества необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-технического обеспечения в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в районах отселения и в последующие дни. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения. Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного из зон ЧС населения определяется из расчета на 7 суток. При определении объемов хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля и овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, воды следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных зон при угрозе или возникновении ЧС, решением глав администраций муниципальных образований создаются пункты временного размещения пострадавшего населения (далее - ПВР). Они могут создаваться как в стационарных условиях (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях. Пункты предназначены для сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и обеспечения предметами первой необходимости населения. Решением руководителя органа местного самоуправления определяются формирователь, места развертывания ПВР, назначаются начальник пункта и его заместитель. Остальная администрация пункта назначается приказом начальника объекта, на который возложено его развертывание. Основными задачами администрации полевого ПВР являются: - развертывание полевого пункта, подготовка к приему и размещению населения; - организация учета прибывающих на пункт людей и их размещение; - проверка прибытия на пункт эвакуированного населения (согласно спискам); - установление связи с органами ГОЧС муниципального образования, КЧС и ОПБ, аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями; - организация первоочередного жизнеобеспечения населения; - доведение до эвакуированного населения информации об обстановке. Действия руководителя органа местного самоуправления и органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС Руководитель органа местного самоуправления (председатель комиссии по ЧС и ОПБ) при угрозе ЧС свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения на сбор и организацию работы органов управления (комиссий по ЧС и ОПБ), приведение в готовность необходимых сил и средств и проведение экстренных мероприятий по защите населения. По указанию руководителя органа местного самоуправления (председателя комиссии по ЧС и ОПБ) начальник органа управления ГОЧС отдает распоряжения: об оповещении и о сборе комиссии по ЧС и ОПБ, органов управления ГОЧС, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований; о переводе органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на непрерывный режим работы и об установлении в них круглосуточного дежурства ответственных должностных лиц; о проведении оповещения населения, персонала объектов, которым угрожает опасность, и информировании их об обстановке, режимах поведения; о приведении в готовность сил и средств, порядке их развертывания, организации разведки и ее задачах; о подготовке и эвакуации населения, вывозе материальных и других ценностей из района опасности; о доведении информации о сложившейся обстановке до подчиненных органов управления, других взаимодействующих органов и соседей; об уточнении и вводе в действие ранее разработанных планов; о высылке оперативных групп в район ЧС, об организации с ними связи и управления этими группами; о подготовке расчетов и предложений руководителю органа местного самоуправления (председателю комиссии по ЧС и ОПБ) для принятия решения; о порядке подготовки и сроках представления донесений вышестоящим органам управления и об осуществлении информационного обмена с взаимодействующими органами; о подготовке решения, порядке разработки планирующих и других документов и своевременном доведении задач до подчиненных; об организации контроля и оказании помощи подчиненным в выполнении поставленных задач. Непосредственную ответственность за безопасное функционирование подведомственных объектов экономики, организацию оповещения производственного персонала, территориальных органов управления ГОЧС и населения, проживающего в зонах ответственности объектов, об угрозе или возникновении аварий (вторичные факторы) на производствах несут соответствующие министерства, ведомства, организации и объекты экономики. Силы РСЧС постоянной готовности и другие силы, предназначенные для экстренных действий, с получением распоряжения (сигнала) в установленные планом сроки убывают в район предполагаемой ЧС. Остальные силы с получением распоряжения приводят себя в готовность к выдвижению и предстоящим действиям, пополняют запасы материальных и других средств. Руководитель органа местного самоуправления (председатель комиссии по ЧС и ОПБ) перед принятием решения обязан: уяснить задачу и оценить сложившуюся обстановку, отдать необходимые распоряжения по принятию экстренных мер; привести в готовность (если не приводились ранее) комиссию по ЧС и ОПБ, оперативную группу, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, органы управления и необходимые силы, установить порядок их действий и режим работы; информировать членов комиссии по ЧС и ОПБ, начальников органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, других должностных лиц о сложившейся обстановке и предстоящих действиях; поставить задачу по организации управления в районе ЧС с развертыванием оперативной группы, сил РСЧС и других привлекаемых сил, определить порядок их выдвижения (перелета, перевозки), сроки прибытия и развертывания; доложить о факте ЧС и принимаемых экстренных мерах вышестоящим организациям (председателю комиссии по ЧС и ОПБ) и информировать взаимодействующие и соседние органы управления; поставить задачи перед комиссией по ЧС и ОПБ, органами управления ГОЧС, аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями по подготовке необходимых справок, расчетов и предложений для принятия решения; отдать указания по организации разведки, наблюдения и лабораторного контроля; поставить задачи перед подчиненными. Выработка решения руководителем органа местного самоуправления (председателем комиссии по ЧС и ОПБ) производится в определенной типовой последовательности. В результате уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов председатель комиссии по ЧС и ОПБ определяет: замысел действий; задачи подчиненным силам РСЧС и другим привлекаемым силам, эвакуационной комиссии, аварийно-спасательным службам и аварийно-спасательным формированиям; основные вопросы взаимодействия; организацию управления; задачи по видам обеспечения. Уяснение задачи (предстоящих действий) производится в соответствии с учетом обстановки, прогнозирования ее последствий, планом действий и указаниями старшего начальника. Уясняя задачу, руководитель органа местного самоуправления (председатель комиссии по ЧС и ОПБ) должен понять основную цель предстоящих действий подчиненных ему сил и замысел старшего начальника, задачи, которые могут выполнять ведомственные органы управления, их силы, а также силы федерального и других органов. На основе уяснения задачи он производит расчет времени, определяет метод и режим работы комиссии по ЧС и ОПБ и других органов управления. После уяснения задачи руководитель органа местного самоуправления (председатель комиссии по ЧС и ОПБ), с привлечением необходимых ему должностных лиц и их заслушиванием, приступает к оценке обстановки, определению замысла и принятию решения. При оценке обстановки он рассматривает: обстановку в зоне бедствия, возможное ее развитие и ожидаемые последствия; состав, размещение и состояние сил РСЧС, взаимодействующих сил, их укомплектованность и обеспеченность; наиболее важные объекты экономики (районы бедствия), где необходимо сосредоточить основные усилия по ликвидации ЧС; возможную обстановку при действии вторичных факторов (затопление и разрушение потенциально опасных объектов); ориентировочный объем предстоящих работ и первоочередные мероприятия по защите населения. Замысел действий определяется одновременно с оценкой обстановки, при этом: делаются выводы на основе оценки характера ЧС, возможных последствий, состояния и обеспеченности сил РСЧС; определяется цель предстоящих действий; выявляются районы (объекты) сосредоточения основных усилий по ликвидации ЧС; определяются способы проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ; определяются группировка сил, которую необходимо создать в районе ЧС, и порядок ее построения. В решении руководителя органа местного самоуправления (председателя комиссии по ЧС и ОПБ) указываются: краткие выводы, полученные на основе оценки обстановки; объем и характер предстоящих задач; последовательность и сроки выполнения задач; состав сил, привлекаемых к ликвидации ЧС; порядок обеспечения, организация взаимодействия и управления. Последовательность действий органов управления и сил РСЧС при угрозе ЧС При угрозе возникновения ЧС алгоритм действий выглядит следующим образом: оценка сложившейся обстановки; прогнозирование возможного развития обстановки; подготовка данных для принятия решения руководителем органа местного самоуправления; принятие решения о проведении комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшению ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду. Органы управления и силы РСЧС частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования. Органы управления: оценивают сложившуюся обстановку и возможные последствия при возникновении ЧС, прогнозируют ее развитие; уточняют задачи органам наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки; проверяют готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных для экстренных действий, отдают необходимые распоряжения; при необходимости высылают оперативную группу в район ожидаемой ЧС для организации управления и проведения мероприятий по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба; уточняют вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность, возможные пункты дислокации, объекты, районы предстоящих действий; готовят предложения по созданию группировки сил РСЧС в районе возможной ЧС, организации управления и мер обеспечения; разрабатывают (уточняют) план сосредоточения сил в районе опасности, определяют маршруты их выдвижения, районы сосредоточения, сроки прибытия и готовности; организуют работу по достижению слаженности действий (при наличии времени) органов управления и сил, привлекаемых к решению предстоящих задач, путем проведения с ними специальных занятий и тренировок; докладывают старшим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях. Последовательность и сроки проведения мероприятий определяет руководитель органа местного самоуправления (председатель комиссии по ЧС и ОПБ) в своем решении. Комиссия по ЧС и ОПБ совместно с другими органами управления разрабатывает и докладывает руководителю органа местного самоуправления (председателю комиссии по ЧС и ОПБ) предложения по решению, которые включают в себя: краткие выводы, полученные на основе оценки обстановки; объем возможных спасательных и других неотложных работ, очередность их проведения; состав имеющихся сил и средств, предложения по их распределению и использованию; задачи для создаваемых группировок сил по направлениям их действий и объектам работ; порядок обеспечения проводимых мероприятий, действий сил РСЧС и других привлекаемых сил; порядок организации взаимодействия и управления. Последовательность действий органов управления и сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ С прибытием в район ЧС начальник органа управления ГОЧС (оперативной группы): развертывает работу, устанавливает связь с органами управления, действующими в районе ЧС, и вышестоящим органом (комиссией по ЧС и ОПБ); осуществляет сбор начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, развернутых в районе ЧС, уточняет обстановку, состав сил, план действий, заслушивает доклады и предложения по ликвидации ЧС; обеспечивает своевременность доведения задач до подчиненных и взаимодействующих органов управления; организует постоянный информационный обмен по обстановке, принимаемым мерам. К исходу первого и каждого последующего дня проведения работ начальник органа управления организует сбор и обобщение данных об обстановке, уточняет объем выполненных аварийно-спасательных и других неотложных работ, готовит предложения руководителю органа местного самоуправления (председателю комиссии по ЧС и ОПБ) для принятия решения по действию на следующие сутки, представляет доклады и донесения вышестоящему органу управления в соответствии с табелем срочных донесений. Комиссия по ЧС и ОПБ в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ: поддерживает устойчивую связь с вышестоящими, подчиненными органами управления, оперативными группами, развернутыми в районе ЧС, а также с соседними муниципальными образованиями; осуществляет сбор данных, анализ и оценку обстановки, докладывает начальникам расчеты, выводы и предложения; осуществляет оценку объема и характера предстоящих работ, ведет учет их выполнения; вносит уточнения в разработанные планы и доводит задачи до подчиненных и взаимодействующих органов управления, контролирует правильность и своевременность их выполнения; обеспечивает повседневную деятельность руководителя органа местного самоуправления (председателя комиссии по ЧС и ОПБ) по организации и руководству проводимыми работами; своевременно докладывает в вышестоящий орган управления о принятых решениях, поставленных задачах и их выполнении. Рекомендации по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований в области гражданской обороны самостоятельно: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне в сельском поселении ответственным должностным лицам, уполномоченным на ведение данной работы, необходимо разработать и согласовать с территориальным органом МЧС России следующие организационно-планирующие документы: План действий сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая приложения: - выписку из плана эвакуации сельского поселения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - выписку из календарного плана основных мероприятий. План гражданской обороны и защиты населения сельского поселения и приложения: - выписка из плана эвакуации сельского поселения; - выписка из плана укрытия сельского населения; - план выдачи средств индивидуальной защиты; - состав аварийно-спасательного формирования (далее - АСФ) на добровольной основе сельского поселения и их штатная и техническая укомплектованность. Приказ руководителя местного органа самоуправления по гражданской обороне. Приказ об итогах прошедшего года и задачах сельского поселения на новый учебный год, включающий в себя создание учебных групп, назначение руководителей занятий сельского поселения, итоги работы в минувшем году и задачи обучения на следующий год, с приложениями: - тематикой занятий и тренировок для сельского поселения на год; - перечнем учебных групп и руководителей занятий сельского поселения на год; - планом подготовки руководящего состава сельского поселения; - расписанием занятий по ГО и ЧС с руководителями сельского поселения. План сельского поселения с размещением объектов коллективной защиты сельского населения (ПРУ, подвалов и др.). Отрабатываются функциональные обязанности: - руководителя органа местного самоуправления; - работника, уполномоченного для решения задач в области ГО; - руководителя аварийно-спасательного формирования на добровольной основе; - работника, ответственного за прием и выдачу средств индивидуальной защиты населению сельского поселения. Отрабатываются схемы оповещения: - личного состава аварийно-спасательного формирования на добровольной основе; - ответственных должностных лиц пункта выдачи средств индивидуальной защиты; - неработающего населения сельского поселения. Отрабатывается документация: - пункта выдачи средств индивидуальной защиты; - по обучению населения сельского поселения; - по эвакуации населения сельского поселения; - по разработке тренировок, занятий и планы-конспекты занятий; - графики приведения в готовность защитных сооружений (ПРУ, подвалов и др.). Для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне в муниципальном районе органу управления, специально уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, необходимо разработать и согласовать с территориальным органом МЧС России следующие организационно-планирующие документы: План действий муниципального района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая приложения: - выписку из плана эвакуации муниципального района в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - выписку из календарного плана основных мероприятий. План гражданской обороны и защиты населения муниципального района и приложения: - выписка из плана эвакуации муниципального района; - выписка из плана укрытия муниципального района; - план выдачи средств индивидуальной защиты; - состав пожарно-спасательного формирования или аварийно-спасательного формирования на добровольной основе муниципального района и их штатная и техническая укомплектованность. Приказ руководителя местного органа самоуправления муниципального района по гражданской обороне. Приказ об итогах прошедшего года и задачах муниципального района на новый учебный год, включающий в себя создание учебных групп, назначение руководителей занятий, итоги работы в минувшем году и задачи обучения на следующий год, с приложениями: - тематикой занятий и тренировок для муниципального района на год; - перечнем учебных групп и руководителей занятий муниципального района на год; - планом подготовки руководящего и начальствующего состава муниципального района; - расписанием занятий по ГО и ЧС с руководителями муниципального района. План муниципального района с размещением объектов коллективной защиты (ПРУ, подвалов и др.). Отрабатываются функциональные обязанности: - руководителя органа местного самоуправления; - работников органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - руководителя пожарно-спасательного формирования или аварийно-спасательного формирования на добровольной основе; - работников, ответственных за прием и выдачу средств индивидуальной защиты (начальников пунктов выдачи СИЗ) населению муниципального района. Отрабатываются схемы оповещения: - личного состава пожарно-спасательного формирования или аварийно-спасательного формирования на добровольной основе; - ответственных должностных лиц пункта выдачи средств индивидуальной защиты; - неработающего населения сельского поселения. Отрабатывается документация: - о пунктах выдачи средств индивидуальной защиты; - по проведению обучения личного состава АСФ на добровольной основе; - по обучению населения муниципального района; - по эвакуации населения муниципального района; - по разработке учений, тренировок, занятий и планы-конспекты занятий; - графики приведения в готовность защитных сооружений (ПРУ, подвалов и др.) муниципального района. Для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне в городском округе органу управления, специально уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, необходимо разработать и согласовать с территориальным органом МЧС России следующие организационно-планирующие документы: План действий городского округа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая приложения: - выписку из плана эвакуации городского округа в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - выписку из календарного плана основных мероприятий. План гражданской обороны и защиты населения городского округа и приложения: - выписка из плана эвакуации городского округа; - выписка из плана укрытия городского округа; - план выдачи средств индивидуальной защиты; - состав нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) (территориальных и объектовых) на территории городского округа и их штатная и техническая укомплектованность. Приказ руководителя местного органа самоуправления городского округа по гражданской обороне. Приказ об итогах прошедшего года и задачах городского округа на новый учебный год, включающий в себя создание учебных групп, назначение руководителей занятий, итоги работы в минувшем году и задачи обучения на следующий год, с приложениями: - тематикой занятий и тренировок для городского округа на год; - перечнем учебных групп и руководителей занятий городского округа на год; - планом подготовки руководящего и начальствующего состава городского округа; - расписанием занятий по ГО и ЧС с руководителями городского округа. План городского округа с размещением объектов коллективной защиты (ПРУ, ЗС, подвалов и др.). Отрабатываются функциональные обязанности: - руководителя органа местного самоуправления; - работников органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - руководителей и начальствующего состава НАСФ (территориальных и объектовых); - личного состава НАСФ; - начальников пунктов выдачи СИЗ. Отрабатываются схемы оповещения: - органа местного самоуправления, органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководителей организаций, на которых функционируют НАСФ, и начальников территориальных НАСФ; - начальников и ответственных должностных лиц пунктов выдачи средств индивидуальной защиты; - неработающего населения городского округа. Отрабатывается документация: - - о пунктах выдачи средств индивидуальной защиты; - по проведению обучения личного состава НАСФ; - привлечения по планам взаимодействия НАСФ (территориальных и объектовых) к ликвидации ЧС; - по обучению рабочих и служащих, не вошедших в формирования; - по эвакуации и рассредоточению рабочих и служащих, населения городского округа; - по разработке учений, тренировок, занятий и планы-конспекты занятий; - графики приведения в готовность защитных сооружений гражданской обороны (убежищ, ПРУ, подвалов и др.) городского округа. 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает: муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории (в том числе организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников, создание условий и проведение мероприятий по тушению лесных и торфяных пожаров, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, организация работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, составление перспективных программ строительства пожарных депо, обеспечение пожарной безопасности жилого муниципального фонда и нежилых помещений); разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность (в том числе на содержание муниципальной и добровольной пожарной охраны, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения целевых программ); создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за ее деятельностью; установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования; осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности на соответствующих территориях, установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований пожарной безопасности, согласованных с противопожарной службой субъекта Российской Федерации; осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдением требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий поселения; муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения в границах поселения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; телефонизацию поселений; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; определение порядка и осуществление информирования населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности; осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами; осуществление мер по правовой и социальной защите работников муниципальной пожарной охраны и членов их семей; организацию тушения пожаров в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности, в том числе разработку и утверждение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров; организацию взаимодействия муниципальных образований по привлечению сил и средств для тушения пожаров на межселенных территориях; утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны; установление формы одежды и знаков отличия для работников муниципальной пожарной охраны; размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности; организацию муниципального контроля за соответствием жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности; создание условий для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы в подразделениях муниципальной пожарной охраны. Первичные меры пожарной безопасности необходимо осуществлять с привлечением населения к их проведению в порядке, устанавливаемом правовыми актами органов местного самоуправления для выполнения социально значимых работ в области пожарной безопасности. Создание муниципальной и добровольной пожарной охраны, привлечение сил и средств Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, к основным видам пожарной охраны относятся: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления (форма постановления главы муниципального образования об утверждении Положения о деятельности подразделений муниципальной пожарной охраны - Приложение N 3), целесообразно на базе подразделений противопожарной службы создание единой пожарно-спасательной службы, способной комплексно реагировать на различные деструктивные события и чрезвычайные ситуации любого характера и масштаба. В табл. 1 представлен вариант нормирования общего количества технических и кадровых ресурсов подразделений пожарно-спасательной службы в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории населенного пункта. Таблица 1 ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ ОСНОВНЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ---------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Население, | S <1>, | N | Количество ОПСА |Р <3>| Численность л/с по | Общая | |п/п| тыс. | кв. км |<2>| по видам | | должностям <4> | численность, | | | чел. | | | | | | л/с <5> | | | | | |------------------| |----------------------|--------------| | | | | | ОПА |СА|АПП| ОПА | |ПМ|ВС|ПС|ст.|КО|ПНК|НК| R1| R2 | R3 | | | | | | <6> | | | <7> | | | | |ПС | | | | | | | |---|------------|--------|---|-----|------|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |1 | до 3 | < 20 |1 |1 |1 |1 |3 |1 |2 |2 |1 |- |- |1 | 7 | 28 | 21 | | | | <8> | | | | | | | | | | | | | | | | |---|------------|--------|---|-----|------|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |2 | 3 - 5 | < 20 |1 |1 |1 |1 |3 |1 |2 |2 |- |1 |- |1 | 7 | 28 | 21 | |---|------------|--------|---|-----|------|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |3 | 5 - 10 | < 20 |1 |2 |1 |1 |4 |1 |3 |5 |2 |1 |- |1 | 13| 52 | 39 | |---|------------|--------|---|-----|------|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |4 | 10 - 25 | < 20 |1 |2 - 3|1 |1 |1 |5 - 6|1 |4 |8 |2 |1 |1 |1 | 18| 72 | 54 | |---|------------|--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |5 | 25 - 50 | < 20 |2 |4 |2 |1 |1 - 2|8 - 9|2 |5 |12|3 |2 |1 |2 | 27| 108| 81 | |---|------------|--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |6 | 50 - | < 20 |2 |5 |2 |2 |2 |11 |2 |7 |15|4 |2 |2 |2 | 34| 136| 102 | | | 100 |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 20 - 40|3 |5 |2 |2 |3 |12 |2 |7 |15|4 |2 |2 |2 | 34| 136| 102 | |---|------------|--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |7 | 100 - | 20 - 40|3 |6 |3 |2 |2 |13 |3 |8 |18|3 |3 |3 |3 | 41| 164| 123 | | | 150 |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 40 - 60|3 |6 |3 |3 |3 |15 |3 |9 |18|3 |3 |3 |3 | 42| 168| 126 | |---|------------|--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |8 | 150 - | 20 - 40|4 |7 |3 |3 |3 |16 |3 |10|20|6 |3 |3 |3 | 48| 192| 144 | | | 200 |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 40 - 60|4 |7 |4 |3 |3 |17 |4 |10|20|6 |3 |3 |3 | 49| 196| 147 | | | |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 60 - 80|5 |8 |4 |3 |4 |19 |4 |11|24|4 |4 |4 |4 | 55| 220| 165 | |---|------------|--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |9 | 200 - | 40 - 60|5 |8 |5 |3 |4 |20 |5 |11|24|4 |4 |4 |4 | 56| 224| 168 | | | 300 |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 60 - 80|5 |9 |5 |4 |4 |22 |5 |13|25|5 |5 |5 |5 | 63| 252| 189 | | | |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 80 - |6 |10 |6 |4 |5 |25 |6 |14|27|5 |6 |6 |6 | 70| 280| 210 | | | | 100 | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|------------|--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| |10 | 300 - | 40 - 60|6 |10 |6 |4 |5 |25 |6 |14|27|5 |6 |6 |6 | 70| 280| 210 | | | 400 |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 60 - 80|7 |11 |6 |4 |5 |26 |6 |16|30|6 |6 |6 |6 | 76| 304| 228 | | | |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 80 - |8 |12 |6 |5 |5 |28 |6 |17|36|6 |6 |6 |6 | 83| 332| 249 | | | | 100 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------|---|-----|--|---|-----|-----|--|--|--|---|--|---|--|---|----|-----| | | | 100 - |9 |12 |7 |6 |6 |31 |7 |18|36|6 |6 |6 |6 | 85| 340| 255 | | | | 120 | | | | | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> S - площадь территории города (населенного пункта). <2> N - количество пожарно-спасательных депо. <3> Р - общая численность пожарно-спасательных автомобилей (боевой расчет + резерв). <4> Численность личного состава по должностям: ПМ - парамедик; ВС - водитель-спасатель; ПС - пожарный-спасатель; ст. ПС - старший пожарный-спасатель; КО - командир отделения; ПНК - помощник начальника караула; НК - начальник караула. <5> Общая численность личного состава: R1 - количество личного состава, находящегося на круглосуточном боевом дежурстве на основных пожарно-спасательных автомобилях; R2 - общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 4-сменном графике дежурства; R3 - общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 3-сменном графике дежурства. <6> ОПА - количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете. <7> ОПА - количество основных пожарных автомобилей в резерве; <8> При непопадании города ни в одну из представленных категорий работает правило ближайшего соседа. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных средств. В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или муниципальной пожарной охраны и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемым добровольной пожарной охраной. Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований, а также регистрации добровольных пожарных указан в приложении N 4 (не приводится). В табл. 2 представлены оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях. Таблица 2 ОЦЕНОЧНЫЕ НОРМАТИВЫ УКОМПЛЕКТОВАНИЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ТЕХНИКОЙ И ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ --------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Ресурсы | Удаленность сельского муниципального образования от ближайшего | |п/п| | подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации | | | | или муниципальной пожарной охраны (км) и состояние подъездных дорог | | | |-----------------------------------------------------------------------| | | |твердое дорожное покрытие| прочие дороги | отсутствие подъезда | | | | | |к сельским поселениям | | | |-------------------------|----------------------|----------------------| | | |< 5|5 - |10 - |20 - |> 30|< 5|5 -|10 -|20 -|> 30|< 5|5 -|10 -|20 -|> 30| | | | | 10 | 20 | 30 | | |10 | 20 | 30 | | |10 | 20 | 30 | | |---|---------------------|---|----|-----|-----|----|---|---|----|----|----|---|---|----|----|----| |1 | Необходимое число |1 |2 |2 |3 |3 |2 |2 |3 |3 |4 |2 |3 |4 |4 |4 | | | добровольных |<1>| | | | | | | | | | | | | | | | | пожарных-спасателей | | | | | | | | | | | | | | | | | | (на дежурстве) на | | | | | | | | | | | | | | | | | | сельское | | | | | | | | | | | | | | | | | | муниципальное | | | | | | | | | | | | | | | | | | образование | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|---|----|-----|-----|----|---|---|----|----|----|---|---|----|----|----| |2 | Тип и количество |- |м |тр |АЦ |АЦ, |м |тр,|АЦ, |АЦ, |АЦ, |м |тр,|АЦ, |АЦ, |АЦ, | | | пожарно - | |<2> |<3>, |<4>, |тр, | |м |тр |тр, |тр, | |м |тр, |тр, |тр, | | | спасательной | | |м |тр |м | | | |м |м | | |м |м |м | | | техники на сельское | | | | | | | | | | | | | | | | | | муниципальное | | | | | | | | | | | | | | | | | | образование | | | | | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> В таблице представлены значения, полученные методом экспертных оценок. <2> м - мотопомпа. <3> тр - трактор с бочкой. <4> АЦ - автоцистерна. Организацию служебной деятельности муниципальной пожарной охраны целесообразно проводить в соответствии с нормативными правовыми актами, применяемыми в системе Государственной противопожарной службы МЧС России. Для определения численности личного состава муниципальной пожарной охраны, создаваемой в муниципальном образовании, предлагаем методику расчета, основанную на оценке соотношения площади обслуживаемой территории муниципального образования и численности проживающего на данной территории населения. Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны, предлагаем определять численность из расчета: 1 ед. личного состава муниципальной пожарной охраны на 200 чел. населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12 км. В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения |