муниципальной пожарной охраны, с учетом минимального количества личного состава - 5 чел., предлагаем организовать дежурство одного водителя круглосуточно и одного водителя на 8-часовой рабочий день. Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением предлагаем осуществлять согласно действующим нормам. Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью. Организация порядка привлечения сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на местном уровне Порядок привлечения сил и средств муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на территории соответствующего муниципального образования осуществляется на основании расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) [далее - расписание (план)]. Расписание (план) утверждается постановлением органа местного самоуправления. К тушению пожаров привлекаются другие виды пожарных формирований (ведомственная, добровольная, частная), дислоцирующихся на территории муниципального образования. На основании заключенных соглашений целесообразно закрепить минимально допустимое количество ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации и муниципальной противопожарной службы в муниципальных образованиях в зависимости от численности населения и площади территории муниципального образования с учетом параметров оперативной деятельности противопожарной службы. В табл. 3 приведен вариант нормирования минимально допустимого количества сил и средств противопожарной службы субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях. Таблица 3 НОРМИРОВАНИЕ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО КОЛИЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ---------------------------------------------------------------------------- | Численность | Количество| Количество | Количество | Численность | | населения, | депо, R | основных |специальных | личного состава, | | N, тыс. | | пожарных | пожарных | находящегося на | | чел. | |автомобилей,|автомобилей,| боевом дежурстве,| | | | К | К | К , чел. | | | | опа | спа | л/с | |-----------------|-----------|------------|------------|------------------| | < 25 | 1 |2/1 - 2 <2> |1 <3> |10 | |-----------------|-----------|------------|------------|------------------| | 25 - 50 | 1 - 2 <1> |2 - 4 <1>/2 |1 |12 - 18 | |-----------------|-----------|------------|------------|------------------| | 50 - 100 | 2 - 3 |4 - 6/4 |1 - 2 |18 - 25 | |-----------------|-----------|------------|------------|------------------| | > 100 | 3 - 4 |6 - 8/6 |2 |25 - 35 | ---------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Нижнее значение соответствует нижней границе численности населения, верхнее - верхней границе (при определении минимально допустимого количества ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации учитывается также площадь территории муниципального образования). <2> В числителе количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете, в знаменателе - количество основных пожарных автомобилей в резерве. <3> В случае наличия зданий высотой 3 и более этажей. Разработка расписания (плана) включает в себя: определение перечня объектов муниципального образования, тушение пожаров на которых требует привлечения дополнительных сил и средств пожарной охраны; предварительное планирование действий по тушению пожаров в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории муниципального образования; определение количества дополнительных сил и средств пожарной охраны, необходимых для тушения пожаров; разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств (доставка пожарной и приспособленной техники) пожарной охраны муниципального образования для тушения пожаров в населенных пунктах, не имеющих транспортных сообщений. Оперативное взаимодействие при тушении пожаров между подразделениями противопожарной службы и службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, энергослужба, "Водоканал", ЖКХ и др.), а также правоохранительными органами муниципального образования осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями. Для ликвидации крупных пожаров, когда сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны недостаточно, задействуется план привлечения сил и средств подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на тушение пожаров, который утверждается постановлением администрации субъекта Российской Федерации. Переработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) проводится не реже одного раза в три года, а также при издании новых нормативных правовых актов в области организации пожаротушения, изменении организационно-штатной структуры, списочной численности личного состава, табеля положенности пожарной и специальной техники. Корректировка проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Отработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) осуществляется при проведении тактико-специальных учений и тренировок. Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности. Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определяет, что противопожарная пропаганда - это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации. В целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ органами местного самоуправления организуется и обеспечивается проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей при них. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляется через: тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы; средства печати - выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток; публикации в газетах и журналах; радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, телефонные линии, встречи в редакциях; устную агитацию - доклады, лекции, беседы; средства наглядной агитации - аншлаги, плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы, компьютерные технологии; работу с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.) по пропаганде противопожарных знаний. Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования. Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется посредством: преподавания в рамках уроков ОБЖ; тематических творческих конкурсов среди детей любой возрастной группы; спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования; экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и проведением открытого урока обеспечения безопасности жизни; организации тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин; организации работы в летних оздоровительных лагерях; создания дружин юных пожарных (ДЮП) (Приложение N 5); оформления уголков пожарной безопасности. Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности. Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций. Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования. Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики. На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке предусматриваются денежные средства. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ Общая характеристика действий при угрозе затопления В этих условиях основной задачей органов местного самоуправления и органов управления ГО ЧС всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики. Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные) (Приложение N 6). Оперативные меры не решают в целом проблему защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами. Технические меры носят предупредительный характер и для их осуществления необходимо заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений, предполагающее значительные материальные затраты. Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются: регулирование стока в русле реки; отвод паводковых вод; регулирование поверхностного стока на водосбросах; обвалование; спрямление русел рек и дноуглубление; строительство берегозащитных сооружений; подсыпка застраиваемой территории; ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др. Опыт осуществления указанных мероприятий по уменьшению последствий наводнений в России показывает, что наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании обширного комплекса мероприятий, сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.). Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме (плотины, дамбы, мосты, дороги, водозаборы и т.д.), расположения объектов экономики, подвергающихся затоплению. Основными направлениями действий органов местного самоуправления и управлений по делам ГО и ЧС при угрозе затопления являются: анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления; прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления; планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений; планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления. В период угрозы затопления в режиме повышенной готовности функционируют органы управления ГОЧС органов местного самоуправления. Как правило, на всех указанных уровнях решением руководителей органов местного самоуправления создаются противопаводковые комиссии, председателями которых обычно назначаются первые заместители глав администраций. Противопаводковые комиссии при угрозе возникновения затопления работают в дежурном режиме и проводят следующие мероприятия: организуют круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя посты Росгидромета и своих наблюдателей; поддерживают постоянную связь и обмениваются информацией с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и оперативными дежурными органов управления ГОЧС; проводят учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организуют обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений; отправляют донесения в вышестоящие органы управления; уточняют и корректируют планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки; решением руководителя органа местного самоуправления организуют круглосуточные дежурства спасательных сил и средств; уточняют (предусматривают) места (районы) временного отселения пострадавших жителей из подтопленных (разрушенных) домов, организуют подготовку общественных зданий (школ, клубов и т.п.) или палаточных городков к размещению эвакуируемых; предусматривают обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым для жизни; согласуют с территориальными органами МВД России и органами местного самоуправления порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления; организуют круглосуточные дежурства по наблюдению за изменением уровня воды в источниках наводнения; участвуют в организации и оборудовании объездных маршрутов транспорта взамен подтопленных участков дорог; организуют (контролируют) укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований; организуют и поддерживают взаимодействие с органами управления Минобороны России, МВД России, территориальными управлениями (отделами) Росгидромета, территориальными подразделениями Всероссийской службы медицины катастроф. Превентивные мероприятия в подготовительный период В период весеннего половодья и паводков на реках противопаводковые комиссии должны предусмотреть выполнение следующих мероприятий: определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений; определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления; определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.; определение объемов откачки воды из затопленных сооружений; определение количества голов погибших сельскохозяйственных животных; определение местоположения и размеров сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов); определение предварительного размера материального ущерба; определение численности привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.); непосредственные мероприятия по защите населения. В подготовительный период важную роль играет анализ обстановки и прогнозирование возможного затопления населенных пунктов. Анализ обстановки предусматривает выявление возможных причин возникновения угрозы затопления населенных пунктов, среди которых могут быть названы половодье и паводок, а также факторы, способствующие возникновению затопления и подтопления. При этом разрабатываются сценарии развития ЧС, в результате которых: существенно нарушаются условия жизнедеятельности людей на территории муниципального образования; возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей; могут быть значительными материальные потери; возможен значительный ущерб окружающей среде. Выявление перечисленных вариантов ЧС, связанных с затоплением территорий, производится на основании: статистических данных о наводнениях и данных многолетних наблюдений по данной территории; изучения планов действий промышленных объектов в случае возникновения ЧС; собственных оценок территориальных органов управления РСЧС. По выявленным факторам, способствующим возникновению ЧС, а также вторичным факторам, представляющим угрозу населению и объектам экономики, производятся: оценка вероятности возникновения ЧС; оценка масштабов возможной ЧС. Под масштабами (показателями масштабов) следует понимать: количество погибших; количество пострадавших; величину материального ущерба; объем мероприятий, связанных с эвакуацией населения; затраты на ликвидацию ЧС и восстановительные работы; косвенные потери (недовыпуск продукции, затраты на пособия, компенсационные выплаты, пенсии и т.д.) и др. Оценка вероятности возникновения и масштабов ЧС, вызванных авариями на промышленных объектах, в системах жизнеобеспечения и т.д. вследствие воздействия вторичных факторов, производится администрацией соответствующих объектов. Прогнозирование ЧС и оценку масштабов ЧС следует проводить с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов и методик, рекомендуемых МЧС России. Типовой порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС, вызванных затоплениями, включает в себя: выявление организаций, которые могут быть задействованы в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС; разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению риска возникновения ЧС; разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия ЧС на население, объекты экономики и окружающую среду. Разработанные планы согласовываются с заинтересованными органами и организациями, утверждаются соответствующими руководителями органов местного самоуправления и направляются исполнителям. Контроль за реализацией планов осуществляется органами местного самоуправления через территориальные органы управления РСЧС. Особенности действий при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях Основными превентивными мероприятиями при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях, являются: организация круглосуточного наблюдения за состоянием плотин, дамб, шлюзов, каналов, водосбросов и других гидротехнических сооружений (ГТС); своевременное принятие мер по сработке водохранилищ, прудов и других водоемов ниже порогового водослива; организация ремонтно-укрепительных работ на ГТС; создание и поддержание в рабочем состоянии системы оповещения населения и руководителей объектов экономики о возможной аварии на ГТС и подготовке к эвакуации; срочная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и наиболее ценного имущества из зон со временем добегания волны прорыва до 4 часов в районы временного отселения, расположенные на возвышенных местах. В остальном органам управления РСЧС в данной ситуации следует руководствоваться типовым перечнем превентивных мероприятий при угрозе затоплений (Приложение N 6). Подготовка и проведение спасательных работ. Основные виды и особенности спасательных работ Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа: обнаружение пострадавших; обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; эвакуация пострадавших из зон опасности. На каждом этапе выполняются определенные виды спасательных работ: поиск пострадавших; работы по деблокированию пострадавших; оказание первой медицинской помощи; транспортировка пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт сбора. Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирования. Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные рабочие места. По результатам оценки сведений об обстановке руководитель решает следующие организационно-технологические задачи: - определяет возможность и необходимость усиления привлекаемых к работам сил и средств; - определяет потребность в подразделениях различных типов; - распределяет спасательные подразделения и технику по рабочим местам. Возможности подразделений спасателей определяются на основании производительности применяемых технических средств, трудоемкости выполняемых технологических операций (процессов) и объемов предстоящих работ. Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают, исходя из объема работ, возможностей подразделений, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ. Распределение подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам оценки потребности в этих подразделениях. При распределении сил и средств для проведения спасательных работ в зонах с опасным уровнем воды целесообразно организовать следующие группы: группа разведки и поиска пострадавших - на быстроходных плавсредствах (I вариант), на вертолетах (II вариант); группа деблокирования и эвакуации пострадавших; группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. При организации выполнения спасательных работ руководитель выбирает организационно-технологическую схему их ведения. Как правило, используются параллельная, последовательная и смешанная схемы организации спасательных работ. При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать следующие сведения: время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года; тип организационно-технологической схемы выполнения спасательных работ; возможную продолжительность выполнения спасательных работ. В табл. 4 определено время наступления физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в различное время года. Таблица 4 ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗМЕ ПОСТРАДАВШЕГО В РАЗЛИЧНОЕ ВРЕМЯ ГОДА, В ЧАСАХ ---------------------------------------------------------------------- | Температура | Время потери сознания | Время смерти | | воды, гр.С | | | |-------------|-----------------------|------------------------------| | 0 | 0,25 | 0,25 - 1,0 | |-------------|-----------------------|------------------------------| | 10 | 0,5 - 1,0 | 1,0 - 2,0 | |-------------|-----------------------|------------------------------| | 15 | 2,0 - 4,0 | 6,0 - 8,0 | |-------------|-----------------------|------------------------------| | 20 | 3,0 - 7,0 | Относительно безопасно | |-------------|-----------------------|------------------------------| | 25 | 12,0 | Относительно безопасно | |-------------|-----------------------|------------------------------| | 30 | 70,0 | 72 - 75 | ---------------------------------------------------------------------- Тип организационно-технологической схемы выбирается, исходя из принятой последовательности отработки рабочих мест (секторов), распределенных по группам в зависимости от применяемых технологий и объемов работ. Прогнозируемая продолжительность выполнения спасательных работ не должна превышать допустимую продолжительность. В противном случае руководитель должен изменить схему организации работ, а при необходимости применить другие технологии для спасательных подразделений. В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах: над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений); на поверхности воды; под водой (в затопленных помещениях и на дне). В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы. С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, допускающее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь. При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды. В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности. Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи. Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредство и из него на пункт сбора пострадавших. Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполняться как последовательно, так и параллельно на разных участках работ. Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении мест их расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших. В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами: - сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах; - облетом зоны затопления на вертолетах; - по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших. При проведении поисковых мероприятий необходимо: - обследовать всю зону затопления; - определить и обозначить места нахождения пострадавших; - определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи; - определить пути извлечения пострадавших; - устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов. Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ (СР) в зонах затопления представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации. В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида: снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов); спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды; извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне). Деблокирование пострадавших с верхних этажей (уровней) затопленных зданий и сооружений, а также с деревьев и кустарников осуществляется различными способами: - по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам; - с использованием спасательной веревки (пояса); - с использованием лестницы-штурмовки; - с применением канатных дорог; - с применением спасательного рукава. Спасение пострадавших перечисленными способами предполагает их погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место. Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами. Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами: - подъем на борт плавсредства; - буксировка спасателем вплавь; - использование табельных и подручных спасательных средств. Извлечение пострадавших из затопленных помещений и со дна представляет сложную задачу и может производиться способами: - вплавь спасателями в аквалангах; - деблокированием из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству. Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками: - с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах; - с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах. Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: 1-й этап - из мест блокирования на борт плавсредства; 2-й этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших. При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа. На первом этапе (например при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом к путям эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредствах с этого участка на пункт сбора пострадавших. В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.). При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы: - спуск с использованием спасательных рукавов; - спуск с помощью спасательного пояса; - спуск с помощью петли; - спуск с помощью грудной перевязи; - спуск пострадавших с помощью канатной дороги; - подъем на борт вертолета. Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется: - местонахождением людей; - их физическим и моральным состоянием; - набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации; - уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей. Обеспечение безопасности на водных объектах и организация спасения на водах В целях обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, предотвращения чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления издается документ, в котором предусматривается: 1. Совместно с органами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС) разработка и принятие Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования (Приложение N 7), определение меры ответственности физических и юридических лиц за невыполнение данных правил в соответствии с действующим законодательством. Назначение должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за обеспечение безопасности на водных объектах и участвующих совместно с надзорными органами в проверках по определению готовности к эксплуатации рекреационных зон на водоемах. 2. Разработка и согласование с территориальными органами МЧС России плана взаимодействия по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, в котором следует отразить силы и средства, имеющиеся для предупреждения и ликвидации ЧС на акваториях, в местах массового отдыха людей, на переправах, в местах массового выхода рыбаков на лед и т.д., с учетом круглогодичного посещения указанных мест. 3. Проведение работы по установлению мест для массового отдыха, купания и занятия спортом на водных объектах (далее - "зоны рекреации") совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны природы, ГИМС. Перед началом купального сезона дно водоема до границы плавания должно быть обследовано водолазами и очищено от водных растений, коряг, камней, стекла и др., иметь постепенный скат без уступов до глубины 1,75 м, при ширине полосы от берега не менее 15 м. Площадь водного зеркала в месте купания при проточном водоеме должна обеспечивать не менее 5 кв. м на одного купающегося, а на непроточном водоеме - в 2 - 3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв. м площади пляжа. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 м в секунду. Зоны рекреации должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам перед началом и в период купального сезона. 4. Установление сроков купального сезона, продолжительность работы зон рекреации водных объектов. Разработка совместно с органами ГИМС плана мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения у водных объектов. 5. Проведение мероприятий по обустройству мест массового отдыха. Руководителям предприятий, организаций и учреждений, частным лицам, имеющим базы отдыха с местами для купания на водных объектах, необходимо создавать ведомственные спасательные посты. На территории зоны рекреации, не далее 5 м от воды, через каждые 50 м должны выставляться щиты с навешенными на них спасательными кругами и "концами Александрова". На кругах должно быть нанесено название объекта и надпись "Бросай утопающему". На каждом пляже должны быть установлены мачты голубого цвета высотой 8 - 10 м для подъема сигналов: желтый флаг 70 x 100 см или 50 x 70 см (купание разрешено), черный шар диаметром 1 м (купание запрещено). На пляжах должны быть оборудованы помещения для оказания первой медицинской помощи с постоянным дежурством персонала. Пункт первой медицинской помощи должен быть обеспечен необходимым инструментом и медикаментами для оказания помощи пострадавшим на воде. Обеспечить проведение водолазных осмотров дна в местах купания. 6. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям проведение работы по установлению мест, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, другие условия общего водопользования. 7. Определение порядка привлечения добровольцев-общественников для оказания помощи профессиональным спасательным подразделениям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на водных объектах. 8. Привлечение сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка в местах массового отдыха населения на акваториях. При проведении патрулирования в местах рекреации обращать особое внимание на наличие точек торговли спиртными напитками. 9. Участие, совместно с органами милиции, органами ГИМС, управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в установлении режима работы ледовых переправ. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФОРМИРОВАНИЙ В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ) аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований являются: поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с контрольными органами; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Кроме того, на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по: участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ; выработке предложений органам местного самоуправления по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются: в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований; в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации по созданию и содержанию общественных аварийно-спасательных формирований приведены в Приложении N 8. Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к выполнению работы спасателя и соответствующие установленным требованиям по уровню профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций; по решению уполномоченных на то должностных лиц местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения: о проведении эвакуационных мероприятий; об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций; о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ; о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решение о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, приняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы. В целях обеспечения оперативности действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо определить порядок при следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от форм их собственности. В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований могут призываться на военные сборы в сроки, согласованные с руководителями указанных служб и формирований. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях органов местного самоуправления осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основаниями для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые возложены функции координации деятельности указанных служб и формирований. При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению администраций организаций, и общественных аварийно-спасательных формирований администрации указанных организаций и руководство общественных объединений информируют органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые возложены функции координации деятельности указанных формирований. 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.п.) на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики. В статьях 23 и 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определен порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отнесенных к той или иной категории. Статья 23 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ закрепляет, что финансовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС: федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межрегионального характера - является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в статье 18 определено финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения: 1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание войск гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации. 2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. 3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования. Федеральным законом N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в статье 10 определено финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности: финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу является расходным обязательством Российской Федерации; финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования. Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств. В пункте 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547, определено, что: финансирование подготовки руководителей, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и проведения федеральными органами исполнительной власти учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета; финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, подготовки уполномоченных работников территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов; финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 335) в пункте 34 определяет следующее. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте. Перечень мероприятий и расходов на реализацию полномочий, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, приведен в Приложении N 9. Пункт 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные полномочия органов местного самоуправления: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Кроме того, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований, в том числе, отнесено "установление, изменение и отмена местных налогов и сборов". Для реализации полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по созданию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья необходимо правовыми актами органа местного самоуправления предусмотреть постоянное финансирование в объеме не менее двух - четырех процентов от годового бюджета муниципального образования. Статья 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Статья 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определяет, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Ответственность за ущерб, причиненный техногенной чрезвычайной ситуацией, лежит на объекте экономики, являющемся ее источником. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда служит страхование объектов экономики. Его основными задачами являются страхование и перестрахование рисков чрезвычайных ситуаций. Приложение N 1 к Методическим рекомендациям РАБОЧАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Вопросы местного | Нормативные правовые | Ответственный | Организационно-планирующая | Силы муниципальной | Финансовое | |п/п| значения | акты | | документация | подсистемы. Резервы | обеспечение | |---|------------------------|---------------------------|--------------------------|----------------------------|----------------------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|------------------------|---------------------------|--------------------------|----------------------------|----------------------|---------------| |1 | Участие в | - о создании КЧС и | Заместитель главы | - план действий по | - добровольные ПСФ | 3 - 4% | | | предупреждении и | ПБ | местного органа | предупреждению и | или ДПД | бюджета | | | ликвидации последствий | - о назначении | самоуправления (МОС), | ликвидации ЧС МОС | Резервы финансовых и | МОС | | | ЧС в границах | заместителя главы МОС, | уполномоченный на | - выписка из календарного | материальных | | | | поселения | уполномоченного по | решение задач в области | плана основных мероприятий | ресурсов - передать | | | | | вопросам ГОЧС ПБ | гражданской обороны, | по ГОЧС ПБ | по соглашению в | | | | | - о порядке обучения | защиты населения и | - схема поселения с | ведение МОС МР | | | | | населения способам защиты | территорий от | имеющейся инфраструктурой | | | | | | при ЧС | чрезвычайных ситуаций и | | | | | | | - об оповещении населения | обеспечения пожарной | | | | | | | по ЧС | безопасности | | | | | | | - о подготовке и | | | | | | | | содержании в готовности | | | | | | | | необходимых сил и средств | | | | | | | | для защиты населения и | | | | | | | | территорий от ЧС | | | | | | | | - о создании | | | | | | | | территориальной | | | | | | | | группировки сил и | | | | | | | | средств, предназначенных | | | | | | | | для оперативного | | | | | | | | реагирования на ЧС и | | | | | | | | проведения работы по их | | | | | | | | ликвидации | | | | | |---|------------------------|---------------------------|--------------------------|----------------------------|----------------------|---------------| |2 | Организация и | - об оповещении населения | Заместитель главы | - план гражданской | - НАСФ ОЭ | 3 - 4% | | | осуществление | об опасностях, | местного органа | обороны и защиты населения | | бюджета | | | мероприятий по | возникающих при ведении | самоуправления | МОС | | МОС | | | гражданской обороне, | военных действий или | (МОС) по ГОЧС ПБ | - план действий по | | | | | защите населения и | вследствие этих действий | | предупреждению и | | | | | территории поселения | - о порядке подготовки и | | ликвидации ЧС МОС | | | | | от чрезвычайных | обучения населения | | - выписка из календарного | | | | | ситуаций природного и | способам защиты от | | плана основных мероприятий | | | | | техногенного характера | опасностей, возникающих | | по ГОЧС ПБ | | | | | | при ведении военных | | | | | | | | действий или вследствие | | | | | | | | этих действий | | | | | |---|------------------------|---------------------------|--------------------------|----------------------------|----------------------|---------------| |3 | Обеспечение первичных | - об организационно - | Заместитель главы | - выписка из Плана | - добровольные | 3 - 4% | | | мер пожарной | правовом, финансовом, | местного органа | привлечения сил и средств | пожарные дружины | бюджета | | | безопасности в | материальнотехническом | самоуправления | на тушение пожаров на | | МОС | | | границах населенных | обеспечении первичных мер | (МОС) по ГОЧС ПБ | территории муниципального | | | | | пунктов поселения | пожарной безопасности в | | района | | | | | | границах поселения | | - выписка из Расписания | | | | | | - об организации обучения | | выезда подразделений | | | | | | населения мерам пожарной | | гарнизона пожарной охраны | | | | | | безопасности | | МР на тушение пожаров | | | | | | - об утверждении перечня | | | | | | | | первичных средств | | | | | | | | пожаротушения для | | | | | | | | индивидуальных жилых | | | | | | | | домов | | | | | | | | - о мерах по | | | | | | | | предупреждению и тушению | | | | | | | | пожаров в населенных | | | | | | | | пунктах, на объектах | | | | | | | | сельского хозяйства и | | | | | | | | предупреждению гибели | | | | | | | | людей от пожаров | | | | | | | | - о создании и | | | | | | | | организации деятельности | | | | | | | | добровольной пожарной | | | | | | | | охраны, порядок ее | | | | | | | | взаимодействия с другими | | | | | | | | видами пожарной охраны | | | | | |---|------------------------|---------------------------|--------------------------|----------------------------|----------------------|---------------| |4 | Осуществление | - о мерах по | Заместитель главы | - водные объекты и | - спасательные | 3 - 4% | | | мероприятий по | предотвращению несчастных | местного органа | гидротехнические | станции на | бюджета | | | обеспечению | случаев на водоемах | самоуправления | сооружения на схеме | территории МОС | МОС | | | безопасности людей на | | (МОС) по ГОЧС ПБ | поселения | | | | | водных объектах, | | | | | | | | охране их жизни и | | | | | | | | здоровья | | | | | | |---|------------------------|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|---------------| |5 | Создание, содержание и | СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ ФУНКЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН | 3 - 4% | | | организация | Ст. 15, п. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ | бюджета | | | деятельности | | МОС | | | аварийно-спасательных | | | | | служб и (или) | | | | | аварийноспасательных | | | | | формирований на | | | | | территории поселения | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Вопросы местного | Нормативные правовые | Ответственный | Организационно-планирующая | Силы муниципальной | Финансовое | |п/п| значения | акты | | документация | подсистемы. | обеспечение | | | | | | | Резервы | | |---|------------------------|---------------------------|--------------------------|----------------------------|----------------------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|------------------------|---------------------------|--------------------------|----------------------------|----------------------|---------------| |1 | Участие в | - о создании при органах | Отдел МР, специально | - план действий по | - профессиональные и | 2 - 4% | | | предупреждении и | местного самоуправления | уполномоченный на | предупреждению и | добровольные АСФ | бюджета | | | ликвидации последствий | постоянно действующего | решение задач в области | ликвидации ЧС МР | - формирования ПО и | МОС | | | ЧС в границах | органа управления, | защиты населения и | - перечень потенциально | ДПД | | | | муниципального района | специально | территории от | опасных объектов | | | | | | уполномоченного на | чрезвычайных ситуаций | муниципального района | Резервы финансовых и | | | | | решение задач в области | | - перечень объектов | материальных | | | | | защиты населения и | В крупных районах (более | систем жизнеобеспечения | ресурсов для | | | | | территорий от | 100 тыс. чел.) - | муниципального района | ликвидации | | | | | чрезвычайных ситуаций | управление | - календарный план | чрезвычайных | | | | | - о создании КЧС и ПБ | муниципального района, | действий районного звена | ситуаций | | | | | - о создании резерва | специально | подсистемы РСЧС в | | | | | | финансовых и материальных | уполномоченное на | различных режимах | | | | | | ресурсов для ликвидации | решение задач в области | функционирования | | | | | | ЧС | защиты населения и | | | | | | | - о порядке обучения | территорий от | | | | | | | населения способам защиты | чрезвычайных ситуаций | | | | | | | при ЧС | | | | | | | | - о подготовке и | | | | | | | | содержании в готовности | | | | | | | | необходимых сил и средств | | | | | | | | для защиты населения и | | | | | | | | территорий от ЧС | | | | | | | | - о создании единой | | | | | | | | дежурно-деспетчерской | | | | | | | | службы "01" | | | | | | | | муниципального | | | | | | | | образования | | | | | | | | - о своевременном | | | | | | | | оповещении и | | | | | | | | информировании населения | | | | | | | | об угрозе возникновения | | | | | | | | или возникновении | | | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | | | - о создании, содержании | | | | | | | | и организации | | | | | | | | деятельности АСФ | | | | | |