МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ. Рекомендации. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). --.--.--

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  


|   |                              |----------------------------------------|
|   |                              | - 2 тыс. автобусов, троллейбусов,      |
|   |                              | вагонов в год и более                  |
|   |                              |----------------------------------------|
|   |                              | - 50 тыс. силовых мостов в год и       |
|   |                              | более                                  |
|---|------------------------------|----------------------------------------|
|10 | Предприятия по выпуску       | Мощность 25 тыс. тракторов в год и     |
|   | сельскохозяйственных машин   | более                                  |
|---|------------------------------|----------------------------------------|
|11 | Предприятия металлообработки | Общая производственная площадь         |
|   |                              | 200 тыс. кв. м, если 25% и более       |
|   |                              | указанной площади занимают             |
|   |                              | взрывопожароопасные и пожароопасные    |
|   |                              | помещения (здания)                     |
|---|------------------------------|----------------------------------------|
|12 | Предприятия металлургической | Мощность по производству:              |
|   | промышленности               | - 500 тыс. т чугуна в год и более      |
|   |                              | - 25 тыс. т стали в год и более        |
-----------------------------------------------------------------------------

                                                             Таблица 5

                        ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ,
       В КОТОРЫХ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ СОЗДАЮТСЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
        ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (ПО КРИТЕРИЮ ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ
         ОПАСНОСТИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК <*>)

--------------------------------
     <*>  Решение о создании подразделений пожарной охраны принимается
при  соответствии организации одновременно трем критериям, указанным в
столбцах  3,  4  и 5, и при условии, если их создание не предусмотрено
табл. 3 и 4.

------------------------------------------------------------------------------------------------
| N |     Тип                | Доля общей производственной   | Балансовая  | Расчетное         |
|п/п| организаций            | площади организации (%),      |  стоимость  | количество людей, |
|   |                        | занимаемая зданиями,          |  имущества  | одновременно      |
|   |                        | сооружениями, наружными       | организации | находящихся в     |
|   |                        | установками, отнесенными к    |     (в      | здании,           |
|   |                        | пожароопасным и               | минимальных | сооружении        |
|   |                        | взрывопожароопасным, а также  |  размерах   | организации       |
|   |                        | открытыми складами            |   оплаты    |                   |
|   |                        | пожароопасной продукции и     |   труда)    |                   |
|   |                        | материалов                    |             |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
| 1 |      2                 |             3                 |      4      |     5             |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|1  | Промышленные           | 25 и более                    | 10000 и     |                   |
|   | предприятия            |                               | более       |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|2  | Сельскохозяйственные   |                               | 5000 и      | При численности   |
|   | предприятия, в том     |                               | более       | работающих 70 и   |
|   | числе рыболовецкой,    |                               |             | более чел.        |
|   | пищевой и              |                               |             |                   |
|   | перерабатывающей       |                               |             |                   |
|   | промышленности         |                               |             |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|3  | Базы и склады          |                               | 10000 и     |                   |
|   |                        |                               | более       |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|4  | Предприятия транспорта | 10 и более                    | 10000 и     |                   |
|   |                        |                               | более       |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|5  | Предприятия торговли   |                               | 10000 и     | 1000 и            |
|   |                        |                               | более       | более мест        |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|6  | Предприятия связи      | 10 и более                    | 5000 и      |                   |
|   |                        |                               | более       |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|7  | Научные учреждения     | 15 и более                    | 5000 и      |                   |
|   |                        |                               | более       |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|8  | Учебные заведения      |                               |             | 10000 и           |
|   |                        |                               |             | более             |
|   |                        |                               |             | учащихся          |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|9  | Культурно-зрелищные    |                               |             |                   |
|   | учреждения:            |                               |             |                   |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|9.1| театры, цирки и        |                               |             | 600 и             |
|   | другие, с залами       |                               |             | более мест        |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|9.2| спортивные сооружения: |                               |             |                   |
|   | открытые, с трибунами  |                               |             |                   |
|   | закрытые               |                               |             | 30000 и           |
|   |                        |                               |             | более мест        |
|   |                        |                               |             | 5000 и            |
|   |                        |                               |             | более мест        |
|---|------------------------|-------------------------------|-------------|-------------------|
|10 | Административно -      |                               |             | 300 и             |
|   | общественные и другие  |                               |             | более             |
|   | учреждения             |                               |             |                   |
------------------------------------------------------------------------------------------------

          Ресурсы подразделений пожарной охраны организаций

     1.  Для  выполнения  функций  по  тушению пожаров пожарная охрана
организации  должна  быть оснащена соответствующей пожарной техникой и
средствами   связи   применительно  к  нормативам,  разработанным  для
специальных подразделений федеральной противопожарной службы.
     2.  Пожарная  охрана должна быть оснащена пожарными автомобилями,
если  время  прибытия  подразделений  пожарной  охраны, привлекаемых к
тушению пожара на объектах организации, превышает 5 мин.
     3.  Количество  пожарных  машин  в  боевом  расчете подразделения
пожарной  охраны  организации,  необходимое  для  тушения  пожаров  на
объектах   организации,   определяется   по   методике,   утвержденной
федеральным   органом   исполнительной  власти  Российской  Федерации,
уполномоченным  на  решение  вопросов  пожарной безопасности, с учетом
тактико-технических данных пожарных машин, приведенных в табл. 6.

                                                             Таблица 6

              ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОЖАРНЫХ МАШИН

-------------------------------------------------------------------
|    Пожарная машина   |   Максимальный расход воды, л/с, при     |
|                      |  численности личного состава пожарной    |
|                      |               охраны, чел.               |
|                      |------------------------------------------|
|                      |    10     |     8     |        5         |
|----------------------|-----------|-----------|------------------|
| Пожарный автонасос с |21 - 28    |           |                  |
| подачей насоса 40 л/с|           |           |                  |
| и более              |           |           |                  |
|----------------------|-----------|-----------|------------------|
| Пожарная автоцистерна|           |14 - 21    |                  |
| с подачей насоса     |           |-----------|------------------|
| 40 л/с и более       |           |           |7                 |
-------------------------------------------------------------------

     4.  Для  тушения  пожаров на объектах организаций, на которых для
тушения   пожаров   требуется  повышенный  расход  воды  и  применение
огнетушащих  порошков  и  (или)  газов,  пожарная  охрана  должна быть
оснащена специальными пожарными машинами.
     При наличии на территории организации зданий и сооружений высотой
15  м  и  более  подразделение  пожарной  охраны  должно быть оснащено
пожарной автолестницей (автоподъемником).
     Количество   пожарной   техники  на  объектах  транспортировки  и
хранения нефтепродуктов назначается в соответствии с табл. 7.

                                                             Таблица 7

        КОЛИЧЕСТВО ПОЖАРНЫХ МАШИН НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТИРОВКИ
                      И ХРАНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ

-------------------------------------------------------------------
| Наименование|  Склады нефтепродуктов общей |Насосные станции без|
|   пожарной  |   вместимостью, тыс. куб. м  |резервуарного парка |
|   техники   |                              |производительностью,|
|             |                              |    млн. т в год    |
|             |------------------------------|--------------------|
|             |до 20 вкл. |  свыше 20  |свыше|  свыше 6  |  до 6  |
|             |           |до 100 вкл. | 100 |           |  вкл.  |
|-------------|-----------|------------|-----|-----------|--------|
| Автомобиль  |-          |1           |2    |1          |-       |
| пенного     |           |            |     |           |        |
| тушения     |           |            |     |           |        |
|-------------|-----------|------------|-----|-----------|--------|
| Мотопомпа   |-          |-           |-    |-          |1       |
-------------------------------------------------------------------

     5.  Численность  личного состава пожарной охраны, необходимая для
работы     на    пожарных    машинах,    определяется,    исходя    из
тактико-технических   данных   находящихся   на   вооружении  пожарных
автомобилей.
     6.  При  численности  находящегося  на  дежурстве личного состава
пожарной  охраны предприятия 3 и более человек для выполнения работ по
эвакуации  людей  и  тушению  пожара  в  непригодной для дыхания среде
личный  состав  должен  быть  обеспечен изолирующими противогазами или
противогазами на сжатом воздухе.
     Количество  противогазов  определяется  с  учетом возможностей их
индивидуального   или   группового   использования  и  100-процентного
резерва.
     7.  Для  организации  управления  пожарной  охраной  на  объектах
организации должна быть создана система связи, обеспечивающая:
     немедленный  вызов  личного  состава  пожарной охраны для тушения
пожара;
     передачу  распоряжений личному составу пожарной охраны, получение
информации с места пожара и взаимодействие с привлекаемыми для тушения
пожара   подразделениями   пожарной  охраны.  Для  этого  на  объектах
организации  должен  быть создан пункт связи, а личный состав пожарной
охраны оснащен достаточным количеством средств радиосвязи (в том числе
мобильные и носимые радиостанции).
     8.  Пункт  связи  должен  быть  обеспечен  прямым  каналом  связи
(телефон,  радио)  с  центром управления силами и средствами гарнизона
пожарной  охраны.  Персонал,  выполняющий  обязанности  по обеспечению
связи,  должен  знать  правила  ее  эксплуатации  и порядок действий в
случае получения информации о пожаре.
     9.  Пожарные  автомобили должны быть обеспечены мобильной и двумя
носимыми   радиостанциями.   Носимыми  средствами  связи  должны  быть
обеспечены   также   руководитель  тушения  пожара  и  личный  состав,
осуществляющий  дежурство  и  по условиям работы находящийся вне места
постоянной дислокации пожарной охраны предприятия.
     10.  Личный  состав  пожарной  охраны,  находящийся на дежурстве,
должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным
пожарным  инструментом,  групповыми  и  индивидуальными электрическими
фонарями.
     Исходя  из  особенностей  технологического  процесса организации,
личный  состав  пожарной  охраны обеспечивается приборами радиационной
разведки  и  дозиметрического контроля, а также химического контроля и
газового анализа.
     11.  Пожарные  машины  должны  быть  размещены  в  пожарных депо,
выполненных  в  соответствии с требованиями по проектированию зданий и
сооружений пожарных депо.

       Основные принципы организации деятельности подразделений
                     пожарной охраны организаций

     1.  На  подразделения  пожарной  охраны  организаций  возлагаются
задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению.
     2. Организация предупреждения пожаров должна предусматривать:
     ведомственный  контроль  за соблюдением на предприятии требований
пожарной безопасности;
     разработку  и реализацию, в пределах предоставленной компетенции,
мер пожарной безопасности.
     3.  Подразделения  пожарной  охраны организации осуществляют свою
деятельность  по  предупреждению  и  тушению  пожаров в соответствии с
ведомственными  нормативными документами, разработанными применительно
к нормативным документам Государственной противопожарной службы.
     4.  Тушение  пожаров  пожарной охраной организации, не оснащенной
мобильной  пожарной  техникой, осуществляется имеющимися в организации
средствами пожаротушения.
     5.  Для  решения возложенных на пожарную охрану организации задач
должны быть разработаны необходимые документы, в том числе:
     положение о пожарной охране организации;
     должностные инструкции личного состава пожарной охраны;
     график дежурства личного состава пожарной охраны;
     схемы,  планы  расположения  в  организации участков (секторов) с
указанием  порядка  наблюдения  за противопожарным состоянием объектов
предприятия;
     перечень  пожарной  техники  и  средств связи, а также порядок их
эксплуатации;
     расписание  занятий  по  последующей  подготовке  личного состава
пожарной охраны;
     документы   предварительного   планирования  боевых  действий  по
тушению   пожаров   и   взаимодействию   со   службами  организации  и
подразделениями гарнизона пожарной охраны.
     6.   Численность  пожарной  охраны  организации  определяется  ее
учредителем  с  учетом сменности работы личного состава, необходимости
его подмены на период отпусков и болезней.
     7.  В  зависимости  от  штатной  численности  личного  состава  в
организационную  структуру  пожарной  охраны организации могут входить
структурные  подразделения  по предупреждению пожаров, пожаротушению и
ресурсному  обеспечению.  При численности личного состава структурного
подразделения  восемь  и  более  человек в штат подразделения пожарной
охраны   вводят   должности   заместителя  руководителя  подразделения
пожарной  охраны  по  указанным  направлениям. При численности личного
состава  пожарной  охраны,  находящегося  на  дежурстве,  два  и более
человек вводят должности старших смен (начальников караулов).
     8. При создании в организации двух и более подразделений пожарной
охраны    должен   быть   создан   единый   орган   управления   этими
подразделениями  или  отряд  пожарной  охраны, в состав которого будут
включены эти подразделения.

      Требования к личному составу подразделений пожарной охраны

     1.   Личный   состав  пожарной  охраны  должен  быть  пригоден  к
выполнению  возложенных  на  него  задач,  иметь  необходимые знания и
навыки для осуществления должностных обязанностей.
     2.  Личный  состав  пожарной  охраны  при поступлении на службу и
периодически в течение прохождения службы должен проходить медицинское
освидетельствование   на   предмет   отсутствия   противопоказаний  по
состоянию здоровья для работы в пожарной охране.
     3.  Личный  состав  пожарной охраны должен пройти соответствующее
специальное  первоначальное  обучение по программам подготовки личного
состава Государственной противопожарной службы. Личный состав пожарной
охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе
не допускается.
     4.   Последующая   подготовка  личного  состава  пожарной  охраны
осуществляется руководителем пожарной охраны.
     В  ходе  последующей  подготовки  личный  состав  должен  изучать
документы,   регламентирующие  организацию  работы  по  предупреждению
пожаров  и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную
опасность  обслуживаемых объектов и правила по охране труда. Программа
последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических
и практических занятий.
     Последующая  подготовка должна планироваться таким образом, чтобы
весь  личный  состав  пожарной  охраны  не менее одного раза в квартал
практически   отрабатывал  действия  по  тушению  условных  пожаров  с
использованием   имеющейся   в   его  распоряжении  пожарной  техники.
Подразделения  пожарной  охраны  должны участвовать в отработке планов
пожаротушения   и   взаимодействии   подразделений   пожарной  охраны,
привлекаемых к тушению пожара на территории населенного пункта.
     5. Руководитель пожарной охраны организации должен иметь:
     высшее  или  среднее специальное образование пожарно-технического
профиля;
     высшее  или  среднее  специальное  образование  и  стаж  работы в
пожарной охране на руководящих должностях не менее пяти лет.
     6.  Руководящий  состав пожарной охраны должен проходить обучение
на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.
     7.  Специальное  первоначальное обучение и повышение квалификации
личного    состава    пожарной    охраны   должны   осуществляться   в
пожарно-технических  учебных  заведениях,  учебных  центрах  и пунктах
федерального органа исполнительной власти за счет средств организации.
     8.   Личный   состав   пожарной  охраны,  выполняющий  работы  по
эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи,
должен иметь соответствующую квалификацию.


                                                        Приложение N 5

                                          к Методическим рекомендациям

     Дружина  юных  пожарных  (ДЮП)  -  детское объединение, созданное
органами управления, пожарной охраной в образовательных учреждениях.
     ДЮП  создаются  в  целях совершенствования системы обучения детей
мерам   пожарной   безопасности,   их   профессиональной   ориентации,
пропаганды   пожарно-технических   знаний  и  реализации  иных  задач,
направленных  на  предупреждение  пожаров  и  умение  действовать  при
пожаре.
     Основные задачи ДЮП:
     - проведение противопожарной пропаганды;
     - организация  и  проведение  рейдов,  проверок  противопожарного
состояния в образовательных учреждениях и населенных пунктах;
     - организация    выпуска    тематической    стенной    печати   в
образовательных учреждениях;
     - организация  и  взаимодействие  с  местными СМИ (выступления по
школьному радиоузлу);
     - участие   в  распространении  тематических  выставок,  смотров,
конкурсов и военно-спортивных игр;
     - осуществление   подготовки   юных   пожарных  к  действиям  при
возникновении пожара;
     - приобретение  навыков  и  умений работы с первичными средствами
пожаротушения;
     - участие  в  проведении  соревнований  и  спортивных  секциях по
пожарно-прикладному спорту;
     - организация   и   проведение  собраний,  шествий,  тематических
экскурсий, походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей;
     - проведение  сбора  исторических  материалов  о пожарной охране,
создание школьных музеев пожарной охраны;
     - оказание шефской помощи ветеранам пожарной охраны.
     ДЮП  в  соответствии  со  ст.  25 Федерального закона "О пожарной
безопасности"  создаются по инициативе органов управления образования,
пожарной охраны и ВДПО.
     ДЮП,  как правило, организуют на базе средних общеобразовательных
школ,  в  детских  домах  и  интернатах,  учреждениях  дополнительного
образования  детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и
лагерях отдыха на период пребывания в них детей.
     Численность ДЮП должна составлять 3 - 5 юных пожарных.
     Работа ДЮП.
     Маршрут "Школа".
     Время  проведения  -  учебный  период  года. Объекты наблюдения -
школа  и  ее  территория.  Дозорные - юные пожарные выявляют нарушения
правил  пожарной  безопасности,  сообщают  о  них  в  пожарную охрану,
оказывают  взрослым  помощь  в  устранении  этих правонарушений, ведут
разъяснительную  работу  с  нарушителями правил пожарной безопасности,
выпускают листовки, оборудуют уголки пожарной безопасности, организуют
проведение   викторин,   кукольные   спектакли,  выставки,  олимпиады,
конкурсы  детского  рисунка  противопожарной  тематики,  ведут шефскую
работу  в  младших  классах.  Помогают  педагогам  разрабатывать планы
эвакуации, проводить учебную эвакуацию школьников на случай пожара.
     Маршрут   "Малыш"  проводится  в  зоне  действия  школы.  В  зону
наблюдения  входят  детские сады, игровые площадки. ДЮПовцы организуют
игры  с  малышами,  систематически остающимися без присмотра взрослых,
проводят   для   них   занимательные  викторины,  спектакли  и  другие
мероприятия на противопожарные темы. При посещении жилых домов вручают
взрослым  памятки,  напоминают  при  необходимости  о том, что следует
убирать спички от детей.
     Маршрут  "Микрорайон"  проводится  в зоне действия школы. Объекты
наблюдения   -  дворы,  чердачные  и  подвальные  помещения,  сараи  и
лестничные   площадки   жилых   зданий.   ДЮПовцы   составляют   карту
микрорайона.   Свою  работу  они  должны  проводить  под  руководством
пожарных   специалистов.  В  ходе  рейдов  выявляют  нарушения  правил
пожарной   безопасности,   пресекают   действия   ребят,  занимающихся
разведением   костров   вблизи   строений;  выпускают  боевые  листки,
фотогазеты.
     Маршрут "Елка".
     Время  проведения  - декабрь - январь. Объект наблюдения - школы,
детские  сады, жилые дома. ДЮПовцы под руководством взрослых проверяют
выполнение  противопожарных  правил  при  установке  новогодних  елок,
состояние    эвакуационных    выходов,   наличие   первичных   средств
пожаротушения, дежурят при проведении массовых мероприятий.
     Маршрут "Зеленый друг".
     Время  проведения  - наиболее пожароопасный весенне-летний период
года. ДЮПовцы выявляют случаи разведения костров, поджога травы, ведут
разъяснительную   работу   среди   местного  населения  и  отдыхающих,
вывешивают  специальные  таблички и предупредительные знаки, оборудуют
костровые площадки в отведенных местах.
     Маршрут "Тревога".
     ДЮПовцы  оборудуют  при  школах  или  школьных лагерях спортивные
площадки, занимаются в секциях пожарно-прикладного спорта, участвуют в
соревнованиях, овладевают навыками и приемами борьбы с огнем.
     Маршрут   "Поиск"  предусматривает  сбор  материалов  по  истории
пожарной  охраны  России,  района,  своего населенного пункта. ДЮПовцы
находят в своем населенном пункте людей, проявивших мужество и героизм
при  тушении  пожаров,  ветеранов  пожарной  охраны, организуют с ними
встречи.


                                                        Приложение N 6

                                          к Методическим рекомендациям

                               ПЕРЕЧЕНЬ
          ОСНОВНЫХ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НАВОДНЕНИЯХ

                   1. Режимы проведения мероприятий

     1. Нормальная повседневная деятельность.
     2. Прогнозируемая угроза возникновения ЧС.
     3. Периоды ЧС и ликвидация последствий.

-------------------------------------------------------------------------------
|     Мероприятия,          | Характеристика мероприятий, параметры их        |
|   осуществляемые на       |                 проведения                      |
|    местном уровне         |                                                 |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Контроль за состоянием    | Режимы 1, 2. Контроль за эффективностью         |
| гидропостов на речках и   | функционирования гидрометеослужбы (в т.ч. сети  |
| водоемах данной           | гидропостов) на реках и водоемах Российской     |
| территории и принятие мер | Федерации и принятие мер по ее укреплению и     |
| по его развитию и         | совершенствованию: создание системы комплексных |
| совершенствованию         | наблюдений, обеспечивающих непрерывный сбор     |
|                           | прогностических данных для региональных         |
|                           | отделений Гидрометцентра, оснащение цифровым    |
|                           | оборудованием, средствами вычислительной        |
|                           | техники, электронной и межкомпьютерной связью.  |
|                           | Сохранение существующей сети гидропостов,       |
|                           | выделение финансовых и материально-технических  |
|                           | ресурсов для поддержания их функционирования    |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Создание,                 | Режимы 1, 2. Использование данных традиционных  |
| совершенствование и       | и автоматизированных гидрометрических постов    |
| обеспечение               | Гидрометцентра, показаний метеорологических     |
| функционирования системы  | радаров, данных спутникового наблюдения.        |
| непрерывного наблюдения   | Контроль за непревышением наблюдаемыми          |
| за гидрологической        | параметрами критических для конкретных ГТС,     |
| обстановкой на реках и    | выдача предупреждения на проведение сброса воды |
| водоемах данной           | по результатам наблюдения и расчетов.           |
| территории и оповещения   | Финансирование и техническое перевооружение     |
| об угрозе наводнения      | системы наблюдения. Автоматизация процесса      |
|                           | контроля за состоянием плотин, дамб и т.п.      |
|                           | Согласование времени сброса воды из             |
|                           | водохранилищ. Информирование и оповещение       |
|                           | органов власти, ГОЧС и населения                |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Прогнозирование возможной | Режимы 1, 2. Проведение расчетов по известным   |
| обстановки при ожидаемом  | методикам, моделирование гидрологических        |
| наводнении и оповещение о | процессов с использованием моделей и режимов    |
| результатах прогноза      | реального времени. Проверка и уточнение         |
| органов власти,           | проектных решений с учетом последних            |
| учреждений, организаций,  | методических разработок. Задействование ГИС     |
| предприятий и населения   | региональных центров ГОЧС. Доклад результатов   |
|                           | расчета (прогноза) руководству МЧС, доведение   |
|                           | его до ГУ ГОЧС, органов власти на местах. В     |
|                           | случае возникновения реальной угрозы затопления |
|                           | - оповещение органов власти, ГОЧС и населения   |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Подготовка к проведению   | Режимы 1, 2, 3. Отработка планов проведения     |
| мероприятий по эвакуации  | эвакуации. Определение мест размещения          |
| населения и материальных  | эвакуированного населения, порядка обеспечения  |
| ценностей из зон          | его жизненно важных потребностей. Доведение до  |
| возможного затопления     | населения порядка действий и правил поведения в |
| (уточнение расчета сил и  | случае осуществления эвакуации. Установление    |
| средств; организация      | порядка и норм обеспечения, определение         |
| взаимодействия с          | источников финансирования эвакуационных         |
| воинскими частями;        | мероприятий. Создание формирований              |
| проведение тренировок по  | транспортного и материального обеспечения.      |
| действиям в случае        | Проведение расчетов по определению потребности  |
| наводнения и              | в транспортных средствах, ГСМ и ресурсах        |
| заблаговременное их       | первоочередного жизнеобеспечения. Планомерное   |
| проведение при угрозе)    | проведение эвакуации в случае возникновения     |
|                           | реальной угрозы (по данным наблюдений и         |
|                           | прогноза)                                       |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Подсыпка и укрепление     | Режимы 1, 2. Наличие технических решений на     |
| берегозащитных сооружений | проведение работ. Определение мест выемки       |
| (ограждение дамб,         | грунта, бутовых материалов и пр. Определение    |
| обваловок и т.п.)         | подрядных организаций на производство работ.    |
|                           | Планирование работ. Обеспечение                 |
|                           | материально-техническими ресурсами работ по     |
|                           | реконструкции ГТС                               |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Контроль за работой       | Режимы 1, 2. Сезонный сброс воды из верхнего    |
| водохранилищ по приятию   | бьефа в соответствии с расчетами по данным      |
| паводковых вод и          | многолетних наблюдений. Усиление контроля в     |
| регулированию стока       | предпаводковый и паводковый периоды, периоды    |
|                           | половодья. Корректировка графика сброса воды по |
|                           | данным конкретного периода. Согласование на     |
|                           | межрегиональном уровне графика сброса воды для  |
|                           | крупных водохранилищ. Оперативное обобщение     |
|                           | данных о наполнении водохранилищ и выработка    |
|                           | предложений по времени и объему сброса для      |
|                           | принятия решения ответственными лицами          |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Подготовка мер по отводу  | Режимы 1, 2. Проводятся по результатам          |
| паводковых вод,           | гидрогеологических изысканий. Контроль за       |
| дноуглубительные и        | состоянием береговой линии, набережных в черте  |
| русловыпрямительные       | населенных пунктов. Разработка и планомерная    |
| работы                    | реализация проектов производства работ для      |
|                           | населенных пунктов, подверженных воздействию    |
|                           | фактора. Использование местных строительных     |
|                           | естественных и искусственных материалов. Завоз  |
|                           | материалов и конструкций для производства работ |
|                           | (в случае необходимости). Контроль за           |
|                           | своевременностью выполнения работ (готовность к |
|                           | паводковому периоду). СН.П 2.06.15-Й, СН.П      |
|                           | 2.в1.14-ЯЗ                                      |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Обследование и укрепление | Режимы 1, 3. Производятся специалистами         |
| мостов, подготовка        | визуально и с применением специального          |
| материалов и средств к их | оборудования на предмет физической устойчивости |
| восстановлению.           | и способности функционировать в экстремальных   |
| Планирование и подготовка | условиях. По результатам обследования           |
| к наводнению временных    | принимается решение об усилении, о              |
| переправ                  | дублировании, выводе из эксплуатации и т.п.     |
|                           | Решение согласуется (ведомства, владельцы,      |
|                           | арендаторы и др.)                               |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Подготовительные работы   | Режимы 2, 3. Приведение в готовность больничной |
| по организации оказания   | сети, развертывание дополнительных пунктов      |
| медицинской помощи        | оказания медицинской помощи. Закрепление        |
| пострадавшим людям, по    | медицинского персонала за местами размещения    |
| первоочередному           | эвакуируемых. Пополнение запасов медикаментов и |
| жизнеобеспечению, а также | средств оказания медицинской помощи. Выдвижение |
| по защите                 | медицинских формирований к предполагаемым       |
| сельскохозяйственных      | местам проведения аварийно-спасательных работ.  |
| животных при угрозе       | Подготовка транспорта для                       |
| наводнения                | лечебно-эвакуационного обеспечения населения в  |
|                           | зоне ЧС. Организация взаимодействия с местными  |
|                           | органами власти, аварийно-спасательными         |
|                           | формированиями, милицией, войсковыми частями,   |
|                           | лечебными учреждениями, предприятиями и         |
|                           | организациями в зонах ЧС. Подготовка            |
|                           | медперсонала по курсу "Медицина катастроф".     |
|                           | Применение мобильных формирований первичного    |
|                           | жизнеобеспечения и мобильных комплексов         |
|                           | первичного жизнеобеспечения. Завоз              |
|                           | продовольствия и предметов первой               |
|                           | необходимости, гуманитарной помощи с            |
|                           | применением авиации и судов маломерного флота   |
|                           | при невозможности доставки автомобильным        |
|                           | транспортом. Оборудование площадок разгрузки и  |
|                           | хранения. Создание запасов в угрожаемый период. |
|                           | Обеспечение охраны и сохранности. Организация   |
|                           | распределения. Определение безопасных мест      |
|                           | размещения животных. Транспортное обеспечение в |
|                           | случае необходимости. Обеспечение кормами.      |
|                           | Обеспечение охраны. Обеспечение сбора и         |
|                           | транспортировки к местам потребления            |
|                           | (переработки) сельхозпродукции (мяса, молока,   |
|                           | яиц и т.п.)                                     |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Проведение мероприятий по | Режим 2, 3. По результатам обследования         |
| укреплению железных и     | принимается решение об усилении, о              |
| автомобильных дорог,      | дублировании, выводе из эксплуатации и т.п.     |
| попадающих в зоны         | Решение согласуется (ведомства, владельцы,      |
| возможного затопления.    | арендаторы и др.). Корректировка транспортной   |
| Подготовка к организации  | схемы производится по результатам разведки и    |
| временных объездных путей | обследования состояния транспортных             |
|                           | коммуникаций и объектов в случае невозможности  |
|                           | их дальнейшей эксплуатации. Производится за     |
|                           | счет использования резервных маршрутов или      |
|                           | сооружения временных транспортных коммуникаций. |
|                           | Увязка пунктов сопряжения различных видов       |
|                           | транспорта по пунктам обслуживания населения и  |
|                           | грузопотоков. Организация регулирования на      |
|                           | новых маршрутах. Обеспечение регламентирующими  |
|                           | знаками, указателями и т.п.                     |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Создание запасов средств  | Режимы 1, 2. Анализ порядка и номенклатуры      |
| для ликвидации            | используемых материально-технических ресурсов   |
| последствий               | при ликвидации ЧС для районов с частой          |
|                           | повторяемостью по данным многолетних            |
|                           | наблюдений. Выработка предложений по составу и  |
|                           | объему создаваемых резервных запасов, порядку   |
|                           | финансирования, подготовка заявок. Контроль за  |
|                           | состоянием неснижаемых (нормируемых) запасов.   |
|                           | Определение мест хранения и порядка доставки в  |
|                           | район бедствия. Подготовка площадок для приема  |
|                           | поступающих в ходе ликвидации ЧС грузов         |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Подготовка к              | Режимы 1, 2. Разработка планов действий в       |
| восстановлению            | условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС.         |
| поврежденных наводнением  | Обеспечение материально-техническими ресурсами. |
| систем водо-, тепло-,     | Создание запасов резервных автономных           |
| энергоснабжения и связи,  | источников энергоснабжения, тепла и т.п.        |
| разрушенных или           | Проведение учений и тренировок по переводу      |
| поврежденных дорог        | коммунально-энергетических объектов на особый   |
|                           | режим функционирования, отработка нормативов    |
|                           | перевода на особый режим (подготовка к переводу |
|                           | - не более 12 часов, непосредственно перевод -  |
|                           | не более 6 часов). Создание запасов реагентов,  |
|                           | расходных материалов. Согласование порядка      |
|                           | обеспечения эвакуированного населения           |
|                           | коммунально-энергетическими услугами            |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Осуществление мер по      | Режимы 1, 3. Изучение условий размещения        |
| укреплению и защите       | объектов, трассировки трубопроводных сетей.     |
| систем тепло- и           | Оценка риска повреждения и разрушения.          |
| электроснабжения, связи,  | Разработка и обоснование технических решений    |
| дорог и других            | для конкретных объектов с учетом возможного     |
| транспортных коммуникаций | характера воздействия ЧС на здания и сооружения |
|                           | объекта, технологический процесс. Увязка        |
|                           | решений с общим комплексом мероприятий по       |
|                           | предотвращению затоплений. Снижение вероятности |
|                           | возникновения вторичных факторов поражения за   |
|                           | счет инженерных решений и введения особого      |
|                           | технологического режима, снижения запасов       |
|                           | опасных веществ, ограничения мощности           |
|                           | производства. В некоторых случаях - остановка   |
|                           | производства, прекращение деятельности,         |
|                           | корректировка транспортной схемы                |
|---------------------------|-------------------------------------------------|
| Предварительное           | Режимы 2, 3. Создание специальных команд для    |
| ослабление ледяного       | подрыва льда, обучение методике проведения      |
| покрова для               | взрывных работ на реках с различной ледовой     |
| предотвращения            | обстановкой. Сертификация формирований.         |
| образования заторов и     | Экипировка и оснащение команд. Согласование     |
| зажоров                   | порядка применения взрывного способа ликвидации |
|                           | заторов и порядка использования команд          |
|                           | подрывников. Планирование доставки команд в     |
|                           | места проведения взрывных работ. Проведение     |
|                           | учений и тренировок. Применение ледокольного    |
|                           | флота. Зачернение ледовых полей. Применение     |
|                           | авиации для прицельного бомбометания по местам  |
|                           | образования заторов                             |
-------------------------------------------------------------------------------

              2. Нормы обеспечения населения предметами
                         первой необходимости

----------------------------------------------------------------------
| N |    Наименование предметов    |     Единицы     |   Количество  |
|п/п|                              |    измерения    |               |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|1  | Миска глубокая металлическая | шт./чел.        | 1             |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|2  | Ложка                        | -"-             | 1             |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|3  | Кружка                       | -"-             | 1             |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|4  | Ведро                        | шт. на 10 чел.  | 2             |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|5  | Чайник металлический         | -"-             | 1             |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|6  | Мыло                         | г/чел./мес.     | 200           |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|7  | Моющие средства              | -"-             | 500           |
|---|------------------------------|-----------------|---------------|
|8  | Постельные принадлежности    | компл./чел.     | 1             |
----------------------------------------------------------------------

     Примечания: 1. Приказ Минобороны России от 15.10.1992 N 200.
     2. Рекомендации   по  оборудованию  и  жизнеобеспечению  полевого
палаточного  лагеря  для  временного   размещения   эвакуированных   и
беженцев. - М.: ГКЧС, 1992.
     
               3. Нормы обеспечения продуктами питания
                     пострадавшего в ЧС населения

----------------------------------------------------------------------
|  N |    Наименование продукта      |    Единицы    |   Количество  |
| п/п|                               |   измерения   |               |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 1  | Хлеб из смеси ржаной обдирной | г/чел. в сутки| 250           |
|    | и пшеничной муки 1-го сорта   |               |               |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 2  | Хлеб белый из пшеничной муки  | -"-           | 250           |
|    | 1-го сорта                    |               |               |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 3  | Мука пшеничная 2-го сорта     | -"-           | 15            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 4  | Крупа разная                  | -"-           | 60            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 5  | Макаронные изделия            | -"-           | 20            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 6  | Молоко и молокопродукты       | -"-           | 200           |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 7  | Мясо и мясопродукты           | -"-           | 60            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 8  | Рыба и рыбопродукты           | -"-           | 25            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 9  | Жиры                          | -"-           | 30            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 10 | Сахар                         | -"-           | 40            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 11 | Картофель                     | -"-           | 300           |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 12 | Овощи                         | -"-           | 120           |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 13 | Соль                          | -"-           | 20            |
|----|-------------------------------|---------------|---------------|
| 14 | Чай                           | -"-           | 1             |
----------------------------------------------------------------------
     
     Примечания: 1.   Нормы  физиологических  потребностей  в  пищевых
веществах  и  энергии  для  различных   групп   населения   Российской
Федерации. - М.: Медицина, 1992.
     2. Сборник нормативных и инструктивных материалов  по  применению
закона  РСФСР  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". - М., 1992.

                 4. Нормы обеспечения населения водой

-----------------------------------------------------------------------
| N  |       Виды водопотребления          |   Единицы   | Количество |
|п/п |                                     |  измерения  |            |
|----|-------------------------------------|-------------|------------|
|1   | Питье                               |л/чел. сут.  |2,5/5,0     |
|----|-------------------------------------|-------------|------------|
|2   | Приготовление пищи, умывание, в     |-"-          |7,5         |
|    | том числе:                          |             |            |
|    |-------------------------------------|-------------|------------|
|    | - приготовление пищи и мытье        |-"-          |3,5         |
|    | кухонной посуды                     |             |            |
|    |-------------------------------------|-------------|------------|
|    | - мытье индивидуальной посуды       |-"-          |1,0         |
|    |-------------------------------------|-------------|------------|
|    | - мытье лица и рук                  |-"-          |3,0         |
|----|-------------------------------------|-------------|------------|
|3   | Удовлетворение санитарно -          |-"-          |21,0        |
|    | гигиенических потребностей человека |             |            |
|    | и обеспечение санитарно-            |             |            |
|    | гигиенического состояния помещений  |             |            |
|----|-------------------------------------|-------------|------------|
|4   | Выпечка хлеба и хлебопродуктов      |л/кг         |1,0         |
|----|-------------------------------------|-------------|------------|
|5   | Прачечные, химчистки                |-"-          |40,0        |
|----|-------------------------------------|-------------|------------|
|6   | Для медицинских учреждений          |л/чел. в сут.|50,0        |
|----|-------------------------------------|-------------|------------|
|7   | Полная санобработка людей           |л/чел.       |45,0        |
-----------------------------------------------------------------------

     Примечания: 1. ГОСТ 22.3.006-87 В. Нормы водоснабжения населения.
     2. В числителе указаны нормы водоснабжения  для  питья  взрослого
населения  и подростков (от 14 лет и старше),  а в знаменателе - нормы
для детей от 1 года до 14 лет и кормящих матерей.
     
           5. Рекомендуемые комплекты одежды, белья и обуви
                для выдачи пострадавшему населению <*>
     
--------------------------------
     <*> Приведенные  в  таблице  комплекты  одежды,  белья  и   обуви
рекомендованы Минторгом СССР.  Отчет о НИР 88123.  - М.: Минторг СССР,
ВНИЭТсистем.

----------------------------------------------------------------------
| Время |         Для мужчин         |          Для женщин           |
| года  |----------------------------|-------------------------------|
|       |  наименование  | количество|    наименование    |количество|
|       |  одежды, белья,|           |   одежды, белья,   |          |
|       |      обуви     |           |       обуви        |          |
|-------|----------------|-----------|--------------------|----------|
|Лето   | Брюки          | 1         | Платье летнее      |1         |
|       | Сорочки        | 1         | Чулки, пара        |1         |
|       | Носки, пара    | 1         | Белье нательное    |1         |
|       | Белье нательное| 1         | (комплект из 2     |          |
|       | (майки, трусы) |           | предметов)         |          |
|       | Обувь летняя,  | 1         | Обувь летняя,пара  |1         |
|       | пара           |           |                    |          |
|-------|----------------|-----------|--------------------|----------|
|Зима   | Пальто, куртка | 1         | Пальто, куртка     |1         |
|       | Костюм         | 1         | Платье, костюм     |1         |
|       | Сорочка        | 1         | Белье нательное    |1         |
|       | Белье нательное| 1         | (комплект из 2     |          |
|       | (комплект из 2 |           | предметов)         |          |
|       | предметов)     |           | Чулки, пара        |1         |
|       | Носки, пара    | 1         | Платок головной    |1         |
|       | Шапка          | 1         | Шапка вязаная      |1         |
|       | Обувь, пара    | 1         | Обувь, пара        |1         |
|       | Перчатки,      | 1         | Перчатки,          |1         |
|       | варежки, пара  |           | варежки, пара      |          |
|-------|----------------|-----------|--------------------|----------|
|Весна, | Плащ, куртка   | 1         | Плащ, куртка       |1         |
|осень  | Костюм         | 1         | Платье, костюм     |1         |
|       | Сорочка        | 1         | Белье нательное    |1         |
|       | Белье нательное| 1         | (комплект из 2     |          |
|       | (комплект из 2 |           | предметов)         |          |
|       | предметов)     |           | Чулки, пара        |1         |
|       | Носки, пара    | 1         | Платок головной    |1         |
|       | Головной убор  | 1         | Обувь, пара        |1         |
|       | (кепи, береты) |           |                    |          |
|       | Обувь, пара    | 1         |                    |          |
----------------------------------------------------------------------

     Запасы   материальных  средств  чрезвычайного  резервного  фонда,
используемого   для   организации   первоочередного   жизнеобеспечения
пострадавшего  населения, создаются органами местного самоуправления в
соответствии:
     - с  Федеральным  законом  "О  защите  населения  и территорий от
чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648);
     - Постановлением  Правительства Российской Федерации от 10 ноября
1996   г.   N  1340  "О  порядке  создания  и  использования  резервов
материальных  ресурсов  для  ликвидации  ЧС  природного и техногенного
характера".
     Предлагаемые  к развертыванию элементы полевого пункта временного
размещения населения:
     - пункт встречи;
     - место   высадки  эвакуированного  населения  из  автомобильного
транспорта;
     - администрация ПВР, пункт регистрации, стол справок;
     - пункт вещевого обеспечения;
     - склад вещевого имущества, предметов первой необходимости;
     - место для умывания;
     - пункт питания;
     - пункт выдачи гуманитарной помощи;
     - место размещения "матери и ребенка";
     - место проживания эвакуированного населения на 100 человек (50 x
2);
     - медицинский пункт;
     - пункт социально-психологической помощи;
     - туалеты.
     Кроме  перечисленных  элементов  назначаются посты регулирования,
посты охраны общественного порядка.


                                                        Приложение N 7

                                          к Методическим рекомендациям

                               ПРАВИЛА
         ОХРАНЫ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ НА ТЕРРИТОРИИ
                      МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1.  Настоящие  Правила  разработаны  в соответствии с Правилами
охраны  жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках
морей,   утвержденными   Приказом  Министерства  жилищно-коммунального
хозяйства  РСФСР  от  23  декабря  1988  г.  N  351, и обязательны для
юридических лиц и граждан на всей территории --------------.
     1.2.  Органы местного самоуправления в целях безопасности жизни и
здоровья    граждан,   по   производственным   и   иным   соображениям
устанавливают  места,  где запрещены купание, катание на лодках, забор
воды  для  питьевых  и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют
другие    условия   общего   водопользования   на   водных   объектах,
расположенных на территории соответственно района, города, поселка.
     1.3.  Участки  водных  объектов  для  массового отдыха, купания и
занятия  спортом  (далее  по  тексту - зоны рекреации) устанавливаются
органами   местного   самоуправления   по   согласованию   с  органами
государственного    санитарно-эпидемиологического    надзора,   охраны
природы,  Государственной инспекции по маломерным судам; на судоходных
и  лесосплавных  путях водных объектов также с органами, регулирующими
судоходство и лесосплав.
     1.4.    Органы   государственного   санитарно-эпидемиологического
надзора  осуществляют  контроль  за  состоянием зоны рекреации водного
объекта  и  представляют  в  органы  местного  самоуправления данные о
соответствии  зоны  рекреации  водного объекта санитарно-гигиеническим
нормам и правилам перед началом и в период купального сезона.
     1.5.  Предприятия,  учреждения  и  организации независимо от форм
собственности  несут  ответственность  за состояние безопасности жизни
людей на закрепленных за ними водоемах.
     1.6.   Сроки  купального  сезона,  продолжительность  работы  зон
рекреации    водных   объектов   устанавливаются   органами   местного
самоуправления.
     1.7.  При  проведении  экскурсий, коллективных выездов на отдых и
других  массовых  мероприятий  на водоемах предприятия, учреждения или
организации выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде,
общественный порядок и охрану окружающей среды.
     1.8.   Контроль   за  соблюдением  настоящих  Правил  со  стороны
предприятий  и  организаций,  участвующих  в  обеспечении безопасности
населения на водоемах, организацию их взаимодействия, анализ положения
дел  с  безопасностью на воде и выработку предложений по его улучшению
осуществляет  Государственная  инспекция  по маломерным судам, которая
проводит ежегодные технические освидетельствования пляжей, других мест
массового  отдыха населения на водоемах и переправах и дает разрешение
на их эксплуатацию.

           II. ПОРЯДОК УЧЕТА ЗОН РЕКРЕАЦИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

     2.1.   Все  зоны  рекреации  водных  объектов  подлежат  учету  в
Государственной инспекции по маломерным судам.
     2.2. Учет зон рекреации водных объектов включает в себя:
     заполнение   владельцем   учетной  карточки  водного  объекта,  с
представлением   схемы   объекта,   указанием   основных   технических
характеристик   (длины,   ширины,  площади,  вместимости),  количества
бытовых,  торговых и медицинских помещений, ведомственных спасательных
постов;
     внесение  сведений  об  объекте  в  журнал  учета  зоны рекреации
водного объекта;
     присвоение     зоне    рекреации    водного    объекта    номера,
соответствующего номеру в журнале;
     заключение   договора,   на  основании  которого  Государственная
инспекция  по  маломерным  судам берет на себя обязательство проводить
техническое освидетельствование зоны рекреации водного объекта.

               III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
                         ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

     3.1.  Для определения готовности зоны рекреации водного объекта к
эксплуатации   проводятся   ежегодные   и   внеочередные   технические
освидетельствования.
     3.2.   Ежегодное  техническое  освидетельствование  проводится  в
объеме  настоящих требований для подтверждения основных характеристик,
проверки   наличия   и   состояния   соответствующего  оборудования  и
снабжения.
     3.3.   Внеочередное  техническое  освидетельствование  проводится
после   капитального   ремонта,   модернизации  или  переоборудования,
стихийного бедствия и т.п., вызвавших изменение основных характеристик
зоны рекреации водного объекта.
     3.4.   При   проведении   технического  освидетельствования  зоны
рекреации водных объектов проверяются:
     соответствие площади объекта количеству отдыхающих;
     наличие ведомственных спасательных постов, помещений для оказания
первой медицинской помощи, их укомплектованность;
     наличие  спасательного и противопожарного имущества и инвентаря в
соответствии с установленными нормами;
     состояние  территории  объекта,  техническое  состояние мостиков,
плотов, вышек, используемых для схода и прыжков в воду;
     наличие   стендов  с  материалами  по  предупреждению  несчастных
случаев  на  воде,  советами  купающимся  о порядке поведения на воде,
таблицами  с  указанием температуры воды и воздуха, направления и силы
ветра,  скорости  течения,  схемой  территории  и  акватории  пляжа  с
указанием наибольших глубин и опасных мест.
     3.5.  На  основании  результатов технического освидетельствования
зоны рекреации водного объекта (ежегодного, внеочередного) инспектором
составляется акт.
     3.6.    Техническое    освидетельствование    маломерных   судов,
приписанных  к  ведомственному  спасательному  посту,  производится  в
соответствии  с  требованиями  по  техническому надзору за маломерными
судами на годность к плаванию.
     3.7.  Перед  проведением  технического  освидетельствования  зоны
рекреации  водного  объекта  Государственная  инспекция  по маломерных
судам предъявляет владельцу зоны рекреации счет за проведенные работы.
     3.8.  Сроки  технического  освидетельствования  согласовываются с
владельцем зоны рекреации водного объекта.
     3.9. Если техническое состояние зоны рекреации водного объекта не
отвечает  требованиям охраны жизни людей на воде или окружающей среды,
начальником  Государственной  инспекции  по  маломерным  судам или его
заместителем пользование объектом запрещается.
     3.10.   Повторное   освидетельствование  зоны  рекреации  водного
объекта   проводится   госинспектором   Государственной  инспекции  по
маломерным  судам  в  полном  объеме  в присутствии администрации базы
после оплаты по установленному тарифу.
     3.11.  Должностные  лица  и  владельцы  зон рекреации, нарушающие
правила   пользования   зонами   рекреации,  несут  ответственность  в
соответствии с действующим законодательством.

           IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНАМ РЕКРЕАЦИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

     4.1.  Береговая  территория зоны рекреации водного объекта должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам и правилам и иметь
ограждение.
     4.2.   В  зонах  рекреации  водного  объекта  для  предупреждения
несчастных  случаев  и  оказания  помощи  терпящим  бедствие на воде в
период купального сезона выставляются ведомственные спасательные посты
предприятий,  учреждений  и  организаций,  за которыми закреплены зоны
рекреации.
     4.3.   Контроль  за  работой  ведомственных  спасательных  постов
возлагается   на   предприятия,   учреждения  и  организации,  которым
подчинены эти посты.
     4.4.  Зоны  рекреации водных объектов располагаются на расстоянии
не  менее  500 м выше по течению от мест выпуска сточных вод, не ближе
250  м  выше  и  1000  м  ниже  портовых  гидротехнических сооружений,
пристаней, причалов, нефтеналивных приспособлений.
     В  местах,  отведенных для купания и выше их по течению до 500 м,
запрещается стирка белья и купание животных.
     4.5.  Перед  началом  купального  сезона  дно  водоема до границы
плавания  должно  быть  обследовано  водолазами  и  очищено  от водных
растений,  коряг,  камней,  стекла  и  др., иметь постепенный скат без
уступов до глубины 1,75 м, при ширине полосы от берега не менее 15 м.
     4.6.  Площадь  водного  зеркала  в  месте  купания  при проточном
водоеме  должна обеспечивать не менее 5 кв. м на одного купающегося, а
на  непроточном  водоеме  -  в  2 - 3 раза больше. На каждого человека
должно приходиться не менее 2 кв. м площади пляжа.
     4.7.  В  местах,  отведенных  для  купания, не должно быть выхода
грунтовых  вод,  водоворота,  воронок  и течения, превышающего 0,5 м в
секунду.
     4.8.  Границы  плавания  в  местах  купания  обозначаются буйками
оранжевого  цвета,  расположенными  на  расстоянии  25  - 30 м один от
другого и до 25 м от мест с глубиной 1,3 м.
     4.9.  В  зоне  рекреации  водного  объекта  отводятся участки для
купания  не  умеющих  плавать  с  глубиной  не  более  1,2  м. Участки
обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах, или ограждаются
штакетным забором.
     4.10.  Зоны  рекреации  водных  объектов  оборудуются  стендами с
извлечениями   из   настоящих   Правил,  материалами  по  профилактике
несчастных  случаев  на  воде,  данными  о температуре воды и воздуха,
обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для
защиты от солнца.
     4.11.  Плавучие  понтоны, ограждающие акваторию купальни, надежно
закрепляются  и соединяются с берегом мостиками или трапами, а сходы в
воду должны иметь перила.
     4.12.   На   купальнях,   выступающих   за   береговую  черту,  с
наступлением  темноты  на  части, выступающей в сторону судового хода,
при  длине  50  м  зажигается  белый  огонь  кругового освещения, ясно
видимый  со  стороны  судового хода, на высоте 2 м над настилом, а при
длине 50 м и более - белые круговые огни через каждые 50 м.
     4.13.  При отсутствии естественных участков с приглубыми берегами
в  местах  с  глубинами,  обеспечивающими  безопасность  при  нырянии,
оборудуются деревянные мостки или плоты для прыжков в воду.
     4.14.  В  зонах  рекреации  водных  объектов  в период купального
сезона  организуется  дежурство  медицинского  персонала  для оказания
медицинской помощи пострадавшим на воде.
     4.15.  Зоны  рекреации  водного объекта, как правило, должны быть
радиофицированы,  иметь  телефонную  связь  и обеспечиваться городским
транспортом.
     4.16.  Продажа спиртных напитков в местах массового отдыха у воды
категорически запрещается.

              V. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
           ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЗОНАМИ РЕКРЕАЦИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

     5.1. Запрещается:
     5.1.1.  Купаться  в  местах,  где  выставлены  щиты  (аншлаги)  с
предупреждениями и запрещающими надписями.
     5.1.2. Купаться в необорудованных, незнакомых местах.
     5.1.3. Заплывать за буйки, обозначающие границы плавания.
     5.1.4.  Подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и
другим плавсредствам.
     5.1.5.  Прыгать  в  воду  с  катеров,  лодок,  причалов,  а также
сооружений, не приспособленных для этих целей.
     5.1.6. Загрязнять и засорять водоемы.
     5.1.7.   Распивать   спиртные   напитки,   купаться  в  состоянии
алкогольного опьянения.
     5.1.8. Приводить с собой собак и других животных.
     5.1.9.  Оставлять  на берегу, в гардеробах и раздевальнях бумагу,
стекло и другой мусор.
     5.1.10.  Играть  с  мячом и в спортивные игры в не отведенных для
этих  целей  местах,  а  также  допускать  в воде шалости, связанные с
нырянием и захватом купающихся.
     5.1.11. Подавать крики ложной тревоги.
     5.1.12.   Плавать  на  досках,  бревнах,  лежаках,  автомобильных
камерах, надувных матрацах.
     5.2.  При обучении плаванию ответственность за безопасность несет
преподаватель  (инструктор,  тренер, воспитатель), проводящий обучение
или тренировки.
     5.3.  При  групповом обучении плаванию группы не должны превышать
10  чел.  За  группой должны наблюдать опытный спасатель и медицинский
работник.
     5.4. Обучение плаванию должно проводиться в специально отведенных
местах.
     5.5.  Каждый  гражданин обязан оказать посильную помощь терпящему
бедствие на воде.
     5.6.  Работниками  спасательных  подразделений  в зонах рекреации
водных  объектов  должна  систематически  проводиться  разъяснительная
работа  по  предупреждению несчастных случаев на воде с использованием
радио,     трансляционных    установок,    стендов,    фотовитрин    с
профилактическим материалом.
     5.7.   Указания   представителей   Государственной  инспекции  по
маломерным  судам  в  части  принятия  мер  безопасности  на  воде для
администрации зон рекреации водных объектов, баз отдыха и плавательных
бассейнов являются обязательными.

           VI. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

     6.1. Безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором
и оборудованием места купания, систематической разъяснительной работой
с   детьми   о   правилах   поведения   на   воде  и  соблюдением  мер
предосторожности.
     6.2.    Взрослые   обязаны   не   допускать   купания   детей   в
неустановленных   местах,   шалостей   на   воде,   плавания   на   не
приспособленных  для  этого  средствах  (предметах) и других нарушений
правил безопасности на воде.
     6.3.   В   пионерских   лагерях  и  других  детских  учреждениях,
расположенных  у водоемов, участок для купания детей должен выбираться
по возможности у пологого песчаного берега.
     Дно  участка  должно  иметь  постепенный  уклон  до  глубины двух
метров,  без  ям, уступов, свободно от водных растений, коряг, камней,
стекла и других предметов.
     Перед   открытием  купального  сезона  в  пионерском  лагере  дно
акватории  должно  быть  обследовано  водолазами  и очищено от опасных
предметов.
     6.4.  На  пляжах  пионерского лагеря, другого детского учреждения
оборудуются участки для обучения плаванию детей дошкольного и младшего
школьного  возраста  с  глубинами  не  более  0,7 м, а также для детей
старшего  возраста  с  глубинами  не  более 1,2 м. Участки ограждаются
забором  или  обносятся  линией  поплавков,  закрепленных на тросах. В
местах с глубинами до 2 м разрешается купаться детям в возрасте 12 лет
и  более  и  только  хорошо  умеющим  плавать.  Эти  места ограждаются
буйками, расположенными на расстоянии 25 - 30 м один от другого.
     6.5.  Пляж пионерского лагеря, другого детского учреждения должен
отвечать  установленным санитарным требованиям, благоустроен, огражден
штакетным забором со стороны суши.
     6.6.  На  расстоянии  3  м  от  уреза  воды  через  каждые  25  м
устанавливаются  стойки  с  вывешенными на них спасательными кругами и
"концом Александрова".
     6.7.   На  территории  пионерского  лагеря  оборудуется  стенд  с
извлечениями   из   настоящих   Правил,  материалами  по  профилактике
несчастных  случаев,  данными  о  температуре  воды  и воздуха, силе и
направлении ветра.
     6.8.  Во  время  купания  детей  на  территории пляжа оборудуется
медицинский  пункт,  устанавливаются  грибки  и  навесы  для защиты от
солнца.
     6.9. Купание детей разрешается только группами не более 10 чел. и
продолжительностью не свыше 10 мин.
     6.10.  Ответственность  за  безопасность детей во время купания и
методическое  руководство  возлагается  на  инструктора  по  плаванию.
Эксплуатация  пляжей  пионерских лагерей или других детских учреждений
запрещается без наличия в их штатах инструкторов по плаванию.
     Купание  детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей,
умеющих плавать.
     6.11. Перед началом купания детей проводится подготовка пляжа:
     6.11.1. Границы участка, отведенного для купания отряда (группы),
обозначаются вдоль береговой черты флажками.
     6.11.2.   На   щитах  развешиваются  спасательные  круги,  "концы
Александрова" и другой спасательный инвентарь.
     6.11.3.  Спасательная  лодка  со  спасателем  выходит  на внешнюю
сторону границы плавания и удерживается в двух метрах от нее.
     6.12.  По окончании подготовки пляжа детей группами выводят на их
участки  купания,  инструктируют  по  правилам поведения на воде, дети
выстраиваются в линейку и складывают перед собой одежду.
     За  купающимися  детьми  должно  вестись  непрерывное  наблюдение
дежурными воспитателями и медицинскими работниками.
     6.13.  Купающимся  детям  запрещается  нырять  с  перил, мостков,
заплывать за границу плавания.
     6.14. Во время купания детей на участке запрещается:
     6.14.1. Купание и нахождение посторонних лиц.
     6.14.2. Катание на лодках и катерах.
     6.14.3. Игры и спортивные мероприятия.
     6.15.   Для   проведения   уроков   по   плаванию  ограждается  и
соответствующим  образом оборудуется на берегу площадка, примыкающая к
воде.
     На площадке должны быть:
     плавательные доски по числу детей;
     резиновые круги по числу детей;
     2  -  3  шеста,  применяемые  для  поддержки  неумеющих  плавать,
плавательные поддерживающие пояса;
     3 - 4 ватерпольных мяча;
     2 - 3 электромегафона;
     доска   расписания  занятий  с  учебными  плакатами  по  методике
обучения и технике плавания.
     6.16.  Для  купания  детей  во время походов, прогулок, экскурсий
выбирается  неглубокое место с пологим и чистым от свай, коряг, острых
камней,  водорослей  и ила дном. Обследование места купания проводится
взрослыми,  умеющими хорошо плавать и нырять. Купание детей проводится
под контролем взрослых.

           VII. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПАРОМНЫМИ
                   ПЕРЕПРАВАМИ И НАПЛАВНЫМИ МОСТАМИ

     7.1. Статус паромных переправ и наплавных мостов (далее по тексту
-   переправы),   режим   их   работы   определяются  эксплуатирующими
организациями  по  согласованию  с  органами местного самоуправления и
организациями, регулирующими судоходство и лесосплав.
     7.2.   Все   переправы  должны  находиться  в  исправном  рабочем
состоянии и обеспечивать при их эксплуатации безопасность людей.
     7.3.    Плавсредства   переправ   должны   отвечать   техническим
требованиям, иметь документацию, регистрироваться, проходить ежегодное
освидетельствование   на  годность  к  плаванию,  эксплуатироваться  в
соответствии    с   требованиями   нормативно-технических   документов
Государственной инспекции по маломерным судам.
     7.4. На каждой переправе эксплуатирующей организацией должен быть
вывешен на видном месте Порядок посадки и высадки пассажиров, погрузки
и выгрузки автотранспорта.
     7.5.  На внутренних водных путях переправы должны быть обозначены
навигационными  знаками  и  огнями  в соответствии с требованиями ГОСТ
26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей".
     7.6.    Переправы    должны   быть   снабжены   спасательными   и
противопожарными средствами в соответствии с установленными нормами.

                   VIII. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ

     8.1.  При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными
ледовыми  переправами  или  проложенными тропами, а при их отсутствии,
прежде  чем  двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться в
прочности   льда  с  помощью  палки.  Если  лед  непрочен,  необходимо
прекратить  движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги
без отрыва ног от поверхности льда.
     Категорически запрещается проверять прочность льда ударами ноги.
     8.2.  Во  время движения по льду следует обращать внимание на его
поверхность,  обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем
снега.  Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое
течение,  родники,  выступают  на  поверхность кусты, трава, впадают в
водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий,
ведется заготовка льда и т.п.
     Безопасным  для  перехода  пешехода  является  лед  с зеленоватым
оттенком и толщиной не менее 7 см.
     8.3.  При переходе по льду необходимо следовать друг за другом на
расстоянии  5  - 6 м и быть готовым оказать немедленную помощь идущему
впереди.
     Перевозка малогабаритных, но тяжелых грузов производится на санях
или  других  приспособлениях  с  возможно  большей  площадью  опоры на
поверхность льда.
     8.4.  Пользоваться  площадками для катания на коньках на водоемах
разрешается  только  после тщательной проверки прочности льда. Толщина
льда  должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25
см.
     8.5.   При  переходе  водоема  по  льду  на  лыжах  рекомендуется
пользоваться  проложенной  лыжней,  а  при  ее  отсутствии  прежде чем
двигаться  по  целине,  следует отстегнуть крепления лыж и снять петли
лыжных  палок  с кистей рук. Если имеются рюкзак или ранец, необходимо
их взять на одно плечо.
     Расстояние между лыжниками должно быть 5 - 6 м. Во время движения
по  льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда
и следит за его характером.
     8.6.  Во  время  рыбной  ловли  нельзя  пробивать  много лунок на
ограниченной  площади,  прыгать  и бегать по льду, собираться большими
группами.
     Каждому   рыболову   рекомендуется  иметь  с  собой  спасательное
средство  в  виде  шнура  длиной  12  -  15 м, на одном конце которого
закреплен груз 400 - 500 г, на другом - изготовлена петля.

      IX. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕДОВЫМИ ПЕРЕПРАВАМИ

     9.1.  Режим работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими
организациями  по  согласованию  с  органами  местного самоуправления,
органами  милиции,  Государственной  инспекцией  по  маломерным судам,
Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
     9.2.  Места,  отведенные  для  переправ,  должны  соответствовать
следующим условиям:
     9.2.1. Дороги и спуски, ведущие к переправам, благоустроены.
     9.2.2.  В  районе переправы отсутствуют (слева и справа от нее на
расстоянии  100  м)  сброс  теплых  и  выход  грунтовых  вод,  а также
промоины, майны и площадки для выколки льда.
     9.2.3. Трассы автогужевых переправ имеют одностороннее движение.
     9.2.4.  Для  встречного  движения  прокладывается самостоятельная
трасса  параллельно первой, удаленная от нее на расстояние не менее 40
- 50 м.
     9.3. На переправах категорически запрещается:
     9.3.1. Пробивать лунки для рыбной ловли и других целей.
     9.3.2.   Осуществлять   переход   и   проезд  в  неогражденных  и
неохраняемых местах.
     9.4.  Порядок  движения  транспорта  и  нормы  перевозки  груза и
пассажиров  устанавливаются администрацией переправы с учетом ледового
прогноза   и   таблицы  максимальной  нагрузки  на  лед,  составленной
Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
     9.5. Оборудование и содержание переправ.
     9.5.1.  У  подъезда  к переправе выставляется специальный щит, на
котором  помещается  информация:  какому  виду  транспорта  и  с каким
максимальным  грузом  разрешается  проезд  по данной переправе и какой
интервал  движения необходимо соблюдать, а также приводятся извлечения
из настоящих Правил.
     9.5.2.   Ежедневно   утром  и  вечером,  а  в  оттепель  и  днем,
производится  замер  толщины  льда и определяется его структура. Замер
толщины  льда  производится  по  всей  трассе и особенно в местах, где
больше скорость течения и глубина водоема.
     9.5.3.  Во  избежание  утепления  и  уменьшения  грузоподъемности
ледовой  переправы  регулярно производится расчистка проезжей части от
снега.
     9.5.4.  Граница  места,  отведенного  для переправы, обозначается
через каждые 20 - 30 м вехами.
     9.5.5. В опасных для движения местах выставляются предупреждающие
знаки.

             X. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ
                   ПО ВЫЕМКЕ ГРУНТА И ВЫКОЛКЕ ЛЬДА

     10.1.  Производство  работ  по  выемке  грунта вблизи рек, озер и
других   водоемов,  особенно  в  местах  купания  детей,  должно  быть
согласовано  с  органами  местного  самоуправления  и  Государственной
инспекцией по маломерным судам.
     10.2.  Предприятия,  учреждения и организации, независимо от форм
собственности,  при  производстве  работ  по  выемке  грунта  и торфа,
углублению  дна  водоемов  в местах массового отдыха населения обязаны
ограждать опасные участки, а после окончания работ выравнивать дно.
     10.3.  Ответственность  за обеспечение безопасности жизни людей в
котлованах,   карьерах,   затопленных   водой,   до   окончания  работ
возлагается на организацию, проводящую выемку грунта.
     10.4.   По   окончании  выемки  грунта  в  котлованах,  карьерах,
затопленных водой, производится выравнивание дна от береговой черты до
глубины 1,7 м.
     Организации,  проводившие  земляные  работы  в  местах  массового
отдыха населения, обязаны засыпать котлованы.
     10.5.  Организации при производстве работ по выколке льда обязаны
ограждать участки.

                    XI. ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ

     11.1.  Знаки  безопасности  на  воде  устанавливаются  на берегах
водоемов в целях обеспечения безопасности людей на воде.
     11.2.  Знаки  имеют  форму  прямоугольника  с размерами сторон не
менее  50  -  60  см  и  изготавливаются  из  досок,  толстой  фанеры,
металлических листов или другого прочного материала.
     11.3.  Знаки  устанавливаются  на  видных местах и укрепляются на
столбах  (деревянных,  металлических, железобетонных и т.п.), врытых в
землю. Высота столбов над землей должна быть не менее 2,5 м.
     11.4. Надписи на знаках делаются черной или белой краской.
     11.5. Характеристика знаков безопасности на воде дана в табл. 1.

                                                             Таблица 1

-----------------------------------------------------------------------------
| N | Надпись на знаке    |               Описание знака                    |
|п/п|                     |                                                 |
|---|---------------------|-------------------------------------------------|
|1  | Место купания (с    | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже изображен |
|   | указанием границ    | плывущий человек. Знак закрепляется на столбе   |
|   | в метрах)           | белого цвета                                    |
|---|---------------------|-------------------------------------------------|
|2  | Место купания детей | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже           |
|   | (с указанием границ | изображены двое детей, стоящих в воде. Знак     |
|   | в метрах)           | укрепляется на столбе белого цвета              |
|---|---------------------|-------------------------------------------------|
|3  | Место купания       | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже           |
|   | животных (с         | изображена плывущая собака. Знак укрепляется на |
|   | указанием границ в  | столбе белого цвета                             |
|   | метрах)             |                                                 |
|---|---------------------|-------------------------------------------------|
|4  | Купаться запрещено  | В красной рамке, перечеркнутое красной чертой   |
|   | (с указанием границ | по диагонали с верхнего левого угла. Надпись    |
|   | в метрах)           | сверху. Ниже изображен плывущий человек. Знак   |
|   |                     | укреплен на столбе красного цвета               |
|---|---------------------|-------------------------------------------------|
|5  | Переход (переезд)   | Весь покрашен в зеленый цвет. Надпись           |
|   | по льду разрешен    | посередине. Знак укрепляется на столбе белого   |
|   |                     | цвета                                           |
|---|---------------------|-------------------------------------------------|
|6  | Переход (переезд)   | Весь покрашен в красный цвет. Надпись           |
|   | по льду запрещен    | посередине. Знак укрепляется на столбе красного |
|   |                     | цвета                                           |
-----------------------------------------------------------------------------

     11.6.    За    нарушение    настоящих   Правил   виновные   несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

                    ОСНАЩЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНОГО ПОСТА

     Личный состав - не менее 3 чел.
     Гребная лодка - 1 шт.
     Аптечка первой медицинской помощи - 1 шт.
     Спасательные круги - 5 шт.
     "Конец Александрова" - 2 шт.
     Спасательные жилеты - 5 шт.
     Громкоговоритель - 1 шт.
     Легководолазное снаряжение (ласты, маски) - 2 шт.
     Противопожарный щит - 1 шт.


                                                        Приложение N 8

                                          к Методическим рекомендациям

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
          ПО СОЗДАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                ОБЩЕСТВЕННЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

     Настоящие  методические рекомендации разработаны в соответствии с
федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N
68-ФЗ,  "Об  аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22
августа  1995  г.  N  151-ФЗ, "Об общественных объединениях" от 19 мая
1995   г.   N   82-ФЗ,   "Об   общих  принципах  организации  местного
самоуправления  в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ,
постановлениями    Правительства    Российской    Федерации,   другими
нормативными документами.
     Методические  рекомендации  предназначены для органов, специально
уполномоченных   решать   задачи   гражданской   обороны,   задачи  по
предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций в составе или при
органах  исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее -
орган   управления   по   делам   ГОЧС)  при  работе  с  общественными
аварийно-спасательными   формированиями,   созданными   по  инициативе
граждан  в  соответствии  с  действующим  законодательством Российской
Федерации   в   целях   принятия   участия  в  ликвидации  последствий
чрезвычайных ситуаций.

                         1. Основные понятия

     1.1. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или
входящая    в    состав    аварийно-спасательной   службы   структура,
предназначенная  для  проведения  аварийно-спасательных  работ, основу
которой  составляют  подразделения  спасателей, оснащенные специальной
техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
     1.2.  Общественные  аварийно-спасательные  формирования  (далее -
ОАСФ)  создаются общественными объединениями, уставной задачей которых
является   участие  в  проведении  работ  по  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     1.3.   Под  общественным  объединением  понимается  добровольное,
самоуправляемое,  некоммерческое формирование, созданное по инициативе
граждан,  объединившихся  на  основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
     1.4.   Общественное   объединение   создается  по  инициативе  их
учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей могут
входить юридические лица - общественные объединения.
     Решение   о   создании,   формировании  руководящих  органов,  об
утверждении    устава   принимается   на   общем   собрании   (съезде,
конференции).
     С  момента  принятия  указанных  решений общественное объединение
считается созданным.
     Создаваемые  общественные  объединения  могут  регистрироваться в
органах   юстиции   и   приобретать   права   юридического  лица  либо
функционировать  без  государственной  регистрации и приобретения прав
юридического лица.
     1.5.  Организационно-правовыми  формами  общественных объединений
являются:    общественная    организация;    общественное    движение;
общественный   фонд;   общественное   учреждение;  орган  общественной
самодеятельности.
     1.6.     Общественные     объединения     независимо     от    их
организационно-правовой  формы  вправе  создавать  союзы  (ассоциации)
общественных объединений, образуя новые общественные объединения.
     1.7.   Для   обеспечения   выполнения   уставных  целей  и  задач
общественные  объединения,  имеющие  статус  юридического  лица, могут
осуществлять    предпринимательскую    деятельность,   в   том   числе
культурно-просветительскую,  издательскую,  спортивно-оздоровительную,
консультативную, правозащитную, юридическую, и иные виды деятельности,
не запрещенные законодательством Российской Федерации.
     1.8.  Спасатель-общественник  -  это  гражданин, подготовленный и
аттестованный   на   право  ведения  аварийно-спасательных  работ,  не
являющийся   сотрудником   профессионального   или  членом  нештатного
аварийно-спасательного формирования.

            2. Структура, оснащение, подготовка спасателей
          общественного аварийно-спасательного формирования

     2.1.  Для выполнения своих уставных целей по участию в ликвидации
чрезвычайных    ситуаций   общественное   объединение   самостоятельно
определяет  организационную структуру ОАСФ, его техническое оснащение,
решает  задачи  по  подготовке  спасателей,  их  аттестации,  созданию
необходимой   материально-технической   базы   за   счет   собственных
финансовых средств. Типовая структура ОАСФ приведена в Приложении N 1.
Типовой табель оснащения приведен в Приложении N 2.
     2.2.    Для    получения    свидетельства    на   право   ведения
аварийно-спасательных   и   других  неотложных  работ  в  чрезвычайных
ситуациях ОАСФ должно соответствовать следующим основным требованиям:
     должно  быть  оснащено  табельными  техническими  и транспортными
средствами,  обеспечивающими  выполнение  возложенных  на него задач и
функций по предупреждению и ликвидации ЧС;
     должно  иметь  помещение  и  оборудование, обеспечивающее несение

Страницы: 1  2  3  4  5  


Оглавление