МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ. Рекомендации. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). --.--.--

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Подготовка и проведение спасательных работ.
            Основные виды и особенности спасательных работ

     Спасательные   работы   при  ликвидации  последствий  наводнений,
затоплений  проводятся  с  целью  спасения  людей  и подразделяются на
четыре основных этапа:
     обнаружение пострадавших;
     обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;
     оказание первой медицинской помощи;
     эвакуация пострадавших из зон опасности.
     На каждом этапе выполняются определенные виды спасательных работ:
     поиск пострадавших;
     работы по деблокированию пострадавших;
     оказание первой медицинской помощи;
     транспортировка пострадавших из зон опасности (мест блокирования)
на пункт сбора.
     Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем
воды  является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим
и их деблокирования.
     Территорию  зоны  затопления  для  удобства  управления работами,
обеспечения     четкого     взаимодействия     между     спасательными
подразделениями,  как  правило,  разбивают  на  секторы, а сектор - на
отдельные рабочие места.
     По  результатам оценки сведений об обстановке руководитель решает
следующие организационно-технологические задачи:
     - определяет  возможность и необходимость усиления привлекаемых к
работам сил и средств;
     - определяет потребность в подразделениях различных типов;
     - распределяет  спасательные  подразделения  и технику по рабочим
местам.
     Возможности  подразделений  спасателей  определяются на основании
производительности   применяемых   технических  средств,  трудоемкости
выполняемых технологических операций (процессов) и объемов предстоящих
работ.
     Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают, исходя из
объема работ, возможностей подразделений, а также заданных ограничений
на  продолжительность  выполнения  спасательных  работ.  Распределение
подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам
оценки потребности в этих подразделениях.
     При распределении сил и средств для проведения спасательных работ
в  зонах  с  опасным уровнем воды целесообразно организовать следующие
группы:
     группа   разведки   и   поиска  пострадавших  -  на  быстроходных
плавсредствах (I вариант), на вертолетах (II вариант);
     группа деблокирования и эвакуации пострадавших;
     группа  приема  пострадавших  и  оказания  им  первой медицинской
помощи.
     При   организации   выполнения  спасательных  работ  руководитель
выбирает организационно-технологическую схему их ведения. Как правило,
используются   параллельная,   последовательная   и   смешанная  схемы
организации спасательных работ.
     При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также
для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать следующие
сведения:
     время   наступления   физиологических   изменений   в   организме
пострадавшего в различное время года;
     тип  организационно-технологической схемы выполнения спасательных
работ;
     возможную продолжительность выполнения спасательных работ.
     В  табл. 4 определено время наступления физиологических изменений
в организме человека при нахождении в воде в различное время года.

                                                             Таблица 4

       ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗМЕ
            ПОСТРАДАВШЕГО В РАЗЛИЧНОЕ ВРЕМЯ ГОДА, В ЧАСАХ

----------------------------------------------------------------------
| Температура | Время потери сознания |         Время смерти         |
|  воды, гр.С |                       |                              |
|-------------|-----------------------|------------------------------|
| 0           | 0,25                  | 0,25 - 1,0                   |
|-------------|-----------------------|------------------------------|
| 10          | 0,5 - 1,0             | 1,0 - 2,0                    |
|-------------|-----------------------|------------------------------|
| 15          | 2,0 - 4,0             | 6,0 - 8,0                    |
|-------------|-----------------------|------------------------------|
| 20          | 3,0 - 7,0             | Относительно безопасно       |
|-------------|-----------------------|------------------------------|
| 25          | 12,0                  | Относительно безопасно       |
|-------------|-----------------------|------------------------------|
| 30          | 70,0                  | 72 - 75                      |
----------------------------------------------------------------------

     Тип  организационно-технологической  схемы  выбирается, исходя из
принятой   последовательности   отработки   рабочих  мест  (секторов),
распределенных  по  группам  в зависимости от применяемых технологий и
объемов работ.
     Прогнозируемая продолжительность выполнения спасательных работ не
должна  превышать  допустимую  продолжительность.  В  противном случае
руководитель   должен   изменить   схему   организации  работ,  а  при
необходимости    применить    другие   технологии   для   спасательных
подразделений.
     В  зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы
в следующих местах:
     над   поверхностью   воды   (деревья,   верхние  этажи  зданий  и
сооружений);
     на поверхности воды;
     под водой (в затопленных помещениях и на дне).
     В  зависимости  от месторасположения пострадавших и наличия сил и
средств для их спасения могут быть использованы различные способы.
     С  целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние,
допускающее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.
     При  необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте
обнаружения  пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения
из воды.
     В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание
первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации
за пределы зон опасности.
     Эвакуацию  пострадавших  из  мест блокирования осуществляют после
обеспечения   к   ним   доступа,   деблокирования  и  оказания  первой
медицинской помощи.
     Пострадавшие  эвакуируются  из  мест блокирования в два этапа: из
места   блокирования   в   плавсредство  и  из  него  на  пункт  сбора
пострадавших.
     Для  обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах
затопления  различные  их  виды могут выполняться как последовательно,
так и параллельно на разных участках работ.
     Поиск  пострадавших  в  зонах  опасного уровня воды заключается в
определении  мест  их  расположения  и состояния здоровья, определении
возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.
     В  зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые
работы проводятся следующими способами:
     - сплошным     визуальным     обследованием    зоны    затопления
разведгруппами на плавсредствах;
     - облетом зоны затопления на вертолетах;
     - по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.
     При проведении поисковых мероприятий необходимо:
     - обследовать всю зону затопления;
     - определить и обозначить места нахождения пострадавших;
     - определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных
травм и способы оказания первой медицинской помощи;
     - определить пути извлечения пострадавших;
     - устранить  или ограничить воздействие на пострадавших вторичных
поражающих факторов.
     Деблокирование  пострадавших  при  проведении  спасательных работ
(СР)  в  зонах  затопления  представляет  собой  комплекс мероприятий,
проводимых  для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест
блокирования, организации путей их эвакуации.
     В   зависимости  от  местонахождения  пострадавших  и  технологии
выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида:
     снятие   пострадавших,   находящихся  над  поверхностью  воды  (с
деревьев, верхних этажей и крыш домов);
     спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;
     извлечение   пострадавших,   оказавшихся   ниже  уровня  воды  (в
затопленных помещениях, на дне).
     Деблокирование    пострадавших   с   верхних   этажей   (уровней)
затопленных  зданий  и  сооружений,  а  также с деревьев и кустарников
осуществляется различными способами:
     - по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;
     - с использованием спасательной веревки (пояса);
     - с использованием лестницы-штурмовки;
     - с применением канатных дорог;
     - с применением спасательного рукава.
     Спасение  пострадавших  перечисленными  способами предполагает их
погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место.
     Кроме  этого,  для  снятия  пострадавших  с верхних этажей зданий
могут   быть   использованы   вертолеты,   оборудованные  специальными
средствами.
     Спасение   пострадавших,   находящихся   на   поверхности   воды,
производится следующими способами:
     - подъем на борт плавсредства;
     - буксировка спасателем вплавь;
     - использование табельных и подручных спасательных средств.
     Извлечение   пострадавших  из  затопленных  помещений  и  со  дна
представляет сложную задачу и может производиться способами:
     - вплавь спасателями в аквалангах;
     - деблокированием   из   затопленных   помещений   с  последующей
буксировкой к плавсредству.
     Эвакуация   пострадавших   осуществляется   двумя   параллельными
потоками:
     - с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;
     - с   верхних   этажей,  деревьев,  незатопленных  территорий  на
вертолетах и плавсредствах.
     Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:
     1-й этап - из мест блокирования на борт плавсредства;
     2-й этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших.
     При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне
затопления, эвакуация проводится в три этапа.
     На  первом  этапе  (например  при  спасении  с  поверхности воды)
производится  извлечение  из  воды, размещение пострадавших в наиболее
безопасном   незатопленном   месте   со  свободным  доступом  к  путям
эвакуации;  на  втором этапе производится их погрузка на плавсредства;
на  третьем  этапе  (или параллельно) организуются пути и производится
эвакуация   на   плавсредствах   с   этого   участка  на  пункт  сбора
пострадавших.
     В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды,
распространяющееся  на  незатопленные  территории; опасность ухудшения
метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации
могут  быть  оборудованы  на  крышах  зданий  и  верхних сохранившихся
этажах,   а  эвакуация  проводится  с  использованием  вертолетов  или
оборудованных  канатных  дорог  на  соседние  здания  или  территории,
находящиеся  выше  максимально  возможного уровня подъема воды (сопки,
холмы и т.д.).
     При  проведении  эвакуации  с  верхних  этажей затопленных зданий
используются следующие способы:
     - спуск с использованием спасательных рукавов;
     - спуск с помощью спасательного пояса;
     - спуск с помощью петли;
     - спуск с помощью грудной перевязи;
     - спуск пострадавших с помощью канатной дороги;
     - подъем на борт вертолета.
     Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:
     - местонахождением людей;
     - их физическим и моральным состоянием;
     - набором  и  количеством  средств  у  спасателей  для проведения
эвакуации;
     - уровнем   профессиональной   подготовки   спасателей,  степенью
внешней угрозы для пострадавших и спасателей.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа