ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 31.07.06 94

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. ПРОБЛЕМЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

     В   последние  годы  транспорт  удовлетворял  растущий  спрос  на
перевозки   грузов   и   пассажиров.  При  этом  наблюдалось  снижение
грузоемкости  экономики  и  рост  подвижности  населения.  В 2005 году
грузооборот  всех  видов  транспорта,  кроме трубопроводного, вырос по
отношению  к  2004  году  на  2,6  процента,  объем перевозок - на 8,1
процента. К 2010 году предполагается рост коммерческого грузооборота в
1,3  раза  по  отношению  к  2005  году  (2005 год - 2087 млрд. т-км),
пассажирооборота  транспорта общего пользования - в 1,2 раза (2005 год
- 468,4 млрд. пасс.-км).
     Однако,   несмотря  на  общую  адаптацию  транспорта  к  рыночным
условиям,  состояние  транспортной  отрасли  и  уровень  ее развития в
настоящее время нельзя считать удовлетворительными.
     Системной  проблемой транспортной отрасли является несоответствие
между   низким   уровнем   ее  развития,  эффективностью  и  качеством
функционирования  и  возрастающим  спросом  экономики  и  общества  на
транспортные услуги. Это проявляется в следующем:
     1)   состояние   опорной   транспортной   сети  не  соответствует
существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам.
     В  начале  90-х  годов  с  распадом  народно-хозяйственных связей
нарушилась  координация  и  соотношение  между пропускной способностью
отдельных   видов   транспорта  и  развитием  производительных  сил  в
Российской  Федерации.  Это  привело  к  возникновению  многочисленных
проблемных  точек и "узких" мест в опорной транспортной сети: мостовые
переходы  через крупные естественные преграды (реки и горные массивы),
водные  пути  и  судоходные  гидротехнические  сооружения,  подъездная
инфраструктура   к  морским  торговым  портам  и  узловым  аэропортам.
Автомобильные  и  железнодорожные подъездные пути к крупнейшим морским
портам  -  Новороссийск,  Санкт-Петербург,  Махачкала  не обеспечивают
резко  возросший  поток  грузов,  8  из 10 узловых аэропортов не имеют
пассажирского     железнодорожного    сообщения,    включая    главные
международные "ворота страны" - аэропорт Шереметьево;
     2)  транспортные  технологии  не отвечают современным требованиям
эффективного    функционирования    транспорта   в   условиях   рынка,
препятствуют   удовлетворению   растущего   спроса   на   качественные
транспортные  услуги,  снижению  себестоимости перевозок, оптимальному
использованию существующей транспортной инфраструктуры.
     Доля  транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции
составляет  15  -  20  процентов  против  7  - 8 процентов в странах с
развитой рыночной экономикой;
     3)  уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают
потребностям населения страны.
     Общественный  пассажирский  транспорт  в  городах и в пригородных
зонах  не  в  состоянии  обеспечить спрос на качественные пассажирские
перевозки.
     Значительная   часть   сельских   населенных  пунктов  страны  не
обеспечена   связью   по   дорогам   с  твердым  покрытием  с  опорной
транспортной сетью.
     Воздушный  транспорт, важнейший для Российской Федерации с учетом
дальних  расстояний  пассажирских перевозок, не является доступным для
большинства населения страны. Особенно сложная ситуация с обеспечением
населения  авиауслугами наблюдается в тех частях страны, где воздушные
перевозки являются безальтернативными;
     4)  наблюдается  существенное отставание темпов развития дорожной
сети от темпов автомобилизации общества.
     Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог
работают  в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам.
Слаборазвитая  дорожная  сеть  стала  оказывать  негативное влияние на
экономику  страны,  сдерживая  мобильность населения и развитие целого
ряда богатых природными ресурсами регионов;
     5)    основные    фонды   всех   видов   транспорта   обновляются
недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55 - 70 процентов
и продолжает нарастать.
     Это  влечет  за  собой снижение уровня безопасности транспортного
процесса,   рост   транспортных   издержек   и  может  стать  причиной
возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных
элементах   транспортной  системы.  При  этом  финансово-экономические
механизмы, обеспечивающие воспроизводство основных фондов и инновации,
недостаточно   эффективны   и  в  не  в  полной  мере  адаптированы  к
особенностям транспортной системы;
     6)  сохраняется  определенная  зависимость  внешней  торговли  от
иностранных  коммуникаций  и  перевозчиков,  не  до конца используется
транзитный потенциал Российской Федерации.
     Мощности   портовой   инфраструктуры  не  позволяют  обеспечивать
переработку  российских  внешнеторговых  грузов  в  портах  Российской
Федерации.   Дефицит   перегрузочных   мощностей   по   стратегическим
экспортным   грузам   (нефть,  уголь,  зерно,  минеральные  удобрения,
химические  грузы)  препятствует  диверсификации и наращиванию объемов
внешней торговли.
     В  соответствии с приоритетами Энергетической стратегии России на
период  до  2020  года и прогнозными балансами топливно-энергетических
ресурсов   требуется   развитие  системы  магистральных  трубопроводов
согласно современной и перспективной структуре грузопотоков.
     Положение    отечественных    перевозчиков   на   мировом   рынке
транспортных  услуг не отвечает их реальным возможностям. В совокупной
стоимости   услуг  на  российском  рынке  международных  автомобильных
перевозок доля российских перевозчиков составляет только 39 процентов.
Одной  из  причин  является устаревший подвижной состав, не отвечающий
современным  требованиям  по  экологии,  топливопотреблению  и  другим
показателям.
     Доля  российского  флота  во внешнеторговых перевозках составляет
лишь 4 процента. Значительная часть флота, контролируемого российскими
судовладельцами,  зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, что
обусловлено  отсутствием  в  настоящее  время  экономической мотивации
регистрации судна и прав собственности на него в Российской Федерации;
     7)  показатели  безопасности  транспортного  процесса,  в  первую
очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню.
     В  дорожно-транспортных  происшествиях ежегодно погибают более 36
тыс.  человек  и  получают  ранения  более  200  тыс.  человек.  Из-за
загрязнения  окружающей  среды  выбросами  транспорта в городах России
ежегодно  преждевременно умирает не менее 21 тыс. человек. Общий ущерб
от   таких   негативных  последствий  транспортной  деятельности,  как
аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества
от  перегрузки транспортных коммуникаций, ежегодно составляет не менее
7 - 8 процентов валового внутреннего продукта (далее - ВВП);
     8)  значительно  обострились  проблемы  обеспечения  транспортной
безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы.
     Проблема   в   целом   и  отдельные  ее  аспекты  создают  угрозу
ограничения  экономического  роста  и  реализации  социальных программ
развития страны.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа