О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ. Постановление. Правительство Москвы. 27.12.06 1054-ПП

Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Анализ и формирование отраслевой
           научно-обоснованной потребности в специалистах с
         учетом задач и перспектив развития ТГК Москвы, в том
        числе на основе Генеральной схемы размещения гостиниц
               в городе Москве до 2010 года. Разработка
              профессиональных стандартов для работников
                           организаций ТГК.

     По данным НИИ статистики Росстата по состоянию на 1  января  2006
г. в туристских организациях России было занято более 35 тыс. человек,
из них 7 100 человек работали в московских турфирмах.  В  коллективных
средствах размещения России (включая гостиничные предприятия) работали
418 800 человек, из них в Москве - 28 400 человек.
     На современном  рынке  образовательных услуг туристской индустрии
сложились   резкие   количественные    диспропорции    в    подготовке
профессиональных кадров разного уровня. Около 80% от общего количества
выпускников - специалисты с высшим образованием. По существу, мы имеем
эффект  перевернутой  пирамиды,  когда  наиболее  востребованная часть
профессиональных  кадров  (повара,  официанты,   горничные   и   т.д.)
готовится в меньшем объеме, чем требуется.
     По экспертным оценкам потребность в профильных кадрах  начального
и  среднего  профессионального  образования  в 4-5 раз выше имеющегося
количества специалистов.  И потребность в кадрах этого уровня в Москве
будет возрастать. При этом следует отметить, что обозначенные проблемы
в большей степени относятся к гостиничному хозяйству города.
     В соответствии  с Генеральной схемой размещения гостиниц в городе
Москве до 2010 года  в  предстоящие  5-6  лет  планируется  увеличение
гостиничного фонда более чем в 2,5 раза, что составит 165 100 мест.
     Только новые реконструированные гостиничные объекты  потребуют  в
ближайшей  перспективе  подготовки  как  минимум 30-40 тыс.  человек с
высшим и средним специальным образованием.
     Согласно данным   мониторинга  на  различных  стадиях  реализации
инвестиционного  проекта  (предпроектная  проработка,  проектирование,
строительство,  сдача  в  эксплуатацию)  уже находятся 243 гостиничных
объекта.  Это  позволяет  с  высокой  долей   вероятности   определить
потребность в персонале на предстоящий период.
     Прогноз ввода гостиниц и номерного фонда по категориям на  период
до 2010 года:

-----------------------------------------------------------------
|                Показатель                        |   ВСЕГО    |
|                                                  |до 2010 года|
|--------------------------------------------------|------------|
|Количество гостиниц 1-2 звезды                    |       4    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Суммарное количество мест в гостиницах 1-2 звезды |   1 900    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Количество гостиниц 3 звезды                      |     172    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Суммарное количество мест в гостиницах 3 звезды   |  69 375    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Количество гостиниц 4 звезды                      |      59    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Суммарное количество мест в гостиницах 4 звезды   |  16 194    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Количество гостиниц 5 звезд                       |       8    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Суммарное количество мест в гостиницах 5 звезд    |   5 540    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Всего гостиниц                                    |     243    |
|--------------------------------------------------|------------|
|Всего мест                                        |  93 009    |
-----------------------------------------------------------------

     Таким образом, прогноз прироста вместимости столичной гостиничной
базы  более  чем  на 93 тыс.  мест по-новому ставит вопрос обеспечения
этих гостиниц кадрами.
     Согласно экспертным  расчетам  общее  число занятых в гостиничном
комплексе города Москвы может в данном случае увеличиться на  152  200
работников.

----------------------------------------------------------------------
| Категория   | Средний расчетный     | Общее           | Расчетная  |
| гостиницы   | коэффициент персонала | проектируемое   | численность|
|             | на 1 гостиничное      | число мест      | персонала  |
|             | место                 |                 |            |
|-------------|-----------------------|-----------------|------------|
| 5 звезд     |         2,5           |   5 540         |   13 850   |
|-------------|-----------------------|-----------------|------------|
| 4 звезды    |          2            |  16 194         |   32 388   |
|-------------|-----------------------|-----------------|------------|
| 3 звезды    |         1,5           |  69 375         |  104 062   |
|-------------|-----------------------|-----------------|------------|
| 1-2 звезды  |          1            |   1 900         |    1 900   |
|-------------|-----------------------|-----------------|------------|
| Всего       |                       |  93 009         |  152 200   |
----------------------------------------------------------------------

     По отдельным  категориям   прогноз,   рассчитанный   по   средним
нормативам,  при  планируемой  категорийности гостиниц таков:  до 2010
года потребуется заполнить вакансии на 36 500 работников  и  персонала
служб управления и содержания номерного фонда,  включая горничных,  на
12  200  работников  служб  приема  и   размещения,   включая   службы
бронирования;  подобрать  более  35  тыс.  специалистов  и персонала в
гостиничные службы питания.
     Наряду со  специфическими  гостиничными  специальностями  в новые
отели    потребуется    21    300     специалистов     и     персонала
инженерно-технических   служб   и   7   600  работников  экономических
подразделений,  бухгалтеров,  которые также должны знать  и  применять
специфические знания гостиничного дела.
     Потребность гостиничной отрасли в работниках и менеджерском звене
общехозяйственных  гостиничных служб,  таких как инженерно-техническая
служба,  экономический  отдел   и   бухгалтерия,   отдел   маркетинга,
транспортная служба и др.  в настоящее время полностью удовлетворяется
за счет работников с высшим и средним  непрофильным  образованием.  До
начала  интенсивного  строительства  гостиниц  (2009  год) гостиничный
комплекс не будет испытывать острой потребности в  целевой  подготовке
персонала  данных  категорий.  Вместе с тем,  система переподготовки и
повышения квалификации персонала общехозяйственных  гостиничных  служб
должна быть расширена и переведена на плановую основу.
     Следует принять во внимание,  что более 50%  работников  гостиниц
находятся в возрасте 40-59 лет,  в ближайшие 5-7 лет часть работающего
сейчас   персонала   достигнет   пенсионного   рубежа.   Закладываемые
показатели  должны  учитывать  и  предстоящую  замену  еще  8-10  тыс.
работающих ныне кадров.
     Наиболее остро  потребность  в  персонале в период с 2006 по 2010
год будут испытывать  новые  гостиницы  категории  3  звезды,  которые
составляют наибольшую долю гостиничных объектов Генеральной схемы. Для
обеспечения гостиниц категории 3 звезды потребуется подготовить  почти
104 тыс. единиц персонала.
     Сегодняшний дефицит в рабочих профессиях отражается  в  структуре
спроса  на  выпускников.  Согласно  данным  Центра  занятости в городе
Москве лишь 10%  вакансий в сфере туризма  и  гостеприимства  касаются
лиц,   имеющих   высшее   профессиональное   образование.  Потребности
туристской  отрасли  в  специалистах  различного  уровня  распределены
неравномерно.  Так, сотрудники туроператорских и турагентских компаний
-  преимущественно  люди  с  высшим  образованием  (около   90%),   но
профильное образование имеют лишь 30-40% специалистов.
     Оставшиеся 10%  штатных сотрудников туристских компаний  (шоферы,
курьеры, администраторы, кассиры и т.д.) представлены людьми, имеющими
профильное начальное или среднее образование.
     Не лучше ситуация и в ресторанном бизнесе.
     Согласно данным  Федерации  рестораторов  и  хотельеров  ежегодно
индустрии   питания  и  гостеприимства  РФ  требуется  более  13  тыс.
специалистов с начальным и  средним  профессиональным  образованием  и
лишь 10 тыс. специалистов с высшим образованием.
     Основной причиной сложившейся ситуации на  рынке  образовательных
услуг  туристкой  индустрии  является  отсутствие  научно-обоснованной
потребности ("заказа") в специалистах,  что порождает  диспропорции  в
количестве  специалистов по уровням подготовки и,  соответственно,  не
позволяет сформировать требуемый кадровый потенциал  отрасли.  Молодой
специалист  нередко  оказывается невостребованным,  хотя на близкие по
направлениям специальности существует дефицит.
     Разработка отраслевой  потребности  в кадрах должна учитывать как
количественные,  так и качественные параметры,  что  является  основой
профессионального уровня кадрового потенциала.
     Основным рычагом управления качеством подготовки специалистов для
туриндустрии является совершенствование образовательных стандартов,  в
которых приводится набор  профессиональных  знаний,  умений,  навыков,
требований,  предъявляемых к специалистам различных профессий отрасли.
Разработка таких стандартов уже давно актуальна.
     В 1997-1999   гг.  в  рамках  реализации  проекта  ЕС/ТАСИС  были
разработаны квалификационные требования (профессиональные стандарты) к
основным должностям работников туристской индустрии.
     Эти стандарты содержат далеко не полный  перечень  специальностей
ТГК,  не  утверждены  в  установленном  порядке  и  не  в  полной мере
соответствуют современным требованиям туриндустрии.
     Эффективность образовательных   стандартов  напрямую  зависит  от
качества профессиональных стандартов.  Только их полная  сопряженность
может быть основой для подготовки современных специалистов.
     Обновление действующих   и   введение    новых    образовательных
стандартов     профессионального     образования,    предусматривающих
качественное  и  содержательное  улучшение   подготовки   кадров   для
туристской  индустрии  на основе изменения соотношения теоретических и
практических  блоков,  а  также  усиления  языковой  и  информационной
подготовки,   изучения   современных  мировых  технологий  организации
турбизнеса  позволит   повысить   качество   подготовки   кадров   для
туриндустрии.

Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа