Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".
4. Анализ возможности использования зарубежного опыта в подготовке кадров для туристско-гостиничного комплекса. В настоящее время существуют две основные общепризнанные системы туристского образования: европейская и американская. Европейская система профессионального туристского образования. Разнообразию европейского туризма соответствует и разнообразие образовательных школ и программ. Анализ форм профессиональной подготовки показывает, что при всем видимом разнообразии довольно легко определяется их постепенное сближение по нескольким основным направлениям, что позволяет вести речь о сильных сторонах европейского профессионального туристского образования. 1. Сильной стороной европейского образования является чередование теоретических и практических занятий, которые могут реализовываться как в тренинговых центрах при образовательных учреждениях, так и непосредственно на производстве в форме ученичества или стажировок, предусмотренных учебной программой. Соотношение теории и практики по времени на всем протяжении обучения - от начального до высшего уровня - варьируется. Например, продолжительность практического курса для подготовки служащего и технического персонала в учебных заведениях Великобритании, Бельгии, Франции составляет 30% всего бюджета времени образовательной программы, в Германии - от 60% до 90% в зависимости от специальности. Продолжительность практики сокращается по мере повышения уровня обучения. Так, при подготовке руководящего персонала количество практических занятий сокращается в среднем до 10%. 2. Важной особенностью европейской системы профессионального туристского образования является сосредоточение при образовательном учреждении специализированных учебно-практических подразделений или тренинговых центров, характеризующихся наличием специально оборудованных и предназначенных как для обучения, так и для реальной работы баров, ресторанов, гостиниц, туристских компаний. 3. Для европейской системы образования характерна тесная взаимосвязь туристской индустрии с образовательными учреждениями. 4. В европейской образовательной системе осуществляется непрерывное расширение и обновление преподаваемых дисциплин, адаптированных для каждого уровня профессиональной подготовки. Принципиальное отличие европейской образовательной системы от американской состоит в том, что приоритет отдается базовой профессиональной практической подготовке. В настоящее время получили распространение интенсивные курсы, летние школы, тренинг-семинары и др. виды образовательных услуг. 5. Для европейской системы профессионального образования характерна гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов (дистанционное обучение, обучение в форме накапливаемых "кредитов", неполный учебный день с последующими практическими занятиями и т.д.). В профессиональном образовании в настоящее время делается ставка не только на обучение эффективному управлению для получения прибыли организацией туриндустрии, но и на осознание роли "гостей" и "хозяев" и обучение формированию атмосферы гостеприимства на предприятиях отрасли. Американская система профессионального туристского образования имеет схожие черты с европейской системой профессионального туристского образования, а также некоторые отличия. 1. Сильной стороной американской образовательной системы является тесная интеграция с общественными профессиональными организациями. 2. Традиционными формами американского образования являются интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, а также система постоянного контроля успеваемости и полученных знаний и навыков. 3. Особенностью профессионального туристского образования в США является формирование на базе образовательных учреждений специализированных отделов (кадровых агентств), занимающихся трудоустройством молодых специалистов, которые соединены единой информационной системой с организациями туриндустрии. Таким образом, образовательное учебное заведение постоянно имеет возможность реагировать на меняющиеся потребности отрасли в кадрах того или иного образовательного уровня. Анализ основных зарубежных систем туристского образования позволяет сделать вывод о необходимости: - тесного взаимодействия российских и зарубежных учебных заведений и образовательных центров с целью обмена опытом, методиками и современными технологиями подготовки кадров; - сотрудничества учебных заведений и предприятий туриндустрии с целью усиления практической направленности в подготовке кадров; - проведения отраслевых научных исследований и внедрения их результатов в практическую деятельность предприятий туриндустрии, формирования образовательных программ с учетом достижений науки. Как известно, Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для повышения конкурентоспособности российского образования, а также принимая во внимание, что в Федеральной целевой программе развития образования в России на 2006-2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском (в области высшего образования) и Копенгагенском (в области среднего и начального образования) процессах, при подготовке специалистов для туриндустрии следует учитывать методы, предусмотренные этими процессами. Оба эти процесса направлены на создание к 2010 году европейской системы высшего, среднего и начального профессионального образования, которая позволит гражданам Европы свободно выбирать высшие учебные заведения, работу, сферу деятельности и страны. Совместное заявление европейских министров образования было подписано в 1999 году в Болонье и предусматривает построение Зоны европейского высшего образования путем реализации следующих мероприятий: - принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней образования для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан в любой европейской стране; - внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачетов одним учебным заведением дисциплин, сданных в другом учебном заведении; - содействие мобильности студентов и обеспечение доступности образования и практической подготовки ; - сотрудничество в разработке сопоставимых критериев оценки знаний и методологий, совместных программ обучения и т.п. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. В 2002 году в Копенгагене была принята Декларация о развитии сотрудничества в области начального и среднего профессионального образования в Европе. Основными задачами Копенгагенского процесса являются повышение качества и привлекательности профессионального образования, развитие мобильности студентов и выпускников учреждений профессионального образования, обеспечение эквивалентности и взаимного признания документов об образовании. Особенность Копенгагенского процесса состоит в том, что любые инновации в сфере профессионального образования осуществляются при участии социальных партнеров (работодателей) и представителей гражданского общества (учащихся и их родителей). |
Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".