Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".
5. Оценка эффективности действующих образовательных стандартов, целесообразности их обновления, разработки и внедрения новых образовательных стандартов по профессиям работников ТГК. Первым опытом создания образовательного стандарта высшего профессионального образования, наиболее приближенного к требованиям сферы туризма, явилось открытие в 1992 году специальности 230500 "Социально-культурный сервис и туризм" (сейчас код специальности по ОКСО - 100103) . Большинство вузов, готовящих специалистов для туристской индустрии, реализуют указанный стандарт. Помимо этого образовательного стандарта подготовка кадров для туристской индустрии осуществляется в рамках ряда специальностей: 080507 "Менеджмент организации"; 100102 "Организация обслуживания в сфере сервиса"; 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"; 080112 "Маркетинг" (по отраслям)" и некоторые другие. Однако опыт подготовки по названным стандартам свидетельствует об общих недостатках в подготовке специалистов. Недостаточные знания географических дисциплин, иностранных языков, компьютерных технологий, отсутствие практических навыков потребовали разработки нового образовательного стандарта, которым и стал утвержденный в 2004 году образовательный стандарт по специальности высшего профессионального образования 100201 "Туризм". В соответствии с этим образовательным стандартом начали подготовку специалистов 10 московских вузов. В новом стандарте в определенной степени учтены недостатки вышеназванных стандартов. Он аккумулировал в себе идеи сочетания фундаментальной и практической подготовки, знания языков и информационных технологий и формирования компетентного подхода выпускника к решению возникающих проблем. Компетентный подход ориентирует специалиста на необходимость постоянного пополнения знаний с учетом инноваций, активно внедряемых в различные сферы деятельности общества. Давать оценку эффективности принятого образовательного стандарта преждевременно, т.к. еще не было ни одного выпуска. Однако, уже сейчас можно отметить необходимость его обновления. Прежде всего, это касается объема времени на изучение и совершенствование иностранных языков, профессиональных дисциплин, практики. По такой профессии, как гид-переводчик, а это ведущая профессия для въездного туризма, нужна очень серьезно разработанная программа специализации. Кроме того, необходимо разработать по меньшей мере два новых образовательных стандарта с большей специализацией по гостиничному и ресторанному бизнесу. Подготовка специалистов среднего профессионального образования осуществляется по специальностям: 100201 "Туризм", 100105 "Гостиничный сервис", а также в рамках специальностей: 080112 "Маркетинг (по отраслям)", 080501 "Менеджмент (по отраслям)", 100102 "Организация обслуживания в сфере сервиса" и некоторым другим. Со стандартами среднего образования ситуация лучше, чем с высшим образованием. Соотношение лекционных и практических занятий приближается к оптимальному и составляет соотвтетственно 60% и 40%. В рамках этих специальностей предусматривается изучение 2-х иностранных языков. В то же время, говоря о качестве подготовки специалистов, кроме современных образовательных стандартов важной проблемой является подготовка и постоянное повышение квалификации преподавательского состава. |
Фрагмент документа "О РАЗВИТИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА СТОЛИЦЫ".