О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 06.02.07 76-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

     Московская   высшая  школа,  интеллектуальный  потенциал  которой
определяют  свыше  ста  государственных  вузов,  имеет многоотраслевой
характер,  охватывая  практически  все направления научно-технических,
естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний.
     В  вузах Москвы работает многочисленный отряд специалистов высшей
квалификации, среди которых около девяти тысяч докторов наук.
     За  десятилетия,  а  иногда  и более чем за столетие в московских
вузах   сложились   уникальные,   всемирно  известные  научные  школы,
взаимодействовать с которыми ученые многих стран считают за честь.
     Высшим   учебным   заведениям   всегда   была  присуща  опора  на
фундаментальную    науку    -    проведение    собственных    глубоких
фундаментальных  исследований,  постоянное  взаимодействие с Академией
наук. Это важно не только с точки зрения развития системы знаний, но и
как    гарантия   высокого   научно-технического   уровня   прикладных
разработок.
     Московские  вузы  принимают  активное  участие  в  решении многих
практических  задач  народного  хозяйства  страны  и города, работая в
тесной  связи с предприятиями, отраслевыми научно-исследовательскими и
проектно-конструкторскими организациями. Многие вузы, благодаря своему
авторитету,     широким    научно-техническим    связям,    становятся
координирующими  центрами  в  масштабе  страны,  объединяющими  усилия
различных организаций в решении важнейших проблем.
     Московские  вузы,  имея  славные  и  давние  традиции,  выросли в
лидирующие,  головные  организации,  определяющие  основные отраслевые
направления  развития  высшего  образования  и научных исследований на
государственном уровне.
     Москве  присуще  уникальное,  единственное  в мире сочетание - на
территории  одного  города  сосредоточено  огромное количество мощных,
разнопрофильных  академических  и  отраслевых научно-исследовательских
институтов,  вузов,  научно-производственных  объединений, предприятий
высоких  технологий. Высшие учебные заведения - неотъемлемая и одна из
важнейших  частей этого конгломерата науки и производства, обладающего
колоссальным научно-техническим потенциалом.
     Являясь  многопрофильными  научно-образовательными  учреждениями,
сохранившими   и   приумножившими  в  сложнейших  условиях  творческий
потенциал своих научных школ, вузы способны:
     - разрабатывать  качественно новые технические, технологические и
организационно-экономические   решения   на   основе  синтеза  научных
достижений в различных областях знаний;
     - создавать  с  использованием  имеющейся  научно-лабораторной  и
экспериментальной  базы  наукоемкие высокорентабельные производства, в
том   числе   центры  коллективного  пользования,  малые  предприятия,
технопарки  и  т.п.,  обеспечивая их централизованно инжиниринговыми и
финансово-экономическими услугами;
     - подготавливать   высококвалифицированные   кадры   для  решения
научно-технических,   организационно-экономических   и  управленческих
задач,   связанных   с  техническим  перевооружением  и  модернизацией
производственного и хозяйственного комплекса города Москвы;
     - привлекать,   используя   свою  деловую  и  научную  репутацию,
инвестиции  из  бюджетных и внебюджетных источников финансирования для
создания и внедрения высоких технологий;
     - осуществлять   эффективную  координацию  в  области  проведения
проблемно-ориентированных,  фундаментальных и прикладных исследований,
выполнения  опытно-конструкторских работ на основе выбора экономически
оптимальных направлений научно-технической деятельности и концентрации
на   этих  направлениях  интеллектуальных,  материально-технических  и
финансовых ресурсов.
     Таким  образом,  на  современном  этапе  высшая техническая школа
становится   ключевым   звеном  в  системе  "Фундаментальная  наука  -
Прикладная наука - Образование - Производство - Рынок", обеспечивающим
прогрессивное  развитие  всего научно-технического комплекса на основе
организации инновационного процесса.
     Поэтому  постоянная связь Правительства Москвы с вузами важна для
города и стратегически точна.
     В  целях  повышения эффективности использования интеллектуального
потенциала  вузов  в  интересах города начиная с 1995 г. финансируются
наиболее  значимые для города разработки специалистов высшей школы. От
Правительства  Москвы  эту  деятельность формируют и ведут Департамент
науки  и  промышленной  политики  и  Московский  комитет  по  науке  и
технологиям.
     Объемы финансирования науки в системе "Вузы - Москве" составили:
     - 1996 г. - 7,2 млн. руб.;
     - 2000 г. - 28,0 млн. руб.;
     - 2005 г. - 100,0 млн. руб.
     Важнейший  аспект  совместной  работы  московских  вузов,  Совета
ректоров   вузов   и   Правительства  Москвы  -  формирование  крупных
межвузовских проектов.
     Разработка крупных проектов должна обеспечивать:
     - комплексное  решение  проблем  городского  хозяйства с высокими
технико-экономическими показателями;
     - организацию и совершенствование важных для городского хозяйства
объектов  с максимальным использованием научно-технического потенциала
вузов и производственно-технического потенциала предприятий города;
     - создание  и  выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и
импортозамещающей продукции;
     - достижение реального экономического эффекта за счет:
     - экономии затрат городского и федерального бюджетов;
     - получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
     - подготовки (переподготовки) кадров;
     - социальную  ориентацию перспективных проектов на формирование в
новых     наукоемких     производствах    высококвалифицированных    и
высокооплачиваемых рабочих мест.
     Стратегические подходы к разработке крупных проектов:
     1.   Реализация  крупных  проектов  должна  обеспечивать  решение
наиболее  важных  для  производственного  и  хозяйственного  комплекса
города  Москвы  вопросов,  связанных  с  техническим  перевооружением,
повышением   эффективности   функционирования  за  счет  максимального
привлечения  к  созданию  перспективных  производств недоиспользуемого
промышленного    потенциала   города   и   специально   подготовленных
высококвалифицированных кадров.
     2.  Особое  внимание  должно  быть  обращено  на создание в сфере
"Наука   -  Производство"  не  только  высококвалифицированных,  но  и
высокооплачиваемых рабочих мест, имея в виду, что уровень оплаты труда
должен  существенно  превышать  размеры  средней  заработной  платы  в
Москве.
     3.    Необходимо    сконцентрировать    усилия    на   разработке
импортозамещающей  продукции  высокого уровня, прежде всего, в области
производства лекарственных препаратов и медицинской техники.
     Создание   на   базе   столичных  вузов  федерального  подчинения
федерально-региональной инновационной системы "Москва", обеспечивающей
развитие  в  интересах  Российской  Федерации  и города инновационного
процесса  "Наука  -  Образование  -  Кадры  - Производство - Рынок" на
стратегических  направлениях  научно-технического  прогресса, позволит
осуществить в среднесрочной и долгосрочной перспективе:
     - расширение   выпуска   конкурентоспособной,  импортозамещающей,
экспортоориентированной  продукции, в основе которого лежат результаты
выполненных НИР и ОКР;
     - развитие высокорентабельных наукоемких производств;
     - вовлечение   в  активную  научно-производственную  деятельность
высококвалифицированных  специалистов, в том числе в сфере инжиниринга
и  менеджмента,  имея  в виду использование на этих новых направлениях
молодых преподавателей и научных работников, аспирантов и студентов.
     Несмотря   на   то,   что   в   Москве  сосредоточено  около  60%
научно-технического  потенциала  страны,  трудится  треть всех научных
работников   России,   более  половины  докторов  и  кандидатов  наук,
стабильное  инновационное  развитие экономики столицы и России в целом
пока   не   обеспечено.  При  огромном  научно-техническом  потенциале
удельный  вес  Москвы в общем объеме созданных передовых технологий по
России  в целом не превышает 15%. Не сформирован масштабный и развитой
рынок результатов инновационной деятельности.
     Система  московского  образования  в течение ряда лет развивается
практически   в  соответствии  с  целями,  определенными  приоритетным
национальным   проектом   "Образование",   реализуемым   в  стране  по
инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
     Главное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью
развития  ее  человеческого потенциала, которое во многом определяется
состоянием образования.
     Уровень    образования    -   это   исходная,   отправная   точка
экономического   и   научно-технического   прогресса.   Отставание   в
образовательном  развитии  прямо  сказывается на конкурентоспособности
государства и перспективах его развития.
     Последнее  десятилетие  страна  находится  на  этапе  перехода  к
рыночной  экономике  и  перед  отечественным  образованием  поставлены
фундаментальные задачи обеспечения устойчивого инновационного развития
страны  с  приведением  содержания образования и его структуры к новым
реалиям  российской  жизни,  претерпевшей  глубочайшие  политические и
социально-экономические   изменения.   Необходимо   интегрироваться  в
международное    образовательное    пространство,    обеспечив    рост
конкурентоспособности    и    государственной    значимости   экспорта
образовательных   услуг,   повышение   эффективности   по  привлечению
иностранных  граждан  для  обучения в московских учебных заведениях на
компенсационных условиях.
     В  то  же  время  традиционная  система  образования, равно как и
государственная молодежная политика, не обеспечивает целенаправленного
воспитания   самостоятельной,   идейной,  ответственной  молодежи,  ее
подготовки к жизни в самоорганизуемом обществе. Именно на это и должна
быть    нацелена    национальная   молодежная   политика,   призванная
сформировать  и  закрепить  необходимые  нормы  поведения  и моральные
ценности в общественных традициях.
     С  другой  стороны,  весь  комплекс  проблем  и  противоречий,  с
которыми   столкнется   Россия   в  ближайшее  десятилетие,  формирует
достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
     Стремительное     старение     населения     и    неблагоприятные
демографические  тенденции  заставят  общество уже в ближайшем будущем
предъявить  к  сегодняшней  молодежи повышенные требования: она станет
основным  трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей
степени,  чем  ее родителей, станет источником средств для социального
обеспечения  детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать,
что  коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных
на  1000  человек  трудоспособного  населения)  по  прогнозу  Росстата
возрастет  в  2016  году  по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709
человек.
     От    позиции    молодежи   в   общественно-политической   жизни,
стабильности  и  активности  будет зависеть темп продвижения России по
пути  демократических  преобразований, именно молодые люди должны быть
готовы  к  противостоянию  политическим  манипуляциям и экстремистским
призывам.  Однако  результаты  исследований показывают, что молодежь в
целом   довольно   аполитична.  В  выборах  даже  федерального  уровня
участвует   менее   половины   молодых   россиян,  в  ходе  последнего
исследования  лишь  33%  молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что
интересуются  политикой,  тогда  как среди граждан среднего возраста -
40%,  а  среди  тех,  кто  старше  55 - 45%. Только 2,7% молодых людей
принимают  участие  в  деятельности  общественных организаций. Сходные
тенденции  в  США  и  странах объединенной Европы стали основанием для
внедрения    специальных    программ    по   вовлечению   молодежи   в
общественно-политическую жизнь.
     В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь
призвана   выступить  проводником  идеологии  толерантности,  развития
российской  культуры  и  укрепления межпоколенческих и межнациональных
отношений.  Однако в настоящее время российская молодежь демонстрирует
противоречивое отношение к этим проблемам. Согласно опросу 35% молодых
людей  в  возрасте  18-35  лет  испытывает раздражение или неприязнь к
представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении
за пределы региона некоторых национальных групп.
     В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления
которой  во  взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь
вынуждена  вступать  в  социально-экономические  отношения значительно
раньше.  Уже  сейчас  согласно  последнему  всероссийскому  опросу 34%
опрошенных  заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до
17  лет  включительно,  11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь
10%  -  в  19  лет  и  старше.  При  этом  различные отрасли экономики
принимают  молодые  трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере
услуг  и  предпринимательства  молодежь уже сегодня составляет и будет
составлять  значительный процент работающих, то в социальной бюджетной
сфере  и  сфере  государственного  и  муниципального  управления  доля
молодых  работников сегодня незначительна. Это может привести к потере
преемственности    в   кадровом   обеспечении,   сделать   невозможным
реформирование  и  привести  к  системному кризису в социальной сфере.
Кроме  того,  нарастают  противоречия  между  "объективно  пожилой" по
кадровому  составу  социальной  сферой  и  относительно молодой сферой
бизнеса.  Такая  ситуация  не способствует готовности бизнеса взять на
себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
     В  качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом
встанет  вопрос  о  жилищном  обеспечении.  Несмотря на модернизацию и
реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда,
неразвитость  форм  найма  жилья  провоцируют  рост цен на жилье и его
аренду  в  Российской  Федерации. Даже после принятия нового Жилищного
кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же
время  в  рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению
молодежи  было  выделено  целевых  субсидий из федерального бюджета не
более  чем  для 6000 и за счет региональных бюджетов для 59000 молодых
семей.  Такие  результаты не могут оказать существенного влияния ни на
изменение  положения  молодых  людей,  ни на изменение демографической
ситуации в стране.
     Аналогичные  проблемы в странах Западной Европы решаются в первую
очередь    путем   взаимодействия   органов   власти,   арендодателей,
риэлторских  и  строительных  компаний  в  создании политики доступной
аренды жилья для молодежи.
     Жизнь  молодого  человека  в  предполагаемых  условиях  не  будет
развиваться  линейно,  как  последовательность  простых  переходов: от
основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни
в  родительском  доме  к  созданию  собственной  семьи.  Новые условия
потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска
новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
     Очевидно,  что  молодежь  в значительной своей части обладает тем
уровнем  здоровья,  интеллектуальной активности и мобильности, которая
выгодно  отличает  ее  от других групп населения. И в качестве рабочей
силы,   и   в  качестве  интеллектуального  источника,  и  в  качестве
потребителей  товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой
к  новым  условиям  группы  населения.  В то же время перед российским
обществом  стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь,
которые  несет  Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов
нынешнего положения молодежи.
     В  Российской  Федерации  высок уровень безработицы среди молодых
людей  в возрасте до 24 лет (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу
"теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до
2,6 миллиона молодых людей в год.
     В этих условиях большое значение приобретают:
     - научно-техническая   и   инновационная   политика,  формируемая
Правительством Москвы;
     - комплексные     меры     поддержки     научно-исследовательских
организаций, вузов, проводящих НИР и ОКР по приоритетным направлениям,
предприятий,   осуществляющих  разработку  и  внедрение  наукоемкой  и
высокотехнологичной продукции;
     - адресное  бюджетное  финансирование  НИР  и  ОКР  (рис.  1 - не
приводится);
     - стимулирование  системных  изменений  в  московском образовании
(устойчивое  инновационное  развитие, создание механизмов непрерывного
повышения качества и конкурентоспособности образования);
     - переход  к  массовому  "учебному конвейеру" на основе идеологии
формирования  базовых компетенций и реорганизации высшего образования,
перевода   его   в   режим  инновационного  развития,  обеспечивающего
полноценное  вхождение  страны  в  информационное  общество - общество
экономики знаний;
     - проведение  социально ориентированной политики, направленной на
развитие  и совершенствование системы воспитания молодежи и подготовки
кадров  в  вузах  города  Москвы,  вовлечение  все большего количества
молодых  людей  в  работу  научно-технических и опытно-конструкторских
структур,  целенаправленное  воспитание самостоятельной, ответственной
молодежи,  основанное  на  принципах  толерантности,  норм поведения и
моральных ценностях в общественных традициях.

              Рисунок 1. Схема организации планирования
                       инновационного процесса

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     С  этой  целью  должны  быть  задействованы  все  экономические и
организационные механизмы, имеющиеся у Правительства Москвы: городской
заказ,   налоговые  льготы,  финансовая  поддержка,  передовые  методы
управления.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа