Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".
ПРИМЕР РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ТОКСИЧНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ Задача: Определить концентрацию загрязнения атмосферного воздуха СО, С Н , NO , свинца на различном расстоянии от n m х автомобильной дороги на расчетном поперечнике. Исходные данные: Автомобильная дорога III категории. Интенсивность движения - 2500 авт./сутки; в соответствии с Руководством по определению пропускной способности автомобильных дорог, Минавтодор, 1982 г., расчетная часовая интенсивность движения составит: N = 2500 х 0,076 = 190 авт./час. Данные по составу транспортного потока: Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------ | Тип автомобилей |Содержание |Интенсивность,| Средний | | |в потоке, %| авт./час | эксплуатационный | | | | | расход | | | | | топлива, л/км | |-----------------------|-----------|--------------|-------------------| | Легковые |40 |75 | 0,11 | |-----------------------|-----------|--------------|-------------------| | Малые грузовые |5 |10 | 0,16 | | карбюраторные | | | | |-----------------------|-----------|--------------|-------------------| | Грузовые карбюраторные|30 |60 | 0,33 | |-----------------------|-----------|--------------|-------------------| | Грузовые дизельные |20 |35 | 0,34 | |-----------------------|-----------|--------------|-------------------| | Автобусы карбюраторные|5 |10 | 0,37 | ------------------------------------------------------------------------ Средняя скорость потока движения - 60 км/час, т.е. по рис. 4.3.1 m = 0,10. Скорость господствующего ветра - 3 м/сек. Угол направления ветра к оси трассы - 30°. Автомобильная дорога на рассматриваемом участке проходит в границах населенного пункта; застройка находится на расстоянии 20 метров от кромки проезжей части дороги. Данные по фоновой концентрации отсутствуют. Решение: 1. По формуле 4.3.1 определяется удельная эмиссия загрязняющих веществ по компонентам: Для окиси углерода: -4 q = 2,06 х 10 х 0,10 х (0,11 х 75 х 0,6 + 0,16 х 10 х 0,6 + СО + 0,33 х 60 х 0,6 + 0,34 х 35 х 0,14 + 0,37 х 10 х 0,6) = 0,0004 г/м с. Для углеводородов: -4 q = 2,06 х 10 х 0,10 х (0,11 х 75 х 0,12 + 0,16 х 10 х 0,12 + СН + 0,33 х 60 х 0,12 + 0,34 х 35 х 0,037 + 0,37 х 10 х 0,12) = = 0,00009 г/м с. Для окислов азота: -4 q = 2,06 х 10 х 0,10 х (0,11 х 75 х 0,06 + 0,16 х 10 х 0,06 + 0,33 х NO х 60 х 0,06 + 0,34 х 35 х 0,015 + 0,37 х 10 х 0,06) = 0,0000448 г/м с. По формуле 4.3.2 определяется эмиссия свинца: -7 q = 2,06 х 10 х 0,8 х 0,2 х 1,4 х (0,11 х 75 х 0,37 + 0,16 х 10 х Pb х 0,17 + 0,33 х 60 х 0,17 + 0,37 х 10 х 0,17) = 0,00000033 г/м с. 2. По формуле 4.3.3 определяется концентрация загрязнения атмосферного воздуха различными компонентами в зависимости от расстояния от дороги. На расстоянии 20 метров от кромки проезжей части, где в данном примере принята граница застройки, концентрация загрязнения составит: Для окиси углерода: 20 2 х 0,0004 0,0008 С = ----------------------------- = ------------------------ = СО ------ -------- \/2 х пи х сигма х V х sin фи \/2 х 3,14 х 2 х 3 х 0,5 = 0,00011 г/куб. м или 0,11 мг/куб. м. Для углеводородов: 20 2 х 0,00009 0,00018 С = ----------------------------- = ------------------------ = СН ------ -------- \/2 х пи х сигма х V х sin фи \/2 х 3,14 х 2 х 3 х 0,5 = 0,000024 г/куб. м или 0,024 мг/куб. м. Для окислов азота: 20 2 х 0,0000448 0,001328 С = ----------------------------- = ------------------------ = NO ------ -------- \/2 х пи х сигма х V х sin фи \/2 х 3,14 х 2 х 3 х 0,5 = 0,00001119 г/куб. м или 0,011 мг/куб. м. Для свинца: 20 2 х 0,00000033 0,00000066 С = ----------------------------- = ------------------------ = Pb ------ -------- \/2 х пи х сигма х V х sin фи \/2 х 3,14 х 2 х 3 х 0,5 = 0,000000088 г/куб. м или 0,000088 мг/куб. м. Аналогично определяется концентрация и для других расстояний. Результаты расчетов приводятся в таблице 2. Таблица 2 ------------------------------------------------------------------------- | Вид выбросов | Концентрация загрязнений в атмосфере на расстоянии | | |в метрах от кромки проезжей части дороги, мг/куб. м | | |----------------------------------------------------| | | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 150 | |------------------|--------|--------|--------|-------|--------|--------| |Окись углерода, СО|0,11 |0,055 |0,037 |0,0275 |0,022 |0,016 | |------------------|--------|--------|--------|-------|--------|--------| |Углеводороды, С Н |0,024 |0,012 |0,008 |0,006 |0,0048 |0,0034 | | n m| | | | | | | |------------------|--------|--------|--------|-------|--------|--------| |Окислы азота, NO |0,011 |0,006 |0,004 |0,003 |0,0022 |0,0016 | | х | | | | | | | |------------------|--------|--------|--------|-------|--------|--------| |Свинец, Pb |0,000088|0,000044|0,000029|0,00002|0,000017|0,000011| ------------------------------------------------------------------------- По результатам расчетов строится график распространения загрязнений в зависимости от расстояния от дороги. Результаты расчетов показывают, что величина транспортного воздействия на атмосферный воздух не превышает предельно допустимых концентраций, приведенных в таблице 4.3.4. Приложение 5 |
Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ".