ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 09.02.07

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

7. Межнациональные отношения и права человека

     В  отчетном году в России продолжали нарастать националистические
и  ксенофобские  настроения.  Участились  случаи  насилия  и  массовых
столкновений   на   почве   расовой,   национальной   или  религиозной
нетерпимости.   Жертвами   подобных   преступлений  были  люди  разных
национальностей,  как  граждане  России,  прежде  всего  "неславянской
внешности",  так  и приезжие из ближнего и дальнего зарубежья. Сами же
преступления стали более жестокими и циничными, а круг причастных к их
совершению    лиц    расширился.    Активизировалась   шовинистическая
пропаганда.  В  конце  года  в  условиях обострения отношений России с
Грузией  имел  место  всплеск антигрузинских настроений, в вольном или
невольном  разжигании  которых "отметились" некоторые российские СМИ и
отдельные  "усердные  не  по  разуму" должностные лица весьма высокого
ранга. Последнее - особенно тревожно.
     Правозащитники   из   Санкт-Петербурга  прислали  Уполномоченному
опубликованный  в местных СМИ текст телетайпограммы, направленной и.о.
начальника    ГУВД    Санкт-Петербурга    и    Ленинградской   области
генерал-майором    милиции   В.   Пиотровским   во   все   структурные
подразделения ГУВД 2 октября 2006 года.

     Санкт-Петербург ГУВД 122721/08
     02/10 17-00
     Начальникам подразделений аппарата
     ГУВД, горрайорганов внутренних дел
     Санкт-Петербурга
     и Ленинградской области
     В целях повышения эффективности
     выполнения требований Приказа ГУВД
     N 0215 от 30.09.2006
     (п. п. 6.1, 6.2, 7)

                               требую:

     1.   В   течение   02.10.-04.10.   2006   во   взаимодействии   с
территориальными  подразделениями УФМС с привлечением сотрудников всех
структурных  подразделений  провести  широкомасштабные  мероприятия по
максимальному   выявлению   и  депортации  граждан  Грузии,  незаконно
пребывающих на территории России.
     2.  Инициировать  перед  судами  при рассмотрении дел о нарушении
правил  пребывания  иностранных  граждан  принятие  решений  только  о
депортации указанной категории граждан с содержанием в ОПР ГУВД.
     Проведение    данных    мероприятий   согласовано   с   УФМС   по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а принятие решений - с судом
города Санкт-Петербурга и судом Ленинградской области.
     3.  Предупреждаю  о персональной ответственности за организацию и
результаты проведения мероприятий.

И.о. Начальника ГУВД
Санкт-Петербурга
и Ленинградской области,
генерал-майор милиции
                                                       В.Ю.Пиотровский

     Называя   вещи  своими  именами,  этот  беспрецедентный  документ
свидетельствует  о  том,  что  главный  милицейский начальник Северной
столицы вступил в сговор с судебной властью с целью вынесения огульных
судебных решений в отношении еще даже не выявленных нарушителей режима
пребывания  без  учета  конкретных  обстоятельств  каждого из них и по
единственному признаку - принадлежности к гражданству Грузии.
     Уполномоченный  обратился  к  Генеральному  прокурору  Российской
Федерации   с  просьбой  при  подтверждении  подлинности  приведенного
служебного   документа  принять  меры  прокурорского  реагирования  по
привлечению  виновных  к  ответственности  и отмене вопиюще незаконных
распоряжений, содержащихся в нем.
     Без  малого  два  месяца  спустя  (вместо положенных по закону 15
дней)  пришел  ответ  за  подписью  первого  заместителя  Генерального
прокурора  А. Буксмана. В лучших бюрократических традициях документ не
давал  ответа ни на один из поставленных Уполномоченным вопрос. Вместо
этого  в  "ответе"  Генпрокуратуры  России содержался краткий отчет об
успехах правоохранительных органов г. Санкт-Петербурга и со ссылкой на
ведомственные  нормативные  акты с грифом "Секретно" утверждалось, что
фактов превышения должностных полномочий в действиях их сотрудников не
выявлено.   Означает   ли  это,  что  структурные  подразделения  ГУВД
Санкт-Петербурга  и  Ленинградской области в итоге все же не выполнили
явно незаконные указания своего начальника, до сих пор непонятно.
     Обратила  на  себя  внимание трагическая история гражданки Грузии
Мананы   Джабелия,   скончавшейся   в   Центре  временного  содержания
иностранных граждан N 2 ГУВД г. Москвы в начале декабря 2006 года.
     Беженка  из  Абхазии  этническая  грузинка  М. Джабелия, состоя в
браке  с этническим абхазцем, надо полагать, обоснованно опасалась как
возвращения  в Абхазию, так и переезда в другие регионы Грузии. С 1993
года  семья Джабелия проживала в Москве, имея временную регистрацию. В
начале  октября  2006  года  грузинский  паспорт  М. Джабелия оказался
просроченным,  а новый еще не был оформлен. Соответственно М. Джабелия
утратила  и  временную  регистрацию по месту жительства. Допущенное ею
нарушение  режима  пребывания  было  очевидным,  хотя,  видимо, скорее
техническим,  нежели  злостным  и  умышленным.  Явно  без  учета этого
обстоятельства  Нагатинский  районный  суд  г. Москвы в начале октября
принял  в отношении М. Джабелия решение об административном выдворении
из   России   в   Грузию.  После  вмешательства  Уполномоченного  было
восстановлено  право  М.  Джабелия  на  подачу  кассационной жалобы, а
процедура   ее   выдворения   приостановлена.  Полтора  месяца  спустя
Московский  городской  суд  признал  решение  о выдворении М. Джабелия
чрезмерным  и  отменил его. Однако в силу чисто процедурных проволочек
освобождение  гражданки  Грузии  было  затянуто,  а  сама  она, тяжело
больной человек, скончалась в Центре временного содержания иностранных
граждан N 2.
     В  этом,  так  же как и в других подобных случаях, Уполномоченный
стремился  своевременно  реагировать  на  обращения граждан, добиваясь
отмены  незаконных или неоправданно суровых судебных решений. В целом,
однако,  следует  признать, что прискорбное рвение в плане "правосудия
по разнарядке" в отношении граждан одной из бывших советских республик
немало  подхлестнуло  националистические  и  ксенофобские настроения в
российском обществе.
     В   связи  с  этим  Уполномоченный  считает  необходимым  заявить
следующее.
     Лица,   нарушающие   российские  законы,  должны  привлекаться  к
ответственности   независимо  от  их  национальной  принадлежности.  В
конкретных  случаях  лица,  нарушающие  режим пребывания на территории
Российской  Федерации,  могут  подлежать выдворению за ее пределы. При
этом, однако, и власти, и обществу необходимо помнить о том, что любые
репрессивные  меры,  осуществляемые  по  любому  этническому признаку,
являются  по определению противозаконными и безнравственными, а потому
неприемлемыми.
     На  фоне  общего  осложнения  обстановки  в сфере межнациональных
отношений  было  особенно заметно, что правоохранительные органы, даже
повысив  внимание  к  работе  на  этом  направлении,  все же не всегда
оказывались  на  уровне предъявляемых к ним требований. Вплоть до 2005
года  преступные деяния, явно совершенные на расовой, национальной или
религиозной  почве,  сплошь  и  рядом  квалифицировались  как  простое
хулиганство,  что  препятствовало должному наказанию за них, а также и
адекватному  восприятию  их  обществом.  В  2006 году от этой порочной
практики  удалось  во многом отказаться. К сожалению, возникла другая,
возможно,  более  сложная  проблема:  верно  квалифицировав преступное
деяние и даже задержав предполагаемого преступника, правоохранительные
органы порой оказываются не в состоянии доказать его вину.
     Так, в марте 2006 года внимание общественности привлек вынесенный
коллегией  присяжных  вердикт  по  делу  убийства  9-летней таджикской
девочки  Хуршеды  Султоновой, проживавшей в Санкт-Петербурге. Основной
обвиняемый  был признан невиновным в совершении убийства. Национальные
же  мотивы  преступления  не  были  вообще  отражены  в  обвинительных
приговорах.
     Также  в Санкт-Петербурге в октябре 2006 года суд присяжных вынес
вердикт  о  недоказанности  вины  обвиняемых  в  убийстве вьетнамского
студента  Ву  Ань  Туана.  Из  17  обвиняемых были полностью оправданы
восемь. Остальные были признаны виновными по другим эпизодам нападений
на  иностранцев  -  граждан Азербайджана, Ганы, Палестины и Китая. При
этом  только  в  последнем  случае  присяжные  сочли  доказанным мотив
национальной ненависти.
     Некоторые  представители  российской общественности высказывали в
связи  с  этим предположение о "чрезмерной толерантности", проявленной
присяжными   по   отношению   к   лицам,   обвинявшимся  в  совершении
преступлений   против  лиц  другой  национальности.  В  очередной  раз
подчеркивалась и неэффективность суда присяжных как института.
     Уполномоченный   не   располагает   достаточной  информацией  для
подтверждения  или  опровержения,  по  сути  дела, оценочного тезиса о
"национальной  ангажированности"  присяжных.  Уполномоченный,  однако,
считал  бы  необходимым  подчеркнуть,  что  в обоих случаях оправдание
обвиняемых  присяжными  было в значительной мере обусловлено не вполне
квалифицированной  работой  как  следственных  органов,  так и стороны
обвинения.  Исчерпывающее и убедительное доказательство присяжным вины
обвиняемого  в  делах  подобного  плана  -  нелегкая  работа, навыками
которой  еще  только  предстоит овладеть российским правоохранительным
органам.
     Впрочем,  отчетный  год  дал  и  примеры  осмысленного  и умелого
применения  правоохранительными  органами  статей  Уголовного  кодекса
Российской  Федерации,  карающих  за  преступления  националистической
направленности.
     - 12 июля 2006 года Тверской суд Москвы вынес приговор по делу об
избиении   продюсера  НТВ  Э.  Мирзоева.  Суд  установил  в  действиях
обвиняемых признаки состава преступления, предусмотренного статьей 282
УК   РФ   (возбуждение   ненависти   либо  вражды,  а  равно  унижение
человеческого достоинства).
     - 31  июля 2006 года Советский суд Челябинска вынес приговор двум
членам   партии   "НБП   без   Лимонова",  обвиняющимся  в  разжигании
национальной  розни.  А.  Назаров и И. Герасимов признаны виновными по
пункту  "в"  части  2  статьи  282  УК  РФ (возбуждение ненависти либо
вражды,  а  равно  унижение  человеческого  достоинства организованной
группой), по статье 212 УК РФ (массовые беспорядки) и по статье 280 УК
РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).
     - 25  августа  2006  года  Воронежский областной суд приговорил с
учетом статьи 282 УК РФ И. Павлюка, обвиняемого в убийстве студента из
Перу,   к   16  годам  лишения  свободы  в  колонии  строгого  режима.
Соучастники  этого  преступления  были  приговорены к различным срокам
лишения свободы и исправительным работам.
     Примечательно,   что  в  качестве  отягчающего  обстоятельства  в
приговоре   присутствовал  пункт  "е"  статьи  63  УК  РФ  (совершение
преступления  по  мотиву  национальной, расовой, религиозной ненависти
или вражды).
     - 15 сентября 2006 года Московский городской суд признал москвича
А.  Копцева,  напавшего на прихожан синагоги на улице Большая Бронная,
виновным  и  по  статье  282  УК РФ, приговорив его к 16 годам лишения
свободы в колонии строгого режима.
     - 5  октября  2006 года в г. Кирове суд вынес приговор по части 1
статьи  282  УК  РФ  местному  жителю,  который  19  апреля  2006 года
расклеивал  листовки, возбуждающие национальную ненависть либо вражду.
Суд назначил ему наказание в виде 120 часов исправительных работ.
     Огромная  ответственность  в деле предотвращения насилия на почве
расовой,  национальной  или  религиозной нетерпимости лежит на органах
правопорядка.  Порой  именно  их  неумелые действия или, что еще хуже,
зачастую   преднамеренное   бездействие   приводит  к  крайне  тяжелым
последствиям.  Примером  тому  сентябрьские  события  в  г.  Кондопоге
(Республика  Карелия). Изначально поводом для волнений стала заурядная
потасовка   между   посетителями  и  работниками  местного  ресторана.
Последние обратились за помощью не к милиции, а к представителям одной
из  этнических  криминальных  группировок.  При полном попустительстве
находившихся  поблизости  сотрудников  милиции  потасовка  переросла в
массовую  драку, в которой погибли двое местных жителей. По прошествии
нескольких   дней   в   городе  начались  межэтнические  столкновения,
по-настоящему запахло погромом выходцев с Кавказа.
     Отдельно следует упомянуть о провокационной роли, которую сыграло
в  указанных  событиях  так  называемое  Движение  против  нелегальной
иммиграции  (ДПНИ). Руководители ДПНИ специально прибыли в Кондопогу и
своими  выступлениями  подстрекали  жителей  города  к  беспорядкам  и
насилию.  К  сожалению,  прокуратура  Республики  Карелии по не вполне
понятным причинам не дала должной правовой оценки действиям активистов
ДПНИ.
     По  итогам  событий  в  Кондопоге  от  занимаемых должностей были
освобождены  все  руководители "силового блока" Республики. Возбуждено
несколько уголовных дел. Бесспорно, что уроки этих событий должны быть
учтены в работе правоохранительных структур по всей стране.
     В  целом,  как  представляется, националистические и ксенофобские
настроения  постепенно  превращаются,  по  сути дела, в долговременный
элемент   политической  и  общественной  жизни  России.  Причины  этой
тревожной  тенденции,  конечно, нуждаются в глубоком анализе. Хотелось
бы  обратить  внимание  на  одну  из  них:  укоренившуюся в российском
обществе  привычку  воспринимать  друг  друга прежде всего по признаку
расы  или национальности. Эта привычка далеко не безобидна: в нынешней
непростой     социально-экономической     обстановке,    в    условиях
интенсификации   миграционных   процессов   она  подстегивает  бытовой
межнациональный    и    межэтнический   антагонизм.   Его   проявления
многообразны:   от   "кухонных"  разговоров  о  "понаехавших  тут"  до
подсознательной,   а   порой   и   осознанной   готовности   оправдать
преступления против "инородцев".
     С  учетом  сказанного  жесткое  пресечение  националистических  и
ксенофобских  настроений,  равно  как и профилактика их возникновения,
должно,  очевидно,  рассматриваться как важнейшая задача государства и
всего  общества,  как  общенациональный проект, от успешной реализации
которого    зависит   будущее   России   -   единого   цивилизованного
демократического  государства.  Акцент  при этом должен быть сделан не
столько   на   карательных   мерах,   сколько   на  широком  комплексе
пропагандистских,  разъяснительных  и воспитательных мер, охватывающих
все  российское  общество  от  мала  до  велика. Первой и доминирующей
позицией   в   российской   самоидентификации   должно  стать  понятие
"гражданин Российской Федерации".

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа