ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и энергетики РФ. 07.08.07 311

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Реконструкция и техническое перевооружение
                       электронных производств

     Реконструкция  и техническое перевооружение производственной базы
должны  выполняться с учетом перехода к новой модели структуры бизнеса
(fabless-foundry).    Однако    полностью   игнорировать   исторически
сложившуюся   базу   интегрированных   изготовителей  в  отечественной
электронной   промышленности   было   бы   нецелесообразно  -  в  этих
организациях  имеется  большой  накопленный  опыт такого производства.
Основная  задача  этих  организаций  - обеспечить серийный выпуск ЭКБ,
необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.
     Поэтому рациональной была бы первоочередная глубокая модернизация
производства  ведущих организаций с применением современных технологий
и    оборудования,    не   предъявляющих   повышенных   требований   к
технологическому  обеспечению,  которое  может  реализовываться только
строительством новых производств, а не модернизацией действующих.
     Такая  модернизация в микроэлектронике до предельных уровней 0,35
- 0,25 мкм может быть проведена на имеющейся технологической базе и не
потребует  глубокой модернизации систем технологического обеспечения и
капитального   строительства.  Следует  учитывать,  что  строительство
только  одного современного микроэлектронного производства уровня 0,13
-  0,09  мкм потребовало бы инвестиций около 1,5 - 2,5 млрд. долларов,
что вдвое превосходит все запрашиваемые средства на программу развития
ЭКБ в целом.
     При  проведении  техперевооружения электронных производств должны
быть учтены как потребность в сохранении производств ЭКБ, используемой
в  аппаратуре  с  длительным  жизненным  циклом  с учетом ее возможной
модернизации, так и необходимость восстановления утерянных производств
ЭКБ.   Альтернативным   направлением   решения   проблемы  обеспечения
функционирования  подобной  аппаратуры  на  всех  этапах ее жизненного
цикла является создание необходимых страховых запасов ЭКБ.
     Освоение   технологического  уровня  0,09  мкм  и  менее  требует
строительства новых специальных производств с дорогостоящей инженерной
инфраструктурой, очищающей технологическую атмосферу от загрязнений на
химическом (молекулярном) уровне.
     В  настоящее время такое производство можно организовывать только
в  альянсе  с  зарубежными партнерами в рамках международного проекта.
Реализация  продукции  таких  фабрик  носит глобальный характер и, как
правило, не может быть обеспечена только внутренним рынком.
     Следует    иметь    в   виду,   что   освоение   каждого   нового
технологического    уровня   требует   соответствующих   изменений   в
метрологическом   обеспечении  микроэлектронного  производства.  Утеря
собственного      спецтехнологического     машиностроения     вызывает
необходимость   приобретения   всего   комплекта   технологического  и
контрольного   оборудования  за  рубежом.  Стоимость  его  чрезвычайно
высока,  она  составляет  величину  порядка млн. долларов за единицу и
доходит  до  значений  8  -  10  млн.  долларов за отдельные, но самые
главные виды оборудования (фотолитографические установки).
     Оценки  показывают,  что  стоимость  полного  минимального набора
оборудования для технологического уровня 0,13 мкм составляет около 220
-   260   млн.  долларов  (стоимость  полного  комплекта  оборудования
стандартного  производства  уровня  0,13  мкм  около  1,2  - 1,4 млрд.
долларов (50 - 55% от стоимости всей фабрики ~ 2,5 млрд. долларов).
     Таким  образом,  минимальные  инвестиции  на  организацию  только
пилотного  (опытного)  производства  уровня 0,13 мкм превысят значение
300 - 350 млн. долларов (еще около 80 млн. долларов на строительство и
инженерное  обеспечение  линейки,  удельная  стоимость чистых площадей
подобного класса превышает значение 15 тыс. долларов/кв. м).
     Практически все организации микроэлектроники акционированы, и как
следствие,  они  выбирают  ту технико-экономическую стратегию развития
(на  первых  этапах  -  стратегию выживания), которая может обеспечить
максимальную    прибыль    и,   естественно,   не   ориентируется   на
государственные   интересы.   Российские   инвесторы   еще  не  готовы
вкладывать  деньги  в  отечественную  микроэлектронику  в тех объемах,
которые  необходимы  для  подъема высокотехнологичного производства, а
иностранные  этого делать не будут, так как это противоречит интересам
завоевания российского рынка.
     Ситуация   с   развитием   проектирования   и   производства  ЭКБ
осложняется  отсутствием  мощных  потребителей  на  внутреннем рынке и
низкой конкурентоспособностью создаваемой ЭКБ на внешнем.
     Таким  образом, продуктовая цепочка "электронные технологии - ЭКБ
-  радиоэлектронная  аппаратура"  не  имеет  главных стимулов развития
из-за  ограничений в потребности в высшем звене и значительного объема
необходимых инвестиций в нижнем.
     У  государства  в  сложившейся  ситуации  реально сохраняются два
рычага   управления:   бюджетные   ассигнования  и  рынок  госзакупок.
Пользуясь  этими  рычагами,  государство  должно обеспечить реализацию
своих   интересов,   создавая   одинаковые   правила   и  условия  при
взаимодействии   с  бизнес-структурами,  реально  владеющими  активами
микроэлектронных   производств.  Это  должно  стать  основой  будущего
государственно-частного партнерства.
     Необходимо   обратить  внимание  и  на  межгосударственные  формы
партнерства.
     Принимая    во    внимание    важность    научно-технического   и
экономического    взаимодействия    с    Республикой    Беларусь   как
стратегического   и   политического   партнера  и  положительный  опыт
совместных программ по спецтехнологическому оборудованию и технологиям
микроэлектроники,      следует     расширить     состав     совместных
межгосударственных   российско-белорусских   программ   по  разработке
специальной   ЭКБ  (силовая  и  автомобильная  электроника;  СБИС  для
цифрового  телевидения,  систем  безопасности,  информационных систем;
микросистемная   техника  и  сенсоры  и  т.д.)  для  задач  реализации
совместных крупномасштабных проектов и интеграции экономик.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа