СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 06.12.07

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Административно-правовые
               последствия изъятия российских паспортов

     Между   тем  в  настоящее  время  российский  паспорт  не  только
удостоверяет гражданство, но выполняет и иные функции.
     Статьей  10  "Документы,  удостоверяющие  гражданство  Российской
Федерации"  Федерального  закона  от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве
Российской  Федерации"  установлено,  что  таким  документом  является
паспорт  гражданина  Российской  Федерации или иной основной документ,
содержащий указание на гражданство лица. Тем самым Закон устанавливает
прямую  зависимость  между гражданством России и наличием паспорта как
документа,  подтверждающего гражданство Российской Федерации. Закон не
определяет  паспорт  гражданина  Российской Федерации как единственный
документ,  удостоверяющий  личность гражданина, предписывая разработку
отдельного   федерального   закона   о   видах   основных  документов,
удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
     Закон   о  видах  основных  документов,  удостоверяющих  личность
гражданина  Российской  Федерации,  до настоящего времени не принят. В
его   отсутствие  правоотношения  в  этой  сфере  регулируются  Указом
Президента  Российской  Федерации  от  13.03.1997  N  232 "Об основном
документе,  удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на
территории  Российской  Федерации".  Указом  установлено,  что паспорт
гражданина   Российской   Федерации   является   основным  документом,
удостоверяющим  личность гражданина Российской Федерации на территории
Российской  Федерации.  Аналогичная  норма  содержится  в  Положении о
паспорте  гражданина Российской Федерации, утвержденном Постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года.
     Следовательно,  паспорт  гражданина  Российской  Федерации служит
документом,  удостоверяющим  как  личность  предъявителя,  так  и  его
принадлежность к гражданству.
     В   свете  этого  несколько  сомнительным  представляется  вывод,
сделанный   в   Определении   Кассационной  коллегии  Верховного  Суда
Российской  Федерации  от 17.08.2006 N КАС06-300, о том, что "нормы об
изъятии    ненадлежащего    паспорта,   не   являющегося   документом,
удостоверяющим  гражданство Российской Федерации, не затрагивают права
и   свободы   гражданина,   гарантированные   Конституцией  Российской
Федерации,  законами  и  другими  нормативными  актами". Такая позиция
Кассационной   коллегии  Верховного  Суда  Российской  Федерации  явно
расходится  со  следующей оценкой Европейского Суда по правам человека
по делу "Смирнова против России" (Жалобы N 46133/99 и 48183/99):
     "Суд  считает  установленным,  что  в  своей  повседневной  жизни
российские  граждане  должны  удостоверять  свою  личность... даже при
реализации  таких...  задач,  как  обмен валюты или покупка билетов на
поезд.  Внутренний  паспорт  также необходим и для реализации жизненно
более  важных  потребностей, например, для поиска работы или получения
медицинского    обслуживания.    Следовательно,    лишение    паспорта
представляет   собой  продолжительное  вмешательство  в  личную  жизнь
заявительницы".
     Таким  образом,  речь,  очевидно,  должна  идти только о том, что
выданный   государственными   органами  с  нарушениями  установленного
порядка  паспорт  может  быть  признан  ненадлежащим  только  в  части
определения   принадлежности   к   гражданству  Российской  Федерации,
поскольку  подлинность иных занесенных в него сведений не подвергается
сомнению и не оспаривается.
     В  соответствии  с  пунктом  5  Положения  о  паспорте гражданина
Российской Федерации в паспорте производятся отметки:
     "о  регистрации  гражданина  по  месту  жительства и снятии его с
регистрационного  учета  -  соответствующими органами регистрационного
учета;
     об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего
возраста,   -  соответствующими  военными  комиссариатами  и  органами
внутренних дел;
     о  регистрации  и  расторжении  брака - соответствующими органами
записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
     о  детях,  не  достигших  14-летнего  возраста, - органами записи
актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
     о  ранее  выданных  основных  документах, удостоверяющих личность
гражданина  Российской Федерации на территории Российской Федерации, -
органами внутренних дел;
     о  выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина
Российской  Федерации  за  пределами  Российской Федерации, - органами
внутренних дел или другими уполномоченными органами.
     По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:
     о   его   группе   крови   и   резус-факторе  -  соответствующими
учреждениями здравоохранения;
     об  идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими
налоговыми органами".
     Приведенный  перечень  показывает,  что  подавляющее  большинство
записей  в паспорте не имеют непосредственного отношения к гражданству
и  заносятся  в  паспорт,  как  отмечено  в названном Указе Президента
Российской   Федерации   от   13.03.1997  N  232,  "в  целях  создания
необходимых  условий  для  обеспечения  конституционных  прав и свобод
граждан Российской Федерации".
     Как  следует из объяснений представителя Правительства Российской
Федерации  и  МВД  России,  включенных в текст решения Верховного Суда
Российской  Федерации от 06.06.2006 N ГКПИ06-337, "гражданину выдается
акт  об изъятии паспорта. В акте указываются: дата, место, должность и
фамилия лица, составившего акт, фамилия, имя и отчество лица, которому
оформлен  паспорт,  серия  и  номер  изымаемого паспорта и причина его
изъятия".   Очевидно,  что  указанный  акт  нельзя  рассматривать  как
полноценный документ, удостоверяющий личность предъявителя.
     При   отсутствии  паспорта  человек  не  может  в  полном  объеме
пользоваться   правами   и   свободами,   закрепленными   Конституцией
Российской  Федерации, поскольку непосредственная реализация этих прав
и  свобод  прямо  связана  с  документами,  удостоверяющими  личность.
Изъятие  документа,  удостоверяющего  личность, влечет потерю работы и
невозможность  трудоустройства  или  получения пенсии, лишает гарантий
медицинского   и  иных  видов  социального  обеспечения.  Кроме  того,
невозможность  приобретения  проездных документов, для покупки которых
необходимо  предъявление паспорта, регистрации брака и т.п. ставит под
сомнение реализацию права на свободу передвижения и на невмешательство
в   личную   и  семейную  жизнь.  Ограничиваются  права  собственника.
Фактический  запрет  на совершение юридически значимых действий лишает
лицо,  у  которого  изъят  паспорт  гражданина Российской Федерации, и
возможности использовать средства судебной защиты своих прав и свобод,
в частности обжаловать в суд действия органов ФМС России.
     Таким  образом,  изъятие  органами ФМС России паспорта гражданина
Российской  Федерации  у  переселившегося  на постоянное жительство на
родину  соотечественнику  не  позволяет  ему реализовать права, данные
каждому  от  рождения.  Больше  того,  лишенный  российского  паспорта
соотечественник    парадоксальным    образом   оказывается   в   менее
благоприятном   положении,  чем  иностранные  граждане  или  лица  без
гражданства, проживающие в России по своему национальному паспорту или
виду на жительство.

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа