СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 06.12.07

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Судебная практика по делам
                   об изъятии российских паспортов

     Вопросы   изъятия   российских  паспортов  неоднократно  являлись
предметом судебного разбирательства.
     Так,  в  частности,  прокуратура  Федоровского района Саратовской
области обратилась в 2006 году в Федоровский районный суд с заявлением
о  признании  незаконными  действий  должностных  лиц территориального
пункта  Управления  ФМС  России  по  Саратовской области в Федоровском
районе.   Прокуратура  установила,  что  паспорта  граждан  Российской
Федерации изымались должностными лицами миграционной службы "в связи с
сомнениями  в  обоснованности их выдачи лицам, родившимся за пределами
Российской  Федерации".  По  мнению  прокуратуры, поскольку российский
паспорт  является  документом,  удостоверяющим  гражданство Российской
Федерации,  то  его  изъятие  возможно лишь в случае отмены решения по
вопросу   гражданства   при  установлении  в  судебном  порядке  факта
использования   заявителем   подложных  документов  или  сообщения  им
заведомо   ложных   сведений,   на   основании   которых   принималось
соответствующее решение.
     Федоровский  районный  суд  отказал  в  удовлетворении указанного
заявления.  Формально  районный  суд вынес обоснованное постановление,
так  как  решение  вопросов  гражданства Российской Федерации не может
быть  предметом  судебного  разбирательства.  Эти вопросы Конституцией
Российской  Федерации  (ст.  89)  и Федеральным законом "О гражданстве
Российской  Федерации"  (ст.  28)  отнесены  к исключительному ведению
Президента Российской Федерации и полномочных органов, ведающих делами
о гражданстве Российской Федерации.
     Вместе  с  тем  суду  не  запрещено  устанавливать  достоверность
юридически  значимых  фактов,  на основе которых принималось решение о
документировании  граждан  российскими паспортами. Очевидно, что такой
судебный  путь  позволил  бы  избежать  субъективного и поверхностного
разбирательства и дал бы возможность людям аргументированно доказывать
свою    правоту.    Представляется,    что    именно   публичность   и
состязательность   судебного   процесса   потребовали  бы  от  органов
миграционной службы облекать свои сомнения в строгую юридическую форму
и представлять доказательства.
     Именно  такой  позиции,  по-видимому,  придерживалась  и судебная
коллегия  по  гражданским  делам  Верховного суда Республики Калмыкия,
вынося 23 августа 2007 года по делу N 33-456/07 следующее кассационное
определение:  "В  нарушение  требований  ст.  56 ГПК РФ ответчик (ОФМС
России)  не  представил ни суду первой, ни суду кассационной инстанций
доказательств того, что паспорт гражданина РФ в 1994 году был выдан П.
с нарушением установленного порядка, а затем незаконно заменен дважды,
в   2002   и  2005  годах.  При  таких  обстоятельствах  дела  изъятие
начальником ТП ОФМС у гражданина РФ П. паспорта гражданина РФ является
незаконным".
     К  сожалению,  судебное разбирательство далеко не всегда помогает
внести  ясность  и  определенность  в конфликтную ситуацию. В качестве
примера   достаточно  указать  на  определение  Судебной  коллегии  по
гражданским  делам  Самарского областного суда от 27.02.2007 по делу N
2-05/733.  В  этом определении сделан противоречивый вывод о том, что:
"...выдача  Ю. паспорта гражданина РФ сама по себе не означает наличие
у  него  правового статуса гражданина РФ, поскольку паспорт гражданина
РФ  в  силу  статьи  10  Федерального  закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О
гражданстве  Российской Федерации" является документом, удостоверяющим
гражданство РФ".
     По вопросам, связанным с изъятием паспортов гражданина Российской
Федерации,  были  приняты решение Верховного Суда Российской Федерации
от   06.06.2006  N  ГКПИ06-337  и  Определение  Кассационной  коллегии
Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2006 N КАС06-300.
     Верховный   Суд   Российской   Федерации  нашел  соответствующими
действующему  законодательству  положения  ряда  нормативных  правовых
актов  и  счел  правомочным  изъятие  необоснованно выданных паспортов
органами  ФМС  России.  Правовая  позиция  Верховного  Суда Российской
Федерации  заключается в том, что "...паспорт удостоверяет гражданство
Российской   Федерации,  которое  возникает  не  собственно  из  этого
документа,  а  по  основаниям  и  в порядке, установленным Федеральным
законом  и  иными  нормативными  правовыми  актами,  принятыми  в  его
развитие".  Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
в  свою  очередь  констатировала, что "...паспорт является документом,
удостоверяющим  гражданство Российской Федерации, только в том случае,
если    он    выдан    уполномоченным   государственным   органом   на
соответствующем    официальном    бланке,   с   соблюдением   порядка,
предусмотренного  Положением  и  принятыми в его развитие нормативными
правовыми  актами.  Паспорт,  не  соответствующий этим требованиям, не
может  считаться  документом  и  удостоверять  гражданство  Российской
Федерации".
     Таким   образом,  Верховный  Суд  Российской  Федерации  в  своих
решениях   рассматривал  и  определял  паспорт  гражданина  Российской
Федерации  только  как документ, удостоверяющий гражданство Российской
Федерации.

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа