СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 06.12.07

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Выводы и рекомендации

     Основными  причинами возникновения общественно значимых проблем в
области  приема  в гражданство Российской Федерации и документирования
паспортами  гражданина Российской Федерации соотечественников из стран
СНГ являются:
     отсутствие  четкой  и последовательной государственной политики в
отношении   бывших   граждан  СССР,  желающих  приобрести  гражданство
Российской Федерации;
     несовершенство   законодательной  и  нормативной  правовой  базы,
регулирующей вопросы гражданства и документирования паспортами;
     аккумулированные   за   последние   пятнадцать   лет  последствия
неготовности  консульских  учреждений  МИД  России и паспортно-визовых
подразделений  МВД  России,  а  впоследствии  ФМС  России  к  работе в
условиях  массового обращения бывших граждан СССР, желающих приобрести
гражданство Российской Федерации и переселиться на родину;
     неполнота  и недостоверность сведений, содержащихся в базе данных
Консульского  департамента МИД России, учетах Центра паспортно-визовых
информационных   ресурсов   ФМС   России   и   соответствующих  учетах
территориальных органов ФМС России;
     не  всегда достаточная квалификация, а порой недобросовестность и
злоупотребления   должностных   лиц,  отвечающих  за  документирование
паспортами гражданина Российской Федерации.
     В  сложившихся  беспрецедентных обстоятельствах Уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации полагает необходимым и в высшей
степени справедливым руководствоваться:
     одним   из  основополагающих  принципов  теории  права,  согласно
которому  без  доказанной  вины  не  может быть ни ответственности, ни
наказания;
     осознанием  того,  что лишившиеся родины против своей воли и ныне
переселившиеся в Россию люди в сущности не являются иностранцами;
     особым  правовым  статусом  России как единственного продолжателя
СССР.
     Уполномоченный  не  сомневается  в том, что факты необоснованного
документирования  переселившихся  в  Россию  бывших  советских граждан
российскими паспортами должны быть объектом тщательной проверки, а при
необходимости  и  судебного  расследования. Однако до завершения такой
проверки  и  судебного  расследования  переселенец не может быть лишен
паспорта, ибо это объективно ведет к нарушению его неотъемлемых прав.
     При   неопровержимой   доказанности   умысла   на  необоснованное
получение  российского  паспорта со стороны самого переселенца паспорт
как   документ,   удостоверяющий   его  принадлежность  к  российскому
гражданству, подлежит изъятию. Сам же переселенец обязан заново пройти
процедуру   легализации   на   территории   Российской   Федерации   в
соответствии с установленным порядком.
     Однако  в  случае если наличие умысла на необоснованное получение
российского  паспорта  со стороны самого переселенца не доказано и тем
более  если  вина  за  необоснованную  выдачу  ему  паспорта  лежит на
должностных  лицах  и  государственных  органах  Российской Федерации,
принадлежность  переселенца  к  российскому  гражданству не может быть
поставлена под сомнение.
     С  учетом  остроты  и  неотложности проблемы наиболее эффективным
способом   ее  оперативного  решения  мог  бы  стать  указ  Президента
Российской  Федерации  о  безусловном  приеме в российское гражданство
переселенцев из стран СНГ, не по своей вине ошибочно документированных
паспортами гражданина Российской Федерации.
     Впредь  до  вступления  в  силу  предложенного  указа  Президента
Российской Федерации Уполномоченный рекомендует:
     Правительству Российской Федерации:
     руководствуясь   положениями   ст.   10  Федерального  закона  "О
гражданстве   Российской   Федерации",   ускорить  разработку  проекта
федерального   закона  о  видах  основных  документов,  удостоверяющих
личность гражданина Российской Федерации;
     до  вступления  в  силу  федерального  закона  о  видах  основных
документов,  удостоверяющих  личность гражданина Российской Федерации,
приостановить  действие  п.  7  Постановления Правительства Российской
Федерации  от 08.07.1997 N 828, предусматривающего возможность изъятия
паспорта гражданина Российской Федерации;
     разработать проект федерального закона о внесении дополнений в п.
2  ст.  333.29  и  пп. 9 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской
Федерации,  предусматривающих  освобождение  от уплаты государственной
пошлины  при  приеме  в  гражданство  Российской  Федерации  и  выдаче
паспорта гражданина Российской Федерации для физических лиц, у которых
были   изъяты  паспорта  гражданина  Российской  Федерации  как  ранее
ошибочно   выданные   по   вине   государственных  органов  Российской
Федерации.
     Федеральной миграционной службе Российской Федерации:
     собрать  и  обобщить  информацию  по  фактам  изъятия  российских
паспортов,  используя  отчеты  территориальных  органов  ФМС  России и
данные правозащитных организаций;
     сформировать   списки  лиц,  у  которых  были  изъяты  российские
паспорта,  ранее  не  по их вине ошибочно выданные должностными лицами
государственных органов Российской Федерации.
     Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
     усилить прокурорский надзор за исполнением Федерального закона "О
гражданстве  Российской  Федерации"  и  соблюдением законодательства в
этой сфере;
     обеспечить  принятие действенных мер прокурорского реагирования в
отношении  должностных лиц, допускающих злоупотребления при исполнении
законодательства   о   гражданстве   и   документировании   паспортами
гражданина Российской Федерации.
     Уполномоченный  рассматривает  настоящий доклад как приглашение к
обсуждению  проблем, связанных с российским гражданством, как одной из
важнейших  составляющей  во  взаимоотношениях,  правах  и обязанностях
человека, общества и государства.

Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации
                                                               В.ЛУКИН
6 декабря 2007 г.


                                                          Приложение 1

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа